Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству




страница1/7
Дата01.07.2016
Размер1.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Димитриев В.Д."Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству"
Введение
В сохранившихся письменных и устных источниках зафиксировано значительное количество исторических фактов, позволяющих в той или иной мере достоверно выяснить предпосылки, обстоятельства и ход присоединения Казанского ханства и его Горной стороны, в основном Чувашии, к Русскому государству. Богата и литература об этом крупнейшем историческом событии. В ней преимущественно рассматривается проблема завоевания Казанского ханства. До 1950 г. присоединение Горной стороны ханства освещалось как первый этап широкомасштабного политического события без выяснения специфики данного этапа, хотя почти всеми авторами указывался его мирный характер [1]. Н.Баженов даже писал, что Горная сторона Казанского ханства (в основном Чувашия) была присоединена к Русскому государству добровольно [2]. Специальные исследования о присоединении Чувашии к России появились лишь после Великой Отечественной войны.
Т.Г.Гусев, используя значительную часть источников, написал и опубликовал статью о предпосылках, ходе, значении и последствиях присоединения Чувашии к Русскому государству. В статье имеются небольшие ошибки в датах и объяснении фактов. Автор пришел к выводам о том, что Чувашия не была завоевана Россией, а мирно присоединена к ней, что чуваши и горные марийцы во время строительства Свияжска в 1551 г. “окончательно перешли на сторону Русского государства”, участвовали в составе русских войск в завоевании Казани в 1552 г., что “присоединение Чувашии к Русскому государству означало освобождение чувашского народа от монголо-татарского ига, от гнета татарских ханов и феодалов, что оно, в силу более высокого уровня развития производительных сил и культуры Русского государства, способствовало более быстрому подъему производительных сил и культуры Чувашии, как и других областей Поволжья”, однако “к концу ХVI в. усилиями московского самодержавного правительства Чувашия постепенно превращалась в колонию великорусских бояр и помещиков, купцов и духовенства. В ХVII в. этот процесс усилился, и Чувашия, находящаяся в центре Русского многонационального государства, ничем не отличалась от колониальных окраин” [3].
В январе 1950 г. Отделение истории и философии АН СССР и Чувашский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории провели в Москве научную сессию по проблемам истории чувашского народа. На ней с докладом “Присоединение Чувашии к Русскому государству” выступил академик АН СССР М.Н.Тихомиров. Он не знал о статье Т.Г.Гусева, которая еще не была опубликована, и провел самостоятельное оригинальное исследование. Доклад был опубликован в журнале “Советская этнография” в 1950 году [4]. Дополненные его варианты публиковались дважды [5]. Академик подробно проанализировал предпосылки, обстоятельства и ход (до 1546 г.) мирного присоединения Чувашии к России. Основные выводы автора сводятся к следующим утверждениям: “В 1546 г. Горная сторона Волги отпала от Казани и перешла под власть России. В основном это был переход под власть России именно чувашей, которые отпали от Казани добровольно, еще до прихода военной московской силы”; “Присоединение Чувашии к России было явлением прогрессивным и важным этапом в развитии многонационального Российского государства”; “Тяжелый колониальный гнет, который испытывала Чувашия в царской России, был общей участью всех народов, подчинявшихся царизму” [6]. В 50-х гг. ХХ в., когда М.Н.Тихомиров писал свое исследование, “Разрядная книга 1475–1598 гг.” (М.: Наука, 1966), где содержатся важные сведения о событиях 1546–1547 гг., не была опубликована. Он не обратил внимания на “Хронографическую летопись”, содержащую сведения о 1546–1547 гг., отсутствующие в других летописях. По этим причинам академиком был сделан вывод о добровольном присоединении Чувашии к России в 1546 году. С середины 50-х гг. в московских научных изданиях, в вузовских и школьных учебниках начали писать, что чуваши и горные марийцы вошли в состав России в 1546 году [7]. В изданном в 1958 г. IV томе “Всемирной истории” сказано: “Уже в 1546 г. к России добровольно присоединились чуваши и марийцы, населявшие правый берег Волги” [8]. Такое утверждение прошло и в 1-е издание “Истории Чувашской АССР” [9].
После того, как в 1951 г. было отпраздновано 300-летие воссоединения Украины с Россией, удмурты, марийцы, башкиры и другие народы торжественно отпраздновали 400-летие их добровольного присоединения к России, хотя присоединение луговых марийцев и удмуртов было связано с военным завоеванием. В связи с этими событиями в Уфе и Ижевске сооружены грандиозные памятники, представляющие замечательные произведения монументального искусства. Даты добровольного присоединения к России отмечали и в республиках Северного Кавказа, Кавказа, Средней Азии, в Казахстане. В Чувашии считали, что наш народ добровольно присоединился к России в 1546 г., в связи с чем 400-летие его присоединения не было отмечено. Позже, в 1985 г., в Мордовской АССР отпраздновали 500-летие добровольного вхождения мордовского народа в состав России. Дата эта была условно-символической: мордовские земли были присоединены к русским княжествам и Русскому государству начиная с ХIII в. до середины ХVI века. В Саранске также соорудили монумент в честь этого события.
Несмотря на установившуюся практику празднования добровольного присоединения народов к России, понятие “добровольность” связано с высоким уровнем сознательности народа, поэтому наиболее адекватно определение “мирное присоединение Чувашии к России”. Сохранившиеся источники показали, что окончательное мирное, по челобитью, присоединение Чувашии к Русскому государству состоялось летом 1551 года. В связи с этим 7 мая 1974 г. я направил в Чувашский обком КПСС следующее ходатайство:
“В июне 1976 г. исполняется 425 лет со времени мирного присоединения Чувашии к России. Вхождение в состав России – этапная веха, крупнейшее переломное событие в истории чувашского народа. Войдя в состав России, чувашский народ избавился от жестокого гнета казанских ханов и феодалов, сохранил себя как народность. Даже в условиях тяжелого классового и национального гнета царизма и господствующих классов России чувашский народ в общении с русским обогащал свой хозяйственный трудовой опыт и культуру...
Присоединение Чувашии к России является классическим образцом мирного объединения нерусского народа с русским. Границы русских земель еще в ХIV в. приблизились к чувашским поселениям. В 1372 г. на р. Суре русские основали город Курмыш. В 1523 г. был основан город Васильсурск. Чуваши вступали в тесные экономические отношения с русскими. С середины ХV в. чуваши входили в состав Казанского ханства, образовавшегося на развалинах Золотой Орды. В ханстве нетатарские народы подвергались варварской военно-феодальной эксплуатации. Чувашских крестьян разоряли непрерывные военные столкновения между русскими и казанскими войсками, часто происходившие на территории Чувашии. 
В 1546 г. казанский хан Сафа-Гирей обещал ногайским мурзам передать им Горную сторону (в основном Чувашию) за помощь в отвоевании казанского престола. Переход под власть ногайцев был бы для чувашей еще тягостнее. В 1546 г. чувашский народ восстал против Сафа-Гирея и обратился к московскому царю с просьбой прислать войска для изгнания из Казани Сафа-Гирея. В феврале 1547 г. в Чувашию были присланы русские войска, вся территория до реки Свияги очищена от казанцев. Чуваши тогда выступали за передачу казанского престола хану Шигалею. Постепенно в чувашском народе назревало стремление перейти в состав Русского государства. Московское правительство также было заинтересовано в присоединении Чувашии к России. Как только 24 мая 1551 г. русские войска, беспрепятственно пройдя через Чувашию, в устье реки Свияги основали крепость Свияжск, представители чувашского народа обратились к русским воеводам в Свияжске с просьбой принять Чувашию в состав России и управлять ею из Свияжска. Посланцы чувашского народа были направлены в Москву к Ивану IV. Акт мирного присоединения Чувашии к России был оформлен в Москве в июне 1551 г. путем выдачи Горной стороне жалованной грамоты за золотой печатью. В 1552 г. чувашские и горномарийские полки, влившись в состав русских войск, участвовали во взятии Казани. Население Чувашии строило для русских войск дороги и мосты, снабжало их продовольствием.
Институт просит Чувашский обком КПСС рассмотреть вопрос о целесообразности проведения в июне 1976 г. национального праздника чувашского народа в связи с 425-летнем вхождения Чувашии в состав России.
Директор Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров ЧАССР В.Д.Димитриев” [10]. 
Более подробно предпосылки и процесс мирного присоединения Чувашии к России были изложены в исторической справке “О присоединении Чувашии к России”, представленной в обком КПСС в июле 1974 года [11]. В августе того же года в ЦК КПСС была отправлена еще более подробная информация “О присоединении Чувашии к России”[12]. Однако в названных документах опускалась одна из важнейших предпосылок мирного присоединения Чувашии к Российскому государству – опустошение Болгарской земли в конце ХIV – начале ХV вв., исследованное мною лишь в середине 90-х годов.
Ходатайство Чувашского обкома КПСС о разрешении праздновать в 1976 г. 425-летие мирного присоединения Чувашии к России и приложенная к нему историческая справка были возвращены в Чебоксары с предложением отмечать не “мирное присоединение”, а “добровольное вхождение Чувашии в состав России”. Ходатайство обкома КПСС и историческая справка были обновлены введением формулировок, предложенных ЦК КПСС. В ответ было получено постановление ЦК КПСС о разрешении Чувашской АССР праздновать эту дату. Оргкомитет по ее празднованию во главе с председателем Президиума Верховного Совета ЧАССР С.М.Ислюковым обеспечил подготовку и проведение многочисленных мероприятий. Было принято постановление о сооружении в Чебоксарах монумента Дружбы народов. Материалы всероссийской научной сессии, проведенной в дни юбилея, были изданы в виде сборника статей. Написанная мною еще в 1974 г. статья “О мирном присоединении Чувашии к Русскому государству” была напечатана под названием “Добровольное вхождение Чувашии в состав Русского государства” [13]. В моей же статье, опубликованной в 1990 г., указывалось: “Летописи и другие источники с несомненностью свидетельствуют о том, что вхождение чувашского народа в состав Российского государства произошло в 1551 г. по челобитью, волеизъявлению населения, мирно, с оформлением условий вхождения, изложенных в жалованной грамоте Ивана IV с вислой золотой печатью. Все лето и осень 1551 г. ездили в Москву делегации чувашей и горных марийцев по 500–600 человек. Зная об этом, М.П.Петров писал, что “чуваши приняли добровольно русское подданство. Это было важным этапом в истории завоевания Среднего Поволжья”… И мне приходилось писать о добровольном вхождении чувашей в состав России. Но понятие “добровольность” в межнациональных отношениях, по нынешним представлениям, включает высокий уровень чувства интернационализма и общественного сознания, которого в ХVI в. еще не было. Возможно, вернее было бы придерживаться формулировки “мирное вхождение чувашского народа в состав России” [14].
В постсоветское время историки тех народов, которые были присоединены к России насильственно, путем завоевания, пересмотрели прежние необоснованные утверждения о добровольном их присоединении к Русскому государству. А исследователи истории народов, которые вошли в состав России мирно, по соглашению или челобитью (прошению), не стали пересматривать установившиеся определения и формулировки. Видный башкирский ученый И.Г.Акманов в статье “Еще раз о присоединении башкир к Русскому государству”, опубликованной в 1996 г., используя доказательные свидетельства источников, приходит к выводу: “В свете всего сказанного можно сделать заключение о том, что оснований для пересмотра концепции о добровольном присоединении башкир к Русскому государству нет” [15].
В 90-х гг., как сообщалось в центральных газетах, некоторые сибирские народы отпраздновали 400-летие их добровольного вхождения в состав России. В официальных изданиях Чувашской Республики последних лет указывается: “В 1551 году “горные люди” (так чувашей именовали на Руси), стремясь к сохранению собственной народности, избавлению от разорительных феодальных войн, добровольно присоединились к Русскому государству, оговорив условия присоединения в жалованной грамоте Ивана IV” [16]. Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров в докладе на торжественном собрании, посвященном 80-летию Чувашской Республики, заявил: “В 1551 г. Чувашский край добровольно вошел в состав Московского государства. Исторические, политические и культурные последствия этого события с учетом последовавшего за ним обращения чувашского народа в православие оказались для него эпохальными. Они определяли весь ход его новой этнической истории, не допустив, в частности, исламизации и реальной перспективы исчезновения как этноса…” [17].
В последнее время в освещение вопросов о русско-чувашских отношениях в ХIV – первой половине ХVI вв., предпосылках и процессе присоединения Чувашии к России включился кандидат исторических наук А.В.Изоркин, ранее занимавшийся изучением истории чувашской периодической печати. Им были опубликованы газетные статьи “О разорении русскими” Волжской Болгарии [18], о ложной дате основания г. Чебоксары [19], о высказываниях историка конца ХVII в. А.И.Лызлова о чувашах в его “Скифской истории” (1692) [20], о праздновании в 1976 г., якобы, ложного юбилея “425-летия добровольного вхождения Чувашии в состав России” и 450-летии покорения чувашей и горных марийцев русскими в 1546 г. [21]. Эти публикации не обосновываются письменными источниками, не имеют ссылок на литературу и источники. А в журнале “Лик Чувашии” появилась более подробная его статья о ложном, как он считает, юбилее 1976 г., уже сопровождаемая некоторыми ссылками на литературу и источники [22]. К сожалению, с тезисами А.В.Изоркина согласиться невозможно.
В настоящей работе путем анализа письменных (отчасти и устных), археологических и нумизматических источников удалось проследить предпосылки и процесс присоединения Горной стороны Казанского ханства к России.


Предпосылки мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к Российскому государству
Исследуя данный вопрос, мы должны выяснить, почему правобережные чуваши по челобитью (прошению), мирно, без сопротивления присоединились к Российскому государству, тогда как левобережное население Казанского ханства – луговые марийцы, удмурты и, возможно, сохранившиеся еще от мусульманско-татарской ассимиляции чуваши в значительной мере поддержали татарскую элиту и служилых татар (ясачных татар в ханстве не было); почему после завоевания Казанского ханства правобережные чуваши не участвовали в антимосковском движении 1552–1557 годов? Причины такой исторической позиции чувашей имеют глубокие корни. 
Болгары имели свою государственность – Волжскую Болгарию, в составе которой они мирно уживались в течение нескольких столетий с марийцами, удмуртами, пермяками и восточной мордвой. В ХII в. завершилось формирование единой болгарской (древнечувашской) народности. Собственно Болгарская земля охватывала территорию современных Самарской, Ульяновской, восточной части Пензенской областей, южной, в основном закамской и частично (полосой) предкамской, а также юго-западной правобережной части Татарстана и юго-восточной Чувашии. Волжская Болгария, в основном, разумеется, сама Болгарская земля, успешно отбивала нападения монголо-татар в 1223, 1229 и 1232 годах. Вторжение 150-тысячной армады хана Батыя в пределы Болгарской земли с ее многочисленными городами и селениями встретило упорнейшее сопротивление болгарской армии. Агрессору каждый город и селение приходилось завоевывать, ведя жестокие бои, уничтожая поселения и несметное количество жителей – от младенцев до стариков. Войска Батыя задержались в Болгарии на целый год и только летом 1237 г. развернули наступление на мордовские и русские земли. В эти годы и позднее, в ХIII – первой половине ХIV вв. часть болгаро-чувашей начала переселяться в лесные районы правобережья и левобережья Волги, в среду марийцев. Все это отражено в русских летописях, восточных письменных и археологических источниках. О разорении монголо-татарами земель луговых марийцев и удмуртов источники не сообщают.
В 1243 г. территория переставшего существовать Болгарского государства была включена в состав четвертой монгольской империи – Золотой Орды (кроме нее, в те времена чингисиды образовали Центральную, Чагатайскую и Хулагуидскую монгольские империи). Золотая Орда была кочевой империей. Во второй половине ХIII – первой половине ХIV вв. моноголо-татары особенно не тревожили оседлую Болгарскую землю, ставшую житницей Золотой Орды. Без участия болгар, путем объединения кочевых западных кыпчаков (половцев), переселившихся в южные районы Восточной Европы в середине ХI в., и прибывших с монголами тюркоязычных татар, известных в Тюркском каганате еще с 552 г., в Золотой Орде шло формирование единой татарской народности.
В середине ХIV в. начался распад Золотой Орды. Стремление Болгарской земли к независимости, отделению от Золотой Орды привело к тому, что к 30-м гг. ХV в. она была полностью опустошена. Вопрос этот был изучен мною еще в середине 50-х годов. В статье, опубликованной в 1958 г., были приведены исторические факты и сделано заключение, что с 60-х гг. ХIV в. до 30-х гг. ХV в. перекрестными ударами золотоордынских князей и эмиров, Тамерлана, отрядов кочевников, ушкуйников и русских князей Болгарская земля была превращена в дикое поле, в кочевья степняков, а оставшееся в живых население переселилось в северные лесные районы [23]. Все это было изложено также в I томе “Истории Чувашской АССР” (1966, 1983) [24].
Повторно изучив все восточные и русские письменные источники, используя устные, новые археологические и нумизматические сведения, в 1994–1995 гг. мною были сделаны уточненные выводы по истории опустошения Болгарской земли, изложенные в ряде статей [27], а в 1996 г. опубликовано исследование “Опустошение Болгарской земли в конце ХIV – начале ХV веков” [38], в котором анализом охвачены все сохранившиеся источники (многие из них процитированы). В исследовании шаг за шагом прослежен процесс опустошения Болгарской земли, происходивший в три этапа.
Первый этап охватывает 1357–1379 годы [27]. Еще в конце 40-х гг. ХIV в. в Золотой Орде из-за эпидемии чумы (“великого мора”) “обезлюдели деревни и города”. Период с 1357 по 1379 г. в истории Золотой Орды получил название “великой смуты”, “великой междоусобицы”. За 20 лет в ней сменилось 25 ханов. Эмиры, беки, нойоны старались держать себя независимо от хана и не подчинялись центральной власти. Эмиры со своими войсками совершали грабительские походы на оседлые земли, иногда и на кочевые улусы других, грабили и убивали население, уводили людей в плен для продажи в южные и восточные страны, уничтожали населенные пункты. Объектом нападений прежде всего являлась Болгарская земля.
В 1360 г. новгородские ушкуйники (разбойники) вторглись в Болгарскую землю, но они при содействии русских князей были обезврежены и казнены в Сарае. В 1361 г. ордынский князь Булат-Тимур занял Болгарскую землю, провозгласив ее самостоятельным княжеством. Начались разорительные нападения на нее ханских войск. Археологические раскопки показали большие разрушения болгарских городов и селений в эти годы. С 1361 по 1366 г. в Поволжье были голодные годы, эпидемии, от которых сильно пострадало и болгарское население. В 1366 г. новгородские ушкуйники, ограбив верхневолжские русские города, вторглись в Болгарскую землю, где громили и грабили ее города и селения. В 1367 г. Булат-Тимур со своим войском хотел завоевать Суздальско-Нижегородскую землю, но потерпел здесь поражение и сбежал в Сарай, где и был казнен. В 1369 г. ушкуйники шли Камой и были разбиты под г. Болгары.
В 1370 г. Болгарской землей правил болгарский князь Хасан (по чувашским преданиям – чувашский князь Хусан), отделив ее от Золотой Орды. Как доказал В.Л.Егоров, им был основан г. Казань. По требованию посла темника Мамая Ачи-Ходжи, суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович в 1370 г. направил войско против Хасана, но тот встретил его с большими дарами, и воины, не вступив в сражения, вернулись в Нижний Новгород. Русские из Нижнего Новгорода напали на Болгарскую землю по требованию Мамая еще в 1376 г., но представитель Мамая Махмат-Салтан и болгарский князь Хасан нашли общий язык и оба остались у руля правления. Ведь темник Мамай еще в начале 60-х гг. ХIV в. отделил под свое правление часть Золотой Орды, основал столицу в Крыму и назначал ханов своей Мамаевой Орды. Территория Золотой Орды восточнее Волги составляла тогда (до 1380 г.) Сарайскую Орду. Мамай был против возврата Болгарской земли в состав Сарайской Орды. 
В 1374 и 1375 гг. новгородские ушкуйники совершили грабительские походы в пределы Болгарской земли, причем в г. Болгар продали русских пленных. Мамай, стремясь подчинить себе русские княжества в целях получения дани, часто нападал на них. По-видимому, из-за того, что Болгарская земля управлялась ставленником Мамая Махмат-Салтаном, объединенные русские войска в 1376 г. совершили нападение на Волжскую Болгарию. Хорошо вооруженные болгары оказали достойное сопротивление русским, но победа оказалась на стороне последних. Русские войска получили от болгар большую контрибуцию и на обратном пути разоряли болгарские и марийские селения. В 1377 г. сарайский грозный Урус-хан с боями, разоряя города, селения и жителей, подчинил Болгарскую землю Сарайской части Золотой Орды. Таким образом, на первом этапе Болгарская земля, стремившаяся отделиться от Золотой Орды, претерпела разорение, разрушение городов и селений, уничтожение значительной части жителей от нападений войск золотоордынских ханов, эмиров, князей, отрядов новгородских ушкуйников, а также войск северо-восточных русских князей, выступавших против болгар часто по провокации со стороны золотоордынских ханов.
Второй этап включает 1380–1399 годы [28]. В 1380 г. темник Мамаевой Орды татарский князь Мамай, собрав войско на своей территории, напал на Русь и на Куликовом поле потерпел сокрушительное поражение от объединенных русских войск во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем (впоследствии Донским). Поражением Мамая воспользовался Тохтамыш, ставший сарайским ханом в 1380 году. Он одержал победу над отступающими с Дона остатками войска Мамая у днепровских порогов, захватил награбленное им богатство. Татарские князья и мурзы перешли на сторону Тохтамыша. Осенью 1380 г. власть Тохтамыша распространилась на всю Золотую Орду, включая территорию бывшей Мамаевой Орды, Болгарскую землю. Некоторые историки ошибочно пишут, что в войске Мамая были болгары (бесермяне). В русских летописях ХIV–ХV вв. не указано, что в него входили бесермяне (болгары), армяне и буртасы. В летописи конца ХV–ХVI вв. редакторы того времени самолично, непозволительно, преследуя определенные политические интересы, в число этносов, участвовавших в войске Мамая, включили: “Бесермены и Армены… и Буртасы”. Об этом подлоге писали историки еще до 1917 г. и в советское время. Болгары не могли быть в войске Мамая и по той причине, что Болгарская земля в 1377 г. была возвращена Сарайской Орде, т.е. не подчинялась Мамаю [29].
В 1382 г. Тохтамыш “посла Татаръ своих в Болгары… и повеле торговци Рускые избити и гости грабити, и суды их с товаромъ отъимати и попровадати к себе на перевозъ”. Собрав огромное войско, в составе которого были и болгары, Тохтамыш двинулся на Московскую Русь, взял и сжег Москву и другие русские города. Русские княжества продолжали платить дань Золотой Орде до 1480 года.
В 1387 г. Тохтамыш направил войско в Среднюю Азию. Но Аксак-Тимур одержал над ним победу, разрушил и захватил золотоордынский Хорезм. Для организации второго похода против Аксак-Тимура осенью 1388 г. Тохтамыш, кроме монголо-татар, “собрал со всего Улуса огромное войско из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, [жителей] Крыма, Кафы, Азака, башкиров и мокши”. В походе золотоордынское войско сопровождал нижегородский князь Борис Константинович, получивший накануне от Тохтамыша ярлык на великое княжение. Весной 1389 г. Аксак-Тимур разгромил войска Тохтамыша на Сыр-Дарье. Золотоордынский хан не сумел отвоевать Хорезм. Хитрый и коварный князь Едигей, предавший Тохтамыша еще в 1387 г., склонил Аксак-Тимура к походу против него.
В начале 1391 г. Аксак-Тимур с 200-тысячным войском направился на северо-восток, на р. Тобол и, повернув на запад, через Башкирскую землю вторгся в пределы Болгарской земли, громя, разрушая села и истребляя мирное население. Тохтамыш узнал о походе Аксак-Тимура только в апреле и не сумел собрать все свое войско. 18 июня 1391 г. на р. Кондурча, в пределах Болгарской земли, на территории нынешней Самарской области, Аксак-Тимур разгромил войско Тохтамыша. “Потери Тохтамыша, – пишет М.Г.Сафаргалиев, – огромны: поле битвы на протяжении 40 ферсахов (ферсах – 1200 шагов. – В.Д.) было усеяно трупами; по данным Шармау, число погибших воинов доходило до 100 тысяч человек”. Войска Тимура пробыли в районе сражения, в оседлой Болгарской земле, 26 дней. В это время его отряды занялись грабежами, возвращаясь в лагерь “с бесчисленной добычей – лошадьми, верблюдами, быками, баранами и множеством рабов – девушек и детей на телегах. Всех неприятелей, искавших спасения на островах Итиля (т.е. Волги. – В.Д.), схватив и забрав в плен, привели [в лагерь]”. Как записали сопровождавшие Аксак-Тимура летописцы, войскам полководца досталась огромная добыча. “У отдельных людей скопилось столько лошадей и баранов, что во время возвращения, идя назад, они не были в силах гнать их… В лагере Тимура оказалось столько подобных хуриям девушек и красивых отроков, что одних тех, которые были выбраны лично для Тимура, было более 5000 человек”. По данным Мукадшим-Паши, в этом городе Тимуру достались четыре миллиона овец, 40 тысяч рогатого скота, 500 тысяч лошадей и 500 тысяч людей. Возможно, эти цифры преувеличены, но они свидетельствуют о масштабах грабежа и разорения. Все это происходило в основном в Болгарской земле. Со своей стоянки, не двигаясь в глубь Орды, Тимур тронулся в обратный путь.
Не успел Тохтамыш оправиться от похода 1391 г., как весной 1395 г. Аксак-Тимур с огромным войском приблизился “через Кавказ к южной границе Золотой Орды. Тохтамыш занял оборону на реке Терек. В жестоком сражении, длившемся с 14 по 16 апреля, Тохтамыш потерпел поражение, имея огромные потери. М.Г.Сафаргалиев пишет: “Преследуя отступающее войско неприятеля, Тимур переправился через реку Куру “по пятам неприятеля” и дошел до Укека и “многих из них убил”. Большая часть сторонников Тохтамыша была взята в плен; хан и немногие его приближенные “бросились на плотах в воду и переправились на сторону Итиля”. Войско Тимура, перейдя на левый берег Волги, преследовало остатки разбитых войск Тохтамыша. “Тохтамыш-хан бросил ханство, – писал Шериф-ад-дин Иезди, – дом, и все, что имел, явное и скрытое, и, опасаясь за жизнь свою, с несколькими людьми ушел в сторону Булгара, в лесную местность… Победоносное войско [Тимура] в этой стороне реки дошло до того же места, до которого оно в первом походе на Дешт (т.е. Золотую Орду в 1391 г. – В.Д.) добралось с той стороны реки и ограбило [все это]. Место [же] это недалеко от “страны мрака” [Тизенгаузен В.Г. Сборник. Т.II. С. 178]. Таким образом, войска Тимура и во втором своем походе, как и в первом, дошли до Булгар и ограбили все, что было восстановлено при монголах… Города Булгар, Жукотин, Керменчук и другие были, несомненно, разграблены и опустошены Тимуром во время второго похода 1395 года. Об этом свидетельствуют многочисленные предания казанских татар, отраженные в “Повести о нашествии Тимура булгарам” …
Достоверность передаваемых в “Повести” фактов о разрушении Тимуром булгарских городов не вызывает сомнения. Город Булгар, имевший до этого десять тысяч двадцать четыре дома, был “обращен в ничто и небытие; в мире осталось только одно имя его”. Из более раннего списка “Повести”, каким является список Британского музея (ХVII в.), видно, что Тимур, прежде чем идти на Булгар, “захватил после боя город Асидрахан (т.е. Астрахань) и стал держать дорогу на север, на Булгары”. Это как раз случилось во время второго похода, т.е. в 1395 году”. Чувашские и татарские исторические предания говорят о взятии и разорении Аксак-Тимуром и города Биляра. Далее М.Г.Сафаргалиев пишет, что археолог А.П.Смирнов подтверждает разрушение г. Болгар Аксак-Тимуром в конце ХIV в., но он допускает и возможность разрушения города русскими во время похода 1396 г. М.Г.Сафаргалиев правильно указывает, что в 1396 г. похода русских войск на г. Болгар не было. Он был совершен в 1399 г., но во время этого похода летописи не сообщают о разрушении болгарских городов. “Войска Тимура, – продолжает далее М.Г.Сафаргалиев, – разрушив булгарские города (Булгар, Жукотин, Керменчук и др.) по пути к Сараю, предварительно разрушив в числе других городов и город Укек, остановились в столице ханов Золотой Орды”. Далее М.Г.Сафаргалиев приводит факты о покорении Аксак-Тимуром западных улусов Золотой Орды на Дону, в бассейне Днепра и в Крыму, откуда он направился в Рязанское княжество, дошел до Ельца, опустошил его и вернулся на Северный Кавказ. Отсюда Тимур отправлял отряды для разграбления многих городов Золотой Орды. В частности, ее столица – г. Новый Сарай был сожжен, сравнен с землею. Такому же разграблению подверглись Старый Сарай, Бальджимен, Маджар, Азак (Тана), Солхат, Дедяков и др. Войско Тимура с наступлением весны 1396 г. “поспешно ушло в Иран по разоренной им же дороге, не достигнув своей цели – подчинения Золотой Орды” [30]. М.Г.Сафагалиевым все приведенные утверждения сделаны со ссылками на восточные источники.
В 1395 г. Тохтамыш попытался удержаться в Болгарской земле, разорял ее, собирал с местного населения “золото, серебро и дары многие”, чтобы призвать “татар отовсюду к себе”, предпринял поход в районы, расположенные севернее нижней Камы. Затем, собрав татарское войско, удалился в Крым.
В 1399 г. Московский великий князь Василий Дмитриевич, собрав много рати, послал брата Юрия Дмитриевича в Волжскую Болгарию. Он занял города Болгар, Жукотин, Кашан, побил здесь немало болгаро-чувашей и татар и возвратился в Москву через три месяца с трофеями и пленными [31]. Этот поход был совершен как наказание суздальского князя Семена Дмитриевича за его измену – переход в Золотую Орду. 
Семен Дмитриевич вел борьбу против московского великого князя Василия Дмитриевича из-за присоединения Нижегородского княжества к Москве в 1393 г., желая отделить Суздальско-Нижегородскую землю от Москвы, и прибег в этой борьбе к помощи татар. В летописи сказано: “Тое же осени князь Семенъ Дмитриевичь Суздальскыи прииде ратью к Новугороду Нижнему, а с ним царевич Ентякъ с тысячью Татаръ. Людие же затворишася в городе, а воеводы у них бяху Володимеръ Даниловичь, Григореи Володимеровичь, Иван Лихорь, и бысть имъ бои с ними. Татарове же отступиша от города и пакы приступиша, и тако по три дни бьяхуся и много людеи от стрелъ паде, и по семъ миръ взяша. Христиане крестъ целоваша, а Татарове по своеи вере даша правду, што им никоторого зла христьяномъ не творити. И на том Татарове створиша лесть (т.е. обман. – В.Д.) и роту (т.е. клятву, обещание. – В.Д.) свою измениша и пограбивъше всех христьянъ, нагых попущаша. А князь Семенъ глаголаше: “Не яз створих лесть, но Татарове, а яз не поволенъ в них, а с них не могу”. И тако взяша град октовриа въ 25 и быша ту две недели, донде же услышаша, что хочетъ на них князь великы ити ратью, и побегоша к Орде. А князь великы слышав се и събра рати многы посла своего князя Юрья Дмитреевича, а с ним воевод и старейших бояръ и силу многу” [32]. Вместе с татарами сбежал в Орду и князь Семен Дмитриевич со своей ратью.
Поход Юрия Дмитриевича был направлен в погоню за изменником Семеном Дмитриевичем, скрывавшимся, вероятно, в Болгарской земле. Недаром в Никоновской летописи под 1399 г. указывается, что осенью 1399 г. “князь велики Василей Дмитриевичь Московский посылалъ за княземъ за Семеномъ за Дмитриевичемъ за Суждалскимъ погонею до Казани и не угнаша” [33]. Суздальский князь и его семья были разысканы в золотоордынских пределах в 1401 году. [34]. М.Г.Сафаргалиев справедливо писал: “Приведенный отрывок (о походе Юрия Дмитриевича. – В.Д.) из русской летописи еще не дает права делать вывод о разрушении городов, здесь говорится лишь о взятии булгарских городов русскими без какого-либо сопротивления со стороны местного населения, еще не оправившегося от похода Тимура” [35]. Действительно, ограбить обессиливший, накануне разграбленный и жестоко побитый Аксак-Тимуром болгарский народ и заявить о великой победе над ним не стоило никакого труда. Это событие лишь свидетельствует о том, что к концу ХIV в. еще не все население Болгарской земли было истреблено, уведено в плен и сбежало в северо-западные, северные и северо-восточные лесные районы. Австриец Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в 1517 и 1526 гг., писал о походе 1399 г., что московский великий князь Василий Дмитриевич “овладел Булгарией, которая лежит по Волге, и изгнал из нее татар” [36]. Однако по прошествии 118 лет со времени со совершившегося события вряд ли он имел возможность получить в Москве достоверные сведения об изгнании русскими татар из Болгарской земли. М.Н.Карамзин отмечал, что Василий Дмитриевич слыл со времени похода 1399 г. “завоевателем Болгарии: но время истинных, прочных завоеваний для России еще не наступило” [37].
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница