«Мы теперьухооим понемногу »



Скачать 52.16 Kb.
Дата25.04.2016
Размер52.16 Kb.


«Мы теперьухооим понемногу...»



Впервые это стихотворение было опубликовано в июне 1924 года в журнале «Красная новь» под заглавием «Памяти Ширяевца». Произведение связано со смертью близкого друга Есенина, поэта Александра Васильевича Ширяевца, внезапно скончавшегося 15 мая 1924 года. Есенин тяжело переживал его уход. Один из современников вспоминает, как, сообщив ему о смерти Ширяевца, поэт сказал: «Пора и мне собираться в дорогу!». Позже стихотворение стало печататься с заглавием по первой строке. Как вы считаете, правильно ли это?

Определите тематику стихотворения. Только ли о смерти оно?

Что противопоставляется смерти? Какая антитеза лежит в основе композиции стихотворения?

Каким настроением пронизаны строки?

Автор сталкивает рядом книжное слово «бренные» (тленные, преходящие) и разговорное «пожитки» (мелкое имущество, домашние вещи). Как вы думаете, что несёт это словосочетание?

В начале и конце стихотворения используется настоящее время, а середина написана в прошедшем времени. Чем это вызвано?

К кому обращается лирический герой, с кем он делится своими переживаниями? Кому желает мира?

В стихотворении использован окказионализм «водь», а не нейтральное «вода». Выскажите свои предположения почему. Дважды употреблено словосочетание «сонм уходящих». По словарю «сонм» - скопление, множество кого-нибудь», но чаще всего употребляется словосочетание «сонм ангелов».

Обратите внимание на метафоры, попытайтесь раскрыть смысл строки «не звенит лебяжьей шеей рожь».

Чем дорога эта «угрюмая земля»? В чём, по мнению автора, состоит счастье, смысл жизни?

Какие чувства вызывают люди и почему?

Можно ли причислить это стихотворение к философской лирике?

С какими произведениями перекликается это стихотворение по тематике и настроению?

Образец стихотворения ученика.

Стихотворение становится любимым, если оно что-то затрагивает в твоей душе. Это происходит тогда, когда автор сумел сказать то, что ты думаешь и чувствуешь, но никак не можешь выразить. А иногда и не думаешь, и не чувствуешь, но прочитаешь стихотворение – и находишь в душе такое согласие с поэтом, такой отклик на каждое его слово, что никогда уже не забудешь поразившие тебя строки и радостное ощущение узнавания, открытия, озарения.

Среди моих любимых стихотворений есть одно, пронзительное, берущее за душу каждым словом.

Это стихотворение Сергея Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» Впервые оно было опубликовано в июне 1924 года в журнале «Красная новь» под заглавием «Памяти Ширяевца». Произведение связано со смертью его близкого друга, поэта Александра Васильевича Ширяевца, внезапно скончавшегося 15 мая 1924 года. Есенин тяжело переживал его смерть. Один из современников вспоминает, как, сообщив ему о смерти Ширяевца, поэт сказал: «Пора и мне собираться в дорогу!». Позже стихотворение стало печататься с заглавием по первой строке, и это, как мне кажется, правильно: его создание вызвано смертью друга, но оно не о смерти, смысл его значительно шире.

В начале стихотворения о смерти даже говорится с лёгкой иронией:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Сквозь сочетание книжного слова «бренные» и разговорного «пожитки» проглядывает грустная усмешка автора, его попытка приглушить тревогу. Но нахлынувшие воспоминания о том, что придётся оставить, не дают скрыть истинные чувства: « Я не в силах скрыть своей тоски».

Если бы от всего творчества Сергея Есенина осталось только это стихотворение, то по нему одному можно было бы узнать, каким он был поэтом и человеком. Это стихотворение, несомненно, написано человеком, глубоко любящим свою родину. Он проникновенно обращается к тому, что на этом свете ему дороже всего:

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Во всём он видит удивительную красоту и живую душу:

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Казалось бы, чего проще: осины отражаются в воде, освещённой зарёй. Но у Есенина осины – живые, они «загляделись» ( это не просто обычная метафора, в ней отношение поэта к миру), и не в воду, а «в розовую водь». Поэт использует окказионализм «водь», нейтральное слово «вода» не сможет передать сказочное очарование картины.

А сколько восхищения родной природой в удивительно богатой метафоре: «звенит лебяжьей шеей рожь»! Представляются изогнутые ветром колосья, прекрасные, как шея лебедя, ассоциативно возникает и другая картина: арфа, звенящая на ветру.

Торжественность стихотворению придаёт использование книжных слов: сонм, бренные, златящиеся. Высокая лексика соответствует теме стихотворения (расставание со всем, что дорого), настроению поэта. Стихотворение проникнуто предчувствием скорого ухода «в ту страну, где тишь и благодать». И поэту совсем не хочется уходить: ведь там не будет «нив, златящихся во мгле», цветущих чащ, ржи, которая «звенит лебяжьей шеей». Не хочется… Но предчувствие настолько сильно, что в начале и конце стихотворения использовано настоящее время, а в середине, где он пишет обо всём, что любил, чем была полна его жизнь, - прошедшее:

Слишком я любил на этом свете

То, что душу облекает в плоть.

………………………………….

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил…

Но, несмотря на горестное настроение, на то, что поэт использует такие слова, как «тоска», «дрожь», все равно остаётся ощущение чего-то светлого, тёплого. Может быть, потому, что стихотворение построено на антитезе: та страна и эта земля, пусть «угрюмая», но бесконечно дорогая. Смерть противопоставлена жизни, и в жизни поэту было, что любить, из-за чего чувствовать себя счастливым:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Счастье – это сама возможность дышать и жить, и поэт испытывает щемящую жалость к людям, которые когда-нибудь потеряют эту возможность, будут лишены земной красоты:

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Поэтика стихотворения незамысловата: пятистопный ямб с множеством пиррихиев, перекрёстная рифмовка, но именно это акцентирует внимание на глубине раздумий.



По своей сути это стихотворение философское: в нём есенинское представление о смысле человеческой жизни. Если для Маяковского, например, важно, что останется после его жизни: «пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм», то для Есенина главное – что было, что украшало «угрюмую землю».

Важно не то, что мы когда-нибудь умрём, а то, что нам был дан чудесный дар – жизнь, и нужно быть благодарным за это. Сейчас мне кажется, что я всегда так думала, хотя, скорее всего, это стихотворение помогло осознать эту, казалось бы, простую, но мудрую мысль, почувствовать её. Никогда не учила эти строки наизусть, они сами запомнились и всегда будут со мной.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница