Методические указания по освоению дисциплины «Фотографика и шрифт»




Скачать 274.13 Kb.
Дата31.07.2016
Размер274.13 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(ГГУ)


Методические указания по освоению дисциплины

«Фотографика и шрифт»

для студентов заочной формы обучения

Общая трудоемкость – 4 (з.е.) или 144 часов

пос. Электроизолятор

2014 г.

Раздел 1. Общие положения.


    1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Целями освоения дисциплины «Фотографика и шрифт» являются - получение профессиональных знаний и практических навыков в области фотографии и шрифтов, повышение общей культуры, знакомства с историей фотографии и шрифтов, формирование навыков рукописной выписки шрифтов, развитие творческих способностей в области шрифта и фотографии.

Изучение дисциплины «Фотографика и шрифт» направлено на решение следующих задач:

получение знаний об истории развития фотоискусства и искусства шрифта, их место в современном обществе, ознакомление с основами композиции и критериями оценки фотографий, ознакомления с техническими аспектами аналоговой и цифровой фотографии, приобретение навыков необходимых для использования фотоаппаратуры и получения качественных снимков, изображение и шрифт - как носители информации, шрифтовые (буквенно-цифровые) алфавиты в дизайне и проектировании среды, основные группы шрифтов и условия их читаемости, ознакомление с особенностями рекламной фотографии, рекламными шрифтами, съемками портрета, пейзажа, архитектуры, природы и т.д.



Раздел 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.
Студенты, завершившие изучение дисциплины «Фотографика и шрифт», должны обладать следующими компетенциями:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения (ОК-1);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства самосовершенствования (ОК-7);

- знать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- анализировать и определять требования к дизайн-проекту; составлять подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способностью синтезировать набор возможных решений задач или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновывать свои предложения (ПК-1);

- владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи и скульптуры; современной шрифтовой культурой; приёмами работы в макетировании и моделировании; приёмами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-2);

- разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приёмы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3);

- способностью к конструированию предметов пространственной среды, комплексов, сооружений, объектов, способностью подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации (ПК-4).

Способность дизайнера к образно-ассоциативному мышлению является основой творческого процесса, т.к. любое произведение искусства представлений о предметах реального мира и владеть умением использовать свои знания в практической деятельности, принципами выбора технических и художественных средств для выполнения конкретного задания по проектированию предметно-пространственной среды.


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные правила работы с фото графикой;

- устройства фотоаппаратуры;

- изобразительные средства фотографии;

- исторически сложившиеся формы шрифтов;

- принципы формирования навыков рукописной выписки шрифтов;

- особенности написания основных шрифтовых гарнитур, их название и построение.
Уметь:

- пользоваться фотоаппаратом, снимать качественные фотографии;

- пользоваться вспомогательной аппаратурой;

- самостоятельно создавать шрифтовые варианты гарнитур;

- создавать логотипы фирм и предприятий;

- создавать инициалы различных видов;

- применять шрифты в плакатах, прикладных композициях;

- самостоятельно и нестандартно решать поставленные задачи.


Владеть:

- навыками качественной съемки;

- оценочными навыками качественной фотографии;

- приёмами и навыками использования шрифтов в плакатах, прикладных композициях;

- приёмами работы с цветом и цветовыми композициями.

Раздел 3. Структура и содержание дисциплины.

3.1 Структура дисциплины.


п/п

Разделы, темы

дисциплины



Виды учебной работы, час.

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра).

Форма

промежуточной



аттестации







лекц.

практ.

Ср.

(по семестрам)

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1. Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур.









Тема1.1. Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт .

6


10


32


Промежуточный контроль по 9-ой неделе

Тема 1.2. Образные шрифты, средневековая книжная графика.

6

10

32


Просмотр работ

Тема 1.3. Современные авторские шрифты, фотография, коллаж.

6


10


32


Промежуточная аттестация по 1-ому разделу




Итого за семестр:

18

30

96

Зачет


3.2. Тематический план дисциплины.


№ п/п

Раздел

(название)



Название темы, литература

Содержание

(не более 2-3 строк)



Коды формируемых компетенций

1

Раздел 1. Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур.

1.1 Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт. [6.1.1.], [6.1.2], [6.1.5]



Типы классических шрифтов. Шрифты модерна, гротеск, зооморфный, авторские шрифты и пр.

ОК-1


ОК-3

ПК-1


ПК-2

ПК-8


ОК-7

ОК-8


ПК-3

ПК-4




1.2 Образные шрифты, средневековая книжная графика. [6.1.2], [6.1.3]

Церковный письменный уклад, Византии и Др. Руси.

1.3 Современные авторские шрифты, фотография, коллаж.

[6.2.1], [6.2.2], [6.2.3]



Отличие рукописных шрифтов от типографских, наборных шрифтов, постеры.



3.3. Лекционные занятия.


№ темы

Объем времени, час

Интерактивн.

формы занятий, час



норм. срок обучения

сокращ.(ускорен.)

норм. срок обучения

сокращ.

(ускорен.)



очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

6

7

1.1 Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, образцы шрифтов.


5









1





Разновидности элементов печатной графики. Стилевые направления и течения в шрифтовой графике.

2
















Шрифтовые схемы, как основа современной печатной графики.

1
















Вариации образцов цветовых схем и силуэтных форм элементов, букв, шрифтов.

2
















1.2 . Каллиграфия

5










1




Классификация каллиграфических направлений. Разделение на структуры по временной шкале.

3
















Готическая и японская каллиграфия. Влияние, развитие на современные шрифтовые течения.

1
















Конструктивизм и авангардизм в каллиграфии. Зависимость дизайн-графики и каллиграфии от современных направлений дизайна.

1
















1.3. Шрифт и фотография, коллаж.

5











1




Шрифт в фотографии. Влияние компоновки

1
















Муляжный метод коллажного способа разработки проекта. Варианты и способы переноса его в цифровой формат

2



















2
















Итого:

15










3






3.3.1. Методические рекомендации по формированию и изучению

лекционного материала (для студентов и преподавателей)

Занятия рекомендуется проводить в форме лекций с демонстрацией визуальных средств обучения. Лекция может быть частично построена в виде диалога преподавателя со студентами с включением дискуссии по поставленной проблеме, что должно активизировать познавательную деятельность студента, способствовать развитию умения решать профессиональные задачи, пробудить интерес у студентов к выявлению собственной позиции и творческой концепции.

На первом занятии по дисциплине «Фотографика и шрифт» необходимо ознакомить студентов с этапами изучения курса, раскрыть место этой дисциплины в системе разработки дизайн-проекта, понять значение для дизайнера.

При изложении материала желательно знакомить студентов с разными точками зрения и научными подходами к объяснению тех или иных явлений и процессов. Следует аргументированно обосновывать собственную позицию по спорным вопросам и обязательно приводить конкретные примеры. Важно не забывать задавать по ходу изложения материала вопросы, чтобы поддерживать интерес аудитории. Важно выработать у студентов установку на запоминания, выделяя самое главное в информации, для усвоения. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме.


а). Методические рекомендации для преподавателя.
По теме 1.1. «Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, образцы шрифтов». Преподаватель подробно объясняет студентам типы классических шрифтов способы применения в граф. деятельности. Преподаватель демонстрирует иллюстративный материал

Перечень вопросов, определяющих структуру занятий.

1.Что такое графика, если рассматривать её по отдельно взятым деталям (шрифт, буква, знак)?

2.Какие характерные средства графики используются в проектной деятельности?

3.Какая форма подачи элементов в проекте существует в практике?


В результате студент должен уметь в графической форме изображать плоскостные знаковые объекты в разнообразных художественных средствах и материалах и мыслить ассоциативным объемно- пространственным мышлением.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения дисциплины «Фотографика и шрифт» и способствуют формированию профессионально подготовленного бакалавра, способного к аналитической работе и самостоятельному принятию решений.

Провести поиск информации по источнику вдохновения, и выполнить эскиз дизайн проекта квартиры.

Материал: ноутбук, бумага, чертежные принадлежности.

Объём времени работы - 26 часов.
Рекомендуемая литература: [6.1.1. с.120-140], [6.1.2. с.65-83], [6.1.5. с.84-92].
По теме 2.2. «Каллиграфия». - преподаватель должен рассказать и показать церковный письменный шрифт Византии, др. Руси и Европы.

Рекомендуемая литература: [6.1.2.с.15-40], [6.1.3. с.27-60].

.

По теме 3.3. «Шрифт и фотография, коллаж». преподаватель должен рассказать об особенностях и отличиях выполнения рукописных шрифтов от типографских, наборных шрифтов, дизайн верстки постера.

Рекомендуемая литература: [6.2.1. с.40-72], [6.2.2. с.20-37], [6.2.3. с. 60-75].




3.4. Практические занятия.


Тема практического занятия

№ темы

из раздела 2



Объем времени, час

интерактивн.

формы занятий, час



норм. срок

обучения


сокращ.

(ускорен.)



норм. срок обучения

сокращ.

(ускорен.)



очная

заочная

очная

заочная

очная

заочная

1

2

3

4

5

6

7

8

Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт.

1.1

8










2




Образные шрифты, средневековая книжная графика.

1.2

8










2




Современные авторские шрифты, фотография, коллаж.

1.3

8










2




Итого:




24










6






3.4.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению

практических (семинарских, лабораторных) занятий.

Методические разработки для преподавателя по проведению практического занятия включает в себя следующее:

- глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса дисциплины;

- ознакомление литературных источников и составление списка основной и дополни тельной литературы;

- проведение собственных исследований в области дисциплины фотографика и шрифт;

- разработку методики проведения и совершенствование тематики практических работ;

- разработку методики самостоятельной работы студентов;

- постоянную корректировку структуры содержания курса дисциплины «Фотографика и шрифт».
Методические рекомендации для преподавателя:
По теме 1.1. «Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур».

Преподаватель подробно объясняет студентам виды шрифтов и способы их применения. Преподаватель демонстрирует иллюстративный материал (альбомы шрифтов)


Перечень вопросов, определяющих структуру занятий.

1.Что такое внутреннее и внешнее пространство в дизайне интерьера и экстерьера?

2.Какие характерные средства дизайна используются в проектной деятельности?

3.Какая форма подачи проекта существует в практике дизайна интерьера?


Практические задания по теме 1.1.

Занятие 1. «Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, архитектурный шрифт».

Объём времени работы - 6 часов.

Рекомендуемая литература: [6.1.1.с.18-31], [6.1.2.с.65-83], [6.1.5.с.75-96].

Занятие 2. «Образные шрифты, средневековая книжная графика».

Объём времени работы - 8 часов.

Рекомендуемая литература: [6.1.3.с.20-37].

Занятие 3. «Современные авторские шрифты, фотография, коллаж».

Объём времени работы - 12 часов.

Рекомендуемая литература: [6.1.2.с.40-72], [6.1.3. с.20-37], [6.2.1.с.40-72], [6.2.2. с.20-37].

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-7, ПК-8 методику проектирования в дизайне интерьера. Знать основы современного достижения научно-технического прогресса и дизайна, весь комплекс эстетических, функциональных и художественных задач, стандарты и нормы от эргономики, различные способы формирования и формообразования в дизайне. В целях обеспечения большой наглядности при проведении практических занятий преподавателю рекомендуется использовать иллюстративный материал из фонда кафедры.



Методические разработки для студентов к практическим занятиям включают в себя следующее:

  • обязательное посещение практических занятий ведущего преподавателя;

  • подготовку и активную работу на практических занятиях( подготовка к практическим занятиям включает проработку материалов рекомендованной учебной литературой);

  • обязательное выполнение в установленный срок все практические задания, предусмотрены учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Дизайн интерьеров».


С целью закрепления изученного материала студентам предлагается по каждой теме практических занятий ответит на вопросы самоконтроля.

Методические рекомендации для студентов.
По теме 1.1. «Искусство шрифта, шрифтовых гарнитур» .

- студент должен усвоить основные закономерности построении шрифтов;

- способы конструирования шрифтов

- ознакомится с азами верстки и комбинирования текста с визуально-графической информацией.

Рекомендуемая литература: [6.1.2.], [6.1.3.], [6.1.5.]
Введение в учебный процесс видов самостоятельной работы, не предусмотрено.

Приводятся наименования типовых расчетов, контрольных работ, эссе, рефератов и др. или указываются разделы тематического плана дисциплины, по которым эти работы выполняются.



3.5. Методическое обеспечение по интерактивной работе студентов.
Интерактивная форма обучения является неотъемлемой частью процесса обучения дисциплины «Фотографика и шрифт» и способствуют формированию профессионально подготовленного бакалавра, способного к анатомической работе и самостоятельному принятию решений.

Задачи интерактивной формы обучения:
- Развитие у будущих бакалавров способности ориентироваться в потоке информации; - Вычленить главное, ставить задачи и находить их грамотных решений в области дизайнерского проектирования предметно-пространственной среды.

Цель интерактивной формы обучения по дисциплине «Фотографика и шрифт» - закрепления, углубления и расширения полученных теоретических и практических знаний, формирование умений использовать специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности студентов. По дисциплине предусмотрено в основном аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку текущим практическим занятиям (работа над учебным материалом, специальной литературой, выполнение практических заданий по темам дисциплины «Фотографика и шрифт», подготовка к студенческим выставкам – конкурсам). Своевременное доведение до студентов информацию о формах организации учебного процесса, правилах контроля, критериях оценки самостоятельная работа студентов обеспечивается преподавателем в начале учебного процесса (на первом занятии). Все требования, касающиеся содержания, выполнения и оценки самостоятельной работы, являются едиными для всех студентов, посещающих курс, и не подлежат изменению в процессе обучения и итоговой аттестации.
Методические рекомендации для преподавателей по проведению интерактивных форм учебных занятий.

По теме 1.1 Дизайн графика шрифтов, элементы, буквы, надписи, образцы шрифтов

групповые обсуждения.

Объем времени выполнения - 2 часа.
По теме 2.1. Каллиграфия

мастер класс по разработке книжной графики ( шрифт, миниатюра, орнамент).

Материал: бумага, чертежные принадлежности, краски

Объем времени выполнения -2 часа.



По теме 3.1. Шрифт и фотография, коллаж


«мозговой штурм»;

Материал: ноутбук, бумага, чертежные принадлежности

Объем времени выполнения - 2 часа.
Раздел 4. Образовательные технологии.
Образовательные технологии:

Показ слайдов, иллюстративный материал, таблицы шрифтов, фотографии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО, с целью формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся необходимо использовать инновационные образовательные технологии при реализации различных видов аудиторной работы в сочетании с внеаудиторной.

В учебном процессе предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий с использованием компьютерных технологий в сочетании с внеаудиторной работой студентов с целью формирования и развития их творческих, профессиональных навыков.




Вид занятия

Используемые интерактивные образовательные технологии

Семинарские (практические) занятия

Лекции с элементами дискуссии: Темы 1.1., 1.2., 1.3.



5. Глоссарий

Аберрация — искажение изображения, связанное с неидеальностью оптических систем. Различают 3 группы:

1. дисторсия (геометрические искажения), затем

2. хроматические аберрации (суть есть цветовые искажения) и, наконец, дифракционную:

3. дифракция возникает при прохождении света вблизи краев узких отверстий, например, при чрезмерном диафрагмировании.

В объективах подобные искажения частично устраняются подгонкой нужного количества линз различной формы и хорошим просветлением стекла. Ну, а фотограф устраняет зажатием диафрагмы, или в фоторедакторе.
Автовилка (экспозиция)

Автоматическая экспозиционная вилка. Функция позволяет камере делать на автомате сразу несколько кадров с увеличенной и уменьшенной экспозицией относительно первоначального замера, после чего выбирается лучший снимок. Величина недодержки или передержки заранее задаётся в настройках фотоаппарата.



Автоспуск - Обеспечивает срабатывание затвора фотоаппарата через заданное время (2-12 сек.) после после нажатия на кнопку спуска.
Автофокус - Автоматическое наведение камеры на резкость (автофокус, авто-фокусировка). Осуществляется автоматикой фотоаппарата либо по контрасту, либо по расстоянию до объекта.
Автоматическая фокусировка, при которой камера определяет расстояние до объекта съемки, подсвечивая его инфракрасным излучением, или с помощью ультразвука.
Анастигмат - Объектив, устраняющий такое оптическое искажение как астигматизм. Кроме того, анастигмат корректирует кривизну поля изображения и другие аберрации. Большинство выпускаемых сменных объективов — анастигматы.
Апохромат - Это объектив, в котором подбором сортов оптического стекла исправлена сферическая аберрация, а хроматическая мала.
Асферический объектив - Такой объектив имеет сложные в изготовлении линзы несферической формы поверхности (выпукло-вогнутые). Асферические линзы исправляет несколько искажений за один приём, тем самым достигается компактность объектива при сохранении достаточно высоких оптических характеристик. Часто применяются в широкоугольных объективах.
Астигматизм в оптике — искажение, связанное с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных местах проходящего светового пучка неодинаково, что создаёт нерезкость изображения в виде размытых эллипсовидных точек. Лечится объективом-анастигматом.

Байонет - Механизм стыковки камеры с объективом. Одна деталь с прорезью, вторая — имеет соответствующий выступ.
"Баланс белого" иногда называют цветовой температурой окружающего освещения. Например, говорят: "снимок желтит", "завал цвета в синий" и т.д. Иногда под ББ понимают соответствующие настройки в цифровом фотоаппарате. Автоматический, выбранный из списка, или ручной баланс белого позволяет в цифровых фотокамерах избежать нежелательной окраски снимка. Небольшое смещение ББ проще выправлять в фотошопе, но лучше всего делать это в конвертере из RAW-файла.
Башмак (Горячий башмак) - Разъём с электрическими контактами на корпусе фотокамеры для установки и подключения к ней дополнительного устройства: чаще всего это внешняя фотовспышка, бывают и другие аксессуары — модуль GPS, или даже внешний видоискатель (бывают такие). Горячий башмак обычно имеется в профессиональных или полупрофессиональных камерах, а малогабаритные, компактные фотоаппараты им, как правило, не оснащены. Башмак имеет контакты для подключения, а холодный башмак (разъём без электро-контактов) в современных цифровых камерах практически не встречается.
Блики - Дефектные светлые пятна на снимке, которые возникают при попадании солнечного (или иного очень яркого) света в объектив. Для устранения бликов используют бленды, поляризационный светофильтры, или выбирают другой угол съёмки.

Боди ("Тело", "Тушка", "Body") - Фотокамера без объектива. Это, в основном, зеркальные и те дальномерные фотоаппараты, которые имеют возможность установки сменной оптики. При варианте поставки "боди" объектив выбирается фотографом отдельно. Противоположный вариант поставки — "кит" — камера с недорогим объективом в придачу, его могут называть "китовый". Например, "китовое стекло":) Компакты и мыльницы (в отличие от фотоаппарата со сменной оптикой) имеют намертво встроенный в корпус объектив, который является с фотокамерой одним целым.
Вариообъектив - Это объектив с переменным фокусным расстоянием, он же Трансфокатор, а проще Зум.

Ведущее число это мощность фотовспышки, т.е. максимальное расстояние на котором достигается нормальное освещение. Иными словами, её "дальнобойность". Однако, любой объектив задерживает свет (согласно светосиле), поэтому на практике потребуется сократить расстояние:) В итоге, ведущее число реально работает лишь при соблюдении неких идеальных условий, придуманных производителем, например, при ISO-100 и числе диафрагмы 1. В общем работает, если получим снимок с нормальным экспозицией:)
Видоискатель, визир. Представляет собой окуляр, который служит для визуального определения границ будущего изображения, а попросту — позволяет видеть то, что будет снято фотоаппаратом.
Гиперфокал - Гиперфокальное расстояние (далее ГФР), есть минимальное расстояние от объектива до объекта, при фокусировке на который, задняя граница резко изображаемого пространства (ГРИП) находится очень далеко (в бесконечности). Что и видим при установке объектива на бесконечность. При зажатии диафрагмы ГФР уменьшается, а ГРИП увеличивается (от бесконечности в сторону фотоаппарата).
Глубина резкости (ГРИП) - Глубина Резко Изображаемого Пространства (ГРИП). Некоторое пространство дальше и ближе объекта (на который сфокусировались), изображаемое резко. При этом, в зоне "нерезкости" создаётся размытое изображение.

Глубина резкости зависит от пятна рассеяния, от размера матрицы фотоаппарата, от диафрагмы, от дистанции до объекта съёмки, от фокусного расстояния объектива.


Дальномерный фотоаппарат - Дальномерный фотоаппарат наводится на резкость с помощью оптического дальномера. При фокусировке совмещается раздвоенное изображения в окне видоискателя. Зеркало и призма в такой фотокамере отсутствует — за ненадобностью:) Недостаток "дальномерок" — параллакс (несовпадение изображения в объективе и видоискателе на съёмке с близких расстояний). Наиболее известный пример дальномерной камеры см. на отдельной страничке: фотоаппарат ФЭД. Ага, Феликс Эдмундович Дзержинский :)
Затвор - Затвор фотокамеры позволяет регулировать время прохождения света (выдержку) к матрице или плёнке фотокамеры. Т.е. открывает отверстие объектива на заданное время экспонирования. Затворы бывают дисково-секторные, центральные, шторно-щелевые, ламельные, электронные.
Кадр - Отдельный фотоснимок, или часть негатива на фотоплёнке.
Кадрирование - изуальный выбор границы кадра через видоискатель или дисплей камеры. А проще говоря, выбор сюжета фотосъёмки. Кадрирование на компьютере производится путём обрезания границ снимка в графическом редакторе, что связано с потерей точек.
Контраст - Соотношение и различие ярких и тёмных точек, линий, или деталей изображения.
Контровый свет - Свет, направленный в линзы объектива, а не на объект фотосъёмки. В итоге имеем светлый фон при сильно затенённом объекте, что приводит к потери деталей и рельефа в тенях. Новичкам следует избегать съёмки в контровом свете, однако контровый источник света можно использовать как дополнительный при портретной фотографии, или когда нужно передать чёткий контур объекта, а не детали.
Кроп - Большинство зеркальных цифровых фотокамер имеют матрицу, площадь которой меньше площади кадра 35 мм фотоплёнки. А кроп-фактор показывает во сколько раз меньше. В любительских зеркалках формата APS-C кроп-фактор обычно равен 1,6-1,5. Подробнее о формате APS-C. Фотоаппараты Olympus, Panasonic и некоторые другие камеры имеют иной формат (4:3) с кропом = 2. Независимо от значения кропа все фотоаппараты с меньшей матрицей нередко называют кропнутая камера, кропнутый сенсор, кропнутая зеркалка, обрезок и т.д.
Мануал, мануальный - Ручной. Мануальное управление. Мануальный объектив (т.е. не автофокусный объектив с ручной фокусировкой). Иногда под словом "мануал" понимают инструкцию: например, "прочти мануал".
Матрица - Сенсор, фотодатчик. Является светочувствительным элементом фотокамеры, на котором свет превращается в электрический сигнал, который кодируется в цифровое изображение (RAW, jpg, реже в Tiff). Подробно про матрицу можно узнать в отдельной страничке "Матрица. Размер матрицы".
Мира - Тестовая мишень для съёмки; имеет штриховые и радиальные рисунки для определения качества изображения при тестировании объективов, например, их разрешающей способности.
Свет. Освещение — напрямую влияет на качество снимка; в фотографии самым лучшим считается рассеянный дневной свет.
Панорама — очень широкая и многоплановая перспектива, которая позволяет свободно обозревать большое открытое пространство и даже весь круг горизонта.
Параллакс — несовпадение оси объектива с осью видоискателя: ничего не поделаешь, окуляр последнего расположен выше объектива. В итоге изображение, наблюдаемое фотографом через окуляр, не совпадает с плоскостью изображения, даваемого объективом. Сей недостаток особо заметен при съёмке с близких дистанций и, особенно — при макросъёмке. Параллакс присущ дальномерным фотокамерам и отсутствует в зеркалках и цифровых мыльницах. В зеркалках наводка идёт напрямую через объектив и через систему зеркал "подаётся" на видоискатель, а в компактах и мыльницах при наведении по экранчику параллакс вообще отсутствует как класс: выбор границ кадра идеально точен — с линз прямо на матрицу, а оттуда на дисплей. Правда, в этом случае возникают иные недостатки, например медленная и неточная фокусировка:) Некоторые компакты, имеющие кроме экранчика

Пленéр (от франц. plein air) буквально — открытый воздух. Фотосъёмка вне помещения (при естественном свете, на открытом воздухе). На пленэре нужно учитывать постоянно меняющееся освещение и прочие неожиданности.

Термин появился от французских художников импрессионистов, которые писали картины не в мастерских, а на природе. Теперь художники берут на пленэр фотоаппарат, а потом рисуют пейзаж в мастерской...


Светосила - величина максимально открытой диафрагмы. Светосильный (или как говорят, "светлый") объектив имеет величину f2.8, а ещё более "светлые" — f2.0, f1.4 и т.д. Может иметь промежуточные значения, например, f2.4, f1.7. Светосильный объектив даёт фотографу возможность снимать при более слабом освещении, а также большие возможности диафрагмирования. Светосила и фокусное расстояние указаны на оправе объектива, например, 50/f2.8, здесь светосила будет 2.8, а фокусное расстояние — 50 мм. Снять на полной дырке — использовать максимальную для данной светосилы диафрагму.
Синхронизация — одновременное срабатывание фотовспышки и затвора фотоаппарата, необходимое для получения правильной экспозиции. Проблема заключается в том, что вспышка срабатывает за более короткое время, чем сам затвор, в итоге экспозиция может быть неравномерна. Электронные затворы, применяемые на цифровых зеркальных камерах, позволяют добиться выдержки синхронизации 1/125 - 1/500 сек. Встроенные вспышки не могут работать с выдержками короче 1/500 сек. В камере Зенит-Е выдержка синхронизация, например, составляла всего 1/30 сек., а в Зенит АМ — 1/125 сек.
Стабилизатор изображения уменьшает эффект смазывания (т.н. шевелёнки). Существуют стабилизаторы на основе смещения матрицы, или смещения оптических элементов объектива.
Стандартный объектив, штатный объектив, штатник. Подробнее здесь.
Универсальная программа (и один из режимов фотокамеры — Program mode, P) — программа экспонирования, которая автоматически устанавливает выдержку и диафрагму (экспозиционную пару). Имеется в продвинутых камерах. В отличие от "зелёного режима" (полный автомат) имеет возможность "программного сдвига", т.е. изменения экспозиции в "тёмную", или "светлую" сторону.

Фикс, Фикс-объектив, Фикс-фокус, Фикс-фокал, он же дискретник — объектив с постоянным фокусным расстоянием, нередко светосильный, и обладающий лучшей устойчивостью к оптическим искажениям нежели зум (на одинаковых диафрагмах). Главный недостаток — нет зума:). В отличии от последнего, фикс, как правило, обладает либо меньшей ценой, либо значительно большей светосилой. Является объективом для камер со сменной оптикой, и сегодня в компактах встречается крайне редко.
Фильтр низких частот, АА-фильтр, сглаживающий фильтр и т.д. Встроен в цифровой фотоаппарат, уменьшает муар, взамен ухудшает резкость :) Некоторые камеры не имеют такого фильтра для повышения резкости, но c риском появления муара :)
Фокус — это точка, в которой объектив создаёт самое чёткое изображение предмета. Это теоретически. На практике термин "фокус" используют для объекта, на котором сфокусировались, например, "взять лицо в фокус". Это слово также употребляют применительно к устройству фотокамеры, например, автофокус, датчик фокусировки, фокусировочный экран и т.д.
Хроматические аберрации - Один из видов цветовых искажений в оптике. Изображение получается менее четким и контрастным, на нём могут появляться цветные контуры, полосы, и пятна, которых нет в реальности. Это происходит вследствие того, что белый свет может разлагаться на составляющие его цветные лучи — типичный пример видели, наверное, все: это радуга. Объективы, в которых в той или иной степени устранена хроматическая аберрация, называются апохроматы (ахроматы).
Экспокоррекция, экспозиционная коррекция — внесение поправок в экспозицию, определенную автоматикой экспозамера в фотоаппарате. В общем, поворотом колёсика вы можете делать снимки светлее (+), или темнее (-), т.е. увеличивая или уменьшая экспозицию относительно первоначального замера. Экспокоррекция применяется при сложном разноконтрастном освещении, при передержках и недодержках, для получения нестандартных результатов в соответствии с замыслом фотографа и особенно полезна при быстрой съёмке, когда нет времени на размышления. Почти все зеркальные фотокамеры и некоторые цифрокомпакты имеют экспокоррекцию, которая меняется, как правило, в диапазоне -2 до +2 EV с шагом 1/3 EV.
Раздел 6. Учебно-методическое и

программно-информационное обеспечение
Карта методического обеспечения дисциплины




Автор

Название

Издате-льство

Гриф издания

Год издания

Кол-во в библии-отеке

Ссылка на электронный ресурс

Доступ-ность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6.1 Основная литература

6.1.1

Маргарет Морган

Буквицы Энциклопедия

Арт родник

2007

2007

1







6.1.2.

В. Б. Устин

Учебник дизайна

Астрель

МО РФ

2010

15







6.1.3

Боб Гордон, Мэгги Гордон

Графический дизайн. Мастер-класс





РИП-Холдинг

2012

2012










6.1.4.

Л. Лаврентьев

Эксперименты в дизайне

Омега-Л

-

2010

-







6.1.5.

Г. М. Гусейнов

«Пропедевтика в дизайне»

ГГУ

-

2013

10







6.1.6

А. В. Степанов и др.

«Объёмно-пространственная композиция»

Архитектура-С

МО РФ

2011

15








6.2 Дополнительная литература

6.2.1.

С. Михайлов

А. Михайлова



«Основы дизайна»

Казань

-

2008

5







6.2.2.

В. Ф. Рунге

История дизайна, науки и техники

Архитектура-С

МО РФ

2008

10







6.2.3

Капр А.

Эстетика искусства шрифта

М., Книга

1979

1979










6.2.4

Fancy Alphabets

Fancy Alphabets

The pepin press BV

2011

2011

1







6.7 Программно-информационное обеспечение, Интернет-ресурсы

6.7.1



















http://www.dissecat.com/content/zazrabotka




6.7.2



















http://www.3.dzay.ru/




Раздел 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.



№ п/п

Раздел (название) учебной дисциплины

Вид материально-технического обеспечения дисциплины

1

«Фотографика и шрифт»

  1. Ноутбук и проектор / Деканат ДПИ и дизайна

  2. Иллюстративный материал фонда кафедры.

  3. Бумага, пенокартон, краски, кисти, карандаши, нож для резки бумаги, клей и т.д.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница