Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта по тематике пассажирских автобусных перевозок




Скачать 374.64 Kb.
Дата06.08.2016
Размер374.64 Kb.


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АВТОТРАНСПОРТНЫЙ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению дипломного проекта по тематике пассажирских автобусных перевозок


Специальность 190701Организация перевозок и управление на транспорте

(по видам )

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

АТЭМК2. МР1113. 014


Автор: Стрелец Ирина Алексеевна

2013



Одобрена

цикловой комиссией №11

Протокол № 6

от «11» января 2013 г.

Председатель ЦК

_______/Е.Б.Худякова /







Рассмотрена и рекомендована методическим советом колледжа.

Протокол № 3

от «30 » января 2013 г.

Зав. методкабинетом

________Е.В.Мельникова


Автор Стрелец И.А.

Редактор______________/Таланова Л.Д./




Содержание


Общие положения

3

1 Состав и содержание дипломного проекта

4

2 Методические указания по выполнению дипломного проекта по автобусным перевозкам

5

2.1 Введение

5

2.2 Исследовательский раздел

5

2.3 Технологический раздел

11

2.4 Организационный раздел

24

2.5 Безопасность движения автобусов на маршруте

30

2.6 Экономический раздел

32

2.7 Заключение

32

Литература

33


Общие положения
Дипломное проектирование завершает процесс обучения студента в техникуме и является проверкой подготовленности студента к самостоятельной работе.

В процессе работы над дипломным проектом студенту предстоит самостоятельно работать с технической литературой, документацией, справочниками, выполнять исследования, расчеты и т.д. Студент должен так распределить свое время, чтобы весь объем работ был выполнен к установленному сроку.

К выполнению и защите дипломного проекта допускаются только те студенты, которые выполнили учебный план по всем теоретическим дисциплинам и прошли преддипломную производственную практику. Подбор материала для дипломного проектирования должен быть завершен при прохождении производственной практики.

Дипломный проект является самостоятельной выпускной работой студента, на основании которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации специалиста.

Дипломные проекты студентов должны, как правило, иметь практическое значение. Содержание дипломных проектов должно соответствовать современным достижениям науки и технике и отражать новейшие прогрессивные формы организации перевозочного процесса.

Перед дипломником стоит задача полно и технически грамотно раскрыть содержание темы дипломного проекта.

При защите дипломного проекта на заседании ГАК студент в докладе должен отразить актуальность темы проекта, дать характеристику основных разделов проекта и принятых методов расчета, охарактеризовать расчетные варианты и основные преимущества запроектированных мероприятий, дать оценку эффективности предлагаемых решений.

Возможная тематика дипломных проектов:

-организация перевозок пассажиров на городском маршруте;

-организация перевозок пассажиров на пригородном маршруте;

-организация перевозок пассажиров на междугородном маршруте;

-организация перевозок пассажиров на международном маршруте;

-организация перевозок пассажиров на сельском маршруте;

-организация перевозок инвалидов;

-организация туристско-экскурсионных перевозок;

-организация школьных перевозок;

-организация специальных, вахтовых перевозок;

-организация перевозок пассажиров индивидуальным предпринимателем (альтернативным перевозчиком);

-организация перевозок пассажиров маршрутными таксомоторами.

1 Состав и содержание дипломного проекта

Дипломный проект включает:

-пояснительную записку (текстовую часть);

-графическую часть - чертежи (четыре листа формата А1).

Пояснительная записка должна содержать:

-титульный лист, подписанный студентом, руководителем;

-задание на дипломное проектирование;

-содержание (оглавление);

-введение;

-разделы пояснительной записки в соответствии с заданием;

-заключение;

-список литературы, использованной при работе над проектом;

-приложение.

2 Методические указания по выполнению дипломного проекта по автобусным перевозкам
2.1 Введение
Пояснительная записка к дипломному проекту начинается с введения, в котором излагаются особенности работы пассажирского автомобильного транспорта в современных условиях, направления реформирования его работы, отражается актуальность темы, и формируются основные задачи и цели, поставленные в разрабатываемом проекте.
2.2 Исследовательский раздел
Исследовательский раздел проекта включает характеристику автобусного предприятия, проектируемого маршрута, результаты анализа состояния организации и технико-экономических, а также формулировку основных выводов.

Характеристика автобусного предприятия. Транспортные предприятия играют ключевую роль в макрологистических системах общественного транспорта регионального уровня с точки зрения производства пассажирских услуг.

Поэтому предприятия общественного транспорта рассматриваются с одной стороны, как необходимые структурные элементы логистической системы, а с другой – как основные производители пассажирских услуг.

Основной целью деятельности предприятия общественного транспорта в регионе является доставка пассажиров согласно трудовым и социально – бытовым корреспонденциям с запланированным интервалом движения и максимальной комфортностью.

Автобусный парк представляет собой комплекс зданий или сооружений на ограниченной территории. Здания предназначены для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава.

Характеристика автобусного предприятия должна включать следующие данные: назначение, задачи, организационная структура управления; производственные комплексы, находящиеся на территории; списочный состав подвижного состава по маркам автобусов; маршруты, закрепленные за автобусным предприятием, и количество автобусов, работающих на них (по расписанию).

В этом же подразделе по возможности привести таблицу основных технико-эксплуатационных и финансовых показателей - плановые и отчетные данные за год в сравнении с предыдущим годом. Эти данные будут необходимы при выполнении производственной программы и экономического раздела дипломного проекта.

Одним из важнейших резервов повышение эффективности использования пассажирского транспорта является совершенствование систем и методов управления работой подвижного состава.

Под организационной структурой понимается:

-перечень подразделений автобусного предприятия со схемой их подчинения;

-перечень функций каждого подразделения и имеющихся в их распоряжении управляющих воздействий;

-описание процесса взаимодействия между подразделениями.

Организационная структура определяет разделение труда и ответственности в автобусном предприятии, а также процесс ее функционирования.

Основной целью управления работой транспорта является обеспечение эффективного использования всех технологических, информационных, экономических (финансовых), организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного и полного удовлетворения общества в перевозках пассажиров.

Автобусное предприятие возглавляет директор. В непосредственном подчинении директору находятся его заместители и руководители некоторых подразделений. На заместителей директора возлагают руководство соответствующими службами. Далее следует привести организационную структуру управления.

Сведения о работе разрабатываемого маршрута. Здесь необходимо изучить паспорт маршрута, действующие расписание движения автобусов, материалы нормирования скоростей движения, материалы обследования пассажиропотоков; привести данные, характеризующие маршрут,

в таблице 1.

Таблица 1-Сведения о работе разрабатываемого маршрута



Показатель

Величина показателя

Протяженность маршрута в одном направлении, км




Количество автобусов по расписанию, ед.




Время следования, ч




Время оборота, ч




Среднетехническая скорость, км/ч




Скорость сообщения, км/ч




Эксплуатационная скорость, км/ч




Общее количество часов работы автобусов за сутки по расписанию, ч




Время в наряде автобуса по расписанию, ч




Фактическое время в наряде автобуса (по итогам работы за год, квартал, месяц), ч




Общий пробег автобусов за сутки (по расписанию), км




Пробег автобусов с пассажирами за сутки (по расписанию), км




Количество рейсов в сутки, предусмотренное расписанием




Количество рейсов за год, предусмотренное расписанием




Фактическое количество выполненных рейсов за год




Процент выполнения рейсов, %




Фактическое количество рейсов за год, выполненных по графику




Регулярность движения, %




Коэффициент использования вместимости




Среднее расстояние поездки одного пассажира, км




Количество перевезенных пассажиров за год, тыс. пасс.




Количество выполненных пассажирокилометров, тыс.пасс-км




При анализе материалов обследования пассажиропотоков следует обратить внимание на изменение пассажиропотоков по часам сток, участкам маршрута в часы пик и за сутки; пассажирообмен на остановочных пунктах (количество вошедших и вышедших пассажиров).

Эпюры распределения пассажиропотоков, как правило, имеются на городских и пригородных маршрутах. На междугородных маршрутах необходимо проанализировать путевую документацию (билетно-учетные листы, посадочные ведомости) и выявить изменение количества перевезенных пассажиров по дням недели, месяцам, участкам маршрута и построить эпюры. По годовым отчетам автобусного предприятия можно выявить динамику изменения объема перевозок, пассажирооборота и средней дальности поездки пассажиров на городских и внегородских сообщениях.

Если темой дипломного проекта предусмотрена разработка нового маршрута, то анализируются пассажиропотоки на маршрутах, близко расположенных к проектируемому маршруту, изучаются данные о расселении жителей, в местах их работы, т.е. изучаются направления пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута. Здесь следует сначала правильно обосновать выбор маршрута, его трассы, получить сведения о режиме работы предприятий, учреждений и организаций, обслуживаемых предусмотренным в проекте маршрутом.

После анализа материалов обследования пассажиропотока следует приступить к изучению действующего расписания движения автобусов, привести краткое его содержание: пункты начала и окончания движения; время начала и окончания движения; пункты, на которых водителям предоставляются обеденные перерывы, смена автобусных бригад, продолжительность обеденных перерывов; продолжительность работы автобусов, водителей; количество рейсов; общий пробег и пробег с пассажирами; коэффициент использования пробега.

Далее указать, каким образом осуществляется диспетчерское управление движением автобусов на линии. При централизованном диспетчерском управлении необходимо изучить типовой технологический процесс центральной диспетчерской станции (ЦДС) пассажирского автомобильного транспорта, применяемые технические средства диспетчерской связи.

Необходимо изложить организацию труда водителей по действующему расписанию, порядок оплаты за проезд, контроль за полнотой сбора выручки.

При разработке междугородного или пригородного маршрута необходимо изучить организацию работы автовокзала (автостанции), порядок кассовой продажи билетов, диспетчерского управления движением автобусов, работы перронных контролеров.

Выводы и предложения. По результатам исследовательского раздела проекта дипломник должен сделать выводы, выявить негативные явления работы автобусного предприятия, предложить мероприятия, способствующие повышению качества обслуживания пассажиров, улучшения использования подвижного состава.

Рекомендуется рассмотреть и проанализировать:

-маршрутную сеть автобусного предприятия с точки зрения ее увеличения или уменьшения;

-эксплуатационный парк подвижного состава (сокращение или увеличение), поставки нового подвижного состава:

-насыщенность маршрутной сети подвижным составом, интервалы движения автобусов;

-среднюю наполняемость салонов транспортных средств;

-уровень качества услуг и комфортности поездок, условия безопасности перевозок;

-финансовые показатели: доходы, расходы, прибыль (убытки), рентабельность.

Главной целью дипломного проектирования является рациональная организация работы автобусов. Более конкретной целью является повышение качества обслуживания населения автобусным транспортом, которая может быть осуществлена при достижении:

-минимальных затрат времени на передвижение;

-высокого уровня комфорта передвижения;

-полной безопасности поездок.

Перечисленные цели могут быть подразделены на еще более частные:

-повышение скорости движения автобусов;

-сокращение протяженности пешеходных передвижений пассажиров;

-повышение частоты и регулярности движения автобусов;

-усиление взаимосвязи с другими видами транспорта;

-уменьшение затрат времени пассажиров на ожидание автобусов;

-создание наилучших условий для пассажиров при ожидании ими автобусов;

-улучшение условий движения автобусов по улично-дорожной сети;

-достижение надежного контроля за соблюдением графиков движения автобусов;

-совершенствование организации сбора выручки.
2.3 Технологический раздел
Обоснование и выбор маршрута. Выбор рациональных форм и методов организации движения автобусов является одной из основных задач дипломного проектирования. Рациональным считается такой вариант организации движения, при котором обеспечивается наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках с необходимым качеством обслуживания при эффективном использовании подвижного состава и высоких показателях работы автобусного транспорта:

-реализация необходимой максимальной безопасности скорости движения;

-минимальные сроки доставки пассажиров;

-высокая регулярность движения;

-удовлетворительные условия работы водителей;

-эффективность и экономичность эксплуатации подвижного состава.

Если темой дипломного проекта предусмотрено открытие нового маршрута, то этому должна предшествовать тщательно проведенная подготовительная работа, включающая:

-определение потребности в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток);

-выбор трассы маршрута;

-обследование дорожных условий;

-определение мест расположения остановочных пунктов;

-технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута;

-составление паспорта маршрута.

Правильный выбор маршрутов следования автобусов оказывает решающее влияние на общую величину затрат времени населения на передвижения и эффективность использования подвижного состава.

Выбор любого вида маршрута проводится с соблюдением следующих требований: трассы автобусных маршрутов должны проходить через пассажирообразующие и пассажиропоглощающие пункты по кратчайшим расстояниям; они должны обеспечивать минимальные затраты времени на поездку пассажиров, а также возможность и удобства пересадки на другие виды транспорта.

Трассу маршрута выбирают по предлагаемым и желательным направлениям перемещения пассажиров в соответствии с требованиями безопасности движения и дорожными условиями.

На каждый автобусный маршрут составляется паспорт. Паспорт маршрута – основной документ, характеризующий трассу маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений; путь следования, наличие остановочных пунктов; характеристику дороги; выполнение эксплуатационных показателей; тарификацию маршрута. В паспорте приводятся: схема маршрута, акт замера протяженности маршрута, характеристика автопавильонов, станции, автовокзалов, диспетчерского пункта; время начала и окончания движения автобусов, интервалы движения автобусов, интервалы движения по периодам суток и дням недели. Время начала и окончания работы основных предприятий, расположенных вблизи маршрута.

В зависимости от величины и распределения пассажиропотоков на маршруте работа автобусов организуется с обычным, полуэкспрессным или экспрессным режимом движения или режимом движения по системе спаренных рейсов.

При обычном режиме движения остановка автобусов является обязательной на всех остановочных пунктах. При полуэкспрессном режиме движения автобусы останавливаются лишь на отдельных остановочных пунктах (2 - 3 остановки) в начале маршрута и отдельных остановочных пунктах (2 - 3 остановки) в конце маршрута. Автобусы -экспрессы следуют от начального до конечного пункта без промежуточных остановок или с ограниченным их количеством (не более трех на маршруте).

Экспрессные, полуэкспрессные и укороченные рейсы или маршруты могут быть постоянными или временными (по сезонам года или в течение определенных установленных часов дня, в часы «пик»).

Укороченные рейсы вводят на участках маршрута, где мощность пассажиропотока превышает среднюю по маршруту, с сохранением при этом сообщения по всему маршруту. Выбор таких участков производят на основании эпюры распределения потока пассажиров по длине маршрута и графика наполнения автобусов по перегонам.

Если в течение дня или в определенные его периоды имеет место резко выраженная напряженность пассажиропотока только в отдельных пунктах маршрута, то следует вводить скоростное движение автобусов - полуэкспрессное и экспрессное.

Полуэкспрессные или скоростные маршруты (рейсы) автобусов предназначаются для сокращения времени на передвижение между начальным пунктом маршрута в новостройках или других удаленных жилых районах города и основными пунктами тяготения пассажиропотока на нескольких промежуточных остановках маршрута. Смешанный режим движения в этом случае (безостановочным на большей части трассы и обычный на меньшей части трассы) дает ощутимый выигрыш во времени.

Экспрессные маршруты организуются для быстрой доставки пассажиров из начального пункта маршрута в конечный, где расположен крупный пассажиропоглощающий объект (им может быть промышленное предприятие, вокзал, аэропорт) либо как подвозочные к ближайшим конечным остановкам городского электротранспорта, станциями пригородных железных дорог.

В соответствии со спецификой обслуживания населения маршруты могут иметь несколько режимов работы:

-маршруты постоянные, действующие в течение установленного периода суток, всех дней недели, месяцев;

-маршруты дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы «пик»;

-маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, индивидуальных садов, спортивно – оздоровительных комплексов, ярмарок и т.д.;

-специальные маршруты, действующие на договорной основе.

В дипломном проекте необходимо определиться с выбором маршрута, дать его характеристику и обосновать свой выбор.

Большое значение имеет размещение остановочных пунктов маршрута. Остановочные пункты размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов. Остановочные пункты автобусных маршрутов в целях сокращения времени на подход к ним должны размещаться в непосредственной близости от жилых массивов, предприятий, организаций, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, железнодорожных станций, речных и морских портов с учетом специфики пассажирообмена каждого конкретного маршрута. Оптимальными расстояниями между остановочными пунктами на городских автобусных маршрутах признаны: минимальные – 300-400 м, максимальные – 800-1000 метров.

К мероприятиям по совершенствованию сети остановочных пунктов относятся:

-ликвидация излишних остановочных пунктов, перевод отдельных из них в категорию временных и на обслуживание «по требованию» пассажиров;

-рассредоточение посадочных площадок на остановках, где совмещается движение автобусов нескольких маршрутов;

-установка в крупных пассажирообразующих начальных остановочных пунктах, а также в пунктах с большим пассажирообменом турникетов.

В дипломном проекте следует рассмотреть данный вопрос, дать предложения по размещению остановочных пунктов и их оснащению.

Определение возможного пассажиропотока. На основе материалов предыдущего раздела и проведения обследования пассажиропотоков устанавливаются:

-расчетный пассажирооборот;

-объем перевозок пассажиров на перспективу;

-корректируются эпюры распределения пассажиропотока (анализируемые в исследовательском разделе) по часам суток и участкам маршрута; определяется максимальная величина пассажиропотока на наиболее загруженном участке в час пик;

-указывается принцип обоснования перспективного пассажирооборота.

Одним из принципов обоснования могут служить данные о динамике изменения объемов перевозок за 2 - 3 года, прогнозирование ожидаемых объемов перевозок (ввод новых жилых массивов, промышленных предприятий и организаций и других объектов).

Если темой дипломного проекта предусмотрена организация нового маршрута, то объем перевозок пассажиров можно определить расчетным путем.

Из теоретического курса известно, что транспортный процесс состоит из трех подсистем: планирование перевозок, организация движения и управление движением.

Планирование перевозок включает обоснование ожидаемых объемов перевозок пассажиров по каждому маршруту и определение ожидаемого пассажирооборота с учетом полного удовлетворения спроса на перевозки. Планирование включает также расчет эксплуатационных показателей.

К таким показателям, прежде всего, относятся: время в наряде, доходы на 1 автомобиле – час работы, целесообразный интервал движения автобусов на разрабатываемом маршруте. Из предыдущего раздела, согласно паспорту маршрута, известна длина маршрута. По данным АТП необходимо принять величину эксплуатационной скорости на городских маршрутах. Более точно величина эксплуатационной скорости определяется на конкретном маршруте путем хронометражных наблюдений. Принятая величина эксплуатационной скорости, по данным АТП необходима для определения времени оборота на маршруте.

Теперь можно определить количество автобусов, необходимых для работы на маршруте.

Объем перевозок рассчитывается делением общего дохода на маршруте за день работы на установленный тариф проезда одного пассажира. Для определения возможного размера доходов надо знать величину доходов, приходящихся на 1 час работы на городском маршруте. Среднюю величину времени в наряде можно принять и плановой, т.е по расписаниям движения автобусов на городских маршрутах.

Чтобы определить количество автомобиле – часов эксплуатации на разрабатываемом маршруте, достаточно принятую величину времени в наряде умножить на количество автобусов, необходимое для работы на маршруте.

Затем следует определить доходы на маршруте путем умножения величины доходов, приходящихся на 1 час работы на автомобиле-часы в эксплуатации.

После этого можно определить ожидаемый объем перевозок пассажиров делением доходов на установленный в городе тариф.

Кроме этого, следует учесть количество пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда и имеющих проездные билеты, в том числе льготные. Полученный объем перевозок пассажиров необходимо распределить по часам суток, участкам маршрута. При распределении объема перевозок по часам суток следует учесть, что около 40 % пассажиров перевозится в утренние и вечерние часы суток. Пассажиропотоки характеризуются мощностью, т.е количеством пассажиров, проезжающих в определенное время (как правило, час пик) через заданное сечение маршрута в одном направлении. Данные о мощности пассажиропотока используются для определения потребного количества автобусов. Графики изменения пассажиропотока по длине маршрута (участкам маршрута) характеризуют нагрузку автобусов. Большинство автобусных маршрутов имеют наибольшую величину пассажиропотока в средней части маршрута; по мере удаления к конечным остановочным пунктам пассажиропоток уменьшается. Для вновь организуемого маршрута максимальную мощность пассажиропотока на наиболее загруженном участке в час пик можно определить из предыдущих расчетов количества автобусов на маршруте, времени оборотного рейса.

Определение размеров пассажирских перевозок на междугородных маршрутах зависит от ряда условий, в частности, от того, открывается автобусное сообщение вновь или оно уже существует, имеются ли на параллельных направлениях другие пути сообщения.

Объем автобусных перевозок на междугородных маршрутах на ближайший период определяется с учетом следующих основных факторов:

-объем автобусных перевозок за прошедшие 2-3 года и темп их роста;

-ожидаемые изменения в экономике районов тяготения;

-возможное перераспределение перевозок с другими видами транспорта;

-перспективы развития провозных возможностей автобусного парка.

Принятый пассажирооборот, объем перевозок, распределение пассажиропотока по часам суток, маршрута должны быть согласованы с руководителем проекта.

В графической части дипломного проекта должны быть представлены эпюры распределения пассажиропотока по часам суток и участкам маршрута.

Выбор подвижного состава. Выбор рациональной вместимости автобуса, которая, прежде всего, влияет на удобства для пассажиров и коэффициент наполнения, определяется:

-мощностью пассажиропотока в одном направлении по наиболее загруженному участку;

-неравномерностью распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута:

-целесообразным интервалом движения автобусов;

-условиями движения и пропускной способностью улицы (дороги);

-провозной способностью автобусов и себестоимостью перевозок.

Подвижной состав автобусного транспорта должен соответствовать эксплуатационным требованиям, прежде всего в отношении общей вместимости, числа мест и расположения сидений, ширины дверей и удобства посадки, динамических качеств и проходимости.

Для работы на маршрутах выбираются такие автобусы, которые по своей вместимости соответствуют пассажиропотокам и обеспечивают пассажирам необходимые удобства.

На выбор типа автобусов влияют многочисленные факторы. Прежде всего, необходимо отметить, что дорожные условия на маршруте должны позволять эксплуатацию автобусов данного типа без ущерба для их технического состояния.

Из числа экономических факторов необходимо ориентироваться на производительность автобусов и себестоимость перевозок.

Прежде чем выбирать рациональную вместимость, следует вспомнить классификацию автобусов. Автобусы классифицируются по двум основным признакам: по назначению (т.е. по видам выполняемых перевозок) и по вместимости. В зависимости от назначения автобусы подразделяются на городские, пригородные, маршрутные автобусы-такси, местного сообщения (для сельских перевозок) и междугородные (дальнего следования).

В зависимости от темы дипломного проекта, имеющегося подвижного состава в автопредприятии, на базе которого разрабатывается дипломный проект, перспективы пополнения парка, определите тип автобусов.

Технические характеристики подвижного состава изложены в Кратком автомобильном справочнике, НИИАТ, М., НИСТ «Трансконсалтинг», 2002.

Часть I Автобусы. Технические характеристики новых типов подвижного состава изучите непосредственно по техническому паспорту автобуса или на соответствующих сайтах заводов-изготовителей в Интернете.

Здесь следует изложить вопросы экипировки подвижного состава (внешней и внутренней).

Определение времени рейса. Нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах является одной из важнейших задач пассажирского автотранспортного предприятия. Правильный выбор скорости движения транспортных средств - основа безопасности движения.

Нормирование скоростей движения автобусов должно производиться с учетом обеспечения наименьших сроков перевозки пассажиров при условии максимально возможного использования транспортных средств и предоставления удобств пассажирам. Кроме того необходимо также учитывать обеспечение безопасности движения.

В дипломном проекте необходимо провести хронокарту для прямого и обратного направлений маршрута. На основе хронометражных наблюдений определите время движения, время простоя на промежуточных остановках, время простоя на конечных пунктах, время следования (время движения с учетом времени простоя на промежуточных пунктах), время рейса и оборотного рейса. Далее необходимо вычислить среднетехническую скорость, скорость сообщения и эксплуатационную скорость.

Расчет количества автобусов. Потребность в подвижном составе устанавливают исходя из необходимости назначения на каждый маршрут такого количества автобусов определенной пассажировместимости, которое обеспечивает минимум издержек перевозчика при условии освоения пассажиропотока с соблюдением нормативных требований к качеству транспортного обслуживания.

Номинальная вместимость автобуса определяется из расчета числа мест для сидения и не более 5 человек на 1 квадратный метр свободной площади пола салона автобуса для городских перевозок и не более 3 человек – для пригородных.

Затем следует определить интервал и частоту движения автобусов.

Составление расписаний движения автобусов. Составление маршрутных расписаний - важнейшая задача планирования и организации пассажирских перевозок.

Расписание движения автобусов представляет собой основной документ, характеризующий режим движения автобусов, их использование во времени, условия работы автобусных бригад и основные эксплуатационные показатели работы автобусов.

Расписание движения автобусов должны обеспечивать:

-наилучшие условия и удобства проезда пассажиров при минимальной затрате времени на поездку;

-высокую регулярность движения автобусов на всем протяжении маршрута;

-нормальные условия труда водителей и кондукторов;

-наиболее производительное и экономичное использование подвижного состава.

Для составления маршрутных расписаний необходимы следующие исходные данные: время начала и окончания работы автобусов на маршруте, данные о нулевых рейсах, нормы продолжительности рейсов по периодам суток, потребное количество автобусов по периодам суток и их маркам, принятые системы организации водителей и кондукторов.

Время начала и окончания работы автобусов на маршруте и потребное количество автобусов по периодам суток определяются на основании материалов обследования пассажиропотоков на маршруте. Данные о нулевых рейсах (протяженность и продолжительность) определяются специальным замерами.

Нормы продолжительности рейсов в зависимости от времени суток определяются на основании данных нормирования скоростей движения.

Принятая система организации труда водителей указывается с характером пассажиропотока на данном маршруте.

На городских и пригородных маршрутах расписания составляются в табличной форме, на междугородных маршрутах - графическим способом.

Маршрутное расписание составляется на специальном бланке, в котором указываются: время выхода и возвращения в парк, время прибытия и отправления с каждого конечного пункта, время обеда и смен автобусных бригад, продолжительность работы каждого автобуса на линии, количество рейсов. Каждому автобусу на маршруте в расписании присваивается определенный номер выхода из парка.

При разработке расписания нужно следить: по вертикали – за соблюдением заданных интервалов движения автобусов на маршруте по периодам дня, а по горизонтали – за установленным временем рейса по периодам дня.

Время начала движения автобусов на маршруте определяется исходя из конкретных условий по данным обследования пассажиропотоков.

Для составления маршрутных расписаний движения междугородных автобусов необходимо иметь следующие исходные данные:

-расстояния между остановочными пунктами;

-величины скоростей движения (на основании нормирования скоростей движения);

-продолжительность движения между остановочными пунктами;

-продолжительность стоянок на промежуточных и конечных пунктах;

-количество рейсов в соответствии с имеющимся пассажиропотоком;

-потребное количество автобусов;

-расписание движения по трассе данного маршрута автобусов других маршрутов.

По горизонтали в масштабе откладываются часы суток, а по вертикали- расстояние между конечными и промежуточными пунктами. Если расстояние строится только по конечным пунктам, то проводятся две параллельные линии, расстояние между которыми в масштабе равно расстоянию между конечными пунктами. Если расстояние строится, кроме того, и по всем промежуточным контрольным пунктам, то количество параллельных горизонтальных линий увеличивается на количество этих пунктов. Расстояние между этими линиями равно расстоянию между контрольными пунктами. Время отправления автобусов определяется с учетом необходимости обеспечения пассажирам наибольших удобств и с учетом наиболее эффективного использования автобусов.

Рациональное количество рейсов следует определять, исходя из анализа распределения фактического или ожидаемого пассажиропотока по часам суток.

Продолжительность стоянок на промежуточных и конечных пунктах должна быть такой, чтобы обеспечить:


  • отдых и обед водителя и пассажирам;

  • посадку и высадку пассажиров, и оформление путевой документации;

  • техническое обслуживание и заправку автобусов горюче-смазочными материалами (ГСМ).

Перерывы для отдыха и питания автобусным бригадам продолжительностью не менее 30 мин должны предоставлять позднее чем через 4 часа после начала работы.

Помимо перерыва на обед, водителю предоставляется 5-10 минут для отдыха на каждые 2 часа непрерывной работы на линии.

Расписание движения автобусов (на городских, пригородных, междугородных маршрутах) в дипломном проекте можно составить с использованием компьютера.

Составление расписания движения заканчивается определением за день следующих показателей:

-продолжительность работы автобусов на каждой смене отдельно;

-количество рейсов, которое должно быть выполнено каждым автобусом;

-общее количество часов работы всех автобусов;

-пробег с пассажирами (производительный) всех автобусов;

-общий пробег всех автобусов;

-средняя продолжительность работы автобуса.

2.4 Организационный раздел

Организация труда водителей. Водители являются основными участниками транспортного процесса, поэтому от организации их работы значительной мере зависит уровень производительности труда, качество перевозок и безопасность движения. Поэтому организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного нормируемого режима труда и отдыха, правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность их рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Регулирование труда и отдыха водителей автомобилей в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации устанавливает «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное приказом Минтранса № 15 от 20 августа 2004 г.

Прежде чем говорить о продолжительности труда и отдыха водителя, надо четко представлять, что включается в его рабочее время; графики работы водителей по различным формам организации труда и методика определения месячного фонда рабочего времени.

В дипломном проекте в обязательном порядке требуется составить график работы водителей на месяц.

В дипломном проекте надо определяться с выбором форм организации труда согласно расписанию движения автобусов. На одном маршруте может применяться несколько форм организации труда в зависимости от продолжительности работы автобусов.

Для каждого водителя в итоге за месяц подсчитывается количество часов работы, которое предусмотрено графиком, сопоставляется с месячным балансом рабочего времени. Кроме рабочего времени на линии, следует учесть подготовительно-заключительное время и время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возращения с линии. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4-х часов в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год.

Организация диспетчерского управления. Диспетчерское руководство движения автобусов является завершающей частью процесса организации перевозок.

Диспетчерская служба осуществляет управление транспортным процессом, контроль и регулирование движения подвижного состава на линии.

Технология диспетчерского управления должна включать получение необходимой информации, комплекс мер обеспечению регулярности движения, а также контроля за ним. Главным в работе диспетчерской службы является обеспечение высокой регулярности движения и его безопасности – основных показателей работ и качества пассажирских перевозок.

Из исследовательского раздела уже известно, каким образом осуществляется диспетчерское управление на маршруте. Здесь предстоит разработать предложения по совершенствованию диспетчерского руководства, осветить задачи диспетчерского управления. Если на маршруте уже внедрена полуавтоматизированная или автоматизированная система диспетчерского управления движением, то в пояснительной записке необходимо изложить суть системы и предложения по ее совершенствованию.

Решение задач управления и контроля работы подвижного состава на маршрутной сети города обеспечивает автоматизированная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками, реализованная на базе технологий спутниковой навигации. Она уже в ряде городов внедрена или готовится к внедрению.

Решение задач управления и контроля работы подвижного состава на маршрутной сети города обеспечивает автоматизированная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками, реализованная на базе технологий спутниковой навигации.

Технология автоматизированного диспетчерского управления реализована на базе программных продуктов:

-программы автоматизированного рабочего места диспетчера, в том числе электронная карта, позволяющая отразить местоположение контролируемых транспортных средств на маршрутной сети в любой момент времени;

-программа автоматической регистрации фактического времени выполнения рейсов каждым контролируемым автобусом;

-программа вызова водителя на связь и записи состоявшегося разговора диспетчера с водителем.

Кроме того, необходим бортовой навигационно-связной блок водителя с дисплеем для отображения текущего расписания.

В обеспечении качества обслуживания пассажиров большое внимание уделяется информационному обеспечению. Для этих целей разработана система информированная пассажиров на остановочных пунктах, крупных транспортно-пересадочных узлах. Информационное табло, устанавливаемые на остановках, позволяют в автоматическом режиме отображать для пассажиров время реального прибытия конкретной подвижной единицы на остановку общественного транспорта.

Итак, состав автоматизированных функций диспетчерского управления включает:

-непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников;

-автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях в работе транспортных средств от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения графиков движения, уход с запланированного маршрута, отказы оборудования);

-проведение управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных процессов (изменение интервалов движения, переключение на другой маршрут, изменение режимов движения, оформление сходов по причинам и восстановление контроля движения, изменение наряда и т.д.);

-0обеспечение речевой связи диспетчера с водителями транспортных средств;

-запись в компьютерную базу данных переговоров в эфире и воспроизведение переговоров по запросу за любой прошедший период времени;

-информирование пассажиров путем вывода информации о движении транспортных происшествий, чрезвычайных и критических ситуаций, эффективная организация мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения и движения отдельных или групп транспортных средств.

Поскольку использование сотовых сетей связи для сопровождения транспортных средств открывает очень большие возможности применения спутниковых систем не только в черте города, но и на территории всего региона, в некоторых городах разработана программа действий по контролю движения транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки как внутри области, так и за ее пределами.

Работа по обеспечению регулярного движения автобусов внегородских сообщений осуществляется диспетчерской службой автовокзалов и автостанций. Автовокзалы и автостанции – важное звено в общей технологической цепи. Автовокзалы выполняют не только функции реализации билетов, но и осуществляют определенные функции по организации пассажирских перевозок.

Основными задачами диспетчерского управления движением автобусов в этом случае являются:

-контроль за своевременным прибытием и отправлением автобусов по каждому предусмотренному расписанием остановочному пункту, регулярностью движения;

-оформление документации;

-прием и отправление автобусов в рейс;

-управление движением автобусов на маршруте с целью ликвидации отклонений от расписания и восстановления нарушенного движения;

-перераспределение автобусов и использование резерва;

-слежение за колебаниями спроса на перевозки и своевременная передача информации о серьезных изменениях пассажиропотоков;

-оказание технической помощи;

-передача сведений о наличии свободных мест и времени отправления автобусов.

Отправление автобуса в рейс производит дежурный диспетчер по посадке, который проверяет соответствие наличия пассажиров в автобусе ведомости продажи билетов. После отправления автобуса диспетчер сообщает на ближайший остановочный пункт фактическое время его отправления и наличие свободных мест.

Для оперативной связи у диспетчерского персонала объединений автовокзалов и автостанций по управлению автобусным движением должны быть средства связи, в том числе компьютерные установки.

Для информационного обслуживания пассажиров автовокзалов и автостанций применяется громкоговорящая связь через установки производственной громкоговорящей связи.

Организация сбора доходов. Система сбора за проезд является неотъемлемой частью транспортного процесса. Применяемая система сбора влияет на доходы автопредприятия. В настоящее время в большинстве городов на городских и пригородных маршрутах применяется кондукторный метод сбора проездной платы, на междугородных – без кондуктора.

В этом разделе дипломного проекта необходимо указать стоимость проезда на городском маршруте. Для пригородного и междугородного маршрутов составить таблицу стоимости проезда (тариф). Предложите мероприятия, способствующие повышению сбора доходов.

Основными задачами предприятия по обеспечению плана доходов являются:

-обеспечение перевозок пассажиров по маршруту согласно расписанию движения;

-рациональное и эффективное использование подвижного состава;

-систематический контроль за правильностью оплаты пассажирами проезда и провоза багажа;

-сохранность выручки при пересчете ее на предприятии;

-проведение анализа финансово – экономических результатов работы автобусов по каждому водителю, кондуктору, маршруту.

Очень важным условием полноты сбора выручки является обеспечение равномерности интервалов движения на маршруте, этим создаются условия для нормальной наполняемости автобусов, а, следовательно, улучшается возможность контроля за оплатой проезда со стороны кондукторов и контролеров.

Если темой дипломного проекта предусмотрена разработка пригородного или междугородного маршрута, то необходимо изложить организацию кассовой продажи билетов на автовокзале (автостанции), на остановочных пунктах маршрута.

2.5 Безопасность движения автобусов на маршруте
Безопасность движения на автобусных маршрутах является одной из основных задач на автомобильном транспорте при организации пассажирских перевозок. Во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. №133-Р «О реализации Федерального закона «О безопасности дорожного движения» приказом Министра транспорта РФ от 8 января 1997 г. № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.

Безопасность движения (БД) зависит от широкого комплекса условий, затрагивающих почти все стороны деятельности автотранспортных предприятий и всех специалистов, работающих в системе автомобильного транспорта.

Основные факторы, обусловливающие безопасность движения на автомобильном транспорте, характеризуются комплексом «автомобиль – водитель - дорога». Иными словами, для обеспечения высокой степени безопасности движения при автобусных перевозках необходимо, чтобы каждый из названных фактов имел оптимальную характеристику, и все они были в полном взаимном соответствии.

Следовательно, основными условиями организации безопасной перевозки пассажиров являются:

-наличие исправных и соответствующих условиям перевозок пассажирских автотранспортных средств;

-высокая квалификация и дисциплинированность водителей и другого служебного персонала;

-исправные дороги с необходимым обустройством для организации и обеспечения безопасности движения.

Служба эксплуатации АТП непосредственно организует перевозку пассажиров, соответственно по вопросам БД ее задачами являются:

-обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям работы на маршрутах, и контроль за их соблюдением;

-обследование дорожных условий на маршрутах АТП , выявление недостатков и принятие мер к их устранению;

-организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых документов;

-организация стажировки и учебы водителей, проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршрутах и изменениях дорожных и метеоусловий;

-контроль за соблюдением правил дорожного движения в части перевозки пассажиров;

-составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;

-проведение обследования автобусных маршрутов не менее 2 раз в год, нормирование скоростных режимов движения автобусов;

-налаживание устойчивой линейной связи транспортных средств с диспетчерскими пунктами.

Методическим центром работы по предупреждению ДТП, ведущейся по линии как администрации, так и общественных организаций АТП, является кабинет безопасности движения. В кабинете сосредоточены наглядно-учебные пособия, автотренажеры, средства показа техники и тактики вождения. Важной стороной работы кабинета является аналитический разбор с водителями случаев дорожных происшествий, обеспечение водителей информацией об условиях движения на маршрутах. Информация об условиях движения обычно оформляется в виде схемы маршрута, на которой обозначаются остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые пересечения, места интенсивного пешеходного движения, опасные по дорожным условия участки пути, железнодорожные переезды и т.д.

В графической части дипломного проекта 1 – й лист предусматривает выполнение схемы маршрута с указанием опасных участков. Поэтому в пояснительной записке следует подробно их рассмотреть. Этот материал является частью доклада по первому листу при защите дипломного проекта.


2.6 Экономический раздел
Важным моментом является определение экономической эффективности разработанных в дипломном проекте организационно-технических мероприятий по перевозке пассажиров. Это производится путем сравнения показателей оптимального (расчетного) и базового вариантов.

Методика определения технико-экономических и финансовых показателей изложена в специальной литературе.

2.7 Заключение
В заключении освещаются основные результаты выполненной работы, приводятся основные технико-экономические показатели предлагаемых организационно-технических и технологических решений, показывается их экономическая эффективность.


Литература
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 8 .11.2007.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03. 2007.

Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами от 08.01.1997 (с изменениями от 18.07.2000).

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от 14.02.2009.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15 г. Москва. Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей .

Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими перевозками: Учебник/ И.В. Спирин .– М.:Академия,2010 – 400с.

ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам [Текст]. —Введ. 1996-01-01.- Минск.: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, 2002.

ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества

ВСН АВ-ПАС-94 Ведомственные строительные нормы. Автовокзалы и пассажирские автостанции (РД 3107938-0181-94) Методические рекомендации по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (кроме железнодорожного транспорта)

Справочные и поисковые системы:



http://www.kodeks.ru/;

http://www.mintrans.ru/;

http://gov.spb.ru/;

http://www.orgp.ru/; http://www.avtobus.spb.ru/.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница