Мишакина Саша Календарные циклы по произведениям Гесиода «Труды и дни» и Овидия




Скачать 158.2 Kb.
Дата13.08.2016
Размер158.2 Kb.
Мишакина Саша

Календарные циклы по произведениям
Гесиода «Труды и дни» и Овидия «Фасты»

1. ВВЕДЕНИЕ.

Сегодня мы заглянем в историю календаря, по которому наша страна жила еще 90 лет назад. Речь пойдет о юлианском календаре, введенном в 45 г. до н.э. верховным жрецом Рима Юлием Цезарем. Также мы рассмотрим предшественника римского календаря, таким, каким он был у учителей римлян – древних греков.

Мы рассмотрим два произведения, описывающие эти календари. Поэма «Труды и дни» написана греком Гесиодом в 8 в. до н.э. В ней Гесиод наставляет своего брата Перса праведной трудовой жизни. Он взывает к совести Перса и пренебрежительно отзывается о царях-«дароядцах» (т.е. взяточниках). Второе произведение – «Фасты», пребывающего в ссылке римского поэта Овидия. Овидий посвящает «Фасты» преемнику римского трона цезарю Германику. «Фасты» - исторически-религиозный труд, в котором, однако, чувствуется заискивание перед императором, который может решить его судьбу и вернуть из ссылки.

Овидий описывает календарь, введенный всего 50 лет назад. Юлий Цезарь ввел:

Солнечный круговорот по двенадцати знакам небесным
Точно он рассчитал, распределив его путь.
Он к тремстам пяти дням шестьдесят еще суток добавил
Да еще пятую часть времени полного дня.
Это для года предел, а к каждому пятому году,
Чтоб довершить полноту, лишний прибавился день
.

1 марта по римскому календарю – мартовские календы. Календы в Древнем Риме – очень важные дни. О календах громко возвещали жрецы, ведь это были дни новолуния. В календы надо было отдавать долги и проценты. Потом календы стали первыми числами месяца. Чтобы быть точными, римляне вели долговые книги – календариумы. От этого слова и произошло слово «Календарь».

У древних римлян была поговорка «Ждать до греческих календ». Она означала то же самое, что у нас «Когда рак свистнет». Ведь в Греции у каждого полиса был свой календарь, свои названия месяцев, свои числа, и непонятно было, когда тебе вернут деньги, по какому календарю?

2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЦИКЛЫ ГЕСИОДА.

У Гесиода, действительно, нет никаких чисел, а только естественные циклы.

Объективно для нас существуют такие временные циклы:


  • Сутки

  • Дни (по лунным фазам)

  • Месяцы

  • Сезоны

  • Годы

  • Эпохи

Посмотрим, как об этих циклах говорят Гесиод и Овидий.

Сутки. И у Овидия и у Гесиода есть утро, день, вечер. Как о них пишет Гесиод:

«С ранней вставая зарёю…С вечерней зарёю...В продолжении ночи…Долгого сна по утрам избегай...Только забрезжит заря…До самого нового года, ночи выравнивай с днями»

Дни. Гесиод подробно описывает каждый из тридцати дней лунного месяца и даёт им характеристику:

То, словно мачеха, день, а другой раз – как мать, человеку,

Тот меж людьми и блажен и богат, кто, всё это усвоив,

Делает дело, вины за собой пред богами не зная,

Птиц вопрошает и всяких деяний бежит нечестивых.

Вот что различные дни у Кронида всемудрого значат,

Если в сужденьях народов об этом содержится правда

Эти дни приведены в таблице (страница 6), представляющей своеобразный «гороскоп от Гесиода». Гесиод перечисляет дни десятками по лунным фазам. Дни бывают:



  • Ничего не несущие дни, без значенья: 1,2,3,18,21,22,23,26,27,28

  • Священные дни: 4,7,8,9,14,13,24

  • Плохие дни: 5,13,15,25

  • Переменные 11,16, 24

Кстати, какой день 1 марта 2008 г.? В 2008 году лунный месяц начался 17 февраля, таким образом, 01.03.2008 - 14 день лунного цикла. Посмотрим Гесиода:

Самый священный день меж четвертыми – средний.

День женородный - в среднем десятке четвёртый;

Овец и собак острозубых, тяжелоногих, рогатых быков
и выносливых мулов в этот же день хорошо приручать

Месяцы. Гесиод называет только один месяц – ленеон (это декабрь-январь). О нём он пишет ТАК МНОГО, как ни о чём другом! Видимо для греков это действительно был ужасный месяц:

Месяц очень плохой – ленеон…
Тяжелейший за целую зиму названный месяц;


Тяжёл для людей он, тяжёл для скотины…

Советовал я для укрытия тела, мягкий плащ надевать
и хитон, до земли доходящий,…


В них одевайся, что б волосы кожи твоей не дрожали
и не стояли по телу торчмя, Не ерошились зябко…

Правда, название этого месяца праздничное. Ленеи – это праздник виноградных выжимок, и он, вероятно, был в конце ноября.

Праздники и обряды. Гесиод вообще не упоминает праздников. Он только пишет о дневном отдыхе, который можно себе позволить себе, когда Сириус в зените (т.е. в июле) в тени скалы с библинским вином.

Гесиод - труженик. Он практик и реалист, старается дать дельные советы, чтобы дела у человека шли хорошо. Боги благосклонны к человеку по трудам, а не по жертвам!

Гесиод не приводит никаких обрядов, кроме нескольких. Например, перед посевом и жатвой надо помолиться Деметре и Зевсу Подземному и работать голым. Нельзя:


  • Переходить реку с грязными руками

  • Нельзя «охотиться» лицом к солнцу, а так же от заката до рассвета…

Сезоны и звёзды. Гесиод чётко выделяет сезоны и сельскохозяйственные работы, которые надо выполнять в эти сезоны. Сезоны определяются восходом и заходом светил. Главные небесные ориентиры – 4 солнцеворота, звёзды – Сириус, Арктур, Орион, Гиады и главное созвездие всех народов древности – Плеяды. Начало годового цикла он начинает с гелиотического восхода Плеяд – это конец мая, когда начинается сбор урожая озимых.

Лишь на востоке начнут восходить Атлантиды- Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить – за посев принимайся
Заходят Плеяды около 4 ноября, посев надо закончить до декабря, потому что:

Если священную почву засеешь при солновороте,

Жать тебе сидя придётся, помалу горстями хватая

Т.е. иначе урожай будет плохим, маленьким.



Только лишь царственный Зевс шестьдесят после солноворота

Зимних отмеряет дней, как выходит с вечерней зарёю

Из океанских священных течений Арктур светоносный

И в продолжении ночи всё время сверкает на небе

Это примерно 16 февраля. Арктур возвещает начало весны, скоро прилетят ласточки, до их прилёта надо успеть подрезать виноградные лозы.

Когда начинает восходить Орион надо начинать молотьбу. Это начало июня.

При гелиотическом восходе Арктура, а это 6 сентября, надо срезать виноградные лозы. И завершает Гесиод описание годовых работ опять посевом озимых.



После ж того, как Плеяды, Гиады и мощь Ориона

Станут на западе, помни, что время посева настало

Торговля и мореплавание. Гесиод, хотя и обращается к брату, хочет быть полезным всем. Он дает советы по мореплаванию, хотя и признается:

Ни в делах корабельных, ни в мореплаваньи я не искусен.

В жизнь я свою никогда по широкому морю не плавал.

Но тем, кто хочет подзаработать на торговле, после 10 августа можно отправляться в путь.



Вот пятьдесят уже минуло дней после солноворота,

И наступает конец многотрудному знойному лету.

Самое здесь-то и время для плаванья: ни корабля ты

Не разобьешь, ни людей не поглотит пучина морская…

…Но воротиться обратно старайся как можно скорее:

Не дожидайся вина молодого и ливней осенних,

И наступленья зимы, и дыханья ужасного Нота.

Оказывается, хотя греки и были приморским народом, но плавать могли мало из-за плохих природных условий. Гесиод говорит всего о двух благоприятных месяцах осенью. Можно было еще плавать весной, но этот период короткий и непредсказуемый, и только жажда наживы могла толкнуть в море весной.



Плавают по морю люди нередко еще и весною.

Только что первые листья на кончиках веток смоковниц

Станут равны по длине отпечатку вороньего следа

Станет тогда же и море для плаванья снова доступным.

В это-то время весною и плавают. Но не хвалю я

Плаванья этого; очень не по сердцу как-то оно мне:

Краденым кажется. Трудно при нем от беды уберечься,

Но в безрассудстве своем и на это пускаются люди:

Ныне богатство для смертных самою душою их стало
3. КАЛЕНДАРЬ ОВИДИЯ

Теперь обратимся к Овидию. Прежде всего, посмотрим, что означает слово фасты.


Фасты – это дни, которые надо посвящать государственной службе. К фастам относятся дни: - священные, - базарные, - судные и прочие.

Как видим, названия Гесиода «Труды и дни» и Овидия «Фасты» очень похожи, если для Овидия дни труда – это дни государственной службы, то для Гесиода наоборот, - это дни, посвященные частному труду.



Дни. Овидий разделяет Фасты и обычные дни. Об обычных, частных днях он ничего не пишет. Фаст же у него гораздо больше, чем обычных дней. В январе их 17, в феврале 21, в марте 17, в апреле 19, в мае 16, в июне 24.
Овидий успел описать только полгода и из 183 дней – 113 фасты. Причём 47 из них праздники. Все фасты даются по числам месяца. Как уже говорилось, важные дни (календы, ноны, иды), стали днями месяцев, а не соответствующими фазами луны.
Есть у Овидия и немного бытовых рекомендаций. Например, в мае жениться плохо, а после июньских ид – хорошо; с 1 по 5 июня - перед праздником Весты - нельзя стричь ногти.
Праздники и обряды. Праздников у римлян было очень много. Они приведены в таблицах на стр.4, 7.


Месяц

Праздник (число)

Количество дней

Январь

Агоналии(9), Карменталии (12, 15), Сементины. Паганалии (24-26)

6

Февраль

Фавналии(13-Иды), Луперкалии (15), Квириналии, Форнакалии (17), Фералии (21), Каристии (22), Терминалии (23), Изгнание царя (24), Эквирии(28)

8

Март

Матроналии, Шествие Салиев (1), Эквирии (14), день Анны Перенны(15), Либералии (17), Квинкватрии (19-23), Очищение труб (23)

10

Апрель

Мегалезийские игры в честь Реи-Матери Богов(4), Цереалии (12, 19), Парилии. Основание Рима (21), Виналии (23), Робигалии (25), Флоралии (28-30)

9

Май

Ларалии (1), Флоралии (2), Лемурии (9), Марсовы игры (12), Агоналии (22), Тубилустрий (23), К.Ц.Н.О.- "Когда царю надлежит обрядствовать" (24)

7

Июнь

Карналии (1), день Тибра (7), день Ума(8), Весталии (9), Матралии(11), Малые Квинкватрии (13), день Могучей Фортуны (24)

7

Всего




47

Около трети этих праздников связаны с Римской историей, остальные – со своими и «усыновленными» богами (заимствованными у покоренных народов для удачи). Так, с Римской историей связаны: Карменталии, Квириналии, Форнакалии, Терминалии, Изгнание царя, Матроналии, Шествие Салиев, день Анна Перенны, Парили (основание Рима), Ларалии, День Ума, День Могучей Фортуны.

Овидий вообще увлекался историей. Он собирал старинные рукописи об обрядах, легендах и мифах, которых ему хватило и на «Метаморфозы» и на «Фасты». Он пишет что и как приносить в жертву и какому богу. Например, Деметре нельзя приносить в жертву волов, так как они пашут, то есть являются ее слугами. В праздники Деметры надо надевать белое платье, а в праздники Флоры – цветное.

Сезоны и звёзды. Овидий пишет о звёздах больше, чем Гесиод. У него перечислены почти все знаки зодиака. Он описывает состояние звёздного неба в те Фасты, когда нет никаких праздников. Например о 22 января он пишет:

В день, когда Феб, в седьмой раз взойдя, опустится в море,

Лира не будет уж больше на небе блестеть

А о 19 июня он пишет так:



Солнце уже близнецов покидает, и Рак закраснелся;

На Авентинском холме надо Палладу почтить

Значимы для Овидия и Гиады, потому, что с ними наступает плохая погода – дожди. Кстати, и Овидий, и Гесиод естественным началом года считают день весеннего равноденствия. Хотя в Риме официальный новый год начинался с первого января – со вступления в должность новых консулов. Т.е. наш самый любимый семейный праздник – Новый год - возник от официальных дней римской администрации.

У Овидия есть история римского календаря. Он упоминает 3 календаря. Первый ввёл Ромул. В его календаре было 10 месяцев и 304 дня. Для Ромула было неважно, каким будет календарь, ведь он воевал, а не занимался земледелием. Овидий пишет:

Видимо, Ромул, война тебе ближе была, чем светила

Второй календарь ввёл Нума Помпилий. Нума был вторым Римским царём. Он был мудрецом и хотел сделать из вояк земледельцев. В его календаре было уже 12 месяцев и 355 дней. Нума был современником Гесиода, и поэтому их календари были близки друг другу. Овидий пишет о временах Нумы:



Каждый сенатор овец сам выгонял на луга,..
…Претор суд совершал, едва оторвавшись от плуга…

Так жил и Гесиод.



Эпохи. И Овидий и Гесиод пишут о добрых старых временах. Гесиод пишет о 5-ти поколениях. Золотой век по Гесиоду был, когда миром правил Кронос. Овидий тоже пишет о разных старых временах. Лучшие времена по Овидию были при Сатурне. (А это тот же Кронос). Овидий и Гесиод единодушны – для людей лучшие времена были, когда миром правило верховное божество по имени ВРЕМЯ.

ВЫВОДЫ

Итак, мы видим, что за 700 лет в жизни Древней Греции и Рима произошли изменения, потребовавшие ежедневного отсчета времени.

Появился выстроенный по дням календарь, имеющий четкую структуру, привязанную к религиозно-государственной жизни.

Лунный календарь ушел в прошлое. Его место занял солнечный календарь.

Месяцы стали соотноситься со знаками зодиака.

Природные циклы, важные для земледельцев, стали не нужны.

Появились государственные праздники.

Эти вот дни для людей земнородных - великая польза.

Прочие все - ничего не несущие дни, без значенья.

Каждый различное хвалит. Но толком лишь мало кто знает.

То, словно мачеха, день, а другой раз - как мать, человеку,

Тот меж людьми и блажен и богат, кто, все это усвоив,

Делает дело, вины за собой пред богами не зная,

Птиц вопрошает и всяких деяний бежит нечестивых.

День

Гороскоп от Гесиода:

Вот что различные дни у Кронида всемудрого значат, если в сужденьях народов об этом содержится правда




ничего не несущие дни, без значенья



ничего не несущие дни, без значенья



ничего не несущие дни, без значенья



Священный день. Берегися в четвертый день после новой иль полной луны допускать себе в сердце скорби, грызущие дух: ибо день этот очень священный.

Также в четвертый вводи к себе в дом молодую супругу, птиц перед тем вопросив, наилучших для этого дела. А за постройку саму приниматься четвертого надо. Винную бочку вскрывай четвертого





Пятых же дней избегай: тяжелы эти дни и ужасны; в пятый день, говорят, Эринии пестуют Орка, клятвопреступным на гибель рожденного на свет Эридой.



в первом десятке шестое число для рожденья девочек мало полезно; козлят вылегчать и баранов в это число хорошо и поскотину строить для стада. День недурен для зачатия мальчика: будет любить он шутки, лукавые речи, обманы и шепот любовный.



Священный день седьмой - в этот день родился Аполлон златолирный



Священный день. В день восьмой кабанов подрезай и протяжно мычащих, крепких быков



Священный день. Что же до первой девятки - вреда не несет она людям: День для посадки растений хорош, для рожденья ребенка - мальчика ль, девочки ль. Очень он плох никогда не бывает.



День недурной мужеродный - десятый



при растущей луне – счастливый, превосходный для смертных свершений, для собиранья плодов и для стрижки овец густорунных



при растущей луне – еще более счастливый, превосходный для смертных свершений, для собиранья плодов и для стрижки овец густорунных. Летом - женщина пусть в этот день к тканью на станке приступает. В двенадцатый день подрезай выносливых мулов.



Сев начинать на тринадцатый день опасайся всемерно, но для посадки растений тринадцатый день превосходен.



Самый священный день меж четвертыми – средний.

День женородный - в среднем десятке четвертый; овец и собак острозубых, тяжелоногих, рогатых быков и выносливых мулов в этот же день хорошо приручать.





Пятых же дней избегай: тяжелы эти дни и ужасны; в пятый день, говорят, Эринии пестуют Орка, клятвопреступным на гибель рожденного на свет Эридой.



В среднем десятке шестое число для растений опасно, но хорошо для зачатия мальчика. Девочке вредно замуж идти в этот день, равно как и на свет рождаться.



В среднем десятке седьмого священные зерна Деметры вей на току округленном, душою отдавшись работе. В этот же день лесорубы пусть рубят домовые бревна и деревянные части для стройки судов быстроходных.



ничего не несущие дни, без значенья



В среднем десятке девятка лишь к вечеру лучше бывает.



День наиболее длинный меж чисел двадцатых рождает мужа искусного - будет весьма он умом выдаваться.



ничего не несущие дни, без значенья



ничего не несущие дни, без значенья



ничего не несущие дни, без значенья



День меж четвертыми - тот, что идет за двадцатым, утром хорош он, но к вечеру хуже.



Пятых же дней избегай: тяжелы эти дни и ужасны; в пятый день, говорят, Эринии пестуют Орка, клятвопреступным на гибель рожденного на свет Эридой.



ничего не несущие дни, без значенья



ничего не несущие дни, без значенья



ничего не несущие дни, без значенья



Мало кто знает, как в месяце третья девятка полезна: Бочку ль с вином начинать, налагать ли ярмо на затылки мулам, быкам и коням быстроногим, спускать ли на воду многоскамейчатый быстрый корабль - в этот день превосходно.



день наилучший для обозренья свершенных работ, для дележки припасов; Священный день перед 1-м числом

Римские праздники


Название, дата

Кому посвящены

Агоналии (9.01), (22.05)

Янус

Весталии (9.06),

Веста

Виналии (23.04),

Венера

день Анны Перенны (15.03),

Сестра Дидоны

день Могучей Фортуны (24.06)

Фортуна

день Тибра (7.06),

Праздник рыбаков

день Ума (8.06),

Минерва (для победы над Карфагеном)

Изгнание царя (24.02),

Тарквиний

К.Ц.Н.О. (24.05),

«..они означают или священный обряд, или же бегство царя...»

Это древнее сокращение слов "Когда Царю Надлежит Обрядствовать"; Овидий считает, что это может также означать "Когда Царь Народом Отвержен"



Каристии (22.02),

День почитания живых

Карменталии (12.01, 15.01),

Праздник Матрон - за дочь и сына (повозки)

Карналии (1.06),

Карна, богиня дверных петель

Квинкватрии (19-23.03),

Минерва (оплата учителям), флейты

Квириналии (17.02)

Ромул явился и сказал, что дело римлян-не плуг, а война

Форнакалии (17.02),

День дурака

Ларалии (1.05),

Лары

Лемурии (9.05),

Безмолвные души умерших

Либералии (17.03),

Вакх

Луперкалии (15.02),

Фавн (бегать голышом)

Малые Квинкватрии (13.06),

Минерва, флейтисты

Марсовы игры (12.05),




Матралии(11.06),

Праздник матери (Ино – спасла маленького Вакха)

«Желтый богине пирог надо фивянке нести.»



Матроналии (1.03)

Похищенные сабинянки остановили войну мужей и отцов

Мегалезийские игры (04.04),

в честь Реи - Матери Богов

Очищение труб (23.03)

Афина.Бегство Фрикса и Геллы на золотом овне

Парилии. Основание Рима (21.04),

Палес –пастушья богиня. В этот день «Весь пастуший народ братьев вождями признал, объединить надо было селян и стены построить». Прыгали через огонь:

При перемене жилищ шалаши полевые сжигались


И погорали в огне хижины прежние все;
Скот прыгал через огонь, и прыгали с ним и селяне, -
В день рождества твоего, Рим, вспоминают о том.

Робигалии (25.04),

Робига (от болезней колосьев)

Сементины. Паганалии (24-26.01)

Праздник посева

Терминалии (23.02),

Термины

Тубилустрий (23.05),

Вулкан, очищение труб

Фавналии (13.02),

Фавн

Фералии (21.02),

День почитания умерших предков

Флоралии (28-30.04) ,(2.05),

Флора

Цереалии (12.04, 19.04),

Церера, похищение Персефоны

Шествие Салиев (1.03),

Щит Юпитера

Эквирии (28.02), (14.03),

Марс, Конские скачки








База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница