Микеланджело буонарроти




Скачать 344.58 Kb.
Дата14.08.2016
Размер344.58 Kb.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

06.03.1475 Капрезе Микеланджело под Ареццо - 18.02.1564 Рим



Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Высокое Возрождение. Латинская школа во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди Джованни. Копировал фрески Джотто и Мазаччо, изучал скульптуру Донателло. Жил у Медичи 2 года. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» Первый римский период (1496-1501) продолжил изучение античной скульптуры. статуя Вакха (ок. 1496) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99) Флорентийский период (1501-06). Статуя Давида (символ свободы республики) - принципиально иное изображение. Картоном к фреске «Битва при Кашине», которая вместе с росписью Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри» должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены. Второй римский период (1505-16) работа над надгробием Юлия 2. Охлаждения папы к проекту (мавзолей). Разругались. Уехал. Росписи Сикстинской капелл. Фрески Сикстинского плафона (1508-12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело (9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия). Капелла Медичи Новая сакристию церкви Сан-Лоренцо (Брунолески) в грандиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим. Библиотека Лауренциана лестница библиотеки Лауренциана Третий римский период. Кризис флорентийско-римского Возрождения. фреска «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы. Начало Суда, а не конец (истории со сбивание и одеванием фигур.) В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма.

Собор св. Петра М. вернулся к плану Браманте, одновременно укрупнив все формы и членения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур купола, возведенного после Джакомо делла Порта.

Ансамбль Капитолия завершенный только в 17 в. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу). Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница.


ДЖОРДЖОНЕ. Ключевая фигура высоко возрождения в Венеции. Очень мало документов (смотрим по Вазари) Иное имя Большой Джорджи. Родился в 1477(8) на материке Костэльфранко. Возможный учитель Беллини. Ему приписывают до 50 картин. Умер от чумы. У каждого свой Д. 1. появление станковой картины (фрески ранее) 2. масло, темпер, эскизная манера прописи отдельных деталей) 3. интенсивное развитие светских сюжетов, экстравагантная трактовка сюжетов. Пейзаж как средство выражения личный сокровенных эмоций. «Испытание Моисея Огнем» слабо удавались фигуры; пейзаж на фоне. Дитя выбирает между корзиной с золотом и углем. «Юдив» эмоциональные ноты в трактовке; нога попирает голову Алоферна; леонардовская синева фона. «Три возраста» (урок пения) передача знаний как единственное возможное развитие. Ноты как гармония.

ФРАНС ХАЛЬС

Ок. 1582 Родился в Антверпене 1610 Вступает в Гильдию мастеров святого Луки (исключен позднее за неуплату взносов). 1612 Принят мушкетером в стрелковую роту святого Георгия. 1616 Пишет картину "Банкет офицеров роты святого Георгия", становится членом харлемской Кафедры риторики. 1624 "Улыбающийся кавалер". один из самых "мажорных" портретов Х. Образ, созданный Х., подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Цыганка подчеркнуто-чувственный образ. Цыганка - с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте - отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон . Малле Бабе содержательница одной из городских харчевен, называли за глаза "харлемской ведьмой". прозвище за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. 1639 Создает последнее полотно, посвященное городской милиции, - "Офицеры стрелковой роты святого Георгия", - включив в нее свой автопортрет. "Портрет стоящей женщины" Кружево воротника и манжет написано здесь в очень интересной манере: художник несколько раз накладывал друг на друга почти прозрачные слои белил. 1664 Регентши приюта для престарелых (1664). От портрета веет безнадежностью и тлением. Х. написал этих женщин, ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, предельно честно. Получает от городского Совета три телеги торфа для отопления дома в зимние месяцы. 1666 Умирает




ЯН ВАН ЭЙК

1390 Маасейк, близ Маастрихта, Бельгия - 09.07.1441 Брюгге

нидерландский художник. Один из основоположников искусства Северного Возрождения (искусство из готики, религия вместо мифа). Учился, возможно, у старшего брата Губерта . Работал придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422-25), а с 1425 — в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго. В 1430 обосновался в Брюгге.



Гентский алтарь В 1432 произведение, ознаменовавшее наступление новой эпохи в живописи Нидерландов, —алтарь для одной из капелл собора св. Бавона в Генте . На 26 панелях современные Эйку представления о мире земном и небесном. В верхнем ярусе внешней части алтаря представлено Благовещение, в нижнем — фигуры двух Иоаннов, Крестителя и Евангелиста, написанные в технике гризайль, а также портретные образы заказчика, гентского бюргера Иосса Вейдта и его супруги. Масляная живопись, освоенная в Нидерландах в этот период (Яну Ван Эйку даже приписывалось ее изобретение), раскрыла здесь свои выразительные возможности. Бог приобретает человеческие черты

«Мадонна канцлера Ролена» и «Мадонна каноника ван дер Пале» Во всех своих религиозных композициях и в «Благовещении» виртуозно пользуется принципом «скрытого символизма», сочетая богословские аллегории с безукоризненной верностью натуре. Образы заказчиков, например, престарелого ван дер Пале, свидетельствуют и о выдающемся даровании портретиста — Ян Ван Эйк явился одним из первых в Европе мастеров портрета, выделив его в самостоятельный жанр. В этих погрудных композициях центром внимания является лицо, выступающее на темном фоне, — внешне бесстрастное, оно тонко передает богатство внутренней жизни. Среди лучших работ такого рода так называемый «Тимофей» (1432), «Человек в красном головном уборе» (, а также портрет жены художника Маргареты Ван Эйк .Наиболее знаменит портрет супружеской четы, который традиционно принято считать изображением итальянского купца Дж. Арнольфини и его жены Дж. Ченами (1434, Национальная галерея, Лондон). Супруги представлены в момент заключения брачного договора в рост в домашнем интерьере.


ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОРТРЕТИСТ)

Родился в Пьеве ди Кадоне. Дата неизвестна - начало 16 века. Джованни Дзукатто, Дженетели, Белинни. Своместил школу Беллини и Северное Возрождение. 1508 Вместе с Джорджоне работает над фресками для Фондако деи Тедески (Юдифь). 1511 Создает три фрески для Скуола дель Санто в Падуе. После смерти своего учителя, Беллини, Т. становится ведущим художником Венецианской республики. «Флора» белое пятно небрежно наброшенной рубашки, масса светлых волос, тонкость цвета тела. «Мария Магдалина» образ обращенный к небесам, сзади стоит какой-то ночной горшок и безумно красивое небо, вместо одеяния – золотые волосы. Кающаяся Мария Магдалина. 1565 – уже одета. «Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме» (Болонье) молодой человек на темном фоне в красном костюм. Надменное лицо, острый нос, пронзительные глаза. «Портрет дворянина», «Молодой англичанин»- юрист Иполлито Риминальди (акцент на лицо, единственное светлое пятно). Парадный портрет «Герцогиня дела Ровере» - на фоне стены около окна в кресле. Тщательно прописанные детали – бархат, золото. «Венера Урбинская» начинает список Венер Т. Пафос классической иконографии Венеры стыдливой разрушан иронией. Перед нами не богиня, а белокурая куртизанка. Служанки ищут одежду, но разве можно искать что-то кроме красоты. "Поэмы» - объединил семь своих полотен, написанных для Филиппа II между 1550-м и 1562 годами. К ним относятся "Даная", "Диана и Актеон", "Смерть Актеона", "Диана и Каллисто" (вверху), "Персей и Андромеда", "Похищение Европы" и "Венера и Адонис". Основой для этих картин послужили "Метаморфозы" Овидия. Рисунков Т. сохранилось очень мало. Однако и эти немногочисленные образцы позволяют судить о высоком мастерстве художника. Он с одинаковой легкостью пользовался мелом, углем и тушью.




КАРАВАДЖО (МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ).

1573 Родился в Ломбардии. 1592 Получает наследство, переезжает в Рим. 1599 Заключает контракт на. написание двух больших картин для капеллы Коптарелли в Риме (не особо понравилась заказчику своим натурализмом -Призвание апостола Матфея – одна из самых сильных картин парни подсчитывают бабос и тут входит Христос. ). 1601 два полотна, для капеллы Черази. Популярен. 1606 Убивает в случайной стычке человека. Вынужден бежать из Рима (натурализм картин не пропадает, но цвет менее радостный). Наполь, Мальта, становится рыцарем мальтийского ордена, возвращается в Неаполь. 1610 умирает от малярии в возрасте. 37лет. мальчик с фруктами (1591) Одна из самых ранних работ К. «Юный Вакх» прекрасный чувственный юноша, голова украшена венком, в руке бокал вина, затуманенный взгляд. «Портрет кавалера мальтийского ордена» - немолодой человек, задумавшийся о прозе жизни. «Зубодер» - жанровый сюжет, похож на первый римский. Его творчество дало начало направлению «караваджизм» - реалистичность, драматичность изображаемого. Ужин в Эммаусе (1601), постоялый двор, двое учеников Христа узнают в разделившем с ними трапезу страннике воскресшего Бога и Учителя. Подсказка заключается в жесте, которым Христос благословил трапезу. Картина несет на себе самые характерные черты "фирменного" стиля Караваджо - фигуры в закрытом пространстве, на фоне плоского задника, фиксирующего резкие тени. Свет на картине падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. Гадалка изображена цыганка, предсказывающая молодому человеку его судьбу. Успение Богородицы алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине "недостойного изображения". Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной уснувшей женщиной - будто бы Караваджо писал фигуру с трупа проститутки. Юноша с лютней (ок. 1595) Двусмысленная эротика Корзина с фруктами сохранился единственный "чистый" натюрморт, достоверно принадлежащий кисти художника. Портрет Алофа де Виньякура - фактический правитель Мальты, изображен на нем в полный рост, в латах и с оружием. Мадонна Лорето (1604-05) занимала свое место в соборе святого Петра два дня, после чего была снята. Представители церкви сочли неприличным изображать обнаженного Христа спереди, к тому же в возрасте намного старшем, нежели предписывалось традицией. Погребение Христа (1602-04)



ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (СОВСЕМ КАК ЖИВОЕ! ГДЕ ЖЕ КАРТИНА?» ТОНКИЙ ПСИХОЛОГ)

1599 Родился в Севилье в небогатой дворянской семье. Завершив обучение у Франсиско Пачеко и сдав экзамен, вступает в корпорацию севилъских художников.1622 Посещает Мадрид, где пишет портрет поэта Луиса де Гопгоры, ставший своеобразным "пропуском" в придворные круги. Сходится со знаменитым Рубенсом. 1659 Первым среди испанских живописцев Веласкеса посвящают в рыцари ордена Сант-Яго. Герцог де Оливарес, запечатленный В. в героической позе. Во многом благодаря протекции герцога, бывшего первым министром, В. получил место придворного живописца – 40 лет при дворе Филиппа 4. В начале своего творческого пути В, следуя господствовавшей традиции, часто обращался к религиозным сюжетам, но после переезда в 1623 году в Мадрид картины религиозного содержания стали для его творчества, в общем-то, не характерны, уступив пальму первенства портретной живописи. "Непорочное зачатие"(Мадонна). писал портреты Короля, шутов, карликов. «Венера с зеркалом» - спиной к зрителям, он сдела то, что не разрешалось иным испанским живописцам – нарисовать нагое тело. «Вакх» - влияние Рубенса. «Пряхи» - освещенное полотно слева картины, девушки живые. . Папа Иннокентий Хна троне Менины (1656) – вслед за Эль Греко живописная возможность жемчужно серых тонов. Портрет инфанты Маргариты 9печаль ребенка, лишенного детства) менины – придворные дамы. 1960 – умер, слова на памятнике «Живописцу истины»

ЖАН БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН (ГОЛЛАНДСКАЯ? ШКОЛА)

Париже 1699 год. в детстве Шарден не знал нужды (отец краснодеревщик). Первый учитель Пьер Жак Каз, снискал известность религиозными и историческими полотнами. Ноэль Никола Куапель. Его первая "картина" - вывеска для цирюльни. Любил писать натюрморты 1724 года его приняли в Академию святого Луки, продолжательницу традиций старинной гильдии святого Луки. 1728 Натюрморты художника, выставленные на площади Дофина, обращают на себя внимание академиков. Становится членом Королевской академии живописи и ваяния. 1740 Представлен Людовику XV. Преподносит в дар королю свои картины "Молитва перед обедом"(есть авторские копии) Маленький ребенок учится произносить молитву. в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой. "Трудолюбивая мать" Мать и дочъ, занимающиеся рукоделием. "Хорошее воспитание" Мать смотрит на потупившуюся девочку (вероятно, она в чем-нибудь провинилась) с нежностью и тревогой. "Автопортрет" изобразил себя "по-домашнему", без парика. «Скат» Устрицы, кухонная утварь, котенок, решивший полакомиться "дарами моря". Натюрморт "Медный котелок, перечница, лук-порей, три яйца и кастрюлька" (ок. 1732) "Прачка" - одна из первых жанровых картин, написанных Шарденом. Заказчиком ее был Антуан де Ла Рок, владелец журнала "Меркюр де Франс". Одновременно с "Прачкой" Шарден написал для него "Женщину, наливающую воду из бака" 1755 Избирается казначеем Королевской академии живописи и ваяния, квартира в Лувре. «Карточный домик» Сюжет постройки карточного домика - один из самых популярных в жанровой живописи XVIII столетия, но он не вписывает в нее символику. "Натюрморт с атрибутами искусств" заказала Екатерина 2. Ш редко обращался к жанру портрета, а если все же и портретировал кого-нибудь - то лишь близких друзей и знакомых. портрет художника Жозефа Аведа, , был показан в Салоне 1737 года под названием "Алхимик".1779 В последний раз выставляется в Салоне и вскоре умирает


ЖАК ЛУИ ДАВИД

1748 Париж. Мальчика отдают на попечение дядей-архитекторов (отец погиб на дуэли).


мастерская Жозефа-Мари Въена. 1774 После нескольких попыток - Большая римская премия, дающая право на обучение во Французской академии в Риме. 1780 Возвращается в Париж, пишет свои первые шедевры, в том числе "Портрет графа Потоцкого".
1783 Благодаря успеху картины "Андромаха, оплакивающая Гектора" (гомеровский сюжет Илиады), избран членом Академии живописи. 1785 Представляет в Салоне свое полотно "Клятва Горациев" - и становится знаменитым. Следы классической манеры (театральные жесты), и воссоздание античной атмосферы. Сюжет картины взят из старинной легенды 1794 Заключен в тюрьму за свои революционные взгляды. Очарован Наполеоном. 1825 Переносит инсульт. Погребен на кладбище святой Гудулы в Брюсселе. Смерть Марата (1793), весть об убийстве революционного идеолога Марата, Д. решил запечатлеть черты погибшего. На следующий - просьба написать памятный портрет и организовать церемонию. Все предметы - деревянный ящик, письма и письменные принадлежности - хорошо видны и требуют внимательного рассмотрения. Безупречная по композиции, картина написана легкими прозрачными мазками, совершенно не похожими на заглаженную фактуру исторических полотен Д. Автопортрет 1794, Д. изобразил себя с палитрой и кистью. "Портрет жены художника", написанный Давидом в 1813 году, представляет нам его спутницу жизни - с годами она утратила былую красоту, оставшись при этом проницательной и умной женщиной. Сабинянки (1799) Эту картину Д. начал писать в тюрьме. Тема милосердия и примирения, посвятил жене, спасшей его от казни. Сюжет основан на легенде: Римлине скрали Сабиянок, взяли их в жены, наделали детей. ЧСерез пару лет пришли боевые подруги. Чтобы спасити всех одомашненные Сабиянки вынесли детей на улицу. Портрет мадам Рекамье Самый знаменитый портрет. изображена Жюльетта Рекамье, одна из известнейших светских красавиц того времени. Коронация - самая монументальная картина из тех, что были заказаны Давиду новым императором Франции. На ней запечатлена коронация Наполеона и Жозефины (матери не было, но она запечатлена).


РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН (ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ) Северные Нидерланды освободились от гнета Испании. Расцвет Голландского искусства. Лейден, 1606. Тематика и жанры картин многообразны. Город, с которым связана жизнь – Амстердам (Питера Ластмана – первый учитель живописи. светотень, для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника) . Наибольшая глубина – в старости. Ученый спор, молодой Рембрандт только создавал себе имя, живя в Лейдене. Картина очень мала по размерам. 1631 -1632 приобретает известность, написав "Урок анатомии доктора Тюлъпа". «Ученый в комнате с винтовой лестницей», «Флора», 1634 портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта. 1641 пишет самую знаменитую свою картину "Ночной дозор" и достигает вершины славы. "Вирсавия" запечатлена служанка, ставшая ему любовницей. «Аристократ с бюстом Гомера» супершедевр. Редкий сюжет (Рафаэль «Афинсткая школа»). «Лукреция» Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. «Давид и Урия» предшествуют сюжету Версалии. Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев. Возвращение блудного сына (голые пятки «мадонна и пилигримы» Кароваджо) Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Даная, 1636 девушка, заточенная в башню по приказу отца; к ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее. Действительно, не вызывает сомнений, что любовник-невидимка приближается; слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя; почему - этого мы, верно, никогда не узнаем. Христос в Эммаусе, 1648 один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Святое семейство, 1645 Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Вирсавия, 1654 В. горестно размышляет о своей судьбе. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Р. написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Портрет Яна Сикса, 1654 возможно, лучший из портретов Р. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками; Сикс медленно натягивает перчатку. В Амстердаме картины для украшения новой ратуши. За свою жизнь Рембрандт создал около 600 картин, почти 300 офортов и более 1400 рисунков – 1668 год смерти.
Маньеризм Направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.) ПОНТОРМО, ЯКОПО (1494–1557), итальянский художник, один из основоположников маньеристического направления в искусстве Возрождения. Понтормо (Тоскана) ,1494 в семье живописца Б.Каруччи. Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521). Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь д`Эма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А.Дюрера). Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525; Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем; Встреча Марии и Елизаветы, , 1528–1530; в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) –колористические и световые всплески и контрасты, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция); воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция). Якопо был выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов,; Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка; Юноша с алебардой, др.). Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам.
Маньеризм Направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.)
БРОНЗИНО, АНЬОЛО (1503–1572), итальянский художник, представитель флорентийской школы, известный также под именем Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано. Родился 1503 в Монтичелли близ Флоренции, был любимым учеником и помощником Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело. В 1530 получил заказ в Пезаро, но через два года вернулся во Флоренцию. В искусстве Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах Пьета (1565) и Сошествие во Ад (обе в галерее Уффици). Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на сложные аллегорические сюжеты, например Венера, Амур, Глупость и Время. В портретах, особенно таких, как Элеонора Толедская с сыном (ок. 1545), Молодой человек с лютней (ок. 1530) и Бартоломео Панчатики (ок. 1540), художник последовательно применяет маньеристические живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм. Картины Б. отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей – члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1539. Умер Бронзино во Флоренции

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) – знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий.. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета. 1599, Антверпен. его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), позже открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615,), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. С 1618 по 1620 произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом Поцелуй Иуды; Несение креста (ок. 1617–1618,); Св. Мартин и нищие (1620–1621,), Мученичество св. Себастьяна (1624–1625,). «Отдых на пути в Египет» (1630). обязан своей славой жанру портрета, во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Ван Дейк стал одним из создателей парадного портрета 17 в. портрет супруги Рубенса Портрет Изабеллы Брандт (ок. 1621, Вашингтон). В Италии делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом. Палермо делает большую алтарную картину для палермской церкви Ораторио дель Розарио Мадонна четок (1624–1627) – самый крупный заказ, полученный Ван Дейком от церкви в итальянский период. Вернувшись в Геную, Ван Дейк, уже известный, модный портретист, пишет блестящие портреты-картины. В 1632 по приглашению короля Карла I (1625–1649), Ван Дейк едет в Англию. Там он получает должность «главного живописца на службе их величества». на мифологическую тематику: Ринальдо и Армида (1628), Амур и Психея (1638). В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635), Известен т.н. Тройной портрет короля (1635), на котором король показан в трех ракурсах. Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633). В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов. К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые. Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет.

СНЕЙДЕРС, ФРАНС (1579–1657), фламандский художник, корифей барочного натюрморта. Был крещен в Антверпене 11 ноября 1579. Учился у П.Брейгеля Младшего (ок. 1592–1593). В 1608–1609 посетил Италию. По возращении в Антверпен работал в мастерской П.П.Рубенса, часто писал цветы, фрукты и животных в картинах последнего. Был главным придворным художником эрцгерцога Альберта, испанского наместника.

Ранние натюрморты Снейдерса сравнительно невелики по размерам; это, главным образом, корзины и вазы с фруктами, написанные в суховатой и пестрой манере. Художник достиг творческой зрелости в 1610-е годы. Типическими для него стали крупноформатные картины, по сути панно, с грудами битой дичи, обилием фруктов, цветов, овощей, рыбы, раковин. Живописное мастерство Снейдерса, с одной стороны, впечатляет своим декоративным размахом, а с другой – объединяет все эти массы в настоящие праздники природы, явленной здесь в виде продуктов всех ее четырех стихий. Картины художника часто составляли целые серии, предназначенные для украшения больших дворцовых интерьеров (такова, в частности, Рыбная, Фруктовая и Овощная лавки для столовой дворца архиепископа А.Триста в Брюгге, 1618–1621). Фигуры людей в натюрмортах обычно выполнялись другими художниками. Снейдерс был также замечательным анималистом, не только вводя в свои «кухни» и «лавки» разнообразных животных, но и создавая стремительно-динамичные «охоты», пользовавшиеся большим успехом при европейских дворах (серия «охот»,). Особый раздел его творчества образуют «птичьи концерты» – с птицами, составляющими красочные «капеллы».

Умер в Антверпене в 1657.






Эдуард МАНЕ (1832 1883), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Работал преимущественно в Париже. Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, он стремился наполнить их актуальным содержанием, внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия). В 1860-е темы современной истории (Казнь императора Максимилиана), но его проникновенное внимание к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (Завтрак в мастерской), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя). Мане стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов он сблизился с Э.Дега, К.Моне, О.Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке). Свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма (Аржантёй). В то же время он сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой. В 1870-80-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме,), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени). Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.. Нана, Олимпия, Бар в Фоли-Бержер, Завтрак на траве, Завтрак в мастерской, В кабачке папаши Латюиля, Портрет Берты Моризо, Железная дорога, Любитель абсента, Старый музыкант, Весна (Жанна), Эмиль Золя, Музыка в саду Тюльири, Портрет Евы Гонсалес, За чтением, Дама в меховой накидке.

ЖЕРИКО ТЕОДОР (1791–1824), французский живописец и график. Учился у К.Верне (1808–1810) и П.Герена (1810–1813), испытал влияние А.Гро. Работал в Париже. Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно - героизированным образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Ранние произведения - героика наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, Раненый кирасир, покидающий поле боя), эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита. После поездки в Италию усиливается обобщенная монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме). Плот Медузы (1818–1819) - написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата Медуза. Представление о о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Ж выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа) и автопортретов. Истинный гуманизм Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и др. собрания). Жерико выступил как пионер литографии во Франции .

СТЕН ЯН (около 1626-1679), голландский живописец. Учился, вероятно, у Н.Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге; работал в Лейдене, а также в Гааге, Делфте, Вармонде, Харлеме. Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (Брак в Кане), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Работы Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (Больная и врач, Гуляки, Игра в трик-трак). Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Ученик Яна ван Гойена, он поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работы художника: Девушка с устрицами, Кавардак, Семейство гуляк, Ссора карточных игроков, Риторики в окне, Веселое общество, Празднование крестин, Немощный старик, Визит врача, Беспутный дом, Таково течение жизни, Томящаяся от любви.

ТЕРБОРХ, ГЕРАРД (1617–1681), нидерландский художник, мастер бытового жанра. Родился в Зволле (провинция Оверэйссел на севере Нидерландов) в 1617 в семье живописца Г.Терборха Старшего. Судя по сохранившимся детским рисункам (1625–1626), его художественное дарование проявилось весьма рано. Сперва учился у отца, затем (1633–1635) в Харлеме у пейзажиста П.де Молейна. В 1635–1636 работал у дяди,. в Мюнстере стал свидетелем заключения Вестфальского мира - многофигная Торжественной клятве при ратификации Мюнстерского договора (1648). Отдал дань «низкому» жанру, создав один из самых совершенных его образцов (Семья точильщика), написал немало живописных сцен военного быта (Солдаты, играющие в карты; Заснувший солдат,). в «аристократизации» нидерландского искусства второй половины 17 в., обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры. Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность. К числу лучших произведений мастера принадлежат также Концерт (ок. 1672–1675), Туалет дамы (ок. 1660); Бокал лимонада (ок. 1665), Получение письма (1660-е). Не раз обнаруживал и большой талант портретиста (Автопортрет).

ЭЛЬ ГРЕКО (1541-1614 гг.), испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился на Крите, отсюда прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим. Творческий почерк сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.). Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо" (1610-1614 гг.). Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

ЛОРРЕН, КЛОД , настоящая фамилия Желле (Gellée) (1600–1682), французский живописец, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пейзажа. Родился в 1600 в Шамони (Лотарингия, отсюда прозвище Le Lorrain – лотарингец). Большую часть своей жизни провел в Риме; существенное влияние оказало на него творчество его великого современника Никола Пуссена. Будучи еще совсем молодым человеком, Клод Лоррен учился гравюре во Фрейбурге-им-Брейсгау, а затем работал в Неаполе, под руководством живописца Готфрида Валса. С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. работал около года в Нанси, помогая придворному художнику Клоду де Руэ расписывать своды церкви Кармелитов. Уже в 1630-е годы его пейзажи привлекали внимание знатоков искусства и богатых заказчиков, среди которых были испанский король и папы. В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение; рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы, Отплытие св. Урсулы (1646); Изгнание Агари (1668). Клод Лоррен оставил множество рисунков. Среди них большое количество этюдов с изображением деревьев и растений, а также несколько набросков, сделанных непосредственно с натуры. В коллекции герцога Девонширского в Чатсуорте находится знаменитая серия Liber veritatis, которая состоит из 200 пейзажных рисунков. Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682.



Якоб Йорданс.(1593 – 1678) фламандский живописец эпохи барокко. Жанровая традиция. Обращал внимание на изображение предметного мира вещей.

- «Изгнание торгующих из храма»(ок.1650)

Гл. место отведено живности и торговцам – миру житейской повседневности. Действие настолько бурно, что Христос заметен не сразу.



- «Король пьет».На картине изображен флам. Нац. праздник «3-х волхвов» или «3-х королей. По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в кот.был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». «Король» выбирал себе «королеву» и «свиту». Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». Типичный карнавальный мотив преображения высоких понятий в повседневное. Изобилие материально-бытовых элементов, бравурная пышность – барочность.

ПУССЕН, НИКОЛА (1594–1665) – знаменитый французский художник, основатель стиля классицизм. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Согласно доктрине классицизма, природа должна была показываться не такой, какая она есть, а прекрасной и разумной, классики одновременно объявляли прекрасным то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы. Классицизм установил строгую иерархию жанров, деля их на «высокие», к которым относились исторический и мифологический, и «низкие» – бытовой. Никола Пуссен родился в 1594 в Нормандии, около городка Ле Андели. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию. В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636). заказ написать картину Разрушение Иерусалима (не сохранилась), но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств). Смерть Германика по сюжету древнеримского историка Тацита. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии, ясности композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Пуссен писал станковые картины главным образом среднего размера. В 1627–1629 он выполнил ряд картин: Парнас), Вдохновение поэта , Спасение Моисея, Моисей, очищающий воды Мерры, Мадонна, являющаяся св. Иакову Старшему (Мадонна на столбе). В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое Снятие с креста (С.-Петербург, Эрмитаж). В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. Нарцисс и Эхо, Диана и Эндимион. Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо Освобожденный Иерусалим: Ринальдо и Армида. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины Аркадские пастухи. На полотне Спящая Венера богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Картина Царство Флоры, написанная по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII (1601–1643), по приглашению которого Пуссен приехал работать в Париж. Художник получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене. Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл Семь таинств, глубокое философское значение христианских догм. Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины Элиазар и Ревекка, Пейзаж с Диогеном, Пейзаж с большой дорогой, Суд Соломона, Экстаз св. Павла, Аркадские пастухи, второй автопортрет. В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: Пейзаж с Полифемом . Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: Весна, Лето, Осень, Зима. Последнее, незавершенное полотно мастера – Аполлон и Дафна (1664). 19 ноября 1665 Пуссен скончался.


ЛАТУР, ЖОРЖ ДЕ (1593–1652), также Ла Тур, французский живописец, родился в Вик-сюр-Сей в Лотарингии и жил близ Люневиля до самой своей смерти 30 января 1652. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. Для его картин характерна геометрически строгая композиция и напряженность религиозного чувства. Помимо нескольких документов, содержащих сведения о его женитьбе в 1621, назначении официальным художником Люневиля в 1644 и главным живописцем короля в 1646, мы не располагаем никакой информацией о жизни мастера. Ни одно из его произведений не может быть датировано с полной достоверностью. Картины Латура обычно представляют собой освещенные пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейских персонажей в обличье нищих и крестьян. Типичными для его творчества являются такие работы, как Новорожденный, Поклонение пастухов , Мученичество св. Себастьяна, Скорбящая Магдалина.

ХУСЕПЕ ДЕ РИБЕРА. (1591 – 1652) - первый худ. В ряду великих испанских мастеров. Художник, проживший в Испании не очень долго. Уже в 1/3 века, в возрасте 14 лет, он перебрался в Италию, где была огромная испанская колония, и всю свою жизнь прожил в Неаполе. Там Р. удалось соприкоснуться с караваджизмом. Именно благодаря караваджизму Р. выстраивает свой собственный жив. стиль, Р. является одним из самых крупных художников эпохи барокко. Его творчество принадлежит одновременно итальянскому и испанскому искусству, поскольку его стиль, богатый и сложный, стал отправной точкой в развитии неаполитанской школы, а благодаря многочисленным произведениям, привезенным в Исп., он оказал огр. влияние и на большинство исп. художников. Р. много работал в области офорта. Благодаря применению изобразительных приемов караваджизма, графика Р. стала совершенно новым явлением в истории гравировального искусства. Подчеркнуто выпуклая, осязаемая передача объемов была доведена художником до предела при помощи контрастной светотени.

- «Святой Иероним и ангел»(1626) На картине изобр. драм. момент: св. Иероним, привлеченный трубным гласом, исходящим с небес, в патетическом изумлении смотрит на ангела, возвещающего Страшный Суд. Подчеркнут главный мотив караваджизма – освещение. Падает косой, «прожекторный» луч света. Конраст света и тени активизирует объем. От Караваджо же и стремление к грубой натуре. Неприукрашенному изображению действительности: старость, складки дряблой кожи. Но Р. привнес и нечто испанское – страстную экзальтированную одухотворенность.

- «Хромоножка» (1642) Достаточно устойчивая традиц. исп. иск-ва – изображ. всевозможных уродств. Физич. недостаток мальчика очевиден: его босая деформированная нога находится строго в центре картины. В левой руке листок, на котором написано: «Подайте на пропитание, во имя Господа». Мальчик, который на лицо выглядит значительно старше своих лет, стоит в гордой и уверенной позе. Он смотрит прямо на зрителя, в его спокойном взгляде читается превосходство умудренного опытом человека. Мальчик не просит о милосердии, но всем своим видом утверждает, что имеет на него полное право. Пародоксальное соединение грубой, неприукрашенной натуры и формата парадного портрета –создает гротескный эффект.

- Высшим достиж. творческого гения Р. стала картина «Св. Инесса»(1641), на кот. изображена юная девушка-христианка, кот. выставили обнаженной перед толпой, за то что она не желала поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: волосы Инессы внезапно отросли до пят, прикрыв наготу, а спустившийся с небес ангел накинул на ее тело покрывало. Изображ. пронизано потоком света. Кажется, что само полотно излучает сияние. Оно написано переливами тончайших оттенков, воздушными, мерцающими красками, которые мягкими линиями моделируют хрупкое, несформировавшееся тело юной христианки. Ее жест проникнут трогательной беспомощностью, а в невинном, почти детском личике читается печаль и грустное торжество добродетели.




Франс Снайдерс. (1579-1657) фламандский художник, корифей барочного натюрморта. Работал у Рубенса в мастерской, писал натюрморты в его композициях. Работал и самостоятельно. Писал обширные серии декоративных панно с изображ. всевозможных предметов обихода. У него это целые серии – кухни, лавки и т.д. Исполинское изобилие еды!! Его натюрморты сложно назвать натюрмортами. Потому что слов «мертвый» не приходит в голову. Более того, появл. люди. С др. стороны они трактованы как элементы того же самого натюрморта. Огромные размеры картин ,это именно панно – огр. декор. композиции для украш. парадных залов. Как будто рассчитывая, что его натюрморты способны приковать к себе внимание С. вводит жанровые мотивы: сцены покупки, эпизод с обезьянкой.ертвый№ не приходит в голову. атюрмортами. потому панно с изображ. всевозможных предметов обихода.оницаемо. руках воинов. ис

ФРАНСИСКО СУРБАРАН. (1598 – 1664) Испанский живописец. Всю свою жизнь прожил в Севилье. В осн. работал по заказам монастырей, монашеское сословие в Исп. было многочисленно, поэтому большинство его произведений написано на религиозные сюжеты.(многофигурные композиции с изображ. житий святых).

- «Погребение Св. Бонавентуры» (Бонавентура – св. почитаемый францисканцами, ученик св. Франциска) картина обычного прямоугол.формата, приближ.к квадрату тесно заполнена фигурами, весь акцент на них. Пытаясь разнообразить монотон. В расстановке фигур, С. Помещает изобр. самого усопшего Бон. косо, по диагонали – типично барочный прием + ярко освещает его (прием Караваджо).

С. – мастер статичных сцен. Все уходит в глубину, в подтекст из-за отсутствия динамики. Отсюда ощущение духовной собранности и сосредоточения. Атмосфера религиозного таинства + эффект «свет во мраке»=божественное присутствие. С., как и многие испанцы, проявл. повыш. чуткость к изобр. аксессуаров, в первую очредь костюмов, тканей.

С. Был мастером однофигур. композиций с изобр. святых, в осн. святых женщин.

- «Св. Касивда(?)» Смотря на нее вспомин. то, что С. Начинал свою деят. резчиком по дереву, выполняя фигуры для всевозм. религ. шествий, кот. были оч. поп. в то время.

Фигуры на картинах отличаются «статуатностью», своими неподвижными лицами, деревянными жестами напоминают манекенов. Отсутствие быстроты композиции свойств. барокко. Опять же потряс. реалист. тканей.



17 век – век натюрмортов.

- «Натюрморт с 4-мя сосудами» Полное отсутствие занимательности (никаких экзотич. фруктов и животных, попугаев и диковинных предметов). Исчезает оттенок своеобр. худ. беспорядка, как это было у фламандцев с их завтраками. Все упорядочено. Худ. намерено выстраивает композицию вдоль переднего плана, как и фигуры в своих картинах. Ощущ. непринужденности max убрано. Но именно так можно было достичь эффекта материальной решительности, столь важной для С. (т.е. передача фактуры глины, меди, бликов.)

При жизни С. достиг громкой славы, удостоился звания гл. живописца Севильи. Однако последние свои годы худ. окончил в забвении и нищете.

Питер Пауль Рубенс. (1577-1640) – центральный художник фламандского искусства. Родился в семье антверпенского юриста. Детство провел в Кельне. Уже ребенком показал выдающиеся способности в дивописи и был опеределн обучаться этому искусству. Учился у 3-х фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адамса Ван Норта и Отто Ван Вена. Последний, будучи итальянистом, пробудил у молодого Р. Интерес к этой стране. В 21 год, закончив обучение у Ван Вена, Р. отправл. в Италию, где живет 10 лет(до 1609г.). К этому времени роль как Ит., как ведущего худ. центра Европы уже опред. Р. рассчит. остаться в Ит., но его мать заболевает и просит вернуться хотя бы на время. Но этот отъезд оказыв. судьбоносным, Р. оседает у себя на родине в Антверпене, где стан.главой местной школы. Антверпен был огр. полем для деятельности. Р. прибыл в полуразруш. войной, интенсивно отсраиваемый город. Требовалось бол. кол-во живописи для украш. нов.жилищ. Р. оказался лучшим живописцем в этой местности и заказы посыпались на него, сделав его pop в одночасье.

-«Автопортрет с Изабеллой Брант»(1609) - парный супружеский портрет. Сама тема 2-х фигур постулирует идею единства брака. Такой портрет явл. как бы докум. бракосоч. Сложенные руки + держит в руках шпагу – роль муж. охран. даму, она у ног – покорность. 1.Ткани. Чисто фламандская склонность к выявлению предметных, фактурных особен. изображ. 2. Изабелла сидит ниже своего супруга = нежелательная пустота в верхнем правом углу. Р. прибегает к остроумному приему – он снимает с себя шляпу, одевая её на голову Изабелле. (шляпа мужская) Она заполняет пустое пространство и привносит элемент игры и шутки.

- алтарный образ «Воздвижение креста»(1611) выполнен для гл. собора Антверпена. Картина типично барочная – пиковый момент – противодействующие силы сходятся в робком и шатком, но единстве. Усилие подчеркнуто вздувающимися горами мышц. Шаткое равновесие - толи тяжелейший крест упадет, толи все таки победит толпа.Диагональная динамичная композиция. Контраст света и тени. Ярко освещен Христос, в тени фон и фигуры его подзащитных. Столкновение света и тьмы, добра и зла. Фигуры от Микеланджело, контраст света и тени от Караваджо, колорит венецианский – так Р. соединяет в своей картине набор итальянских впечатлений. Соединяет создавая свой вариант барочного стиля.

«Воздвижение креста», «Удар копьем» и «Снятие с креста» сделали Р. имя худ. № 1. У него появ. бол. мастреская и множ. учеников. Деньги, успех, слава.

- «Самсон и Далила» Горизонт. формат, позволяет рассказывать, усиление переднего плана с помощью фигурной группы, контр. света и тени, драматизм. Показан кульмин. момент – острижение. Р. при всей своей любви к понятности, оказывается худ. сложным и многоплановым, что выраж. в частности в трактовке образа Далилы. С одной стороны она – сообщница врагов Самсона, с др. она нежно кладет руку на плечо мужа, а лицо её выраж. скорее сочувствие, чем радость. Не менее тонко решена драматургия света и тени. Три источника: свеча в руках у старухи, жаровня слева, факелы в руках воинов. Источники спорят друг с другом.

- «Вирсавия»(ок. 1635) Вирсавия – жена военачальника Урии, кот. воспылала страстью царь Давид. Давид, чтобы овладеть ею посылает Урию в войска, на верную смерть. Урия погиб. Давид шлет Вирсавии письмо с требованием прийти к ней во дворец.

В её лице все что угодно кроме страдания и скорби. Наоборот просто ожидание нового приключения посланного её судьбой. Р. показыв. чисто внешне, любуясь телом, тканью. Живая. Бархатная кожа. Чувственный конраст между мехом накидки и наготой. 17 век – век искусства изображения неизобразимого. Показывается то, что, в общем-то, в живописи невозможно изобразить. Чувственный контраст алебастрового тела Вирсавии и негритянки.

- «Похищение дочерей Левкиппа»(1619)

- «Три грации» Образ производительности. Идеал рубенсовской женской красоты.

- «Суд Париса»

Сквозной темой в его живописи будет вакханалия - мотив разгула, праздника жизни, буйства.



- «Вакханалия» (ок. 1615) Селен - учитель Диониса. Под рук ведут его фавнесса, Пан и негритянка. Негритянка наход. в центре, на пересечении диагоналей, если бы там ьыла «белая» фигура в силу своего расположения она бы стала гл.героем композиции, а гл. тут Селен.

Ван Дейк. (1599-1641) Фламандский живописец, мастер портретной живописи. Ученик Рубенса. Работал в мифологии и в религиозной живописи, но гл. его областью был портрет, где он особенно активно специализировался нач. с 1620-х гг., с его длит. пребывания в Италии. (В Генуе).

- «Портрет Елены Гримальди» - представительница знатного генуэзского рода. Классический парадный портрет: в полный рост, в лучшем платье, явно позирует, точка зрения сверу вниз, лицо закрыто оболочкой отчужденности,непроницаемо. Появл. фон – пространство пейзажа и архитектура – ощущ. действия. Слуга-негр, подчеркивает её соц.значение.

Последние 9лет прожил в Англии, занимая должность придворного живописца при короле Карле I, окружившем его небывалым почетом и роскошью и пожаловавшем ему рыцарское звание. Только за этот последний период В.Д. было создано около 400 портретов — короля и членов его семьи, лондонской знати и аристократии.



- «Портрет Карла I» парадный портрет, но при этом показ. Своего героя без сияния вокруг него. Нет ареола триумфа. Отдыхающий монарх, но при этом не теряющий своего достоинства. Опять же на природе.
ертвый№ не приходит в голову. атюрмортами. потому панно с изображ. всевозможных предметов обихода.оницаемо. руках воинов. ис


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница