Методика обучения аргументированному письменному высказыванию




Скачать 415.86 Kb.
страница1/3
Дата03.04.2016
Размер415.86 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи


БАРАНОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

АРГУМЕНТИРОВАННОМУ ПИСЬМЕННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ

(на материале французского языка, языковой факультет)

Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания

(иностранный язык)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Орел – 2013

Работа выполнена на кафедре романской филологии

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»



Научный руководитель:



Сороковых Галина Викторовна

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», профессор

кафедры романской филологии и методики,

профессор кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков Московского городского педагогического университета


Официальные оппоненты: Горлова Наталья Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор,

главный научный сотрудник лаборатории

исследований языкового образования

Научно-исследовательского института

столичного образования ГБОУ ВПО

города Москвы «Московский городской
педагогический университет»

Олейникова Елена Александровна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры иностранных языков

ФГБОУ ВПО Орловский государственный аграрный

университет
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Курский государственный

университет»


Защита состоится «21» мая 2013 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.07 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» по адресу: 109 391, г. Москва, ул. Рязанский проспект, д. 9.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова».

Электронная версия автореферата размещена на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru), на сайте МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).


Автореферат разослан «…….» …..20……… г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, профессор А. С. Калякин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Модернизация российского образования тесно связана с преобразованием целей и задач на всех уровнях обучения, в том числе и в системе высшего профессионального образования (далее – ВПО). В условиях расширения международных контактов возрастает потребность в высококвалифицированных профессионалах (бакалаврах, магистрах), обладающих умениями четко и обоснованно изложить в устной и письменной формах свою позицию представителям других лингвокультур в самых различных сферах взаимодействия. В этой связи остро встает вопрос целенаправленного обучения аргументационной деятельности средствами иностранного языка в условиях межкультурной полемики. Важность решения данного вопроса закреплена в нормативных документах (ФГОС ВПО), где указывается на необходимость наличия у выпускников умений, которые составляют существо способности аргументирования.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 035700 Лингвистика бакалавр должен обладать следующими компетенциями:


  • владеть основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

  • владеть основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

  • уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

  • уметь выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту (ПК-40).

В отечественной системе ВПО уровень коммуникативной компетенции бакалавров направления подготовки 035700 «Лингвистика» соответствует второй ступени (уровни В1 и В2) единой Европейской шкалы. Испытания для получения французских дипломов DELF второй (В1 и В2) ступени в области продуктивной письменной речи предусматривают создание рассуждения, цель которого – убедительно доказать свою точку зрения. Однако, опыт преподавателей французского языка, в том числе и диссертанта, результаты диагностирующего теста показывают, что при отсутствии целенаправленной работы студенческие рассуждения имеют ряд существенных недостатков, что объясняется появлением целого ряда трудностей в ходе выполнения различных содержательно-логических операций, свойственных данному типу речи. Помимо того, различное лингвистическое оформление французского текста (наличие большого количества коннекторов с разными значениями, несовпадение лексических и семантических полей слов и т. д.) добавляет сложности в ходе предварительной подготовки автономного высказывания на этапе формирования мыслей и их письменного оформления.

Организованное, руководимое преподавателем обучение содержательным, композиционным и языковым особенностям письменного доказательства позволяет не только сформировать умения, соответствующие уровню В2, но и, возможно, осуществить переход на уровень С1, на котором создается аргументативный текст (Syntèse), сложный по содержанию и структуре, стилистически адаптированный для реципиента.


Степень разработанности проблемы.

В методических исследованиях последнего времени рассматриваются различные подходы к обучению письменной речи, которые направлены на:

а) овладение общими универсальными формами выражения мыслей в письменной форме (И.В. Антонова, И.Л. Бим, Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова, Я.М. Колкер, Р.К. Миньяр-Белоручев, Г.В. Рогова, С.Ф. Шатилов и др.);

б) обучение написанию текстов различных жанров (К.П. Ященко, Е.Е. Бабушис и др.);

в) разработку комплексной концептуальной методической модели обучения иноязычной речи на различных этапах обучения иностранному языку (Л.В. Каплич, Л.П. Тарнаева, М.К. Алтухова), в частности обучения аргументативному общению в устной (Т.А. Румянцева) и письменной формах (М.Н. Захаренкова, А.В. Горбунов, С.Н. Мусульбес и др.).

Однако, несмотря на солидный корпус исследований, посвящённых проблеме обучения письменной речи, приходится констатировать ряд неразработанных и недостаточно изученных проблем, а именно:



  • не разработана методика обучения аргументированному письменному высказыванию;

  • не конкретизированы понятия «письменное рассуждение» и «аргументированное письменное высказывание»;

  • не уточнена номенклатура умений, составляющих основу для продуцирования письменного доказательства;

  • не разработаны модули последовательного формирования умений рассуждения;

  • не создан комплекс упражнений для обучения аргументированному письменному высказыванию на материале французского языка.

В этой связи возникает противоречие между общественной потребностью качественной вузовской подготовки специалистов, владеющих умениями устной и аргументированной письменной речью, и отсутствием разработанной системы обучения письменному доказательству.

Таким образом, есть все основания считать проблему обучения аргументированному письменному высказыванию недостаточно изученной и требующей специального исследования, что и обусловило актуальность данной работы и выбор темы диссертации – «Методика обучения аргументированному письменному высказыванию (на материале французского языка, языковой факультет)».

Следовательно, представляется возможным выдвинуть гипотезу, что комплекс упражнений, направленных на поэтапное формирование речевых умений и стратегий иноязычного письменного доказательства с опорой на опыт речевой деятельности в родном языке, в значительной степени оптимизирует количественные и качественные характеристики рассуждения студентов языкового факультета.

Объект исследования: процесс обучения студентов языкового факультета аргументированному письменному высказыванию.

Предмет исследования: методика обучения аргументированному письменному высказыванию (на материале французского языка, языковой факультет).

Основная цель исследования: разработка методики обучения аргументированному письменному высказыванию для студентов языкового факультета.

Достижение поставленной цели побуждает необходимость решения следующих задач:



  1. конкретизировать понятия «письменное рассуждение», «аргументированное письменное высказывание»;

  2. выявить и обосновать лингвистические и психологические характеристики письменной речи, уровни ее внутренней структуры, признаки письменного текста;

  3. детализировать структуру аргументации и композиционное построение рассуждения;

  4. уточнить общеметодические принципы разработки методики обучения аргументированному письменному высказыванию и операции для обучения письменному рассуждению;

  5. определить номенклатуру умений для создания письменного рассуждения;

  6. провести диагностирующее тестирование, измеряющее уровень умений письменного рассуждения студентов языкового факультета;

  7. разработать модули формирования умений рассуждения и создать комплекс упражнений для обучения аргументированному письменному высказыванию на материале французского языка;

  8. экспериментально проверить методику обучения аргументированному письменному высказыванию.

Поставленные задачи предопределили применение следующих методов исследования:

  • метод теоретической дедукции при изучении и анализе лингвистической, психологической и методической литературы, которая имеет отношение к проблеме;

  • изучение и обобщение опыта обучения аргументированному письменному высказыванию студентов языкового факультета;

  • научное наблюдение за процессом обучения письменной речи;

  • лингвометодический анализ текста-рассуждения;

  • моделирование рассуждения на иностранном языке;

  • метод пробного обучения.

Общенаучной теоретико-методологической основой исследования являются: нормативные документы (Государственный стандарт общего образования Российской Федерации (2010), Общеевропейские компетенции владения иностранным языком); теория формирования коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Г.М. Китайгородская, Е.И. Пассов, S. Bolton, A. Robert, H. Ruck, H.G. Widdowson и др.); теоретические основы формирования умений письменного выражения мыслей на родном и иностранном языках (М.Т. Баранов, Е.А. Баринова, Л.Д. Беднарская, О.Ю. Богданова, Н.И. Гез, Н.А. Горлова, Н.В. Елухина, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.В. Ляховицкий, Р.К. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Т.Г. Рамзаева, Г.В. Рогова, Н.С. Рождественский, Г.В. Сороковых, П.В. Сысоев, А.В. Текучев, С.Ф. Шатилов и др.).

Кроме того, в разработке и обосновании частнометодологических основ учитывались: учебные пособия для изучающих ФЯ как иностранный (Е.Б. Александровская, М.А. Багдасарян, С.А. Бадянова, В.Н. Васильева, Н.Н. Гавриленко, Н.И. Гез, О.А. Громова, Т.И. Жаркова, Ж.А. Казакова, Г.С. Кузавкова, Т.И. Ломизова, Е.В. Мусницкая, М.В. Озерова, М.В. Окова, Ю.В. Очерет, Л.Л. Потушанская, В.Н. Тихомирова, A. Baptiste, E. Bérard, A. Boissinot, F. Carton, D. Chevallier, J. Girardet, R. Lescure, R. Menand, J. Pécheur, F. Tauzier-Sabatelli, S. Tiavisi и др.); исследования в области обучения письменной аргументации (Д.Н. Александров, Е.Б. Александровская, Г. Алиев, И.Б. Антонова, Е.Е. Бабушис, О.А. Баева, Л.Д. Беднарская, И.Л. Бим, И.А. Герасимова, А.В. Горбунов, А.М. Гринина-Земскова, Е.Н. Зарецкая, М.Н. Захаренкова, А.А. Ивин, Н.Н. Кохтев, А.П. Краснопольская, Т.А. Ладыженская, Н.Ю. Салтанова, Т.С. Самохина, С.Н. Черемисина, С.А. Шантарович, И.А. Янисив, J.-P. Brighelli, F. Crépin, B. Hongre).



Организация исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2012 гг.

На первом этапе (2004 – 2006 гг.) изучалась и анализировалась научно-педагогическая и методическая литература по проблеме диссертации; изучалось современное состояние изучаемой проблемы; создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования проблемы и предварительных положений диссертации; разрабатывались методологические основы исследуемого явления; выдвигалась гипотеза, определялся объект, предмет и цели исследования, ставились соответствующие задачи.

На втором этапе (2006 – 2007 гг.) обосновывались сущность и содержание методики обучения аргументированному письменному высказыванию на старших курсах языкового факультета; раскрывалась теоретическая база, способствующая разработке модели обучения аргументированному письменному высказыванию.

На третьем этапе (2008 – 2010 гг.) разрабатывалась модель обучения аргументированному письменному высказыванию и ее реализация в виде специальной методики обучения; проводилось диагностирующее тестирование и изучались его материалы; проверялась эффективность модели в ходе опытно-экспериментальной работы.

На четвертом этапе (2010 – 2012 гг.) систематизировались и обобщались результаты исследования, их качественный и количественный анализ; разрабатывалась методика обучения аргументированному письменному высказыванию, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

  • на основе психолого-лингвистической характеристики аргументированной письменной речи разработана и экспериментально проверена методика обучения аргументированному письменному высказыванию;

  • в методических целях конкретизированы понятия «письменное рассуждение» как вид творческой работы, который способствует развитию у учащихся логического и критического мышления, умения доказать справедливость, истинность собственного суждения или опровергнуть точку зрения оппонента, и «аргументированное письменное высказывание», под которым понимается продукт мыслительной деятельности, представляющий собой законченный текст, построенный согласно нормам письменной речи и по законам логики, трактующий определенную проблему с разных позиций, чтобы в результате убедить оппонента в правильности своего мнения;

  • определена номенклатура умений для создания письменного рассуждения (общеучебных, коммуникативно-речевых, аргументативных);

  • разработаны модули последовательного формирования умений обучения письменному рассуждению (раскрытие темы рассуждения, структурирование аргументативного текста, составление аргументативного абзаца, формулирование введения и заключения рассуждения, лингвистическое оформление письменного доказательства, комбинирование сформированных умений); определены этапы обучения (подготовительный и речевой) и создан комплекс упражнений для обучения аргументированному письменному высказыванию на материале французского языка;

  • разработаны приемы саморедактирования и критерии самооценивания письменного рассуждения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании:

  • дано теоретическое обоснование методики обучения аргументированному письменному высказыванию в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции;

  • решена проблема развития умений обучения аргументированному письменному высказыванию на основе обучающих модулей с учетом противоречий между общественной потребностью качественной вузовской подготовки специалистов, владеющих умениями устной и аргументированной письменной речью, и отсутствием разработанной системы обучения письменному доказательству;

  • дополнена и конкретизирована теория и методика обучения ИЯ в языковом вузе в разделе «обучение творческой письменной речи»;

  • рассмотрены дидактические и общеметодические основания поэтапного развития умений и навыков письменной аргументированной речи у студентов языкового факультета.

Практическая значимость определяется тем, что:

  • предложено подробное описание методики обучения аргументированному письменному высказыванию на языковом факультете, воплощающей теоретические положения работы на конкретном материале и базирующейся на поэтапном овладении умениями для порождения устного и письменного доказательства;

  • создано методическое обеспечение обучения написанию аргументированного высказывания. Оно включает в себя учебно-методическое пособие для студентов языкового факультета «Практика письменной речи» и «Рекомендации по обучению написанию сочинения-рассуждения».

  • реализация данной методики возможна на занятиях по практике устной и письменной речи на языковом факультете, на филологическом факультете в ходе изучения дисциплин «Риторика» и «Русский язык и культура речи». Указанные материалы могут быть в полной мере использованы преподавателями при разработке спецкурсов для студентов, готовящих к сдаче письменной части экзамена DELF B2 и С1, или частично учителями средних школ для подготовки учащихся к заданию С2 из ЕГЭ.

Достоверность и объективность исследования обеспечены чёткостью теоретико-методологических позиций, соответствием методологии исследования поставленной проблеме, использованием комплекса исследовательских методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам диссертационного исследования, детальным анализом утверждаемых в гипотезе зависимостей, количественными и качественными показателями оценки выполнения заданий студентами в ходе экспериментального обучения.
На защиту выносятся следующие положения:

  1. В содержание обучения иноязычной письменной речи бакалавров направления подготовки 035700 «Лингвистика» включается обучение аргументированной письменной речи. В основе функционально-смыслового типа речи рассуждение лежит мотивационно-потребностный план деятельности, предполагающий аргументацию своей позиции (выстраивание цепочки умозаключений, отбор существенной информации и ее изложение в логической последовательности) как в устной, так и в письменной форме.

В настоящем исследовании под письменным рассуждением понимается вид творческой работы, который способствует развитию у студентов логического и критического мышления, умения доказать справедливость, истинность собственного суждения или опровергнуть точку зрения оппонента. Аргументированное письменное высказываниеэто продукт мыслительной деятельности, представляющий собой законченный текст, т. е. единство смыслового содержания и языковой формы, включающий в себя понятийные и эмоциональные элементы, построенный согласно нормам письменной речи и по законам логики, трактующий определенную проблему с разных позиций, чтобы в результате убедить оппонента в правильности своего мнения.

  1. Предлагаемая методика обучения аргументированному письменному высказыванию базируется на коммуникативном подходе, который направлен на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иноязычной речи, а также овладение языковым материалом для построения устных и письменных сообщений. Коммуникация в процессе аргументативной письменной деятельности осуществляется в условиях непрямого отсроченного (в смысле времени восприятия сообщения по сравнению с его созданием) общения.

  2. Обучение аргументированному письменному высказыванию бакалавров направления подготовки 035700 «Лингвистика» более эффективно при условии развития номенклатуры умений: общеучебных (учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-логические, учебно-коммуникативные), коммуникативно-речевых (подчинять высказывание основной мысли, собирать и систематизировать материал, совершенствовать собственное высказывание, лингвистически правильно выражать свои мысли, строить высказывание в определенной композиционной форме), а также аргументативных (раскрывать тему рассуждения, структурировать аргументированное высказывание, осуществлять поиск идей, строить аргументативный план, выбирать стратегию доказательства и способ рассуждения, составлять аргументативный абзац, формулировать введение и заключение, лексически, грамматически и стилистически правильно оформлять письменное рассуждение).

  3. Модули последовательного формирования умений письменного рассуждения в предлагаемой методике представляют собой пошаговую технологию, включающую этапы (подготовительный и речевой), выполнение операций (усвоение теоретических знаний, анализ текста-образца, практическая тренировка, выход в автономную письменную речь), комплекс упражнений на материале французского языка, диагностический инструментарий. Обозначенная последовательность модулей (раскрытие темы рассуждения, структурирование аргументативного текста, составление аргументативного абзаца, формулирование введения и заключения рассуждения, лингвистическое оформление письменного доказательства, комбинирование сформированных умений) являет собой своеобразный алгоритм действий при самостоятельном порождении рассуждения. Развитие определенных умений за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств достигается посредством применения преподавателем рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Личный вклад автора исследования заключается в разработке методики обучения аргументированному письменному высказыванию студентов языкового факультета и реализации данной методики в ходе организации и проведения пробного обучения по развитию умений письменного рассуждения бакалавров направления подготовки 035700 «Лингвистика». Автором конкретизированы понятия «письменное рассуждение», «аргументированное письменное высказывание», определена номенклатура умений для создания письменного рассуждения, разработаны модули последовательного формирования умений письменного рассуждения, определены этапы обучения (подготовительный и речевой) и создан комплекс упражнений для обучения аргументированному письменному высказыванию на материале французского языка, а также разработаны приемы саморедактирования и критерии самооценивания письменного рассуждения.

Апробация и внедрение результатов исследования была произведена посредством диагностирующего тестирования студентов факультета иностранных языков Орловского государственного университета, пробного обучения, в основу которого была положена предлагаемый в настоящей работе комплекс упражнений, и итогового контрольного тестирования, позволяющего сделать выводы относительно эффективности настоящей методики. Материалы исследования ежегодно представлялись и обсуждались на заседаниях кафедры французского языка Орловского государственного университета. Основные результаты исследования отражены в учебно-методическом пособии (2007 г.) и в методических рекомендациях (2012 г.), в научных публикациях, в докладах и обсуждениях на международных и научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Орловского государственного университета. В докладе на тему: «Проблема построения аргументации при написании сочинения-рассуждения» были раскрыты основные вопросы, связанные с обучением подобному виду письменных работ. В ходе Второй международной конференции «Лингвистическое образование в подготовке специалистов на современном этапе» в 2008 году вниманию присутствующих было предложено выступление на тему: «Обучение построению аргументированного связного высказывания с опорой на текст-образец», в котором описывалась методика использования готового сообщения при порождении самостоятельного продукта письменной деятельности. В 2011 году проблемы обучения аргументированной письменной речи были подробно изложены в сообщении на конференции преподавателей факультета иностранных языков ОГУ в рамках проведения недели науки.

Содержание, цели, задачи и методы исследования обусловили структуру диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего таблицы, подборку текстов-образцов и практические упражнения на французском языке. Объем работы – 280 страниц.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница