Методические рекомендации по организации информационно-разъяснительной работы в труднодоступных районах и районах с ограниченным приемом теле- и радиосигнала




Скачать 298.32 Kb.
Дата06.06.2016
Размер298.32 Kb.






© Компания развития общественных связей,

2015


Методические рекомендации по организации информационно-разъяснительной работы в труднодоступных районах и районах с ограниченным приемом теле- и радиосигнала




Оглавление


Введение 3

Тематические линии 8

Общеинформационная линия 8

Мотивационная линия 9

Контрфобийная линия (нейтрализация фобий, связанных с проведением переписи) 10

Ключевые сообщения 11

Механизмы реализации 13

Работа с ретрансляторами 13

Работа со средствами массовой информации 14

Работа с социальными сетями 15

Использование общественных мероприятий (фестивалей, выставок сельхозпродукции, ярмарок, экологических субботников и др.), праздничных дат и приуроченных к ним событий в качестве каналов коммуникации 18

Взаимодействие с органами исполнительной власти и объектами местного самоуправления 21

«Домашний агитатор» 23

Привлечение молодежных волонтерских организаций и студенчества 24

Источники полезной информации 25




Введение


Настоящие Методические рекомендации разработаны в рамках выполнения работ (оказания услуг) по Государственному контракту № 109-ВСХП-2014-2016/КРОС-1 от 18.11.2014 г. и предназначены для использования работниками ТОГС, органов исполнительной и законодательной власти, муниципальных органов власти, участвующих в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года и занимающихся информационно-разъяснительной работой.

Информационно-разъяснительная работа требует от участников подготовки и проведения ВСХП-2016 понимания сущности сельскохозяйственной переписи как самого полного и объективного исследования аграрных ресурсов страны, предлагаемого российской и мировой статистической наукой, и объективной необходимости ее проведения в современных экономических условиях в целях обеспечения продовольственной безопасности страны и импортозамещения продуктов питания. Кроме того, задействованные в информационно-разъяснительной работе сотрудники должны понимать смысл и содержание различных аспектов проведения этой работы, в том числе проводимой в труднодоступных районах и районах с ограниченным приемом теле- и радиосигнала.

Еще на начале 2009 года в Российской Федерации имелись существенные различия в доступности эфирных аналоговых телевизионных каналов в различных районах страны: 1,6 млн человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов, не были охвачены аналоговым телевизионным вещанием, а более 3 млн человек имели возможность принимать лишь одну аналоговую телевизионную программу. В настоящее время успешно реализуется Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», одна из задач которой — обновление инфраструктуры наземного вещания и переход на современные цифровые технологии подготовки и трансляции телерадиоканалов. Дальнейшее развитие аналогового вещания признано нецелесообразным, и к концу 2018 года, в соответствии с программой,численность населения России, не охваченного телевизионным вещанием, будет составлять менее тысячи человек.Тем самым доля жителей России граждан, имеющих возможность приема общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов, вплотную приблизится к100%,а площадь территории субъектов РФ, охваченных цифровым эфирным вещанием такихканалов, составит17 098 246 кв. километров.

Согласно данным Министерства связи и информационных технологий РФ, к началу 2015 года 85,3% населения страны было обеспечено возможностью приема цифровых эфирных обязательных телерадиоканалов, а 49% — 20 и более цифровых телевизионных каналов свободного доступа. Доля тех, кто имеет возможность приема общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, с 2013 года по расчетным показателям программы составляет 100% (все данные приводятся без учета Республики Крым и г. Севастополь).

Таким образом, можно предположить, что в период проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи2016 года отсутствие теле- и радиосигнала в домах отдельных граждан будет скорее их сознательным выбором, нежели технической проблемой. В связи с этим в настоящих Методических рекомендациях приоритет будет отдан организации информационно-разъяснительной работы в труднодоступных районах, перечень которых содержится в Приказе № 322 от 16 июля 2015 года Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных территорий Российской Федерации и сроков проведения в них Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года».

Всего в данный перечень включено187 муниципальных районов и городских округов, расположенных в 27 субъектах Российской Федерации. Эти территории характеризуются особыми природно-климатическими условиями, отсутствием постоянного транспортного сообщения, географической удаленностью. Для таких районов установлены самостоятельные сроки проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи, исходящие из оптимального времени транспортной доступности данных территорий: либо общепереписной период с 1 июля по 15 августа, либо осенний период — с 15 сентября по 15 ноября 2016 года. По сравнению с сельхозпереписью-2006, число регионов, где обследование приходится на осенний период, сократилось. Это стало возможным благодаря опыту проведения ВСХП-2006, продлению сроков летнего периода, а также высокому уровню организации подготовительной работы со стороны региональных и местных властей.

Таким образом, в осенний период перепись пройдет на всей территории республик Бурятия и Тыва, на значительной территории Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, а также в сельском поселении Койденское (с. Койда, д. Майда) Мезенского муниципального района Архангельской области, в сельском поселении Казым (с. Казым, д. Нутмо, д. Юильск) Белоярского муниципального района, в сельском поселении Саранпауль (ГУП «Саранпаульский») Березовского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа и в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края. На остальных труднодоступных и отдаленных территориях Всероссийская сельскохозяйственная перепись пройдет в обозначенный выше летний период.

Как свидетельствует опыт проведения ВСХП-2006, число отказов от участия в переписи в Российской Федерации ничтожно мало. По информации территориальных органов госстатистики (октябрь 2006 года, не включая перепись на труднодоступных и отдаленных территориях), в целом по России было зафиксировано 10,5 тысячи таких случаев, или 0,06% от объектов переписи по крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и личным подсобным и другим индивидуальным хозяйствам граждан. Главными причинами отказов являлись опасения респондентов о передаче сведений в налоговые органы, недовольство проводимой политикой в отношении сельского хозяйства и создания необходимых условий жизни на селе, работой органов местного самоуправления, религиозные убеждения. В отдельных местностях (например, в элитных поселках ближайшего Подмосковья) процент отказов не превышал 2%.

Такой высокий уровень охвата респондентов (по международным меркам доля отказов может составлять 1-2%) обусловлен тщательным планированием всех аспектов проведения переписи, одновременным участием в ней большого количества переписного персонала, а также высоким уровнем и масштабностью информационно-разъяснительной работы, направленной на формирование у населения позитивного отношения к переписи и мобилизацию соответствующей общественной активности.

Очевидны целесообразность и необходимость проведения развернутой информационно-разъяснительной работы и при подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года. Во-первых, перепись лично затронет почти 2/3 населения Российской Федерации: около 16 млн семей, которые имеют личное подсобное хозяйство; 14 млн владельцев садоводческих участков; 5 млн огородников; 2 млн владельцев дач, что составляет 37 млн семей, или более 100 млн человек.Кроме того, ВСХП-2016 коснется еще приблизительно 20 млн городских жителей, живущих в домах с приусадебными хозяйствами. Таким образом, более 125 млн человек из 146 млн всего населения так или иначе будут охвачены Всероссийской сельскохозяйственной переписью.

Во-вторых, подготовка к переписи проходит в условиях экономических санкций против России со стороны стран ЕС и США и продовольственного эмбарго России на поставку продуктов питания из этих стран. Это определяет то, что развитию сельского хозяйства уделяется особое внимание и на него возлагаются определенные надежды и обязательства в плане обеспечения продовольственной безопасности страны и необходимости импортозамещения.

В-третьих, так или иначе в российских средствах массовой информации и социальных сетях может возникать негативный фон, связанный с решениями или проектами решений в области аграрной политики государства, что способносоздать неблагоприятный контекст для предстоящей сельскохозяйственной переписи. В качестве примера можно вспомнить обсуждение поручения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева в августе 2015 г. ряду министерств и ведомств проработать вопрос об ограничении поголовья скота и птицы в личных подсобных хозяйствах граждан. Позднее вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович пояснил, что это поручение не имеет ничего общего с принудительным сокращением поголовья скота, а глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что на излишки скота в подсобных хозяйствах пока не планируется и вводить специальный налог.Появились итоги социологического опроса ВЦИОМ о том, что три четверти владельцев личных подсобных хозяйств выступили против законопроекта об ограничении поголовья скота, и постепенно эта тема ушла из информационного поля. Тем не менее существует определенная вероятность того, что средства массовой информации вновь вернутся к этой или подобной теме и различным их интерпретациям в контексте переписи непосредственно перед или во время проведения ВСХП-2016.

При подготовке настоящих Методических рекомендаций использован позитивный опыт, полученный АО «КРОС» в ходе проведения информационно-разъяснительной работы по сопровождению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов, а также других информационно-коммуникационных проектов и программ федерального уровня.

На федеральном уровне базовым методологическим принципом коммуникационной кампании является принцип использования интегрированных коммуникаций, предполагающий системный подход к организации взаимодействия инициаторов кампании с референтными группами, что означает включение в коммуникационный процесс максимально широкого круга каналов и методов коммуникации. В случае проведения информационно-разъяснительной работы в труднодоступных районах и районах с ограниченным приемом теле- и радиосигнала особенно необходимо задействовать максимально возможное количество каналов передачи информации.



Целевыми аудиториями проводимой информационно-разъяснительной работы в труднодоступных и отдаленных территориях являются как непосредственные участники предстоящей переписи, а именно:

  • руководители сельскохозяйственных организаций;

  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • индивидуальные предприниматели;

  • садоводы, огородники, дачники;

  • граждане, имеющие земельные участки для индивидуального жилищного строительства;

  • сельское и городское население, имеющее личные подсобные хозяйства;

так и потенциальные ретрансляторы:

  • члены семей непосредственных участников переписи, включая детей школьного возраста и студентов;

  • работники сельскохозяйственных организаций;

  • лидеры и члены родовых общин народов Крайнего Севера и др.;

  • работники средств массовой информации муниципального и районного уровней;

  • лидеры общественного мнения:

      • руководители и члены общественных организаций, занимающиеся представлением и защитой интересов коренных малочисленных народов России (именно в отдаленных и труднодоступных территориях чаще всего проживают эти народы и действуют соответствующие организации);

      • руководители религиозных объединений и священнослужители различных конфессий, служащие непосредственно на этих территориях;

      • лидеры сельского общественного мнения, не принадлежащие к той или иной профессиональной группе;

  • лица, непосредственно сталкивающихся по роду своей деятельности с проблемами жителей этих территорий:

      • работники правоохранительных органов;

      • работники органов здравоохранения и ветеринарных служб;

      • работники органов образования;

      • работники социальных служб;

      • работники органов связи, обслуживающие сельскую местность;

      • деятели и работники культуры, узнаваемые респондентами предстоящей переписи.

Выстраивание эффективной работы с ретрансляторами является необходимым условием успеха информационно-разъяснительной работы на локальном уровне, а значит и ВСХП-2016 в целом.

Тематические линии


Информационно-разъяснительную работу с целевыми аудиториями рекомендуется выстраивать в рамках трех тематических линий: общеинформационной, мотивирующей иконтрфобийной.

Общеинформационная линия


В рамках этого направления коммуникации целевые аудитории должны получить основную информацию об организации переписи, а именно:

  • о том, кто проводит перепись в конкретном районе (включая информацию о переписчиках);

  • о срокахи порядке проведения переписи в населенном пункте;

  • о содержании и правилах заполнения переписного листа;

  • об основных правах и обязанностях переписчиков;

  • о том, какие меры принимаются, чтобы под видом переписчиков в дом не могли проникнуть посторонние лица;

  • о конфиденциальности переписи и ее гарантиях;

  • о возможности при необходимости прибегнуть к услугам переводчика при проведении переписи;

  • об ожидаемом экономическом эффекте переписи на уровне региона и конкретного района.

Общеинформационный блок направлен на то, чтобы респонденты не могли уклониться от участия в переписи из-за незнания о ее проведении или непонимания технических аспектов процедуры, таких, например, как сроки проведения, способы участия, время, которое предстоит затратить для подачи сведений. Для этого до респондентов должна быть доведена основная информация «технического» характера о переписи (когда, что, как и кем переписывается). Иногда существенными препятствиями для участия граждан в переписи оказываются опасения, что переписной лист может содержать очень сложные вопросы, на которые будет трудно ответить или что ответы надо будет подтверждать документально. Свою лепту вносит и незнание способов участия в переписи, сроков ее проведения. Такого рода барьеры снимаются простым информированием респондентов и не требуют решения проблемы на более глубоком уровне.

Мотивационная линия


Сообщения мотивационной линии апеллируют к чувству гражданской ответственности представителей целевых аудиторий либо побуждают людей участвовать в переписи с расчетом на перспективу улучшения условий их жизни и работы, развития сельского хозяйства в их регионе, районе, конкретном населенном пункте.

Темы, представленные в данной линии, должны базироваться на следующих основных положениях:



  • участие в сельскохозяйственной переписи — долг каждого сознательного гражданина, неравнодушного жителя своего региона, района;

  • сельские жители всегда были опорой государства, а сейчас их участие в развитии экономики все больше возрастает, так как сельское хозяйство признано важнейшим ее сегментом, прежде всего в связи со значимостью обеспечения продовольственной безопасности России, необходимостью скорейшего импортозамещения продовольственных товаров;

  • посредством участия в переписи жители села, производители сельскохозяйственной продукции, дачники получают возможность заявить о своих интересах, проблемах и планах;

  • участие в переписи делает сельских производителей сопричастными к важному государственному делу, помогает региону и району в формулировании и реализации долгосрочных экономических планов;

  • решение о проведении ВСХП-2016 означает, что государство уделяет большое внимание труженикам села;

  • данные ВСХП-2016 позволят сформировать эффективную аграрную политику в том числе и для труднодоступных регионов. В частности:

  • принятие решений, направленных на сохранение традиционного уклада жизни селян (включая облегчение возможности получения статуса территорий традиционного пользования в тех местах, где проживают коренные малочисленные народы, с запретом на деятельность, которая может наносить ущерб природе, животным и культурно-историческим объектам);

  • увеличение доступности господдержки, субсидий и кредитов на нужды сельхоздеятельности, в том числе традиционной для данного района (например, оленеводства);

  • поддержка новых, смежных с сельским хозяйством, направлений хозяйственной деятельности, например, биофармакология (производство биологически активных добавок на основе сырья животного и растительного происхождения);

  • совершенствование региональной экологической политики, направленной на недопущение ухудшения окружающей среды, сохранение и воспроизводство природных ландшафтов, предотвращение эрозионных и деградационных процессов почвы, опустынивания кормовых угодий и других последствий антропогенного воздействия;

  • улучшение социальных, культурно-бытовых условий жизни на селе в различных ее формах, включая кочевые.

Контрфобийная линия (нейтрализация фобий, связанных с проведением переписи)


Важнейший посыл этого блока должен сводиться к тому, что данные сельскохозяйственной переписи никоим образом не могут быть использованы в фискальных (налоговых) целях. Во-первых, они собираются в обобщенном и обезличенном виде, на основе слов самих респондентов. Во-вторых, любая информация, полученная в ходе переписи, в соответствии с законом является конфиденциальной.Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в переписных листах сведениям об объектах сельскохозяйственной переписи и допустили утрату или разглашение (распространение и (или) предоставление) этих сведений либо фальсифицировали эти сведения или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ни органы местного самоуправления, ни налоговые органы, ни органы правопорядка не могут получить от органов статистики никаких персональных данных. Более того, как свидетельствует опыт проведения ВСХП-2006, было несколько подобных заявок от МВД, прокуратуры и следственных органов, на которые Росстат ответил отказом.

Таким образом, передача данных сельскохозяйственной переписи в какие-либо правоохранительные или налоговые органы невозможна ни при каких обстоятельствах.



Ключевые сообщения


Для максимально эффективного восприятия гражданами содержательной информации о переписи кратко сформулируем ряд специальных ключевых сообщений —тезисов позитивного характера о предстоящем мероприятии, создающих положительный образ переписи. Их цель — сформировать у граждан установку на сотрудничество с переписным персоналом как представителем государственных органов статистики, на подачу достоверных и полных ответов на вопросы переписных листов.

В приложении к проведению информационно-разъяснительной работы в труднодоступных районах разных регионов и муниципальных образований стоит конкретизировать ключевые сообщения и приблизить их к реалиям жизни целевых групп.



Ключевые сообщения

Возможные интерпретации

Участие в ВСХП-2016 является гражданским долгом всех тружеников села и близких к ним категорий населения

Без точной сельскохозяйственной статистики невозможно эффективное развитие сельского хозяйства даже на небольшой территории

Посредством ВСХП собираются обобщенные статистические массивы информации, персональная информация не сохраняется, поэтому ее технически невозможно использовать во вред кому-либо

Переписчики не записывают персональные данные респондентов, все сведения сообщают сами респонденты без какого-либо их документального подтверждения

Проведение ВСХП является частью международной программы проведения переписей в сельском хозяйстве

Сельхозпереписи проводятся практически во всех странах мира — от самых развитых до беднейших, —и везде используются схожие методики, так как многие проблемы сельского хозяйства выходят за рамки национальных границ и решать их нужно сообща

Проведение ВСХП позволит определить наиболее эффективные формы организации и направления сельскохозяйственной деятельности для данногорегиона, области, района

Корректные статистические данные позволяют определить потребности в инвестициях в сельское хозяйство в конкретном регионе, районе

ВСХП направлена на решение социально-экономических проблем сельского населения и дачников

Анализ собранной информации позволит определить потребность в развитии инфраструктуры региона, района, потребностей в субсидиях и кредитах сельхозорганизациям

ВСХП позволит скорректировать государственную сельскохозяйственную политику, в том числе с учетом новых геополитических условий

Государственные средства будут направляться в наиболее эффективные сектора сельского хозяйства с точки зрения импортозамещения

ВСХП способствует успешной реализации государственного курса на усиление продовольственной безопасности России, масштабной поддержки российского села в контексте импортозамещения и т.д.

Направления, объем финансовой поддержки со стороны государства, субъекта Федерации и ее эффективность будут зависеть от качества собранной во время переписи информации

Проведение ВСХП является одним из важнейших событий в социально-экономической и политической жизни страны

Сельхозперепись дает возможность каждому хозяйству и каждому респонденту заявить о своих потребностях и продемонстрировать свои достижения



Проведение ВСХП позволит определить сроки и пути достижения Россией мировых стандартов полноценного питания и, следовательно, повысит уровень жизни населения страны

Собранный статистический массив позволит усилить взаимосвязь органов исполнительной власти с сельхозпроизводителями и определить, производство каких сельхозкультур и сельхозживотных нужно развивать в первую очередь

ВСХП позволит определить реальную потребность сельского хозяйства в трудовых ресурсах, будет способствовать формированию более эффективной государственной политики в этой отрасли

Сельхозперепись даст толчок к подготовке квалифицированных кадров для сельского хозяйства

Россия — великая аграрная держава. Страна с уникальными климатическими условиями, с уникальным человеческим ресурсом, с уникальными земледелием, растениеводством и животноводством

Для формирования государственной аграрной политики ценны сведения обо всем разнообразии сельского хозяйства России

В ходе публичных выступлений и других форм общения с населением следует проводить мысль о значении переписи для преодоления негативных явлений — это одна из ее многочисленных функций с точки зрения социально-экономической значимости. Нужно подкреплять свои слова подбором соответствующих фактов из жизни конкретного региона, свидетельствующих о позитивных сдвигах в социально-экономической сфере, произошедших после ВСХП-2006, подтверждающих ее практическое значение. Также необходимо отслеживать информацию об экономических тенденциях, транслируемую с федерального уровня.

При этом лучше всего аудиторией воспринимаются сообщения, не содержащие пафоса и излишней агитации и напрямую связанные с актуальными проблемами, тревожащими людей.


Механизмы реализации

Работа с ретрансляторами


В решении задач информационно-разъяснительной работы, направленной на обеспечение максимально широкого охвата целевых аудиторий, важная роль отводится ретрансляторам.

Ретрансляторы способны оказывать существенное воздействие на отношение тех или иных сегментов общественности к предстоящей сельхозпереписи и способствовать достижению высокого уровня осведомленности целевых аудиторий о ВСХП-2016и убежденности представителей целевых аудиторий ЦА в необходимости и полезности этого масштабного статистического мероприятия лично для каждого его участника.

Работа с ретрансляторами должна быть построена на условиях постоянного сотрудничества. Для этих целей руководителям ТОГС, региональных органов исполнительной и законодательной власти, муниципальных органов властирекомендуется достичь предварительной договоренности с руководителями соответствующих муниципальных учреждений и средств массовой информации ис лидерами общественного мнения и т.д.

Лидеры общественного мнения (уважаемые на селе люди, учителя, врачи, специалисты сельхозорганизаций) часто привлекаются и в качестве переписчиков на местах. Таким образом, они хорошо информированы обо всех аспектах переписи и в допереписной период являютсядля респондентов источником надежной, достоверной информации.


Работа со средствами массовой информации


Большинство муниципальных образований в настоящее время имеют собственные газеты, реже (в городах) — кабельное телевидение. Одной из главных задач является достижение договоренностей с руководством муниципальных образований — учредителями этих изданий об использовании данных ресурсов. Подобные СМИ находятся в курсе последних событий, происходящих на территории района, рассказывают читателям не только о деятельности органов местного самоуправления, но и о жизни людей, тружеников сел, значимых событиях и интересных фактах.  

Газеты муниципального уровня распространяются, как правило, бесплатно, с разной периодичностью, которая может меняться, но в любом случае такие издания стремятся охватить как можно больше жителей района. При этом печатная площадь в них крайне ограничена, а сотрудники редакции не обязательно являются профессиональными журналистами и зачастую не имеют таких опыта и квалификации, как журналисты региональных и тем более федеральных СМИ.

С учетом перечисленных особенностей можно выделить следующие формы работы с редакциями и журналистами СМИ муниципальных образований:


  • проведение нескольких встреч руководства ТОГС с руководителями СМИ муниципальных образований — эти встречи могут быть как очными, так и в виде интернет-конференций, учитывая удаленность муниципальных образований от столицы субъекта Федерации;

  • приглашение представителей СМИ муниципальных образований на мероприятия, организованные для СМИ регионального уровня, организация интернет-трансляции подобных мероприятий для муниципальных СМИ;

  • рассылка в редакции СМИ муниципальных образований публикаций региональных и федеральных СМИ, посвященных подготовке к проведению ВСХП-2016;

  • рассылка пресс-релизов, анонсов предстоящих мероприятий, других информационных материалов, подготовленных Пресс-центром Всероссийской сельскохозяйственной переписи — 2016 для СМИ;

  • организация договоренностей о создании специализированной рубрики, посвященной подготовке и проведению ВСХП-2016;

  • организация встречного потока информации о мероприятиях, которые проводятся в муниципальных образованиях в рамках подготовки к ВСХП-2016, для возможного освещения этих событий на информационном портале Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 www.vshp2016.ru, на страницах Пресс-центра ВСХП-2016 в социальных сетях (www.facebook.com/vshp2016, vshp2016.livejournal.com, https://vk.com/vshp2016), а также в региональных и даже федеральных СМИ.


Работа с социальными сетями


В условиях современного информационного общества одним из ключевых каналов распространения информации являются социальные медиа — сайты, содержание которых формируется не профессиональной редакторской группой, а самими пользователями. К социальным медиа относятся все без исключения сообщества блогов, микроблогов, форумы и социальные сети.

Взаимодействие с различными площадкамисоцмедиа является одним из ключевых направлений информационно-разъяснительной работы в рамках подготовки Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года на федеральном уровне.

В рамках информационно-разъяснительной работы в труднодоступных районах ТОГС рекомендуется рассмотреть возможность создания в одной (например, во «ВКонтакте» как на самом посещаемом сайте России) или нескольких социальных сетях (Facebook, Instagram[последний наиболее удобен для выставления фото- и видеоматериалов]) страниц, отражающих ход подготовки и проведения ВСХП-2016.

Данный вид работы требует оценки собственных возможностей каждым ТОГСом, поскольку предполагает использование его сотрудников в непривычном для них качестве (впрочем, подобный опыт в рамках отдельных ТОГС был осуществлен во время подготовки к проведению Всероссийской переписи населения 2010 года).

Предполагается, что представители ТОГС на местах заблаговременно выделят сотрудника, который создаст аккаунты организации в социальных сетях и будет их поддерживать (наполнять контентом, оперативно отвечать на комментарии, предоставлять запрашиваемую информацию, реагировать на критику и т.д.) на протяжении всего хода переписи и подведения ее итогов. В дальнейшем эти же страницы могут быть использованы для текущей деятельности ТОГС.

Другой вариант взаимодействия с аудиторией социальных сетей — неофициальный. Сотрудник регистрируется в одной из сетей с целью создания своей группы друзей (т.е. других посетителей сайта, с которыми устанавливаются прямой обмен информацией и личные отношения в виртуальном пространстве), проживающих в пределах территории, обслуживаемой соответствующим ТОГС.Впоследствии организуется интернет-сообщество (группа) «ВСХП в N-ской области» (где N — название региона).

И в том и другом случае на страницах будет выкладываться информация о подготовке и проведении ВСХП в регионе и отдельных муниципальных районах, фото- и видеоматериалы, материалы, подготовленные Пресс-центром ВСХП-2016, перепосты публикаций местных СМИ и т.д.

Сам факт создания странички ТОГС в соцсетях может быть использован в качестве информационного повода для местных и даже региональных СМИ и еще раз напомнить о предстоящей сельскохозяйственной переписи. Рекомендуется подготовить соответствующий пресс-релиз на эту тему и разослать его в редакции СМИ.

Необходимо привлечь как минимум одного сотрудникаТОГС, знакомого с технологией и спецификой работы в Интернете. Этот канал коммуникации можно охарактеризовать как весьма эффективный, финансово низкозатратный, но требующий от ТОГС определенных усилий.

Стоит отметить, что активную работу в социальных сетях ведут многие органы исполнительной власти в регионах. Приведем примеры работы в социальных сетях руководства Ненецкого автономного округа.



Татьяна Баева, пресс-секретарь губернатора Ненецкого автономного округа:

— Мы используем сеть «ВКонтакте» в качестве альтернативы традиционным СМИ. У нас очень малочисленный округ — всего 43 000 человек. Тираж традиционных печатных СМИ 3-5 тыс. экземпляров. Сегодня общее число подписчиков страницы губернатора — чуть меньше 4 000 человек, и оно постоянно растет. Интересно, что даже далеко в тундре 97% населенных пунктов, включая крошечные, имеют доступ в Интернет, поэтому сеть «ВКонтакте» популярна даже на наших арктических островах —Колгуев и Вайгач.



Сообщения пользователей губернатор просматривает сам (на большую часть отвечает лично — вечером и в выходные, остальное передает в работу аппарата), с постингом помогаю я.

Если говорить о контенте, то в основном это новости о происходящем в НАО, интересные снимки, факты. Самые популярные посты — снимки из полевых выездов губернатора от нашего фотографа Антона. Округ у нас необычайно красив — яркая тундра, бескрайнее море и колоритные национальные поселения.

В начале своей работы здесь думала о том, чтобы отдать работы в социальных сетях на аутсорсинг (я переехала в Нарьян-Мар из Москвы, где это является обычной практикой), но специфика округа такова, что практически все знают друг друга лично, любой может подойти к губернатору на улице и задать интересующий вопрос. Половина пишущих в сети — тоже знакомые или знакомые знакомых, поэтому сейчас я понимаю, что отдать коммуникацию в сетях людям, которые не варятся в этой кухне, достаточно проблематично. К тому же, для нас «ВКонтакте» — это прямая связь с жителями округа, без бюрократических задержек и формализма.

снимок экрана 2015-09-24 в 21.40.53

Та же история и с продвижением. Наша целевая аудитория «ВКонтакте» — это активная молодежь Ненецкого автономного округа, поэтому мы не ставим задач по привлечению десятков сотен подписчиков из других регионов. Важно качество, а не количество. Самые популярные региональные группы региона имеют 8-9 тысяч подписчиков.Хочется, чтобы все эти ребята узнавали о деятельности главы региона, просматривая его страницу.

(http://mediabitch.ru/2015/10/5-realnyh-primerov-togo-kak-byudzhetnye-uchrezhdeniya-ispolzuyut-sotsseti/)

Использование общественных мероприятий (фестивалей, выставок сельхозпродукции, ярмарок, экологических субботников и др.), праздничных дат и приуроченных к ним событий в качестве каналов коммуникации


Обычно празднование значимых дат сопровождается мероприятиями общественно-политического и культурного характера.Втакие дни проходят торжественные собрания, праздничные концерты, массовые гуляния, соревнования, в которых принимают участие многие жители труднодоступных районов. Например, День оленевода во многих районах,где развито данное направление, — единственный день в году, когда собирается вместе большая часть населения.

Эти события целесообразно использовать для выступлений руководители местных органов власти, лидеров общественного мнения, в том числе и по тематике предстоящий сельскохозяйственной переписи. Кроме того, на площадках проведения праздников можно организовать информационные стенды, посвященные ВСХП-2016, раздачу информационных материалов, местных газет с публикациями о переписи и т.д.

Ниже перечислены наиболее значимые праздники (общегосударственные, региональные, конфессиональные, местные, профессиональные), которые уместно использовать в целях информационно-разъяснительной работы.

Праздники, которые отмечаются после 15 августа 2016 г., имеет смысл задействовать только для тех территорий, где перепись будет проходить в период с 15 сентября по 15 ноября 2016 года.



Праздничные даты
в 2016г.


Название праздника

Территории, где проходят организованные празднования

17 января

День образования Свердловской области

Свердловская область

Январь — апрель (плавающая дата)

День оленевода

Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Тюменская область, Магаданская область, Сахалинская область, Мурманская область, Чукотский автономный округ и другие оленеводческие регионы

6 февраля

Национальный день саамов

Мурманская область

9 апреля(отмечается во вторую субботу апреля)

День народов Среднего Урала

Свердловская область

9 апреля (отмечается во вторую субботу апреля)

День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день»

Ханты-Мансийский автономный округ

27 апреля

День образования Республики Саха (Якутия)


Республика Саха (Якутия)

30 апреля
(отмечается в последнюю субботу апреля)


Международный день ветеринара

На всей территории страны

1 мая

Праздник Весны и Труда

На территории всей страны


С середины мая по первую декаду июня

Акатуй, чувашский весенний праздник земледелия

В местах компактного проживания чувашей

Июнь — июль(плавающая дата)

Сабантуй (в переводе «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у башкир и татар

В местах проживания башкир и татар

4 июня

День образования Республики Ингушетия

Республика Ингушетия

8 июня

День Республики Карелия

Республики Карелия

12 июня

ДеньРоссии

На территории всей страны

21 июня

Национальный праздник Ысыах

Республика Саха (Якутия)

3 июля

День Республики Алтай

Республика Алтай

6 июля

Ураза-байрам (или Мархаж в Республике Ингушетия), праздник разговения — исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан

Официально является нерабочим днем в республиках Дагестан, Ингушетия, отмечается в тех местностях, где функционируют мусульманские общины

7 июля

День ингушской государственности

Республика Ингушетия

26 июля

День Конституции Республики Дагестан

Республика Дагестан

2 августа

День оленя (День оленевода)

Республика Коми, Ненецкий автономный округ, отмечается и в других оленеводческих регионах

9 августа

День коренных народов мира

В отдельных местностях компактного проживания коренных народов

15 августа

День Республики Тыва

Республика Тыва

31 августа

Православный день ветеринара, отмечается в день памяти мучеников Флора и Лавра, считающихся покровителями скота, в частности, лошадей, небесное заступничество от них получают и ветеринарные врачи

В тех местностях, где функционируют православные приходы

1 сентября

День знаний

На территории всей России


27 сентября 

День государственности Республики Саха (Якутия)


Республика Саха (Якутия)

9 октября (второе воскресеньеоктября)

День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

На территории всей России


Взаимодействие с органами исполнительной власти и объектами местного самоуправления


Основой работы ТОГС с органами местного самоуправления должны стать договоренности о дополнительных формах сотрудничества с использованием объектов, находящихся в ведении муниципальных образований. Многие муниципальные образования сами выходят с инициативами по сотрудничеству, включая финансирование отдельных мероприятий. Каждое подобное предложение должно быть тщательно изучено.

Необходимо организовать и провести совещания с руководством муниципальных образований о практическом осуществлении данных полномочий. В организации и проведении этих встреч желательно участие представителей региональных органов власти. По итогам обсуждения должен быть составлен график мероприятий, проводимых ТОГС совместно с муниципальными образованиями.

Ниже приведен перечень объектов, которые могут находиться в собственности муниципальных образований или которые не относятся к их собственности, но находятся на территории труднодоступных районов и регулярно или в случае экстренной необходимости посещаются жителями этих районов. Последний вариант требует договоренностей с руководством этих объектов напрямую.

Типы объектов

Возможные каналы коммуникации

Автомобильные дороги, пешеходные дороги, мосты

Размещение наружной рекламы

Автостанции, лодочные станции, вертолетные площадки и ангары

Размещение рекламных и информационных материалов небольшого формата, листовок

Медицинские учреждения, включая больницы, медицинские пункты, амбулатории, а также ветеринарные пункты

Размещение рекламных и информационных материалов небольшого формата.

Размещение листовок с кратким напоминанием о сроках и порядке проведения переписи.

Оформление стендов, посвященных ВСХП-2016, или размещение на уже имеющихся стендах отдельных материалов о переписи


Музеи, дома культуры, библиотеки, сельские клубы

Размещение наглядной агитации, рекламной продукции по теме сельхозпереписи, оформление стендов, посвященных ВСХП-2016, или размещение на уже имеющихся стендах отдельных материалов о переписи (листовок, газетных вырезок).

Организация тематических экспозиций, основная идея которых — показать важность сельского хозяйства для данного региона и культурно-исторического значение сельхозпереписи, в том числе на примере переписи 2006 года



Стенды, предназначенные для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации

Публикация официальных документов, касающихся Всероссийской сельскохозяйственной переписи

Реализация перечисленных направлений работы зависит от финансовых ресурсов, от наличия у ТОГС достаточного количества плакатов, постеров, другой продукции, относящейся к рекламе и наглядной агитации. Если органы местного самоуправления предлагают свое участие в финансировании отдельных направлений информационно-разъяснительной работы, то средства рекомендуется направить в первую очередь на выполнение перечисленных выше видов работ.

«Домашний агитатор»


На протяжении уже довольно долго времени самым эффективным каналом донесения информации до целевых аудиторий является канал «от двери к двери», подразумевающий приход в каждый дом, квартиру или другое место проживания потенциального респондента персонального «агитатора», лично рассказывающего о предстоящем событии и мотивирующего принять в нем участие. В связи с отсутствием финансовой и физической возможности направить отдельного агитатора ковсем респондентам переписи, рекомендуется привлечь к этому младших членов их семьи. Как правило, в труднодоступных районах проживают семьи, состоящие из нескольких поколений, в том числе детей школьного и студенческого возраста.

Через вовлечение учащихся учебных заведений в познавательно-игровые мероприятия, тематически связанные с переписью и, следовательно, с получением, фиксацией и обработкой определенных данных, в кампанию вовлекается и значительная часть взрослого населения страны. В частности, взрослые помогают в подготовке специальных домашних заданий и опосредованно получают базовый объем информации о предстоящей переписи (сроки, цели и задачи, основные принципы проведения).Даже если в течение учебного года дети проживают отдельно от семьи (школы-интернаты, кочевые школы), интересно организованное школьное мероприятие или домашнее задание на каникулы по тематике сельхозпереписи обязательно станет предметом обсуждения в семье.

Рекомендуется также организовать проведение мероприятий по теме переписи в местах организованного отдыха детей — летних лагерях (оздоровительных, лагерях труда и отдыха, лагерях с этнокультурным компонентом, полевых стационарных лагерях с круглосуточным пребыванием детей и т.д.).

Кроме того, информационно-разъяснительная работа с детской аудиторией играет важную воспитательную роль, так как, помимо собственно расширения кругозора, формирует у подрастающего поколения позитивное отношение к переписи на долгосрочную перспективу.

При подготовке школьныхи внешкольных мероприятий желательно заручиться поддержкой и наладить взаимодействие по данному направлению с органами управления образованием на региональном, муниципальном уровне. 

Возможные формы


  • Проведение конкурсов детского рисунка или конкурса поделок. Подобные конкурсы, как показывает опыт, являются одной из наиболее эффективных форм взаимодействия с детской аудиторией. Они практически всегда вызывают высокий интерес среди детей и являются дополнительным эффективным инструментом воздействия на взрослую аудиторию (родителей).

  • Проведение конкурсов школьных письменных творческих работ (сочинений) на тему ВСХП-2016.

  • Выполняя письменное творческое задание на тему Всероссийской переписи населения, школьник не просто излагает уже имеющиесяу него представления, но и изучает дополнительные материалы, получая новые знания, выстраивает логически обоснованные выводы о необходимости и важности предстоящего мероприятия.

  • Подобное сочинение может стать и творческим заданием на лето, в этом случае школьники обязательно проинформируют родителей о таком задании и станут настоящими «домашними агитаторами».

Привлечение молодежных волонтерских организаций и студенчества


Во многих регионах страны сейчас действуют молодежные волонтерские организации, цель которых —содействие повышению активности населения, общественных организаций и инициативных групп в решении социальных задач общества. Многие их участники являются студентами вузов, которые в летний каникулярный период разъезжаются в свои районы. Этих представителей волонтерских молодежных организаций можно задействовать для расклеивания плакатов, раздачи листовок и распространения информации о проведении переписи.

Часть местных студентов будет привлекаться и в качестве переписного персонала, что будет дополнительным потенциалом информационно-разъяснительной работы.


Источники полезной информации


  1. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2014/vsxp2016.htm

  2. http://www.vshp2016.ru/

  3. https://www.facebook.com/vshp2016/?_rdr=p

  4. http://vshp2016.livejournal.com/

  5. https://vk.com/vshp2016


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница