Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение




страница1/2
Дата12.08.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2
Утверждены

приказом Минстроя России

от __________№ ____

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение

жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан

и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан

в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи»

Настоящие Методические рекомендации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан в рамках реализации программы «Жилье для российской семьи» (далее – методические рекомендации) подготовлены в целях определения рекомендуемых подходов к установлению нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их участия в реализации программы «Жилье для российской семьи» (далее – программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» перечня категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, порядка проверки органами местного самоуправления соответствия граждан - заявителей установленным категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, ведения уполномоченным органом или организацией сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в такие списки, в том числе с учетом подтверждения участвующими в реализации программы банками или предоставляющими ипотечные займы юридическими лицами возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы, а также порядка предоставления застройщикам в рамках программы сведений, содержащихся в таком реестре.

Указанные условия реализации программы на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется устанавливать в одном нормативном правовом акте органа государственной власти субъекта Российской Федерации - законе субъекта Российской Федерации или нормативном правовом акте исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации (далее также – нормативный правовой акт).

В рамках реализации программы Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд) будут предоставляться земельные участки для строительства жилья экономического класса.

Для целей приобретения гражданами жилья экономического класса, строящегося или построенного на земельных участках, предоставленных Фондом в целях реализации программы, в соответствии с требованиями пункта 19 Основных условий и мер реализации программы «Жилье для российской семьи», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404, применяются правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках, предоставленных Фондом, а также порядок, в частности очередность, включения указанных граждан в эти списки, установленные субъектами Российской Федерации - участниками программы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Нормативный правовой акт, принимаемый в субъектах Российской Федерации – участниках программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 404, не распространяется на случаи приобретения гражданами жилых помещений, построенных или строящихся на земельных участках, переданных для реализации программы Фондом, за исключением положений, регулирующих порядок формирования сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.

Особенности применения методических рекомендаций для земельных участков, предоставляемых для реализации программы Фондом, приведены в разделе 6 настоящих методических рекомендаций.

В приложении к настоящим методическим рекомендациям приведен рекомендуемый проект нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводного по субъекту Российской Федерации реестра таких граждан в рамках реализации программы, в том числе рекомендуемые к утверждению таким актом:



  • форма заявления о включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;

  • форма согласия гражданина-заявителя на обработку и предоставление его персональных данных;

  • примерный перечень документов, представляемых для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;

  • форма списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;

  • форма сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.

1. Установление перечня категорий граждан,

имеющих право на приобретение жилья экономического класса

в рамках программы

1.1. Нормативным правовым актом необходимо утвердить перечень категорий граждан, имеющих право приобрести жилье экономического класса в рамках реализации программы на территории субъекта Российской Федерации, из числа граждан:

1) имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающей максимального размера, установленного нормативным правовым актом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.3 настоящих методических рекомендаций, в случае, если доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня, установленного нормативным правовым актом;

2) проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

3) имеющих двух и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках программы;

4) имеющих трех и более несовершеннолетних детей;

5) являющихся ветеранами боевых действий;

6) относящихся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 № 1099 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса».

1.2. Нормативным правовым актом устанавливается право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы всех указанных в подпунктах 1 – 6 пункта 1.1 настоящих методических рекомендаций категорий граждан или граждан, относящихся к одной из указанных категорий граждан или к нескольким указанным категориям граждан, а также может быть предусмотрено преимущественное право граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса.

1.3. В случае установления нормативным правовым актом категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, из числа граждан, указанных в подпункте 1 пункта 1.1 настоящих методических рекомендаций, таким актом устанавливаются:

1) максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, который не может быть установлен более 18 кв. метров в расчете на одного человека (не более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина) (далее – максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений);

2) максимальный уровень доходов гражданина и указанных членов его семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению (далее - максимальный уровень доходов и стоимости имущества).

При установлении нормативным правовым актом максимального уровня доходов и стоимости имущества рекомендуется устанавливать такой уровень не выше размера, позволяющего таким гражданам приобретать жилое помещение в собственность за счет собственных средств и средств ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или на участие в долевом строительстве многоквартирного дома на территории субъекта Российской Федерации, исходя из средней рыночной цены стандартного жилого помещения (например, 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи или 32 кв. метра на одиноко проживающего гражданина) и средних сложившихся условий ипотечного кредитования;

3) порядок определения размера обеспеченности гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи общей площадью жилых помещений.

Рекомендуется установить, что размер обеспеченности гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи общей площадью жилых помещений определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с ним членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина;

4) порядок определения уровня доходов и стоимости подлежащего налогообложению имущества граждан и (или) совместно проживающих с ними членов их семьи. При установлении такого порядка рекомендуется применять поход, использованный при установлении в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях1.

1.4. Максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений, а также максимальный уровень доходов и стоимости имущества граждан рекомендуется устанавливать едиными по субъекту Российской Федерации.

1.5. В случае установления преимущественного права граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса рекомендуется установить срок, в течение которого гражданами может быть реализовано такое право. Рекомендуется устанавливать такой срок не более 3 месяцев после размещения на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») информации, указанной в подпунктах 1 или 2 пункта 5.1 настоящих методических рекомендаций.

1.6. При установлении условий, указанных в пунктах 1.1 – 1.5 настоящих методических рекомендаций, рекомендуется учитывать оценку потенциального объема спроса граждан на жилье экономического класса2 в целях обеспечения, с одной стороны, достаточного спроса граждан на такое жилье, которое будет создано в рамках программы, а с другой – не допущения формирования избыточного спроса на такое жилье.

2. Порядок проверки органами местного самоуправления



соответствия граждан – заявителей установленным категориям граждан,

имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы,

и формирования списков таких граждан

2.1. Нормативным правовым актом необходимо установить порядок проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы (далее – список граждан). Такой порядок, рекомендуется установить в соответствии с пунктами 2.2 – 2.18 настоящих методических рекомендаций.

2.2. Нормативным правовым актом необходимо установить органы местного самоуправления, которые будут проводить проверку соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формировать списки граждан. Рекомендуется, чтобы такими органами были определены либо органы местного самоуправления всех городских округов, городских и сельских поселений на территории субъекта Российской Федерации, либо только органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, отобранные для реализации программы (далее – органы местного самоуправления). Такое решение рекомендуется принимать с учетом территориальной доступности таких органов для граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2.3. После принятия нормативного правового акта и отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в органы местного самоуправления уведомление о начале формирования списков граждан с указанием адресного перечня таких земельных участков, а также устанавливает срок для начала формирования таких списков.

2.4. На официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет», а также в официальных средствах массовой информации, определенных нормативным правовым актом, размещается и публикуется следующая информация:

1) условия реализации программы на территории субъекта Российской Федерации;

2) требования к гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы;

3) об отобранных для реализации программы земельных участках, застройщиках и проектах жилищного строительства, том числе:

а) планируемый объем строительства жилья экономического класса на каждом таком земельном участке;

б) максимальная цена жилья экономического класса в расчете на 1 кв. метр общей площади такого жилья на каждом таком земельном участке;

4) время и сроки принятия заявлений граждан о включении в список граждан (далее – заявление);

5) перечень необходимых документов, включая письменное согласие граждан на обработку и представление их персональных данных в случае включения гражданина в список граждан, и требования к их оформлению для подачи заявления, в том числе форма заявления;

6) перечень и адреса банков и предоставляющих ипотечные займы юридических лиц, готовых проводить оценку платежеспособности граждан, включенных в списки граждан, в целях подтверждения возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы (далее – ипотечные кредиторы);

2.5. Если нормативным правовым актом установлено, что проверку соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, и формирование списков граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых расположены земельные участки, отобранные для реализации программы, то рекомендуется установить, что гражданин имеет право подать заявление только в один такой орган местного самоуправления. В случае выявления факта включения гражданина в 2 и более списков при ведении сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, лицо, уполномоченное на ведение такого реестра, не позднее 10 рабочих дней со дня выявления такого факта направляет сведения о таком факте гражданину и органам местного самоуправления, принявшим решение о включении гражданина в списки граждан. Указанный гражданин в месячный срок со дня получения таких сведений от лица, уполномоченного на ведение указанного реестра, обязан подать заявления об исключении его из списков граждан во все органы местного самоуправления, формирующие такие списки, за исключением одного по выбору гражданина. Рекомендуется установить, что в случае, если по истечении 3 месяцев со дня выявления указанного факта лицо, уполномоченное на ведение указанного реестра, не получит от органов местного самоуправления сведения об исключении гражданина из всех таких списков граждан, за исключением одного, такое решение принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2.6. Заявление регистрируется в порядке, установленном для регистрации входящих документов в органе местного самоуправления, с указанием даты и времени получения заявления и прилагаемых документов. Гражданину в день подачи заявления выдается расписка о получении заявления и документов с указанием перечня таких документов, даты и времени их получения.

2.7. Орган местного самоуправления рассматривает заявление, проводит проверку достоверности указанных в заявлении и прилагаемых документах сведений, а также проверку граждан-заявителей на соответствие категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.

2.8. По результатам рассмотрения заявления и документов орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после дня регистрации заявления принимает решение о соответствии или несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы.

2.9. В случае соответствия гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, орган местного самоуправления принимает решение о включении такого гражданина в список граждан.

2.10. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении гражданина в список граждан или о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, направляет такому гражданину по адресу места жительства Почтой России или вручает лично письменное уведомление о принятом решении (выписку из решения).

2.11. Выписка из решения органа местного самоуправления о включении гражданина в список граждан, в том числе должна содержать следующую информацию:

1) категорию граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин;

2) наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретения жилья экономического класса;

3) присвоенный заявителю порядковый номер списка граждан.

2.12. Выписка из решения органа местного самоуправления о несоответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, должна содержать указание на причины принятия такого решения, в том числе о наличии недостатков в предоставленных документах и о возможности их устранения.

2.13. Рекомендуется в нормативном правовом акте установить процедуру обжалования гражданином-заявителем решения органа местного самоуправления о несоответствии категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы. Рекомендуется установить, что такое решение может быть обжаловано таким заявителем в уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца со дня получения заявителем выписки из такого решения. Для обжалования такого решение заявитель подает в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявление об обжаловании указанного решения, указанный орган самостоятельно запрашивает необходимые документы у органа местного самоуправления, принявшего такое решение. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления и документов в течение одного месяца со дня получения такого заявления об обжаловании принимает решение о соответствии или несоответствии заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы. Рекомендуется установить, что в случае принятия уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о соответствии гражданина-заявителя категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, орган местного самоуправления, которым было принято решение о несоответствии такого заявителя таким категориям граждан, принимает решение о включении такого гражданина в список граждан, исходя из времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов, на основании которых органом местного самоуправления было принято решение о несоответствии гражданина-заявителя таким категориям граждан.

2.14. Орган местного самоуправления формирует список граждан в порядке очередности, исходя из времени подачи заявлений и требуемых документов, а также с учетом преимущественного права граждан на приобретение жилья экономического класса.

2.15. Список граждан должен содержать следующие сведения:

1) присвоенный гражданину порядковый номер списка граждан;

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) дата рождения гражданина;

4) паспортные данные гражданина, в том числе место постоянного проживания;

5) данные на дату подачи заявления о совместно проживающих с гражданином членах его семьи, включая: число совместно проживающих с гражданином членов его семьи, степень родства или свойства по отношению к гражданину, паспортные данные или данные свидетельства о рождении (для несовершеннолетних членов семьи), дата рождения и место постоянного проживания;

6) категория граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, к которой относится гражданин;

7) наличие или отсутствие преимущественного права гражданина на приобретение в рамках программы жилья экономического класса;

8) наличие или отсутствие потребности в получении гражданином ипотечного кредита (займа) для приобретения жилья экономического класса;

9) проект жилищного строительства, в котором гражданин планирует приобрести жилье экономического класса в случае, если гражданином принято такое предварительное решение.

2.16. Присваиваемые гражданам порядковые номера в списке граждан должны иметь следующие идентификационные коды: серия и номер паспорта (или СНИЛС, или ИНН гражданина)3, код наличия или отсутствия у гражданина права на преимущественное приобретение жилья экономического класса, а также код времени подачи таким гражданином заявления и необходимых документов.

2.17. Рекомендуется в нормативном правовом акте установить, что формирование списков граждан прекращается в случае заключения договоров участия в долевом строительстве, договоров купли-продажи или государственных (муниципальных) контрактов в отношении не менее 70 процентов жилья экономического класса во всех проектах жилищного строительства, реализуемых в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации, и включения в сводный по субъекту Российской Федерации реестр граждан, включенных в такие списки, граждан, количество которых превышает в два раза количество в таких проектах жилых помещений, относящихся к жилью экономического класса, в отношении которых не заключены такие договоры или контракты.

2.18. Орган местного самоуправления, формирующий список граждан, ежемесячно направляет такой список лицу, уполномоченному на ведение сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в списки граждан, с указанием дополнений и изменений, которые были внесены в такой список.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница