Методические указания для всех форм обучения: очной, заочной, очно-заочной, сокращенной специальностей




Скачать 229.46 Kb.
Дата14.08.2016
Размер229.46 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра истории и теории искусств


История костюма и моды
Методические указания

для всех форм обучения: очной, заочной, очно-заочной, сокращенной специальностей:

260901.65 – Технология швейных изделий;

260902.65 – Конструирование швейных изделий;

260906.65 – Конструирование изделий из кожи;

и направлений подготовки:

260800.62 (68) – Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности

262000.62 (68) − Технология изделий легкой промышленности

Профили: «Технология швейных изделий», «Технология изделий из кожи», «Технология изделий из кожи и меха»;

262200.62 (68) − Конструирование изделий легкой промышленности

Профили: Конструирование швейных изделий, Конструирование изделий из кожи

Составитель


А. К. Курбатова

Санкт-Петербург

2014

Рекомендовано на заседании кафедры



…..14,

протокол № …


Рецензент С. М. Ванькович

Оригинал подготовлен составителем А. К. Курбатовой

и издан в авторской редакции
Подписано в печать ….. Формат 60х84 1/16

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 0.9. Тираж 100 экз.

Заказ …..

Электронный адрес: http: //publish.sutd.ru


Отпечатано в типографии СПГУТД
191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью дисциплины является освещение основных этапов развития истории костюма и моды, знакомство с эстетикой прошлого. Задачами дисциплины является изучение стилистических характеристик, кроя и технологии изготовления исторического европейского костюма. В процессе обучения дается общее представление о месте костюма и моды в системе мировой художественной культуры и искусства.
Учебный модуль 1. Костюм Древнего мира

Тема 1. История костюма как наука и ее специфические особенности

Тема 2. Древний Египет

Тема 3. Античная Греция и Рим



Учебный модуль 2. Костюм Византии и средневековой Европы

Тема 4. Византия

Тема 5. Романский период

Тема 6. Готический период



Учебный модуль 3. Костюм эпохи Возрождения

Тема 7. Италия XV - XVI вв.

Тема 8. Испания XVI в.

Тема 9. Германия, Франции, Англия XVI в.



Учебный модуль 4. Светский и городской костюм стран Западной Европы XVII в.

Тема 10. Первая половина XVII в.

Тема 11. Вторая половина XVII в.

Учебный модуль 5. Светский и городской европейский костюм XVIII в.

Тема 12. Первая половина XVIII в.

Тема 13. Вторая половина XVIII в.

Учебный модуль 6. Европейский костюм XIX в.

Тема 14. 1800-1840-е гг.

Тема 15. 1850-1880-е гг.

Тема 16. 1890-1914 гг.


Развернутый план лекций

для самостоятельной подготовки студентов к зачетам и экзаменам


Учебный модуль 1. Костюм Древнего мира
Тема 1. История костюма как наука и ее специфические особенности

Искусство костюма в системе материально-художественной культуры. Проявление художественного стиля эпохи во всех видах искусства. Специфика искусства костюма, его синтетичность (ткачество, вышивка, кружево, ювелирное искусство, обувь, головные уборы). Эстетические, психологические, экономические и политические аспекты моды и их роль в формировании предметно-художественной среды.

Понятия: одежда, костюм, мода.

Тема 2. Древний Египет IV – I тыс. л. до н. э.

Функции костюма в первобытном обществе. Костюм представителей племен и народов, находящихся на первобытной ступени развития. Татуировка, боди-арт, ювелирные украшения, пирсинг, прически и пр..

Египетские художественные каноны в изображении мужских и женских фигур. Мужской костюм. Костюм фараона и жрецов. Развитие форм древнеегипетского женского костюма. Используемые в костюме материалы, их обработка и цветовая гамма. Крой. Отделки, аксессуары. Парики, головные уборы.

Тема 3. Античная Греция и Рим

Античная эстетика. Классический канон красоты в Древней Греции периода Классики (5 - 4 в. до н.э.). Драпированные одежды. Мужской и женский костюм. Прически. Обувь. Ювелирное искусство.

Древнеримский костюм периода Империи (1 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Этрусские, греческие, персидские и египетские влияния в декоративно-прикладном искусстве: костюме, тканях, ювелирных изделиях. Военный костюм. Костюм патрициев. Женский костюм.

Значение античной материально-художественной культуры в развитии европейского искусства.


Учебный модуль 2. Костюм Византии и средневековой Европы
Тема 4. Византия V – XV вв.

Смена религиозных формаций. Влияния христианской религии, римско-эллинистических и восточных традиций в искусстве и костюме Византии.

Сословный характер костюма в Византии. Символика в императорском костюме.

Мужской и женский костюм. «Византийская роскошь». Влияния византийского костюма на костюм средневековый Руси и Западной Европы. Роль Византии в формировании европейской культуры. Представления о нравственности. Богослужебные облачения – ризы.



Тема 5. Романский период X – XII вв.

Активное развитие городской культуры, ремесел, ткацкого производства. Костюм, сложившийся в результате взаимодействия византийских и местных традиций. Сословный характер форм и цвета в костюме. Значение крестовых походов в развитии европейской культуры и искусства. Военный костюм. Образ рыцаря. Зарождение этикета, кодекс рыцарской чести. Влияние военных доспехов на развитие светского костюма. Появление прилегающего силуэта. Заимствования элементов из восточного костюма.

Мужской и женский костюм.

Тема 6. Готический период XIII – XV вв.

Замковая придворная культура. Развитие городских ремесел. Появление архитектурных чертежей и активное развитие кроя европейской одежды в XIV в. Возникновение моды как социального явления. Сословные ограничения в костюме. Распашные одежды, использование пуговиц. Появление в костюме функциональных разрезов.



Бургундские моды конец XIV - XV вв. Влияние позднеготической архитектуры и стран Востока на разнообразие костюмных форм и отделок.

Мужской и женский костюм Эстетический идеал женской красоты. «Готическая кривая» в постановке фигуры. Культ Богоматери и образ Прекрасной Дамы. Средневековая символика. Стиль ми-парти в костюме. Общность основных черт стиля для стран Западной Европы.


Учебный модуль 3. Костюм эпохи Возрождения
Тема 7. Италия XV − XVI вв.

Итальянский костюм эпохи Возрождения. Утверждение нового гуманистического мировоззрения. Развитие светской культуры и гедонизма. Участие крупнейших художников в создании произведений прикладного искусства и в формировании предметной среды эпохи.



Флорентийские моды XV в.. Придворная культура дома Медичи. Влияние восточного костюма и бургундских мод на севере Италии. Мужской и женский костюм и образ. Распространение влияния итальянского костюма в Европе в последней четверти XV в.

Расцвет культуры и искусства Венецианской республики в XVI в.. Декоративность и репрезентативность одежд. Влияния, испытываемые со стороны Испании и Германии. Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм в течение столетия.

Распространение итальянского костюма в Европе в первой половине .XVI в..

Тема 8. Испания XVI в.

Факторы, повлиявшие на формирование испанского придворного костюма: освобождение Испании от арабов, военная экспансия в Европу, географические открытия (колонизация Америки). Формирование придворного этикета в Испании. Каркасный костюм высшего сословия. Роль католической церкви и отражение ее влияния в костюме высшего сословия. Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя.



Тема 9. Германия, Франции, Англия XVI в.

Тенденции к формированию общеевропейского костюма высшего сословия. Стиль Барокко и его художественное наследие. Национальные особенности немецкого, французского и английского придворного костюма. Рыцарский костюм. Костюм ландскнехтов. Эстетический идеал женской и мужской красоты в разных странах.


Учебный модуль 4. Светский и городской костюм стран Западной Европы XVII в.
Тема 10. Первая половина XVII в.

Доминирующая роль Франции и ее влияние на развитие европейской культуры и искусства. Художественное наследие периода Барокко. Первая половина XVII века – «Мушкетерский период» (30-летняя война). Эдикты против роскоши. Развитие внутреннего рынка. Искусство создания воротников. Середина XVII века «Детский период» правления Людовика XIV.

Ведущая роль Франции в области прикладного искусства и в развитии дворянского европейского костюма в период абсолютизма. Расширение гардероба. Придворный костюм, как составляющая этикета.

Тема 11. Вторая половина XVII в.

Франция – законодательница мод в Европе. «Большой стиль» Людовика XIV. Влияние стиля Классицизма в ДПИ и костюме последней четверти ХVII в. Дальнейшие изменения в придворном костюме. Политика меркантилизма и развитие производства предметов роскоши. Появление первого модного журнала.

Испанский женский придворный костюм периода Барокко. Буржуазный костюм в Нидерландах.

Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя.


Учебный модуль 5. Светский и городской европейский костюм

XVIII в.
Тема 12. Первая половина XVIII в.

Завершающая стадия существования «Большого стиля» Людовика XIV во Франции. Отражение стиля Регентства (1710-е гг.) в придворном костюме. Театральность, галантность, праздничность и грациозность Рококо или стиля Людовика XV-го (1720 – 1760 гг.). Объединяющая роль искусства рококо в европейских странах XVIII века. Изменение модной цветовой гаммы в костюме. Увлечение экзотикой: турецкое и китайское направления в костюме придворных. Развитие производства, торговли и рекламы моды. Распространение влияния моды в городской среде. Роль Франции в области светского костюма и этикета. Распространение французского вкуса в других странах.

Вступление России на европейский путь развития культуры. Реформы Петра I-го начала XVIII ст. в области дворянского платья. Основание мануфактур. Придворный мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты.

Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя.



Тема 13. Вторая половина XVIII в.

Экономическое и политическое положение Франции – ведущий европейской страны в области моды. Стиль «Помпадур» (1740 – 1750-е гг.). Придворные моды периода Марии Антуанетты (1770 – 1780- е гг.). Парикмахерское искусство. Феминизация моды. Изменение политического режима и моды в период Французской буржуазной революции и Директории (1789 – 1799 гг.). Пандоры и иллюстрированные журналы мод.

Возрастающая роль Англии в искусстве костюма. Рост мануфактурного производства, философия просветителей и буржуазные тенденции в моде. Стили Классицизм и Романтизм. Английские мужские и женские моды.

Отечественные традиции и восприятие западной культуры в дворянской среде. Моды при дворе Елизаветы и Екатерины II. Мундирные платья.

Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя в течение периода.
Учебный модуль 6. Европейский костюм XIX в.

Тема 14. 1800-1840-е гг.

Стиль Ампир (1800-е гг.). Доминирующая роль Франции в развитии костюмных форм. Наполеоновские войны и мода. Развитие капиталистического способа производства и формирование общего типа городского европейского костюма. Роль технического прогресса. Промышленное производство тканей, предметов внутреннего убранства. Формирование новой эстетики. Проявление стиля историзма в европейской моде. Стилистические направления: Романтизм (1820-е гг.), Бидермайер (1830-е гг.), Фешенебли (1840-е гг.). Активное развитие и распространение моды в городской среде. Женские и мужские моды. Крой.

Русские придворные платья.

Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя.



Тема 15. 1850-1880-е гг.

Буржуазная культура и тенденции демократизации общества в Европе. Дальнейшее развитие Историзма. Стилистические направления в моде: второе Рококо (1850-е гг.), второе Барокко (1860 − 18780-е гг.). Основные центры производства предметов роскоши. Организация салонов, Домов и магазинов мод. Чарльз Ворт. Реклама и модные журналы. Появление швейной машины.

Национальные особенности отечественной моды XIX в.. «Придворные платья». Мундир. Роль реформ Александра II в развитии отечественного производства и торговли. Художественно-промышленные выставки, школы и училища.

Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя.



Тема 16. 1890-1914 гг.

Стиль Модерн. Интернациональный стиль и художественные направления в искусстве 1890 – 1914 гг. Новые технологии в развитии промышленного производства костюма и предметов «дешевой» роскоши. Демократизация костюмных форм. Активное распространение моды среди всех слоев населения. Реклама моды.

Расцвет экономики и культуры в период Серебряного века в России. Развитие художественно-ремесленных центров, фабрик, заводов и мастерских. Отечественные Дома Мод. Культурные влияния.

Мужской и женский костюм и эстетический идеал красоты. Изменение костюмных форм и кроя в течение периода.


Каждому историческому периоду соответствуют свои названия элементов исторического костюма. Необходимые к запоминанию термины помещены в конце методических указаний.
задания для написания контрольных и курсовых работ
Анализ исторического костюма
Работа над анализом исторического костюма разных периодов помогает студентам расширить свои знания по предмету путем самостоятельного поиска источников информации, воспитывает навыки описания костюма с культурологических и искусствоведческих позиций а также создания презентаций, оформления и подачи научных статей. Задачей контрольной/курсовой работы является самостоятельное изучение специальной литературы по истории костюма и моды, поиски изобразительного материала, воссоздание старинного кроя и технологий.

В течение семестра в соответствии с учебным планом, состоящим из шести модулей, студент подробно описывает шесть исторических костюмов. Из каждого модуля для выбирается только одна тема.


Темы


Модуль



Название модуля

По одной теме (на выбор) из каждого модуля

Кол-во аннотаций

1


Костюм Древнего мира


Тема 2. Древний Египет

Тема 3.


  • Античная Греция

  • Рим

1

2


Костюм Византии и средневековой Европы


Тема 4. Византия

Тема 5. Романский период

Тема 6. Готический период

1

3


Костюм эпохи Возрождения


Тема 7. Италия XV - XVI вв.

Тема 8. Испания XVI в.

Тема 9. XVI в.:


  • Германия

  • Франции

  • Англия

1

4


Светский и городской костюм стран Западной Европы XVII в.

Тема 10. Первая половина XVII в.

Тема 11. Вторая половина XVII в.


1


5

Светский и городской европейский костюм XVIII в.

Тема 12. Первая половина XVIII в.

Тема 13. Вторая половина XVIII в.


1

6


Европейский костюм XIX в.


Тема 14. 1800-1840-е гг.

Тема 15. 1850-1880-е гг.

Тема 16. 1890-1914 гг.

1











Всего: 6


Подбор иллюстративного материала
Работа над изучением исторического костюма начинается с самостоятельного подбора иллюстративного материала. Объектом исследования являются произведения искусств, содержащие изображения внешности людей прошедших эпох, которые становятся предметом изучения. В зависимости от периода это могут быть: скульптура или рельеф, живопись станковая или монументальная, графика тиражная, станковая или прикладная, музейные экспонаты, предметы декоративно-прикладного искусства, фотографии (XIX – начала XX вв.).

Нельзя использовать

  • Изображения детей.

  • Иллюстрации и описания из книги Мерцаловой М.Н. «Костюм разных времен и народов».

  • Иллюстрации из книги Брун В., Тильке М. «История костюма от Древности до Нового Времени».

  • Необходимым условием при выборе произведения для изучения является соответствие времени его создания изучаемому историческому периоду. Иллюстрации, представляющие позднейшие произведения на историческую тему, копии, цитаты или интерпретации подлинников для изучения костюма брать нельзя.


Содержание работы


  1. Иллюстрация являющаяся объектом изучения.

Подпись произведения (имеющиеся сведения):

  • Автор

  • Название произведения

  • Страна. Датировка

  • Музей, собрание, частная коллекция и т.п.

  • Материал, техника исполнения

  • Размеры


2. Историческая справка. Обоснование выбора данного художественного произведения для описания костюма.

  • Общая характеристика духовной, материальной и художественной культуры изучаемого времени, формирующейся под влиянием: религиозно-нравственных и философских представлений, политического положения и социально-экономического строя, географически-климатических условий изучаемой территории и других факторов.

  • Уровень развития ремесленного (ткацкого, закройного, пошивочного или др.) мастерства данного периода (кратко).

  • Общая характеристика внешности и костюма людей данного периода, воссозданные по археологическим, художественным, литературным источникам и описанная в научной литературе (Очень кратко: основные силуэты, пропорции, отделки, цвет и т.д.).

  • Характерные особенности художественного стиля или направления, проявившиеся в выбранном произведении, костюме и моде.




  1. Описание костюма и внешности человека на выбранной иллюстрации. (Предложенный ниже порядок написания аннотации может быть изменен, если этого требует логика построения материала).

  • Сведения об изображенном персонаже (если есть).

  • Подробное описание форм, пропорций, элементов костюма, а также внешности одного персонажа (мужчины или женщины) изучаемого художественного произведения с обязательным использованием специальной терминологии. В описании должны быть отражены: специфика художественной подачи образа героя произведения, особенности фигуры или ее постановки, описание тканей (фактуры, орнаменты, цвет), отделок и аксессуаров, причесок и грима, ювелирных изделий и пр. украшений, обуви и т.п..

  • Для специальностей: 260902.65 – Конструирование швейных изделий, 260906.65 – Конструирование изделий из кожи; для направлений: 262200.62 Конструирование изделий легкой промышленности, 260800.62 (68) – «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности», профиль - конструирование):

Описание особенностей кроя описываемого костюма, его деталей и элементов с приложением рисунка конструкции или условных лекал (возможно в масштабе).

  • Для специальностей: 260901.65 – Технология швейных изделий; для направлений: 262000.62 (68) − Технология изделий легкой промышленности; 260800.62 (68) – «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности» профиль - технология):

Описание особенностей технологии изготовления описываемого костюма, его деталей или элементов с приложением рисунков технологических узлов на условных лекалах (возможно в масштабе).


  1. Заключение. Интересные подробности, ремарки и т.п., связанные с персонажем аннотации. Использование его образа в других произведениях искусств, включая современность.

  2. Список использованной литературы.

  3. Список использованных иллюстраций.


Печатная форма
Общие требования к оформлению печатной версии работы. Изложение текста и оформление работы выполняются в соответствие с требованиями ГОСТ 9327-60. Страницы работы и включенные в нее иллюстрации должны соответствовать формату А-4.

Письменная работа должна быть выполнен на компьютере на одной стороне печатного листа формата А-4 через полтора интервала (кегль 12). Цвет основного шрифта Times New Roman - черный. Поля на листе должны быть следующие: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применять шрифты разной гарнитуры. При печати необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения.
Стр. 1. Общий титульный лист для всех шести аннотаций (разработанных тем).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра истории и теории искусств
Контрольная (курсовая) работа

по дисциплине



История костюма и моды
Обучающийся:

ФИО


Группа

Учебный год 20…− 20…


Проверил:

преподаватель/доцент/профессор

кафедры Истории и теории искусств

ФИО
Санкт-Петербург

20…
Стр. 2. Содержание: список названий шести тем по порядку. (№ 1 – 6).



Стр. 3.

  • Тема № 1. Название.

  • Основная иллюстрация с подписью (см. выше).

Следующие страницы: текст с иллюстрациями (в распечатанном виде можно черно-белыми).

Примечания или сноски в тексте на использованные научные, литературные и изобразительные материалы обязательны.


В конце каждой из шести работ помещается:

  • Список использованной литературы и др. источников (5 наименований) с указанием выходных данных: автор, название, город, издательство, год издания, количество страниц. Использование интернет-источников, без ссылки на автора и выходных данных используемой информации не допускается.

  • Список использованных иллюстраций с указанием авторов, названий произведений и года их создания.

Примерный объем каждой из шести аннотаций 3-5 печатных страниц.

Сквозная нумерация всей печатной работы от 1-й до последней страницы обязательна.
По этой же схеме создаются последующие аннотации (стр.3 и далее).
Текст печатной версии используется студентами на занятиях во время презентации исторического костюма в программе PowerPoint.
Компьютерная презентация в программе PowerPoint
Слайд 1. Для каждой из шести презентации создается отдельный титульный слайд.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра истории и теории искусств
Контрольная (курсовая) работа

по дисциплине



История костюма и моды
Обучающийся:

ФИО


Группа

Учебный год 20…− 20…


Проверил:

преподаватель/доцент/профессор

кафедры Истории и теории искусств

ФИО
Санкт-Петербург

20…
Слайд 2.



  • Название темы.

  • Основная иллюстрация с подписью (см. печатную версию).


Слайд 3 и далее.

  • В электронной версии акцент должен быть сделан на изобразительный ряд. Количество иллюстраций здесь требуется большее, чем в печатном варианте.

  • Необходимо найти аналогичные или похожие изображения костюмов (их элементов или аксессуаров) на других людях, другие портреты персонажа. Можно использовать фрагменты изображений.

  • Каждый слайд должен состоять из иллюстрации и пояснительного текста.

  • Текст дается в виде тезисов, сжато; в нем расставляются наиболее важные акценты или делаются выводы из основной печатной версии.

  • В описании костюма должен быть использован специальный терминологический словарь.

Примечания или сноски в тексте на использованные научные, литературные и изобразительные материалы обязательны.


Последний слайд:

  • Список использованной литературы и др. источников (5 наименований) с указанием выходных данных: автор, название, город, издательство, год издания. Использование интернет-источников, без ссылки на автора и выходных данных используемой информации не допускается.

  • Список использованных иллюстраций с указанием авторов, названий произведений, и года их создания.

Примерный объем каждой из шести презентаций 10-20 слайдов.

По этой же схеме создаются остальные пять презентаций. Количество слайдов для более ранних исторических периодов может быть меньше последующих, что обусловлено увеличением с развитием европейской культуры создававшихся и сохранившихся произведений искусств и информации.
Подача работы
Текст печатной версии используется студентами на занятиях в качестве сопровождающего рассказа во время демонстрации созданной ими презентации исторического костюма в программе PowerPoint.
Заочное отделение


  1. Письменная контрольная работа сдается не позднее, чем за месяц до начала сессии (или высылается по электронной почте для проверки преподавателем). Положительный результат проверки является основанием для допуска к прохождению аттестации по изучаемой дисциплине в форме зачета или экзамена. (Word не позднее 2003 г.).

  2. Компьютерная презентация в программе PowerPoint должна быть представлена в первый день аудиторных занятий, на которых проходит ее обсуждение.

  3. Созданные и представленные на занятиях компьютерные презентации в программе PowerPoint сдаются преподавателю на электронном носителе (диске). Для группы может быть создан общий диск с подписанными папками работ студентов.


Дневное отделение


  1. Проверка самостоятельно проделанной работы (домашнего задания) в форме компьютерной презентации в программе PowerPoint производится на аудиторных занятиях поэтапно в течение семестра в соответствии с изучаемыми темами. Положительная оценка представленных работ служит основанием для допуска к дальнейшему прохождению аттестации (зачету или экзамену).

  2. Созданные и представленные на занятиях в течение семестра презентации в программе PowerPoint в конце семестра сдаются преподавателю на электронном носителе (диске). Для группы может быть создан общий диск с подписанными папками работ студентов.

Список основной и дополнительной литературы

по дисциплине
История костюма как научная дисциплина существует относительно недавно. Новых, созданных в последние пять лет, учебников, охватывающих все исторические периоды, которые могут быть рекомендованы к использованию, практически нет. В связи с этим ниже рекомендуется пользоваться более ранними источниками

Активный интерес к предмету современных исследователей моды разных направлений обусловил большое количество отдельно публикуемых, а также издаваемых конференциями сборниках статей, которые также могут служить источниками информации.

Кроме приведенного списка литературы студенты могут пользоваться другими изданиями и источниками информации, количество которых постоянно растет. При пользовании Интернет-ресурсами необходимо давать ссылку на источник.

В связи с тем, что во многих книгах, посвященных истории костюма не содержится достаточного иллюстративного материала необходимого для изучения предмета, студентам рекомендуется дополнительный просмотр монографий, посвященных отдельным художникам и альбомов по искусству, посещение выставок и музейных экспозиций, содержащих изображения исторического костюма. Рекомендуется также просмотр исторических фильмов и театральных постановок.




  1. A History of Costume in West [Text]. – London; New York: Thames & Hudson, 1997. – 459 p.

  2. Fashion design [Text] = Modeentwürfe = Diseños de la moda = Design di moda = Créations de mode: 1895-1920: [альбом] / ed., produced, cover design and introduction J. Hölscher. – Amsterdam: The Pepin Press, 2002. – 240 p.

  3. Fashion. Mode. Мода. 1500-1954 [Text]: альбом. – Paris: L'Aventurine, 2003. – 238 p.: il.

  4. Jones, Jennifer M. Sexing la mode: gender, fashion and commercial culture in old regime France / J.M. Jones. – English ed. - Oxford; New York: BERG, 2004. – xviii, 244 p.: il.

  5. Murray M. P. Changing styles in fashion: who, what, why / M. P. Murray ; original illustrations by P. Tribolet ; The fashion institute of design and merchandising (Los Angeles, CA). - New York : FAIRCHILD PUBLICATIONS, 2001

  6. Peacock, John. Costume 1066–1990s [Text]: a complete guide to english costume design and history / J. Peacock. – Reprinted revised ed. 1994. – London: Thames & Hudson, 2001. – 135 p.: col.il.

  1. Вайнштейн О. Б. Денди : мода, литература, стиль жизни. - М. : Новое литературное обозрение, 2005.

  2. Ванькович С.М. Эпоха историзма в моде ХIХ века. Ч. II: Европейский костюм в России 1850-1890-х гг.: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2004; 2005. – 86 с.: ил.

  3. Ванькович С.М. Эпоха историзма в моде ХIХ века. Часть 1: Европейский костюм в России 1820-1840-х гг.: учеб. пособие. – СПб.: СПГУТД, 2004. – 111 с.: ил.

  4. Васильев А. А. Этюды о моде и стиле: сборник. 2-е изд. - М. : Альпина нон-фикшн : Глагол, 2009

  5. Васильев А.А. Европейская мода: три века. – М.: Слово/Slovo, 2006. – 440 с.: ил.

  6. Васильев А.А. Русская мода: 150 лет в фотографиях. – М.: Слово/Slovo, 2004. – 488 с.: ил.

  1. Горбачева Л.М. Костюм средневекового запада: от нательной рубахи до королевской мантии. – М.: ГИТИС, 2000. – 232 с.

  2. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900–1999. – Köln: Könemann, 2000. – 655 c.: ил.

  1. История костюма от первобытных времен до эпохи Возрождения. Методические указания для студентов по дисциплине «История костюма и кроя» /Сост. А.К.Курбатова. – СПб.: СПГУТД, 2005. – 40 с.

  1. История моды с ХVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото / авт. предисл. А. Фукай. – М.: Арт-Родник, 2003. – 735 c.: цв.ил.

  2. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 383 с.

  3. Кирсанова Р.М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. – Калининград: Янтарный сказ; М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997; 2001. – 384 с.

  4. Коршунова Т.Т. Костюм России 18 – начала 20 вв. из собрания ГЭ. – Л.: Художник РФ, 1979. – 281 с.: ил.

  5. Кэссин-Скотт Джек. История костюма и моды. Наглядная эволюция стилей одежды с 1066 года до настоящего времени: иллюстрированная энциклопедия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 192 с.: ил.

  1. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: энциклопедия в 4-х т.: учеб. пособие. – М.: Академия Моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. –Т.1, 2, 3 и 4 – 575 с.: ил.

  2. Нересов Я.Н. Они определяли моду : научно-популярная литература. М. : АСТ : Астрель, 2005

  3. Романовская М. Б. История моды и гендерные сюжеты моды. : учебное пособие. СПб.: Алетейя, 2010.

  1. Сыромятникова И.С. История прически. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 288 с.: ил.

  2. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: в 3-х т. – М.: Терра; Республика, 1996.

Перечень вопросов к зачетам и экзаменам


1-й вопрос по иллюстративному материалу: определение принадлежности исторического костюма к конкретному времени, периоду, стилю или культуре по ряду предложенных иллюстраций.

2-й вопрос. Создание по предложенным изображениям подробных описаний двух костюмов, включающих конструкторскую или технологическую часть, а также специальные термины по истории костюма и моды.
Список необходимых к изучению терминов
Древний Египет: схенти, калазирис, усех (ускх), клафт (немес), атеф, урей.

Древняя Греция: хитон, пеплос, гиматий, пенула, фибула, катурны.

Древний Рим:

Мужской костюм: туника, далматика, тога, лорум.

Женский костюм: туника, стола, палла.

Романский период:

Мужской костюм: шоссы, блио, пигаш.

Женский костюм: шенс, котт, сюрко, «романская повязка», барбет.

Готический период:

Мужской костюм: баска, шенс, шоссы, котарди, пурпуэн, упелянд, пулэн, брагетт, жиго, шаперон, ботт.

Женский костюм: шемиз, котт, сюрко, «королевское сюрко», упелянд, эннэн, бомбард, шнип, трен, шлйф, вуаль, тамплеты, фестоны.

Италия XV и XVI вв.:

Мужской костюм: камича, кальцони, кальце, брагетт, джуббоне.

Женский костюм: корсе, бальцо, цокколи.

Испания XVI в.:

Мужской костюм: кальсес, кальсонес, хубон, грангола, горгера, капита, баска, пунтасы.

Женский костюм: вестидо, вердугос.

Германия XVI в. :

Мужской костюм: вамс, фальтрок, шаубе, плюдерхозе.

Женский костюм: спрингер, голлер.

Франция XVI в.:

Мужской костюм: о-де-шосс, ба-де-шосс, веста, пурпуэн, эгийэт.

Женский костюм: вертюгад, вертюгаль, вертюгадэн, шнип, фреза.

Англия XVI в.:

Мужской костюм: бричзы, джеркин, раф.

Женский костюм: гаун, энджел-сливз, фарзингейл.

XVII в.:

Мужской костюм: ба-де-ботт, «а ля муш», брандербурги, брасьер, веста, жабо, жюстокор, крават, кюлоты, краги, неглиже, раба, тассет, шикетад.

Женский костюм: аграф, берта, криарды, «а ля Фонтанж», п’е д’эстома, паж.

XVIII в.:

Женский костюм: ангажанты, карако, левит, митени, мюли, пайетка, палантин, панье, полонез, ридикюль, сабо, трен, тур-де-горж, фижмы, фишю, шлейф, шнип, эспри, эшель.

Мужской костюм: жюстокор, веста, кюлоты, оби, фрак, спенсер, редингот, жабо, манжеты, обшлага, шлица.

XIX в.:

Женский костюм: баволе, бандо, берта, боа, жиго, канезу, карако, кираса, криарды, кринолин, лавальер, манто, пандан, пелерина, пеньюар, плерезы, плюмаж, постиш, редингот, сорти-де-баль, спенсер, стомакер, турнюр, труа-кар, фероньерка, эгрет.



Мужской костюм: боливар, вестон, визитка, жилет, канотье, каррик, костюм, панталоны, пластрон, сюртук, фрак, цилиндр, штрипка.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница