Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях




страница1/7
Дата28.07.2016
Размер1.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Методические рекомендации

по организации внеурочной деятельности

в общеобразовательных учреждениях,

реализующих общеобразовательные

программы начального общего образования

в Краснодарском крае

Содержание, задачи, формы внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности и учебный план образовательного учреждения являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности на ступень обучения. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности прописываются в пояснительной записке основной образовательной программы. План внеурочной деятельности включается отдельным разделом в основную образовательную программу. Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности включаются в раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов».

Особенности внеурочной деятельности должны быть отражены в программах духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить следующие задачи:



  • обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • закрепить и научить использовать на практике отдельные аспекты содержания программ учебных предметов, курсов;

  • способствовать благоприятной адаптации ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Направления внеурочной деятельности определяются в соответствии с направлениями развития личности.



Среди них: спортивно-оздоровительное, духовно-нрав-ственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, викторины, олимпиады, конкурсы, элементы поисковой деятельности, общественно полезные практики, игры, досуговое общение, художественное творчество, трудовая деятельность, туристско-краеведческие мероприятия и т.д.



Формы организации внеурочной деятельности и чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования каждое образовательное учреждение выбирает самостоятельно.

При планировании внеурочной деятельности необходимо учитывать конкретную образовательную ситуацию в школе и региональные особенности. Применительно к Краснодарскому краю ими могут стать:



  • многонациональный и многоконфессиональный характер населения;

  • сельскохозяйственный потенциал, имеющий общероссийское значение;

  • наличие казачьих кадетских корпусов и классов казачьей направленности;

  • развитие курортной и туристической сфер;

  • пограничное геополитическое положение;

  • наличие портовой инфраструктуры;

  • активная практическая реализация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта;

  • экологическое просвещение;

  • комфортные климатические условия.

Исторически Кубань воспринимается как казачий край. Наличие системы казачьих учебных заведений и классов казачьей направленности в Краснодарском крае составляет главную региональную особенность. Знакомство с историей и традициями кубанских казаков, изучение основ православной культуры могут составить содержание внеурочной деятельности обучающихся.

Учитывая, что с древнейших времен на Кубани происходили сложнейшие этнические процессы, взаимодействие и взаимопроникновение культур, а в настоящее время в нашем крае проживают около 120 этносов, особую важность приобретает поликультурный подход в воспитании. Желательно уже в начальной школе разработать систему поликультурного развития и воспитания, используя взаимосвязь уроков кубановедения с внеурочной деятельностью. По выбору ОУ, в зависимости от компактного проживания представителей отдельных диаспор на определенной территории, а также национальной принадлежности учащихся в школе, возможно сотрудничество с народными мастерами декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой интеллигенции, фольклорными коллективами своего населенного пункта, с местным музеем с последующим вовлечением обучающихся в соответствующую кружковую и поисковую деятельность. По мере готовности необходимо предоставлять возможность младшим школьникам принимать участие в социально значимых проектах, нацеленных на поддержание межнационального мира на Кубани.

В зависимости от экономической специализации территорий возможны ориентиры на привлечение учащихся к сельскохозяйственному труду, их ранняя профориентация. Вполне органичными могут стать эколого-биологические и краеведческие программы и общественно полезные практики.

Приграничное расположение региона актуализирует военно-патриотическое и спортивное воспитание с учетом традиций, сложившихся в крае по защите отечества, на базе классов казачьей направленности, кадетских корпусов, морских школ и т.д.

Одним из приоритетных направлений является практическая реализация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта. Краевая целевая программа «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани», рассчитанная на 2009 – 2011 гг.», предполагает проведение массовых спортивных мероприятий и приобщение детей и молодежи Кубани к здоровому образу жизни.

Комфортные климатические условия Краснодарского края позволяют круглогодично организовывать активные формы внеурочной деятельности на свежем воздухе.

Особое внимание рекомендуется уделять экологическому воспитанию подрастающего поколения, без которого невозможно сохранение уникального природного своеобразия нашего края.
Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм, содержания внеурочной деятельности и учитывая опыт пилотных школ Краснодарского края, возможно использование следующих моделей организации внеурочной деятельности:




  1. Модель «школы полного дня» (с участием воспитателей групп продленного дня).

Требования:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающей рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни.

Преимущества:

  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;

  • активная поддержка детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ;

  • создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание;

  • сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.




  1. Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Требования:

  • обязательное участие всех педагогических работников данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и др.);

  • координирующая роль классного руководителя, который в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует с педагогическими работниками и учебно-вспомога-тельным персоналом общеобразовательного учреждения.


Преимущества:

  • создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.




  1. Модель, осуществляемая классным руководителем (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).

Требования:

  • ведущая роль классного руководителя, который организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • создание системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Преимущества:

  • создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательное и организационное единство всех его структурных подразделений.




  1. Инновационно-образовательная модель (на основе деятельности инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении).

Требования:

  • разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности;

  • тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимущества:

  • высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности;

  • научно-методическое сопровождение их реализации;

  • уникальность формируемого опыта.




  1. Смешанная модель

В соответствии с конкретными условиями, имеющимися в общеобразовательных учреждениях, возможна произвольная компоновка структурных элементов любой из перечисленных моделей. При этом сохраняют свою актуальность соответствующие требования и преимущества.
Независимо от выбранной модели необходимо соблюдать следующие условия и рекомендации:

– содержание рабочих программ, входящих в модель внеурочной деятельности, должно соответствовать возрастным возможностям школьников;

– внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно полезной деятельности, их участие в работе детских общественных объединений и организаций;

– название и программное содержание внеурочных форм соответствуют направлению воспитательной деятельности;

– объём аудиторной работы с младшими школьниками доведен до минимума;

– планируемые воспитательные результаты достаточно конкретизированы соответственно содержанию рабочих программ и дифференцированы по уровням их достижения;

– структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности (методический конструктор внеурочной деятельности школьников);

– прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы, так как иногда темы и содержание кружковой, клубной, студийной работы идентичны;

– предлагаемые формы контроля результатов не должны являться формами контроля учебных достижений; предпочтительно учитывать спортивные и творческие успехи учащихся, уровень их социальной активности;

– в рабочих программах указываются способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;

– разработаны определенный режим и расписание проводимых занятий;

− помимо учебных кабинетов для внеурочной деятельности активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр, музей, помещения дополнительного образования.

Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками – «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии). Часть часов внеурочной деятельности можно использовать в период каникул для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Режим внеурочных занятий в отдельно взятых классах, в смешанных группах, а также расписание проведения «интенсивов» (если они есть) могут отличаться в каждом отдельном образовательном учреждении.

В общеобразовательных учреждениях возможно использование линейного и нелинейного расписания урочных и внеурочных занятий. При линейном расписании учебного процесса внеурочные занятия проводятся до или после уроков. При нелинейном – уроки чередуются с занятиями по внеурочной деятельности.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха для обучающихся. Расписание утверждается руководителем образовательного учреждения.
Способы реализации модели внеурочной деятельности

Образовательное учреждение в зависимости от конкретных условий и возможностей, в соответствии с общеобразовательной программой, с учетом пожеланий родителей и обучающихся выбирает способы реализации модели внеурочной деятельности.



Первый способ предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

Преимущества первого способа:

  • создание младшим школьникам условий для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;

  • обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года, исходя из психофизиологических особенностей учащихся начальной школы);

  • обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.


Второй способ основан на использовании метода проектов. Содержательные аспекты метода выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения, региональными особенностями, условиями осуществления образовательного процесса. Например, «Стану олимпийцем», «Семейные традиции народов Кубани», «Земля отцов – моя земля», «Кубань – многонациональный край» и др.

Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее значимых (общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное).



Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов.

Необходимо особо обратить внимание на организационные аспекты:




  1. проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года;




  1. время для реализации проектов, в том числе каникулярное (или в выходные дни, если пятидневная учебная неделя), определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов;

  2. проекты могут быть реализованы как в первый год обучения школьников, так и спроектированы в целом на первую ступень общего образования;




  1. проект предназначается как для классов, так и для групп детей;




  1. организацию внеурочной деятельности осуществляют классный руководитель, учителя-предметники, заместитель директора по ВР, педагог-организатор, школьный психолог, педагоги дополнительного образования данного образовательного учреждения (школы), социальные педагоги и старший вожатый.


Преимущества второго способа:

  • учет различных условий организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов образовательных учреждений (прогимназии, гимназии, лицеи));

  • обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года, исходя из психофизиологических особенностей учащихся начальной школы);

  • обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Методические рекомендации

по организации внеурочных занятий в ОУ.

Содержательные и организационные особенности их проведения

В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства.

Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся.

При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ и методик их реализации.

Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной, необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС.

Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.



Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитатель-ной работы: постоянное место  и  продолжительность занятий,  ста-бильный состав учащихся примерно одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:

  • уроки проводятся по нормативным учебным программам

  • урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитатель-ной работы

  • систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся

  • систематическое и последовательное изложение материала

  • управление развитием познавательных способностей

  • формировать научное мировоззрение учащихся

  • стимулирует домашнюю деятельность школьников

  • на уроке ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности

У урока ограниченные возможности:

- для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника

- создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся

- для учета личностных особенностей педагогов и школьников

- для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи

- для их эффективной социальной адаптации

- для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрос-лых и детей в совместной деятельности


Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребёнка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение

Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:

  • содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей

  • внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей

  • психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер и способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу)




  • в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся: одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.

  • быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности

  • практическая значимость полученных знаний и умений

  • широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.)

  • нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям

  • отсутствие домашнего задания

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных Домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:



  1. занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2 − 3 видов деятельности);

- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр);

2) выездные занятия:

- экскурсии, поездки;

- походы (в том числе культпоходы);

- экспедиции;

- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);

- полевые практики.
Методика подготовки и проведения выездного занятия

Предварительная подготовка такого внеурочного занятия включает:


  • определение темы и содержания занятия;

  • определение места проведения занятия;

  • сбор информации или выезд педагога на предполагаемое место занятия для подготовки конкретной практической работы учащихся (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;

  • оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.


Предварительная подготовка учащихся к выездному занятию:

  • рассказ педагога о месте проведения занятия;

  • установка (инструктаж) на выполнение заданий во время занятия;

  • обсуждение формы выполнения заданий;

  • обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.


Проведение и подведение итогов выездного занятия:

  • в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания, эмоции, ощущения в освоении мира;

  • на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у школьников выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки (похода), обговорить тему и место следующего выездного занятия;

  • обобщенные материалы выезда необходимо вместе с учащимися оформить в какой-либо «продукт детского творчества»: стенгазету, альбом, рисунок, страницы в портфолио учащегося и т.д.

Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися необходимо соблюдение некоторых условий:

- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;

- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Часть внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, поэтому педагогу прежде всего необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку, для чего следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую его стороны оформления.


Организация пространства учебного кабинета

для проведения внеурочного занятия
В основном учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для проведения текущего внеурочного занятия, а все лишнее убрать либо в подсобное помещение, либо в шкафы. Это позволит избежать захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать учащихся от занятия.

Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. По возможности лучше подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. При отсутствии такой возможности расположение мебели в учебном кабинете меньше всего должно напоминать учащимся школьный класс.

Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, со своего рабочего места педагог должен видеть каждого ребенка.

Различные формы расположения мебели в учебном кабинете (буква “U”, «круг», «кафе») помогают в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности внеурочного занятия необходимо учитывать это, отдавая предпочтение той или иной форме организации учебного кабинета.

Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы, как «круг» и «кафе», которые предполагают интерактивные формы ведения занятий.


Форма расположения

Схема

Плюсы данной формы

Минусы данной формы

Буква “U



1. Комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт)

2. Активность и инициатива учеников на занятии

3. Стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз)

4. Удобно демонстрировать пособия

5. Удобно рассаживать левшей

6. Эффективное осуществление индивидуального подхода




1. Не способствует тесному контакту

2. Дистанция по отношению к доске




Круг



1. Тесный психологический контакт; демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом)

2. Чувство значимости каждого – повышение самооценки

3.Чувство коллективизма

4. Высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу)

5. Умение слушать и принимать чужую точку зрения

6. Умение высказывать, отстаивать свою точку зрения

7. Легче (для педагога) определить лидера

8. Развитие речи, коммуникативных навыков

9. Умение выступать перед аудиторией


1. Диском-форт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться)

«Кафе»



1. Тесный психологический контакт для всех (контакт глаз)

2. Демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом)

3. Чувство коллективизма

4. Высокая степень активизации самостоятельной работы каждого члена группы (даже робкие, слабые включаются в работу)

5. Экономия времени на достижение результата

6. Умение слушать и принимать чужую точку зрения

7. Умение высказывать, отстаивать свою точку зрения

8. Легче определить лидера



1. Возникно-вение группировок, вероят-ность возникновения конф-ликтных ситуаций (внутри группы, между группами)

2. Подавление одним – двумя личностями других членов групп



При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля.

Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий: должны быть определены шкафы, стеллажи, где у педагога по определенной системе располагаются раздаточные и расходные материалы.

При анализе основных образовательных программ образовательных учреждений можно наблюдать разные примеры форм детских объединений в рамках реализации внеурочной деятельности школьников. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения.

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности:


  • Кружок

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач.

2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности, хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.

3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.


  • Клуб

Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;

– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Отличительные признаки:

Наличие:

1. Органов детского самоуправления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; поддержка традиций коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.



Возможные характеристики:

1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер.

2. Условия приема в клуб.

3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.



Возможные подходы к классификации клубов

а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб «Почемучек».

в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.

Результатом деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.


  • Студия

Отличительные признаки:

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

5. Высокое качество творческого «продукта» детей.

6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

Возможные подходы к классификации студий:

а) однопредметные (студия эстрадного танца);

б) полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).


  • Мастерская

Отличительные признаки:

1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умений: овладение детьми специальными технологиями.

4. Наличие собственного помещения – мастерской.

5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).



Школа

Отличительные признаки:

1. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

2. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

3. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

Возможные подходы к классификации:

а) профильные (школа юного модельера, например);

б) непрофильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа этикета, школа мужества);

в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).



  • Ансамбль

Ансамбль (от французского слова «вместе») − небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.

Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.

Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль.



  • Театр

Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр − объединение, которое может организовывать свою деятельность в самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

  • Секция

Секция − детское объединение, имеющее спортивную специализацию. Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики.

Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция является средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.



  • Оркестр

Оркестр − группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что

- у учреждений дополнительного образования детей есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;

- учреждения дополнительного образования детей подразделяются на различные виды («Станция» может работать только по одному направлению, «Центр» − по четырем направлениям, «Дом творчества» − по пяти направлениям, «Дворец творчест- ва» − по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;

- дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности (художественно-эстети-ческое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-тех-ническое и др.), а не по направлениям внеурочной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению


Место проведения

Время

проведения

Форма организации

Школа

первая половина учебного дня


утренняя зарядка

Школа

вторая половина учебного дня

прогулки, спортивно-оздоро-вительные часы, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и др.

Учреждения дополнительного образования

вторая половина учебного дня (выходные)

детские спортивные секции и школы

Школьные оздоровительные лагеря

каникулы

разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря

Для реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.

Внеурочная деятельность может включать в себя культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий.

Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в выходные дни и в каникулы.


Формы и методы

воспитания культуры здоровья младших школьников


Методы

Формы

Методы формирования сознания

- классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы

- беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции

- мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 минут


Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

- регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях

- тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом



Метод проектов

- исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе)

- творческие проекты – санитарные бюллетени, стенгазеты, рисунки и поделки по теме здорового образа жизни




Методические рекомендации

по оформлению программ внеурочной

деятельности в рамках реализации

ФГОС НОО и ООО

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:



  • спортивно-оздоровительное

  • духовно-нравственное

  • социальное

  • общеинтеллектуальное

  • общекультурное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих программ.


Внеурочная деятельность в школе организуется по основным направлениям в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Любые выбранные образовательным учреждением формы должны быть представлены в программах внеурочной деятельности.
Типы программ внеурочной деятельности:

  1. комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница