Методические рекомендации по составу и содержанию разрабатываемых материалов в проекты концепции фкп-2025 14




страница1/6
Дата02.08.2016
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ)

ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПРОЕКТЫ

КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ

НА 2016-2025 ГОДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ И

СОДЕРЖАНИЮ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ В

ПРОЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ФКП-2025 И ФКП-2025 14

2.1. Требования к материалам в проект Концепции ФКП-2025 14

2.2. Состав исходных данных для обоснования заказчиками прогнозируемых объёмов (качества) потребностей в космических средствах, услугах и информации в проект Концепции ФКП-2025 16

2.3. Требования к материалам в проект ФКП-2025 21

3 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ФКП-2025 И ФКП-2025 28

3.1. Ожидаемые результаты реализации ФКП-2015 28

3.2. Перечень мероприятий, не завершенных в рамках ФКП-2015 и переходящих в ФКП-2025 33

3.3. Цели, задачи, целевые индикаторы и прогнозные оценки
потребных объемов финансирования, определенные проектом
Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России» в сфере реализации ФКП-2025 57

3.3.1. Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (выписка из проекта) 57

3.3.2. Государственная программа Российской Федерации «Космическая деятельность России» (выписка из проекта) 66

3.3.3. Прогнозные оценки потребных объемов финансирования ФКП-2025 годы на период 2016 – 2020 годов, предусмотренные в рамках Госпрограммы «Космическая деятельность России 73

3.3.4. Программа запусков КА на период 2012 – 2020 годов (с прогнозными значениями в период 2016 – 2020 годов) 74

3.3.5. Основные направления технической политики в области обеспечения и контроля качества 75

Приложение 1. Мероприятия Федеральной космической программы России на 2016 - 2025 годы 77

Приложение 2. Требования к структуре и содержанию технико-экономического обоснования мероприятия, группы мероприятий (раздела Программы), Программы


в целом 78
Приложение 3. Требования к формированию Раздела III «Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий» 86
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Разработка проекта Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы (ФКП-2025) проводится во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № СИ-П7-2125 и в соответствии с «Планом мероприятий Федерального космического агентства по разработке проекта Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы», утвержденным руководителем Федерального космического агентства 15 ноября 2012 года.

Федеральным законом Российской Федерации «О космической деятельности» (статья 8, п. 1) определено, что «Федеральная космическая программа России является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях.

Порядок разработки и реализации Федеральной космической программы России регламентируется законодательством Российской Федерации в отношении федеральных целевых программ.

Учитывая изложенное, разработка проекта ФКП-2025 проводится в соответствии с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (с изменениями от 1 июля, 13 сентября 1996 г., 1, 8 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 25 января 1999 г., 22 апреля 2002 г., 20 марта 2003 г., 25 декабря 2004 г., 20 февраля 2006 г., 26 мая 2008 г., 14 ноября 2009 г.).

Указанный Порядок разработки проекта ФКП-2025 включает в себя следующие основные этапы:

разработка проекта концепции программы;

принятие решения о разработке проекта программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции программы;

разработка проекта программы;

согласование проекта программы;

экспертиза проекта программы;

рассмотрение проекта программы на заседании Правительства Российской Федерации;

доработка программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;

утверждение программы Правительством Российской Федерации.

Программный период разрабатываемой программы 2016 – 2025 годы, реализация программы предполагается в один этап.

Формирование Федеральной космической программы России осуществляется исходя из принципов:

формирования программы на основе долгосрочных целей социально-экономического и инновационного развития, показателей (индикаторов) их достижения и учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

наиболее полного охвата научной и социально-экономической сфер страны;

установления для программы измеримых результатов ее реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и/или качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития Российской Федерации, которое отражает выгоды от реализации программы, и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации программы;

интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей программы;

наличия у участников реализации (заказчиков программных мероприятий) программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей программы;

проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации программных мероприятий, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

В связи с этим, в разделе 3 настоящих Методических указаний в качестве исходных данных для разработки ФКП-2025 приведены ожидаемые к 2015 году результаты реализации ФКП-2015 и перечень мероприятий, не завершаемых в рамках ФКП-2015 и подлежащих включению в проект
ФКП-2025.

В соответствии с действующими директивными документами инициаторами постановки проблем для их решения программными методами на федеральном уровне за счет расходов федерального бюджета выступают федеральные органы исполнительной власти – заказчики космических средств и услуг на основе их применения.

Государственным заказчиком Федеральной космической программы определено Федеральное космическое агентство (Роскосмос).

В рамках действующей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы заказчиками космических средств и услуг на основе их применения выступают: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Российская академия наук.

В состав разработчиков Федеральной космической программы в дополнение к заказчикам, перечисленным выше, входят головные организации ракетно-космической отрасли: Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», Федеральное государственное унитарное предприятие «Организация «Агат», Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры», Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение «Техномаш», Федеральное государственное унитарное предприятие «Исследовательский центр имени М.В. Келдыша», Открытое акционерное общество «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», Федеральное казенное предприятие «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности», Открытое акционерное общество «Композит», Открытое акционерное общество «ИПРОМАШПРОМ», Открытое акционерное общество «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева».

В рамках работ по формированию и реализации ФКП-2025 на федеральные органы исполнительной власти – заказчиков космических средств и услуг на основе их применения – в пределах существующих функциональных полномочий возлагается ответственность за своевременное и в полном объеме предоставление Государственному заказчику программы предложений в проект Концепции ФКП-2025 и проект ФКП-2025, разработку обоснованных требований к разрабатываемым космическим средствам, участие в их испытаниях, а также реализацию результатов выполненных программных мероприятий.

Отбор проблем заказчиками космических средств и услуг на основе их применения для программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

значимость проблемы;

невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующих рыночных механизмов и необходимость государственной поддержки для ее решения;

необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.

Процедура разработки проекта ФКП-2025 предусматривает предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при Федеральном космическом агентстве и проведение экспертизы научно-технической значимости и актуальности космических проектов научного и социально-экономического назначения и их отбора Межведомственной экспертной комиссией, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 535 (с учетом последующих изменений).

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, структурной, научно-технической и инновационной политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, критические технологии, а также международные договоренности.

Результаты анализа хода и промежуточных результатов реализации ФКП-2015, а также выполнение поручения Правительства Российской Федерации о подготовке концепции ФЦП «Развитие космодромов на 2016-2025 годы в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» (пункт 2 протокола совещания у Председателя Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № ВП-П7-12пр) требуют следующего совершенствования структуры ФКП-2025 относительно действующей программы:

мероприятия ФКП-2025 сводятся в 3 раздела:  раздел I «НИОКР», раздел II «Прочие» и раздел III «Государственные капитальные вложения на реконструкцию, техническое переоснащение промышленных предприятий». При этом в разделе «Прочие» предлагается предусмотреть 6 подразделов, в том числе: серийные закупки; услуги (размещение и исполнение государственных контрактов, контроль качества работ); эксплуатация; повышение (поддержание) надежности в процессе серийного производства и эксплуатации изделий РКТ; управление космическими аппаратами (ЦУП, разработчики КА); запуск серийных КА;

раздел «Поддержание объектов наземной инфраструктуры», существующий в ФКП-2015, исключается. Мероприятия по поддержанию объектов космодрома Байконур и по развитию объектов космодрома Восточный (капитальные вложения и НИОКР) переносятся в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на 2016 – 2025 годы в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», а мероприятия по поддержанию в эксплуатационной готовности научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» переносятся в раздел «Прочие»;

мероприятия раздела «НИОКР» сводятся в 8 подразделов, вместо 10 в действующей ФКП-2015, в том числе:

в подразделе «Перспективные базовые изделия и прогрессивные технологии и обеспечение качества и надежности РКТ» структурно выделены блоки перспективных технологий развития космических средств, приборного ряда служебных систем и целевой аппаратуры перспективных космических комплексов, мероприятия по созданию производственных технологий и материалов, созданию специализированной отечественной ЭКБ и совершенствованию отраслевой нормативной базы по ее применению, учету и моделированию условий функционирования космической техники, автоматизации управления, стандартизации и унификации изделий РКТ;

мероприятия по развитию базовых изделий и технологий по целевым направлениям (космической связи, ДЗЗ и др.) включаются в соответствующие разделы мероприятий Программы;

подраздел «Российский сегмент международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ» из состава мероприятий раздела 1 исключается, а необходимые ОКР переносятся в подраздел «Космические средства связи, вещания, ретрансляции, поиска и спасания».

Реализуемая структура ФКП-2025 представлена на рисунке 1.1.

В 2012 году Роскосмосом во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № РД-П7-9346, от 1 марта 2012 г. № РД-П7-1198 и пункта 3 раздела II Протокола заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации
от 11 июля 2012 г. № 8прс разработан проект Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (далее Основы-2030).

Проект Основ-2030 прошел открытое общественное обсуждение, согласован с Российской академией наук, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Выписка из Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу в качестве исходных данных для разработки предложений в проект Концепции ФКП-2025 и проект ФКП-2025 представлена в разделе 3 Методических указаний.

Кроме того, в настоящее время Правительством Российской Федерации по инициативе Минфина России и Минэкономразвития России с целью повышения эффективности бюджетных расходов начата реализация очередного этапа бюджетной реформы. Ключевое изменение бюджетной конструкции в рамках реформы связано с введением госпрограмм как основного раздела классификации бюджетных расходов.


f:\структура\структура для рассылки\структура фкп-2025.jpg

Рисунок 1.1

Для решения указанных проблем Минэкономразвития России совместно с Минфином России сформирована, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации», нормативная и методическая база разработки и реализации государственных программ, что должно позволить перейти к формированию федерального бюджета, ориентированного на результат.

Указанным выше перечнем Роскосмос определен ответственным исполнителем Государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России» (далее Госпрограмма).

В 2012 году кооперацией головных научно-исследовательских институтов ракетно-космической отрасли под руководством Роскосмоса проект указанной Госпрограммы на период 2013 – 2020 годов разработан, согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, включая Минэкономразвития России и Минфин России, и представлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

Одним из программно-целевых инструментов Госпрограммы является Федеральная космическая программа России. В связи с этим в разработанный проект Госпрограммы на период 2016 - 2020 годов включены прогнозные оценки основных целей, задач, целевых индикаторов, программных мероприятий и требуемых объемов финансирования с учетом предварительной оценки расходов федерального бюджета на реализацию Федеральной космической программы России в этот период.

Указанные материалы также приведены в разделе 3 Методических указаний для учета при подготовке предложений в проект Концепции
ФКП-2025 и проект ФКП-2025.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ФКП-2025 И ФКП-2025

2.1 Требования к материалам в проект Концепции ФКП-2025

Концепция ФКП-2025 включает следующие основные разделы:

предварительный анализ итогов реализации ФКП-2015;

обоснование соответствия задач развития космических средств и целей ФКП-2025 приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации;

обоснование целесообразности решения проблемы развития космических средств (далее - проблема) программно-целевым методом;

характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере развития космических средств;

возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;

ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

предложения по целям и задачам ФКП-2025, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации ФКП-2025 по годам;

предложения по объемам и источникам финансирования ФКП-2025 в целом и отдельных ее направлений;

предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

предложения по участию федеральных органов исполнительной власти в формировании и реализации ФКП-2025;

предложения по государственным заказчикам, заказчикам и разработчикам ФКП-2025;

предложения по направлениям, срокам и этапам реализации ФКП-2025;

предложения по механизмам формирования мероприятий ФКП-2025;

предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией ФКП-2025.

Участники разработки Концепции ФКП-2025 федеральные органы исполнительной власти – заказчики космических средств и услуг на основе их применения, головные предприятия ракетно-космической отрасли (далее - Участники разработки) в пределах существующих функциональных полномочий представляют Государственному заказчику ФКП-2025 свои предложения в проект Концепции ФКП-2025 в соответствии с приведенной выше структурой.

При подготовке материалов Концепции ФКП-2025 предусматривается рассмотреть следующие варианты решения проблемы создания и развития космических средств для удовлетворения потребностей социально–экономической сферы, науки и международного сотрудничества.

Первый вариант (умеренный), в ресурсное обеспечение которого закладываются результаты предварительной оценки расходов федерального бюджета Минфина России на реализацию государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России», предполагает обеспечение поддержания развёрнутых и наращивание орбитальных группировок на основе серийных и разрабатываемых КА нового поколения для удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах на минимально необходимом уровне.

Второй вариант (инновационный), в ресурсное обеспечение которого закладываются расходы, превышающие предварительную оценку расходов федерального бюджета Минфина России на реализацию государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России», предполагает на основе развития производственных и внедрения на предприятиях ракетно-космической промышленности критически важных технологий, ускоренный ввод в эксплуатацию космических комплексов и систем нового поколения, находящихся в завершающей стадии разработки, развертывание орбитальных группировок космических аппаратов для полного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах, разработку и переход после 2020 года к эксплуатации космических средств мирового уровня.

2.2 Состав исходных данных для обоснования заказчиками прогнозируемых объёмов (качества) потребностей в космических средствах, услугах и информации в проект Концепции ФКП-2025

Состав исходных данных по прогнозируемым объёмам (качеству) потребностей в космических средствах, услугах и информации представлен в таблице 2.1.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница