Методология формирования и реализации государственного строительного заказа в системе предпринимательства 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство



страница1/3
Дата14.08.2016
Размер0.53 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

КОЩЕЕВ Вадим Аркадьевич


МЕТОДОЛОГИЯ формирования и реализации

государственного строительного заказа

в системе предпринимательства

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

предпринимательство; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – строительство, предпринимательство



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук


Санкт-Петербург – 2009

Работа выполнена на кафедре финансов, анализа и учета ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»




Научный консультант:

доктор экономических наук, профессор

Асаул Анатолий Николаевич




Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Бузырев Вячеслав Васильевич


доктор экономических наук, профессор

Песоцкая Елена Владимировна


доктор экономических наук, доцент

Петров Александр Алексеевич









Ведущая организация:


Институт проблем региональной экономики РАН

Защита состоится 5 марта 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.223.04 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 190005, Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 5/8, ауд. 336.

Телефакс: (812) 316 5872.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат диссертации размещён на официальном сайте ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (www.spbgasu.ru).


Автореферат разослан 4 февраля 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д. э. н., проф.

С. А. Ершова



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономических реформ связан с поиском новых методов управления, способных обеспечить эффективное функционирование предприятий, отраслей, комплексов в сложных, динамично развивающихся условиях рыночной среды, которые формируют новые требования к стратегии и тактике хозяйственного поведения. Действенность рыночного механизма зависит от наличия адекватного нормативно-правового обеспечения, разветвленной рыночной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата, устойчивых производственно-технологических и хозяйственных коммуникаций и т. д. Однако центральное место среди стимулирующих факторов занимают меры государственного управления, преобразующиеся вслед за масштабными трансформациями в экономическом базисе страны и ее регионов.

Взаимодействие производственного сектора и государства в лице представителей законодательной и исполнительной властей является ключевым признаком экономики нового типа, реализующей идеологию поступательного инновационного развития. Оно не просто формирует «правила игры», регулирующие производственно-экономические процессы различной отраслевой направленности, но и создаёт комплекс предпосылок, необходимых для активизации хозяйственных инициатив, соответствующих целям и задачам нового этапа реформирования экономики. Государственное управление в этом смысле – фундаментальная основа реновации национальной экономики, реализующая идеи сотрудничества между бизнесом и властью в форме конструктивных управленческих решений, согласующих частнопредпринимательские и общественные интересы.

В строительстве регулирующая функция государства особенно значима. С одной стороны, строительство – сфера экономики, создающая материально-вещественные объекты, необходимые для развития всех других отраслей и хозяйственных сфер, с другой – это сфера, формирующая условия жизнедеятельности населения во всей совокупности ее составляющих, т. е. сфера, аккумулирующая возможности для решения тех задач, которые стоят перед государством как субъектом социально-экономической системы.

Капитальное строительство, поставляющее на рынок различные виды строительной продукции (вводимые в эксплуатацию новые или реконструированные объекты, строительные работы и услуги), связанное со сложными инвестиционными и имущественными отношениями, земельными и природными ресурсами, не может осуществляться без чётких регламентов, устанавливаемых государством. Государство формирует систему необходимых ограничений, контролирующих процедур, норм и стандартов, регулирующих такие отношения. В то же время оно использует инструменты стимулирования, способствующие развитию инвестиционно-строительной деятельности, ее качественному совершенствованию и эффективному обновлению. Государственное управление в строительстве – это симбиоз двух начал: регулирующего и стимулирующего. Именно они отражены в концепции государственного протекционизма, свойственной экономике нового типа.

Государственное управление опирается на принципы предпринимательства, отличительной чертой которого является придание любой экономической деятельности инициативного, инновационного и адаптивного характера. Государственное предпринимательство как социально-экономическая реальность длительное время находится в сфере интересов ведущих представителей отечественных научных школ. Накоплен и обобщен в литературе практический опыт по реализации принципов государственного предпринимательства при формировании инструментов регулирования хозяйственного комплекса регионов; при разработке системы мероприятий, способствующих преодолению последствий отраслевых, структурных и циклических кризисов; при осуществлении общенациональной экономической политики. Между тем в сфере государственного предпринимательства существует ряд нерешенных вопросов, которые касаются не только методических и внедренческих проблем, но и фундаментальных научно-теоретических и методологических аспектов. Нуждаются в углубленном предметном изучении содержательная трансформация идеологии предпринимательства применительно к условиям функционирования отраслей и хозяйственных сфер и, прежде всего, к условиям развития инвестиционно-строительного комплекса, формирующего базу для эффективного функционирования всех составляющих социально-экономического комплекса страны.

В системе предпринимательства особая роль принадлежит маркетинговым аспектам. Маркетинг в его общей трактовке рассматривается как идеология предпринимательства. Принципиальное отличие этой идеологии от других, «немаркетинговых», заключается в том, что стратегия деятельности любой организации (в том числе и государственной) строится на принципах первичности внешних факторов. Менеджмент рассматривает, в первую очередь, внутренние факторы – элементы внутренней среды, маркетинг изучает, анализирует, прогнозирует, учитывает факторы внешнего окружения, адаптируясь к ним или используя методы косвенного воздействия.

Правомерно утверждать, что инвестиционно-строительная деятельность, осуществляемая на региональном уровне, есть тот фундамент, на который может опираться система государственного предпринимательства, стремящаяся к достижению как прямого эффекта, так и эффекта интеграции капиталов различных видов экономической деятельности. В поиске форм реализации государственного предпринимательства в строительстве целесообразно ориентироваться на внедрение строительного прокьюремента, признаки которого можно наблюдать в реальной практике госрегулирования (в частности, в системе конкурсных процедур), но который пока не получил ни адекватной методологической поддержки, ни соответствующего методологического обеспечения. Указанные обстоятельства определяют актуальность темы диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка научно-теоретических и методологических основ формирования и реализации государственного строительного заказа как формы государственного предпринимательства, осуществляемого в рамках регионального инвестиционно-строительного комплекса.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:



  • выполнен анализ проблем реализации функции госрегулирования строительной отрасли;

  • исследованы особенности госрегулирования предпринимательской деятельности в строительстве, а также вопросы государственного воздействия на экономику исходя из идеологии предпринимательства;

  • охарактеризованы экономическая роль, принципы и сложившаяся технология государственных закупок в системе государственного предпринимательства;

  • исследованы научно-теоретические и методологические подходы к управлению государственными закупками с позиций макромаркетинга как фундаментальной основы госпредпринимательства;

  • обоснована необходимость использования маркетингоориентированной концепции управления государственным строительным заказом, раскрыты ее социально-экономическая сущность и методологические принципы;

  • исследованы теоретические и методологические предпосылки управления государственным строительным заказом, в рамках которых раскрыты содержание госзаказа как экономической категории, его функции и факторы, детерминирующие специфику управления государственным строительным заказом;

  • разработаны методология формирования регионального рынка государственного строительного заказа, а также совокупность принципов, которые могут быть положены в основу формирования управленческих решений в сфере госзаказа;

  • разработаны методические рекомендации по формированию и реализации системы государственного строительного заказа с позиций маркетингоориентированного подхода;

  • обоснована необходимость использования строительного прокьюремента, раскрыты его сущностные основы, принципы и методы формирования и реализации в условиях регионального инвестиционно-строительного комплекса;

  • исследованы методические основы организации и проведения конкурсных процедур при реализации государственного строительного заказа;

  • предложена информационная модель организации и проведения конкурсных процедур, выстроенная в соответствии с принципами маркетингоориентированной концепции государственного строительного заказа;

  • разработана система методов по совершенствованию экономико-организационного обеспечения проведения конкурсных процедур, обоснованы методические положения по определению и анализу цены конкурсных предложений;

  • разработаны рекомендации по расширению использования электронных технологий при размещении государственного строительного заказа на конкурсной основе.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются системный подход, положения общей экономической теории, теории государственного управления, теории и методологии стратегического управления развитием экономических систем, экономики строительства.

Использовались методы системного анализа по отношению к целевому, элементарному, функциональному, коммуникативному, информационному аспектам, методы логического моделирования, экономико-статистического анализа и экспертных оценок. Теоретическую базу исследования составили труды ведущих представителей отечественной и зарубежной научных школ по проблемам формирования системы государственного управления территориально-отраслевыми комплексами, государственного предпринимательства, экономики и управления инвестиционно-строительной деятельностью.



Личный вклад автора в получение научных результатов диссертации и в исследование поставленной научной проблемы состоит в следующем:

  1. Сформированы концептуальные основы управления государственным строительным заказом в условиях реализации государственного предпринимательства в строительстве, соответствующего общеэкономическим тенденциям усиления предпринимательской активности во всех отраслях и хозяйственных сферах, а также в управлении региональными социально-экономическими процессами.

  2. Обоснован научно-теоретический базис управления государственными закупками в системе государственных регуляторов рыночных отношений, опирающийся на изучение методологических особенностей применения маркетинговой парадигмы в госсекторе и понимания сущности государственного маркетинга как комплексной программной деятельности, направленной на регулирование предпринимательства и процесса удовлетворения общественных потребностей в секторах, где рыночный механизм не является полностью дееспособным. Как способ эффективной реализации государственного предпринимательства в строительстве предлагается к использованию маркетингоориентированная концепция управления государственным строительным заказом, особенностью которой является агрегирование основополагающих принципов маркетинга взаимодействия, бюджетного маркетинга в составе государственного регулирования и управления информационными процессами во всех составляющих национального социально-экономического комплекса. Сформулированы общие принципы маркетингоориентированной концепции государственного строительного заказа, учитывающие свойства единой системы госзакупок, капитального строительства как хозяйственной сферы и входящих в его состав строительных организаций.

  3. Уточнено социально-экономическое содержание понятия «государственный строительный заказ» посредством определения его основных функций и структуры. Обоснована совокупность принципов, обеспечивающих эффективную реализацию этих функций в рыночных условиях. Разработана методология формирования регионального рынка государственного строительного заказа, в рамках которой исследована экономическая природа взаимоотношений государства и строительных организаций и разработана схема взаимодействия участников процесса формирования и реализации государственного строительного заказа. Сформулированы методологические основы управления госзаказом в строительстве, базирующиеся на синергии принципов внешней адаптивности и внутренней управленческой активности, маркетингоориентированном подходе, идеологии функционирования бюджетной сферы и входящей в ее состав единой системы госзакупок.

  4. Обоснованы необходимость и целесообразность введения в научный оборот и управленческую практику понятия «строительный прокьюремент». Раскрыты его социально-экономическая сущность как элемента, преобразующего сферу государственного строительного заказа в систему рыночного типа, а также базовые функции на региональных инвестиционно-строительных рынках. Предложены методы, обеспечивающие управление госзаказом в сетевой структуре инвестиционно-строительных комплексов.

  5. Разработаны методические рекомендации по размещению государственного строительного заказа на конкурсной основе, рациональная организация которой позволит достичь баланса экономических интересов субъектов рынка госзаказа. Разработаны модели и методы информационного обеспечения конкурсных процедур, учитывающие новые возможности информационно-рыночного обмена и инновационные средства информационного обслуживания. Предложены экономико-организационные механизмы проведения конкурсных процедур, снабженные соответствующими алгоритмами, отражающими концептуальные методологические положения по формированию и реализации государственного строительного заказа в региональных инвестиционно-строительных комплексах в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования являются региональные инвестиционно-строительные комплексы, вступающие в экономические отношения при формировании и реализации государственного строительного заказа.

Предметом исследования является система управления государственным строительным заказом, действующая на региональном уровне.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предложен комплекс теоретико-методологических положений по научному обоснованию решений при формировании и реализации государственного строительного заказа в системе управления региональным инвестиционно-строительным комплексом, опирающегося на принципы государственного предпринимательства.

К основным результатам, определяющим научную новизну и практическую ценность диссертационной работы, относятся следующие:



  1. Выполнено научное обоснование необходимости и целесообразности использования государственного строительного заказа при реализации государственного предпринимательства в строительстве, что соответствует общеэкономическим тенденциям в развитии предпринимательских инициатив в различных отраслях, хозяйственных сферах и региональных образованиях.

  2. Разработаны научно-теоретические предпосылки управления государственными закупками как составной части госпредпринимательства, в рамках которой осуществляется госзаказ. Определены базовые характеристики государственного маркетинга как комплексной программной деятельности, направленной на регулирование предпринимательства и процесса удовлетворения общественных потребностей в секторах, где рыночный механизм не является полностью дееспособным.

  3. Обосновано использование государственного маркетинга как инструмента государственного предпринимательства, которое формируется в госсекторе, развивающемся на принципах новой экономики.

  4. Разработана маркетингоориентированная концепция управления государственным строительным заказом, которая отражает базовые положения методологии государственного предпринимательства и агрегирует основополагающие принципы маркетинга взаимодействия, бюджетного маркетинга в составе государственного регулирования, а также управления информационными процессами на всех уровнях национальной социально-экономической системы.

  5. Сформулированы общие и специфические принципы маркетингоориентированной концепции государственного строительного заказа, отражающие свойства единой системы госзакупок в составе государственного регулирования экономики и особенности строительной деятельности в масштабе отдельных строительных организаций и строительной сферы в целом.

  6. Уточнено содержание понятия «государственный строительный заказ» на основе анализа его структуры и определения основных функций; сформулированы принципы, обуславливающие эффективность реализации этих функций.

  7. Сформулированы методологические подходы к формированию регионального рынка государственного строительного заказа; раскрыта экономическая природа взаимоотношений государства и строительных организаций, функционирующих на этом рынке; разработана схема взаимодействия участников процесса формирования и реализации государственного строительного заказа.

  8. Определены ключевые признаки рынка государственного строительного заказа, позволяющие идентифицировать методологию управления госзаказом в строительстве как методологию внешней адаптивности и внутренней управленческой активности.

  9. Сформулированы методологические принципы управления региональным государственным строительным заказом, учитывающие специфику маркетингоориентированной парадигмы и идеологию функционирования бюджетной сферы, в состав которой входит система госзакупок.

  10. Введено в научный оборот понятие «строительный прокьюремент», раскрыто его социально-экономическое содержание и охарактеризованы базовые функции в условиях развития региональных рынков государственного строительного заказа и системы госпредпринимательства.

  11. Обоснована целесообразность использования сетевого подхода при формировании и реализации государственного строительного заказа, предложена совокупность методов, обеспечивающих его внедрение.

  12. Разработаны методические рекомендации по рационализации процесса организации и проведения конкурсных процедур как механизма реализации государственного строительного заказа в системе экономических отношений, складывающихся на рынке госзаказа. Предложены к использованию информационная модель конкурсных процедур, а также методы информационного обеспечения торгов, способствующие получению полной, достоверной и актуальной информации.

  13. Разработаны экономико-организационные механизмы проведения подрядных конкурсов, включающие в себя последовательность конкурсных процедур, технологию обоснования цены конкурсных предложений, а также средства информационного обслуживания в составе инфраструктурных составляющих процесса реализации маркетингоориентированной концепции государственного строительного заказа.

Достоверность полученных результатов диссертации основывается на применении современной методологии системного анализа, использовании данных Росстата, новейших методов исследования операций и информационных технологий.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке методологических подходов и методического инструментария для органов исполнительной власти и строительных организаций по выработке научно обоснованных стратегических управленческих решений при формировании и реализации государственного строительного заказа. Государственное предпринимательство видоизменяет систему государственного регулирования в соответствии с базовым принципом новой экономики – принципом агрегирования рыночных и плановых начал.

Разработанные автором методы и приемы применяются в деятельности органов государственного и регионального регулирования, функционально ориентированных на проблемы государственного строительного заказа в составе системы госзакупок, строительных организаций, заинтересованных в госзаказе, а также саморегулируемых организаций строительного профиля, которые решают задачи по обеспечению взаимодействия между субъектами инвестиционно-строительного комплекса в сфере госзаказа (ОМОР «Российский Союз Строителей»; ОР «Союз Строителей Удмуртии»; Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Муниципальное образование «Город Ижевск»).



Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования доложены и обсуждены на международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференциях, где получили одобрение научной общественности:

  • Экономический форум «Экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2006, 2007, 2008);

  • Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в современном строительстве» (Санкт-Петербург, 2007);

  • Российская научно-практическая конференция «Экономическое возрождение России в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2006);

  • Российская научно-практическая конференция «По пути к возрождению: перспективы развития российской экономики» (Санкт-Петербург, 2006);

  • Всероссийская научно-техническая конференция «Стройкомплекс–2005» (Ижевск, 2005);

  • Международная научно-техническая конференция «Стройкомплекс–2008» (Ижевск, 2008).

Реализация полученных результатов. Основные научные результаты, выводы и рекомендации, полученные в процессе работы над диссертацией, с 2005 года используются в Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, администрации муниципального образования Ижевска, Объединении работодателей «Российский Союз Строителей», Объединении работодателей «Союз Строителей Удмуртии».

Теоретические и прикладные результаты диссертации с 2005 года используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет» при изучении дисциплин «Организация, управление и планирование в строительстве», «Управление проектом», «Основы менеджмента», «Контракты, закупки, торги», а также на курсах повышения квалификации для инженерно-технических работников строительного комплекса УР по программе «Проектный, технологический и строительный инжиниринг».





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница