Методология научного исследования (faq)




страница1/6
Дата28.06.2016
Размер1.04 Mb.
  1   2   3   4   5   6
.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (FAQ)
















Статьи известных ученых о методологических проблемах













Мифы и основные заблуждения в области методологии научного исследования (на примере дискуссий в фидошных конференциях science, astronomy, philosophy)

Mituri şi concepţii greşite în domeniul metodologiei de cercetare ştiinţifică de bază (de exemplu, discuţiile în cadrul conferinţelor science, astronomy, philosophy)













Что такое "методология"?

Ce este metodologia




Методы научного сознания

Metode de cunoatere ştiinţifice







Метод познания




Научное исследование




Научное познание




Научная теория




Главная цель методологии науки



Критерии и нормы научного познания







Критерий непротиворечивости




Критерий проверяемости




Критерий подтверждения




Верификация теории







Metodă de cunoaştere
De cercetare
Cunoştinţelor ştiinţifice
Teoria ştiinţifică
Metodologia Principalul obiectiv al ştiinţei
Criteriile şi standardele de cunoştinţe ştiinţifice
Criteriul de coerenţă
Verificabilitatea criteriu
Criteriul pentru confirmare
Verificarea teoriei




Общие закономерности развития науки

modele generale de dezvoltare a ştiinţei







Концепция Т.Куна ("Структура научных революций")




Концепция К.Поппера




Концепция И.Лакатоса



Conceptul de Kuhn (Structura revoluţiilor ştiinţifice ")


Conceptul de Karl Popper
Conceptul de AI Lakatos





Методология научного поиска

Metodologia de cercetare ştiinţifică







Постановка и формулировка научной проблемы




Генерация идей. Рабочие гипотезы




Разработка гипотез




Классификация систем




Formularea şi Declaraţia de probleme ştiinţifice
Generarea de idei. Ipoteze de lucru
Dezvoltarea de ipoteze
Sisteme de clasificare






Гипотезы и их роль в научном исследовании

Ipoteze şi rolul lor în cercetarea ştiinţifică







Гипотеза как форма научного познания




Логическая структура гипотезы




Вероятностный характер гипотезы




Требования, предъявляемые к научным гипотезам







Релевантность гипотезы




Проверяемость гипотезы




Совместимость гипотез с существующим научным знанием




Объяснительная и предсказательная сила гипотезы




Критерий простоты гипотезы




Четыре значения термина "простоты гипотезы"







Ipoteza ca o formă de cunoştinţe ştiinţifice
Structura logică a ipotezelor
Natura probabilistă a ipotezei
Cerinţe pentru ipoteze ştiinţifice
Relevanţa ipotezei
Verificabile ipoteze
Compatibilitatea cu ipoteze existente şi cunoştinţele ştiinţifice
Explicative şi a puterii predictive a ipotezei
Criteriul de ipoteze simplitate
Patru dintre termenul "uşurinţa de ipoteze"






Абдукция и объяснительные гипотезы

Răpire şi ipoteze explicative
Răpire







Абдукция




Место и роль абдукции как специфической формы умозаключения




Отношение абдукции к другим формам умозаключений




Абдукция как основная форма недедуктивных умозаключений




Абдукция и законы науки



Locul şi rolul de răpire ca o formă specifică de raţionament


Raportul de răpire la alte forme de raţionament
Răpire ca principala formă de raţionament nededuktivnyh
Răpirea şi legile ştiinţei





Методы анализа и построения научных теорий

Metodele de analiză şi de construcţie a teoriilor ştiinţifice







Общая характеристика и определение научной теории




Классификация научных теорий







Феноменологические и нефеноменологические теории




(Строго) детерминистские и стохастические теории




Динамические и статические теории




Формальные и содержательные теории







Структура научных теорий







Теоретические и эмпирические понятия




Аксиоматический метод







Методологические и эвристические принципы построения теорий







Логические и интуитивные факторы




Эмпирические и рациональные факторы







Интертеоретические отношения




General, caracterizarea şi definirea teoriei ştiinţifice
Clasificarea teoriilor ştiinţifice
Fenomenologice teorie şi nefenomenologicheskie
(Strict) deterministe şi stochastice teorie
Dinamică şi teoria statice
Formale şi teoriile de fond

Structura de teorii ştiinţifice


Conceptelor teoretice şi empirice
Axiomatic metodă

Metodologice şi principiile euristice de teorii


Logică şi factori de intuitiv
Empirice şi factori raţională

Interteoreticheskie relaţii








Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий

Metode de verificare, confirmare şi infirmarea de ipoteze şi teorii ştiinţifice
caracteristici specifice de verificare a teoriilor ştiinţifice







Специфические особенности проверки научных теорий







Трудности проверки научных теорий




Концептуальная проверяемость




Эмпирическая проверяемость







Проблемы подтверждения и опровержения теорий




Ассимметрия "опровержения-подтверждения"




Является ли решающим "решающий эксперимент"?




Dificultăţi în testarea teoriile ştiinţifice
Conceptuale verificabilitatea
Empirice verificabilitatea
Probleme de confirmare şi de respingere a teoriilor
Asimetria "denial-of-probe"
Este decisivă "experiment crucial"?
metodă sistematică de investigare






Системный метод исследования

Caracteristici ale metodei de cercetare sistemică







Характерные особенности системного метода исследования




Методы и перспективы системного исследования




Системный метод и современное научное мировоззрение




Metode şi perspective de cercetare sistemelor
Metoda sistematică şi viziunea asupra lumii ştiinţifice moderne


Общие закономерности развития науки

Концепция Т.Куна ("Структура научных революций")

Концепция К.Поппера

Концепция И.Лакатоса



Методология научного поиска

Постановка и формулировка научной проблемы

Генерация идей. Рабочие гипотезы

Разработка гипотез

Классификация систем

Гипотезы и их роль в научном исследовании

Гипотеза как форма научного познания

Логическая структура гипотезы

Вероятностный характер гипотезы

Требования, предъявляемые к научным гипотезам

Релевантность гипотезы

Проверяемость гипотезы

Совместимость гипотез с существующим научным знанием

Объяснительная и предсказательная сила гипотезы

Критерий простоты гипотезы

Четыре значения термина "простоты гипотезы"


Абдукция и объяснительные гипотезы

Абдукция


Место и роль абдукции как специфической формы умозаключения

Отношение абдукции к другим формам умозаключений

Абдукция как основная форма недедуктивных умозаключений

Абдукция и законы науки



Методы анализа и построения научных теорий

Общая характеристика и определение научной теории

Классификация научных теорий

Феноменологические и нефеноменологические теории

(Строго) детерминистские и стохастические теории

Динамические и статические теории

Формальные и содержательные теории
Структура научных теорий

Теоретические и эмпирические понятия

Аксиоматический метод
Методологические и эвристические принципы построения теорий

Логические и интуитивные факторы

Эмпирические и рациональные факторы
Интертеоретические отношения

Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий

Специфические особенности проверки научных теорий

Трудности проверки научных теорий

Концептуальная проверяемость

Эмпирическая проверяемость

Проблемы подтверждения и опровержения теорий

Ассимметрия "опровержения-подтверждения"

Является ли решающим "решающий эксперимент"?



Системный метод исследования

Характерные особенности системного метода исследования

Методы и перспективы системного исследования

Системный метод и современное научное мировоззрение




МЕТОДОЛОГИЯ - от "метод" и греч. "слово", "понятие", "учение".

- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приемов и операций.

Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже у на ранних ступенях развития культуры. Так в Др. Египте геометрия вытупала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.

С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специфической теоретической рефлексии, формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Так, например, в учении Гераклита "многознание" противоспоставляется уму как способу познания диалектики мироздания - всеобщего логоса, отличного от многообразия получаемых ненадежным путем "мнений", преданий и др. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом специального исследования в философии софистов.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным и отчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Т.о., логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующим образом организационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.

Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозалючения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания.

До нового времени проблемы методологии не занимали особого места в системе знания и включались в контекст натурфилософских и логических построений. Развитие производительных сил вызвало бурный расцвет естествознания, что потребовало коренных изменений в методологии. Эту потребность отразило направленное против схоластики учение Ф.Бэкона об индуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы. В качестве образца научной методологии признавались принципы механики, ставшие руководящими для Галилея и Декарта. По Галилею, научное познание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте - как мысленном, так и реальном. Для реального эксперимента характерно непосредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых посредством математического аппарата.

У Декарта проблема методологии выступает в связи с обсуждением вопроса о том, на каких основаниях и с помощью каких методов достижимо новое знание. Декарт разработал правила рационалистического метода, среди которых первым является требование допускать в качестве истины только такие положения, которые осознаются ясно и отчетливо. За исходные принимаются аксиомы как самоочевидные истины, усматриваемые разумом интуитивно, без всякого доказательства; из непосредственно узреваемых положений выводится путем дедуктивного доказательства новое знание.

Другая линия в методологии нового времени была представлена английским эмпиризмом. Так, например, Локк стремился разработать такие способы мышления, которые способствовали бы построению строго эмпирической науки, основанной на чувственном опыте.

Ограниченность как рационалистического, так и эмпирического направлений в методологии была выявлена немецкой классической философией, которая подвергла критическому анализу условия познания, его формы и организующие принципы. В противовес механистической методологии, механистически трактовавшей пути и способы познания, была развита диалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии в идеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Кант критически проанализировал структуру и типы познавательных способностей человека, разграничил конститутивные и регулятивные принципы познания, соотношение между его формой и содержанием. У Канта критическое отношение к наличному знанию служит методологическим основанием для преодоления догматических и метафизических воззрений на мир. Учение Канта утверждало принцип достоверности знания, который, однако, не был последовательно реализован из-за кантовского априоризма.

Элементы диалектики, содержавшиеся в кантовском анализе процесса познания, получили развитие в диалектической философии Гегеля. Его диалектика имела характер всеобщего метода познания и духовной деятельности. Разработанные Гегелем категории и законы диалектики образовали тот мыслительный аппарат, который позволил под принципиально новым углом зрения исследовать взаимосвязи, противоречия и развитие бытия и мышления. Важнейшую роль в методологии Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного к конкретному - от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь предмет в его сущностных характеристиках.

Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобщены и переработаны на последовательно материалистической основе в марксистской философии, обогащенной новыми достижениями науки и специальной практики. Диалектико-материалистическоая методология позволяет адекватно понять характер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания. Так, например, методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим началом соответствующих физических, биологических, социальных теорий. В свою очередь, будучи проверены общественной практикой, эти теории могут выполнять методологическую функцию, т.е. служить направляющим началом в исследовательской деятельности.

 Основой различных методов является единая диалектико-материалистическая методология, которая соотносится со сложной иерархией конкретных способов и приемов деятельности на различных уровнях организации материального и духовного производства. Философский уровень методологии реально функционирует не в виде жесткой и однозначной системы норм, "рецептов" и формальных приемов, а в качестве общей системы принципов и регуляторов человеческой деятельности. Такой общей системой является диалектический и исторический материализм. Эвристическая роль диалектического материализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая ее в законах и категориях. Мировоззрение выступает как предпосылка и основание методологии, поскольку материалистической диалектике присуще единство мировоззренческих и методологических функций. Вся система методологического знания непременно включает в себя мировоззренческую интерпретацию оснований исследования и его результатов.

В 20в. произошел быстрый рост методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, науке, технике и др. сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы   диференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Перед обществом возникают глобальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, совоения космоса и др., для решения которых требуются крупномасштабные программы, реализуемые благодаря взаимодействию многих наук. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и неопределенности информации о комплексном объекте (системе). Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (системный подход, теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И.Вернадского и др.).

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне диффренцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего - его содержательного основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология отлична своей направленостью на внутренние механизмы, логику движения и орагнизации знания.

Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теория; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Её высшим и определяющим уровнем является философская методология, направляющие принципы которой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне.

Некоторым конкретно-научным направлениям (структурализм, ряд интерпретаций системного подхода и др.) присуща неоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести статус философских концепций. Истоки такой универсализации - неправомерное отождествление философского и конкретно-научных уровней методологии. Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии состоит в том, что она показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяет определить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научной методологии.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

НиЖ № 1, 1982 г.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница