Методические рекомендации по подготовке и поведению этнического квеста «Мы народ многонациональный: культура и традиции коренных народов Красноярского края»



Скачать 253.34 Kb.
Дата12.06.2016
Размер253.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Центр воспитания и гражданского образования

О проведении с обучающимися 5-7 классов

общеобразовательных организаций Красноярского края

этнического квеста по теме:

«Мы народ многонациональный: культура и традиции

коренных народов Красноярского края»

в рамках тематического ритма

«Гражданское общество» краевого школьного Календаря

для гражданского образования и воспитания:
методические рекомендации

КРАСНОЯРСК

2015
Авторы-составители:

Пригодич Елена Григорьевна,

руководитель Центра воспитания и гражданского образования КК ИПКиПП РО



Костюченко Юлия Александровна,

методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПКиПП РО



Петрусенко Елена Ивановна,

методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПКиПП РО



Содержание

  1. Методические рекомендации по подготовке и поведению этнического квеста «Мы народ многонациональный: культура и традиции коренных народов Красноярского края»………………………………………………………………………………….…с. 3-7

  2. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Мартшрутный лист…………………………………….…………с.8

  3. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Памятка команде…………………………………………………с.9

  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Контурная карта Красноярского края……………………………с.10

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Первое задание………………………………………………....с.11-14




  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Задания для этностанций………………………………….……с.15-26




  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.План прохождения маршрута………………………………..……с.27



Методические рекомендации по проведению в 5 – 7 классах

этнического квеста по теме:

«Мы народ многонациональный: культура и традиции коренных народов Красноярского края»
Этнический состав Красноярского края отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. Численность населения региона, по данным Красноярскстата на 1 января 2014 года, составляет 2 852 810 человек1. Согласно данным переписи населения 2010 года, 88% от общей численности населения составляют русские. 12% населения региона - это автохтонные народы2, национальные меньшинства3 и мигранты.

На территории края проживают представители более 150 национальностей: русские и украинцы, татары и чуваши, немцы, поляки, белорусы, армяне, киргизы, азербайджанцы, узбеки, грузины, молдаване, эстонцы, латыши и др.

Наряду с представителями многих наций в регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера – долгане, эвенки, ненцы, якуты, кеты, нганасаны, селькупы, энцы.

Из 47 национальностей, отнесенных постановлением Правительства к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в Красноярском крае Всероссийская перепись населения 2010 года зафиксировала 39. Всего по краю учтено 16735 представителей коренных малочисленных народов. Наиболее многочисленные из них – долганы (5810 человек), эвенки (4372), ненцы (3633), кеты (957) и нганасаны (807 человек), которые составляют 94% от общего их числа. В Таймырском муниципальном районе проживают более 90% всех долган, ненцев, нганасан и энцев, в Эвенкийском муниципальном районе – 82% эвенков. В местах компактного проживания коренных малочисленных народов проживают 16226 представителей этих народов, которые представлены восемью национальностями. За межпереписной период (2002 – 2010 гг.) численность коренных малочисленных народов в территориях их преимущественного проживания сократилась на 183 человека, или на 1,1%.

Среди трудностей, с которыми сегодня сталкиваются коренные народы можно выделить: сокращение их численности в результате ассимиляции4, нарушение традиционного уклада и характера расселения, потеря языка.

Для решения этих проблем сегодня в Красноярском крае действуют различные социальные программы помощи коренным народам, развивается как направление научное исследование национальных культур, организуются фольклорные экспедиции, в школьную программу образовательных организаций включаются специальные уроки, посвященные традиционным культурам, проводятся фестивали с участием представителей малочисленных народностей.

В рамках тематического ритма «Гражданское общество» краевого школьного Календаря для гражданского образования и воспитания5 педагогам образовательных организаций Красноярского края рекомендуется организовать изучение в 5-7 классах культуры и традиций коренных малочисленных народов Красноярского края. Очень важно, через разные формы организации воспитательной деятельности, подвести обучающихся к пониманию и осознанию своей культурной и национальной идентичности, заинтересовать их в изучении этнического состава населения Красноярского края, её сохранении.

Рекомендуемой формой проведения занятия в младшей подростковой ступени может стать мероприятие - этнический квест (этноквест)



Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Понятие «квест» происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.
Цель квеста: познакомиться с культурой и традициями коренных народов проживающих на территории Красноярского края (муниципального района, города, поселка). В рамках игры обучающиеся будут собирать информацию о традиционной культуре народов, предметы, характеризующие их самобытность.
Задачи:

  • Расширить знания обучающихся   о культуре и традициях коренных народов проживающих на территории Красноярского края

  • Формировать  у  учащихся навыки поиска полезной информации на различных носителях, ее обработки и использования

  • Способствовать развитию творческих способностей обучающихся, коммуникативных навыков (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.


Этапы игры:
Первый этап – подготовительный (организационный).

Пeред  началом игры команды выбирают себе название, капитана. Команда проходит регистрацию и получает маршрутный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Суть квеста заключается в последовательном поиске зашифрованных объектов в здании образовательной организации, где были спрятаны пазлы герба Красноярского края (герба Таймырского долгано-ненецкого муниципального района, герба Эвенкийского муниципального района), и решении дополнительных вопросов-загадок по традиционной культуре коренных народов Красноярского края. Команда получает по одному пазлу, пройдя тематическую станцию Победителем Этноквеста становится команда,  набравшая наибольшее количество баллов и собравшая все пазлы герба Красноярского края.
Каждой команде предстоит пройти ряд станций – этапов, где Помощники (старшеклассники) дают творческое задание, оценивают работу команд, ставят баллы в маршрутном листе.

Каждая команда знакомиться с ПАМЯТКОЙ прохождения этнического квеста (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), планом прохождения маршрута (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

План прохождения маршрутаэто ЭТНОСТАНЦИИ, каждая станция представляет собой кабинет (учебная аудитория), оформленный в соответствии с главной темой станции.
Тема станции может быть связанна с одним коренным народом (например: долганы, ненцы, селькупы, эвенки, кеты т.д.), отдельно с темами численности и расселения коренных народов Красноярского края, их праздникам и обрядам, фольклору, культуре питания, национальной одежде, традиционным занятиям и т.д.
Каждая станция имеет свое название, угадать которое можно только разгадав подсказку о символе, которым она обозначена (картинки-символы прикреплены к входным дверям каждого кабинета.



Второй этап – основной (ИГРА).

Этноквест начинается и заканчивается в актовом зале школы.


Ведущий говорит о теме этнического квеста, показывает на слайде карту Красноярского края:

- Сегодня в нашем Красноярском крае проживает 159 национальностей. Численность населения составляет около 2 млн. 860 тыс.человек. В нашем крае есть уникальные народы – их называют коренны́ми малочи́сленными наро́дами. Они проживают на тех территориях, где традиционно проживали их предки.6 Сохраняют свой образ жизни, промыслы, традиции, культуру, язык. И самая главная особенность этих народов – их численность очень мала – не более 50 тысяч человек.

В Красноярском крае коренных малочисленных народов 16 226 человек. К ним относят селькупов, энцев, ненцев, нганасан, долган.

Сегодня вам предстоит познакомиться с культурой и традициями коренных народов Красноярского края. Каждая команда должна пройти маршрут для получения этих знаний, собрать пазлы и составить изображение. Какое? Вы узнаете, пройдя все этапы нашей игры.


Каждый капитан команды представляет свои команды.
Все команды получают первое задание.
Задание одинаковое для всех команд.

Капитаны команд получают на листе А4 - контурную карту (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и таблички с названиями коренных народов. Им необходимо как можно быстрее разместить на карте места компактного проживание народов. В качестве подсказки они получают – текст с описанием мест проживания коренных малочисленных народов Красноярского края и карту Красноярского края (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Основная задача команд – географически верно наклеить выданные названия народов, основываясь на пояснительном тексте и карте Красноярского края. Первая команда, которая правильно выполнила задание, получает первую подсказку для начала движения по маршруту (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Если команда выполнила задание с ошибкой, она может исправить ответ или получить дополнительное задание.

Проходя каждый этап маршрута (станцию), команды заполняют маршрутный лист (баллы в маршрутном листе проставляют

Хранители станций) и собирают пазлы. После прохождения всех станций, команда должна склеить все элементы пазла и получившиеся изображение вместе с маршрутным листом сдать на пункте регистрации, тем самым подтвердить прохождение командой КВЕСТА.
Третий этап – заключительный (подведение итогов).

Победителем Этноквеста становится команда,  набравшая наибольшее количество баллов и собравшая все пазлы герба Красноярского края.

При подведении итогов Помощники могут определить самую: дружную, организованную, сплоченную, вежливую, креативную, критически мыслящую … команду и наградить Дипломами.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ КОМАНДЫ


Название Команды_____________________________________________

Участники_____________________________________________________

1__________________________________________

2__________________________________________

3__________________________________________

4__________________________________________

5__________________________________________

6__________________________________________

7__________________________________________

8__________________________________________

9__________________________________________

10_________________________________________

Маршрутный лист

Команда__________________________________________________________

Капитан___________________________________________________________

Станция

Баллы

Комментарии помощника






















































ПРИЛОЖЕНИЕ 2






Памятка команде

ЭТНИЧЕСКИЙ КВЕСТ

«Мы народ многонациональный:

культура и традиции коренных народов Красноярского края»
Для успешного продвижения команды вперед и преодоления препятствий

на отдельных этапах действуйте пошагово и соблюдайте привила.


Шаг 1. Заполните всей командой анкету, выданную при регистрации.

Шаг 2. Сдайте её Помощникам на пункт регистрации.

Шаг 3. Внимательно рассмотрите план, выданный при регистрации. На нем обозначены все кабинеты, которые задействованы в игре.

Шаг 4. Последовательность прохождения этапов вашей командой определяется подсказками для поисков символов этапов игры, которые выдают Помощники. Записывайте название этапа (станции) в маршрутный лист, погда правильно разгадаете подсказку.

Шаг 5. После прохождения всех этапов (станций) сдайте маршрутный лист и полученное из пазлов изображение Помощникам на пункт регистрации. Ожидайте подведения итогов игры в актовом зале.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


c:\users\kost\desktop\народ многонац\контурная карта край.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Текст к первому заданию
По данным переписи 2002 г., на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др.Помимо этого немало мигрантов из Хакасии учится или работает в Красноярске, Ачинске, Минусинске, Канске и других городах Красноярского края. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше— 6 466 человек.

На северо-западе Красноярья, по реке Чулым в Тюхтетском районе (с. Пасечное) и далее в сопредельном Тугульдетском районе Томской области проживает маленькая народность — чулымцы. Они по языку близки к хакасам но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры. По переписи 2002 г., в крае оказалось 159 чулымцев.

В зоне тайги, в основном в Эвенкийском муниципальном районе, расселены эвенки, общей численностью 4 632 человека в 2002 г. и 4 338 человек в 1989 г. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском, Туруханском, Северо-Енисейском районах и на Таймыре.

На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек было в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея.

В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты, их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Эвенкийском муниципальном районе (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарское муниципальное образование). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек было в 1989 г.).

В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок — Фарково. Общее число селькупов составляет в крае 412 человек (в 1989 г.— 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.

На Таймыре проживают 4 северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ — долганы (2002 г. — 5 805 человек, 1989 г. — 5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. — 2 622 человека), ареал их основного расселения — северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы.

В двух таймырских поселках, Воронцово и Потапово, проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 г. только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.

Место обитания еще одного северного народа — нганасан — Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках — Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 г. Однако экспедиция 2003—2004 гг. дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 г.

Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, 8 из которых относятся к категории малочисленных народов, а 5 (долганы, кеты, энцы, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения. На хакасов и якутов, насчитывающих свыше 50 тыс. чел., термин «малочисленные» не распространяется.
Источник: Этноатлас Красноярского края. Издание второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: Издательство «Платина», 2008. – 224 с., ил., стр.17-18.

Задание: На основании данного текста выделите коренные народы, проживающие только на территории Красноярского края, укажите на контурной карте место их расселения.

Карточки народов

Хакасы

селькупы

чулымцы

ненцы

эвенки

энцы

якуты

долганы

куты

нганасаны


c:\documents and settings\petrusenko\мои документы\мои рисунки\открытки\квест\красночрский край.jpg

* Рекомендуем также использовать электронную карту Административного деления Красноярского края -

(http://www.vsegei.ru/ru/info/gisatlas/sfo/krasnoyarsky_kray/index.php)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭТНОСТАНЦИЙ
СЕЛЬКУПЫ

Задание: Прочитайте текст про обряд оживления бубна у селькупов. На основании прочтенного текста, подумайте и впишите название животного на месте пропущенного слова

Интересный обычай, связанный с почитанием оленей, существовал в старину у селькупов. В соответствии с давней традицией считалось, что бубен шамана — это _______________, на котором посредник между людьми и духами совершает путешествия на небо. Однако, прежде чем отправиться в путь, шаман должен был «оживить» бубен. Этот обряд совершался весной, когда прилетали птицы. Время для проведения обряда было выбрано не случайно. Селькупы считали птиц своими ближайшими родственниками и себя нередко называли орлиными или тетеревиными людьми. Церемония оживления бубна продолжалась десять дней. Ее кульминацией было достижение шаманом земли, «где светит семь солнц, где камень до неба достает». Изображая свое пребывание в этой волшебной стране, шаман демонстрировал зрителям, что ему очень жарко, что с него ручьями льет пот. Завершался обряд оживления бубна всеобщим пиром и кормлением идолов, деревянные фигурки которых селькупы считали олицетворением своих предков.

По мнению многих этнографов, представления о жаркой горной стране, куда попадал шаман на своем ожившем бубне, возникли у селькупов потому, что самодийские племена пришли на Север из южных районов Сибири, с Саяно-Алтайского нагорья. Иными словами, в древности самодийцы действительно жили там, где много солнца и «камень до неба достает».
Ответ: олень

ЭВЕНКИ
Существовала определенная последовательность действий при заключении мира между враждующими эвенкийскими стойбищами.
Задание 1: прочитайте текст и впишите в пропущенные места тех, кто принимал участие в переговорах:


  1. Пожилые мужчины

  2. Шаман

  3. Пожилые женщины

Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — ______________________ (двух пожилых женщин). Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны. Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С ними вступают в беседу такие же ____________________, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали _____________________ (двух пожилых мужчин) с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой _____________________. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает _______________ из обороняющегося стойбища. Они садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира.



Задание 2: Объясните, для чего были необходимы длительные переговоры по заключению мира?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ответ: обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.


ДОЛГАНЫ

  1. Обычаи долган

В прежние времена долганы всегда отдавали часть мяса дикого оленя и выловленной рыбы родственникам и соседям. А вот пушнина разделу не подлежала. Она была ценным товаром, в обмен на который у заезжих торговцев можно было получить ружья, порох, чай, муку, сахар.
Ловушки на песцов — в Сибири и на Крайнем Севере их часто называют «пасти» — находились в личной собственности каждого охотника. Проверять пасти и забирать попавших в них зверьков мог только тот, кому эти ловушки принадлежали. Существовало еще одно важное правило, связанное с песцовой охотой. Если ты решил установить свои ловушки южнее тех, что поставил другой охотник, тебе не требуется на это его разрешения. Но если ты хочешь поставить пасти севернее чужих ловушек, нужно обязательно заручиться согласием их владельца.

Задание: Объясните, почему возник подобный обычай? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: песцы приходят на земли долган с севера, и поэтому охотник, чьи ловушки стоят севернее, имеет больше шансов на успех.


  1. Соберите недостающие элементы стихотворения долганской поэтессы Огдо Аксеновой7.

Первая добыча

Есть у долган такой обычай:

Делиться первою_________.

Запомни, мальчик!

Дай гостю лучший из кусков.

Второй _____ – для стариков.

Запомни, мальчик!
Поверье древнее гласит:

Удача у того _________,

Кто от людей ее не прячет.

Запомни, мальчик!

Есть у долган такой обычай:

______! – и будешь сам с добычей.


Ответ: добычей, кусок, гостей, делись

НГАНАСАНЫ
При прохождении этностанции - «Нганасаны», рекомендуем показать команде презентацию «Последние из племени нганасанов»8. Команда при просмотре презентации заполняет контрольный лист с заданиями.

НГАНАСАНЫ



Задание:

Выполните задания с опорой на текст и изображения презентации «Последние из племени нганасанов»



рисунки008

untitled-1

рисунки010

Отгадайте!

Сопоставьте!

Напишите, зарисуйте!



рисунки008 Ответьте на вопрос: сколько нганасанов проживает в Красноярском крае по переписи населения 2010 года? Выберите правильный ответ:

а) 807 человек;

б) 787 человек;

в) 811 человек.

рисунки010 Запишите для чего использовался этот предмет: dscn6771

________________________________________________________



рисунки008рисунки010

Выберите жилище нганасанов, запишите его название.

b88b58ed0ed1 3

______________________________ _________________________________



untitled-1 Соедините стрелочками название и назначение вещей.

Хонсу

«Чистое место» за очагом в чуме


Сона

Крюк в чуме для подвешивания котлов


Сиенг

Дымовое отверстие в чуме


Оллон

Специальная подстилка пола в чуме


рисунки010Запишите название предметов, которые были нганасанам

необходимы:

на охоте на рыбалке в быту

________ _________ ________

________ _________ ________

________ _________ ________


рисунки010 Отгадайте ребусы, расшифруйте названия животного и транспортного средства

  1. 2)



_______________ ______________________________________

рисунки010 Запишите, как называется аппликация в виде геометрических орнаментов на традиционной одежде нганасанов, что она может означать:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


untitled-1 Соедините стрелочками название блюда и ингредиенты, из которых оно приготовлено.

Тириби

Сало, сваренное с икрой


Кириба

Свежезамороженная рыба


Строганина

Пресные лепёшки из муки


Чириме дир

Вяленое мясо


Дяма

Замороженная оленья кровь



ЧУЛЫМЦЫ

При прохождении этностанции - «Чулымцы», рекомендуем показать команде видеофрагмент «Чулымцы из деревни Пасечное. Тюхтетский район» (1 мин.30 сек.) //Народы и религии Красноярского края [Электронный ресурс]: видеоэнциклопедия: [на 3 дисках]. – Красноярск: [б.и], 2011. – 3 эл.опт.диск: цв., зв.9

Команда после просмотра видеофрагмента заполняет контрольный лист с заданиями.
Задание 1:

  1. Как называются лодки, традиционно используемые чулымцами в хозяйстве? _____________________________________________________

Ответ: обласки

  1. Как называется один из главных праздников чулымцев, представленный в видеосюжете?

Ответ: счастливый день

  1. Выберите правильный ответ.

Собственная письменность у чулымцев:

А) Отсутствует

Б) Создана на основе русского языка

В) Возникла задолго до прихода русских


Ответ: отсутствует

  1. Как называется Вера у чулымцев (представленная в видеофрагменте) - __________________

Ответ: православие

  1. Укажите численность чулымцев, проживающих в деревне Пасечное Тюхтетского района


Ответ: 159 человек
энцы.

ЭНЦЫ

 ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Общая численность по переписи населения 2010 года - 221 человек. Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края. Энецкий язык относится к самодийской группе уральских языков. Бесписьменный. Он подразделяется на два диалекта: тундровый и таёжный. Энецким языком владеют только люди старших возрастов. Для энцев практически основным языком общения является русский или ненецкий.



При прохождении этностанции - «Энцы», рекомендуем показать команде текс энецкого языка на диалекте БАЙ (тундровый). Текст (письмо энецкого мальчика) был записан лингвистом И. П. Сорокиной в 1969 году // Сайт: Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/nord/materia/e_bay03.html

Текст письма для работы команды представлен в 2-х видах:

1. Энецкий текст / русская транскрипция

2. Дословный перевод с сохранением особенностей разговорного языка энцев
Задание:

Уважаемые участники команды, перед вами текст письма мальчика из энецкого поселка. Вам предстоит прочитать это письмо и узнать о жизни народа ЭНЦЫ.

После прочтения текста, проработайте контрольный лист, обозначив в нем ошибки (выделите то, что не относиться к жизни мальчика)

Команда внимательно читает оба текста письма и выполняет задание.

Текст 1.

Подбухон

1. Модь Подбухон дириз. 2. Потаб Дечу бархун нэ. 3. Дечу агга сойза дёха. 4. Сырную деха кодыго. 5. Тоную Потаб кехон ага пароход дязуŋа. 6. Дечу кодыбута, салба неон нэк дя барод дязуŋаба’. 7. Модь интернатхун дириз. 8. Интернатхун ока иблейгу эчуй. 9. Модьна энина эсидина бодун дири. 10. Бодун тэ отаго, тада кехон дириба’. 11. Нарную мякна боду канта. 12. Тоную тонын аган сойза. 13. Сыра каньбута, бодун сойза тэ одиз, наза озида. 14. Тэза ока тонын сыра. 15. Потабухун ань тэза ока сыра. 16. Ибна учийдур, лобахан азойŋаба. 17. Модьна Подбуба’ иблейгу. 18. Минда ока бунык’, тэ тонэ. 19. Бункехуз энчу паги созорого. 20. Чета могад модьна канта лобахан. 21. Тонын аба тунихун казада’, мякунa тозада’, ода.’ 22. Ŋобкутун бодун дязуŋазучь. 23. Эси тоçь çи кусайçь, çий бодун кадаçь. 24. То дюбун каникулна ŋась, алке, алке каникулу, нэху дири. 25. Нэху дири отдыхайŋабачь. 26. Киузною нэрдычь, каякузу со озида, пехун сойза, сойза. 27. Тэ’ чукчи бануза'. 28. Энчу нэрдыз, пячизу чуныда’. 29. Теза Подбухон очик дери то. 30. Сыра дюби, окан биз бяуза озида’. 31. Нохи, лубу, дязучь боa эза. 32. Сыраза минхуда лэуŋа, ползыŋа чукчи курун. 33. Потаб ме нохидяй, отуза черний ни ŋа. 34. Чики çизи дири торь эза. 35. Тоз чикохоз куна касуза, сойза, сойза эза. 36. Лубуза касуза, каякуза озиза, Потаб ме сойза, сойза эза. 37. Энчу окан тоную тоза’. 38. Учидуми курхуру дятаан, каса эчуй, нэ эчуй тоза’.



Текст 2.

В Потапово

1. Я живу в Потапово. 2. Потапово находится на берегу Енисея. 3. Енисей - большая, красивая река. 4. Зимой река замерзает. 5. Летом около Потапово большие пароходы ходят. 6. Когда Енисей замерзнет, мы по льду на другой берег ходим. 7. Я в интернате живу. 8. В интернате много маленьких детей. 9. Наши родители в тундре живут. 10. В тундре оленей кормят, около стада живут. 11. Весной мы домой в тундру поедем. 12. Летом там очень красиво. 13. Когда снег уйдет, в тундре красивый олений ягель, мох появится. 14. Теперь там много снега. 15. В Потапово тоже теперь много снега. 16. Если не учимся, на лыжах катаемся. 17. Наше Потапово маленькое. 18. В нем есть много собак, оленей. 19. Из собак люди шьют одежду. 20. Завтра в лес мы пойдем на лыжах. 21. Там куропатку ружьем убьем, домой принесем, съедим. 22. Однажды я в тундре ходил. 23. Отец за мной пришел, меня в тундру увез. 24. Тогда каникулы были, большие, большие каникулы, три месяца. 25. Три месяца мы отдыхали. 26. Утром встанешь, солныщко только выйдет, на улице хорошо, хорошо. 27. Олени все лежат. 28. Люди встанут, печки затопят. 29. Сейчас в Потапово плохие дни пришли. 30. Снег тает, много воды скоро выйдет. 31. Грязь, глина, ходить плохо будет. 32. Снег сразу проваливается, черный весь везде. 33. В Потапово грязно, запах невыносимый. 34. Это только два месяца так будет. 35. Потом, когда засохнет, хорошо, хорошо будет. 36. Глина засохнет, солнышко выйдет, в Потапово хорошо, хорошо будет. 37. Людей много летом приедет. 38. Учились которые в разных местах ребята, девочки приедут.



Место проживания автора письма
контурное изображение реки волга - рисунки с слогом наищу схему для вышивания - 9

еврази голарктическая область.детский сноуборд hamaxцарство лишайников - олений мохсеверные ездовые собаки, пермь - teron.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 6



ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА


СТАРТ

ФИНИШ


2-06


2-01




2-08


2-09


2-03


2-12
карта 2.jpg

1 Красноярский край. Официальный портал / Народы Красноярского края http://www.krskstate.ru/80/narod

2 Примеч. Автохтонный - это возникший, зародившийся в данной стране - коренной.

3 Примеч. Национальные меньшинства – 110 этносов (около 230 тыс. человек – 8% от населения Красноярского края)

4 Ассимиляция – как потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена их чертами другого общества, смешение племён

5Краевой школьный Календарь для гражданского образования и воспитания размещен на сайте КК ИПК http://www.kipk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1972&Itemid=550&nocashe=becd418c12e8ac3d9d550364155aecac67fca2c2

6 http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/79458/%D0%9A%D0%9E%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9C%D0%90%D0%9B%D0%9E%D0%A7%D0%98%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%AB

7 Еремин В.А. «Праздники народов», www.fiesta-da.ru

8 http://www.kipk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8587&Itemid=1482&nocashe=3ead90164efb30d8d9e0c88b1b4c63ee34ce6962


9 https://plus.google.com/u/0/collection/ImrpY



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница