Методические рекомендации по разработке




страница1/4
Дата12.06.2016
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4
Методические рекомендации по разработке

дополнительной программы внеурочной деятельности

в рамках реализации модели дополнительного образования

Сечковская Н.В.,

методист отдела воспитания и дополнительного образования детей

ГАУ ДПОС «СОИРО»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения является приемником многих идей, реализованных с различной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Однако несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными организациями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; создание инфраструктуры социальной мобильности.

Кроме того, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и усваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.

В концепции ФГОС второго поколения подчеркивается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Апеллируя к закону «Об образовании (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся», с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся. Разработка и логика построение этой программы в образовательных организациях конкретизируется, концептуально и методически организуются на каждой ступени общего образования начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Фактически она включает в себя три преемственные подпрограммы воспитания и социализации школьников.

В образовательных стандартах второго поколения о дополнительном образовании говорится значительно меньше и прежде всего с расширением возможностей внеурочной деятельности. Образовательная организация в рамках соответствующих государственных заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления. ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переводит его в положение ресурса, возможность использования (или неиспользования!) которого каждая школа определяет самостоятельно.

С одной стороны принципиальной разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием нет, а речь идет лишь о смене терминов. Но так ли это на самом деле?

Начнем с понятия «дополнительное образование детей» - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждении дополнительного образования, так и в образовательной организации.

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также на организацию их свободного времени. Понятие «дополнительное образование» акцентирует ограниченную связь учебной и внеурочной работы, прежде всего в ценностно-целевых, содержательных и процессуальных аспектах общего гуманитарного образования школьников. Безусловно, оно влечет за собой обновление целей проблематики, форм, технологий и результатов предметно-познавательной деятельности школьников, выдвигает новые требования к профессионализму педагогов, работающих в системе дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с системой дополнительного образования. Главное отличие дополнительного образования детей от внеурочной деятельности – наличие и реализация дополнительной образовательной программы, которая разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке данных программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).

Дополнительные образовательные программы внеурочной деятельности реализуются, прежде всего, в учреждениях дополнительного образования, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей), и в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Реализация деятельности дополнительного образования идет через научно-методическую основу деятельности педагогов дополнительного образования – через образовательную программу.

При привлечении дополнительного образования детей в образовательные организации, как ресурса для внеурочной деятельности, необходимо (вынуждены) значительно корректировать дополнительные программы внеурочной деятельности, с тем, чтобы адаптировать их к условиям реализации ФГОС.

На настоящий момент не существует единых требований к оформлению дополнительной программы внеурочной деятельности. Содержание дополнительной программы внеурочной деятельности практически полностью отвечают сути внеурочной деятельности, но учитывая нормативные документы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС следует разработать рекомендации по созданию дополнительных образовательных программ по внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле. В первую очередь необходимо переработать (изменить) цели, задачи, обязательно включить в программу воспитательные и образовательные результаты внеурочной деятельности школьников (планируемые результаты могут быть представлены в трех уровнях), выйти на личностные и метапредметные результаты освоения дополнительной программы внеурочной деятельности.

При разработке дополнительной программы внеурочной деятельности школьников уместно руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Дополнительные программы внеурочной деятельности обучающихся разрабатываются образовательными организациями самостоятельно или на основе переработки ими образцов примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с планом работы образовательной организации.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы: младшие школьники (1-4 классы), младшие подростки (5-6 классы), старшие подростки (7-9 классы).

3. В определении содержания программ школа ориентируется на запросы и потребности обучающихся и их родителей.

4. В структуру программы могут входить следующие компоненты:

- титульный лист;

- пояснительная записка или введение;

- учебно-тематический план;

- содержание изучаемого курса;

- методическое обеспечение;

- список литературы.

Кратко остановимся на содержательных аспектах каждого элемента.



На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательной организации;

- где, когда и кем утверждена данная программа;

- название программы;

- возраст детей, на которых рассчитана составленная программа;

- срок реализации;

- Ф.И.О., должность её автора (авторов);

- название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

- год разработки программы.

В пояснительной записке или во введении следует раскрыть:

- направленность программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи программы;

- отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации программы;

- сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, творческие проекта, акции и т.д.).

Учебно-тематический план чаще всего представляется в форме таблицы. Может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; при этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50%.

Примечание: При разработке форм внеурочной деятельности обучающихся рекомендуется использовать традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся, представленных в ФГОС второго поколения (Приложение № 1, № 2).

Содержание дополнительной программы внеурочной деятельности возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Методическое обеспечение программы предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала и дополненных рекомендациями по эффективному внедрению курса по 3 компонентам:


  1. Информационное обеспечение: учебники, учебные пособия, учебно-методические рекомендации к курсу, рабочие тетради, справочники, словари, кино- и видеофрагменты.

  2. Алгоритмы деятельности: инструкционные карты, лабораторно-практические задания, демонстрационные и раздаточные материалы.

3) Контрольно-измерительные материалы: сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др. В контрольно-измерительные материалы может войти мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса. При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа внеурочной деятельности, педагог ориентируется на требования ФГОС начального/основного общего образования.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Для определения эффективности внеурочной деятельности может быть использован следующий вариант мониторинговой карты результатов освоения дополнительной программы внеурочной деятельности:




п/п


Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Год реализации программы

Сроки

проведения



1.

Личностные













2.

Метапредметные












При заполнении таблицы следует обратить внимание на следующие позиции:

- критерии выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО / ФГОС ООО;

- показатели конкретизируются на двух уровнях – прогнозируемом воспитательном результате и прогнозируемом воспитательном эффекте;

- диагностический инструментарий определения результатов освоения дополнительной программы внеурочной деятельности и сроки проведения процедур могут быть установлены в соответствии с общешкольными диагностическими мероприятиями, в рамках которых определяется уровень личностных и метапредметных результатов;

- колонка «Год реализации» включается в том случае, если программа внеурочной деятельности реализуется в течение нескольких лет.



Список литературы состоит из перечня публикаций и электронных источников, в которых содержится полезная и интересная информация для педагога, организующего внеурочную деятельность.

5. Дополнительные программы внеурочной деятельности могут реализовываться в рамках отдельно взятого класса или в рамках свободных объединений школьников одной возрастной группы.

6. Все дополнительные программы внеурочной деятельности утверждаются руководителем образовательной организации на основании решения Педагогического совета.

7. Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательной организацией самостоятельно. Финансирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС осуществляется в рамках бюджетного нормативного финансирования.

8. Дополнительные программы внеурочной деятельности могут иметь следующие направленности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, техническая, социальное.

9. По характеру вносимых изменений образовательные программы внеурочной деятельности могут быть: комплексные, тематические, возрастные, индивидуальные, по конкретным видам деятельности.

Дополнительные программы по внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС необходимо значительно корректировать с тем, чтобы адаптировать их к внеурочной деятельности, соотнести с реальными возможностями учителей (совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку), условиями реализации и т. п. (Приложение № 3 Образец дополнительной программы внеурочной деятельности в рамках реализации модели дополнительного образования).

Дополнительные программы внеурочной деятельности нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, число которых велико. Сокращение их разнообразия и снижение качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит, резко сократит образовательные, творческие, культурные и профориентационные возможности подрастающего поколения.



Хочется надеяться, что этого не произойдет, а внеурочная деятельность, получившая значительный стимул к развитию, сможет обогатить образовательное пространство школы вместе с дополнительным образованием.


Приложение № 1

Традиционные формы организации деятельности учащихся

во внеурочной деятельности


Форма

Педагогические задачи

Лекция, демонстрация

Устное изложение (показ) какой-либо темы активизирует творческую мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар, репетиция, тренировка

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений (показ упражнений) под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы.

Дискуссия, экзерсис

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение предмета изучения, выбор решения проблемы расширяют знания путем обмена информацией, развивают навыки критического мышления и отстаивания своей точки зрения.

Конференция, конкурс, концерт, выставка

Встреча представителей различных организаций прививает навыки открытого обсуждения результатов деятельности.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Экспедиция, туристический поход

Поездка (передвижение) со специальным заданием (целью) реализует комплекс разноплановых задач познания, воспитания, оздоровления и др.


Приложение № 2.
Нетрадиционные формы организации деятельности учащихся

во внеурочной деятельности


Форма

Педагогические задачи

Презентация предмета, факта, явления, события

Описание, раскрытие роди предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности для будущей жизни, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять радость.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения.

Приложение № 3.

Образец дополнительной программы внеурочной деятельности в рамках реализации модели дополнительного образования

Титульный лист

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 г. Смоленск

Утверждена

«Декоративное цветоводство

и дизайн

садово-паркового ландшафта»


Возраст детей: 1216 лет

Срок реализации: 3 года




Сечковская Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования детей


Смоленск, 2013





Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в рамках одного отдельно взятого класса старших подростков (7-9 классы).

При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования, требования ФГОС общего образования второго поколения к организации внеурочной деятельности, анализ социального заказа, рекомендации специалистов в данной области. Программа разработана в соответствии с планом работы образовательного учреждения.

Новизна программы состоит в том, что впервые разработана образовательная программа дополнительного образования данной тематики – «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта», содержание программы конкретизировано по темам и модулям, носит углубленный характер. В программе чётко виден новый подход к содержанию образования, который заключается в переходе от информационной педагогики к ценностной и, в связи с этим, мы посредством знаний, творческих и практических заданий создаём вокруг ребёнка любознательно-познавательную среду, которая рождает самый высокий мотив личности – мотив учиться.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время назрела потребность общества и возрос интерес детей к деятельности специалистов данного направления – цветовод, садовник, ландшафтный дизайнер. Содержание программы полностью удовлетворяет образовательные потребности подростка; это происходит за счет разработки индивидуального образовательного плана, нацеленного на формирование совокупности образовательных запросов, значимых для учащегося, его родителей и соответствующих социальным ожиданиям, а также средств, форм и последовательности их реализации.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ведении нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики, что является эффективным для индивидуального творческого развития детей - ребенок сам учится формулировать задачу, новые знания теории помогают ему в процессе решения этой задачи, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому усвоению теоретического материала. Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые активно применяются на занятиях, являются действенными для старших школьников при усвоении теоретического и выполнении практического (творческого) материала. Использование современных образовательных технологий, способствует развитию ключевых компетенций у воспитанников и формированию личной образовательной перспективы.



Цель – создание условий для реализации подростками своих потребностей, интересов и способностей в области декоративного цветоводства и дизайна садово-паркового ландшафта, приобретение профессиональных знаний, умений и применение их на практике.

Задачи:

Образовательные:

– систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;

– продолжить формировать профессиональные умения и навыки, закрепить их на практике;

– формировать потребности в обучении и саморазвитии;

– формировать диалектико-материалистическое мировоззрение;

– создавать обшекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на практике.



Развивающие:

– способствовать развитию любознательности в данных областях знаний, расширять кругозор учащихся;

– развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различия; выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты; наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

– развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.).



Воспитательные :

– формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

–духовную культуру и нравственность;

– приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям;

– формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
Программа творческого объединения «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта» является авторской, профессионально-ориентированной, по уровню освоения углубленной. Программа предназначена для ориентации учащихся на профессию мастер растениеводства, рабочий зеленого хозяйства, садовник, цветовод, ландшафтный дизайнер. Соответственно, программа предусматривает совершенствование ранее изученных биологических, географических и исторических знаний и достижение высоких показателей образованности в области биологии, географии, истории, изобразительного искусства, архитектуры, дизайна, умений видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения и гарантирует учащимся приобретение новых профессиональных знаний, практических умений и навыков.

Основу курса составляет процесс изучения ассортимента и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых форм растений, основ дизайна и элементов оформления садовых участков, экстерьера и интерьера домов и служебных помещений, основ аранжировки и флористики.

Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста 12 – 16 лет. Продолжительность обучения 3 года. Учебная группа должна насчитывать 8 - 10 учащихся. Занятия творческого объединения проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 1 час (2 часа в неделю). Программа рассчитана на 204 часа.

Программа творческого объединения объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый учебный материал. Программа предусматривает три уровня усвоения учебного материала: 1 уровень усвоения – ученический, т.е. репродуктивное действие с подсказкой; 2 уровень усвоения – алгоритмический, т.е. репродуктивное действие по памяти; 3 уровень – творческий.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, единства научно-практических знаний, позитивное, целостное отношение к биологическим процессам и явлениям, к основам ландшафтного дизайна.

Практический материал направлен на развитие биологических и дизайнерских умений и навыков.

Творческие задания раскрывают творческий потенциал, художественные способности, формируют эстетический вкус.

Контрольный материал определяет объективный, дифференцированный учет процесса обучения и результаты учебно-воспитательной деятельности учащихся.

График учебного процесса может быть изменен в зависимости от конкретной учебной или практической ситуации при обязательном соблюдении общей продолжительности теоретического обучения, творческих заданий, практических и контрольно-итоговых работ.
Для достижения целей и решения задач предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения. Учитывая базовые знания, полученные в общеобразовательной школе, процесс обучения включает в себя вторую и третью ступени обучения, минуя первую. На второй ступени обучения преобладают активные формы познавательной и трудовой деятельности. Третья ступень обучения характеризуется самостоятельным творчеством, формирующим потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.

В связи с этим особое место в программе отведено следующим формам обучения: экскурсия, практическая работа, творческое задание, творческий проект, тестовое задание, лекционное занятие, дискуссия, конференция, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на муниципальном уровне, региональном, всероссийском.



Основными методами работы с учащимися являются следующие:

  • методы обучения: монологический, диалогический, алгоритмический, показательный, эвристический;

  • методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

  • методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный;

  • методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Применяются современные образовательные технологии: игровая, проектная, интерактивная, развивающего обучения, здоровьесбережения, ИКТ.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница