Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочников




Скачать 197.56 Kb.
Дата27.07.2016
Размер197.56 Kb.


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин

Утверждено на заседании

Учебно-методического совета

«___» _________ 200 г.


Проректор по учебной работе
_____________ Ж.Д.Сахнова


РИМСКОЕ ПРАВО

Методические указания по выполнению контрольных работ

для студентов заочников

Специальность 030501 «юриспруденция»
Направление 030500 «юриспруденция»

Москва 2007 г.


Методические указания по выполнению контрольных работ для заочного отделения юридического факультета составлены канд. ист. наук, доцентом Исаевой Т.Б. в соответствии с учебной программой курса «Римское право».

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников по дисциплине «Римское право» обсуждены на заседании кафедры ____________________________


Протокол № ____________

«____» ____________ 200 г.


Зав. кафедрой к.юр. н. доц. Яковлев К.Л.

__________________
«____» ___________ 200 г.

Содержание







Стр.

Раздел 1. Цели (назначение) методических указаний …………………………………………………….



4


Раздел 2. Рекомендации к контрольным работам по отдельным темам……….…………………………………

5


2.1. Задание 1 (темы 1-3) …………………………..

2.2. Задание 2 (темы 4-5) …………………………..

2.3. Задание 3 (тема 6) ……………………………..

2.4. Задание 4 (тема 7) ……………………………...

2.5. Задание 5 (темы 8-10) …………………………

2.6. Задание 6 (тема 11) ……………………………

2.7. Задание 7 (тема 12) ……………………………

2.8. Задание 8 (темы 13-14) ……………………….



5

6

7



9

10

12



13

15


Раздел 3. Рекомендуемая литература ……………….


16

Раздел 4. Перечень примерных контрольных вопросов для экзаменов …………………………………

17


Приложение ………………………………………………..


19

Раздел 1. Цели (назначение) методических рекомендаций.

«Римское право» – весьма сложная по содержанию историко-юридическая учебная дисциплина. Поэтому работа над курсом должна носить напряженный и систематический характер: конспектирование лекций, работа с источниками на семинарских занятиях, работа с учебником и дополнительной литературой. Однако особенность данной дисциплины заключается, прежде всего, в чрезвычайной увлекательности материала, повествующего об истории великого Римского государства и формировании его права. Право проникает собой всю жизнь римского общества, без него нельзя понять ни характера римлянина, ни взлета и величия государства. Тот из студентов, кто почувствует в законах Ромула, нормах XII Таблиц, эдиктах преторов изумительные свидетельства понимания человека и его природы, кого затронут головоломные задачи как философского, так и детективного свойства, разрешаемые юристами Рима нескольких поколений, для того изучение римского права будет легким и интересным.

Данные методические рекомендации должны помочь будущему правоведу глубже проникнуть в тонкости римского права на примере предложенных практически по каждой теме задач.

Задачи подобраны таким образом, чтобы студенты на конкретном материале могли ощутить важнейшие принципы римского права: рационализм, здравомыслие, отношение к свободе как к одной из наивысших ценностей жизни, укрепление светской государственности как лучшей модели человеческого общежития. Римское право – такая развивающаяся сквозь все периоды становления римского государства регламентирующая система, которая учитывала и интересы государства, и позволяла отдельно взятому несовершенному человеку по возможности свободно жить вместе с другими несовершенными людьми, несмотря на разные обычаи, статусы, происхождение и бесконечное многообразие живой жизни. Рационализм и здравомыслие римского права чувствуются повсеместно: например, закон заставляет проявлять уважение не только к праву частной собственности, но и к добросовестному владению, не позволяя без достаточных оснований менять сложившийся порядок хозяйственных отношений.

Внимание в праве к деталям, подробностям, обстоятельная корректность, многочисленные рекомендации, предписывающие в спорных случаях выносить наиболее снисходительные решения, создают определенное обаяние этой панорамы римской жизни во всем её разнообразии, которая начинается задолго до рождения человека и не заканчивается его смертью.



Раздел 2. Рекомендации к контрольным работам по отдельным темам.



2.1. Задание 1 (темы 1-3).

Для выполнения восьми заданий контрольной работы рекомендуем вам использовать небольшую общую тетрадь (48 листов) и начать её с сообщения всех данных о себе как студенте.

Нумерация тем дана в соответствии с учебной программой по Римскому праву, выпущенной в нашем институте.

Необходимо выполнить по одному варианту в каждом из восьми заданий. Вариант выбирайте по своему желанию.

Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо прочитать следующие темы в лекциях и учебнике: предмет, периодизация и структура римского права; источники римского права; правовое положение физических и юридических лиц. Смысл терминов раскрывайте как можно точнее и короче. Работа эта несложная, но крайне необходимая для того, чтобы двигаться дальше.

Раскройте содержание следующих терминов римского права.




Вариант I
Рекс

квириты


принципат

ius civile

манципация

обычай


ius gentium

преторское право

ius privatum

понтифик


институции

сенат


курия

центурия


консул

pater familias

status libertatis

либертин


латин

клиентские отношения






Вариант II
Патриции

плебеи


доминат

квиритское право

сакральная клятва

обычное право

претор

ius publicum



ius scriptum

эдикты


дигесты

коллегия авгуров

триба

магистрат



трибун

status civitatis

status familias

перегрин


патрон

патриархальное рабство




2.2. Задание 2 (темы 4-5).

Обязательно переписывайте условие задачи, это заставит вас вдумываться в условия и не упустить важных деталей. Вспомните, как по математике в школе вам настоятельно советовали внимательно писать условия задачи. Ошибка в условии – неверное решение. Точно так и в римском праве. Иногда малозначительная на первый взгляд деталь и является самой важной.

Если вы в первом задании выбрали первый вариант, это не означает, что теперь в каждом задании вы должны придерживаться именно первого варианта. Выбирайте любой вариант в каждом задании, какой вам нравится, только не забывайте ставить номер варианта и переписывать задачу.

В данном задании от вас требуется небольшое исследовательское сочинение. В первом варианте, прежде чем рассказывать о реформе Сервия Туллия, следует прочитать в Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века. Под ред. Н.А.Крашенинниковой. Том I. М., 2004, страницы 182-184. Это документ римского историка Тита Ливия о реформе VI-го рекса Древнего Рима Сервия Туллия. Связно изложите смысл его реформы и те изменения, которые произошли в Риме с введением его реформ.

Во втором варианте требуется показать выделение из правонаруше-ний, обозначаемых общим понятием «деликт», особой группы деяний под названием «кримина». Важно ответить на вопрос, чем, по мнению римских юристов, преступление отличается от правонарушения. Почему юристы отнесли уголовное право к виду публичного права?
Вариант I. Опишите содержание реформ Сервия Туллия и ответьте на вопрос: Каковы последствия его реформ для Римского государства?
Вариант II. Опишите, как шло формирование понятия «преступление» в римском праве, и ответьте на вопрос: Почему римские юристы считали уголовное право частью ius publicum ?

2.3. Задание 3 (тема 6).

Прочитайте тему «Вещное право» и обратите внимание на классифи-кацию вещей раннего периода (манципируемые и неманципируемые) и классификацию юриста Ульпиана.

Образец выполнения работы: зерно – неманципируемая вещь, движимая, делимая, родовая, потребляемая, оборотная.

Выполняя вариант второй, попробуйте разделить вещи, случайно или специально смешанные. Предложите свои варианты раздела разных вещей по стоимости или качеству.



Вариант I. Дайте классификацию вещей согласно квиритскому праву и классификации Ульпиана:

Сельскохозяйственная земля, золотые серьги, пара обуви, река, фрукты, песок, храм Зевса, стадо коров, мраморная ваза, раб, озеро, ассы, оливковая плантация, оливковые деревья, виноград, фонтан, мрамор, статуя императора, корова, рабы.



Вариант II.

Рассмотрите ситуации, описываемые ниже, классифицируйте их, сформулировав тот принцип, по которому данная классификация будет вами проведена. Определите способ разрешения конфликта сторон в каждом из перечисленных случаев.



  1. Зерно (пшеница) Агерия и зерно (также пшеница) Негидия оказались ссыпаны в одну кучу.

2. Молодое вино из кувшинов Луция Тиция было слито в одну бочку со старым вином Гая Семпрония.

3. Овцы Марка Катула забрели в стадо Авла Лентула и затерялись в этом стаде.

4. Ювелир переплавил мое золото и твою медь в единый слиток.

5. Серебро Ватиния оказалось в одном сплаве со свинцом Сервия.


2.4. Задание 4 (тема 7).

Выполнение этого задания требует предварительного изучения права собственности. Повторите, что такое недвижимость, что такое клад.

В варианте первом (первое задание) обратите внимание на тот момент, что хозяин зарытого сокровища известен. Во втором задании важным моментом является тот факт, что речь идёт не о взрослых деревьях, а о саженцах, и что не все, а только часть из них пустила корни. В третьем задании вы должны разобраться, какие предметы являются неотъемлемой частью недвижимости и входили в стоимость поместья.

Второй вариант (задание первое и второе) требует определить собственность не вещь и объём компенсации мастеру. В третьем задании главным является тот момент, что право пользования покупатель приобрёл только после того, как получил право собственности. Следовательно может пользоваться только будущими плодами.


Разрешите правильно данные споры. Обоснуйте свои выводы в соответствии с правом собственности в классическом римском праве.
Вариант I.

1. Мой дед решил сохранить наиболее ценные фамильные реликвии (золотые сосуды, серебро в слитках, древние мраморные статуэтки, камеи) и нашел для них укромное место в нашем саду. Он не сказал об этом моему отцу, который после его смерти продал сад соседу. Через некоторое время умер и отец. Однажды, разбирая записки деда, я нашел упоминание об этих ценностях и месте их нахождения. Сосед о них ничего не знал. Однако, не уведомив его, я не мог забрать сокровища, принадлежавшие нашей семье. Но когда я поведал ему свою историю, оказалось, что у него имеются собственные соображения по поводу спрятанных на его земле вещей, и он считает их только новыми, ранее неизвестными свойствами своего участка. Кто же из нас имеет большее право на эти вещи?

2. На твоем участке по неосмотрительности садовника были высажены принадлежащие мне саженцы деревьев. Часть из них пустила корни. Я требую, чтобы деревья были вырыты и пересажены на мою землю.

3. Децим Лентул купил поместье у Тита Сергия. Тит Сергий, выезжая из поместья, забрал с собой все двери, которые были сделаны из красного дерева, замки, ставни с окон, вывез все серпы, косы, мотыги и садовые ножницы, а также выкопал и увез все давильные сосуды, которые были врыты в землю. Раздосадованный Децим Лентул подал на Сервия в суд.


Вариант II.
1. Гай Аттий изготовил из своего серебра вазу, а Публий Семпроний припаял к ней ручки и подставку из своего серебра. Оба мастера претендуют на вазу.

2. Медную цепочку, принадлежащую Луцию Тицию, позолотил своим золотом Марк Мэвий. Он хочет оставить ее у себя, вернув прежнюю стоимость Луцию Тицию.

3. Нумерий Негидий продал Авлу Агерию свою виллу. Однако он вывез на рынок и продал все плоды, снятые с деревьев в этом году, а также забрал из подвалов все вино нового урожая. Авл Агерий обратился в суд.

2.5. Задание 5 (темы 8-10).

При выполнении варианта первого следует обратить внимание на то, какая из сторон сделки заблуждалась по поводу предмета сделки. Внимательно прочитайте по учебнику о видах договора и о тех случаях, в которых договор признаётся ничтожным. Представьте, что вы претор, постарайтесь разрешить предложенные споры в соответствии с классическим римским правом. Помните, что деньги являются универсальным средством компенсации.


Обоснуйте действительность (или недействительность) данных договоров. Укажите способы разрешения спора.

Вариант I.

1. Децим Вер был ювелиром. Однажды к нему явился Тиберий Целий, человек весьма сомнительной репутации, с просьбой об одолжении. Он намеривался «дешево» продать Квинту Папирию бронзовую чашу, выдав ее за золотую. От ювелира требовалось подтвердить, что чаша золотая. В благодарность за экспертизу Целий обещал Веру вознаграждение. В назначенный день Целий с Папирием явились в лавку. Вер стал рассматривать чашу, пробуя металл кислотой. Каково же было его удивление, когда чаша оказалась золотой на самом деле! Он подтвердил Папирию, что чаша золотая, получив от Целия кошелек с серебром. Под каким-то предлогом задержав Папирия, он уговорил его продать ему чашу за большую стоимость. Кем и в отношении кого был допущен злой умысел?

2. Тит Аттий заказал ювелиру десять золотых колец, каждое из которых должно было весить треть унции. Золота у Аттия не было и покупать его он не захотел, опасаясь обмана. Поэтому он попросил ювелира сделать кольца из собственного золота, стоимость которого включалась в стоимость заказа. Деньги Аттий уплатил заранее. Ювелир же постоянно откладывал выполнение заказа, и в конце концов Аттий, потеряв терпение, обратился в суд. Какой иск должен быть предъявлен ювелиру – иск о заказе или иск из договора купли?
Вариант II.
1. Нумерий Вергиний, хозяин продаваемого участка, в договоре с покупателем Секстом Лепидом написал так: «Корнелиево поле продается Лепиду за цену, которая будет равна рыночной цене в течение трех будущих лет. Деньги пусть он передаст мне через три года после составления этой купчей». Цена же участка в первый год составила 100 золотых, во второй – 120 золотых. В третий – 150 золотых. Лепид заплатил 120 золотых. Вергиний же потребовал еще 30. Покупатель отказался.

2. Гай Луцилий справлял свадьбу сына и попросил своего соседа Спурия Катула занять ему на месяц десять амфор вина. Заключая соглашение, не упоминали ни о марке вина, ни о том, из какого винограда было вино, ни какова его выдержка. Спурий Катул, одолжив Гаю Луцилию десять амфор выдержанного хиосского вина, получил от него через месяц, точно в срок, десять амфор более молодого сетийского. Катул, всегда предпочитавший греческие вина, потребовал заменить вино. Луцилий с этим не согласился: ведь о марке вина и его выдержке не было речи.

Было ли со стороны Луцилия выполнено соглашение о займе и может ли Катул заявить претензию в судебном порядке?

2.6. Задание 6 (тема 11).
Выучите тему «Семейное право» и представьте графически своих родственников по отношению к вам. Рисуем в центре листа круг и называем его «Я». Все родственники по восходящей линии будут расположены выше вас. Все рождённые от вас, ваших братьев и сестёр – по нисходящей линии. Стрелкой обозначается факт рождения одного родственника от другого. Начертите прямую линию родства, отца и мать, бабушку и дедушку помещайте в одну ячейку. Боковое родство укажите пунктирной линией без стрелки. Вид родства считается по отношению к вам. Степень родства – количество рождений, отделяющее вас от другого родственника, – обозначайте римской цифрой. В итоге у вас должно получиться что-то похожее на данный образец.

Восх. II II

родство


бабушка М.Р., дед А.Н.


мама М.Я.

папа Б.А.



тётя Л.А.

Я


родной брат

Виктор


двоюр. брат Валерий

двоюр. брат

Александр



сын

Андрей


племянник

Александр



племянник

Алексей


дв. плем.

Валерий


дв. плем.

Елена

дв. плем.

Ирина



внучка

Татьяна


внучка

Ксения


внук

Владимир


внуч. дв.

плем. Денис



внуч. дв.

плем. Полина



I …….. … III

IV IV
* II …… …. …. I


III III I V V V

…. … … . …

II II II VI VI



Нисх. …………………………………………..
родство


Составьте свою родословную, указав прямые, боковые, восходящие и нисходящие линии и все виды и степени родства.

Вариант I. По отцу.
Вариант II. По матери.

2.7. Задание 7 (тема 12).

Наследственное римское право классического периода – очень высокого уровня. Большинство современных понятий в нашем российском законодательстве идёт от классического римского наследственного права.

При выполнении первого варианта не забудьте о соблюдении воли завещателя (завещательной свободе) и об обязательном круге наследников (обязательной доле в наследстве). В варианте втором найдите небольшие ошибки в оформлении завещания и решите, можно ли на основании этого признать завещание недействительным.
Вариант I.

Луций Сергий, не имевший своих детей, решил усыновить внучатого племянника и в завещании назначил его наследником всего имущества. Однако незадолго до смерти наследодателя жена родила ему сына. Тяжелобольной Луций Сергий был не в состоянии внести какие-либо поправки в текст завещания. Как, по-вашему, будет распределяться имущество завещателя между родным и приемным сыновьями?


Вариант II.

Определите действительность или недействительность данного завещания.

Я, Тиций Тулий, завещаю своему сыну Юстиниану виллу в городе Риме, землю: оливковые сады в размере XLX югеров, пахотные в MLXX югеров, виноградники в MXX югеров; скот: ML голов овец, XXXL свиней и XL лошадей; рабов, работающих на земле – XXXL человек, домашних XL человек, денежные сбережения в MLXXLIII ассов, а также картины и книги.

В случае смерти или отказа Юстиниана от наследства, пусть все завещанное перейдет во владение к его сыну.

Я также поручаю Юстиниану, либо его сыну, пусть на моей могиле будет поставлен памятник.

Подпись: Тиций Тулий, гражданин Рима

Претор: Секст Юлий Пэт Кат

XI месяца XXV года

Запись внесена в протокол суда под номером XV

XII месяц XXV год




2.8. Задание 8 (темы 13-14).

Выполняя задание восьмое, помните, что вам недостаточно правильно рассудить ситуацию. Обе ситуации крайне просты: сын не является ответчиком по деликту, совершённому покойным отцом, а братья будут отвечать не за убийство раба, а за имущественный ущерб, нанесённый его хозяину. Вы должны описать процесс, то есть последовательность действий сторон и участников процесса с момента подачи иска. Не описывайте легисакционный или формулярный процесс «вообще», опишите конкретно применительно к данным ситуациям.

1. Нумерий Негидий поссорился со своим соседом Авлом Агерием и нанес ему словесное оскорбление. Авл Агерий ответил Негидию тем же. Тогда Негидий, не сдержавшись, ударил Авла Агерия по лицу. В тот же день оскорбленный Авл Агерий обратился в суд с иском к Негидию, располагая всеми необходимыми доказательствами того, что ему была нанесена обида. Но сам Негидий на другой день умер от случившегося с ним апоплексического удара. Авл Агерий составил новый иск к сыну Нумерия Негидия – единственному его наследнику, бывшему к тому же свидетелем обиды, причиненной его покойным отцом соседу.

2. Два брата Марции питали давнюю неприязнь к своему соседу, Гнею Каске. Напасть на самого Каску они не решились, а вот его любимого раба Филона решили извести. Они подкараулили раба за городом, вооруженные короткими мечами. Тит Марций нанес Филону смертельную рану, однако уже после этого раба ударил Квинт Марций, и этот удар, сам по себе не смертельный, решил судьбу раба окончательно и мгновенно.


Вариант I. Опишите, как оба этих дела будут рассматриваться в легисакционном процессе.
Вариант II. Опишите, как оба этих дела будут рассматриваться в формулярном процессе.
Раздел 3. Рекомендуемая литература

Источники:

Гай. Институции. Кн. 1-4. (Перевод Ф.Дыдынского, под ред. Л.Л.Кофанова, В.А.Савельева). М., 1997.
Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты. (Под ред. И.С.Перетерского). М., 1984.
Хрестоматия по истории древнего мира. (Под ред. В.В.Струве). М., 1953.

Хрестоматия по истории древнего Рима. (Под ред. В.И.Кузищина). М., 1987.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. Древний мир и Средние века. (Под ред. Н.А.Крашенинникова).М.,2004.С.182-341.


Учебники, учебные пособия:

Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения, М., 1989.

Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

Косарев А.И. Римское право. М., 1986.

Моммзен Т. История Рима. Т. 1-2. СПб. 1994.

Никифоров Б.С. Латинская юридическая фразеология. М., 1979.

Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. М., 1994, 1996.

Новицкий И.Б. Римское право. М., 2003.

Омельченко О.А. Основы римского права. Учебное пособие. М., 1994.

Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. Киев. 1990.

Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М., 1999.

Савельев В.А. История римского частного права (древнейший и предклассический периоды). М., 1986.

Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. М., 2003.

Темнов Е.И. Латинские юридические изречения. М., 1996.

Хутыз Н.З. Римское частное право. М., 1995.

Черниловский З.М. Учебник по римскому частному праву. М., 1991.
Раздел 4. Перечень примерных контрольных вопросов для экзаменов.

1. Периодизация истории Древнего Рима; периодизация римского права.

2. Виды права в Древнем Риме.

3. Источники права в Древнем Риме.

4. «Законы XII Таблиц» - как памятник квиритского (цивильного) права.

5. «Кодекс Юстиниана» - памятник классического римского права.

6. Понятие правоспособности и дееспособности в римском праве.

7. Правоспособность римских граждан.

8. Правоспособность латинов и перегринов.

9. Правоспособность рабов и колонов.

10. Правоспособность либертинов. Клиентские отношения.

11.Понятие юридического лица в римском праве.

12.Публичное право в Древнем Риме.

13. Уголовное право в Древнем Риме.

14. Понятие «преступления» в римском праве. Стадии преступления.

15. Виды уголовных преступлений. Экзотика права.

16. Принципы и виды наказаний в римском праве.

17. Семейное право раннего периода римского государства.

18. Семейное право классического периода Рима.

19. Агнатское и когнатское родство в римском праве.

20. Линии и степени родства в римском праве.

21. Виды брака в римском праве.

22. Развод в римском праве.

23. Имущественные отношения супругов в римском праве.

24. Институт «пекулия» в римском праве.

25. Наследование по закону в римском праве. Очереди наследования.

26. Наследование по завещанию. Круг обязательных наследников.

27. Завещательные отказы (легаты). Фидеокомиссы.

28. Классификация вещей в римском праве.

29. Право владения в римском праве.

30. Право собственности в римском праве.

31. Предиальные сервитуты в римском праве.

32. Личные сервитуты в римском праве.

33. Обязательственное право в Древнем Риме.

34. Виды обязательств в римском праве

35. Договор займа, его признаки и предмет.

36. Договор ссуды в римском праве.

37. Договор хранения (поклажи).

38. Виды залога в римском праве.

39. Консенсуальные контракты.

40. Понятие и виды пактов.

41. Обязательства из деликтов и «как бы из деликтов».

42. Судебная система в Древнем Риме.

43 Виды процесса. Стадии процесса в римском праве.

44. Легисакционный процесс в римском праве.

45. Формулярный процесс в римском праве.

46. Экстраординарный процесс в римском праве.

Приложение.



Денежные единицы.

Асс – (лат. as)римская медная монета. Чеканилась с 5 века до н.э., была в обращении до 217 года н.э. 1 асс = 1/4 сестерция = 1/16 денария.

Сестерций – (лат. sestertius) – древнеримская серебряная монета. Чеканилась с 3 века до н.э.

Денарий – (лат. denarius) – древнеримская серебряная монета с 269 года до н.э. Равна 10, а затем 16 ассам.



Земельная мера

Югер – (лат. jugerum) – древнеримская земельная мера, равна 2942 квадратным метрам, или примерно 0,33гектара.


Римские количественные числительные

1 – I




13 – XIII




29 – XXIX




500 – D

2 – II




14 – XIV




30 – XXX




600 – DC

3 – III




15 – XV




40 – XL




700 – DCC

4 – IV




16 – XVI




50 – L




800 – DCCC

5 – V




17 – XVII




60 – LX




900 – CM

6 – VI




18 – XVIII




70 – LXX




1000 – M

7 – VII




19 – XIX




80 – LXXX




2000 – MM

8 – VIII




20 – XX




90 – XC





5000 –




V

9 – IX




21 – XXI




100 – C





10.000 –




X

10 – X




22 – XXII




200 – CC





20.000 –



XX

11 – XI




23 – XXIII




300 – CCC





100.000 –



C

12 – XII




28 – XXVIII




400 – CD







1.000.000 – X






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница