Методические рекомендации «воспитание культуры здоровья у учащихся»



Скачать 377.89 Kb.
страница1/2
Дата05.08.2016
Размер377.89 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации
«ВОСПИТАНИЕ

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

У УЧАЩИХСЯ»

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РАЗДЕЛ 1. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АДРЕСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

В настоящее время существует большое количество мероприятий, проводимых с целью воспитания культуры здоровья у учащихся, однако в большинстве случаев схема определения наиболее эффективных мероприятий отсутствует. В данной связи особую актуальность приобретает построение модели выбора наиболее оптимальных условий формирования культуры здоровья у школьников, направленное на решение проблемыизобилия технологий, а также сложности осуществления выбора наиболее оптимальных направлений и методов воспитания культуры здоровья в конкретных условиях.

Кроме того, затруднительным является определение технологии оценки эффективности проводимых мероприятий, которые призваны не просто «развлечь» учащихся, а в конечном итоге повлиять на их состояние здоровья.Иными словами, по итогам воспитательных мероприятия учащийся должен не только узнать и задуматься о методахсохранения и укрепления здоровья, но и внедрить их в свою повседневную практику, что приведет к улучшению его физиологических, психологический и иных параметров.

Таким образом, культура здоровья – осознанная самомотивациячеловека к ведению здорового образа жизни, реализующаяся посредством внедрения комплекса оздоровительных мероприятий в практику своей жизнедеятельности на основе полученной информации и сформированных ценностей.

Рассмотрим процесс определения наиболее оптимальных воспитательных мероприятий. Для того чтобы спланировать направления работы, которые будут эффективны в отношении конкретного ребенка (группы детей), необходимо проанализировать:факторы, влияющие на уровень культуры здоровья, индивидуальные потребности индивидуума, ведущие каналы восприятия.

Таким образом, разработка системы адресных воспитательных мероприятий базируется на следующих аспектах:

1. Проведение диагностики основных параметров:

- выявление определяющего фактора, влияющего на уровень культуры здоровья (см. пункт 1.1),

- выявление проблем в исходном уровне культуры здоровья школьников, определение ключевых потребностей в рамках воспитания культуры здоровья (см. пункт 1.2),

- определение ведущего канала восприятия ученика,

2. Определение мероприятий:

- выбор наиболее оптимальных мероприятий из общей матрицы (см. пункт 1.3).



1.1. Факторы, влияющие на уровень культуры здоровья школьников
и наиболее эффективные мероприятия

Таблица 1.





Факторы

Мероприятия

1. Внутренние факторы

1.1

Состояние здоровья

Диагностика состояния здоровья и рекомендация мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья

1.2

Прошлый опыт

Проведение бесед и психологических тренингов, основанных на осознании и анализе школьниками прошлого опыта, а также на формировании практических выводов и извлечение уроков

1.3

Установки

Проведение тренингов по формированию установок, способствующих воспитанию культуры здоровья

1.4

Структура досуга, организация свободного времени

Внедрение мероприятий, направленных на содействие школьникам и их родителям в выборе способа проведения досуга учащихся:

- фестивали «Хобби- и спортоориентация», в ходе которого учащиеся и родители могут ознакомиться с различными видами досуга и попробовать себя в тех или иных видах спорта и творчества,

- встречи с успешными людьми для агитационных бесед о спорте / творчестве и т.д. как способе времяпрепровождения

- и т.д.


Создание условий для эффективного внутришкольноговремяпрепровождения:

- организация системы дополнительного образования,

проведение агитационных акций по привлечению учащихся к посещению кружков,

- формирование у учащихся осознанной мотивации к полезному времяпрепровождению



2. Внешние факторы

2.1

Семья


Проведение мероприятий, направленных на просвещение родительской общественности:

- мини-лекторий «Здоровье человека», в ходе которого родители получают основные знания о здоровье человека,

- серия тренингов и тематических собраний «Психологическое здоровье ребенка», направленных на формирование у родителей психологической грамотности взаимодействия с ребенком

Проведение мероприятий, направленных на вовлечение родителей в деятельность по воспитанию культуры здоровья:

- конференции для учащихся и родителей по тематике здоровья,

- игры (спортивные и психологические), члены команд в которых – ученики и их родители,

- семейные конкурсы по тематике здоровья

Превентивные мероприятия по формированию культуры здоровья у родителей:

- тематические беседы со школьниками как с будущими родителями

2.2

Круг общения


Трансляция ценностей ЗОЖ через неформальных лидеров

Организация активной командной работы посредством ведения проектной деятельности по тематике здоровья


2.3

Образовательная среда


Принятие и транслирование общешкольной политики ГОУ, при которой здоровье – один из основных приоритетов:

- осознание каждым педагогом своей роли в формировании культуры здоровья у учащихся,

- функционирующаявнутришкольная система поощрений и мотивации участников образовательного процесса к ведению ЗОЖ

Внедрение системы мероприятий по формированию культуры здоровья у участников образовательного процесса

Разработка программы здоровья, принятой всем педагогическим коллективом ОУ

Создание внутришкольного банка методических разработок по тематике здоровья


2.4

СМИ


Создание условий для плодотворного влияния СМИ на уровень культуры здоровья школьников:

- разработка и издание внутришкольных СМИ по тематике здоровья,

- разработка социальных рекламных материалов (буклетов, видеороликов и т.д.) по тематике здоровья

Привлечение СМИ к участию в пропаганде ЗОЖ:

- участие в пресс-конференциях,

- тематические публикации


Можно выделить следующие мероприятия, образующиеся на стыке приведенных выше факторов:

Таблица 2.



Факторы

Мероприятия

1

Родители + СМИ

Организация «Колонки Родителя» в школьных СМИ по тематике здоровья

2

СМИ + досуг

Активное вовлечение школьников в деятельность по написанию статей, планированию выпусков, оформлению и т.д. (как способ организации свободного времени)

3

СМИ + круг общения

Сплочение школьников посредством организации командной проектной работы по созданию печатных, фото-, видеоматериалов по тематике здоровья

4

Родители + образовательная среда

Активное вовлечение родителей в вопросы формирования культуры здоровья посредством организации и проведения мероприятий, предусматривающих участие родительской общественности


1.2. Выявление проблем в исходном уровне культуры здоровья школьников,
определение ключевых потребностей в рамках воспитания культуры здоровья

При выборе наиболее актуальных воспитательных мероприятий, прежде всего, важно провести диагностику исходного уровня культуры здоровья с целью выявления наиболее острых проблем конкретного учащегося или группы учеников. К наиболее часто встречающимся трудностям можно отнести следующие:

- низкий уровень информированности, при котором учащиеся не соблюдают основ ЗОЖ по причине их незнания,

- низкий уровень мотивации к соблюдению правил ЗОЖ, при котором школьники осознают основные пути сохранения и укрепления здоровья, однако не проявляют желания следовать им,

- нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ,

- потребность в самореализации.

Далее становится возможным следующий этап - определение и классификация групп школьников согласно выявленным ранее трудностям, на основе чего осуществляется выбор комплекса мероприятий. Выявленные проблемы и способы влияния на них воспитательными мероприятиями можно представить в виде таблицы №3.

Таблица 3.





Выявленная трудность

Методы
диагностики

Комплекс мероприятий

Реализация мероприятий

1

Низкий уровень информированности

Тестирования, анкеты

Просветительская деятельность

- интерактивный курс,

- тематика здоровья в предметах



2

Низкий уровень мотивации

Проективные методики

Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья

- внедрение комплекса активных методов вовлечения школьников

3

Нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ

Опросы, метод включенного наблюдения, экспертные оценки

Вовлечение во все виды командной работы – воспитание культуры здоровья при помощи коллектива

- командные конкурсы,

- коллективное обучение

и др.


4

Потребность в самореализации

Проективные методики, анкетирования, психологическая диагностика

Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья и возложение организационно-управленческих функций

- участие в Службе здоровья,

- представительские функции,

- выступление в качестве наставника и педагога в вопросах ЗОЖ для более младших школьников


5

Неправильная организация досуга

Опросы (школьников, родителей, педагогов),

метод включенного наблюдения



Мероприятия по организации здорового досуга учащихся

- хобби-ориентация,

- вовлечение в систему дополнительного образования,

- проектная деятельность,

- внеклассные мероприятия и т.д.



Из таблицы видно, что для выявленных групп учащихся со схожими трудностями при формировании ЗОЖ проводятся мероприятия, направленные на минимизацию идентифицированной проблемы. Кроме того, в рамках анкетирования выявляется наиболее авторитетный источник получения данных о здоровье. Таким образом, необходимо классифицировать наиболее эффективные мероприятия в зависимости от выявленных трудностей и наиболее авторитетных источников получения информации. Данное сопоставление представлено в таблице № 4 «Система наиболее оптимальных воспитательных мероприятий».

Таблица 4. «Система наиболее оптимальных мероприятий по критериям выявленных трудностей и авторитетных источников получения информации»

(выявляются в ходе диагностики и анкетирования)

Референтные источники


Источник получения информации о здоровье:

друзья

Источник получения информации о здоровье:

Родители

Источник получения информации о здоровье:

СМИ

Источник получения информации о здоровье:

интернет

Источник получения информации о здоровье:

врачи

Источник получения информации о здоровье:

успешные люди

Проблемы

Низкий

уровень информированности о здоровье

- Выявление неформального лидера и его использование для транслирования идей здоровья,

- Вовлечение в «здоровое общение» посредством совместной проектной деятельности школьников и т.д.



Просвещение родителей с целью последующего просвещения родителями своих детей

- Издание собственных здоровых СМИ,
- Инициирование публикаций по тематике здоровья в СМИ с целью предоставления школьникам знаний по тематике здоровья

- Разработка и ведение информа-

ционного сайта в сети Интернет,


- Создание и ведение тематической группы на популярном сайте «В Контакте»
- Организация распространения социальной рекламы посредством сети Интернет

Создание условий для построения диалога медицинских специалистов и школьников:

- организация регулярных образовательных встреч с врачами,

- совместная разработка игровых информационно-методических материалов для школьников и др.

(медики предоставляют содержательную часть, педагоги придают ей интерактивную форму)

- и др.


Организация информационных встреч-бесед с успешными и интересными людьми для обсуждения вопросов здоровья

Низкий уровень мотивации к ведению ЗОЖ

Формирование у родительской общественности ценностного отношения к здоровью детей с целью их влияние на уровень культуры здоровья у школьников

- Поиск и предоставление школьников социальной мотивирующей рекламы, размещенной в СМИ,

- Разработка собственной социальной рекламы совместно со школьниками



Формирование базы примеров успешных людей и информации об их отношении к ЗОЖ с целью мотивации школьников к ведению здорового образа жизни, рассмотрение наиболее ярких примеров с учениками




Потреб-

ность в самореа-

лизации

- Участие в работе Ученической службы здоровья,

- Внедрение системы наставничества, при которой средние и старшие школьники выступают наставниками для младших

- Применение в работе по здоровьесбере-
жению формата командной работы со сменными ролями, когда роль лидера поочередно исполняют все члены команды


Проведение разъяснительных бесед для комментирования основных возрастных особенностей детей и совместной выработке стратегии обеспечения самовыражения школьников без подавления их личности

Обеспечение выполнения управленческих функций в школьных «Здоровых СМИ»

Предоставление возможности ведения и наполнения странички в сети Интернет




Организация конкурсов для учеников, в жюри которых – успешные личности

Неправиль-

наяорганиза-

ция досуга

Проведения мероприятий, на которых школьники смогли бы проинформировать своих одноклассниках о методах проведения здорового досуга, опираясь на свой пример

Проведение фестиваля по хобби-ориентации для родителей и учеников для оказания помощи в выборе хобби для своего ребенка



Поиск и инициирование публикация по тематике здорового времяпрепровож-
дения

Подборка базы в сети Интернет и размещение на электронных ресурсах о способах проведения здорового досуга

Пояснение медицинскими специалистами о вреде пустого досуга и пользе здорово времяпрепровож-
дения

Организация внеклассной работы, направленной на формирование культуры здоровья у школьников:

- тематические экскурсии,

Внеклассные мероприятия, праздники здоровья, тренинги и т.д.

Кроме того, важно склассифицировать формы предоставления информации о здоровье по критерию ведущего канала восприятия (канал восприятия диагностируется посредством стандартных психологических тестов).

«Наиболее эффективные формы предоставление информации для учениковпо критерию типа восприятия» представлены в таблице 5.

Таблица 5.



Кинестетик

Визуал

Аудиал

Экскурсии по тематике здоровья, макеты (модель легких и т.д.), эксперименты, активное вовлечение в здоровьесберегающую деятельность, очное участие

Видео-иллюстрации:

- социальные ролики, плакаты,

- иллюстрирующие отрывки мультиков и т.д.,

- наглядное представление материала о здоровье: презентации, картинки и т.д.



Лекции, аудио-лекции о здоровье, уроки здоровья,

радио-передачи и т.д.



Таким образом, после диагностики потребностей конкретного ребенка или группы детей из набора мероприятий выбираются те, которые будут наиболее эффективными для выбранной группы учащихся.

Проблематика'>РАЗДЕЛ 2. МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1. Проблематика На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы, сложившиеся в ГОУ и связанные со здоровьесберегающей деятельностью. Проблематика представлена в таблице 6. Таблица 6.



Проблема

Задача

  1. На уровне школьников

1.1

Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников

Предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения

1.2

Не всегда благоразумное (полезное) досуговое времяпрепровождение



Создание условий для здорового досуга школьников

1.3

Сформированная «престижность» вредного образа жизни

Формирование моды на здоровый образ жизни (ЗОЖ), вовлечение школьников в тематику ЗОЖ

  1. На уровне ГОУ

2.1

Наличие огромного количества многообразных мероприятий и отсутствие критериев выбора наиболее эффективных в конкретном случае

Разработка и внедрение в практику образовательного процесса схемы определения наиболее оптимальных групп мероприятий

2.2

Нехватка у педагогического коллектива специальных знаний в области здоровьесбережения

Предоставление знаний и формирование навыков у педагогического коллектива по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья воспитанников

2.3

Отсутствие у педагогов времени на длительный поиск и анализ разработок

Предоставление практических материалов в готовом виде

2.4

Отсутствие объективного опыта внедрения обязательныхпрограммздоровьесбережения

Ознакомление с опытом успешного внедрения программ по здоровьесбережению школьников

2.5

Отсутствие применяемой системы объективной диагностики таких понятий, как уровень культуры здоровья, ценностная мотивация и т.д.

Внедрение системы оценки эффективности реализуемых технологий посредством мониторинга здоровья учащихся до и по итогам мероприятий

Для минимизации выявленных проблем были выделены группы мероприятий. Можно выделить следующие мероприятия повоспитанию культуры здоровья у участников образовательного процесса.

Данные группы мероприятий можно представить следующим образом


    1. Мероприятия по воспитанию культуры здоровья

После проведения диагностики выбираются наиболее подходящие для конкретного ребенка или группы детей комплекс мероприятий, представленных в таблице 7. Рассмотрим их подробнее.

Таблица 7.





Направление

Мероприятие

Результат

Методы измерения

1. На уровне школьников

1.1

Вовлечение школьников в деятельность по воспитанию культуры здоровья


Создание волонтерского объединения «Ученическая служба здоровья» как содействующего педагогической Службе здоровья

Самостоятельное ведение школьниками практической деятельности по здоровьесозиданию


Применение полученных знаний о здоровье на практике
Формирование моды на здоровый образ жизни

- проективные исследования,

- применение контрольных и экспериментальных групп,

- анкетирования,

- анализ статистики вовлеченных школьников,

- метод включенного наблюдения за образом жизни учащихся,

- самоанализ



Инициирование проектной деятельности школьников

Внедрение системы наставничества: студенты-волонтеры проводят мероприятия для школьников, старшие школьники в свою очередь организуют здоровьесозидающую деятельность младших школьников

Внутришкольные конкурсы видеоматериалов, плакатов, агитационных стихотворений, театральных сценок и т.д. по тематике здоровья

Регулярное издание школьных «Здоровых СМИ»

1.2

Просвети-

тельская деятельность



Внедрение в практику образовательного процесса комплексного интерактивного курса по здоровьесозиданию согласно учебному плану

Получение знаний о здоровье в интересной интерактивной форме,

что способствует их усвоению и мотивирует на применение
Комплексное развитие учеников


Интерактивные тестирования



Проведение регулярных тематических Уроков здоровья

Внедрение пятиминуток здоровья

Организация встреч с успешными людьми для бесед о здоровье

Организация фестивалей по здоровьсбережению

1.3

Профилактика вредных привычек


Комплексная пропаганда здорового образа жизни, основанная на выявлении спектра потенциальных причин подверженности вредным привычкам и реализации мероприятий относительно каждой группы причин

Повышение «иммунитета» школьников к вредным привычкам

Снижение количества учеников, подверженных вредным привычкам


- анкетирования,


- анонимный самоанализ

1.4

Здоровый досуг учащихся


Регулярное проведение «Хобби- и спортоориентации» как возможности неопределившимся с досугом школьникам попробовать и выбрать для себя хобби и вид физической активности

Осознанный выбор учениками здорового досугового времяпрепровождения



- опросы, беседы,


- анализ статистики

Функционирование системы дополнительного образования

Проведение «здоровых дискотек»




1.5

Практическая реализация здоровье-
сберегающих технологий в учебном процессе

Проведение физкульт-минуток

на уроках



Воплощение теоретической информации в практику

- наблюдение,

- анализ статистки и конспектов уроков,

-опросы


Проведение динамических (игровых) переменок

Организация двигательной активности во время досуга

Проведение диагностики психологического состояния и снятия напряжения на уроке

Психологическая адаптация

2. На уровне педагогов

2.1

Повышение квалификации педагогов


Повышение квалификации педагогов согласно учебному плану

Наличие необходимых знаний о динамическом состоянии здоровья школьников,

возможностях воспитания культуры здоровья и др.,

а также успешное внедрение полученных знаний в образовательный процесс

- анализ статистики,


- самоанализ педагогов
- экспертная оценка открытых мероприятий


Организации постоянно действующих тематических семинаров для педагогического коллектива с целью предоставления знаний в области здоровьесбережения школьников

Внедрение системы «Корпоративного обучения»

Внедрение тематики здоровья в общеобразовательные предметы

2.2

Консолидация усилий педагогического коллектива


Разработка и проведение интегрированных уроков по тематике здоровья и профилактике девиантного поведения и воспитания ЗОЖ

- взаимодействие педагогов по тематике здоровья школьников

- повышение эффективности общешкольной деятельности по воспитанию культуры здоровья школьников


- анкетирования и опросы,


- анализ статистики,
- метод включенного наблюдения

Организация командной проектной научно-методической деятельности педагогов

2.3

Информаци-

онноесопровожде-ние процесса воспитания культуры здоровья



Информационная поддержка мероприятий по культуре здоровья: разработка презентаций, оформление буклетов и др.

Значительная оптимизация всех этапов процесса воспитания культуры здоровья посредством успешного внедрения информационных технологий



- анкетирования заинтересованных и вовлеченных лиц,


- анализ статистики

Сбор, обобщение и организация доступа к электронной методической литературе по тематике здоровья

Организация электронных коммуникаций между участниками процесса воспитания культуры здоровья

Электронное тиражирование успешного опыта

2.4

Обучение собственным примером


Формирование готовности педагогического коллектива к демонстрированию верного примера учащимся и осознания значимости данного фактора:

- отказ от вредных привычек


(как минимум, на территории ОУ),

- соблюдение основ правильного питания (предпочтение обеда хлебо-булочным изделиям и др.),

- поддержание себя в хорошей физической форме,

- соблюдение здорового и активного досуга,

- психологическая устойчивость


- формирование культуры здоровья у педагогов,

- предоставление правильного примера учащимся



- опросы,

- метод включенного наблюдения



3. На уровне родителей

3.1

Диагностика


Проведение регулярной диагностики уровня культуры здоровья родителей, их представлений о здоровье детей, предложений по мероприятиям, степени удовлетворенности и т.д.

Получение объективных данных о представлениях родителей для консолидации усилий

- результаты анкетирования,

- отзывы,

- динамика статистических данных

3.2

Просвещение


Интерактивный лекторий

Предоставление родителям необходимых знаний о здоровье детей

- анализ посещений,

- анкетирования



Организация тематических общих и индивидуальных собраний

3.2

Вовлечение


Проведение конференций, фестивалей, конкурсов и т.д. при непосредственном участии родителей в команде

Активная роль родительской общественности в воспитании культуры здоровья у школьников,

интеграция усилий



- анализ степени участия (статистические данные),

- отзывы,

- анкетирования


Организация колонки для родителей в школьных СМИ

Таким образом, пользуясь методикой подбора наиболее оптимальных воспитательных мероприятий, ОУ сможет значительно увеличить эффективность деятельности по воспитанию культуры здоровья. Рассмотрим подробнее содержательную часть мероприятий.
Направление 1. «Вовлечение школьников

в деятельность по воспитанию культуры здоровья»

1.1. Создание Ученической службы здоровья (УСЗ). Для полноценного использования внутренних ресурсов ГОУ предлагается модель общешкольной Службы здоровья, состоящей из двух основных составляющих: Педагогической и Ученической Службы здоровья. Обоснование создания УЗС можно свести к следующим основным аспектам:

- усиление "внепредметного" взаимодействия педагогов и школьников;

- максимальное использование внутришкольных человеческих ресурсов;

- активное вовлечение учащихся в деятельность по здоровьесбережению;

- повышение эффективности деятельности за счет учета большего количества различных по комплексу критериев предложений;

- предоставление ученикам возможности получения управленческого опыта;

- активизирование механизма школьного самоуправления.

Можно выделить следующие базовые направления деятельности УСЗ:

- внутришкольные технологии здоровьесбережения: организация игровых переменок, разработка физкультминуток для старших школьников и т.д.;

- научная деятельность по здоровьесбережению;

- пропаганда ЗОЖ: школьные СМИ, разработка и внедрение фото- и видеоматериалов;

- помощь в организации мероприятий по здоровьесбережению.

Основные роли и обязанности школьников при создании УСЗ можно свести к следующим:

- руководитель: организация деятельности УСЗ; координация участников;

- методист-организатор: разработка ученических программ по здоровьесбережению; взаимодействие с участниками проекта с целью организации реализации выбранных технологий здоровьесбережения;

- главный редактор: разработка и выпуск школьных СМИ по здоровьесбережению: печатных и видеоматериалов;

- менеджер по связям с общественностью: привлечение заинтересованных лиц; взаимодействие с внешней средой;

- конгресс-менеджер: организация ученической научной деятельности по вопросам здоровья: круглые столы, проекты, конференции;

- исполнители: реализация здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, при функционировании Ученической службы здоровья, школьники получают опыт практической деятельности по здоровьесбережению, педагогам предоставляется помощь в реализации здоровьесберегающих технологий, а образовательное учреждений оптимально использует все имеющиеся внутренние ресурсы.



1.2. Проектная деятельность старших школьников по тематике здоровья. Для эффективного вовлечения школьников в тематику здоровья актуальным направлением сегодня является организация проектной деятельности школьников по вопросам здоровья. В ходе работы над проектом команда школьников разрабатывает, а затем успешно реализует свой проект. Обязательная реализация проекта приучает детей к практике и ответственности за свои действия. Таким образом, основные разрабатываемые аспекты проектной деятельности можно свести к следующим:

  • идея,цель, задачи, миссия, видение проекта;

  • исследование проблемы;

  • этапы и мероприятия проект;

  • SWOT-анализ проекта; ресурсы проекта;

  • ожидаемые результаты;

  • эффективность и способы ее измерения;

  • план развития;

  • отчет о реализации;

  • возможные улучшения проекта.

Темы проектов школьников могут быть следующими:

  • «Фотопропаганда как метод формирования моды на здоровый образ жизни»,

  • «Социальная адаптация школьников, больных сахарным диабетом»,

  • «Ученическая служба здоровья в школе»,

  • «Здоровые школьные СМИ»

  • и другие (в зависимости от интересов школьников и потребностей ГОУ).

Следует отметить, что наиболее успешным подведением итогов проектной деятельности школьников является защита реализованного проекта на конференции, что, помимо всего прочего, способствует формированию навыков эффективной презентации полученных результатов.
1.3. Создание внутришкольных «Здоровых СМИ». С целью пропаганды ЗОЖ возможно создание школьных СМИ по тематике здоровья. Это позволит школьникам самостоятельно освещать вопросы здоровьесозидания в заметках и рассуждениях. Кроме того, возможным и актуальным направлением является разработка и создание социальной рекламы силами самих школьников.
1.4. Проведение физкульт-минуток на урокахи переменах.В данном аспекте важным является сотрудничество педагогов и волонтеров: для повышения эффективности проводимых мероприятий возможна следующая схема взаимодействия: преподаватели физической культуры (или волонтеры) предоставляют содержательный материал разминки, после чего педагоги-предметники (или волонтеры) адаптируют предложенные физкульт-минутки к тематикам предметов, преподаватели ИЗО (или волонтеры) совместно со школьниками обеспечивают иллюстрацию наиболее интересных аспектов. По завершению работ наиболее активные ученики апробируют разработанные разминки.
Направление № 2. «Просветительская деятельность»

2.1.Комплексный курс по основам здоровьесбережения для старших школьников. С целью воспитания культуры здоровья целесообразна организация в ГОУ комплексного курса, в ходе которого в интерактивной форме будут рассмотрены основные аспекты здоровьесозидания. Необходимо разработать учебный план, для полноценной реализации которого требуется налаживание междисциплинарного сотрудничества педагогов или привлечение квалифицированных волонтеров. Кроме того, комплексный курс может быть выстроен на основе серии тематических классных часов.

В целях повышения учебной мотивации и эффективности усвоения материала, мини-лекция на каждом занятии курса по здоровьесбережению сопровождается играми, физическими упражнениями и творческим мастер-классом (к примеру, лепкой/рисованием/валянием из шерсти/оригами/театральной постановкой/пантомимой, др.). Таким образом, каждая встреча в рамках курса будет сопровождаться: тематической физкультминуткой, пальчиковой гимнастикой, заданиями на внимание, творческим мастер-классом.



2.2. Проведение уроков здоровья для младших школьников и тематических классных часов для средних и старших школьников. Урок здоровья – занятие, посвященное тематике здоровья. Школьники работают в мини-группах и раскрывают для себя следующие аспекты здоровья: соматический, психологический, социальный, творческий и интеллектуальный. Примечательно, что в ходе занятия детям не навязывается какая-то точка зрения, а ответы на актуальные вопросы здоровьесозидания получаются непосредственно от детей. Таким образом, акцент смещается со слов «нужно, должны» на понятия «зачем, для чего». Оптимальный формат проведения уроков здоровья в рамках учебного плана ГОУ – классный час. Кроме того, тематике здоровья можно отводить 5-10 минут обычного урока.

Можно выделить следующие основные тематики классных часов по культуре здоровья:



  • «Мы есть то, что мы едим»;

  • «Тренинг творческих способностей»;

  • «Командообразование»;

  • «Основы  эффективного выступление или как сделать так, чтобы слушатели не заснули»;

  • «Мода на здоровую одежду»;

  • «Умные игры»;

  • «Психологическое здоровье»;

  • «Целеполагание»;

  • «Проектный менеджмент» и другие


2.3. Организация встреч с успешными людьми для бесед о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Эффективным является предоставление информации о здоровье из уст авторитетных для школьников людей. Так, беседовать об обусловленности своей успешности приверженностью к ЗОЖ могут предприниматели, яркие студенты, музыканты, писатели и другие интересные личности, приглашенные в образовательное учреждение. Таким образом, школьники будут наблюдать наглядное практическое подтверждение теоретических аспектов здоровьесбережения. Кроме того, подобные встречи будут способствовать формированию моды на здоровый образ жизни.

2.4. Фестивали по здоровьесбережению «РазБеГ – Развитие Без Границ». Эффективным способом рассмотрения вопросов здоровья как комплексного понятия (в единстве соматического, психологического, социального, творческого, нравственного и интеллектуального аспектов) является организация внутришкольных или открытых фестивалей по здоровьесбережению. Примечательно, что для успешного проведения подобного фестиваля необходима консолидация усилий педагогического состава и (или) привлечение дополнительных ресурсов: квалифицированных волонтеров – студентов и выпускников педагогических вузов.

Сценарий фестиваля представляет собой путешествие учеников станциям (урокам), на каждой из которых раскрываются те или иные аспекты комплексного понятия здоровья. Таким образом, каждый класс проходит 3 секции из каждой группы: соматическое, творческое и интеллектуальное здоровье. Каждую секцию ведут несколько ведущих. При придании фестивалю статуса открытого, приглашенные педагоги ГОУ выступают в качестве зрителей-экспертов, присутствующих с целью рассмотрения опыта проведения фестиваля для его последующего применения в своем ГОУ.

Примеры секций фестиваля:

Группа секций «Соматическо-психологическое здоровье»:



  • Танцы

  • Корректирующая физическая культура в сказках

  • Психологические подвижные игры

Группа секций «Творческое здоровье»:

  • Музыкальная станция

  • Арт-педагогика

Группа секций «Интеллектуальное здоровье»

  • Активизация внимания, развитие речи и памяти

  • Развитие творческого мышления, методы генерирования идей

  • Основы здоровьесбережения

Можно выделить следующие основные принципы фестиваля:

- принцип интерактивности: активное вовлечение школьников в работу на занятии. Сопутствующие условия: командная работа учеников, тьюторство ведущих.

- принцип творческой задачи: отсутствие единственно верного решения – наличие многообразия вариантов путей решения, для нахождения которых необходимо активизировать творческое мышление.

- комплексный подход: в целом - концепция фестиваля – и, в частности, каждая секция, помимо основного содержания, сопровождается физкультминуткой, пальчиковой гимнастикой, заданиями на внимание, разминкой для глаз.

Таким образом, фестиваль позволяет в интересной и понятной для школьников игровой форме не только рассмотреть серьезные вопросы, касающиеся состояния здоровья человека, но и отработать их на практике.
Направление № 3. «Профилактика вредных привычек»

В наиболее общем виде причины подверженности школьников вредным привычкам и мероприятия на их основании можно классифицировать следующим образом (см. табл. 8).

Таблица 8.



Возможные причины приверженности вредным привычкам

Предлагаемые мероприятия

по группам потенциальных причин

1

Незнание об опасностях, неумение отказаться

- интерактивные занятия, тренинги,

- проектная деятельность школьников по здоровьесбережению,

- видеоматериалы по здоровья


2

Вредное воздействие значимого окружения

Вовлечение неформальных лидеров в деятельность по пропаганде здорового образа жизни

3

Желание казаться взрослым

Предоставление возможности формирования и проявления «взрослых» качеств (организаторских способностей, управленческих навыков и т.д.). Например, посредством:

- организации самостоятельного ученического волонтерского общества,

- издания автономного школьного СМИ и т.д.

и предоставление школьникам основных ролей в данной деятельности



4

Посещение клубов и других общественных мест отдыха, подразумевающих возможность употребления психотропных средств

Организация досуга школьников:

- выезды на природу с целью обучения и интеллектуального, а также безопасного общения,

- организация «здоровых» дискотек как элемента двигательной активности школьников,

- проведение трендовых игр по усложненным и интересным: мафия, активити, диксит, уно и т.д.



5

Уход от реальности

- диагностика психологического состояния и рекомендации по его улучшению,

- работа с семьей, вовлечение родителей,

- работа с педагогами и ОУ в целом по формированию благоприятного социально-психологического климата,

- организация линии доверия



6

Безделие, недогрузки

- диагностика и оптимальное распределение нагрузок,

- предоставление возможности внеурочной деятельности,

- тренинговаяпрофориентационная программа


7

Потребность в самовыражении

- проведение регулярной диагностики, выявление учащихся с акцентуацией на самовыражении,

- проведение психологических тренингов,

- внедрение элементов психологической разгрузки: «свечек» (технология, при которой учащиеся по очереди рефлексируют, передавая свечку и сидя в кругу),

- предоставление возможности школьникам самовыразиться в рамках учебно-воспитательной работы ОУ




Направление № 4. «Повышение квалификации педагогов»

4.1. Проведение практических семинаров для педагогического коллектива ОУ.

Основные направления семинаров для педагогического состава:

- возрастные физиологические и психологические особенности школьников,

- методы интерактивного обучения культуре здоровья,

- соматическое, творческое, психологическое, интеллектуальное и нравственное здоровье школьников,

- здоровье педагога,

- проектный менеджмент в образовательном процессе,

- примеры пятиминуток и занятий по тематике здоровья и др.



4.2. Внедрение тематики здоровья в предметы.Интеграция вопросов здоровья в тематику общеобразовательных предметов актуальна в связи с особенностями влияния, оказываемого на учеников. Если при проведении тематических уроков здоровья ученики всецело погружаются в тематику ЗОЖ, то при внедрении данной тематики в общеобразовательные предметы воспитание культуры здоровья происходит ненавязчиво. При использовании данного формата на уроке 3-5 минут уделяется тематике ЗОЖ, при этом задания встроены в программу образовательного предмета.

К примеру, на уроке русского языка можно посвятить вопросам здоровья как отдельные сочинения, эссе и т.д., так и темы (синонимы, поговорки и т.д.). На уроке математики некоторые задачки могут также затрагивать вопросы, связанные со здоровьем и ЗОЖ и т.д.

4.3. Внедрение комплексной внутришкольной программы «Здоровье педагога».

Разработка и реализация комплексной внутришкольной программы по сохранению и укреплению здоровья педагога, которая может включать в себя:

- диагностику соматического и психологического состояния здоровья педагога,

- предоставление возможностей для укрепления физического здоровья посредством посещения школьного спортзала (тренажеров в случае их наличия) в специальное время,

- организация психологической разгрузки и тематических тренингов для педагогов,

- приглашение медицинских специалистов для проведения тематических семинаров для, направленных на профилактику заболеваний и просвещение в области сохранения и укрепления собственного здоровья,

- и т.д.


    1. Внедрение предложенных мероприятий в практику образовательного процесса

Для организации комплексной внутришкольной работы по воспитанию культуры здоровья необходимо выполнение следующих основных условий:

- выбор и планирование мероприятий на основе объективной информаций и потребностей конкретного ОУ / коллектива / отдельного ребенка,

- консолидация усилий всех участников образовательного процесса,

- системность и регулярность проводимых мероприятий,

- оценка эффективности реализуемых направлений работ.

Примерный годовой план воспитательных мероприятий может быть представлен следующим образом (см. табл.9).

Таблица 9. Предлагаемый годовой план основных мероприятий по воспитанию культуры здоровья



Мероприятие

Регулярность

Вовлеченные лица

1

Создание волонтерского объединения школьников «Ученическая служба здоровья» (далее УСЗ)

1 собрание

в 2 недели,

а также согласно необходимости


- заместитель директора по воспитательной работе: организация процесса,

- классные руководители: агитация школьников,

- педагоги: курирование деятельности УСЗ,

- инициативная рабочая группа школьников: членство в УСЗ, проведение мероприятий,



2

Организация проектной деятельности учащихся по тематике ЗОЖ

Еженедельно

- заместитель директора по воспитательной работе: организация процесса,

- педагоги, ученики: участие,

- волонтеры


3

Внедрение системы классных часов по тематике ЗОЖ

1 классный час в четверть

- классные руководители, привлеченные специалисты, члены УСЗ: проведение мероприятий

4

Организация интерактивного курса по культуре здоровья в качестве кружка дополнительного образования

2 раза

в неделю


- заместитель директора по воспитательной работе: организация процесса,

- педагоги, привлеченные специалисты: проведение занятий,

- школьники: участие,

- волонтеры



5

Внедрение внутришкольных здоровых СМИ

1 выпуск

в месяц


- Ученическая служба здоровья и все желающие: наполнение СМИ,

- инициативный педагог, УСЗ: редакция СМИ,

- волонтеры


6

Разработка и внедрение системы конкурсов по тематике здоровья

1 конкурс

в полгода



- заместитель директора оп воспитательной работе: организация конкурсов,

- классные руководители,

- волонтеры


7

Повышение квалификации педагогов посредством системы обучающих семинаров

1 семинар

в четверть



- администрация ГОУ,

- привлеченные специалисты,

- педагоги


8

Организация проектной деятельности педагогов по тематике культуры здоровья

1 тематика

в учебный год



- администрация ГОУ: организация процесса,

- педагоги: ведение проектной деятельности



9

Проведение межшкольной конференции по тематике здоровья с ученическими и педагогическими секциями

1 раз

в год


- администрация ГОУ: организация процесса,

- инициативные педагоги, привлеченные специалисты, УСЗ: организация конференции

- УСЗ, школьники, педагоги: участие,

- волонтеры



10

Проведение

«Здоровых дискотек»



По

праздникам



- администрация ГОУ, педагоги: организационные аспекты,

- преподаватели физической культуры: содержательная (танцевальная часть),

- УСЗ: организация порядка,

- школьники, педагоги: участие, волонтеры



11

Проведение фестиваля по Хобби-ориентации

Сентябрь

- преподаватели физической культуры и привлеченные специалисты: содержательная часть фестиваля,

- классные руководители: агитация,

- учащиеся, родители: посещение, участие,

- волонтеры



12

Внедрение малых форм физической активности (физкульт-минуток, двигательных игровых перемен и т.д.) в практику образовательного процесса

Ежедневно

- преподаватели физической культуры: предоставление содержательной части,

- педагоги-предметники: адаптация под тематики предметов,

- УСЗ: апробация, обратная связь,

- педагоги и ученики: реализация,

- УСЗ: проведение двигательных перемен


13

Внедрение системы диагностики:

- школьников,

- педагогов,

- родителей



1 раз

в полгода



- администрация ГОУ: организация процесса,

- педагоги ГОУ: разработка анкет и проведение анкетирования,

- школьники, родители, педагоги: участие


14

Организация встреч с успешными людьми

для беседы о ЗОЖ



1 раз

в полгода



- администрация ГОУ: организация процесса,

- педагоги, школьники, УСЗ: привлечение лиц, участие,

- волонтеры



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница