Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная помощь населению»



Скачать 382.33 Kb.
страница1/3
Дата12.07.2016
Размер382.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социальная помощь населению »

направления подготовки 040100.62 «Социальная работа»

Автор программы: О.В.Грашевская, к.ист.н., доцент кафедры социальных наук
Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Социальная помощь населению» является формирование представлений об основных аспектах социальной помощи как части системы социальной защиты населения в Российской Федерации.


Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1.

Тема 1. Исторические аспекты формирования системы социальной помощи. Социальная помощь как система общественных отношений

8


6


2





5


2.

Тема 2. Бедность и малообеспеченность как социальная проблема. Основные современные концепции бедности

8/4


2


6/4





10


3.

Тема 3. Основные этапы формирования отечественной системы социальной защиты

6

2

4




10


4.

Тема 4. Зарубежные системы социальной защиты и социальной помощи населению

4

2

2





5

5.

Тема 5. Социальная защита и социальная помощь: теоретические основания

4

2

2





4

6.

Тема 6. Социально-экономические методы социальной поддержки населения и технологии социальной работы с бедными и малообеспеченными

6/2


2

4/2





8

7.

Тема 7. Неправительственные организации как субъекты социальной помощи

10/4

2

8/4





8

8.

Тема 8. Региональная система социальной помощи населению в Мурманской области

4

2

2





8




Итого

50/10

20

30/10




58


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Дисциплина изучается в течение одного семестра. Курс состоит из 7 тем, раскрывающих различные аспекты социальной помощи как важной составляющей системы социальной защиты населения в Российской Федерации. Курс знакомит студентов с историческими аспектами формирования и современными моделями социальной помощи, формами, принципами социальной помощи и основными технологиями социальной работы с бедными и малообеспеченными слоями населения.

Существенным элементом изучения дисциплины является работа с литературой. Так как учебники по курсу «Социальная помощь населению» отсутствуют, то основными источниками при подготовке для студентов являются учебники по социальной работе, социальной политике, монографии, статьи в периодических изданиях, материалы СМИ и Интернета, нормативно-правовые источники и др. документы международных организаций.

Используя рекомендованную, а также подобранную самостоятельно литературу, студент готовится к лекциям и семинарским занятиям, а также выполняет ряд заданий, которые указаны в разделе УМК под названием «Задания для самостоятельной работы».

Как самостоятельная работа студента, так и семинарские занятия имеют существенное значение для усвоения и закрепления изучаемого теоретического материала.

Планы семинарских занятий отвечают логике изложения лекционного материала. Вопросы плана семинара, а также вопросы для обсуждения и самопроверки позволяют студенту применить полученные знания на лекциях и в ходе самостоятельной работы.

Существенною роль для усвоения материала, закрепления теоретических аспектов и приобретения практических навыков играют занятия, проводимые в интерактивной форме: деловые игры и «круглые столы». К таким занятиям студенты готовятся заранее, подбирая материал, составляя сценарий и др.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Семинар 1

Тема «Исторические аспекты формирования системы социальной помощи. Социальная помощь как система общественных отношений»
План


  1. Взаимопомощь и социальная помощь. Объекты и субъекты социальной помощи на разных стадиях развития человечества.

  2. Понятие социального риска. Социальная помощь как инструмент нейтрализации и компенсации социальных рисков.

  3. Религиозное мировоззрение как идеологическое условие возникновения социальной помощи.

  4. Социальная защита и социальная помощь в условиях Нового и Новейшего времени.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что обеспечивало воспроизводство феномена социальной помощи?

  2. Что способствовало трансформации взаимопомощи в социальную помощь?

  3. Что понимают под архетипическими формами всех систем помощи и защиты?

  4. Какие социальные риски существуют в современном обществе?

  5. В чем различие между социальным страхованием и социальной помощью?

Литература



Основная

  1. Шарин В. Социальная помощь в древних государствах//Социальное обеспечение. – 2004. - № 11 – С.17-23.

  2. Шарин В. Социальная помощь в средние века//Социальное обеспечение. – 2005. - № 10. – С.18-23.

  3. Шарин В. Социальная помощь. Как она возникла?//Социальное обеспечение. – 2004. - № 8. – С.12-19.

  4. Фан Тхань Фу. История и этапы развития социальной защиты населения//Социальная политика и социология. – 2005. - № 2. – С.27-49.


Дополнительная

  1. Роик В. Институт социального страхования: доктрины и концепции//Человек и труд. – 2005. - № 5. – С.22-26.

  2. Роик В. Эволюция форм социальной защиты и формирование элементов социального страхования//Человек и труд. – 2004. - № 8. – С.17-26.

  3. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

  4. Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М., 1999.


Семинар 2

Тема «Бедность и малообеспеченность как социальная проблема. Основные современные концепции бедности» (2 часа)
План

1.Бедность и неравенство как социально-экономические явления. Бедность как социальный индикатор.

2. Основные научно-теоретические подходы к изучению бедности.

3. Основные современные концепции бедности.

4. Механизмы определения нуждаемости в России.

4. Мировой и отечественный опыт борьбы с бедностью.



Вопросы для коллективного обсуждения

1.Можно ли полностью искоренить бедность?

2. Обоснуйте тезис, что бедность и нуждаемость – социальные болезни современного общества.

3. Можно ли говорить о специфике российской бедности?

4.Насколько применим к России мировой опыт борьбы с бедностью?
Литература
Основная

1.Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

2. Смирнов С.Н.. Сидорина Т.Ю. Социальная политика. – М., 2004.

3. Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004.

4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология – М., 2011.
Дополнительная


  1. Абрахамсон П. Социальные эксклюзии и бедность//Общественные науки и современность. – 2001. - № 2.

  2. Гордон Л.А. Бедность, благополучие, противоречивость: материальная дифференциация в 1990-е//Общественные науки и современность. – 2001. - № 3.


Практическое занятие 1

«Круглый стол» «Отношение к бедности и бедным в современном российском обществе. Стыдно ли быть бедным?» (2 часа)
Практическое занятие 2

Деловая игра1 «Мини-опрос «Нуждаетесь ли Вы в социальной поддержке» (2 часа)

Участники совместно разрабатывают анкету для мини-опроса: 10-12 вопросов, раскрывающих потребность домохозяйств в конкретных видах государственной социальной помощи. Затем, выступая в роли опрашиваемых, участники игры заполняют анкеты, после чего в роли экспертов осуществляют их коллективную обработку и дают индивидуальные письменные содержательные комментарии к полученным результатам.



Семинар 3

Тема «Основные этапы формирования отечественной системы социальной защиты» (4 часа)

План


  1. Социальная помощь в древнейших славянских обществах.

  2. Принятие христианства на Руси как важнейший фактор становления системы социальной защиты.

  3. Общественное призрение как исторически сложившаяся форма социальной помощи в России.

  4. Государство и Русская Православная Церковь как субъекты социальной помощи в России в досоветский период.

  5. Этапы эволюции социальной защиты и социальной помощи в России (до 1917 г.)

  6. Развитие благотворительности в России в досоветский период.

  7. Государственное обеспечение в советский период (1917-1991 гг.).

  8. Оформление и становление системы социальной защиты в начале 1990-х гг.


Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Какие социально-исторические тенденции привели к изменению парадигмы помощи и поддержки в 1990-е гг.? Что изменилось в системе социального обеспечения по сравнению с советским периодом?

  2. Сформулируйте основные различия в идеологии социальной помощи в советский и постсоветский период.

  3. В чем заключаются противоречия при становлении современной системы социальной защиты населения?

  4. Какие идеи в области социального обеспечения с учетом исторического опыта необходимо сохранять и развивать, а от каких следует отказаться?

  5. Что может способствовать развитию благотворительности в России на современном этапе?

Литература

Основная

  1. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

  2. Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004

  3. Смирнов С.Н.. Сидорина Т.Ю. Социальная политика. – М., 2004.

4.Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. Учебное пособие. – М., 2007.

5.Социальная защита населения: опыт организационно-административный. – М., 2003.

6. Этапы развития благотворительности в России//Вопросы истории. - 2005. - № 3. – С.158-163.

7.Фирсов М.В. История социальной работы в России. – М., 1999.


Дополнительная

1.Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М., 2005.

2.Мачульская Е. История социальной помощи в России//Социальная защита. – 1999. - № 2. – С.14-17.

3.Реформирование России: от мифов к реальности: социальная и социально-политическая ситуация в России. – М., 2001.

5.Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. – М.: Наука. 2001.

6.Эволюция форм социальной защиты в России//Человек и труд. – 2004. - № 10. – С.25-30.



Семинар 4

Тема «Зарубежные системы социальной защиты и социальной помощи населению»

План


  1. Формирование системы социальной защиты в европейских странах во второй половине XX века.

  2. Модели социальной защиты.

  3. Система социальной защиты и социальной помощи (на примере отдельных стран)

  4. Возможность применения зарубежного опыта социальной защиты и социальной помощи в России.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключалась концепция всеобщего страхования и обеспечения Бевериджа? Каково ее значение для становления европейской системы социальной защиты?

  2. Опыт какой страны в плане социальной защиты населения, по Вашему мнению, наиболее актуален для России?

  3. Должна ли Россия стремиться к прямому копированию зарубежного опыта социальной защиты?

Литература



Основная

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Страсбург, 3 мая 1996 г.//Человек и труд. – 2001. - № 1. – С.5-41.

2.Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

3.Система социальной защиты в зарубежных странах//Отечественные записки. – 2003. - № 3.

4.Фан Тхань Фу. История и этапы развития социальной защиты населения//Социальная политика и социология. – 2005. - № 2. – С.27-49.
Дополнительная

1.Зайченко А.С. Социальное обеспечение: пенсии, льготы, пособия/США: экономика, политика, идеология. – 1989. - № 10. – С.17.

2. Захаров М.А. Социальная защита населения Великобритании, ФРГ, Швеции, США, Австрии. – М., 1992.

4.Социальная защита населения Германии: механизмы и особенности//Известия Русского Географического общества. – 2003. - № 1. – С.57-63.

5. Социальная помощь в Германии//Социальное обеспечение. - № 9. – 2005.

6.Система социальной защиты во Франции//Социальное обеспечение. – 2005. - № 1, 2.

7.Социальная защита в странах Восточной Европы//Социальное обеспечение. – 2005. - № 3.

8.Пенсионные системы зарубежных стран//Отечественные записки. – 2003. - № 3. – С.86-88.


Семинар 5

Тема «Социальная защита и социальная помощь: теоретические основания»

План


  1. Содержание понятий «социальная защита», «социальная помощь» и «социальное обеспечение.

  2. Объекты и субъекты социальной защиты и социальной помощи. Классификация социальной помощи по субъекту.

  3. Государственная и адресная социальная помощь.

  4. Принципы социальной защиты и социальной помощи в России.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем отличие социальной защиты от социальной помощи?

  2. Что представляет собой социальное обеспечение как комплекс общественных отношений?

  3. Что можно считать основополагающим принципом социальной защиты?

  4. Что Вы понимаете под поощрительным принципом социальной защиты в России?

  5. В какой степени реализуются в России декларируемые принципы социальной помощи?

Литература



Основная

  1. Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность//Власть. – 2003. - № 1. – С.73-78.

  2. Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004

  3. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

  4. Формы социальной помощи//Вопросы социального обеспечения. – 2007. - № 12. – С.7-9.

  5. Шарин В. Принципы современной системы социальной помощи//Социальное обеспечение. – 2003. - № 12.


Дополнительная

  1. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. – М., 2007.

  2. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. – М., 2004

  3. Социальная защита населения: опыт организационно-административный. – М., 2003.


Семинар 6

Тема «Неправительственные организации как субъекты социальной помощи» (4 часа)

Часть 1


План

1.Понятие «третьего сектора экономики. Специфика оказания социальной помощи в «третьем» секторе экономики.

2. Благотворительная социальная помощь, ее особенности и перспективы развития в России.

3.Добровольческое движение и гуманитарная помощь как особенные виды социальной помощи.


Вопросы для коллективного обсуждения

1.Каковы мотивы благотворительности?

2.Охарактеризуйте отношение к благотворительности в современном российской обществе.

3.Каковы перспективы добровольческого движения в современном российском обществе?


Литература

Основная

1.Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность//Власть. – 2003. - № 1. – С.73-78.

2.Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004

3.Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.


Часть 2

Конфессиональная социальная помощь
План

1.Идеологические основания конфессиональной социальной помощи.

2. Субъекты и объекты конфессиональной социальной помощи.

3. Практика социального служения религиозных организаций в РФ (на примере отдельных религиозных организаций).

4. Региональный аспект конфессиональной социальной помощи (на примере Мурманской области).

Вопросы для коллективного обсуждения


  1. Насколько действенной может быть конфессиональная социальная помощь?

  2. Каковы источники финансирования конфессиональной социальной помощи?

  3. Какая из традиционных конфессий РФ наиболее активна в оказании социальной помощи населению?

Литература



Основная

1.Благотворительность и социальная защита: историческая преемственность//Власть. – 2003. - № 1. – С.73-78.

2.Вербицкий А.Н. Роль некоммерческих благотворительных организаций в деле оказания социальной помощи и организации социальной работы в России [Текст]/А. Н. Вербицкий//Социальная работа. – 1992. - № 6.

3.Нестерова А.Г. Религиозные организации в условиях становления гражданского общества [Текст]/А.Нестерова//Власть. – 2010. - № 12. – С. 130-134.

4.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //Сборник документов и материалов юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. – Нижний Новгород, 2001.

5.Рузанова Н.П. Социальные программы различных конфессий/Н.П. Рузанова//Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - № 3.

Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.
Дополнительная


  1. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/7597/, свободный. - (Дата обращения 12.10.2011).

  2. Игумен Анатолий (Берестов). Лечение наркомании, алкоголизма и игромании. Реабилитация пострадавших от сект и оккультизма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dp-c.ru/, свободный. -

  3. История благотворительности в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kulikovs.org/2009/10/21/istoriya-blagotvoritelnosti-v-rossii/, свободный.

  4. Кузнецов А.Н. Благотворительность общественных институтов на Кольском Севере[Текст]/А.Н.Кузнецов//Социальное знание: теория и практика : межвуз. сб. науч. ст.- Мурманск : Мурм. гос. техн. ун-т, 2009.

  5. Максимов Е. Историко – статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России [Текст]/Е.Максимов//Антология социальной работы. - М., 1994.

  6. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви [Текст]//Православная газета. – 2011. – 14 фев.

  7. Полунов А.Ю. Русская православная церковь как субъект межсекторного социального взаимодействия в современной России /А.Ю.Полунов// Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество).- 2005. - № 4. – С.61-73.

  8. Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004

  9. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [принят Гос. Думой 19 сентября 1997 г.: одобрен Советом Федерации 25 сентября 1997 г.].

  10. Человенко Т.Г. Благотворительность в истории РПЦ [Текст]: Учеб. пособие/Т.Г.Человенко, Е.С.Кононова. – Орел, 1997.



Семинар 6

Тема «Социально-экономические методы социальной поддержки населения и технологии социальной работы с бедными и малообеспеченными»

План


  1. Система льгот и компенсационных выплат в Российской Федерации и ее реформирование. Закон о монетизации льгот и отношение к нему в обществе.

  2. Основания для оказания социальной помощи населению: государственные гарантии и минимальные социальные стандарты.

  3. Прожиточный минимум и потребительская корзина.

  4. Нормативно-правовая база оказания социальной помощи населению.

  5. Технологии социальной работы с малообеспеченными слоями населения.



Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что является главным критерием социально ориентированной экономики?

  2. В какой степени экономику России можно определить как социальной ориентированную?

  3. Для чего необходимы исследования рынка социальных услуг?

Литература



Основная

  1. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. – М., 2005.

  2. Гончаров М.В. Монетизация социальных льгот: актуальность проблемы//Финансы и кредит. – 2005. - № 2.

  3. Гончаров М.В. Социальные денежные льготы: понятие и классификация//Финансы и кредит. - 2005. - № 9.

  4. Жуков В.И. «Монетизация в системе социальной модернизации российского общества»//Социальная политика и социология. - 2005. - № 1. – С.6-22.

  5. Зинин В.Г. Социальные гарантии, льготы, выплаты и пути их реформирования//Уровень жизни населения регионов России. – 2001. - № 9.

  6. Социально-экономические методы технологии поддержки населения/Технологии социальной работы: Учебник под общ.ред Е.И.Холостовой. – М., 2001. – 160-179.

  7. Социальные гарантии и льготы. – М., 2005.

  8. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О замене льгот денежными компенсациями».

9.Федеральный закон от 24.10.1997 № 134 –ФЗ «О прожиточном минимуме».
10.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 22 августа 2004 № 122 ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ).
Дополнительная

    1. Реформирование системы социальной помощи//Человек и труд. – 2002. - № 5.

    2. «Монетизация - это мина, заложенная под будущее России»//Отечественные записки. – 2005. - № 3. – С.239-252.

    3. От собеса - к социальному государству: первые итоги монетизации льгот// ЭКО - 2005. - № 7. – С.2-14.

    4. Словарь-справочник по социальной работе. – М., 1997.

    5. Социальная политика. Учебник. Под общ. Ред. Н.А.Волгина. – М., 2004

    6. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. – М., 2004.

    7. Холостова Е.И. Социальная работа. Учебное пособие. – М., 2005.


Практическое занятие 3

Деловая игра.

1.Студенты самостоятельно готовят различные ситуационные задачи, в которых раскрываются технологии социальной работы с бедными и малообеспеченными слоями населения.


2.Студенты анализируют содержимое «потребительской корзины» и вносят обоснованные предложения по его коррективам.

Семинар 7


Каталог: files -> kafsoc -> metodic -> 2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных проблем»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социолингвистика»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Современные социологические теории»
2013-2014%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии работы с семьёй»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница