Методические требования и рекомендации по педагогической практике




Скачать 280.06 Kb.
Дата23.03.2016
Размер280.06 Kb.
УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ СПО «Чебоксарское

художественное училище (техникум)» Минкультуры Чувашии __________________ В.Н. Ануфриев

БОУ СПО «Чебоксарское художественное училище (техникум)»

Минкультуры Чувашии



училище
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Учебно-справочное пособие

Чебоксары

2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. Основы организации педагогической практики
1.1. Цели и задачи практики
1.2. Структура деятельности студентов-практикантов
1.3. Права и обязанности студентов, проходящих педагогическую практику
1.4. Обязанности руководителей педагогической практики
1.5. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов
2. Педагогическая практика (III курс)
2.1. Особенности педпрактики
2.2. Примерная программа
2.3. Отчетность студента-практиканта

3. Педагогическая практика (IV курс)

3.1. Особенности педпрактики


3.2. Примерная программа
3.3. Отчетность студента-практиканта


Приложения

В помощь студенту


План-конспект урока
Упрощенный развернутый план урока
ОТЗЫВ
Библиография


Введение

Педагогическая практика БОУ СПО «Чебоксарское художественное училище (техникум)» Минкультуры Чувашии занимает важнейшее место в подготовке преподавателя. В ходе практики происходит интеграция теоретических представлений в области психолого-педагогических дисциплин, приобретается личный опыт работы преподавателя в реальных условиях, формируются необходимые профессиональные умения и навыки, возникают необходимые условия для деятельностного и рефлексивного отношения к педагогическому труду. Таким образом, именно в ходе педагогической практики у студентов в основном завершается формирование профессиональных компетенций современного преподавателя.

Настоящее пособие включает в себя основные требования к организации педагогической практики на различных курсах, примерные программы, материалы рекомендательного и справочного характера. Пособие призвано помочь студентам правильно, целесообразно и эффективно спланировать и организовать свою деятельность в период прохождения педагогической практики.

Для удобства практического использования, в пособии разделены материалы, имеющие общее значение на всех этапах педагогической практики (глава «Основы организации педагогической практики», приложения), и требования (рекомендации), относящиеся к проведению практики на том или ином конкретном курсе.
Составители данного пособия полагают своим долгом напомнить как студентам, так и руководителям педагогической практики, что ее высокая эффективность возможна лишь при последовательном соблюдении ряда условий:

  • комплексный подход к содержанию и организации практики, систематичность, непрерывность и преемственность в ее проведении;

  • развитие профессионально значимых качеств личности студента (при обязательном учете индивидуальных особенностей);

  • создание атмосферы, способствующей повышению общей и профессиональной культуры, нравственного и физического совершенствования личности;

  • создание условий для развития исследовательского и рефлексивного подхода студента-практиканта к содержанию и условиям педагогической работы.


1. Основы организации педагогической практики

1.1. Цели и задачи практики

Главная цель педпрактики - завершение формирования профессиональных компетенций студента-педагога, практическое освоение основных функций работы, непосредственное знакомство с ключевыми элементами работы классного руководителя.

Общие задачи педагогической практики:

  • Применение на практике усвоенных теоретических знаний, и практическое использование элементов педагогических техник и технологий в процессе решения задач образования.

  • Овладение основными видами и формами как педагогической, так и управленческой деятельности, профессиональными умениями и навыками, формирование профессионально-личностных качеств преподавателя.

  • Изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, соответствующих профилю подготовки студента, передового педагогического опыта, оказание посильной помощи разнообразным образовательным учреждениям.

  • Развитие и воспитание у студентов устойчивого интереса к педагогической деятельности.

  • Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

  • Формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей особенностям и потребностям системы образования региона. 

В процессе педагогической практики у студента должны формироваться следующие профессиональные умения:
в области конструктивных функций:

  • определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей коллектива;

  • планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения;

  • обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства образования и воспитания, определять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;

  • проводить разностороннюю работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей;

  • осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения, творческих группах и объединениях детей;

  • проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять педагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс;

  • развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности, овладению навыками первой медицинской помощи;

  • использовать в учебно-воспитательном процессе различные технические средства: компьютерную технику, аудио- и видео средства и разнообразные наглядные пособия;

  • разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия;

  • проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

  • стать активным участником процесса превращения образования в основное средство создания культурного пространства.

в области организаторских функций:



  • управлять учебно-познавательной деятельностью детей и формировать у них общеобразовательные умения и навыки;

  • рационально распределять время на занятиях и во внеучебных мероприятиях, выполнять намеченный план;

  • организовывать воспитательную работу во все время общения с детьми;

  • организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями).

в области коммуникативных функций:



  • использовать разнообразные формы и методы педагогического взаимодействия с детьми, родителями, коллегами;

  • строить деловые и личные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

  • создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности.

в области исследовательских функций:



  • изучать личность детей и коллектива с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

  • изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), альтернативные и вариантные программы.


Задачи педагогической практики студентов:
1. Ознакомление с учебно-воспитательной работой в школе и других учебных заведениях. С этой целью организуются встречи и беседы с педагогическим коллективом школы и ее руководством, проводится изучение школьной документации, в том числе планов работы. Для ознакомления с учебной работой проходят беседы с преподавателями, изучение программ по предмету, в частности, данной школы, анализ дидактических материалов кабинета, посещение уроков и внеклассных занятий, ознакомление с планом работы.

2. Отработка и закрепление студентами знаний по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам; применение их на практике для конструирования и проведения урока, его анализа. В этих целях организуется посещение и анализ уроков, разработка и обсуждение планов и конспектов уроков, проведение уроков в закрепленных классах, их анализ.

3. Продолжение формирования и закрепление в практической деятельности педагогических умений преподавателя:

- проведение структурно-функционального анализа учебного материала;
- определение целей изучения раздела, темы;

- определение места конкретного урока в общей системе обучения, типа и формы урока, формулирование целевой установки;

- отбор исторического содержания урока, соответствующих ему приемов и средств преподавания, учитывающих цели урока и уровень подготовки преподавателя;

- выделение оптимальных уровней познавательной самостоятельности учеников и, с учетом этого, планирование их учебной деятельности на всех этапах урока;

- формирование в процессе учебной работы у школьников умений, определяемых образовательными стандартами и конкретными учебными программами;

- знакомство с тематическим планированием в школе, уточнение методических комплексов по классам;

- планирование урока и реализация его на практике;

- анализ уроков однокурсников и собственных уроков;

- разработка и проведение уроков в различных формах (лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, деловые игры, и т.п.);

- разработка и проведение внеклассных мероприятий по предмету (экскурсии, предметные вечера, КВН и т.д.), их анализ;

- применение на практике приемов и средств формирования теоретических знаний;

- выявление внутрипредметных и межпредметных связей, реализация их в учебном процессе;
- обучение школьников ориентации в социальной действительности на основе полученных теоретических знаний.


1.2. Структура деятельности студентов-практикантов


1. Практика может быть организована во всех типах школ и иных учебных заведениях, реализующих программы основного общего и (или) полного среднего образования. Педагогическая практика проводится в два этапа: на III курсе и на IV курсе.

2. Установочная конференция по педагогической практике проводится в срок, установленный в распоряжении учебной частью. На ней уточняются цели, задачи, ход практики, обсуждаются нормы и формы отчетности, порядок ведения документации студентами-практикантами.
4. Ход педагогической практики определяется программой. В ходе практики студенты вводятся в круг реальных проблем профессионального труда преподавателя, классного руководителя, знакомятся с содержанием и формами его работы. В связи с этим они проводят учебно-воспитательную работу по предусмотренным программой и планом практики направлениям (психолого-педагогическое изучение отдельных учащихся и классного коллектива, планирование и проведение уроков и факультативных занятий, внеклассная работа по предмету, беседы с учителями, социальными педагогами, психологами школы, и др.). При необходимости и наличии возможностей студенты-практиканты могут включаться в методическую и исследовательскую (в том числе экспериментальную) работу.

Как в период прохождения практики, так и по ее окончании студенты-практиканты предоставляют отчетные документы и учебно-методические материалы установленных форм.
Студенты получают систематическую помощь со стороны преподавателя и администрации школы. По окончании педагогической практики студенты получают оценку их подготовленности к профессиональной деятельности в школе.

5. По окончании педагогической практики, как правило, через 2 недели после окончания практики, проводится заключительная (итоговая) конференция. На ней обсуждаются результаты прохождения педпрактики, подводятся итоги, производится оценивание работы студентов. 

1.3. Права и обязанности студентов, проходящих педагогическую практику

Студент-практикант имеет право:
1. Получать своевременную и полную информацию по всем вопросам, касающимся прохождения педпрактики.

2. Обращаться к руководителям практики, администрации и преподавателям школы для получения информации, а также помощи в разрешении возникающих в процессе практики проблем.

3. Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики.

4. Участвовать в работе педагогических конференций, совещаний школы, посещать родительские собрания.

5. Пользоваться библиотекой, кабинетами, находящимися в них учебно-методическими пособиями и техническими средствами обучения.

6. На обеспечение условий труда в соответствии с существующими нормативами.
7. На защиту профессиональной чести и достоинства.


Студент-практикант обязан:
1. Выполнить все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики.
2. Строго соблюдать требования распорядка и внутренних нормативных документов образовательного учреждения, в котором проводится практика.

3. Не допускать нарушения законных прав и интересов учащихся при проведении уроков, внеклассных мероприятий и т.п. видов работы.

4. Подчиняться распоряжениям администрации образовательного учреждения и руководителей педпрактики.

5. Своевременно и в надлежащем виде представлять установленные отчетные документы по практике.

1.4. Обязанности руководителей педагогической практики

Руководитель педагогической практики:



  • организует установочные и итоговые конференции;

  • координирует работу групповых руководителей, а также руководителей по психологии и педагогике;

  • отвечает за распределение студентов на педагогическую практику;

  • проводит консультации с групповыми руководителями;

  • анализирует результаты практики и сдает отчет по итогам
    практики.


Групповой руководитель педагогической практики:



  • принимает участие в установочных и итоговых конференциях;

  • принимает участие в планировании и организации педпрактики, вносит необходимые по условиям конкретного образовательного учреждения или иным обстоятельствам изменения в программу и план практики;

  • выдает индивидуальные творческие задания студентам, утверждает индивидуальные планы прохождения практики;

  • оказывает помощь студентам в подготовке и проведении уроков и учебных мероприятий;

  • при необходимости проводит семинары, совещания, консультации (в том числе индивидуальные) со студентами-практикантами;

  • присутствует на проводимых студентами мероприятиях, руководит их обсуждением, анализирует и оценивает их;

  • представляет сведения по итогам практики руководителю.

1.5. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов


Руководители при выявлении оценки руководствуются следующими критериями:
1) Качество отдельных видов учебно-педагогической деятельности студентов.

2) Отношение к педагогической профессии, к детям; умение строить профессиональные отношения с педагогическим коллективом и родителями.

3) Отношение к педагогической практике.

4) Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.

5) Уровень анализа и самоанализа педагогической деятельности.

6) Качество отчетной документации.

При подведении итогов учитывается мнение классных руководителей, преподавателя и администрации школ. Как правило, рекомендация администрации и преподавателя образовательного учреждения по итоговому оцениванию деятельности студента-практиканта имеет приоритетный характер.

Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется руководителем группы студентов-практикантов в соответствии с примерными нормами оценки знаний и умений студентов по педпрактике.

Перечисленные критерии оценки уточняются и конкретизируются с учетом особенностей конкретного этапа педагогической практики, особенностями образовательного учреждения, иными значимыми обстоятельствами.

2. Педагогическая практика (III курс)

2.1. Особенности педпрактики

Педагогическая практика на III курсе проводится в течение 3-х недель с отрывом от учебы. Являясь для подавляющего большинства студентов первым опытом применения теоретических представлений об организации образовательного процесса в реальных условиях, педпрактика в значительной мере выполняет ориентационную и пробную функции. Исходя из этого, перед студентами-практикантами на III курсе ставится ограниченное число задач, связанных с непосредственным осуществлением преподавательской деятельности, при относительно большом объеме работы исследовательского характера.

Таким образом, основные специфические задачи педагогической практики могут быть сформулированы следующим образом:

1) ознакомиться с реальным функционированием образовательной системы учебного заведения;

2) определить ключевые факторы, обуславливающие характерные черты обучения в данном учебном заведении;

3) изучить и проанализировать ход конкретных образовательных мероприятий, в первую очередь - уроков. С этой целью необходимы посещение и анализ уроков, проводимых как преподавателями образовательного учреждения, так и другими студентами-практикантами;
4) приобрести личный опыт планирования и осуществления образовательного мероприятия (как в урочной, так и во внеурочной форме);

5) освоить базовые навыки рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности (самоанализ, самооценка).

С этой целью проводится не менее 3 уроков в закрепленном классе и 1 внеклассное мероприятие.

Явка в базовую школу назначается в ближайшие дни после установочной конференции. В школе за студентами закрепляются классы, определяется содержание работы согласно рабочей программе.

Готовясь к занятиям, студенты разрабатывают конспекты уроков: которые утверждаются преподавателем. Конспекты первых уроков желательно обсуждать всей группой.

2.2. Примерная программа

1 неделя

1. Встреча с руководством школы, преподавателями, классными руководителями.

2. Беседа с преподавателями, обсуждение календарного плана уроков и внеклассных мероприятий.
3.Посещение уроков с целью ознакомления с методикой работы преподавателя, анализ уроков, выявление степени подготовленности учащихся. Работа в кабинете; ознакомление с дидактическими материалами, оборудованием кабинета.

4. Изучение учащихся закрепленного класса, посещение уроков по различным предметам, внеклассных мероприятий, беседы с классным руководителем, преподавателями.
5. Изучение школьной документации (устав и образовательная программа школы, план классного руководителя, классный журнал, личные дела учащихся, и т.п.).

6. Составление общего плана работы студента на весь период практики (уроки, внеклассная работа по предмету, воспитательные функции).

7. Планирование сроков и тем зачетных уроков.

8. Подготовка 1 варианта конспекта урока.


2 неделя
1. Продолжение работы (отбор дидактических материалов, литературы для уроков).
2. Посещение уроков и внеклассных занятий в закрепленном классе. Посещение уроков своих коллег, их анализ.

3. Планирование и проведение пробных уроков в закрепленном классе, их самоанализ.
4. Проведение внеклассных мероприятий в помощь классному руководителю.
3 неделя
1. Планирование и проведение зачетных уроков в закрепленном классе, их самоанализ.
2. Посещение уроков своих коллег, их анализ.

3. Проведение внеклассного зачетного мероприятия.

4. Посещение внеклассных мероприятий своих коллег (по предмету и воспитательных), их анализ.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

6. Участие в производственном совещании, подведение предварительных итогов практики.


2.3. Отчетность студента-практиканта


В период проведения практики студенты-практиканты представляют:

1) График проведения пробных и зачетных мероприятий (уроков) в течение первой недели практики.

2) Планы пробных и зачетных мероприятий (уроков) - в сроки, определенные преподавателем, курирующим практиканта в образовательном учреждении, и групповым руководителем.

По окончании практики (до заключительной конференции) студенты-практиканты представляют:
1) Отзыв-характеристику о прохождении практики установленного образца, подписанную руководителем образовательного учреждения и преподавателем, курировавшим практикантов, и заверенную печатью образовательного учреждения.

2) Подробные планы зачетных мероприятий (не менее 2-х уроков и 1 внеклассного мероприятия).
3) Анализ посещенных уроков и мероприятий, проводившихся другими практикантами или преподавателем образовательного учреждения (не менее 2-х уроков/мероприятий).
4) Дневник практиканта. Дневник составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие элементы:

  • Сведения о школе (специфика учебного заведения, тип школы, традиции, концептуальные положения работы - что представляет собой учебное заведение, его характеристика, расписание звонков, расписание классов, в которых проходит практика; особенности методической и педагогической деятельности в школе; особенности преподавания предметов).

  • Самоанализ и самооценка деятельности в период прохождения практики (что планировалось и что удалось; что не удалось и почему; какие надежды не оправдались; что удивило; какие проблемы возникали, удавалось ли их разрешать; и т.п.)

  • Основные выводы и предложения по работе конкретного учебного заведения и по проведению практики. Последняя часть особенно важна, поскольку позволяет организаторам практики вносить необходимые коррективы, что может существенно «упростить жизнь» студентам последующих курсов.

3. Педагогическая практика (IV курс)

3.1. Особенности педпрактики

Педагогическая практика на IV курсе проводится в течение 3-х недель с отрывом от учебы. К этому времени студент уже имеет начальный опыт практического выполнения педагогических функций, а также достаточно полные систематические представления в области базовых разделов психолого-педагогических дисциплин. Следовательно, в отличие от первой практики, педпрактика на IV курсе в первую очередь выполняет функции развития и закрепления первоначальных умений и навыков, углубления и расширения профессиональных компетенций преподавателя. Исходя из этого, перед студентами-практикантами на IV курсе ставятся задачи, предполагающие более полное непосредственное осуществление преподавательской деятельности, включая планирование не только отдельных мероприятий, но и целостных этапов процесса обучения.
Таким образом, основные специфические задачи педагогической практики могут быть сформулированы следующим образом:

1) продолжить анализ реального функционирования образовательной системы учебного заведения, ключевых факторов, обуславливающих характерные черты обучения;
2) расширить навыки анализа конкретных образовательных мероприятий, в первую очередь - уроков. С этой целью необходимы посещение и анализ уроков, проводимых как преподавателями образовательного учреждения, так и другими студентами-практикантами (анализ не менее 3 уроков);

3) приобрести личный опыт планирования целостных этапов процесса обучения. С этой целью составляется тематическое планирование блока тем, охватывающих уроки по предмету в конкретном классе на весь период практики;

4) углубить и закрепить навыки планирования и осуществления образовательного мероприятия (как в урочной, так и во внеурочной форме);

5) расширить навыки рефлексивного отношения к собственной педагогической деятельности (самоанализ, самооценка).

С этой целью проводится не менее 4 уроков в закрепленном классе и 1 внеклассное мероприятие.

Явка в базовую школу назначается в ближайшие дни после установочной конференции. В школе за студентами закрепляются классы, определяется содержание работы согласно рабочей программе.

Готовясь к занятиям, студенты разрабатывают конспекты уроков: которые утверждаются преподавателем. Конспекты первых уроков желательно обсуждать всей группой. По мере накопления опыта по усмотрению методиста, студенты могут переходить от подробного конспекта к развернутому плану урока.

3.2. Примерная программа

1 неделя

1. Встреча с руководством школы, преподавателем, классными руководителями.

2. Беседа с преподавателем, обсуждение календарного плана уроков и внеклассных мероприятий.

3. Посещение уроков с целью ознакомления с методикой работы преподавателя, анализ уроков, выявление степени подготовленности учащихся. Работа в кабинете; ознакомление с дидактическими материалами и оборудованием.

4. Изучение учащихся закрепленного класса, посещение уроков по различным предметам, внеклассных мероприятий, беседы с классным руководителем, преподавателем.

5. Изучение школьной документации (устав и образовательная программа школы, план классного руководителя, классный журнал, личные дела учащихся, и т.п.).

6. Составление общего плана работы студента на весь период практики (уроки, внеклассная работа по предмету, воспитательные функции).

7. Составление тематического планирования на весь период прохождения практики.

8. Планирование сроков и тем зачетных уроков.

9. Начало проведения уроков в закрепленном классе.
2 неделя
1. Посещение уроков и внеклассных занятий в закрепленном классе. Посещение уроков своих коллег, их анализ.

2. Завершение работы над тематическим планировнием.

3. Планирование и проведение уроков в закрепленном классе, их самоанализ.

4. Проведение внеклассных мероприятий в помощь классному руководителю.
3 неделя


1. Проведение уроков. Зачетные уроки.

2. Посещение уроков своих коллег, их анализ в соответствии с поставленной проблемой.

3. Проведение внеклассного зачетного мероприятия.

4. Посещение внеклассных мероприятий своих коллег (по предмету и воспитательных), их анализ. 

5. Индивидуальная работа с учащимися.

6.Участие в производственном совещании, подведение предварительных итогов практики.

3.3. Отчетность студента-практиканта
В период проведения практики студенты-практиканты представляют:

1) График проведения пробных и зачетных мероприятий (уроков) - руководителю в течение первой недели практики.

2) Тематическое планирование процесса обучения в закрепленном классе - преподавателю, курирующему практиканта в образовательном учреждении, и групповому руководителю, в определенные ими сроки.

3) Планы пробных и зачетных мероприятий (уроков) - в сроки, определенные, курирующим практиканта в образовательном учреждении, и групповым руководителем.


По окончании практики (до заключительной конференции) студенты-практиканты представляют:
1) Отзыв-характеристику о прохождении практики установленного образца, подписанную руководителем образовательного учреждения и преподавателем, курировавшим практикантов, и заверенную печатью образовательного учреждения.

2) Окончательный вариант тематического планирования процесса обучения в закрепленном классе.

3) Подробные планы зачетных мероприятий (не менее 4-х уроков и 1 внеклассного мероприятия).

4) Анализ посещенных уроков и мероприятий, проводившихся другими практикантами или преподавателем образовательного учреждения (не менее 4-х уроков/мероприятий).

5) Дневник практиканта. Дневник составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие элементы:

  • Сведения о школе (специфика учебного заведения, тип школы, традиции, концептуальные положения работы - что представляет собой учебное заведение, его характеристика, расписание звонков, расписание классов, в которых проходит практика; особенности методической и педагогической деятельности в школе; особенности преподавания предметов). Если первичную практику студент проходил в этом же образовательном учреждении, рекомендуется сделать акцент на изменения в собственном восприятии и оценке образовательной среды (ситуации), произошедшие за время двух этапов педпрактики.

  • Самоанализ и самооценка деятельности в период прохождения практики (что планировалось и что удалось; что не удалось и почему; какие надежды не оправдались; что удивило; какие проблемы возникали, удавалось ли их разрешать; и т.п.).

  • Основные выводы и предложения по работе конкретного учебного заведения и по проведению практики. Последняя часть особенно важна, поскольку позволяет организаторам практики вносить необходимые коррективы, что может существенно «упростить жизнь» студентам последующих курсов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

В помощь студенту
«Традиционный» урок

В современной массовой школе господствующая форма обучения - классно урочная, где класс - группа учащихся постоянного состава и примерно одинакового возраста, урок - занятие с классом продолжительностью 40-45 минут. Еще несколько десятилетий назад американские специалисты остроумно показали, что в классно-урочной системе, где состав учебной группы и время работы являются константами, объем учебной программы и результаты обучения неизбежно становятся переменными. Тем не менее, в традиционных представлениях именно классно-урочная система обеспечивает «прохождение» всеми учениками класса одинаковой учебной программы, «получение единых базовых знаний».


Типология уроков

Существует несколько классификаций уроков, ни одна из которых на сегодняшний день не является общепринятой. В «московской методической традиции» наиболее употребляемой является восходящая к работам П.В. Горы и его учеников классификация по «типам» и «видам» уроков, где первые выделяются на основе дидактической структуры урока, вторые - на основе методических форм работы учителя и учащихся.



Классификация типов урока по его дидактической структуре

«Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока» (О.Ю. Стрелова).

Как правило, выделяются следующие семь «структурных компонентов» урока, выделяемые на основе дидактических задач:

1. Организационный момент.

2. Подготовка учеников к восприятию новой темы (актуализация ранее приобретенных знаний и умений, иногда - постановка проблемы, мотивация, планирование…)

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на репродуктивном уровне. Этот элемент не всегда присутствует на уроке обособленно, порой как бы «растворяясь» в предыдущем и последующем.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях (решение задач, дискуссии и т.п.)

6. Организация домашнего задания (как правило, этот элемент завершает урок, но вполне допустимо использование любого подходящего момента - в том числе задание «по частям», после изучения соответствующих разделов темы, и пр.)

7. Проверка знаний и умений.

Легко увидеть, что не все перечисленные элементы имеют самостоятельное значение. Так, оргмомент присутствует на любом уроке (в традиции - то же можно сказать и об организации домашнего задания); компонент № 2 всегда предшествует № 3, а № 4 - всегда следует за № 3. Таким образом, «основными» компонентами оказываются №№ 3, 5, 7.

Возможные варианты их сочетаний приводят нас к выделению четырех типов уроков:


1. Урок изучения нового материала

2. Повторительно-обобщающий урок

3. Контрольный урок

4. Комбинированный урок




Классификация видов урока по методическим формам

В современной теории и практике школьного обучения существует значительное многообразие форм учебной работы. При этом классификация самих форм весьма противоречива, поскольку может быть проведена по самым различным основаниям: познавательным приемам (рассказ, беседа, работа с текстом), источникам информации (экскурсия, киноурок и т.п.), и многим другим. Поэтому приведем лишь некоторые наиболее распространенные примеры видов урока:

1. Уроки изучения нового материала: лекция, беседа, семинар, лабораторное занятие (самостоятельная работа учащихся с текстами, картами и т.п.), экскурсия, киноурок, и др.

2. Повторительно-обобщающие уроки: повторительная беседа, учебная дискуссия, конференция, спектакль, ролевая игра, и др.

3. Контрольные уроки: опрос, проверочная беседа, КВН, письменная проверка знаний (тестирование, контрольная работа, историческое сочинение), и др.

На практике наиболее распространенным видом урока является комбинированный, т.е. представляющий собой сочетание различных методических форм.


Таким образом, наиболее распространенными в современной практике массовой школы являются уроки, комбинированные как по типу, так и по виду.
Подготовка учителя к традиционному уроку
Этапы планирования урока

В методической литературе существует большое число разнообразных рекомендаций по подготовке урока. Обобщая эти рекомендации, можно предложить следующую схему.



  • Определение места конкретного урока в рамках курса и системы школьного образования в целом. Основания: анализ государственного стандарта и учебной программы; анализ познавательных возможностей учащихся (в том числе особенностей конкретного класса); тематическое планирование.

  • Определение целей и задач урока (структурно-функциональный анализ).

  • Определение типа урока; первичный анализ и выбор адекватных методических средств и форм; определение вида урока.

  • Формулировка темы урока; конструирование структуры урока; составление сокращенного плана.

  • Отбор учебного содержания. Окончательный выбор адекватных методических средств.

  • Составление развернутого плана урока.

Данная последовательность не является жесткой; возможно, при подготовке к конкретному уроку придется возвращаться к «пройденным» этапам.

График зачетных уроков
Расписание проведения зачетных уроков по педагогической практике(в течение недели после начала практики)
курс…/ форма обучения …


№ п/п

ФИО студента

№ группы

дом. тел.

база практики


предмет

дата

время

класс

кабинет






















План-конспект урока

Класс, дата, предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Цели урока:

Оборудование:

Ход урока


Деятельность преподавателя


Деятельность учащихся


В эту графу записывается краткий план урока


Содержание нового учебного материала; приемы работы преподавателя


Предполагаемые ответы учащихся; результаты выполнения заданий; формы деятельности и виды активности; и пр.



Упрощенный развернутый план урока

Класс, дата, предмет:

Тема урока:

Тип урока:

Вид урока:

Цели урока:

Оборудование:

Этапы урока


Основное содержание


Приемы и формы учебной работы


Используемые средства обучения


Пункт краткого плана с указанием задач, решаемых на каждом конкретном этапе урока


Изучаемые факты, теоретические положения и т.п.


Методические приемы и формы работы по каждому пункту плана


Тексты из учебника, документы, картины, карты, схемы, карточки с заданиями и т.п.




ОТЗЫВ

о работе студента ____ курса ____________________________________________________
_________________________________________________________________, проходящего
(фамилия, имя, отчество студента)
педагогическую практику в_____________________________________________ по адресу
_____________________________________________________________________________
с ________________________ 20___г. по ____________________________________ 20___г.


_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента (полностью))
за время прохождения педагогической практики посетил __ уроков по специальности. 
По плану дал _________ уроков и провел_______ внеклассных мероприятий на тему:_________________________________________________________________________ 
В период работы_______________________________________________________________ 
(фамилия, имя, отчество студента (полностью))
_____________________________________________________________________________
(краткая характеристика уровня подготовки и отношения к работе) 
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Директор школы _______________ (подпись)
Место печати


Оценка за педагогическую практику _______________________________

Руководитель (подпись) «_______» _________________ 20___г.

Библиография


  1. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. – М., 1993.

  2. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История: Методика преподавания. – М.: Поматур, 2001. – (Оп. по обл. На титуле: Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов).

  3. Блок М. Апология истории или ремесло историка. – М., 1979.

  4. Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г Наше родимое образование (Вечно несвоевременные мысли) // Научно-образовательное книгоиздание, 1995 № 1, с.81-85.

  5. Богоявленский Б.Д. Митрофанов К.Г. История “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих”... // “Первое сентября”, приложение «История», 1994, № 27.

  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: Владос, 2003.

  7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практич. пос. для учителей. – М.: Владос, 2005.

  8. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. – М., 1996.

  9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988.

  10. Диагностика: успешности учителя: Сб. методических мат. для руководителей школы. / Сост. Т. В. Морозова. – М., 1997.

  11. Драхлер А. Б. Сборник кроссвордов по истории древнего мира для 6 класса средней школы. – М., 1994.

  12. Каспржак А., Митрофанов К., Поливанова К., Соколова О., Цукерман Г. Почему наши школьники провалили тест PISA, часть 1. // Директор школы. № 4. 2005.

  13. Каспржак А.Г, Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA-2000. – Часть 2. – М., Логос, 2004.

  14. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000. – М., Университетская книга, 2005.

  15. Кафедра методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин Ярославского ГПУ им. К.Д. Ушинского // http://www.history.yar.ru/kafmetod.html. 

  16. Конаржевская Ю.А. Анализ урока. Приложение к журналу «Завуч». – М., 2000.

  17. Короткова М.В. История Средних веков. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Экзамен, 2004.

  18. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. Для учащихся старших классов. – М.: Владос, 2002. 

  19. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Владос, 2003. 

  20. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: Владос, 2000. 

  21. Короткова М.В. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2002. 

  22. Митрофанов К., Шаповал В. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Изд. дом "Новый учебник", 2001. 

  23. Митрофанов К., Шаповал В. Как быстро и правильно написать конспект. - М.: Изд. дом "Новый учебник", 2001. 

  24. Митрофанов К., Шаповал В. Как правильно работать с тестами по истории. - М.: Изд. дом "Новый учебник", 2002. 

  25. Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обществознание». – М., Вита-Пресс. 2004.

  26. Митрофанов К.Г., Попова С.А. Об основных понятиях концепции гуманитарного образования/ В сб. Гуманитарное образование в гимназии. Проблемы, концепции. – М., 1996. С.64 - 102 .

  27. Митрофанов К.Г., Уколова И.Е.. К вопросу о деятельностном содержании исторического образования. /“Первое сентября”, приложение История. 2001. № 12.

  28. Моргунова Ю.А., Чичерина О.В. Учебно-справочное пособие по педагогической практике / Географический факультет МГПУ. – М.: МГПУ, 2005.

  29. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000.

  30. О современных методах преподавания истории / Гусев М. В., Пивоварова Л. В., Овчинникова Н. П., Митрофанов К. Г., Борисовская О. Р., Кропанева Г. К., Гольденберг М. Л., Тихонова С. В., Эйдельман Т. Н., Алексеева Л. В. // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 4. – С. 63-65.

  31. Решетников П. Е. Организация педагогической практики в нач. классах. – М.: Владос, 2002. 

  32. Современные требования к уроку: Методические рекомендации учителю / Сост. – М. В. Москаленко, Н. А. Алямовская. – М., 2002.

  33. Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов. / Сост. Л. П. Ромадина. – Ч. 1-2. – М., 1996.

  34. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2002. – 210 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница