Методические рекомендации по разработке Национальных докладов о развитии населенных пунктов стран СНГ ко Всемирной конференции ООН по населенным пунктам хабитат III




страница1/3
Дата10.06.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3
ПРОГРАММА ООН-ХАБИТАТ
УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА»

Отдел устойчивого городского развития



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке Национальных докладов

о развитии населенных пунктов стран СНГ

ко Всемирной конференции ООН по населенным пунктам ХАБИТАТ III

Минск 2014

прямоугольник 1

Содержание







стр.




Введение

3

1.

Цель Национальных докладов стран СНГ

8

2.

Объекты анализа, включая выделение типологических групп административных единиц с учетом специфики стран СНГ

9

3.

Организационные рамки по подготовке Национальных докладов ко Всемирной встрече на высшем уровне
Хабитат III

14

4.

Структура Национальных докладов

16

5.

Требования к содержанию и представлению Национальных докладов

35

6.

Этапы и алгоритм разработки Национальных докладов

39

Введение
Прошло уже 18 лет после второй Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам ХАБИТАТ II, состоявшейся 3-14 июня 1996 года в Стамбуле, Турция, которая завершилась принятием главами государств и правительств мировых держав Стамбульской декларации по населенным пунктам и «Повестки дня Хабитат» – основополагающих документов, включающих цели и принципы, обязательства и глобальный план действий по достижению двуединой цели ООН-Хабитатпо обеспечению безопасности, жизнеспособности, продуктивности и устойчивого развития населенных пунктов и надлежащего жильядля всех людей планеты.

Несмотря на то, что во многих регионах мира за эти годыдостигнут значительный прогресс в достижении поставленных целей, сегодня, более чем когда-либо прежде, правительства сталкиваются с серьезными городскими проблемами, отчасти в результате быстрой урбанизации, мирового экономического кризиса, глобализации, роста преступности и изменения климата.

Осуществление Повестки дня Хабитат в течение последних 18 лет подчеркивает необходимость проанализировать накопленный опыт и цели, достигнутые благодаря комплексу мер политики и стратегий, а также неудачи, которые пришлось пережить. Изменились подходы: во-первых, вместо фрагментированного и посекторального осуществления Повестки дня, стал применяться комплексный подход, благодаря которому налаживаются связи в условиях динамичного развития населенных пунктов. Во-вторых, на смену политике дерегулирования рынка жилья пришли прогрессивные подходы, которые стали применять некоторые правительства и негосударственные субъекты в целях усиления содержащихся в Повестке дня обязательств обеспечить полную реализацию права на надлежащее жилье. В-третьих, больший упор теперь сделан на устойчивом развитии населенных пунктов.

Для оценки выполнения странами Повестки дня Хабитат один раз в 20 лет проводится Всемирная конференция ООН по населенным пунктам. В рамках подготовки к конференции региональные офисы Программы ООН-Хабитат разрабатывают доклады о развитии городов.

Очередная Третья Конференция Организации Объединенных Наций по жилью и устойчивому городскому развитию ХАБИТАТ III, которая состоится в 2016 году, будет служить форумом для серьезных консультаций между правительствами в отношении будущего городов мира – будущего, отличающегося беспрецедентными вызовами и серьезными рисками.

Главная цель конференции состоит в том, чтобы повторно поддержать глобальную приверженность стран устойчивому развитию. На этом саммите главы государств-членов ООН и правительств представят доклады о реализации «Повестки дня Хабитат» в своих странах, где будут обозначены проблемы, связанные с развитием населенных пунктов в различных регионах мира, наметившиеся тенденции и перспективы, показан лучший опыт по преодолению трудностей развития. Перед первой встречей Комитета по подготовке кХабитат III в Нью-Йорке во время 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, принято решениерассматривать Национальные доклады, в которых будет освещена реализация «Повестки дня Хабитат» как основу для разработки «Новой Городской Повестки», в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 67/216 (§ 40), которая, в свою очередь, станет дорожной картой для мирового сообщества на следующие 20 лет по преодолению проблем развития населенных пунктов и обеспечению надлежащего жилья.

Настоящие методические рекомендации подготовлены в помощь разработчикам Национальных докладов стран СНГ о развитии населенных пунктов за период, прошедший со времени проведения Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам ХАБИТАТ II и принятия основополагающих документов.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью выработки единого подхода при подготовке Национальных докладов государств региона (стран СНГ), следования единой структуре, выбора сопоставимых объектов исследования, организации деятельности в соответствии с общим календарным планом и т.д. Национальные доклады станут основой для разработки Регионального доклада, который будет представлен на Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию ХАБИТАТ III.


Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях использованы следующие термины и определения:
Хабитат – от англ. Habitat – среда обитания, окружающая человека среда – все окружение человека, включая материальные составляющие (природные и антропогенные) с совокупностью отношений между ними и человеком.

Программа ООН-Хабитат – (англ. TheUnitedNationsHumanSettlementsProgramme, UN-HABITAT) – программа ООН по содействию устойчивому развитию населенных пунктов. Основана в 1978 г. как Центр ООН по населенным пунктам для координации всех видов деятельности по устойчивому развитию населенных пунктов. В декабре 2001 г. 56-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию (А/Res/56/206) о повышении статуса Центра до уровня полноправной Программы ООН по населенным пунктам (Программа ООН-ХАБИТАТ).

Повестка дня Хабитат – (англ. HabitatAgenda) всемирный План действий по устойчивому развитию населенных пунктов, принятый на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), проходившей 3-14 июня 1996 г. в Стамбуле, Турция. В данном документе закреплены обязательства по обеспечению безопасности, жизнеспособности и устойчивого развития городов и других населенных пунктов в мире, принятые руководителями стран-членов ООН1.

Методика Программы ООН-Хабитат – один из широко известных инструментов мониторинга реализации глобальных стратегических программ, таких как, Повестка дня Хабитат, Декларация по городам и другим населенным пунктам в новом тысячелетии2, применяемый с целью выработки политики развития городов. Методика утверждена Резолюциями 15/6 и 17/1 Комиссии ООН по населенным пунктам. Она основана на анализе городских индикаторов, характеризующих такие проблемы, как доступность жилья, коммунальных услуг, степень развития социальной и инженерной инфраструктур, отражающие состояние окружающей среды, уровень развития местного самоуправления, доходы населения и многие другие явления городской жизни. Система показателей ООН применяется почти в 150 странах мира и является признанным инструментом городского планирования.

Устойчивое развитие – это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности3.

Устойчивое развитие применительно к населенным пунктам сочетает в себе экономическое развитие, социальный и культурный прогресс и охрану окружающей среды при полном уважении всех прав человека и основных свобод, включая право на развитие, при этом оно обеспечивает средство для достижения большей стабильности и мира во всем мире на основе этических и духовных ценностей4.

Городское развитие – сбалансированное развитие социальной и производственной сферы на территории городского поселения, предусматривающее повышение качества среды жизнедеятельности без нанесения непоправимого ущерба природным элементам среды на основе экономии энергетических, территориальных и других видов ресурсов5.

Городское развитие – сбалансированное развитие социальной и производственной сферы на территории городского поселения, предусматривающее повышение качества среды жизнедеятельности без нанесения непоправимого ущерба природным элементам среды на основе экономии энергетических, территориальных и других видов ресурсов6.

Цели развития тысячелетия ООН (ЦРТ)  представляют собой программу по борьбе с бедностью и общему повышению уровня жизни. Программа была принята в 2000 г. 147 главами государств и представителями 189 стран, на Саммите Тысячелетия. Программа содержит восемь международных целей развития. Они включают в себя: ликвидацию  абсолютной бедности и голода; обеспечение  всеобщего начального образования; содействие  равноправию полов и расширению прав женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнского здоровья; борьбу с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической стабильности; формирование всемирного партнерства в целях развития7.

Рейтинг (Rating — оценка, порядок, классификация) сумма баллов, измеряющая потенциал кого-либо или чего-либо на определенный период времени, в зависимости от сочетания качественных и количественных характеристик. Рейтинг может быть рассчитан с помощью различных статистических методов, например, по средней арифметической, средневзвешенной, среднегеометрической и др. Теоретически возможно использование любых методов интегрирования8.



  1. Цель Национальных докладов стран СНГ

Национальные доклады включают несколько целей:




  1. Подготовка всеобъемлющегоаналитического обзорасостояния населенных пунктов страны и оценка хода осуществления Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, принятых в 1996 г. в Стамбуле;

  2. Выявление основных препятствий на пути реализации целей, изложенных в вышеуказанных документах;

  3. Рассмотрение новых проблем и возможностей, которые возникли со времени проведения Конференции (ХабитатII);

  4. Разработка предложений в области развития населенных пунктов, содействующих преодолению новых вызовов и повышению роли населенных пунктов и соответствующих институциональных механизмов в области устойчивого городского развития и жилищного строительства.




  1. Объекты анализа, включая выделение типологических групп административных единиц с учетом специфики стран СНГ

Определение конкретных объектов анализа путем выделения типологических групп административных единиц обусловлено необходимостью учета специфики административно-территориального деления различных стран. В силу различий культуры, административных традиций и структуры государственного управления страны СНГ имеют разные административно-территориальные единицы: регионы, области, округи и др. – имеющие определенное значение и полномочия. Есть страны, которые являются федеративными, другие почитают древние культурные традиции как сложившийся строй, а некоторые государства имеют местное самоуправление в основе государственного режима. Однако, не смотря на культурные и административные различия, страны СНГ во многом объединены сходной проблематикой в вопросах борьбы с бедностью и неравенством. Таким образом, выбраны четыре типа объектов анализа, учитывающих административно-территориальную специфику стран СНГ.

Объектами исследования для подготовки Национальных Докладов были выбраны: государство, области, городские поселения, сельские поселения. Подобная типология административно-территориальных единиц упростит процесс обработки массива статистической и аналитической информации, а также позволит избежать дальнейшей путаницы, связанной с особенностями интерпретации тех или иных административно-территориальных единиц в разных странах. На первый взгляд, было бы удобно использовать классификацию по численности населения, разделяя городские и сельские поселения на категории, например, до 10 тыс. чел., от 10 до 20 тыс. чел. и так далее. Однако, при детальном рассмотрении специфики административно-территориальной политики каждого отдельного государства, было принято обобщить объекты исследования до аутентичных административно-территориальных единиц. Поскольку страны СНГ различаются как территориальными характеристиками, так и численностью населения – в популяции городских и сельских поселений присутствуют значительные колебания. К примеру, при сравнении территориально-демографических показателей можно наблюдать широкую разбежку от крупнейших (г. Москва (столица Российской Федерации), площадь 2511 км2, численность населения 12 108 257 чел.9) до самых малочисленных городов СНГ (г. Хива (Хорезмская обл., Республика Узбекистан), площадь 8,83 км2, численность населения 49 200 чел.10). Таким образом, типологические группы городских и сельских поселений будут соответствовать в каждом конкретном случае, утвержденным государственной политикой, административно-территориальным единицам (Таблица 1).


Таблица 1. Административно-территориальная структура государств СНГ

Объект

Государство

Области государства

городские поселения

сельские

поселения



Закон, регламентирующий административно-территориальное устройство и административно-территориальные единицы

Значение в под­готовке и ана­лизе данных Доклада

рассмотре­ние общих показате­лей по всей стране

рассмотрение показателей в разрезе административно-территориальных единиц верхнего уровня

Республика Азербайджан

59 районов, 12 городов республиканского подчинения и Нахичеванская Автономная Республика

города и поселки

села


Ст. 2 Закона Азербайджанской республики «О территориальном устройстве и административно-территориальном делении» от 13 июня 2000 г.

Республика Армения

10 областей (марзов) и город Ереван

городские общины

сельские общины

Закон Республики Армения «Об административно-территориальном делении Республики Армения» от 7 ноября 1995 г.

Республика Беларусь

6 областей и город Минск

городские населенные пункты

сельские населенные пункты

Закон Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» от 5 мая 1998 г.

Республика Казахстан

14 областей и 2 города республиканского значения

города республиканского, областного и районного значения, а также поселки, находящиеся на территории их административной подчиненности

все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности

Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря 1993 г.

Республика Кыргызстан

7 областей, город Бишкек и город Ош

города республиканского, областного и районного значения, поселки городского типа

малые, средние и крупные сельские населенные пункты

Ст. 13 Закона Кыргызской Республики «О градостроительстве и Архитектуре Кыргызской Республики» от 11 января 1994 г.

Республика Молдова

32 района, автономно-территориальные образования Гагаузия и Левобережье Днестра

города и муниципии

села (коммуны)

Закон Республики Молдова «Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова» от 27 декабря 2001 г.

Российская Федерация

22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа

города или поселки, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

п.1, Ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Республика Таджикистан

Горно-Бадахшанская автономная область, Согдийская и Хатлонская область

города и поселки

села и дехоты

Конституционный Закон Республики Таджикистан «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан» от 19 марта 2013 г.

Республика Туркменистан

5 велаятов, город Ашхабад

города и поселки

села

п.2, Ст.2 Закона Туркменистана «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Туркменистана, присвоения наименований и переименования государственных предприятий, организаций, учреждений и других объектов» от 18 апреля 2009 г.

Республика Узбекистан

12 областей, автономная республика Каракалпакстан, город Ташкент

города и поселки городского типа

кишлаки и аулы



В качестве объектов исследования предлагается рассматривать следующие:



Государство. Рассмотрение данных по основным показателям по всей стране необходимо для общей оценки ресурсной базы, текущих тенденций, прогресса со времени ХабитатII.

Области. Проведение регионального сравнительного анализа в разрезе, утвержденных законодательством страны, административно-территориальных единиц верхнего уровня позволит определить степень однородности показателей, выявить наиболее проблемные либо благополучные по различным показателям районы.

Городские поселения. Исследования в разрезе городских поселений эффективны при выявлении различных аспектов протекания процесса урбанизации в стране, а также при установлении асимметрии по линии центр-периферия.

Сельские поселения. Анализ статистики по сельским поселениям позволяет выявить существенные различия на уровне городских и сельских территорий.
Подготовка национального доклада должна осуществляться скоординированно со всеми заинтересованными сторонами, в роли которых могут выступать:

  • Национальное правительство, представленное ключевыми министерствами и учреждениями;

  • Местные органы управления;

  • Гражданское общество и частный сектор, включая неправительственные организации, СМИ и другие заинтересованные группы;

  • Академические учреждения;

  • Внешние службы поддержки, включая двусторонних и многосторонних инвесторов, ООН, международные неправительственные организации и др.

Организации, ответственные за написание Национальных докладов могут инициировать Национальные Городские Кампании, с целью мобилизации всех заинтересованных сторон по ключевым городским проблемам, а также определению стратегий их разрешения.

Задачами исследования в рамках Национального доклада должны являться:



  • Оценка положения дел в стране, анализ сложившейся ситуации, изучение основных экономических показателей и их динамики.

  • Выявление причинно-следственных связей возникновения тех или иных доминирующих тенденций.

  • Исследование характера причинно-следственных связей и выбор методов их количественного измерения.

  • Выявление условий, которые положительно или отрицательно влияют на показатели по конкретному объекту исследования.

  • Поиск вариантов решения основных проблем и развития объекта исследования.



  1. Организационные рамки по подготовке Национальных докладов ко Всемирной встрече на высшем уровне Хабитат III

Подготовка основательного аналитического доклада по стране требует тщательного подхода, при этом разработка доклада должна осуществляться с привлечением наибольшего числа участников, включая органы государственного управления, ответственные за предоставление информации в сфере своей деятельности и в соответствии со структурой Национального доклада, академические и научные институты, общественные организации, независимых экспертов, частный сектор и др. заинтересованных.

Методический центр по подготовке национальных докладов и регионального доклада к Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию ХАБИТАТ III (далее Методический центр), основанный на базе УП «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» в г. Минске (Республика Беларусь) осуществляет информационное, методическое и консультационное обеспечение деятельности государств, находящихся в зоне ответственности Регионального офиса Программы ООН-Хабитат в Российской Федерации (государств-партнеров), по подготовке национальных докладов к Хабитат III.

Сцельюобеспеченияэффективнойорганизацииработынаддокладомвкаждойстране-участницеследуетсоздатьрабочуюгруппу, котораяможетвключатьпредставителейнаучно-исследовательских, академическихилидругихинститутов. К разработке докладов целесообразно привлекать других экспертов в различных областях, охватываемых докладом. (В соответствии с рекомендациями ООН-Хабитат в каждом государстве необходимо создать Национальный комитет по подготовке к ХАБИТАТ III).

Рабочая группа осуществляет сбор, обработку, анализ данных, систематизацию и обобщение результатов, подготовку проектов Национального доклада, согласование с органами государственного управления.

Методическое руководство деятельностью рабочей группы осуществляет национальный координатор, назначенный профильным органом государственного управления. Национальный координатор разрабатывает техническиезадания с детальными описаниями и последовательностью проведения работ для местных экспертов. Затем,каждый эксперт согласно техническому заданию готовит соответствующую частьНационального доклада. Обобщение и систематизацию материалов осуществляет рабочая группа. Ответственность за содержательную часть доклада несет национальный координатор.

Обеспечение обратной связи, обсуждение доклада с заинтересованными, внесение в него поправок в процессе редактирования осуществляется в ходе совещаний рабочей группы, местных экспертов, других заинтересованных. Проведение совещаний инициируется национальным координатором.

Методический центр устанавливает связи с национальными координаторами государств-партнеров и экспертами рабочих групп по разработке докладов посредством созданиясети профессиональных контактов, проводит обучающие семинары, встречи для согласования совместных действий, веб-конференции (по необходимости), осуществляет организационную поддержку деятельности рабочих групп.

Методический центр систематизирует и обобщает информацию для включения в Региональный доклад,который будет представлен на Конференции ООН по жилью и устойчивому городскому развитию ХАБИТАТ III.


  1. Структура Национальных докладов

В Повестке дня Хабитат, принятой в 1996 году, главы государств и правительств приняли на себя обязательства по реализации двухключевых целей:



  1. Обеспечение населения адекватным жильем, которое подразумевает не просто наличие крыши над головой, но и жилищные условия, обеспечивающие невмешательство в частную жизнь, оптимальную площадь, доступность, безопасность, устойчивость, приемлемую инфраструктуру, соответствие санитарным нормам, качество окружающей среды, а также удобное местоположение жилья по отношению к месту работы и предприятиям сферы обслуживания и, наконец, ценовую доступность.

  2. Содействие и поддержка устойчивого развития населенных пунктов в урбанизирующемся мире, в соответствии с которым главы государств и правительств приняли обязательства по развитию таких эффективных в экологическом отношении поселений, по предоставлениюгражданам, особенно относящимся к уязвимым группам населения, равных возможностей для здоровой, безопасной и продуктивной жизни в гармонии с природой, культурным наследием, духовными и культурными ценностями, для жизни, гарантирующей экономическое и социальное развитие, охрану окружающей среды, таким образом, способствуя достижению устойчивого развития на национальном уровне.

Предлагаемая структура Национального доклада разработана на основе Руководящих принципов ООН-Хабитат, подготовленных в соответствии с резолюцией №24/14 Административного совета ООН-Хабитат «Вклад в процесс подготовки к Конференции ООН по устойчивому городскому развитию и жилью (ХАБИТАТ III)», принятую на двадцать четвертой сессии.

С помощью анализа рекомендуемых далее количественных, качественных показателей, приведения экспертных оценок, мнений и заявлений представителей официальных властей и т.п. в Национальных докладахдолжно быть рассмотрено шесть ключевых тем, адресующих проблемы и вызовыдля Новой городской Повестки:



  1. Демографические проблемы населенных пунктов

  2. Земляигородское планирование

  3. Окружающаясредаиурбанизация

  4. Управление и законодательство

  5. Городская экономика

  6. Жилье и базовое обслуживание

Разумеется, для описания специфических проблем, тенденций и вызовов, возникающих в различных государствах, предлагаемого набора индикаторов может оказаться недостаточно или они могут не согласовываться с принятыми в государстве формами статистической отчетности, могут иметь другую трактовку. В таком случае национальные эксперты, рабочие группы сами принимают решение какие именно показатели использовать для описания тех или иных проблем. В целом же необходимо следовать предлагаемой логической линии описания и учитывать, что в общем Региональном докладе будет проведен сравнительный анализ проблем, тенденций, перспектив по странам.

В каждом разделе необходимо описать достижения по перечисленным ниже темам, а также вызовы и препятствия, которые возникали в процессе реализации Повестки, полученные уроки и, наконец, предложения для включения в Новую городскую Повестку, включая возможные вызовы и проблемы, с которыми населенные пункты данного государства могут столкнуться в последующие 20 лет.Рекомендуется рассматривать показатели за три года – 1996, 2006 и 2013 годы. Там, где возможно следует рассматривать показатели по гендерному признаку.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница