Методические рекомендации по изучению дисциплины д 1 детская музыка русских композиторов основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата




Скачать 464.26 Kb.
страница1/3
Дата02.04.2016
Размер464.26 Kb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.ДВ3.1 ДЕТСКАЯ МУЗЫКА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата
050100.62 Педагогическое образование

Профиль «Музыка»

Автор: Шевченко Г.И., кандидат педагогических наук, доцент МГГУ
Цели освоения дисциплины

Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений русских композиторов, написанных специально для детей или адаптированных к детской аудитории в историческом ракурсе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
ОПК-1: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ОПК-2: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ПК-10: выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • творчество композиторов XIX-XX и начала XXI вв. в контексте детской музыки;

  • основную и дополнительную литературу по содержанию курса.


2) Уметь:

  • провести анализ мелодии, фактуры, формы, жанра, средств музыкальной выразительности музыкального произведения;

  • составлять планы-конспекты уроков, бесед, лекций;

  • подбирать к музыкальным сочинениям художественные аналогии из произведений литературы и живописи;

  • разрабатывать музыкальные викторины, сценарии Дней детской музыки.


3) Владеть:

владеть навыками исполнения образцов детской музыки – пения, игры на фортепиано и детских музыкальных инструментах.



7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов).

№ п/п


Шифр и наименование направления с

указанием профиля

(названием магистерской программы),

формы обучения




Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

(форма отчетности)



Трудоемкость в часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

(для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)



1

050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», заочная форма

1

2

108/3

14

4

6

8

-

94

зачет




Содержание дисциплины

Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование раздела

1.

Факторы становления и развития отечественной детской музыки. Мир детства в русской музыке XIX века.

2.

Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей. Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского.

3.

Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ в. Развитие сказочной тематики в музыке ХХ в.

4.

Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева.

5.

Дидактическая функция детской музыка ХХ в. Воспитывающая роль песен для детей.

6.

Жизнь ребенка второй половины ХХ в., богатство его внутреннего мира в творчестве композиторов


Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Факторы становления и развития отечественной детской музыки. Мир детства в русской музыке XIX века.
Тема 1.

Понятие «детская музыка», Критерии отбора произведений для детей. Педагогическая адаптация музыки для детской аудитории.


Тема 2.

Русский музыкальный фольклор как предпосылка становления отечественной детской музыки. Жанры детского фольклора: пестушки, потешки, прибаутки, игры с музыкальным припевом. Колыбельная песня – основа материнской школы.

Формирование национального сознания в русской музыке XIX в. Оперное творчество М.И. Глинки – основоположника русской музыкальной классики. Критический реализм М.П. Мусоргского. Широта творческого диапазона П.И. Чайковского.
Тема 3.

Жизнь ребенка XIX в. в творчестве М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. Психологизм и речевая выразительность вокального цикла Мусоргского «Детская». Близость детскому восприятию мира сказочных и фольклорных образов, характеристичных сценок в «Картинках с выставки» Мусоргского.

П.И. Чайковский – первый русский композитор, создавший альбом фортепианных пьес для детей – «Детский альбом». Вокальный цикл Чайковского «16 песен для детей».
Раздел 2. Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей. Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского.
Тема 4.

Разнообразие жанра сказочной оперы в творчестве Римского-Корсакова. Особенности славянского музыкального языка в весенней сказке «Снегурочка». Сказочный эпос оперы-былины «Садко». Черты небылицы в опере «Сказка о Царе Салтане». Опера-скоморошина «Золотой петушок». Опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Звуковые особенности (в творчестве Римского-Корсакова) осенней сказки «Кащей бессмертный». Характерные черты драматургии сказочных опер Римского-Корсакова: противопоставление музыкального языка реальной и фантастической сфер, парный контраст женских персонажей, использование русского и зарубежного фольклора, характерных черт разнонациональной мелодики.


Тема 5.

Формирование отечественного балета в творчестве П.И. Чайковского. Формирование им традиционного «дивертисментного» классического балета. Симфоническая основа балетной драматургии. Разнообразие и особенности каждого из трех балетов-сказок. Лирико-драматический символизм в балете «Лебединое озеро». «Спящая красавица» - шедевр балетной драматургии. Колористическое богатство балета «Щелкунчик». Контраст музыкального языка в показе образов добра и зла». Принципы симфонического развития в балетах Чайковского. Музыкальные портреты разных национальностей и стран.


Раздел 3. Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ в. Развитие сказочной тематики в музыке ХХ в.
Тема 6.

«Серебряный век» в истории русской культуры. Разнообразие стилистических направлений и творческих поисков. Музыкальный символизм (А.Н. Скрябин), неофольклоризм (И.Ф. Стравинский), кубофутуризм (ранний С.С. Прокофьев): усложнение музыкального языка, развитие системы средств выразительности, «пряные» гармонии, роль тембра и опора на жанровые модели.

Обращение ряда выдающихся музыкантов к проблеме приобщения детей к искусству, ко всеобщему музыкальному образованию. Детская музыка – одно из важнейших направлений творчества русских композиторов первой и второй половины ХХ в. (А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, М.И. Красев, С.М. Майкапар, С.С. Прокофьев, И.О. Дунаевский, Д.Б. Кабалевский, С.П. Баневич и др.).
Тема 7.

Продолжение традиций Н.А. Римского-Корсакова в творчестве А.К. Лядова. Сказочные образы в симфонических картинах «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-яга».

Психологическое новаторство И.Ф. Стравинского во взгляде на мир кукол (балет «Петрушка»).

Драматургия сказочного музыкального театра С.С. Прокофьева (на примере балетов «Золушка, «Сказ о каменном цветке», оперы «Любовь к трем апельсинам»).

Заостренность музыкальных характеристик в балете Р.К. Щедрина «Конек-Горбунок».

Оперное творчество для детей М.И. Красева, автора 9 опусов данного жанра. Опера «Морозко».

Феерия сказочных опер С.П. Баневича: «Стойкий оловянный солдатик», «История Кая и Герды», «Городок в табакерке» и др.

Раздел 4. Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева.
Тема 8.

С.С. Прокофьев - новатор и наследник традиций русской школы в детских песнях («Болтунья» на стихи С.М. Маршака), фортепианных пьесах и циклах («Сказки старой бабушки», «Детская музыка»), ораториях («На страже мира»), симфонической сказки («Петя и волк» - первого путеводителя детей по инструментам симфонического оркестра).

Развитие обозначенных Прокофьевым направлений в детской музыке второй половины ХХ века.
Тема 9.

Глубина постижения мира ребенка по произведениям С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича и др. Авторская интерпретация общих жанровых моделей.


Раздел 5. Дидактическая функция детской музыка ХХ в. Воспитывающая роль песен для детей.
Тема 10.

Дидактическая функция детской музыки как новое явление в культуре ХХ в. Целенаправленное знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», опера С.П. Баневича «Городок в табакерке»); сочинения инструментальной музыки («Бирюльки», «Маленькие новеллетты», «Театр марионеток» С.М. Майкапара и др); азбука введения дошкольников в мир музыки )» Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугинов и др).

Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского.
Раздел 6. Жизнь ребенка второй половины ХХ в., богатство его внутреннего мира в творчестве композиторов
Тема 11.

Приоритетное положение детской массовой песни в 20-50-е годы ХХ в. Песенное творчество М.Л. Старокадомского, И.О. Дунаевского, Д.Б. Кабалевского и др. Пионерские песни и песни октябрят.

Стилевой перелом в детской песне 60-90-х годов.

Психологическое углубление песенной лирики, расширение интонационной базы. Песни к мультфильмам, кинофильмам, телевизионным фильмам. Песенное творчество Г. Гладкова, Ю.Чичкова, Е. Крылатова и др.

Воспитывающая роль песен для детей в контексте патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Темы для самостоятельного изучения.




Тема

Форма

самостоятельной

работы


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Факторы становления и развития отечественной детской литературы

Сделать выписку из статей А.Серова о Римском-Корсакове и Мусоргском (см. литературу к теме 2).

Написать аннотацию на книгу Туманиной Н. (литература там же).

Составить текст беседы для учащихся 7 класса «Творческий портрет М.И. Глинки».


Проверка рабочих тетрадей на ПР 1

2.

Мир детства в русской музыке XIX века

Написать подробную аннотацию на книгу Е.Е.Дурандиной и статью О.Побединской (см. литературу к теме 3).

Составить план-конспект беседы для учащихся III класса «Детский альбом П.И.Чайковского».

Разработать презентацию лекции для старшеклассников на тему «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Подобрать литературные и художественные иллюстрации к вокальному циклу М.П.Мусорского «Детская».



Оценка творческих заданий

3.

Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей

Составить музыкальную викторину для подростков на основе сказочных опер Н.А. Римского-Корсакова.

Разработать текст мини-лекции для студентов «Морские картины в операх Н.А. Римского-Корсакова.



Оценка творческих заданий

4.

Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского

Написать аннотацию на литературу к теме 5 после ее изучения

Проверка задания на зачете

5.

Детская музыка как одно из приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ века

Составить библиографию по творчеству А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова, М.И. Красева, С.М. Майкапара, И.О. Дунаевского, С.Т. Баневича. Внимание акцентировать на детской музыке названных композиторов.

Разработать презентацию музыкального портрета одного из композиторов.



Работа с библиографией на ПР 1

6.

Развитие сказочной тематики в музыке ХХ века

Подобрать литературный и художественный ряд к симфоническим картинам А.К.Лядова «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга».

Представить в письменной форме сравнительный анализ «Бабы-Яги» Лядова и «Бабы-Яги» Чайковского в контексте формы, жанра, музыкальной семантики. Разработать презентацию балета С.С. Прокофьева «Золушка».

Изучить литературу к теме 7.


Использование материалов заданий на зачете

7.

Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева

Составить библиографию к следующим произведениям С.С. Прокофьева: «Сказки старой бабушки», «Детская музыка», «Петя и волк».

Подобрать литературный и художественный ряды к «Детской музыке» С.С. Прокофьева.

Подготовить презентацию бесед «Петя и волк».


Оценка на ПР 2

8.

Воспитывающая роль песен для детей

Изучить основную литературу к теме 9 посредством тезирования.

Написать доклад на тему «Д.Д. Шостакович и его музыка для детей».

Написать реферат на тему «Музыкальные образы кукол (по произведениям композиторов XIX – XX вв.)».

Представить музыкальную коллекцию лошадок (по произведениям композиторов XIX – XX вв.) с литературными эпиграфами.



Участие в педагогической олимпиаде

9.

Дидактическая функция детской музыки ХХ в.

Составить список музыкальных сочинений Д.Б. Кабалевского.

Написать аннотацию на «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.

Написать мини-реферат: «Капитан детской радости» Д.Б. Кабалевский.





10.

Жизнь ребенка второй половины ХХ века, богатство его внутреннего мира в творчестве композиторов

Подготовить вопросы к зачету:

  • Пионерская песня 20-50-х гг. ХХ века;

  • Песенное творчество Е.Крылатова;

  • Школьная песня 60-90-х гг.





Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Теоретический блок.
ЛК 1: Введение

План:


  1. Роль курса «Детская музыка в профессионально-компетентной подготовке студентов».

  2. Сущность понятия «детская музыка».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскрыть понятие «детская музыка».

  2. Каковы критерии отбора произведений для детей в школьных программах предмета «музыка».

Литература:



Основная:

1. Кабалевский Д. Про «трех китов» и многое другое. – М., 1970.


Дополнительная:

1. Радынова О. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.



ЛК 2: Факторы становления и развития отечественной детской музыки

План:

  1. Русский музыкальный фольклор как предпосылка становления отечественной детской музыки.

  2. Формирование национального сознания в русской музыке XIX века.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение жанрам детского музыкального фольклора и музыкального фольклора, адресованного детям: колыбельные песни; пестушки; потешки; прибаутки; небылицы-перевертыши; заклички; дразнилки.

  2. Почему М.И. Глинка считается основоположником русской музыкальной классики?

  3. В чем проявляется критический реализм М.П. Мусоргского?

  4. Раскройте жанровое разнообразие творчества П.И. Чайсковского.


Литература:

Основная:

1. Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. – М.Ю 2005.

2. Серов А. Статьи о Глинке // Серов А.Н. Избранные статьи. – Тг. 1-2. – М., 1950, 1967.

3. Стасов В. Статьи о Римском-Корсакове. – М., 1963.



4. Стасов В. Избранные статьи о Мусоргском. – М., 1952.
Дополнительная:

  1. Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. – М., 1982.

  2. Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. – М., 1969.

  3. Туманина Н. Чайковский. Веселый мастер. – М., 1968.

  4. Шлифштейн С. Мусоргский. – М., 1975.


ЛК 3: Мир детства в русской музыке XIX века.

План:

  1. Вокальный цикл М.П. Мусоргского «Детская»; его психологизм и речевая выразительность.

  2. «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

  3. «Детский альбом» П.И. Чайковского и его роль в развитии детской музыки.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие номера входят в вокальный цикл Мусоргского «Детская»?

  2. Что послужило созданию «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского?

  3. В каких пьесах «Детского альбома» П.И. Чайковского прослеживается день ребенка XIX века?

  4. Как представлена музыкальная география в «Детском альбоме» П.И. Чайковского?

  5. Охарактеризуйте вокальный цикл П.И. Чайковского «16 песен для детей».


Литература:

Основная:

  1. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. – М., 2985.

  2. Дурандина Е.Е. Вокальное творчество Мусоргского: Исследование. – М., 1989.

  3. Побединская О. Детский альбом Чайковского // Музыкальный руководитель. – 2004. - № 5.

  4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 2000.

  5. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., 1990.


Дополнительная:

  1. Чайковский П.И. О композиторском творчестве и мастерстве. – М., 1964.

  2. Фрид Э. Модест Петрович Мусоргский. – Спб., 1979.


ЛК 4: Сказочные оперы Н.А. Римского-Корсакова в контексте восприятия детей.

План:

  1. Жанровое разнообразие сказочной оперы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

  2. Характерные черты сказочных опер Н.А. Римского-Корсакова.

  3. Особенности восприятия детьми тематики опер Н.А. Римского-Корсакова.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какой жанр детского музыкального фольклора напоминает «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка»?

  2. В каких операх Римского-Корсакова прослеживается морская тематика?

  3. Как в операх противопоставляется музыкальный язык реальной и фантастической сфер?

  4. Приведите парный контраст женских персонажей в опере Н.А. Римского-Корсакова.

Литература

Основная:

  1. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. – М., 1955.

Дополнительная:

    1. Композиторы «Могучей кучки» об опере. – М., 1955.

    2. Кремлев Ю. Эстетика природы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – М., 1969.


ЛК 5: Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского

План:

  1. П.И. Чайковский – реформатор отечественного балета.

  2. Разнообразие и особенности балетов-сказок П.И. Чайковского.

  3. Детские мотивы в балетах П.И. Чайковского.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте реформирование классического балета П.И. Чайковским.

  2. Охарактеризуйте лирико-драматический симфонизм в балете «Лебединое озеро».

  3. Почему «Спящая Красавица» считается шедевром балетной драматургии?

  4. В чем проявляется колористическое богатство балета «Щелкунчик»?

  5. Назовите фрагменты балетов П.И. Чайковского, где прослеживаются мотивы, близкие восприятию детей.


Литература

Основная:

Розанова Ю. Симфонические принципы балетов Чайковского. – М., 1976.

Слонимский Ю. П.И. Чайковский и балетный театр его времени. – М., 1951.

Дополнительная:

Ручьевская Е. Чайковский. – Л., 1983.

Соллертинский И. Статьи о балете. Л., 1973.

Чайковский П.И. Об опере и балете. – М., 1960.


ЛК 6: Детская музыка, как одно из средств приоритетных направлений творчества ряда русских композиторов ХХ века

План:

  1. Разнообразие музыкальных стилистических направлений в творчестве композиторов начала первых десятилетий ХХ в.

  2. Обращение ряда композиторов к проблемам приобщения детей к искусству и создания детской музыкальной литературы.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите стилистические направления в творчестве композиторов на рубеже эпох и в первые десятилетия ХХ столетия.

  2. Какие произведения для детей написал А.К. Лядов?

  3. Охарактеризуйте творчество для детей А.Т. Гречанинова.

  4. Назовите оперы М.И. Красева.

  5. Каковы особенности детских опер С.П. Баневича?


Литература

Основная:

  1. Асафьев Б. Русская музыка (XIX и начало XX века). – Л., 1968, 1979.

  2. Орлова Е. Очерки о русских композитора XIX – начала ХХ века. – М., 1989.

Дополнительная:

  1. Дельсон В. Скрябин. – М., 1971.

  2. Малов В.А. Мой Кабалевский // Музыка в школе. – 1989. - № 1.

  3. Михайлов М.А. К. Лядов. – М., 1961.

  4. Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. – М., 1966.


ЛК 7: Развитие сказочной тематики в музыке ХХ века

План:

1. Сказочные образы в симфонических картинах А.К. Лядова.

2. Новаторский балет И.Ф. Стравинского «Петрушка».

3. Драматургия сказочного музыкального театра С.С. Прокофьева.

4. Детские оперы М.И. Красева.

5. Сказочные оперы С.П. Баневича.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите сказочные симфонические картины Л.К. Лядова.

  2. В чем проявляется новаторский стиль И.Ф. Стравинского?

  3. Охарактеризуйте драматургию С.С. Прокофьева на примере балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке».

  4. Какие оперы для детей написал М.И. Красев?

  5. Что характерно для сказочных опер С.П. Баневича?


Литература

Основная:

  1. Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., 1966.

  2. Друскин М. Игорь Стравинский. – Л., 1974.

  3. Лихачева И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. – М., 1977.


Дополнительная:

  1. Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. – М., 1966.

  2. Тихая С. Ленинградские композиторы – детям. Вып. 1, 2. – Л., 1980, 1985.


ЛК 8: Новаторский подход к детской музыке С.С. Прокофьева

План:

  1. Фортепианные пьесы и циклы С.С. Прокофьева.

  2. Педагогическое значение симфонической сказки «Петя и волк».

  3. Новаторство и традиции в детских песнях С.С. Прокофьева.

  4. Развитие обозначенных Прокофьевым направлений в детской музыке второй половины ХХ века.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте новаторство С.С. Прокофьева в фортепианных произведениях.

  2. В чем новизна симфонической сказки «Петя и волк»?

  3. Представьте анализ одной из детских песен С.С. Прокофьева.

  4. Как развиваются инновации С.С. Прокофьева в детской музыке второй половины ХХ и начала ХХI века?


Литература

Основная:

  1. Блок В. Петя и волк // Музыка – Театр – Детям: Н. Сац и ее творческая деятельность.

  2. Прокофьев С. Автобиография. – М.,Ю 1973.


Дополнительная:

  1. Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ века. – Л., 1976.

  2. Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1973.

  3. Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., 1981.

  4. Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. – М., 1967.


ЛК 9: Богатство внутреннего (имманентного) мира ребенка в творчестве композиторов второй половины ХХ века

План:

  1. «Капитан детской радости» Д.Б. Кабалевского. Психологизм раскрытия им образов младших школьников, подростков, старшеклассников.

  2. Проблема ребенка в творчестве А.И. Хачатуряна.

  3. Глубина постижения личности детей разного возраста в творческом наследии Д.Д. Шостаковича.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие произведения Д.Б. Кабалевского посвящены детям?

  2. Как отражается мир ребенка в фортепианных пьесах альбома для детей?

  3. Что характерно для творчества Д.Д. Шостаковича, адресованного детям?


Литература

Основная:

  1. Рзанкина Т. Композиторы – детям. – Л., 1967.

  2. Сосновская О. Советские композиторы – детям. – М., 1970.

  3. Тихая С. Ленинградские композиторы – детям. Вып. 1,2. – Л., 1980, 1975.

  4. Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. – М., 1966.


Дополнительная:

  1. Данилевич Л. Д.Д. Шостакович. Жизнь и творчество. – М., 1980.

  2. Мизель Л. Этюды о Шостаковиче. – М., 1986.

  3. Прожидаев Г. Д.Б. Кабалевский. – М., 1970.


ЛК 10: Дидактические функции детской музыки ХХ века

План:

  1. Дидактическая функция детской музыки – новое явление в культуре ХХ века.

  2. Система музыкального воспитания Д.Д. Кабалевского.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Произведения каких композиторов посвящены знакомству детей с инструментами симфонического оркестра?

  2. Приведите пример сочинений инструктивной музыки для детей.

  3. В чем значение «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной?

  4. Охарактеризуйте систему музыкального воспитания В.Б. Кабалевского: цель, принципы, содержание, методы, музыкальный материал.


Литература

Основная:

  1. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1982.


Дополнительная:

  1. Асафьев В.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Л., 1956.

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1967.


ЛК 11: Воспитывающая роль детской песни

План:

  1. Детская песня 20-х – 50-х годов ХХ столетия, ее жанровая направленность и роль в идейно-политическом, патриотическом и нравственном воспитании.

  2. Детская песня 60-х – 90-х годов ХХ века и ее роль в развитии подрастающего поколения.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что характерно для детской песни 20-х – 50-х годов?

  2. Какова роль И.О. Дунаевского в развитии детской песни?

  3. Назовите композиторов-песенников 20-х – 50-х годов.

  4. Назовите тематику школьных и пионерских песен первой половины ХХ столетия.

  5. В чем отличие песен 60-х – 90-х гг. от песен предыдущего характера?

  6. Как проявляется романтическое начало и глубокий психологизм в песнях Е. Крылатова?

  7. Назовите популярные песни из мультфильмов, кино и телефильмов.


Практический блок

Занятие 1

Форма СМ/ПР

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница