Методическое пособие Технологии midi и Audio




Скачать 380.72 Kb.
страница1/2
Дата13.08.2016
Размер380.72 Kb.
  1   2
ГБОУ СПО «Валуйский колледж»

Методическое пособие

Технологии MIDI и Audio

Автор-составитель:

Локтионов Ю.Д.

Валуйки,


2013 г.

Печатается по решению

научно-методического

совета колледжа

Автор-составитель: Локтионов Ю.Д., преподаватель музыкальных дисциплин Валуйского колледжа
Рецензент: Харламов В.Н., директор МОУ ДОД «Валуйская детская школа искусств №2»

Данное методическое пособие рассчитано на преподавателей и студентов, интересующихся музыкальными компьютерными технологиями. В нем даются характеристики технологиям MIDI и Audio.



Содержание

Введение……………………………………………………………………...4

Раздел 1. MIDI………………………………………………………………..5

Раздел 2. Audio……………………………………………………………..16

Раздел 3. GENERAL MIDI…………………………………………………24

Раздел 4. Ударные………………………………………………………….28

Раздел 5. Вопросы………………………………………………………….29

Литература………………………………………………………………….30



Введение
Одним из самых важных, глобальных событий в мире музыки, которыми отмечен прошедший XX век, является возникновение и бурное развитие клавишной электроники, успехи которой поменяли представления о музыке вообще. В настоящем пособии рассматриваются актуальные вопросы технологии MIDI и Audio.

Пособие может заинтересовать не только преподавателей и обучающихся по классу синтезатора, но и широкую аудиторию любителей, интересующихся новыми музыкальными технологиями.

Проблемой внедрения новых технологий в музыкальное образование занимаются в РФ на разных уровнях: в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования. В практической плоскости эта проблема находит решение в виде авторских программ, программ подготовки музыкально-педагогических кадров в системе высшего и среднего профессионального образования, в виде инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования, пособий и методических разработок педагогов-новаторов. Создаются контрольно-измерительные материалы, энциклопедии и справочники, обучающие и развивающие программы.

Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером и синтезатором как новым музыкальным инструментом.

Клавишный синтезатор, как и ряд других электроакустических инструментов, представляет собой специализированный музыкальный компьютер. Его широкое распространение в профессиональной музыке и музыкальном быту – проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности.

Раздел 1

MIDI
На панели синтезатора, скорее всего справа возле клавиш, видна надпись «GM» («General MIDI»). Надпись гово­рит о международном формате голосов, которого стараются придерживаться все производители электронных музыкаль­ных инструментов, компьютерных музыкальных программ и многих видов цифрового музыкального оборудования. Сначала уточним, что такое MIDI вообще. Английская аббре­виатура MIDI (полностью — «Musical Instruments Digital Interface») означает «цифровой интерфейс музыкаль­ных инструментов». Напомним, что интерфейсом называет­ся устройство для связи и обмена данными между приборами. MIDI-технологии построены на том, что одно устройство пе­редает сообщения («команды»), другое — их исполняет. Ин­терфейсы для связи с оборудованием есть фактически у всех видов электронной аппаратуры — принтеров, сканеров, циф­ровых фотоаппаратов, различных флэш-приборов. Интер­фейсы имеют современные Audio-приборы и все студийные аппараты для записи и обработки звука. Интерфейсы бывают аналоговые (линейный выход и вход), музыкально-цифровые (MIDI и Audio), универсальные цифровые (компьютерный интерфейс USB). Любой интерфейс построен как разъем на корпусе аппарата, через который с помощью специального штекера на конце определенного типа кабеля и обеспечива­ется связь устройств. Так, например, интерфейс USB имеет большой разъем типа А (у синтезаторов и компьютеров) и ма­лый разъем типа В (у флэш-приборов). Это внешняя сторона интерфейса. Главное различие между интерфейсами состоит в способе передачи информации. Этот способ, как правило, утверждается международным соглашением производите­лей, так называемым «протоколом» интерфейса. Сложность состоит в том, что производители слишком часто модифицируют интерфейсы, что приводит к несоответствию устройств, быстрому моральному «устареванию» техники, которой еще далеко до настоящего физического износа.

Встречаются устройства с несколькими разными интер­фейсами. К таким устройствам как раз относятся синтезаторы и многие приборы записи и обработки звука, например совре­менные портостудии. Неверно представлять себе MIDI только как устройство для механического соединения двух и более аппаратов. Кроме собственно интерфейса, под словом «MIDI» подразумевается особый цифровой язык закодированных сообщений о музыкальных событиях, целая система цифровых знаков. У MIDI своя история.

Уже на ранних стадиях развития синтезаторов возникала необходимость соединения между клавишными синтезато­рами, звуковыми модулями, компьютерами. Производители пытались осуществлять связь между клавишными инстру­ментами с помощью отдельных интерфейсов, несовмести­мых с интерфейсами другого оборудования. Совместимые интерфейсы требовались не только для студийной работы, но и для «живой» работы клавишников на концертной сцене. В 1970-е гг. о том, чтобы с одного синтезатора или компьютера музыкант мог бы руководить еще несколькими инструмента­ми, можно было только мечтать. Больше всего в системе свя­зи нуждались синтезаторы. Выпущенные в начале 1980-х гг. синтезаторы «Oberheim OB-X» и «Rhodes Chroma» имели свои интерфейсы для соединения с другим синтезатором той же модели. Когда исполнитель играл на одном, то одновремен­но звучал и другой такой же синтезатор. Это был первый шаг к созданию международного MIDI-интерфейса. Он стал раз­работкой, результатом труда нескольких мировых компаний. Первоначальный проект MIDI был представлен президентом компании «American Sequential Circuits» Дэйвом Смитом. Этот человек сыграл видную роль в разработке и организации меж­дународного MIDI-проекта. Несколько японских компаний-производителей представили свой встречный проект. Резуль­татом неоднократных встреч и обсуждений стало рождение MIDI, который стал перспективным будущим синтезаторов, компьютеров и другого электронного оборудования. По ходу совещаний в год подготовки основного проекта MIDI (1982 г.) выяснилось, что другие американские компании не желают по разным причинам участвовать в разработке международного музыкального интерфейса. Создателями MIDI стали веду­щая американская компания «Sequential Circuits» и японские компании «Yamaha», «Roland», «Korg» и «Kawai». В самом конце 1982 г. компанией «Sequential Circuits» был выпущен первый синтезатор с MIDI-интерфейсом «Prophet 600», за ним в 1983 г. последовал знаменитый «Yamaha DX 7». Летом 1983 г. был ор­ганизован центр по спецификации MIDI, который публично объявил о рождении MIDI.

При обсуждении названия будущей технологии такие оп­ределения, как «единый», «универсальный», были отвергнуты. На то были все основания. Об универсальности MIDI в то время даже мечтать было преждевременно. Летом 1984 г. была орга­низована ассоциация MIDI-производителей, поддерживающих MIDI-протокол. В нее могли входить новые члены, причем со своими собственными предложениями и разработками. Так и произошло. В последующие годы MIDI-протокол постоянно расширялся, дополнялся новыми пунктами. Члены ассоциации производителей MIDI-оборудования вносили свои предложе­ния, которые затем обсуждались и ставились на голосование. Появлялись все новые и новые типы цифровых сообщений, которые расширяли возможности MIDI. В разные годы k MIDI-протоколу добавились, к примеру, сообщения: «синхронизиро­вать сигнал», «переводить сэмплы», «управлять тонкой настрой­кой звука — «Tuning», «снять все звуки», «перевести текст песни», «перевести символы» и т. п. В 1991 г. появляются MIDI-команды для управления световыми и пиротехническими приборами. В 1990-е гг. разрабатывались сообщения о применении циф­ровых эффектов.

Большими недостатками раннего MIDI была привязка к обо­рудованию одного производителя и ограниченность набора цифровых сообщений, за что он подвергался резкой критике со стороны фирм и компаний, не вошедших в число членов ассоци­ации. Однако уже через год после официального рождения MIDI начинается революционный переворот в мире компьютерных технологий. Появляются первые компьютерные программы, ра­ботающие на основе MIDI, первые компьютеры со встроенными MIDI-портами (компьютеры Atari и PC). Для компьютеров PC (персональные компьютеры IBM) в дальнейшем разрабатыва­ется множество музыкальных программ, основанных на MIDI.

Крупный разработчик программного обеспечения компания «Cakewalk» выпустила программы записи и редактирования «Home Studio», «Sonar», «Music Creator». Для профессиональ­ных пользователей были выпущены программы «Sound Forge», «Cubase», программа стилей «Band in a Box», сэмплерный вир­туальный синтезатор «Bandstand», нотные программы «Finale» и «Overture». Все эти программы взаимодействуют с внешним миром по MIDI-интерфейсу, а также и между собой внутри ком­пьютера, соединяясь виртуальным, логическим «MIDI-кабелем». Они «понимают» кодовую систему знаков.

В 1993 г. начался бум мультимедиа. С этого времени сис­тема кодирования MIDI применяется в мультимедийных ком­пьютерных программах. Многие приборы, различное оборудо­вание оснащаются MIDI-интерфейсами. Это звуковые модули, внешние секвенсоры, приборы-эффекторы, микшерные пуль­ты и, конечно, электронные музыкальные инструменты.

Таким образом, MIDI, предназначенный в начале 1980-х гг. для синтезаторов, имевший ограниченную задачу связи меж­ду ними, к концу XX века превратился в важнейшую миро­вую технологию. Он охватил многие области, для которых первоначально не предназначался, вплоть до компьютерных игр и светового оборудования. Даже телефонные звонки в виде мелодий стали MIDI-файлами, которые можно скачать из Интернета.

В течение многих лет производители стремились усовер­шенствовать систему кодирования MIDI-сообщений. Напом­ним, что в блоке информации, называемом «байт», содержится 8 бит, т. е. 8 мельчайших частиц информации. Один бит соот­ветствует 0 или 1 в двоичном коде. Какая громадная, неисчис­лимая вереница цифр двигалась по MIDI-кабелю! По этой при­чине MIDI-сообщения в реальном времени часто запаздывали. Чтобы сократить время прохождения информации, разработ­чики используют шестнадцатиричную систему кодиро­вания, легко конвертируемую в двоичную, применяемую в компьютерах. Суть ее состоит в том, что каждые шестнадцать бит информации кодируются всего четырьмя знаками. Каждые 4 бита записываются как одна цифра или буква. Таким образом, общее количество знаков сокращается в 4 раза, а скорость счи­тывания MIDI-информации значительно возрастает.

Важной вехой в развитии MIDI-технологий явилось появление «General MIDI» - постоянного формата голо­сов. Главным недостатком раннего MIDI, тормозившим развитие этой технологии, было отсутствие единой систе­мы звуков. Числа, соответствующие звукам на инструмен­тах разных производителей, не совпадали. Общая система звуков нужна была в первую очередь для многотембровых инструментов, синтезаторов, компьютеров, звуковых мо­дулей. И такая система была разработана и добавлена к MIDI-протоколу. В 1991 г. производители договорились о стандартном наборе инструментов и звуков с одинаковы­ми названиями и одинаковыми порядковыми номерами и назвали его «General MIDI» (GM), т.е. общий MIDI. Произ­водители не сразу смогли обеспечить свое оборудование форматом голосов General MIDI. Процесс стандартизации звуков осуществлялся разными производителями в течение 1990-х гг. Компании внедряли общий стандарт голосов по-своему, часто добавляя к утвержденному протокольному ми­нимуму и свои собственные наработки (Roland, Yamaha).

Вместо аббревиатуры MIDI на панели синтезаторов появи­лось GM. Это означало, что данный инструмент поддерживает международный формат голосов GM. Он имеет несколько на­званий: стандарт GM, формат GM или более точное название - формат распределения голосов GM. Музыканты получили новые возможности творческой работы. Новый MIDI вместе с GM-форматом давал огромные преимущества. Что конкретно представляет собой формат голосов GM?

Формат General MIDI включает 128 голосов, расположен­ных строго по порядковому номеру. «Как же?» — спросите вы. «Ведь у современных синтезаторов по нескольку сот голосов?» Да, но утвержденных международным протоколом, унифици­рованных голосов из них только 128. Взгляните на список GM-голосов в конце этой главы. Номера голосов списка неизменны, их порядкового номера придерживаются все производители. Например, сольная скрипка будет и на другом MIDI-устройстве звучать как сольная скрипка только потому, что ее неизменный порядковый номер в списке голосов GM 41. И не имеет зна­чения, что на вашем синтезаторе она может находиться под номером 109. Просто MIDI-устройство, синтезатор или ком­пьютер «знает» номер голоса сольной скрипки по протоколу и поэтому правильно его воспроизводит. Без строгой порядко­вой организации распознавание голосов MIDI-устройствами невозможно. Если вы записали нестандартные, не входящие в формат GM звуки и пытаетесь их воспроизвести на другом устройстве, оно не поймет их и передаст искаженно. Голоса GM на некоторых синтезаторах выделены в отдельные банки. Это очень удобно, не нужно гадать при создании записи, входит ли выбранный вами голос в GM-формат или вы «промахнулись». Если вы желаете, чтобы ваша запись легко конвертировалась с компьютера в синтезатор, и наоборот, руководствуйтесь спис­ком GM. Впрочем, ошибка поправима: можно заново назначить голос на принимающем устройстве, не теряя при этом самого записанного материала.

Система General MIDI предусматривает воспроизведение звуков набора ударных инструментов. На синтезаторах каждый набор включает по нескольку десятков различных отдельных ударных инструментов. Наборы имеют свою специфику и на­звание, например: стандартный, оркестровый, танцевальный (дискотечный), джазовый, рок-набор, электронный набор и т.д. Каждому ударному инструменту назначена клавиша, а всему набору присваивается один номер голоса синтезатора. Конкретный ударный инструмент выбирается определенной клавишей, под которой, как правило, имеется соответствую­щая картинка ударного инструмента. Таким образом, по MIDI можно перевести на другое устройство инструменты всей удар­ной установки из набора, предлагаемого синтезатором. Лучше всего воспользоваться набором «стандартный» (Standard Kit или Standard Set), который, как правило, не требует коррек­ции на другом MIDI-устройстве. Этот набор с самого начала вошел в спецификацию GM как основной. Остальные наборы ударных были предложены немного позднее фирмой «Roland». Обратите внимание на дорожки автоаккомпанемента. Удар­ные инструменты (Rhythm) находятся на 10-й дорожке. Это характерно для многотембровой GM-системы, в которой 10-й канал предназначен специально для ударных. Это пра­вило соблюдается во всех многотембровых MIDI-устройствах. Любые другие голоса, по ошибке попавшие на 10-й канал, бу­дут воспроизводиться принимающим устройством как звуки ударных инструментов.

General MIDI — это еще и общий формат многоканальной записи. Все записывающие синтезаторы и компьютерные про­граммы имеют 1 б MIDI-каналов. Каналы могут обозначаться как «Track» или «Channel». Они обеспечивают управление мно­готембровой записью. MIDI-каналы существуют виртуально, а реально вся информация передается наружу по одному кабелю. Оба MIDI-устройства — передающее и принимающее — долж­ны быть настроены на один и тот же канал, иначе не миновать путаницы. Шестнадцатиканальная MIDI-запись, казалось бы, ограничивает создаваемую партитуру голосов, однако, многие синтезаторы могут записывать два и более голосов на один ка­нал. Итак, формат General MIDI обеспечивает информацию о 1 б различных инструментах и их партиях на 1б каналах. Номера каналов обязательно передаются в MIDI-сообщениях. На это отводится часть первого байта в цифровом коде. Он называется «статус-байт». За ним следуют байты данных, в которых зако­дированы собственно события, которые должно выполнить MIDI-устройство.

Все MIDI-сообщения делятся на 2 группы: канальные (конкретная информация об инструментах на 16 каналах) и системные (сообщения о состоянии передающей системы, предназначенные для согласования работы MIDI-устройств). Системные сообщения бывают трех видов: общесистемные, эксклюзивные, сообщения реального времени.

Что еще может General MIDI? Вместе со своим списочным голосом он переведет и его свойства и ряд данных, которые назначает пользователь. Эти свойства голосов с давних пор известны пользователям синтезаторов: «Volume» (громкость), «Reverb», «Chorus», «Modulation», «Pan», некоторые распро­страненные эффекты DSP и «Touch» (степень динамичности касания, зависимая от установки функции чувствительности клавиатуры). В поздних, расширенных форматах к списку пе­реводимых MIDI-данных присоединились и настройки гра­фического эквалайзера. Все перечисленные свойства и MIDI-эффекты имеют по 128 количественных значений.

Цифра 128 голосов и количественных значений их свойств в GM-формате не случайна. Это связано со структурой байтов, которая рассчитана на 128 значений. Каждый байт передает значения в диапазоне от 0 до 127. Некоторые данные требуют большего количества значений и тогда параллельно используются 2 байта, данные которых рассматриваются как одно число.

В каждом байте данных отмечаются номера передающих контроллеров. Технология MIDI идентифицирует сообщения по номеру передающего контроллера. В первом статус-байте данных наряду с номером канала отмечается тип сообщения, соответствующий типу передающего контроллера. Во втором байте сообщения размещается номер одного из 128 контрол­леров, передающих сообщения одного и того же общего типа. Для этих контроллеров типичны сообщения о смене програм­мы (Program Change), что означает смену тембра, установку номера инструмента. В третьем байте отмечается значение параметров, передаваемых контроллерами-регуляторами. Для одного сообщения обычно бывает достаточно 3 байтов: статус, старший, младший байты.

К концу XX века синтезаторы всех мировых производи­телей имели MIDI-интерфейс и формат голосов GM. Далее вы узнаете, почему международный MIDI-проект все равно не по­лучился, не оправдал полностью надежд музыкантов.

Передача данных General MIDI может происходить как в реальном времени (это игра и запись с синтезатора сразу на компьютер или какой-либо внешний секвенсор), так и в виде файла на карте памяти.




Для передачи данных в реальном времени на корпусе синтезатора сзади

имеются специальные разъемы: вход — «MIDI IN» и выход — «MIDI OUT». Современ­ное название этих разъемом — MIDI-порты. Понятно, что MIDI-сообщения входят и выходят из устройства не одновре­менно. Для двухсторонней связи требуются два одинаковых пятижильных (пятиштырьковых) MIDI-кабеля. Своеобраз­ный вид позволяет легко отличить MIDI-кабель от обычного трехжильного аудио-провода. По двухсторонней связи синте­затор подключается к компьютеру. Соединяются MIDI-порты обоих устройств.

Однако такие MIDI-порты устанавливаются не на всех ком­пьютерах. Зато у каждого компьютера имеется универсальный порт USB, который может использоваться также для MIDI-связи. Чтобы настроить компьютер на прием MIDI-информации с синтезатора через порт USB, нужно небольшое приложение — специальный компьютерный драйвер. По одному кабелю USB можно посылать сообщения в обе стороны, поэтому он более удобен, чем MIDI-кабель. Через порт USB можно подключать к компьютеру не только синтезаторы, но и Audio-приборы и всевозможные флэши с USB-интерфейсом. Производите­ли синтезаторов по соседству с MIDI-портами устанавливают порт USB специально для коммутации с компьютером. Можно выбрать, каким способом подсоединиться к компьютеру через порт MIDI или порт-USB.


В моделях синтезаторов 1990-х гг. рядом с MIDI-входом и выходом имелось еще одно, третье гнездо «MIDI THRU». Это сквозной интерфейс через данный инструмент на еще одно MIDI-устройство. Данные, полученные гнездом «MIDI IN», без изменений могли быть посланы дальше через гнездо «MIDI THRU» на приемник «MIDI IN» другого аппарата. Так можно было создать цепочку синтезаторов, в которой все инструмен­ты одинаково управлялись с компьютера. Какое-то время такие цепочки синтезаторов были модны, они использовались для обучения в некоторых студиях. Многие производители пос­читали, что большой необходимости в таком способе обуче­ния нет, и отказались от гнезда «MIDI THRU». Возможно, они откажутся и от порта MIDI, так как двухстороннюю MIDI-связь можно осуществлять через кабель и интерфейс USB.

Работать по General MIDI с другим синтезатором или вне­шним модулем не так просто. Если синтезатор передающий, нужно настроить один из 1б MIDI-каналов на передачу ин­формации (функция «Transmit»), причем настроить канал на информацию определенного типа. Если нужно получить ин­формацию с внешнего устройства, используется функция при­ема «Receive». Для включения MIDI-канала обычно достаточно поставить значение «On» (включено). При приеме голосов от внешнего модуля, секвенсора или компьютера синтезатор может играть как своими звуками, так и звуками чужого пе­редающего устройства. В последнем случае нужно отключить функцию клавиатуры и внутренний тон-генератор принимаю­щего синтезатора, проставив значение «Off» на каждом канале. Для перевода по MIDI автоаккомпанемента в реальном време­ни необходимо для каждого инструмента и партии ударных подготовить отдельный канал. Следует определить вариант синхронизации устройств (функция «Clock») по временным единицам синтезатора («Internal») или внешнего устройства («External»). Информация, передаваемая и принимаемая по ка­налам MIDI, может быть ограничена, не все типы сообщений приняты, что говорит о несовершенстве реализации MIDI во многих моделях инструментов.

Одно время у музыкантов, работающих с компьютером, была в моде MIDI-клавиатура. Она вообще не имеет собствен­ного тон-генератора и лишь передает на компьютер сообще­ния о сыгранных нотах. Звук клавиатуре сообщает компьютер из своей звуковой карты. Это и есть двухсторонняя MIDI-связь. В таком же качестве часто используются синтезаторы. Они передают на компьютер лишь ноты и силу касания клавиши, а сами тембры, эффекты и параметры звука задаются на компьютере.

MIDI способен украсить исполнительское искусство. Нема­лую роль в этом играют другие MIDI-инструменты, обладаю­щие возможностью смены тембров. Рассмотрим, для примера, как работает «безголосый» MIDI-саксофон. Своего собствен­ного звукообразования у MIDI-саксофона нет, звуки идут из внешнего тон-генератора, который находится в отдельном звуковом модуле. Форма ствола и внешний вид сильно отлича­ются от традиционного акустического инструмента, но играют на электронном MIDI-саксофоне так же, как на натуральном инструменте, с помощью клапанов и вдувания. Звуковой модуль понимает цифровые сообщения о сыгранных нотах, паузах, громкости (силе вдувания), добавляет к этому заранее выбран­ный тембр, который регулируется с пульта модуля. Внутри мо­дуля происходит раскодирование цифрового сигнала, и далее аналоговый сигнал поступает на усилитель с динамиками. Этот принцип работы типичен для всех MIDI-инструментов, не име­ющих собственного тон-генератора.

MIDI-инструменты — саксофоны, аккордеоны, гитары, скрипки — не получили широкого распространения и по по­пулярности не могут сравниться с синтезаторами. Из-за того, что сигналы, поступающие по кабелю в обе стороны, могут слегка задерживаться, исполнителям иногда не удаются неко­торые специфические инструментальные приемы игры. Кроме того, MIDI-инструментам нужны дополнительные приборы-экспандеры для увеличения динамического диапазона сигнала, ножные переключатели, конвертеры сигналов (для MIDI-гитар) и другие вспомогательные устройства. Однако технологии раз­виваются семимильными шагами и у MIDI-инструментов в XXI веке есть большое будущее. Растет интерес к электроскрипке, которую некоторые производители подарили MIDI-интерфейс. Приборы-эффекторы с хорусами и флэнжерами, подключен­ные по MIDI, позволяют исполнителю имитировать ансамбль скрипачей. Мощью звучания электроскрипка пробивает любую самую неблагоприятную акустику, вплоть до огромных ста­дионов, и прекрасно вписывается в фонограмму-минусовку. В этом отношении электроскрипки превосходят традиционные акустические скрипки. Они привлекают молодых скрипачей-виртуозов, на них играют джазовые знаменитости. Различные электроскрипки в начале XXI века производились на многих крупных заводах по производству музыкальных инструментов, среди них и MIDI-скрипки. Внешний вид электроскрипки зави­сит от производителей, которые иногда просто поражают пуб­лику «космическим» видом инструмента.

Уникальность таких MIDI-инструментов как гитары и скрипки состоит в том, что они, по существу, являются элект­рифицированными и электронными одновременно. Наряду с собственными органами звукообразования они имеют встро­енные цифровые блоки управления, передающие по кабелю MIDI-сообщения об игре внешним звуковым модулям, или син­тезаторам, или компьютерам, которые также являются источ­никами звука. Струны, как и клавиши синтезатора, становятся MIDI-контроллерами. Подобные модели при необходимости могут смешивать аналоговый и цифровой сигналы. Главная причина небольшой распространенности этих роскошных универсалов — их очень высокая цена.

Ограниченность GM-формата 128 голосами с самого на­чала не устраивала ведущих производителей. Заметим, что в симфоническом оркестре используются чуть более 40 видов инструментов. Сразу после утверждения ассоциацией MIDI-производителей формата голосов GM в 1991 г. компания «Roland» приступила к созданию на базе GM собственного рас­ширенного формата GS (General Standard). В него вошли дополнительно 98 голосов, 8 наборов ударных в дополнение к стандартному набору GM и ряд дополнительных контроллеров для более тонкого воздействия на звук. Требованием формата GS явилась также поддержка эффектов Reverb, Chorus и Delay. Эти дополнения были приняты и внедрены многими произ­водителями синтезаторов.

В 1994 г. компания «Yamaha» приступила к созданию свое­го расширенного формата XG (extended General) с учетом разработок компании «Roland». Этот формат насчитывал более 600 голосов, включая голоса GM и GS. Кроме значительного увеличения количества голосов, целью компании «Yamaha» было внесение развитого управления эффектами. В ряде мо­делей синтезаторов появилась возможность передавать пар­тии по 32 каналам вместо 16. Формат XG явился значительным усовершенствованием первоначального GM. Ему свойственна прекрасная «узнаваемость голосов» и данных управляющих контроллеров, но только для инструментов «Yamaha». К концу века все синтезаторы этой компании работали в формате XG, который, к сожалению, не поддерживается другими произво­дителями. Кроме того, компания «Yamaha» создала собствен­ный формат стиля, который также не поддерживается другими компаниями. Стандарт XG является единственным форматом, который при переносе MIDI-записи на другие модели полно­стью повторяет особенности звучания тембров и «соблюда­ет» идентичность качеств звука, созданных контроллерами. Во всех других случаях звучание MIDI-файла при переносе на другую модель синтезатора будет отличаться. Это зависит, в частности, от тембров каждой конкретной модели и некоторых свойств клавиатур. Особенно разнятся синтезированные, элек­тронные голоса. Таким образом, усовершенствования формата голосов GM оказались недоступными для всех производителей синтезаторов.

Еще одной ступенькой в развитии международного фор­мата голосов явился формат GM 2. В 1999 г. ассоциация MIDI-производителей выпустила новую расширенную специфика­цию MIDI, получившую наименование «General MIDI Level(GM2). В новом стандарте значительно расширилась поли­фония, количество голосов увеличилось до 256, и добавился ряд дополнительных контроллеров. В GM2 прослеживается влияние стандартов GS и XG. В первом десятилетии нового века формат GM2 еще не имел широкого распространения.

В конце прошлого столетия в электронную музыкальную лексику вошло выражение — «стандартный MIDI-файл» (SMF). Что это? Шаг к всеобщему согласию? Вовсе нет, а тер­мин со словом «стандартный» сбивает с толку. Дело в том, что технологии разных фирм развивались обособленно друг от друга и часто были засекречены. Фирмы конкурировали меж­ду собой на рынке потребления и не раскрывали друг другу своих технологических находок. В этих условиях разработать действительно единый стандарт файла было невозможно.

SMF — это способ MIDI-записи для хранения на носителе. Он разделился на 3 вида: MIDI О, MIDI I, MIDI 2. Для файла MIDI 0 типичен способ записи, аналогичный последовательному потоку сообщений, передаваемых по интерфейсу и MIDI-кабелю. Файл MIDI 1 это совокупность параллельных дорожек записи, каждая из которых имеет свою партию на отдельном виртуальном MIDI-канале. Файл MIDI 2 — это совокупность нескольких произведений, каждое из которых состоит из не­скольких дорожек. Последний применяется довольно редко. Чаще всего встречается формат MIDI 1, позволяющий хранить одно произведение в файле.

Неприятности с несовместимостью файлов продолжались: встречались синтезаторы одного разработчика и одной се­рии, но разного года выпуска, которые не воспроизводили с дискеты собственный SMF! По идее, такого не должно было быть. Задаем риторический вопрос: «Что будет, если ключ не подошел?» — Ответ: «Дверь не откроется». Да и ключей оказа­лось несколько: формат файла, формат карты памяти, формат секвенции, т. е. устройство секвенсора. Слишком велики раз­личия в технологиях фирм и компаний. Большие неудобства в связи с несовместимостью SMF возникали у педагогов классов синтезатора. У них накапливались десятки дискет с данными для различных композиций. К сожалению, музыкальные файлы с дискет не воспроизводились на синтезаторах других произ­водителей. «Зачем, — спросите вы, — тогда нужен этот самый MIDI, если он не выполнил свою задачу беспрепятственного обмена данными и их совместимости. В том-то и дело, что это не единственное предназначение и цель MIDI.

Значение MIDI-технологии невозможно переоценить. Не создано больше ни одного такого цифрового формата для творчества, сочинения музыки, ее редактирования. MIDI-файл, введенный в компьютер или в синтезатор всегда можно изме­нить, доработать, переписать заново. Воспользуйтесь компью­тером и вы увидите свое творение на 16 цветных MIDI-треках популярнейшей программы «Sonar». Из программы стилей «Band in a Box» можно перевести фонограмму в «Sonar», где каждая партия инструмента займет отдельный MIDI-трек. Нот­ный материал, созданный в программе «Увертюра» (Overture), также переводится на треки «Sonar» для последующей обработки. «Увертюра» — это удивительная программа, с помощью которой музыкант не только печатает ноты, но и инструмен­тует партии GM-голосами. Программа предоставляет возмож­ность прослушать собственную инструментовку записанных нот. Примеров такого взаимодействия музыкальных программ множество, и все это благодаря MIDI!

MIDI — это рабочий режим и творческая лабора­тория создателя музыки, без которой невозможно совре­менное электронное творчество. С помощью MIDI рождается исходный музыкальный материал и в этом MIDI нет равных. MIDI предоставил возможность сочинять музыку «не музыкантам». Для записи партий в MIDI-формате не нужно иметь инструментальной техники. Партии записывают в медленном темпе, позже назначают нужный темп. Неровности, ритмичес­кие недостатки исправляют с помощью «квантизации», т. е. автоматического выравнивания долей (Quantization). От­сутствие динамики голосов и невыразительность исполнения также преодолимы, ведь в MIDI-редакторе легко корректиро­вать громкость и скорость долей.

MIDI и Audio — абсолютно разные цифровые технологии. MIDI сообщает о музыкальных событиях, регистрирует данные, описывает, что нужно делать. Из этих данных складывается вир­туальный MIDI-оркестр, в котором «инструментами» являются оцифрованные звуки Audio, записанные в тон-генератор син­тезатора. В современной музыкальной индустрии MIDI и Audio не могут друг без друга. Audio — это универсальная технология записи, с помощью которой можно записывать без ограниче­ния любые звуковые данные. Audio применяется там, где уже есть исходный звуковой материал, который нужно записать и обработать. MIDI ограничен своим форматом голосов, зато он способен построить произведение с самого нуля. Произведение в Audio-формате, записанное на носителе, нельзя разложить на отдельные партии инструментов, а MIDI-фонограмма разло­жится на 16 виртуальных дорожек для каждого инструмента. Задача MIDI — композиция, творчество, редактирование. Задача Audio — музыкально-цифровой продукт и его обработка.

Заканчивая тему MIDI, подчеркнем неоднозначность этого понятия.

MIDI — это:

1.Интерфейс, состоящий из специальных разъемов;

2.Особый язык цифровых символических сообщений;

3. Формат распределения голосов GM;

4. Формат записи, предусматривающий 1б виртуальных каналов.



  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница