Методические указания для подготовки к практическим занятиям по культурологии для студентов всех специальностей



Скачать 484.02 Kb.
страница1/3
Дата14.08.2016
Размер484.02 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт фундаментального образования
Кафедра истории и культурологии


методические указания для подготовки
к практическим занятиям по культурологии


для студентов всех специальностей,


реализуемых в МГСУ

МОСКВА 2014

Составители:

к.и.н., доцент М.Г.Ефремова, к.и.н., доцент Ю.В.Посвятенко./Под общей редакцией к.и.н., профессора, зав. кафедрой истории и культурологии Т.А.Молоковой

Содержание
Предисловие…………………………………………………………………… 3

Темы и содержание курса …………………… …………………..……..….5

Общие рекомендации для подготовки к практическим занятиям....9

Рекомендации по работе с учебным текстом ……………….…………10

Основная учебная литература по всему курсу «Культурологии»…12

Дополнительная литература ………………………………………….……12

Интернет-ресурсы ……………………………………………………..…..….13

Планы практических занятий …………………………………………..…..14

Вопросы для повторения …………………………………………..……….26

Предисловие
Гуманитарные дисциплины, в том числе и «Культурология», являются неотъемлемой частью отечественного высшего профессионального образования. Их содержание призвано обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. «Культурология» развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, формирует общенаучные и профессиональные компетенции студентов.

Учебно-методическое пособие по культурологии адресовано студентам всех факультетов, специальностей и форм обучения Московского государственного строительного университета. Учтены «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Преподавание дисциплины «Культурология» в МГСУ непосредственно связано с историей строительного искусства и архитектуры, о чем свидетельствуют вопросы, выносимые на обсуждение в ходе практических занятий, тематика рефератов и презентаций.

Материалы, содержащиеся в учебно-методическом пособии, позволят студенту грамотно ориентироваться в курсе «Культурология», знакомиться с памятниками культуры мирового значения методично, на основании хронологического, объективного и научного подходов к изучению феноменов культуры.

Дисциплина «Культурология» призвана: показать многообразие теоретических взглядов на сущность культуры и закономерности ее исторического развития; увидеть многообразие ее типов и форм; оценить роль культуры в жизни общества и человека; научить студентов ориентироваться в современной социокультурной ситуации; наращивать свой интеллектуальный потенциал. Изучение предмета способствует углублению гуманитарных знаний, расширению кругозора, формированию социально зрелой личности, призванной уважать как свою национальную культуру, так и культуры других народов, сознающей ответственность за судьбу памятников духовной и материальной культуры человечества.

В процессе освоения всего курса студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки:



  • давать характеристику историко-философским и социокультурным традициям формирования культурологии как науки, обосновать ее место в социогуманитарном знании; знать основные методологические подходы культурологического анализа и методы исследования в культурологи, возможности и границы использования в культурологическом знании общенаучных методов;

  • иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностях культуры;

  • умение обосновать основные подходы к определению культуры, понимать и охарактеризовать ее сущность, место и роль в жизни человека и общества;

  • представлять формы и языки культуры, знать об их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

  • знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, систему ценностей, достижения культуры в ХХ – начале XXI вв.;

  • уметь обосновать отличительные черты отечественной культуры, ее место и роль в мировой культуре;

  • понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры;

  • уметь оценить, понять, прочесть образ того или иного памятника культуры в целом и архитектуры, в частности;

  • использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.





ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



    1. Теоретические проблемы культурологии.

Предмет культурологии. Социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Актуальность проблем культуры в обществе. Структура и состав современного культурологического знания. Методы культурологических исследований. Основные культурологические концепции. Место культурологии в системе гуманитарного образования. Основные понятия культурологии. Многообразие определений культуры. Сущность и основные функции культуры. Агенты культуры. Социальные институты культуры. Культурогенез и динамика культуры. Взаимодействие природы и культуры. Культурные универсалии. Язык и символы, культурные коды. Культурные ценности и нормы. Инкультурация и социализация. Культурные традиции и межкультурные коммуникации. Структура культуры. Типология культур: этническая и национальная, элитарная и народная, локальные культуры, субкультуры. Отрасли культуры.

    1. Культура древних цивилизаций и средневековья.

Первобытная культура. Материальная и духовная культура первобытного общества. Основные формы освоения человеком мира. Культурный синкретизм. Зарождение религиозных верований; анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Культуры Древнего Востока. Общее и особенное в культурах древних цивилизаций – Египта, Шумера, Аккада, Вавилона, Древней Индии и Китая. Культурные универсалии и самобытность в культуре Древней Греции и Рима. Античная культура как особый тип культуры. Культура Древней Греции: периодизация, особенности развития материальной и духовной культуры на каждом этапе. Религиозно-мифологическая основа духовной деятельности и мышления человека. Социальная жизнь общества и политическая культура: демократия и право. Возникновение и развитие философии, истории, естествознания. Система и принципы античного образования. Олимпийские игры. Роль театра. Литература и музыка. Специфика древнегреческой архитектуры. Скульптура и живопись. Эллинизм и эллинистическое искусство. Культура латинской античности. Периодизация римской культуры. Республиканский и императорский Рим. Памятники материальной культуры. Научные знания. Искусство Древнего Рима. Строительство и архитектура. Причины упадка и гибели императорского Рима. Возникновение христианства.

Культура средневековой Западной Европы. Периодизация европейской культуры средних веков. Христианство – как духовная основа культуры европейского средневековья. Особенности византийской культуры. Сословно – правовые отношения в западноевропейском обществе и их влияние на культуру. Города как центры культуры. Научная мысль и образование в эпоху средневековья. Первые европейские университеты. Средневековая литература и искусство. Культовое и гражданское зодчество. Особенности художественной культуры романского и готического стилей. Культура европейского Ренессанса. Сущность термина «Возрождение», хронология и периодизация эпохи. Развитие материальной культуры, возникновение центров мануфактурного производства. Великие географические открытия. Разработка научных концепций мироздания. Гуманизм и антропоцентризм ренессансной культуры. Античное наследие в культуре Возрождения. Художественные школы итальянского Ренессанса. Титаны Высокого Возрождения. Философия, литература, архитектура и изобразительное искусство Италии в эпоху Возрождения. Особенности «Северного Возрождения». Реформация. Новый взгляд на отношение человека к Богу. Проблема «свободы воли», трудовая этика. Роль Реформации в становлении нового идеала человека и развитии научных знаний. Контрреформация и ее влияние на социокультурные процессы в Западной Европе. Средневековая культура Востока. Особенности Средневековая культура Индии, Китая, Японии. Культура Доколумбовой Америки. Мусульманская культура Востока. Особенности исламской архитектуры, расцвет поэзии. Развитие научных знаний на Востоке. Последствия крестовых походов.

Культура Древней Руси. Культура древних славян. Обычаи, быт, образ жизни древних славян. Фольклор. Славянское язычество и его роль в русской культуре. Основные этапы развития русской культуры. Крещение Руси и его социокультурное значение. Культурное наследие Древнерусского государства. Особенности социокультурной ситуации в период политической раздробленности русских земель. Формирование местных художественных школ. Влияние монголо-татарского нашествия на культуру Руси. Русская культура XIV-XVI вв. Образование национального государства и развитие культуры. Просвещение и образование. Теория «Москва – третий Рим». Русская иконопись. Формирование общерусского архитектурного стиля. Крепостное строительство. Московский Кремль, монастыри – сторожи древней Москвы. Взаимосвязь каменной архитектуры с традициями деревянного зодчества. Памятники шатровой архитектуры. Русская культура XVII в. Борьба светского и духовного направлений в культуре XVII в. Церковный раскол и его культурные последствия. Расширение культурных контактов с Западноевропейскими странами. Просвещение и образование, научные знания. Сближение культового и гражданского каменного зодчества: «русское узорочье», «московское барокко». Новые тенденции в развитии живописи, литературы, зарождение драматургии.


    1. Мировая культура Нового и Новейшего времени.

Западноевропейская культура XVII-XVIII в. Характеристика и хронологические рамки эпохи Просвещения. Цели и идеалы просветителей. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Научная революция XVII в.: становление системы научного знания и формирование научной картины мира. Усиление светских тенденций в развитии культуры. Педагогические концепции Просвещения и развитие образования. Национальная самобытность просветительского движения в разных странах. Художественные стили эпохи Просвещения: барокко, рококо, классицизм. Просветительский реализм и сентиментализм. Новые явления в общественной жизни и быту. Садово-парковое искусство, светские салоны Парижа Лондона и др. Русская культура XVIII в. Периодизация и основные этапы русского Просвещения. Культура периода петровских преобразований. Творческое усвоение европейской культурной традиции. Элитарная культура и традиционная культура крестьянского мира. Новые тенденции в русской культуре в эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II. Барокко и рококо в русской художественной культуре XVIII в. Русский классицизм, его основные периоды и особенности. Литература, живопись, садово-парковая архитектура. Развитие петербургской и московской архитектурных школ и их влияние на провинциальную архитектуру России. «Прожектированный план городу Москве». История Дома на Разгуляе.

Западноевропейская культура XIX в. Переворот в материальной культуре, индустриальная революция. Развитие науки и техники, расцвет классического естествознания. Урбанизация, изменение облика городов. Рост демократических тенденций в культуре. Национально-освободительные и революционные движения, их влияние на культуру. Усиление национальных начал в европейском искусстве. Художественные школы Европы. Последовательная смена художественных стилей: классицизм, романтизм, реализм, натурализм, импрессионизм, символизм, эклектика, модерн. Мировой процесс культурного обмена, развитие связей «Восток-Запад» и их влияние на европейскую культуру. Русская культура XIX в. «Золотой век» русской культуры. Основные тенденции в развитии культуры России первой половины XIX в. Архитектура русского ампира. Влияние «Великих реформ» 1860-1870-х гг. на социокультурную ситуацию в стране. Образование и просвещение. Русская наука XIX в. Динамика художественных стилей: романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, символизм. Расцвет литературного творчества в XIX в. Изобразительное искусство XIX в., феномен «передвижничества». Становление русской композиторской школы: реализм, историзм, народность в музыкальной культуре. Связи русской культуры с национальными, региональными культурами народов России. Меценатство. Эклектика и стилизаторство в архитектуре. «Дома – иностранцы» Москвы и др. памятники.

Культура Западной Европы и США XX в. Особенности культуры индустриального общества. Научно–технический прогресс как важнейший фактор развития человечества в ХХ в. Наука и образование. Массовая и элитарная культура. Эволюция экранной культуры в ХХ в. – фотография, кинематограф, телевидение, персональный компьютер, Интернет. Развитие дизайна. Разнообразие художественных стилей в культуре XX в. Поиск новых средств выразительности: модернизм и постмодернизм в художественной культуре. Особенности развития архитектуры и градостроительства: функционализм, структурализм, хай-тек и постмодернизм в архитектуре. Достижения строительной индустрии и их воплощение в практике градостроительства. Модели культурной модернизации. Глобализация культуры и проблемы межкультурных коммуникаций в XX в. Культура Латинской Америки. Буддистко-конфуцианские и христианские ценности в культуре Юго-восточной Азии и Дальнего Востока. Культура стран Ближнего Востока. Арабо-мусульманские традиции и проблема вестернизации. Кризисные явления в культуре ХХ в.

Русская культура на рубеже XIX-XX в. «Серебряный век» русской культуры. Философские и художественные истоки «нового искусства». Художественные объединения. Литература «Серебряного века». Театр. Модернистские направления в изобразительном искусстве и архитектуре. Особенности русского модерна. Памятники архитектуры Москвы. Культура советской России, периодизация ее развития. Концепции «пролетарской культуры», цели и задачи культурной революции. Государственная политика в области культуры: приоритеты, базовые ценности и способы воздействия на социокультурные процессы. Эволюция советского государства в 1920-1930-е гг. и ее влияние на культуру. Государство и церковь. Человек в системе тоталитарной культуры. Формирование эстетики социалистического реализма. Развитие национальных культур СССР. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. Военно-патриотическая тема в литературе и изобразительном искусстве. Основные тенденции в развитии культуры во второй половине XX в. Хрущевская «оттепель». Реформы 1980-1990-х гг. и их влияние на развитие отечественной культуры. Наука и образование. Художественная культура. Театр. Советский кинематограф. Развитие отечественной архитектуры. МИСИ-МГСУ – основные этапы развития. Культура русского зарубежья. Судьбы русской интеллигенции в условиях эмиграции. Интеллектуальный мир и литература русского зарубежья.



    1. Культура в глобальном мире: проблемы и перспективы.

Особенности культуры постиндустриального и информационного общества. Роль межкультурного и межконфессионального диалога в современном мире. Индустрия досуга. Молодежная культура. Контркультура. Основные направления культурологических исследований на современном этапе. Теории «глобальной культуры». Теории «кризиса культуры». Современная цивилизация и судьба мировой культуры. ЮНЕСКО и ее роль в развитии мировой культуры и сохранении культурного наследия. Приоритет общечеловеческих ценностей в культуре. Культура России в начале XXI в. Основные тенденции и проблемы развития культуры на современном этапе. Деидеологизация культуры. Сокращение государственной и развитие частной инициативы в области культуры. Этнические и конфессиональные культуры. Наука и образование. Задачи модернизации отечественной культуры и сохранения культурного наследия. Реставрация и возрождение памятников архитектуры. Вклад отечественной культуры в сокровищницу мировой цивилизации.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Основным видом обязательной и регулярной самостоятельной работы является подготовка информационного сообщения для практического занятия. Такая работа должна закрепить лекционный материал, детализировать наиболее сложные вопросы курса. Сообщение должно соответствовать заданной теме и содержать элементы новизны и рефлексию.

Подготовка к ним требует значительных усилий. Чтение учебной и научной литературы - сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития способностей студента. Поэтому важно научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе и других источниках информации, при этом отбирать и усваивать основное, необходимое для выступления и раскрытия поставленной проблемы.

К каждому занятию в пособии приводится ряд вопросов, которые подлежат подробному предварительному изучению.

При подготовке сообщения надо следовать некоторым правилам:


  1. Изучить лекцию;

  2. Ознакомиться с планом практического занятия, начать поиск литературы;

  3. Изучить вопросы практического занятия по литературе. Первоначально надо работать с литературой общего характера(учебной и научной), позже-с теми изданиями, статьями, которые позволяют понять детали проблемы и конкретизируют общую информацию;

  4. Ознакомиться с иллюстративным материалом по теме;

  5. Составление развернутого плана ответа или опорного конспекта ответов на все вопросы занятия;

  6. Если выступление планируется в формате презентации - подготовить и последовательно расположить иллюстрации в соответствии с конспектом.

При подготовке к практическому занятию необходимо учитывать, что данный вид занятий должен способствовать развитию у студентов:

-речевой культуры;

-навыков аргументации;

-дискуссии;

-формулировки выводов, свойственных научному познанию.

Неоднократные выступления на практических занятиях позволят любому студенту почувствовать себя в роли оратора, определить свои проблемы и попытаться справиться с ними на основе не только самоанализа выступлений, но и его обсуждения в дружественной обстановке своей группы, совместно с преподавателем.

Кроме того, в своих выступлениях необходимо сочетать эмпирическое знание, основанное на фактах с теоретическими достижениями науки. Выступление не должно быть простым описанием произведений искусства, это должен быть их культурологический анализ (сравнительный, исторический, искусствоведческий).

Критериями оценки выступлений на практических занятиях являются:

1. Соответствие сообщения теме вопроса;

2. Полнота раскрытия вопроса;

3. Использование иллюстративного материала;

4. Наличие выводов;

5. Удобство восприятия и степень владения материалом.


Рекомендации по работе с учебным текстом
Умение работать с книгой, текстом — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным для решения поставленной проблемы.

Работа с текстом сложна еще и потому, что авторские идеи бывают не понятны читателю. Обусловлено это тем, что чтение научных работ всегда связано с необходимостью освоения и усвоения новых понятий. Наиболее частыми ошибками являются: отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с книгой.

Ценность каждого научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Далеко не любую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части. Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о работе и ее структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

• заглавие;

• автор;


• издательство (или учреждение, выпустившее книгу);

• год издания;

• аннотация;

• оглавление;

• авторское или издательское предисловие;

• справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения и т. п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей.

Существуют два подхода к чтению научной литературы: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно — в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги — по существу «поисковое» чтение.

Тщательная проработка текста — это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

Усвоить прочитанное — значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Само собой разумеется, что цель эта тем легче достигается, чем выше уровень подготовки читателя и чем больше он знаком с тематикой изучаемой литературы. Нужно, однако, помнить и о другом: чтение специальной литературы — это и есть процесс накопления и расширения знаний.

Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить.

Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явления. Усвоению тех или иных построений автора способствует также система подчеркиваний и выделений в тексте книги и нумерации отдельных положений. В данном случае речь идет о книгах только из личной библиотеки.

Ведение записей способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

Для лучшего понимания методов работы с разными изданиями важно отличать типы изданий.

Под научным понимают издание, содержащее результаты теоретических и экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научные издания можно разделить на следующие виды: монография, автореферат, диссертации, сборник научных трудов, материалы научной конференции, тезисы докладов научной конференции, научно-популярное издание.

Монография - научное или научно-популярное книжное издание: содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы; принадлежащее одному или нескольким авторам.

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, предоставляемого на соискание ученой степени.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Тезисы докладов научной конференции - научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов или сообщений.

Материалы научной конференции – научный непериодический сборник, содержащий итоги научной конференции (программы, доклады, рекомендации, решения).

Научно-популярное издание - издание, содержащее сведения: теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники; изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту.

Учебное издание – это издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения. К учебным изданиям относятся: учебники, учебное пособие, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, хрестоматия и т.д.

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве учебника.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины или по методике воспитания. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник и официально утвержденное в качестве учебного пособия.

В учебном процессе в рамках курса «Культурология» студенты имеют возможность научиться грамотно пользоваться как учебной, так и научной литературой, представленной в разнообразных формах в предлагаемом пособии. Значительная часть литературы представлена в библиотеке МГСУ, на образовательных сайтах Интернета, в других библиотеках.



Основная учебная литература по всему курсу

«Культурологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница