Методическое пособие по учебной дисциплине «История» предназначено для обучающихся, которые в силу объективных и не объективных причин пропустили аудиторные занятия



страница1/12
Дата14.08.2016
Размер1.44 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Учебное пособие для обучающихся

по учебной дисциплине «История»

c:\documents and settings\user\рабочий стол\12689696.jpg
Автор-составитель:

преподаватель истории

Зуева В.С.

г. Новошахтинск 2015


Пояснительная записка


Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения, как всей системы исторического образования, так и его содержания.

Методическое пособие по учебной дисциплине «История» предназначено для обучающихся, которые в силу объективных и не объективных причин пропустили аудиторные занятия.



Цель методического пособия для обучающихся - дать обучающимся прочные знания по учебной дисциплине в сочетании с воспитанием нравственной личности. В методическом пособии формируется общекультурная компетентность, т.е. способность обучающегося ориентироваться в различных областях исторической науки, оценивать явления реальной жизни. Знание истории - необходимый элемент гуманитарного образования.

Используя данное методическое пособие, обучающиеся будут учиться воспринимать события на новом, более высоком уровне, учиться анализу текстов, чтению под "историческим микроскопом", обогатятся практическими знаниями, попробуют свои силы в творческих видах работ; научатся видеть своеобразие, особенности российской и мировой истории, подготовятся к самостоятельной оценке исторических явлений и позиций историков.



Задачи методического пособия для обучающихся:

  • систематизация накопленных учащимися знаний;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

В методическом пособии есть возможность формировать навыки исследовательской работы путем работы с историческими документами (анализ первоисточников).

Наличие обширной исторической научно-популярной литературы предполагает навык самостоятельной работы обучающихся с некоторыми темами, умения готовить сообщения, доклады и рефераты. При этом необходимо работать с источниками: статьей, документами, исторической монографией и т.п., обосновывать свое видение проблемы.



Формирование у обучающихся способностей к самостоятельной оценке теоретических положений, фактов и явлений становится возможным в результате освоения методов поисковой, исследовательской деятельности.

Результат -

  • у обучающихся развивается общеисторическое мышление,

  • учащиеся должны показать прочное усвоение содержание курса "История России с древнейших времен до наших дней" и курса "Всеобщая история с древнейших времен до наших дней";

  • знание исторических терминов, дат, фактов;

  • умение активно оперировать знаниями, применять их для решения проблем с привлечением научных принципов, понятий и данных;

  • способность устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы с применением научных методов познания.

Итоговый показатель - успешное выполнение тестовых и контрольных заданий по истории.

Содержание

Введение.

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства....

Тема 2. Образование Древнерусского государства

Тема 3. Древняя Русь X — начала XII в.

Тема 4. Принятие христианства и начало становления российской православной цивилизации.

Тема 5. Государственная раздробленность Древней Руси (XII—XIII вв.).

Тема 6. Культура Древней Руси (IX — первая треть XIII в.)

Тема 7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.

Тема 8—9. Объединение русских земель и образование Московского государства (XIV — начало XVI в.).

Тема 10. Русская культура середины XIII—XV в.

Тема 11. Социально-экономическое развитие России в XV — первой половине XVI в.

Тема 12. Социально-политическое развитие России в XVI в.

Тема 13. Внешняя политика России в конце XV—XVI в.

Тема 14. Закрепощение крестьян в России.

Тема 15. Русская культура в конце XV—XVI в.

Тема 16. Социально-политическое развитие России в начале XVII в. (эпоха Смуты).

Тема 17. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

Тема 18. Социально-политическое развитие России в XVII в.

Тема 19. Внешняя политика России в XVII в.

Тема 20. Русская культура в XVII в.

Тема 21. Эпоха петровских преобразований.

Тема 22. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Тема 23. Эпоха дворцовых переворотов.

Тема 24. Русская культура первой половины XVIII в.

Тема 25. Внутренняя политика России 60—90-х гг. XVIII в. «просвещенный абсолютизм».

Тема 26. Социально-экономическое развитие России в 60—80-е годы XVIII в.

Тема 27. Восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773—1775)

Тема 28. Внешняя политика России 60—90-х гг. XVIII в.

Тема 29. Русская культура 60—90-х гг. XVIII в.

Тема 30. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 31. Внутренняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 32. Внешняя политика России первой четверти XIX в

Тема 33. Движение декабристов.

Тема 34. Внутренняя политика России второй четверти XIX в

Тема 35. Общественное движение второй четверти XIX в

Тема 36. Внешняя политика России в 1825—1856 гг

Тема 37. Культура России в первой половине XIX в

Тема 38. Отмена крепостного права

Тема 39. Социально-экономическое развитие в 1860-х — начале 1890-х

Тема 40. Внутренняя политика России в 1860—1881 гг

Тема 41. Внутренняя политика России в 1881—1894 гг

Тема 42. Общественное движение 60—90-х гг. XIX в

Тема 43. Внешняя политика России во второй половине XIX в

Тема 44. Культура России во второй половине XIX в

Тема 45. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX — начале XX в.

Тема 46. Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в. Промышленность и финансы

Тема 47. Социально-политический кризис начала 1900-х гг.

Тема 48. Внешняя политика России (конец XIX в. —1905 г.)Русско-японская война 1904—1905 гг.

Тема 49. Первая российская революция 1905—1907 гг.

Тема 50. «Третьеиюньская» монархия в 1907—1914 гг. Классы и партии в 1907—1914 гг.

Тема 51. Столыпинская аграрная реформа 1906—1917 гг..

Тема 52. Внешняя политика России в 1906—1914 гг.

Тема 53. Россия в Первой мировой войне (1914—1916).

Тема 54. Российская культура в начале XX в.

Тема 55. Февральская революция в России.

Тема 56. Россия между революциями 1917 г..

Тема 57. Октябрьская революция и политика большевиков в первые годы советской власти.

Тема 58. Гражданская война в России.

Тема 59. Экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918—1920).

Тема 60. Советская Россия в годы новой экономической политики (1921—1928).

Тема 61. Национальная политика Советского государства.

Тема 62. Политическая борьба в партии в 1920-е гг.

Тема 63. Внешняя политика Советского государства В 1920-е гг.

Тема 64. Развитие отечественной культуры в 1917 — середине 1920-х гг.

Тема 65. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х — 1930-е гг.

Тема 66. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Тема 67. Внешняя политика СССР в конце 1920-х — 1930-е гг.

Тема 68. Развитие отечественной культуры в конце 1920-х—1930-е гг.

Тема 69. Великая Отечественная война (1941—1945).

Тема 70. СССР во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.

Тема 71. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х — начале 1960-х гг.

Тема 72. Социально-экономическое развитие СССР в 1950-х — середине 1960-х гг.

Тема 73. Внешняя политика СССР в середине 1950-х — начале 1960-х гг.

Тема 74. «Оттепель» и советская культура в конце 1950-х — 1960-е гг.

Тема 75. СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.

Тема 76. Отечественная культура в 1960-е — середине 1980-х гг.

Тема 77. СССР в годы «перестройки» (1985—1991). Политические, экономические и культурные преобразования.

Тема 78. Внешняя политика СССР в годы «перестройки».

Тема 79. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 90-е гг. XX — начале XXI в.

Тема 80. Общественно-политическое развитие современной России в 1991—2004 гг.

Тема 81. Внешняя политика Российской Федерации в 1991—2015 гг.

Тема 82. Социокультурные изменения в российском обществе на рубеже XX—XXI вв.
 

«Изучение истории не только высокопоучительно,



но и совершенно необходимо.

Оно показывает нам, от каких смелых, мудрых и благородных предков мы происходим;

какие великие труды были положены ими на создание нашей Родины,

и как обильно орошена их кровью каждая пядь Русской земли.

Вместе с тем, изучение истории показывает нам и путь,

по которому мы должны идти,

чтобы исполнить священную обязанность перед потомством –

сохранить для него в полной неприкосновенности святое наследие наших предков – Русскую землю».

А.И. Нечволодов

ВВЕДЕНИЕ
Наши знания о прошлом человечества основаны на изучении исторических источников, созданных в соответствующие эпохи и в конкретных странах. Подавляющее большинство объектов материальной и духовной культуры, которые могли бы содержать информацию о своих создателях, не сохранились в результате смут, войн и революций. Огромную разрушительную силу представляет собой само Время.

Наиболее «красноречивы» письменные памятники. Но они создаются людьми, имеющими собственные представления и цели, поэтому летописи, трактаты, мемуары и даже деловые документы часто противоречат друг другу, о многом умалчивают, а что-то искажают. Даже когда речь идет о XIX или XX вв., оставивших огромное количество письменных свидетельств, сложно восстановить истинные и точные факты. На их освещение в документах воздействовали особенности личности автора, политические концепции, распространенные в обществе, и многое другое.

Поэтому, используя сложные, в том числе математические методы исследования, историки вынуждены реконструировать факты прошлого по немногим сохранившимся фрагментам не всегда точной информации. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и прочие взгляды самих историков.

В связи с этим совершенно естественно, что одни и те же исторические события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться.




Цели и задачи курса «История» - сформировать понятие об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, выявить общее и особенное в российской истории и определить ее место во всемирно-историческом процессе.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление:



  • об объективных закономерностях исторического развития России, ее особенностях;

  • об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

  • об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

  • о тенденциях современного исторического процесса.

Обучающийся должен уметь:

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

  • применять категории и понятия исторической науки;

  • ориентироваться в основных исторических проблемах и направлениях исторического развития;

  • анализировать исторические типы общественного развития, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Обучающийся должен знать:

  • основные события всемирной истории, их предпосылки и последствия;

  • главные термины и понятия исторической науки;

  • хронологию отечественной и зарубежной истории.


ТЕМА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА

ПЛАН



1. Происхождение и расселение славян.

1.1. Античные источники.

1.2. Византийские авторы VI в.

1.3. Древнерусские источники.



2. Расселение восточных славян к VIII в.

3. Занятия восточных славян.

3.1. Земледелие.

3.2. Другие виды деятельности.

4. Общественное устройство.

4.1. «Военная демократия».

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой.

4.3. Племенные княжения.



5. Религия восточных славян.

5.1. Верования.

5.2. Боги.

5.3. Жрецы.

5.4. Уровень развития.

6. Выводы.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники.

1.1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские авторы VI в.

1.2. Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит современных ему славян — венедов, склавинов и антов — к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VIVIII вв. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (Угро-финны, Балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства — восточной, западной и южной — участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII в.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

— поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся;

— древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

— северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

— дреговичи — между Припятью и Западной Двиной;

— полочане — в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

— кривичи — в верховьях Волги и Днепра;

— радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами — Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра), и Вятко — на р. Оке;

— ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

— бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) — в верховьях р. Буг;

— белые хорваты — в Прикарпатье; уличи — между р. Южный Буг и Днестр тиверцы — между Днестром и р. Прут.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



3.1. Земледелие.

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2—3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.

3.2. Другие виды деятельности.

3.2. Другие виды деятельности. Славяне занимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развивались ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО



4.1. «Военная демократия».

4.1. «Военная демократия». Сложнее «реставрируются» общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей — «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя — эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. — Маврикием Стратегом; появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных — соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владевших всеми угодьями сообща, приходит соседская (земледельческая) община. Она также состояла из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями, но малые семьи вели здесь самостоятельное хозяйство и самостоятельно распоряжались продуктами своего труда.



4.3. Племенные княжения.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княжений». Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куябе, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с поселениями на месте будущего Киева, второй — Новгорода (недаром называвшегося «новым городом»), где жили ильменские словене. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, все центры представляли собой предгосударственные образования, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако эти местные княжения были мало связаны друг с другом, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: единым хазарам и даже разрозненным варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



5.1. Верования.

5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество — обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности — в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Оно затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. До нас дошли по большей части христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род — божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени.

В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога (здесь и далее — Полянские имена) — бога неба — и его сыновей — Даждьбога (у других племен — Ярило, Хорс) и Стрибога — богов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун — бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Белес (Волос) — покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь (Мокошъ) — богиня плодородия, и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.



5.3. Жрецы.

5.3. Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством. Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах — капищах (от старославянского «капь» — изображение, идол), богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность.

5.4. Уровень развития.

5.4. Уровень развития. В целом славянское язычество уже не соответствовало потребностям зарождавшихся государств, ибо оно не могло объяснить реалии новой жизни. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п. К X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.
6. ВЫВОДЫ

1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоявшего из 13 племенных союзов.

2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

3. В новых условиях в ответ на изменения, происходившие как внутри славянского мира, так и во внешней среде, начался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

4. Усложняются и верования восточных славян. На смену синкретическому Роду — главному богу славян-охотников — с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существовавших культов потребностям развития восточнославянского мира.

5. Итак, славяне в VI — середине IX в., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций и обычного права, вечевую демократию), претерпевали изменения, вызванные как собственным внутренним развитием, так и влиянием внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия для образования государства.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему информация о жизни древних славян так скупа и противоречива?

2. Покажите на карте расселение восточных славян. Определите особенности среды их обитания. Как эти особенности могли повлиять на хозяйственную деятельность и общественный быт отдельных племенных союзов?

3. Расскажите о хозяйственной деятельности восточных славян.

4. Определите основные черты эпохи «военной демократии» и назовите ранние политические образования восточных славян.

5. Что известно о языческих верованиях славян?

ЛИТЕРАТУРА

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-ХП вв.). М., 1999. Лекции 1—3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.



Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века. М., 1994.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. М., 1995.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница