Мир детства в произведении Леонида Андреева «Петька на даче»




Дата14.06.2016
Размер87.4 Kb.
Автор: Ф.И.О. Ерохина Елизавета Михайловна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 106 Пролетарского района города Ростова-на-Дону

Предмет: Литература

Тема: Мир детства в произведении Леонида Андреева «Петька на даче»

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа. Литература: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений/авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др. – М.: Дрофа.

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: создание условий по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.

Задачи урока:

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: создавать условия для наблюдения над выполнением целеполагания, оценки результата своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи учащихся, умения слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

Задачи предметные:

  • Содействовать формированию представления о композиционном строении рассказа.

  • Способствовать формированию умения по поступкам, словам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя, определять идейно-тематическое содержание произведения.

  • Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

  • Увидеть возрождение главного героя под влиянием новых впечатлений, переживаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока:

  • урок-исследование;

Оборудование: видео-ролик, презентация; карточки для кластера, тесты; карточки для групповой и индивидуальной работы.

Планируемые результаты: Научить сравнивать «два мира, два детства»: уютный мир деревни (дачи) и жестокий мир города (парикмахерской)
План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

3.Открытие новых знаний.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

5.Систематизация и самооценка полученных знаний.

6.Подведение итогов и систематизация знаний.

7.Рефлексия.


2 мин

3 мин

10 мин

10 мин

10 мин

5 мин

5 минут

Ход урока:


I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на уроке литературы, чтобы постигать тайны произведений, разбираться и осмысливать те идеи, которыми жили русские писатели. На уроке мы будем много думать, анализировать, обсуждать, может быть, где-то и спорить, дискутировать, так как именно в споре рождается истина, а истина – это сокровище, которое, к сожалению, не так легко найти!


II. Актуализация опорных знаний.

Наше занятие я бы хотела начать со стихотворения грузинского поэта Ираклия Абашидзе:


      В круговороте грозном и великом,

      Рассчитанном на долгие века,

      Жизнь кажется порой

      Лишь кратким мигом,

      Коротким дуновеньем ветерка.
– Почему поэт называет жизнь коротким мигом? С чем он сравнивает жизнь?

– Кажется ли вам такое сравнение удачным, точным? (Высказывания детей.)

    

  Но иногда на вечность жизнь похожа:



      Ты долго шел

      И вот идешь опять,

      И все живешь, тревожась и тревожа,

      И начинаешь снова начинать.

                  И. Абашидзе

– Когда жизнь похожа на вечность?

– Как вы считаете, ваша жизнь – миг или вечность? Объясните. (Высказывания детей.)

Обратите внимание на экран. Здесь записано зашифрованное слово-ключевое к разгадке секретов новой главы нашего учебника. Даю Вам маленькую подсказку. Номера букв по алфавиту.

3, 18, 6, 14, 33

- Отгадайте шифровку. (время).


III. Открытие новых знаний.

Сегодня мы начинаем изучать трутью главу нашего учебника. Откройте учебник на странице 55. Рассмотрите шмуцтитульный лист. Прочитайте название этой главы.

- Как вы понимаете название этой главы? (Предположения детей).

- Крутить барабан времени – это значит пытаться проникнуть в прошлое или будущее. Как это можно сделать? (Высказывания детей).

В этой главе мы найдем произведения, которые перенесут нас во времени.

- Обратите внимание на рисунок шмуцтитульного листа. Что вы заметили? (Все предметы, костюмы, названия из прошлого.)

Значит, вместе с героями этих произведений мы тоже перенесемся в прошлое. Увидим, как жили ваши сверстники в те далекие времена.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Итак, с какого же произведения мы начнем наше путешествие во времени? (Это рассказ Леонида Андреева «Петька на даче»).



Чтобы лучше представить личность автора, проведём небольшую экскурсию в Дом-музей Леонида Андреева.

Андреев Леонид Николаевич – русский писатель.

Родился в Орле в обеспеченной семье. Еще с детства проявлял интерес к чтению. Его отдали в орловскую классическую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Окончив гимназии, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета.

В 18 лет юноша тяжело переживает потерю отца. Материальное положение его семьи ухудшается. В этом же году его поджидает еще одно испытание – тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов. К счастью, все обошлось, и отечественная литература обогатилась еще одним великим именем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако в редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом.

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь». И через год Леонид Андреев становится редактором.

После смерти писателя, на его родине, открылся дом-музей Леонида Андреева.
1. Анализ текста

- Кто главный герой это рассказа? (Мальчик Петька.)

- Что он делает в парикмахерской?

- Вызывает ли Петька у вас жалость? Но почему: разве та работа, которую он выполняет в парикмахерской является физически трудной, непосильной? (Петька вызывает жалосьт потому, что его дни тянутся очень однообразно. Он вынужден выполнять одну и ту же работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Его не мучают тяжелой физической работой, но ему все время хочется спать от ощцущения бесцветности и однообразия жизни.)

2. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте отрывки, подтверждающие, что жизнь Петьки однообразна и скучна.

- Кто работает и живет в парикмахерской вместе с Петькой? (Мальчик Николка.) Найдите в тексе рассказ о Николке. Зачитайте.

- Кто вызывает у вас большее сочувствие: Петька или Николка? (Могут быть разные мнения.)



С одной стороны, Николка взрослее, он более активный и даже оказывает Петьке покровительство. В Николке нет такого безразличия к жизни, как у Петьки. С другой стороны, у Петьки есть мать, а Николка – сирота.

- Каким предстает перед нами мир парикмахерской? (скучный, однообразный, примитивный).

- Чьими глазами мы видим этот мир? (Глазами Петьки.)

- Хорошо, продолжаем работу.

- Где начинается освоение Петькой нового мира? (Освоение нового мира начинается уже на вокзале.)

- Где и как продолжается? (Продолжается в вагоне, где Петька, прилипнув к окну, рассматривает все подробности, и на даче, где на Петьку обрушивается новый мир – мир природы.)

- Как происходит освоение Петькой нового мира? (Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая во все его тайны. Он осваивает его не спеша, осторожно. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, старается прочувствовать каждое новое впечатление.)

- Каков мир дачи для Петьки? (живой, сияющий красками. Мир свободы, радости жизни.)

- Как воспринимает Петька известие о том, что ему надо вернуться в город, в парикмахерскую? (Он не понимает – куда ему надо возвращаться. Мальчик уже забыл тот ужасный, скучный мир и возвращаться туда не хочет: «Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, - уже найдено».)
V. Систематизация и самооценка полученных знаний.

Как же оказался мальчик в городе?

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Хотя эти дети жили в ужасных условиях. Одним из таких мальчиков и был Петька, но таких, как он, было очень много, они есть, конечно, и сейчас. Но сегодня родители не отправляют своих детей работать, а просто они сами вынуждены уйти из дома, чтобы хоть как-то прокормить себя. В 83 субъектах Российской Федерации по заказу Минобрнауки РФ был проведен мониторинг положения детей, и в частности детей-сирот, в стране на настоящий момент. По России численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 2,1% от общей численности всех детей в возрасте от 0 до 18 лет. Посмотрите, какая ужасающая цифра перед нами. У таких детей, можно сказать, нет детства. У них трудное детство. А какое оно, трудное детство?

Можем ли мы сказать, что у Петьки трудное детство? (Да) Каждый доказывает эту точку зрения, опираясь на текст.


VI. Подведение итогов и систематизация знаний.

Давайте пополним нашу копилку знаний.

- О чем автор заставил нас задуматься?

- О том, как люди должны относиться друг к другу, быть добрее, уметь сострадать.

- Какие знания и умения помогли вам сегодня на уроке?
VII. Рефлексия.

- Сравните эти два мира. Выразите свое отношение к миру парикмахерской и миру дачи в синквейне.

Синквейн – слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительное).

2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных).

3. Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Примерно должно получиться:



1. Парикмахерская

2. Скучная, мрачная.

3. Очень хочется спать.

4. Я не хочу возвращаться.

5. Безнадежность.
1. Дача

2. Светлая, радостная.

3. Дышу полной грудью.

4. Сюда я стремился всегда.



5. Счастье.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница