Методические рекомендации по организации обзорных занятий




страница1/11
Дата29.07.2016
Размер2.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г. ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Программа профильной смены

«Натуралист»

Авторы:

Севастьянова Мария Валентиновна,



руководитель структурного подразделения отдел ботанических дисциплин;

Сивоконь Анастасия Юрьевна,



методист отдела зоологических дисциплин

Волжский


2012

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3

Организация работы профильной смены . . . . . . 4

Тематический план работы профильной смены . . . . 7

Методические рекомендации по организации обзорных занятий . . 9

Список литературы . . . . . . . . . 13



Приложение 1. Разработки обзорных занятий . . . . . 14

Приложение 2. Разработки практических занятий . . . . 47

Приложение 3. Разработки Дней самоуправления . . . . 63

Приложение 4. Творческие проекты . . . . . . 85

Приложение 5. Разработки массовых мероприятий . . . . 91

Приложение 6. Материалы к вожатскому отряду . . . . 144

Приложение 7. Фотографии с профильной смены «Натуралист» . . 151
Введение
Летний профильный отряд при станции юных натуралистов города Волжского начал свою работу в 2006 году с целью организовать летний отдых обучающихся станции с пользой дела, чтобы юннаты получили новые знания, укрепили здоровье, научились общаться в коллективе. Как показала практика, профильная смена является эффективной формой работы эколого-биологического воспитания школьников.

За время работы идея профильного лагеря стала очень популярна среди педагогов и обучающихся города. На станции сложился творческих коллектив педагогов и методистов, работающих над организацией и проведением профильной смены.

За эти годы профильный лагерь превратился в экспериментальную площадку для апробирования новых методик по развитию творческих способностей и природоохранного мышления и формированию лидерских качеств.

Подготовка к профильной смене идет в течение всего учебного года. Идет определение приоритетного направления, постановка задач, выбор тем мероприятий, причем в этой работе участвуют как методисты и педагоги, так и активисты юннатского движения.


Цель работы лагеря:

Создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей; формирование личности, вооруженной эколого-биологическими знаниями, коммуникативными, исследовательскими и природоохранными навыками.


Задачи:

  • Формирование представлений о ценности знания об истории родного края, особенностях флоры и фауны, об экологических проблемах.

  • Повышение информированности обучающихся по вопросам биологического разнообразия, причинах и последствиях уменьшения биоразнообразия.

  • Воспитание личности с активной жизненной позицией, подготовленной к практической природоохранной деятельности.

  • Приобретение опыта исследовательской деятельности.

  • Формирование основ здорового образа жизни.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

Организация работы профильной смены
Работа профильной смены опирается на идею А.С. Макаренко о том, что главной формой воспитательной работы является коллектив. Поэтому педагоги-организаторы и воспитатели проходят предварительную подготовку, а в коллективе участников лагеря присутствуют ребята, которые уже имеют представление о принятых правилах.

Организационная структура лагеря выстраивается следующим образом:

  • Основу коллектива составляют разновозрастные группы – отряды.

  • Каждая группа (отряд) состоит из 5 – 6 человек и одного вожатого.

  • Вожатые организуют работу отряда, участвуют в подготовке мероприятий и обсуждении итогов, формируют психологический климат коллектива.

  • Воспитатели решают организационные вопросы и отвечают за жизнь и здоровье участников лагеря.

  • Педагоги-организаторы (методисты-организаторы) разрабатывают и проводят мероприятия по программе лагеря.


Подготовительный период включает в себя:

  • Разработку и обсуждение программы лагеря;

  • Подготовка методик и разработок мероприятий по работе с детьми;

  • Предварительное обучение отряда вожатых.


Принципы, использованные при подготовке программы профильной смены:

  • Принцип востребованности знаний (учить тому, что может быть востребовано в повседневной жизни).

  • Принцип наглядности.

  • Принцип доступности.

  • Принцип последовательности и систематичности.

  • Принцип сознательности и активности.


Методы, используемые при реализации учебно-познавательного направления:

  • Наглядно-словесные методы;

  • Практические методы;

  • Метод проектов;

  • Исследовательский метод.


Методы, используемые при организации работы лагеря в целом:

  • Методы игры и игрового тренинга;

  • Состязательный метод;

  • Метод воспитывающих ситуаций;

  • Метод импровизации;

  • Метод театрализации.

Основные направления программы:



  • Краеведческое;

  • Эколого-биологическое

  • Здоровьесберегающее;

  • Природоохранное;

  • Творческое.

Ежегодно в программе лагеря выделяется приоритетное направление, которое становится основой содержательной части материала. Приоритетным направлением при разработке программы в 2011 году стало краеведение, так как знание особенностей родного края напрямую взаимосвязано с формированием экологически ответственной личности.
В программе лагере предусмотрены три составляющие:

1. Курс, посвященный родному городу.

Основная его цель – знакомство с историей, природой и современными экологическими проблемами города. Здесь предусмотрены теоретические и практические занятия, выезды на экскурсии по городу, экологический десант и игры-конкурсы, в которых ребята смогут продемонстрировать полученные знания. Реализуется данная составляющая в дни знаний, выездные дни и дни игры.

2. Здоровьесбережение.

Основная задача – пропаганда здорового образа жизни и вооружение участникам знаниями ОБЖ. В данном направлении предусмотрено проведение теоретических и практических занятий. Также курс включает в себя проведение спортивных эстафет и соревнований. Реализуется в дни здоровья и в другие дни при проведении утренней гимнастики и спортивных игр.

3. Творческая составляющая.

В работе лагеря предусмотрено проведение КТД. Реализуется эта составляющая в ходе работы творческих мастерских, организации творческих выставок, различных игр и в днях самоуправления, где главная роль организаторов отдается вожатым и которые по своей сути являются продуктом совместного творчества.

Это одно из важных направлений программы, которое способствует творческому развитию детей и их  инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления  благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Важным моментом в работе лагеря является момент текущей рефлексии (то есть постоянного оценивания деятельности для коррекции ошибок и неточностей). Для отработки этого момента необходимо в конце каждого дня собирать совет лагеря (педагоги, воспитатели и вожатые), чтобы обсудить итоги дня и план работы на завтра. Обязательно должно учитываться мнение вожатых, как наиболее объективно оценивающих ситуацию. На совете можно выбирать лучший отряд и на следующий день вручать переходящий кубок или отличительный знак.

Для итоговой рефлексии необходимо:



  • Провести анкетирование участников лагеря в предпоследний день смены;

  • В течении смены снимать видеоматериалы и в последний день предоставить участникам видеоотчет.

В работе лагеря необходимо предусмотреть работу «фотокорреспондентов», фиксирующих события на фото, и в начале следующего дня вывешивать в рубрике «Самые свежие новости» короткий фоторепортаж о прошедших событиях.
Формы организации деятельности детей

День в профильной смене делится на две части – до обеда целесообразно включать в расписание учебные занятия и экскурсии, после обеда – в основном игровые и творческие. Для реализации образовательной программы лагеря рекомендуются следующие формы организации занятий:



  1. Обзорные занятия. Основная цель данных занятий – ознакомительная. Продолжительность составляет 40-45 минут; занятия проводятся для всех отрядов с использованием средств мультимедиа.

  2. Экскурсионные занятия. Продолжительность экскурсий составляет 3 часа; экскурсии проводятся педагогами и методистами станции.

  3. Практические и лабораторные занятия. Предназначены для закрепления полученных знаний и приобретения опыта исследовательской деятельности. Продолжительность практических учебных занятий по отделам составляет 30 минут; занятия проводятся по отрядам с перерывом между занятиями 10-15 минут. Занятия распределены по отделам станции юных натуралистов и ведутся педагогами отделов по плану. Материально-техническая база СЮН благодаря наличию минизоопарка, музея природы, эколого-биологической лаборатории и богатому туристическому снаряжению способна обеспечить проведение разнообразных по темам и формам организации занятий. Например:

- «Освоение техники микроскопирования»;

- «Основы мониторинга за окружающей средой»;

- «Правила ухода за животными в условиях содержания в неволе»;

- «Работа с определителями» (занятие в музее природы);

- «Как правильно поставить палатку».

  1. Обобщающие занятия. С учетом досуговой составляющей программы лагеря рекомендуем проводить обобщающие занятия в форме игры, со всеми игровыми элементами и обязательным состязательным компонентом.

  2. Проекты включаются в программу лагеря как часть исследовательской и творческой деятельности.

Проекты и творческие дела предполагают подготовку во время отрядного часа и завершаются общеотрядной презентацией итогов работы.

Хобби-клубы предполагают включение детей в разнообразные виды деятельности (предпочтительно творческого характера) исходя из их интересов и потребностей, и проводятся, как правило, в послеобеденное время.

Интеллектуальные викторины и творческие игры могут включаться как в первую, так и во вторую половину отрядного времени; их продолжительность составляет от 30 до 60 минут.



Игра является одной из основных форм реализации программы профильной смены. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.). Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив. В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности. В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности  детского коллектива. Исходя из этого стоит отметить, что игровые технологии используются практически во всех формах реализации познавательной деятельности профильной смены.
Тематический план работы профильной смены


№ п/п

Цель или девиз.

Первая половина дня

Вторая половина дня

1

Знакомство.

1. Игры на знакомство.

2. Отрядный час.

Задание: придумать символику своего отряда и подготовить выступление «Мы желаем счастья вам».


1. Представление отрядов.

2. Игра-импровизация на сплочение коллектива.



2

Учимся общаться.

Игра «Поиск клада»

Проект «Вообразилия».

3

Узнаем новое

Учебные занятия по отделам

Игра «Крокодил».

4

Лучше один раз увидеть

Экскурсия «История города»

Викторина «Знатоки истории родного города»

5

Сохрани себя

«Веселые старты»


Занятие «Основы выживания в современном городе».

6

Творчество

Творческий конкурс

«Алло, мы ищем таланты»



Хобби-клуб

7

День самоуправления

День жука.

        1. Презентация темы – 30 минут.

        2. Игра-вертушка – 1 час

Игра-викторина «Насекомые и их знакомые»

8

Узнаем новое

Учебные занятия по отделам

Концерт «Ромашка».

9

Лучше один раз увидеть

Экскурсия «Культура города»

Викторина «Знатоки природы родного города»

10

Сохрани себя

«Робинзонада»


Занятие «Правила оказания первой помощи».

11

Творчество

Творческий конкурс

«Экология и мода».



Хобби-клуб

12

День самоуправления

День лягушки.

              1. Презентация темы – 30 минут.

              2. Игра-вертушка – 1 час

Игра-викторина «Лягушки и их знакомые»

13

Узнаем новое

Учебные занятия по отделам

Конкурс инсценировок.

14

Лучше один раз увидеть

Экскурсия «Водные экосистемы»

Хобби-клуб

15

Сохрани себя

Презентация «История олимпийских игр»

«Олимпийские игры»



Занятие «Правила поведения на воде».

16

Творчество

Творческий конкурс

«Экореклама»

Проект «Мой город».


Хобби-клуб

17

День самоуправления

День вороны.

  1. Презентация темы – 30 минут.

  2. Игра-вертушка – 1 час

Игра-викторина «Вороны и их знакомые»

Организация творческих выставок.



18

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

        1. Игра «Найди вожатого».

        2. Необыкновенный концерт «Песни под гитару»

1. Анкетирование.

2. Презентации фильма «Хроники смены».


При окончательном формировании календарно-тематического плана программы следует учесть календарные праздники и разработать соответствующие мероприятия:




Дата

Название

Варианты мероприятий

5 июня

Всемирный день окружающей среды, День эколога

Игра «Экологический каледоскоп»

8 июня

Всемирный День океанов

Просмотр фильма «Океан».

Игра «Жизнь в океане»



9 июня

Международный День друзей

Игра «Разрекламируй друга».

Инсценировка стихов, песен про дружбу.

Презентация видеоклипов про дружбу.


17 июня

Всемирный День по борьбе с опустыниванием и засухой

Урок чистой воды.

Подвижные игры с водой.



19 июня

День медицинского работника России

Правила оказания первой помощи

21 июня

День летнего солнцестояния

Солнечная викторина.

Солнечный концерт.



23 июня

Международный Олимпийский день

Презентация «История олимпийских игр».

Олимпийские игры



25 июня

День изобретателя и рационализатора

Занятия ТРИЗ.

27 июня

День Молодежи России




Тематика занятий может различаться; в приложении дано несколько вариантов занятий по тематике лагеря.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница