Министерство спорта и туризма республики беларусь



Скачать 77.26 Kb.
страница1/2
Дата03.11.2018
Размер77.26 Kb.
ТипКурсовая
  1   2
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»


Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

КУРСОВАЯ РАБОТА
Физическое воспитание детей дошкольного возраста


Исполнитель: студент 4 курса,

СПФ СИиЕ, гр.141,

Рощин Виталий Валерьевич
Научный руководитель:

Максименко Н.П.

Минск 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ
Перечень условных обозначений. ..........................................................3

Введение...................................... ............................................................4

ГЛАВА 1. Возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника............................... ...........................................................6

1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста………………………… ….…………………………………………..6

1.2 Особенности возрастного развития физических качеств… ……………..9

ГЛАВА 2. Методика занятий физической культурой детей дошкольного возраста……………………………………………………………..……... ……12

2.1 Задачи и средства физического воспитания ……………………… ..…..12

2.2 Формы организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста…………………………………………………… ....15

2.3Принципы обучения в системе физического воспитания……………………………………………………………… ……18

2.4Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием……………………………………………………………….. …21

2.5 Содержание занятий физической культуры с детьми дошкольного возраста................................................................................................... ......25

Заключение…………………………………………………………… ……….32

Список использованной литературы…………………………………… ..….33

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ


ДАД - диастолическое артериальное давление

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

САД - систолическое артериальное давление

ТиМФВ – теория и методика физического воспитания

УГГ - утренняя гигиеническая гимнастика

ФВ - физическое воспитание

ФК - физическая культура

ФН - физическая нагрузка

ФУ - физические упражнения

ЧСС - частота сердечных сокращений

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.[13]



Цель работы

Изучение особенностей методики и содержание занятий физической культурой детей дошкольного возраста.



Задачи исследования

  1. Рассмотреть возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника.

  2. Раскрыть методику обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста.


Методы исследования

Метод анализа литературных источников.



Объем и структура работы

Работа изложена на 34 странице печатного текста. Включает в себя перечень условных обозначений, введение, 2 главы, заключение и список использованных литературных источников. Для написания работы было изучено 16 источников научно-методической литературы.



ГЛАВА 1. Возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

У ребёнка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребёнка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

За период раннего дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

За первый год жизни рост ребёнка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

Масса тела ребёнка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 – 7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребёнка.

Окружность грудной клетки при рождении – 32 – 34 см. В течение первых 3 – 4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 – 3 см в месяц, затем прирост её снижается. В конце года она составляет около 0,4 – 0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12 – 15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного детства.

Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребёнка.



Окружность головы при рождении ребёнка примерно 34 – 35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3 – 3,5 см в квартал. В дальнейшем её рост резко замедляется, возрастая в течение 2 – 3 года жизни на 1 – 1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребёнка, его телосложение, но и развитие и совершенствование массы головного мозга.[11]

Костная система ребёнка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. [14]

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребёнком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребёнку соответствующую обувь.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.



Мышечная система у ребёнка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребёнка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

В младшем возрасте у ребёнка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведённые плечи и т.д. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5 – 4 кг в младшем дошкольном возрасте до 13 - 15 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила – сила мышц туловища.

Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. В первые месяцы жизни у ребёнка преобладает тонус мышц-сгибателей над разгибателями. В раннем возрасте мышечный тонус уменьшается под воздействием гимнастики и массажа.

Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создаёт естественный «мышечный корсет». С годами у ребёнка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 г у 3 – 4-летнего до 92,3 г – у 6 – 7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работоспособность сердца.

С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет80/55 – 85/60 мм рт. ст., а в возрасте 3 – 7 лет оно уже в пределах 80/50 – 110/70 мм рт. ст.

По мере развития ребёнка уменьшается частота дыхания: к концу первого года жизни она равна 30 – 35 в минуту, к концу третьего – 25 – 30, а в 4 – 7 лет – 22 – 26. У ребёнка нарастают глубина дыхания и лёгочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей. В процессе развития у ребёнка увеличиваются морфологические и функциональные возможности: повышается тренированность мышц, работоспособность, совершенствование организма. [11]

Особенностью развития отличается дыхательная система ребёнка. К 3 – 4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам ещё не завершается строение лёгочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность лёгочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через лёгкие у ребёнка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

За период дошкольного детства осуществляется сложнейший процесс формирования нервной системы. Основная Дифференцировка нервных клеток происходит до трёх лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируются статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы дошкольника является преобладание возбуждения над торможением. [2]

В процессе возрастного развития ребёнка установлены критические этапы совокупности морфологических и функциональных возможностей, отличных от смежных возрастов.

Исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития.[11]
1.2 Особенности возрастного развития физических качеств

Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определённые сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.



Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное нарастание подвижности нервных процессов. Соответственно умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений.

Скорость одиночных движений различна для разных мышечных групп в разном возрасте. В возрасте 4 – 5 лет она больше для проксимальных частей конечностей, чем для дистальных. С 6 – 7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4 – 5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6 – 7 лет нарастает скорость движений пальцев.

Максимальный темп движений постепенно растёт в дошкольном возрасте, увеличиваясь за этот период в 1,5 – 2 раза. Особенно интенсивно прогрессирует у мальчиков. Повышение темпа движений связано с ростом подвижности нервных процессов, скорости развития возбуждения и скорости проведения в нервных мышечных волокнах, а также с увеличением скорости расслабления.

Абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно. Её прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы.

Относительная сила у дошкольников почти не изменяется, так как прирост мышечной силы не превышает прироста массы тела. Лишь с 6 – 7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относительная сила ребёнка начинает увеличиваться. [10]

Скоростно-силовые возможности ребёнка развиваются постепенно, по мере повышения лабильности мотонейронов, скорости активации и вовлечения в работу отдельных двигательных единиц, возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в показателях бросков, прыжков, метании. Её показатели у дошкольников невелики – дети 5 – 6 лет осваивают лишь около половины прыжковых упражнений.

Некоторое увеличение прироста скоростно-силовых показателей (прыжков в высоту, длину, дальности бросков) наблюдается в 7 лет.



Общая выносливость (длительность бега со скоростью 70% от максимальной) начинает увеличиваться в младшем школьном возрасте, когда достаточного развития достигают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В возрасте 7 лет заметно увеличивается выносливость к аэробной работе (составляющей 50% от максимальной мощности), но не растёт выносливость к анаэробной работе (100% максимальной мощности).

Статическая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и прочее) невелика. Статические усилия не рекомендуются дошкольникам, так как вызывают у них неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (послерабочих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления [2].

Ловкость – комплексное понятие, в её структуру включаются способность быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необычных условиях, создавая новые двигательные акты. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам. Уже в дошкольном возрасте быстро растёт точность метания в цель, точность прыжка. В структуре основных двигательных способностей у детей 3 – 6-летнего возраста ловкость составляет 52 – 57%.

Наибольшие сдвиги координационных способностей обнаруживаются в 7-летнем возрасте.

Различают ловкость «телесную» и «предметную». Их развитие протекает гетерохронно. Особенно выражена разновременность развития для отдельных показателей «предметной» ловкости.

Гибкость одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4-летнего возраста, она быстро совершенствуется на всём протяжении дошкольного возраста благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей. Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским [10]

ГЛАВА 2 Методика занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста
2.1 Задачи и средства физического воспитания
Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно волевых черт личности.

Основные задачи физического воспитания:



  • охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

  • достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

  • воспитание нравственноволевых черт личности, активности, самостоятельности;

  • создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

  • формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

  • формирование широкого круга игровых действий;

  • развитие физических (двигательных) качеств: ловкости ( в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

  • содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

  • формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

  • воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. [3]

В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировки в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Всё это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата. В качестве факторов, оптимизирующих воздействия физических упражнений на организм ребенка, широко используются оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы.

Физические упражнения. Применительно к задачам физического воспитания детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений.

Основная гимнастика включает в себя: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упражнения. Характерной особенностью этих упражнений является их избирательная направленность, т.е. можно подобрать упражнения на определенную мышечную группу, на любое физическое качество, на осанку и др. Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять различные сложные движения.

Подвижные игры занимают среди других средств центральное место. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, как в основной гимнастике, а комплексное развитие физических качеств. Следовательно, осуществляется и комплексное совершенствование всего двигательного аппарата, всех систем организма.

Начиная с пятилетнего возраста в состав средств физического воспитания дошкольников следует включать упрощенные формы спортивных упражнений. К ним относятся упрощенные способы хождения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовали задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности. [16]

Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует механизмы терморегуляции, нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей. Сочетание их с физическими упражнениями позволяет достигнуть большего эффекта в процессе совершенствования физической природы человека.

Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, пассаж и т.п. Гигиенические факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений и определяют возможности физического развития. Так, например, физкультурные занятия лучше содействуют физическому развитию при полноценном питании и сне. Чистота помещения, физкультурного оборудования служит профилактикой инфекционных заболеваний.

Для успешного решения задач физического воспитания детей раннего дошкольного возраста необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.




2.2 Формы организации занятий

Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей [7].

Формы организации обучения имеют древнюю историю. На заре развития человеческого общества взрослые передавали детям опыт и знания в процессе различной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи умений и знаний. Со временем возникла потребность в новых формах организации обучения [5].

По определению Б. И. Лихачева, «форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, общих средств и методов» [14].

В современной дидактике представлены различные формы обучения и их организация. При обучении детей дошкольного возраста движениям и двигательным навыкам они успешно используются в системе физического воспитания.

К формам организации обучения в физическом воспитании детей дошкольного возраста в теории и методике физического воспитания относятся:

1) физкультурные занятия;

2) Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

3) активный отдых;

4) самостоятельная двигательная деятельность детей;

5) задания на дом.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения [7].



Физкультурные занятия – основная форма учебно-воспитательной работы. Цель занятия: обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических качеств. Они проводятся 3-и раза в неделю по 20-25 минут в младших и средних группах и по 30-35 мин в подготовительной к школе группе. Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные и порядковые упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. В заключительной части проводятся малоподвижные игры или спокойная ходьба.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня включает в себя достаточно много разнообразных форм, которые также являются основными в общей системе физического воспитания и развития ребенка. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика – одно из важнейших оздоровительных мероприятий в детском саду. Она направлена на активизацию деятельности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают настойчивость и дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем. Для детей младших групп ее длительность составляет 5-10 мин, в подготовительной группе- 12-15 мин. Она состоит из трех частей: вводной (различные виды ходьбы, бег от 30 до 1,5 мин.), основной (комплекс общеразвивающих упражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной (спокойная ходьба или игры небольшой подвижности). [1,5]

Системное и квалифицированное проведение утренней гимнастики играет существенную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как оказывает на них не только оздоровительное воздействие, но частично воспитательное и образовательное. Дети впервые узнают о значении утренней гимнастики для здоровья и приучаются с малых лет к регулярным занятиям.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Подвижные игры проводятся на прогулке ежедневно. Как правило, на прогулку отводят 1,5-2 часа в первой и во второй половинах дня. Они увеличивают двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают нравственно- волевые качества. В течение года дети знакомятся с 22-25 новыми подвижными играми.

Основное назначение прогулок – длительное пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями. Содержание прогулок тесно связано с основными задачами физического воспитания дошкольников. Главная из них – применение детьми двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Организуются прогулки так, чтобы дети были всегда в движении, но не слишком перегревались.

Дети старше полутора лет зимой гуляют два раза ежедневно. В очень морозную или ветреную погоду прогулку заменяют пребыванием на открытом воздухе, но под крышей (на веранде с открытыми окнами, во дворе под навесом, в беседке и т.п.). [1,6]



Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, математических представлений и пр., где требуется сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Она используется с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2-3 упражнения продолжительностью 2-3 мин.

Активный отдых представлен следующими формами: детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы.

Физкультурный досуг проводиться 1-2 раза в месяц по 20-30 минут в младших группах и 45-50 минут в старшей и подготовительной группах. Досуг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются игры, занимательные задания, веселые эстафеты.

Физкультурные праздники проводятся не менее двух раз в год в средней и подготовительной группах. Они выступают как смотр, итог достижений детей. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упражнения, игры, танцы, которые демонстрируют на празднике, состязаются в быстроте, ловкости, силе. Длительность праздников –1-1,5 ч. [5]

Самостоятельная двигательная деятельность детей как форма в физическом воспитании реализуется в основном на прогулках. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжительность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей. Поэтому в групповой комнате и на площадке должны быть необходимые физкультурные пособия (горки со скатом, лестницы, снаряды для лазанья, скакалки, мячи и др.) В последнее время получила признание такая форма, как секционно-кружковые занятия по видам спорта, с выходом на организацию и проведение соревнований, а также коррекционная работа, предполагающая не только коррекцию осанки.

Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность на воздухе является непременным содержанием повседневной жизни детей во всех возрастных группах.

Задания на дом – форма работы с родителями и воспитателем. [5.,11]





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница