"Методика преподавания этнокультурных особенностей региона в школьном курсе географии для достижения личностных и метапредметных результатов учащихся" Цель




Скачать 245.74 Kb.
Дата11.07.2016
Размер245.74 Kb.
"Методика преподавания этнокультурных особенностей региона в школьном курсе географии для достижения личностных и метапредметных результатов учащихся"

Цель: показать слушателям возможность использования этнографического материала в преподавании географии для достижения личностных и метапредметных результатов учащихся.

План:

1.Изменение ценностных установок современного образования.

2. Реализация личностной направленности через исследовательскую деятельность учащихся.

3. Сотрудничество с различными учреждениями, занимающимися исследовательской деятельностью профессионально.

4. Использование результатов исследовательской деятельности.

Изменения, происходящие в современном обществе, не могут не отражаться и на современной системе образования. Развитие науки и техники, появление новых информационных технологий преобразовало нынешнюю жизнь так, что современный человек должен быть мобильным, так как на протяжении профессиональной деятельности ему приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Следовательно, современной реальностью и необходимостью в жизнедеятельности человека становится непрерывный процесс образования.

Стремительный рост и свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам приводит к тому, что школа перестает занимать значимое место в получении информации обучающимися. На первое место выдвигается задача – научить пользоваться информационными ресурсами, отслеживать необходимую информацию.

Социальное предназначение современной школы заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков, сколько в развитии ученика, в развитии его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, школа должна обеспечить такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».


«Фактически, сегодня цель современного образования определяется как воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России». (А.М. Кондаков).

Общество предъявляет ряд требований к образовательной системе. Современные социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, познавательное и личностное развитие учащихся. Важнейшим условием достижения указанных целей является усиление личностной направленности образования.

Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся, потому что его главной целью является развитие личности учащегося.
Если в "большой" науке главной целью является производство новых знаний, получение объективно нового результата, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Организация исследовательской работы школьников – это, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений, познавательное и личностное развитие учащихся.


На мой взгляд, одна из важных проблем в исследовательской работе – это правильный выбор темы. Тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и что немаловажно, должна совпадать с интересом учителя.

Тема исследования должна быть выполнима и соответствовать возрасту, способностям и возможностям ученика. Конкурентноспособна. Правильный выбор темы позволит далее расширить исследование. Например, выбрав тему работы «История поселений Переволоцкого района», далее перешли к таким темам как:

« Жилища нашего края»,

«Народный костюм – душа народа»,

«Кухня народов моего села»,

«Происхождение географических названий Переволоцкого района»,

«История храмов Переволоцкого района».

«Традиционное жилье (виды жилищ, строительный материал для жилищ)»

«Традиционная пища, её связь с возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением домашних животных»

«Промыслы моего села» (чем зарабатывали на жизнь жители);

«Особенности местной кухни» (чем питались жители сто лет назад);
Следующая проблема – поиск источников и научно обоснованного материала для сбора информации.

Как решить в условиях малокомплектной сельской школы. Архивы, музеи.


Интернет – не всему можно доверять,

- но есть возможность быстро получить необходимые документы,

- использование данные из архивов, музеев, электронной литературы (это литература которую мне присылают те, кто занимается исследованиями, литература с сайтов).

- Материалы блогов на моей странице.

В блогах я размещаю материал, даю домашнее задание – находят ответ в блоге. Или при подготовке к уроку электронкой посылаю задание, чтобы ученик смог подготовить к уроку сообщение из материалов блога. Сообщение также можно проверить, используя эл. почту.
Школьная библиотека

Есть раздел с краеведческой литературой.

Школьная краеведческая электронная библиотека с материалом исследовательских работ.
Метрические книги церкви

- география расселения

-численность населения

- поло-возрастной состав населения


Экскурсии, экспедиции в села Оренбургской области, работа со старожилами сел.
К каким личностным результатам может привести занятие исследовательской деятельностью?
В требованиях нового ФГОС к личностным результатам образования сказано следующее:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования направлен на:

- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В п. 6 Стандарта дается так называемый «портрет выпускника основной школы». Согласно этому пункту:

- выпускник основной школы характеризуется как человек любящий свой край и свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.

П. 9 Стандарта. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.

Таким образом, исходя из Стандарта, содержание общего школьного образования должно носить краеведческо-этнографический характер и должно быть направлено на приобщение ученика к национальной российской и общемировой культуре.

Если спросить у случайного человека, что изучает наука этнография, то он, скорее всего, ответит вам, что это наука о том, как живут разные люди в самых разных уголках земного шара: какие у них обычаи, во что они одеваются, во что верят, как добывают себе пищу. Пожалуй, это определение можно бы было счесть верным, если сделать одно маленькое, но довольно существенное уточнение: уголки земного шара - это не только джунгли Новой Гвинеи или аравийские пустыни, но и то, что, казалось бы, расположено совсем рядом: стоит обернуться вокруг себя, и мы увидим, что нас окружает масса людей, о жизни которых мы знаем не больше, чем о жизни аборигенов Австралии или африканских пигмеев. Много ли мы знаем друг о друге, живя в одном населенном пункте?

Роль этнографии заключается в том, чтобы понять других людей и рассказать людям друг о друге. Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям.

При этом необходимо учитывать факт многонациональности нашего государства, нашего края. (ПЧЕЛИНЦЕВ Оренбургская обл – как США). В этой связи возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности России.

Большая роль в краеведческо-этнографическом образовании школьников принадлежит географии, которая позволяет познакомиться не только с разнообразием современных народов, географическими условиями их проживания, разными видами хозяйственной деятельности, но и с лучшими образцами общечеловеческой культуры. Необходимость включения вопросов этнографии в содержание школьного курса географии определяется ещё и в связи с обострением межэтнических отношений, межнациональным отчуждением и даже противостоянием народов в силу изменившихся политических и социальных условий в стране. Современное географическое образование в полной мере должно отвечать потребностям мирового сообщества в формировании межэтнического и межконфессионального взаимопонимания, уважения к другим культурам, развивать гуманное отношение к другим людям, различным мирам, системам, окружающей среде и обществу.

Однако в действующих программах и школьных учебниках этнографические вопросы почти отсутствуют или рассматриваются в малом объёме. Вместе с тем изучение практики работы школы показывает, что учащиеся проявляют интерес к вопросам этнографии. Их интересуют сведения этнического и конфессионального состава, миграционные ситуации, культура межэтнического общения.

Этот интерес можно решить с помощью организации исследовательской работы.

Исследовательская работа краеведческо-этнографического направления в нашей школе проводится в нескольких направлениях:

1 направление – индивидуальная работа с учащимися;

2 направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследованиями, где нужно использовать информацию из разных предметных областей

( например, создание коллективной работы «Одежда русских крестьян Оренбургской губернии»);



3 направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, участие в научно-практических конференциях, чтениях, участие в исследовательских экспедициях (например, последней была экспедиция в с. Романовку Сорочинского района с целью изучения жизни и быта потомков переселенцев крестьян Ц. губерний России в наш край).
Представление результатов исследования проходит первоначально на школьном уровне. Далее, чтобы публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и исследовательской компетенции, происходит участие в различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровнях.

Основным показателем эффективности исследовательской работы являются личные достижения учащихся нашей школы. Конечно, работы моих учеников не могут претендовать на научные в строгом смысле этого слова. Для меня более важными являются личностные изменения учащихся во время занятий научно-исследовательской деятельностью, мотивация повышения интереса к предмету и устойчивые знания. Об этом говорят результаты ребят.


Это призовые места занимаемые школьниками на муниципальном уровне в конкурсах различного направления, таких как:

- История Отечества в истории моей семьи

- Топонимика родных мест

- Жилища нашего края

-Талант! Музыка! Дети!

-Мастера и подмастерья и др. районные конкурсы.


Успешные выступления школьников на региональном уровне:

- Областной конкурс «Традиционные народные промыслы» - Рослякова Анастасия – 1 место, Телимон Анастасия – 1 место, Жулей Екатерина – 2 место;

- Областной конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Моё село в годы войны» - Абдрахимова Ольга 2 место;

- Областной конкурс исследовательских краеведческих работ «Растим патриотов» в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» - Рослякова Виктория 1 место.


Дипломами и грамотами отмечены работы наших ребят во Всероссийских мероприятиях. Это фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (участвуем с 2006 г.);

Это – участие ребят с разными способностями - публикации с сети + в личностном результате

Всероссийский фестиваль детского художественного творчества «Адрес детства – Россия»;

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»;

Всероссийский конкурс исследовательских работ имени Д. И. Менделеева.


Плодотворно сотрудничая с Центром детского творчества Переволоцкого района, областным Центром детско-юношеского туризма и краеведения, областным Дворцом творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко, школьники нашей школы на протяжении нескольких лет успешно представляет свои исследования на областном смотре-конкурсе «Этнографическая мозаика Оренбуржья», областном детском фольклорно-этнографическом фестивале «Радуга», занимая призовые места.

Такие исследования имеют научно-познавательное значение – учащиеся приобретают конкретные знания этнической картины своего края. Другая важная функция этих исследований имеет практическое значение. Анализируя опыт жизни разных народов можно использовать его для развития современных форм культуры, а также при решении экономических и социальных задач.


Представляя свои исследования на различных уровнях, выше названные школьники смогли пройти испытания и стать учащимися Губернаторского многопрофильного лицея - интерната для одаренных детей Оренбуржья, с которым у нас налажена достаточно тесная связь. Школьники трёх выпусков нашей школы становились учащимися данного лицея.
Получив навыки исследовательской работы в стенах нашей школы, становясь учащимися других учебных заведений, такие школьники продолжают и далее плодотворно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.

Приведу такой пример. Наша талантливая ученица Рослякова Анастасия, будучи учащейся Губернаторского лицея для одарённых детей в конкурсе «Интеллектуалы 21 века» заняла 1 место, получила диплом 2 степени 32-ой студенческой научно-практической конференции «Горизонты науки и образования 21 века», диплом 2 степени во Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию, заняла 3 место во Всероссийской олимпиаде «Государственный аудит», проводимой МГУ и счётной палатой, стала призёром различных номинаций 2 интернациональной олимпиады, которая проходила в Анталии (Турция). Сейчас она является успешной студенткой Российской академии народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации.

Эти примеры показывает, что в современных условиях образования исследовательская деятельность школьников позволяет реализовать стремление учащихся к получению качественного образования, обеспечивает конкурентоспособность выпускников, способствует развитию творческой личности.

А значит, каждый учащийся приобретёт следующие качества:



личностные: ответственность, постановка и выполнение высоких стандартов и целей; любознательность; открытость новым точкам зрения; направленность на саморазвитие;
(Рослякова Н. О её самостоятельной исследовательской работе для поступления «Градообразующее предприятие моего населенного пункта» + спор о ношении повойника)

Выпускники – студенты используют опыт публичного выступления и наработанный материал самоутверждаются в разных предметах.

Альбина (юридический колледж) – лекции по народному костюму на истории – свой курс, младшие курсы, др. колледжи.

метапредметные: коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных форм устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения; межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности; признание различных мнений; умение работать с информацией и медиасредствами;

предметные: основы системы научных знаний; опыт «предметной деятельности» по получению, преобразованию и применению нового знания.

Считаю, что исследовательская работа не только должна принести награду и самоутверждение автору, но и иметь свое практическое применение. Современный образовательный стандарт позволяет включить этнографические вопросы, как в базовые, так и региональные программы по географии, которые знакомят учащихся с особенностями природы, хозяйственной деятельности, составом, расселением, культурно-бытовыми особенностями населения своей местности, родного края, страны и стран мира в целом.

Наш район работает по УМК Домогацких, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 час. Для сохранения 2-х часовой программы на заседании РМО учителей географии приняли решение дополнить курс краеведческой программой. Разрабатывая программу «Географическое краеведение для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области» для реализации регионального компонента я включила в нее такие темы как «Заселение родного края». «Коренное население родного края», « Народы родного края», «Особенности культуры, жилища, быта народов нашего края и их связь с окружающей природой». (Приложение1) Для объяснения этих тем часть информации я беру из исследовательских работ ребят. При этом обязательно указываю, кто подготовил эту работу, что повышает статус ученика в глазах школьников.

Краеведческо-этнографический материал можно использовать и при изучении других разделов курса 6 класса.



Тема «План и карта».

Используя аэрофотосъемку населенного пункта, непосредственно на местном материале учащиеся знакомятся с понятиями «план местности», «топографические знаки».



Задание для работы в группе.

Преобразуйте аэрофотоснимок в план местности.

Выбрав подходящий масштаб, необходимые условные знаки начертите этот план местности в рабочей тетради.


Задание для работы в паре.

Русские крестьяне, заселявшие Оренбургскую землю в XIX веке, являлись выходцами почти из всех губерний Европейской России. Наибольшее число переселенцев прибыло из Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской, Рязанской, Тульской губерний. Переселялись они на лошадях, загрузив все всё необходимое в телегу.


По карте рассчитайте, сколько дней переселенцы были в пути, добираясь от Тамбова до Оренбурга, учитывая, что средняя скорость передвижения составляла 6 км. в час, а в сутки на передвижение они затрачивали 12 часов.


Вопросы-шутки при работе с картой:

1.В названии, каких населенных пунктов Переволоцкого района вы слышите мужские имена? (Алексеевка, Филипповка, Абрамовка, Кутлумбетово…).

2. Какие названия сел Переволоцкого района указывают на конкретные виды растений, растущих вблизи соответствующих селений. (Вязовка, Камышовка, Клубниковка, Ольшанка, Кубанка).

3. Какая речка нашего района говорит о своем размере? (Большой Уран).

4. Какие села нашего района выполнили команду: «По-порядку, рассчитайсь!» (Первая Зубочистка, Вторая Зубочистка).
Тема «Атмосфера».

Карточка 1. Погода переменчива. Что же влияет на погоду? Почему она меняется?

За погодой следят из космоса искусственные спутники. Они видят и сообщают ученым, где над землей образовались облака, куда их гонит ветер и когда они появятся над нашим городом или деревней. На земле у ученых-метерологов есть приборы, по которым они узнают, какой будет погода. Но задолго до того, как о погоде стали рассказывать спутники и приборы, крестьяне угадывали погоду по особым приметам. Они наблюдали за птицами и животными, за облаками на небе, за радугой и предсказывали дожди и грозы, метели и мороз. Считалось, что за погоду отвечают три богатыря: Солнце, Ветер и Вода. В старину русские люди словом “погода” называли только солнечную, тихую погоду. “Погожий денек”, - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли непогодой.
Задание

Прочитай и проанализируй народные приметы погоды

Дым из труб и от костра

Кверху поднимается -

Значит, ясная погода

Завтра ожидается.
Если больше, чем обычно,

над цветками вьется пчел,

Нужно будет опасаться,

Как бы дождик не пошел.


Если солнце село в тучи,

Словно зарево закат,

“Завтра будет сильный ветер”, -

Старожилы говорят.


Кукушки стали куковать -

Морозам больше не бывать.

Цветы черемухи цветут -

Похолоданье тут как тут.


Узнай и запиши в рабочей тетради другие народные приметы погоды, найди им объяснение.

Тема «Литосфера».

Задание для работы в паре.

Самая высокая вершина нашего района одновременно является и высшей точкой холмистой равнины Общий Сырт. На карте Переволоцкого района найди его высшую точку. Чему равна её высота? Какая это высота? Как называется эта вершина? Обсудите в паре и попробуйте объяснить происхождение этого названия.



Ответ: г.Медвежий лоб ( Арапова гора ). Гора высотой 405 м. Высшая точка возвышенности Общий Сырт. Располагается близ села Япрынцево и х. Власовка. Является памятником природы. Она заметно возвышается над окружающими формами рельефа. Географический термин лоб используется в названиях форм рельефа Оренбургской области. В толковом словаре В.И.Даля «лоб» – «возвышенность, холм, курган, место видное со всех сторон». Топоним медвежий к медведям, скорее всего, никакого отношения не имеет, хотя иногда сравнивают южный склон горы с лежащим медведем. Более вероятно возникновение этого топонима можно связать с диалектным словом «медведка» в значении – «неглубокий овраг, близко подходящая дорога». Это слово употребляется в Курской области и на территорию Оренбургской области могло быть завезено курскими переселенцами. Тем более что население близлежащих сел называют гору Медведкой, а рядом с горой есть и неглубокий овраг и дорога.

Индивидуальное задание.

Прочитай отрывок из легенды о происхождении названия урочища. О каком урочище говориться?

«В наших краях есть место, имеющее интересную историю. Это глубокая балка, склоны которой густо поросли лесом из берёзы, осины, дуба. По дну её течёт широкий ручей с чистой холодной водой. Люди говорят, что это место связано с именем Емельяна Пугачева. Протянувшись километра на три, балка делает поворот. За поворотом лес внизу расступается, образуя полянку. Её, якобы, и облюбовал Пугачёв. Здесь он отдыхал, празднуя свои победы».


Тема «Природные зоны»

Индивидуальное задание.

Эту песню поют жители разных сел нашей области. Сравни два текста этой песни.


1.Гуляла я девица по дворочку,

Наколола ноженьку на пенечек.

Болит, болит ноженька, да не больно.

Любил меня миленький, да не долго


2. Наколола ноженьку на былинку,

На мягкую травушку на ковылку.

Болит, болит ноженька, да не больно.

Любил меня миленький, да не долго.


Как ты думаешь, в каких природных зонах могут находиться эти села? Объясни свое предположение. Пользуясь атласом Оренбургской области, определи, в каких районах могут находиться эти села.

7 класс. География материков и океанов. Этнографии в курсе достаточно. При изучении курса происходит знакомство с крупнейшими народами мира, их языкам, основными религиями. Особенности быта народов мира, расселение людей. Особенности хозяйственной деятельности в зависимости от природных зон на отдельных материках и островах. Особенности с/х культур и домашних животных по материкам и странам. Топонимика городов мира.
Этнографическое задание краеведческого характера.

Задание для работы в паре.

Внимательно рассмотрите политическую карту Африки и карту Переволоцкого района. Какой населенный пункт в Африке имеет такое же название, как и в Переволоцком районе? Воспользуйтесь справочными материалами и составьте рассказ о каждом из этих населенных пунктов по плану:

1. Название населённого пункта.

2. Где находится (географическое положение).

3. Когда возник?

4. Что означает его название?

5. Чем занято население?

Курс "География России" располагает большими возможностями для поиска учащимися этнографического материала.

Изучая тему «Исторические особенности заселения и освоения территории России» конечно же мы говорим об освоении нашего оренбургского края. Я обязательно рассказываю учащимся о «диком поле» - области, пограничной со степными просторами, южной окраины России открытом для татарских набегов. Об основании в 17 веке земляного Татарского вала для отражения угрозы нападения татар-грабителей и основании вдоль вала служилыми людьми сел. Затем укреплённый Красный городок навсегда утратил свое военное значение, а люди, населявшие его слободы, освободившись от воинских повинностей, стали государственными крестьянами и занялись сельскохозяйственным трудом. В 19 веке жителям этих перенаселенных сел стало не хватать земли и в поисках лучшей доли они отправлялись заселять новые земли, в том числе и оренбургские.



Это было массовое переселение. КУЗНЕЦОВ, с. 192, Движение переселенцев…
И у Кузнецова прочитать «Сельская чайная» с.285.
Даю детям задание: Домашнее задание.
Проанализируйте фотографию переселенцев из центральных губерний России в Оренбургскую.

Представители какого пола составляют большинство среди переселенцев?

Объясните такой состав переселенцев, используя материалы «блога» «Переселение».
Пестрый социальный и этнический состав населения нашего края пополнялся в течение нескольких веков. В результате сложилось население из разных уголков России, которое привнесло свою специфическую культуру – диалект, обычаи, одежду.

В ходе исследовательской деятельности они могут здесь можно дать задания описать этногеографические особенности своего края: жилища, обычаи, которые сохранились и передаются от поколения к поколению.



Тема «Климат»

Индивидуальное задание.

Первый в Оренбургской губернии исследователь крестьянской жизни, Ананий Павлович Кузнецов (1859—1938) писал рассказы, статьи и очерки фольклорно-этнографического характера. Прочти отрывок из его статьи и определи, о каком неблагоприятном климатическом явлении идет речь.

В течении минувшей весны в нашей Покровской и соседних Абрамовской и Кипчакской волостях было только три дождя: 14 апреля, 22 мая и 2 июня..Дожди были первые два настолько незначительные, что почти никакой пользы от них мы не заметили; последний же, третий, дождь был хотя и значительный, обильный, но выпал поздно. До 15 мая травы у нас и по соседству с нами были хороши; густы, зелены и вообще, обещали хороший укос; пятнадцатого же числа они, от сильных жаров начали желтеть и редеть, а к концу месяца до того ухудшились, что крестьяне вынуждены были начать покос на одну-две недели раньше обыкновенного, дабы не остаться без сена, как в 1891году.




Широкие возможности для реализации этнографических знаний при изучении темы "Население" в курсе географии 9 класса.
Планировка жилья и всего населенного пункта.

Примерная карта сельского населенного пункта

Название сельского населенного пункта село Григорьевка

Район, область Соль –Илецкий, Оренбургской области

Характеристика этнического и социального состава населения на мо-мент образования - русские – казаки; - к 1835 году - русские – казаки (450 дворов), татары, земледельцы, торговцы –100дворов)

В связи с чем, и когда образован населенный пункт - в 1834 году в свя-зи с расширением территории Оренбургского казачьего войска и образованием Илецкой Защиты и соляного промысла

Статус населенного пункта на момент образования – станица

Населенный пункт имел концы – Кашпели, Дегтяри, Чурени

Почему так названы -___

Планировка села – прямая

Изменение планировки улиц – не было

Тип построек –деревянные, в 1918 году село сгорело, после пожара были возведены саманные посторойки. Сейчас в селе, в основном, каменные дома.

Есть ли хутора вокруг села -________________

С какими селами, населенными пунктами сходились во время гуляний - Угольной (Богуславской)

Был ли в селе базар________________

Какие ремесла бытовали_______________________

Наличие церкви, её название и характеристики Михайло – Архангель-ская церковь, деревянная, однопрестольная

Храмовый праздник – день Михаила – Архангела

Где ставили качели - вешали на деревья

Когда__на Пасху и на Троицу______________________________

В каком месте сходились на празднике - в центре Григорьевки сходились угольнинцы и григорьевцы

Место хороводов__________________________

Место детских игр__________________________

Как в селе назывались девичьи молодежные игрища________________

Какими действиями сопровождались хороводы_________________

Перечислите известные вам песни, ряженья, сценки, розыгры-ши___________________________________________________________________________

Отношение населения к традиционной культу-ре_________________________________________________________

Примечания______________________________________________________________________________________________________________
Хозяйственная деятельность и быт населения своей местности. Народные промыслы.
КУЗНЕЦОВ, с. 290 Сбор эфедры.
Задание для работы в группе.

Проведите исследование в группе о влиянии освоения и заселения территории Оренбуржья на формирование народного костюма нашего края. Для организации поиска отгадайте следующие загадки:






« Близко ли она, далеко…

Что такое «подоплека»?

« Что за ветряный шалун,

Этот золотой «галун»?


«Модницу времен царя

Привлекала «кисея».


«Далеко она не нова,

Что за зверь такой «понева»?


« Очень мягкие «коты»

Не отыщешь теперь ты».


« Вот «сорока» прилетела

И на голову вам села».


Пользуясь электронной библиотекой постарайтесь объяснить, из каких регионов России были заимствованы эти элементы народного костюма. Оформите ваше исследование на контурной карте.

Задание с образцами старинной одежды.

- Из каких тканей изготовлена?

-Откуда брали ткань, волокно?

- раньше в области выращивали лен, коноплю.




Использую материал на уроках, например:



Разработка дидактической карточки к уроку географии

по теме: «Воспроизводство населения России»
Краткая аннотация.

Карточка составлена на основе краеведческих данных ученической исследовательской работы. Проанализировав эти данные, учащиеся должны сделать выводы об основных понятиях изучаемых на уроке: рождаемость, смертность, естественный прирост. Анализируя статистический материал привести сравнительные доказательства изменения показателей этих понятий в XIX и в XXI веках.

Карточка может быть использована при закреплении темы в конце урока, или в качестве проверочной на следующем уроке.
Карточка 1.

Обсудите в паре и сделайте выводы о населении села Адамовка Переволоцкого района Оренбургской области, проанализировав данные Метрической книги Адамовской Космо-Дамиановской церкви на 1876 и данные администрации Адамовского сельского совета на 2012 год.

1.Сведения о родившихся и умерших по приходу Космо-Дамиановской церкви за 1876 год.

Родилось: мужского пола – 43,

женского пола – 52.

Итого: 95.

Умерло: мужского пола – 26,

женского пола – 22.

Итого: 48.

Из них : мужского женского итого

До 1 месяца 4 3 7

От 1 мес. до 6 мес. 5 3 8

От 6 мес. до 1 года 5 1 6

От 1 года до 5 лет 8 11 19

От 5 лет до 10 лет 1 1 2

От 40 до 45 лет 1 - 1

От 50 до 55 лет 1 - 1

От 60 до 65 лет 1 1 2

От 65 до 70 лет - 1 1

От 70 до 75 лет - 1 1
2. Сведения о родившихся и умерших по данным администрации Адамовского сельского совета за 2012 год.

Родилось: мужского пола – 8,

женского пола – 5.

Итого: 13.

Умерло: мужского пола – 8,

женского пола – 3.

Итого: 11.

Из них : мужского женского итого

От 40 до 45 лет 1 - 1

От 60 до 65 лет 1 - 1

От 70 и старше 6 3 9
Постройте диаграмму, отражающую динамику рождаемости и смертности для данного населенного пункта.

Немаловажным в организации исследовательской работы школьников является сотрудничество с учреждениями, занимающимися научно-исследовательской деятельностью. Несколько лет мы сотрудничаем с государственным природным заповедником «Оренбургский». Работники заповедника для наших школьников проводили тематические занятия, представили видеоматериал, научно-популярную литературу об исследовательской работе в заповеднике.

Налаживается сотрудничество с Институтом степи Уральского отделения Российской Академии наук. В мае 2012 года мы присутствовали на 6 Международном симпозиуме «Степи Северной Евразии», организованном данным институтом. Я впервые была на таком масштабном научном мероприятии. И хочу сказать, что выступления довольно известных в своих кругах учёных из разных стран Евразии о проблемах сохранения и использования степных ландшафтов произвели глубокие впечатления. Они были очень интересны и, главное, доступны даже для понимания школьников. Мы многое получили для себя в плане организации и проведении исследовательских работ.

Далее мы получили приглашение для участия в качестве слушателей в работе международной конференции «Пётр Иванович Рычков и его время», проводимой институтом.



Результатом таких совместных действий стало написание учениками 7 класса исследовательских краеведческих работ: «Историко-этнографическое описание народов Оренбургской губернии П. И. Рычковым в «Топографии Оренбургской» и «Земельные владения П.И. Рычкова в Оренбургской губернии». Работы были успешно представлены на районной учебно-практическая конференция учащихся и педагогов Переволоцкого района « Помним! Гордимся! ».
На мой взгляд, такое знакомство и общение с людьми, занимающимися научно-исследовательской деятельностью профессионально, позволяет школьникам закрепить интерес к исследованию, уверовать в свои силы.
Интересной и увлекательной стала работа об истории заселении Оренбургского края.
Сейчас у нас идет работа с областным краеведческим музеем. Как выяснилось, вопросами заселения нашей области занимались немногие. Самый большой материал имеется в черновиках известного оренбургского краеведа Попова С. А., которые хранятся в музее. Вместе с Г. И. Ходак мы расшифровываем эти записи и выяснили, что наибольшее число переселенцев прибыло из Тамбовской губернии.
Современные информационные технологии позволили нам связаться с тамбовскими учреждениями и получить интересующие нас материалы. Это Тамбовский краеведческий музей, Тамбовский центр краеведения и тамбовские краеведы.
Таким образом, изучение вопросов этнографии в школьном курсе географии формирует национальную и культурную среду учащихся. Реализация этнокультурных знаний именно в школьной среде формирует толерантное сознание у молодого поколения, способствует решению социальных и даже хозяйственных проблем, углублению патриотического и интернационального мировоззрения, расширению взаимопонимания между народами, уважения к культурным традициям других народов. Кроме того решает и важную воспитательную задачу - формирование личности гражданина многонациональной страны, обладающего правовым сознанием и адекватно воспринимающим разнообразие культур современного мира, отстаивающим свое этническое достоинство и вместе с тем подготовленного к межкультурному диалогу и толерантному поведению с представителями других культур.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница