Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации»




страница1/9
Дата17.06.2016
Размер1.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
«Пятигорский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России»

Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Т.Д.Савченко, О.М.Павлюк

Методические указания

для студентов

заочного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Пятигорск, 2013

удк
Рецензенты: Е.В.Колодийчук, доктор медицинских наук, профессор Ставропольской медицинской академии,

А.Г.Авшаров, кандидат экон. наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» / О.М. Павлюк, Т.Д. Савченко,– Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ) – филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). – 2013.   77 с.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» разработано авторами в соответствии с требованиями ФГОС для студентов, обучающихся по специальности 060301 – фармация, и полностью соответствует программе курса.

Цель пособия – оказать помощь студентам при подготовке к практическим занятиям. текущему и промежуточному тестированию и выполнению индивидуальных домашних заданий. В приложении приведены темы рефератов, вопросы к зачету, выдержки из текстов исторических и художественных источников.

Печатается по решению

Центральной методической комиссии ПМФИ

© «Пятигорский медико-

фармацевтический институт –

филиал ВолгГМУ
Методический материал

ЗАНЯТИЕ № 1

Развитие фармации в цивилизациях:
Лекарствоведение в первобытном обществе

Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежуток времени. В истории первобытных людей можно выделить два этапа: период первобытной орды и период родового строя, который в свою очередь делится на 2 стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

Период матриархата характерен тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: плодов, ягод, трав, корней и т.д. Отыскивая среди окружающей природы всё, что было пригодно для употребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значительное количество ЛС растительного происхождения. Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые лекарственные растения. Прежде всего это пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на ЖКТ (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуждающие (кока).

Женщина как глава рода заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей (археологи называют их «каменными бабами»), ученые установили, что в славянских племенах их называли «берегинями».

Причиной болезни первобытных людей могли служить естественные явления: землетрясения, наводнения, нападения диких зверей, нарушение нормального питания в связи с засухой или миграцией диких животных. Костные останки первобытных людей, найденные археологами, несут на себе следы травм, рахита, туберкулеза и других болезней. Вместе с тем не найдено каких-либо достоверных данных об уровне медицинской помощи в период матриархата.

Появление лука и стрел – второй крупное изобретение человека после открытия способов получения огня. С помощью лука человек мог систематически охотиться на птиц и мелких животных. Первобытный человек переходит к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования. Этот переход явился немаловажным фактором расширения медицинских познания. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал открытию целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека защищало обильное смазывание кожи жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травмами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу, смолу деревьев и глину. Возможно, что в этот период доисторического развития люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения – поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения накапливался опыт лечения теми или иными ЛС растительного, животного или неорганического происхождения.

В период патриархата человек создал крупные центры добычи и обработки цветных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладевать самые различные племена, что привело к созданию таких инструментов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сварить пищу и приготовить лечебные снадобья. Пастухи, наблюдая за стадом, подмечали лечебное действие растений на животных. Этот опыт первобытные люди перенесли и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных быстрее заживают при поедании ими травы золототысячника. Таким образом, использование целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений.

Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас. Так, например, лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропической малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку.

В первобытную эпоху формировались специальные знания, которые потом использовались народной медициной. Под этим термином понимают медицину, накопившую в течение тысячелетий эмпирическим путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов образовался материал и основа для научных исследований. Многие препараты и ЛС, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе народной медицины.

Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытно-общинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем врачевание и применение ЛС возникли на самых ранних из них, развивались и совершенствовались вместе с эволюцией общества.

Опыт научил первобытных людей пользоваться природными ЛС, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в последующие века, многочисленные медицинские приемы и ЛС заложили основу народной медицины.

Фармация древнего мира (ДРЕВНИЙ ВОСТОК, Древняя Греция, древний рим)

Первые государства на Древнем Востоке возникли в 4-2 тысячелетиях до н.э. в тех регионах, где имелись благоприятные условия для занятий земледелием. Это были долины рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и др. Здесь процветали древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Ирана, Китая.

О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармации в странах Древнего Востока мы узнаем из многочисленных письменных источников: надписей на саркофагах, колоннах храмов, из клинописных надписей (Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина еще мягкая деревянной палочкой для письма или заостренным тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Месопотамия, Междуречье) на скалах и глиняных табличках. Кроме того, к настоящему времени известны свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта. Содержание этого огромного собрания необычно разнообразно: это многочисленные рецепты изготовления лекарств, моющих средств, стекла. Сохранились древние медицинские книги в Китае, Тибете, Индии. Сведения о Медицине можно обнаружить в эпических произведениях: «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия), в религиозных сочинениях.

Вместе с тем археологи обнаружили на территориях цивилизаций Древнего Востока сосуды с остатками растений и мазей, хирург. инструменты, санитарно-гигиенические сооружения (бани, бассейны).

Таким образом, из подобных разрозненных источников мы узнаем, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели значительный опыт распознавания болезней, а также ряд препаратов для их лечения.

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезни. Постепенно усиливалось влияние жрецов, так как болезнь воспринималась людьми как наказание свыше. Жрецы были наиболее образованными людьми и считались посредниками между богом и больным. Так возникла храмовая и жреческая медицина. Появилась классовая медицина. Появились боги здоровья и болезней, покровители врачей, медицины, а также боги жизни и смерти. В Месопотамии богом медицины считался Мардук, богиней плодородия и покровительницей материнства – Иштар (Астарта). В честь этих богов строились храмы, им приносились жертвы, у них люди просили исцеления. Жрецы активно использовали эмпирические знания о лечении болезней, накопленные и обобщенные народной медициной в предшествующие периоды. Для обучения медицине при храмах создавались школы.

Уже в древние времена деятельность врачей строго регламентировалась правилами. Если врач им следовал, то он ничем не рисковал даже при неблагоприятном исходе болезни. При нарушении предписываемых правил врач наказывался вплоть до смертной казни.
Лекарствоведение в Древнем Египте

Согласно историческим документам Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены накопленные в древнем мире знания в области медицины и фармации.

Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира: воздух, земля, вода, огонь – разработали учение о четырех основных жизненных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обусловливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме. (неведомые и невесомые ве-ва – из воздуха при вдохе – в легкие и сердце – в организм; нормальное соотношение пневмы и крови – здоровье; нарушение – болезнь. Характер воздействия – удаление из организма дурной крови гнилостных веществ, паразитов.: препараты, к-рые вызывают рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потоотделение). Арсенал применяемых ЛП свидетельствует о высоком уровне развития эмпирической фармации в ДР.Египте. В папирусе Эберса имеется раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено ок. 800 рецептов, в к-рых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел. В Египте были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки, а также фильтрации.

Непосредственно для лечения больных в Др.Египте применялись такие ЛФ, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы, компрессы, горчичники, пластыри, пилюли, настойки, отвары, способ окуривания.

Среди широко используемых растительных препаратов были: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, мирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных соединений применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль. Из числа препаратов животного происхождения получили распространение жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.

Многие историки считают Египет родиной дерматологии, т.к. именно там приобрели широкую известность средства против кожных болезней.

Форма рецепта у древних египтян была почти современной: часто лекарство состояло из вещества основного, вспомогательного и исправляющего (корригирующего) вкус. Кроме того, давались обычно подробные пояснения относительно времени приема лекарств.
Египтяне считали, что лечебное дело находится под покровительством бога врачебного искусства Тота, которого называли Фармаки или Фармаци, что в переводе означает «защитник, избавитель, исцелитель». Вероятно, поэтому до наших дней дошли слова с корнем «фарма», обозначающим лекарство.

В Др.Египте широко практиковались профилактические мед. мероприятия. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней, продления жизни (водопровод и канализация в кварталах для знати; законы, регламентирующие гигиенич.нормы общественной жизни: погребение умерших, осмотр убойного мяса, правила приема пищи).

Врачебное искусство и лекарствоведение в Др.Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей.
Лекарствоведение в Месопотамии (Междуречье)

Первые сведения о развитии лекарствоведения и медицины в Междуречье датируются 3 тысячелетием до н.э., когда началось возвышение Вавилонского царства.

В Месопотамии было широко распространено представление о том, что все процессы в здоровом или больном организме человека зависят от движения небесных светил, прибегали также к сравнению организма человека с природными явлениями, объясняли развивающуюся болезнь действием поселившихся в теле человека паразитов. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Т.О., у древних вавилонян существовала смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Подобные представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия: широко применялись амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.

Арсенал ЛС вавилонян и ассирийцев состоял из препаратов растительного, животного и минерального происхождения. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» у жителей Месопотамии в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев, отваров из растений для применения внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, производили кровопускания. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась спец.посуда.

При изготовлении ЛС использовались процессы кипячения, растворения, смешивания, фильтрации, измельчения и др.

Профилакт. и гигиенич мероприятия (водопровод, канализация). Классовая медицина, как и в Египте.


Лекарствоведение в Индии

Николай Александрович Богоявленский в книге «Индийская медицина в древнерусском врачевании» пишет: «Тысячи лет тому назад, когда Европа видела еще только ребяческие сны человечества, на территории Индии уже создавались великие государства, и складывалась великая культура». Потуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величественными реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной многих лекарственных растений.

Источником для изучения истории медицины и фармации Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во 2-ом веке до н.э. в Индии существовало мед.образование: университеты в Таксиле и Бенаресе. Сущ-ли также мед.школы при провинциальных монастырях.

Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности человеческого организма необходимо наличие трех первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» («Книге жизни») говорится, что болезнь наступает при нарушении равновесия трех этих компонентов, обеспечивающих здоровье.

В 9 веке до н.э. выдающийся древнеинд. врач Сушрута, указывая на причины возникновения болезней, называл климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т.д.

Назначение лекарства считалось в Др.Индии важной и ответственной частью лечения. По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство – яд, и по своему действию м.б. сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». В «Аюр-Веде» (своеобразной древнеиндийской фармакопее) дается перечень 760 ЛП. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным ЛС, многие из них применяются в нар.медицине Индии и в настоящее время. В эмпирической медицине Др.Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды как северных (гималайских), так и южных (тропических) видов. Употреблялись также вино, уксус, молоко, масло, жиры, кровь, железы и др.органы жив-ных, рыб, птиц. В кач-ве перевязочного материала использовали хлопок, камбий деревьев, волокна растений, шелк, особым образом обработанный кишечник некоторых деревьев. Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли: препараты мышьяка, железа (при кровопотерях), меди (прижигали язвы и лечили глазные болезни), чрезвычайно распространена была ртуть для лечения разнообразных заболеваний, в состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония.

Особое внимание в Др.Индии обращалось на знание ядов. Сушрута описывает до 80 видов ядовитых змей и указывает всевозможные методы лечения.

Заслуживает внимания система подготовки врачей в Др.Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия, которые должны были обладать высокими нравственными качествами, а также иметь блестящую подготовку по всем разделам медицины. По окончании обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь, скромного поведения в быту. (Классовая медицина – привилегированные касты).

Огромное значение для развития лекарствоведения в странах Древнего Востока имели достижения и открытии в химии.
Фармация в Древней Греции

В V–IV вв. до н.э. наступил расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры. Развитие медицины и фармации в Древней Греции было тесно связано с другими науками, которые объединялись общим понятием «философия».

Для древнегреческой философии была характерна стихийная диалектика, основой которой служила атомистическая система Демокрита, которая основывалась на четырех фундаментальных постулатах:

1. Существование пустоты.

2. Множественность сущего.

3. Возможность изменения.

4. Существование движения.
Мыслители Древней Греции являлись одновременно естествоиспытателями и врачами, которые занимались приготовлением лекарств. Одним из них был Демокрит (470–357 до н.э.). Демокрит был не только философом, но и математиком. Значительное внимание он уделял медицине: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», — писал он. В «Диакосмосе», самом значительном его сочинении, изложена материалистическая система философа. Для него все атомы подобны, неделимы, несжигаемы, не имеют начала и конца. Его идеи пользовались большим успехом в алхимический период развития, так как основное внимание он уделял метафизической стороне проблемы атомизма.

Учение Демокрита было развито Эпикуром (341–270 до н.э.). Он положил за основу бесконечность вселенной и непрерывность материи. Эпикур принял существование пустоты и движения атомов, обладающих некоторыми свойствами материи, такими как величина, форма и невесомость. Учение Эпикура изложено в его «Письме к Геродоту» и в поэме «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (Древний Рим).

Материалистическим школам в Древней Греции противостояла идеалистическая школа Пифагора (VI в. до н.э.), а впоследствии философия Платона (IV в. до н.э.). Будучи представителями аристократии, они отрицали возможность изучения конкретной природы и объясняли все, что совершается в мире, влиянием либо мистического числа (Пифагор), либо извечных «идей» (Платон).

По Платону, здоровье и болезни определяются потусторонним началом, божественной душой — «пневмой». Превращения этой «пнев-мы» в организме и ее влияние на различные органы и составляют содержание его патологии. Лекарства при лечении болезней не имеют никакого значения, исцелить могут только обряды, гимны и музыка. Таким образом, Платон явился родоначальником реакционных течений в медицине.

Ученик Платона Аристотель (384–322 до н.э.) был самым видным ученым древности. Энциклопедист, он охватывал и разрабатывал самые различные области знания. Сын врача, Аристотель получил и медицинское образование. Это был первый по времени натуралист, поставивший научно-экспериментальную работу на небывалую до него высоту. Он вскрывал трупы различных животных, делая при этом выводы об анатомическом строении человека. Аристотель может быть по справедливости назван основателем сравнительной анатомии. Наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего, природа производит все ради чего-нибудь».

Необходимо отметить, что Аристотеля интересовал и мир растений, но почти все его ботанические работы погибли, а продолжал это направление любимый ученик и друг Аристотеля, Теофраст из Эфеса (370–285 до н.э.). Не упуская из виду практических задач, он явился основателем ботаники как самостоятельной научной дисциплины.

Общее влияние древнегреческой культуры на последующее развитие мировой культуры было чрезвычайно велико. «Греки навсегда останутся нашими учителями», — писал К. Маркс.

Видное место в Древней Греции занимала медицинская наука. Ее развитие и уровень были обусловлены ростом колоний, развитием торговли и международных связей; происходили эпидемии, обширные территории греков требовали увеличения не только численности войск, но и числа врачей. Поэтому в Греции открывается ряд школ по подготовке врачебных кадров в г. Кротоне, на островах Книдосе и Косе.

Медицина Древней Греции в значительно меньшей степени испытывала влияние религии, чем это наблюдалось в странах Древнего Востока. Греческие боги в основном олицетворяли различные качества людей, как хорошие, так и дурные. Лечение в Элладе осуществлялось в храмах, в специальных помещениях, которые назывались «асклепейонами». Кроме того, существовали светские профессиональные, носившие то же название лечебницы и школы врачей-не-жрецов. К светским лечебницам относились и мелкие «ятрейи» — лечебницы на дому у врачей.

Термин «асклепейон» произошел от имени Асклепия (в латинской мифологии Эскулап). По преданию, Асклепий жил в Фессалии, в Северной Греции. Он имел много учеников. В «Илиаде» Гомер называет его «великим и беспорочным» врачом. Впоследствии Асклепий был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу в качестве бога врачебного искусства — сына Аполлона Исцеляющего. Многие врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины — Гигейя (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии — Панацея считались его дочерьми. Гигейя прославилась разумными профилактическими советами и почиталась как богиня здоровья. Она изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы состоит в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы. Панацея умела лечить «от всех болезней». Впоследствии «панацеей» стали называть средство, которому приписывалось аналогичное лечебное действие.

Лечение в асклепейонах при храмах в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения. Из лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу, физическим упражнениям, закаливанию и личной гигиене. На многочисленных археологических и архитектурных памятниках имеются художественные изображения ухода за телом (обливание, растирание, массаж). Древнегреческие скульпторы в своих произведениях отразили культ здоровья и красоты тела.

Древней Греции дали новые решения многих вопросов медицины и особенно фармации. Они выявляли материальные причины болезней, их связь с внешней средой; создали представление о болезни как изменяющемся явлении, которое проходит в своем течении определенные стадии, и о необходимости наблюдения за ними. Такой подход к заболеванию и его лечению способствовал расширению и углублению медицинских знаний, он давал ключ к пониманию физиологии и патологии человека, к терапии и применению лекарств на основе нового учения.

На практике данные принципы первым применил Гиппократ (460–377 до н.э.), которого с достаточным основанием называют «отцом медицины».



Гиппократ принадлежал к семейной династии врачей — весь род знаменитого врача на протяжении 18 поколений занимался медициной. Одно поколение передавало свой опыт другому, создавая таким образом стойкую семейную школу. Знания он получил от отца, которого звали Гераклид. Учился Гиппократ в медицинской школе на острове Кос. Он много путешествовал — посетил Египет, Ливию, Малую Азию, северное побережье Черного моря и восточное вплоть до реки Риони. После этого он занялся врачебной практикой в самой Греции. В результате путешествий Гиппократ ознакомился с достижениями медицины Египта, Малой Азии, разных стран. Гиппократу были известны медицинские знания скифов, обитавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов, состоянии у них врачебного искусства он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». В этом трактате он изложил основы своего учения о некоторых основных типах телосложения и темперамента людей.

Здесь же содержится ряд высказываний, свидетельствующих о том, что Гиппократ был демократом по политическим убеждениям и материалистом по мировоззрению.

От времен Гиппократа до нас дошел «Сборник Гиппократа», включающий около 70 сочинений. Основные из них: «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы». В сборнике даны описания болезней, приведены методы их распознавания и лечения. Для Гиппократа болезнь — проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли, «злого духа». Таким образом, учение Гиппократа коренным образом отличалось от идеалистических учений в медицине. Своими материалистическими взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины.

Гиппократ понимал болезни как общий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целостности. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь желтая и желчь черная. В основе этих соков лежат различные сочетания четырех начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови — сангвинический, слизи (флегме) — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический.

Количественное изменение одного из приведенных веществ в организме человека приводило к болезни. Отсюда и требования к лекарственным средствам сводились к воздействию их на одну из четырех жидкостей.

Для нас огромный интерес представляет фармакотерапия, нашедшая отражение в «Сборнике Гиппократа» и являющаяся основным источником сведений о состоянии фармации в Древней Греции. Гиппократ говорил: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все то, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют на определенные болезни, ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».

«Сборник Гиппократа» дает нам представление о том, что древнегреческие врачи изготовляли и применяли как простые, так и сложные лекарства. Каждый врач имел свои запасы лекарственного сырья, которые хранились в специально отведенном для этой цели помещении: кладовой, амбаре и т. д. Такие помещения по-гречески назывались apotheca — отсюда и произошло название «аптека». В этих аптеках каждый врач с помощью своих рабов готовил лекарства, отпускаемые для обслуживаемых им больных. Орудия производства тогда были весьма примитивны, однако греческая фармацевтическая техника стояла гораздо выше египетской и индийской. Разнообразными были способы и материалы для приготовления лекарств. В «Сборнике Гиппократа» имеются довольно подробные описания технологии сложных лекарств, указаны количества ингредиентов, приведены способы дозирования отдельных препаратов. По объему дозировались не только жидкие, но и сыпучие препараты.



Нередко дозирование было приблизительным: «величиной в пятку оленя…, с косточку барана» и т. д. В некоторых случаях так же дозировались и ядовитые вещества: «давать пить в воде, сколько можно захватить тремя пальцами цикуты».

Врачи Древней Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы. В форме порошков были известны средства растительного, животного и минерального происхождения. Готовили порошки путем измельчения, просеивания и смешения компонентов. Применялись порошки главным образом наружно. Для внутреннего и наружного употребления широко применялись лепешки — твердая дозированная форма, существовавшая потом еще долгие столетия в фармакопеях многих стран.

Из жидких лекарственных форм в «Сборнике Гиппократа» описано приготовление растворов, настоев, отваров, взвесей. Часто упоминаются использование супа или похлебки, содержащих ячменный отвар, и лечебный суп из крупы или муки с добавлением приправ. Жидкое лекарство для внутреннего применения «кикеон» готовили из ячменной каши, прибавляя в нее воду, вино или мед. Иногда кроме ячменной каши или муки брали тертый сыр, лук и травы. Применялся меликрат — мед, разбавленный водой, а также оксимель — мед с водой и уксусом.

Из мягких лекарственных форм в Древней Греции для наружного применения готовили мази, пластыри, припарки, для внутреннего — пилюли, лепешки, кашки. Припарки для лечения опухолей и воспалений состояли из сырых или вареных растений, измельченных с вином или маслом, иногда с добавлением высушенного и тонко измельченного льняного семени.

В своей практике Гиппократ особое внимание уделял лечению травами. Он старался наиболее полно сохранить природу лекарственных средств, разработал способ их хранения и упаковки, что подтверждается раскопками античных аптек. В письме Кратевасу, представителю знаменитого семейства ризотомов (собирателей трав), он просит прислать травы и растительные соки для лечения Демокрита: «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы и корни — в новых глиняных банках хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарств, как бы впавших в обморочное состояние».

Растения Гиппократ рекомендовал применять в измельченном виде. Среди них мы встречаем белену, бузину, горчичник, гранат, зверобой, дыню, золототысячник, ирис, клещевину, крапиву, крушину, лук, мак, мандрагору, миндаль, медвежье ушко, омелу, пастушью сумку, полынь, сосну, тыкву, чилибуху, чемерицу белую и черную, чеснок, шалфей — всего около 250 растений. Из животных лекарственных средств применялся жир барана, быка, гуся, утки, а также жир рыб (около 50 наименований): камбалы, кефали, окуня речного.

Гиппократ назначал банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

Признавая, что причины болезни находятся в прямой зависимости от окружающей среды, основу излечения больного Гиппократ видел в использовании врачом природных свойств организма. Терапия Гиппократа отражала многое из прежнего опыта медицины, он верил в целительные свойства природы («Природа — врач болезней»), поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой. Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете. Он также применял метод лечения contraria contrariis: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение, труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот настоящий врач».

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача, а в более широком смысле — медика, в том числе и фармацевта. Как считал Гиппократ, медику должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, серьезность, приветливость, чуткость. В «Клятве Гиппократа» содержится требование заботливо и милосердно относиться к больному, не использовать знания и лекарства во вред человеку: «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от применения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же и не вручу никакой женщине абортивного пессария».

Таким образом, Гиппократ на многие века определил направление развития медицины. После Гиппократа древнегреческая медицина и фармация в целом приобретают иные черты.

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV–I вв. до н.э.). Завоевательные походы Александра Македонского в Египет, Месопотамию, Сирию, Аравию открыли новые пути для распространения эллинской культуры. Ширилась торговля, развивались ремесла, греки массово переселялись в завоеванные края и создавали новые политические, экономические и культурные центры. Для эллинизма было характерно сочетание культур покоренных восточных стран с эллинской культурой.

Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия, столица эллинистического Египта, лежавшая на перекрестке важных торговых путей между африканским побережьем Средиземного моря, Южной Европой и странами Востока. В Александрии были созданы две знаменитые библиотеки, насчитывавшие свыше 600 тысяч. Здесь был создан знаменитый Мусейон, или Храм Муз, бывший одновременно и академией, и своего рода университетом. При «Мусейоне» находилась обсерватория, зверинец, анатомический музей, ботанический сад. Сюда были приглашены виднейшие ученые из разных стран. Они пользовались большим почетом, достатком и возможностью всесторонне себя проявить: Аристарх Самосский, Евклид, Герон Александрийский, географ Эратосфен, Архимед Сиракузский.

ВЫВОД: Древнегреческая фармация, используя достижения фармации Египта, Индии, Месопотамии и других стран Древнего Востока, развила эмпирическую технику приготовления лекарств. Она оказала огромное влияние на развитие лекарствоведения в Древнем Риме, Византии, в Арабских халифатах и на Руси.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница