Методические рекомендации по изучению дисциплины «Академический рисунок»




Скачать 68.18 Kb.
Дата06.08.2016
Размер68.18 Kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Академический рисунок»
для направления подготовки бакалавриата

072500.62 Дизайн. Профиль «Графический дизайн»

Пояснительная записка

Цель курса - дать профессиональные знания и навыки будущему педагогу, развить его творческие способности в области академического рисунка, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе. Занятия рисунком развивают у учащихся умения и навыки реалистического отображения окружающей действительности графическими средствами. Формирование знаний основ графического реалистического изображения, развитие культуры зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и графических произведений. При анализе конкретных методических вопросов следует опираться на теоретические основы. Это необходимо учитывать в материале каждой темы. Только при таком подходе практические задания будут действительно теоретической базой и составят единый общеметодичекий блок по данному курсу.

Задачей курса является – продолжение обучению технике академического рисунка с натуры, при изображении пейзажа, пленэра, по памяти, представлению, воображению; развитие наблюдательности восприятия, памяти, представлений; овладение выразительными средствами графических материалов и умением применять их в художественной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:



Студент должен знать:

- историческое развитие искусства графического искусства и его теоретические основы;

- технику рисунка и графических материалов..

Студент должен уметь:

- рисовать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению.



Практическая работа.

Тема: Конструктивное построение гипсовых предметов: куб, пирамида, конус, цилиндр.

План:


  1. Композиционное построение.

  2. Размещение на плоскости, уровень горизонта, осевые линии.

  3. Перспектива предметов.


Практическая работа.

Тема: Натюрморт из гипсовых предметов.

План:


1) Композиционное, конструктивное, перспективное построение.

2) Размещение на плоскости, уровень горизонта, осевые линии.



  1. Тональное решение.


Практическая работа.

Тема: Натюрморт из бытовых предметов разной тональности и фактуры.

План:


  1. Композиционное, конструктивное, перспективное построение.

  2. Тональное решение, передача фактуры предметов.


Рекомендуемая литература

Основная литература:


1.Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 070603 "Искусство интерьера", 270301 "Архитектура" [и др.] / Н. Г. Ли. - М. : Эксмо, 2011 ; 2007. - 478, [1] с.
2. Паранюшкин Р. В. Техника рисунка : учеб. пособие для худож. спец. / Р. В. Паранюшкин. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 186 с. : ил. - (Школа изобразительных искусств).
3. Бриджмен Д. Человек как художественный образ : [полный курс анатомического рисования] / Д. Бриджмен. - М. : Эксмо, 2005. - 350, [1] с. : ил. - (Классическая библиотека художника).
4. Лушников Б. В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Изобразительное искусство" / Б. В. Лушников, В. В. Перцов. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 240 с. : ил. - (Изобразительное искусство).

5. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства / Р. В. Паранюшкин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 79 с. : ил. - (Школа изобразительного искусства).


6.Курочкина К.А. Знакомство с натюрмортом. – Сиб, - 1958. – 110 с.

7.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.

4.Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М.: Интерпракс, 1994.

5.Энциклопедия натюрморта/Авт.-сост. Останина С.П. – М.: Олма-Пресс Образование, 2002.

Дополнительная литература:
1.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Высш.шк., 1997. – 271 с.

2.Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г., Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 216 с.

3.Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955.

4.Хосе М. Паррамон Вильясало Как писать натюрморт. М., Арт – родник, 2000. – 112 с.


Словарь терминов (глоссарий)

Абрис – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

Автотипия – тоновая цинкография, один из наиболее распространенных видов репродукции, воспроизведение средствами высокой печати тоновых оригиналов (фотографий, живописи, акварели и т.д.).

Архитектурный пейзаж – одна из типологических разновидностей пейзажной живописи. Основан на изображении архитектурных сооружений.

Ахроматические цвета – серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте и характеризуются коэффициентами отражения.

Блик – элемент светотени, наиболее светлое место на освещенной (главным образом, блестящей) поверхности предмета.

Ватман – сорт бумаги ручного отлива.

Ведута – пейзаж, точно передающий вид определенной местности.

Воздушная перспектива – изменения в цвете и ясности очертаний по мере удаленности расположенных предметов.

Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого, в частности в художественном произведении, обусловливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.

Графитовый карандаш – появился в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук, обматывали по всей длине тесьмой, разматывающейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. – с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Далее, их стали вклеивать в деревянные пеналы – так появились карандаши известного нам типа.

Грифель – древнейший инструмент рисовальщика.

Деталь – в произведениях изобразительного искусства значащие мелкие подробности, выразительные предметы и их особенности, характеризующие героев или среду их бытия.

Динамичность – в изобразительном искусстве: движение, отсутствие покоя.

Драпировка – ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки. Основная роль драпировки в искусстве – гармонировать с фигурой и образом человека и даже по-своему служить истолкованию образа.

Жанр – область искусства, ограниченная тематическим кругом. В различных видах изобразительного искусства различают жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный.

Замысел – в искусстве конкретное и целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения, сложившееся в творческом воображении художника до начала практической работы над ним.

Канон – совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы иконографии, пропорций, композиции, скульптуры, рисунка, колорита для данного типа произведений; также произведение, служащее нормативным образцом.

Карикатура – изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее характерные особенности объекта.

Картина – полотно, холст – законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для сосредоточенного восприятия, более или менее изолирующегося от окружения.

Картон – особо толстая бумага (толщина не менее 0,5 мм.). получают картон путем склеивания многих слоев тонкой бумаги, а также отлива.

Композиционный центр – то место произведения, на котором художник прежде всего останавливает внимание зрителя, концентрируя в нем большую часть смыслового содержания.

Композиция – присуща всем видам искусства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые ещё смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего художником содержания.

Контраст – в изобразительном искусстве широко распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усвоению.

Манера – художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

Модель – большей частью живая натура , главным образом – человек.

Мольберт (отсюда определение «станковая живопись») – станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы.

Муштабель – это легкая деревянная палочка длиной около метра с закругленным концом. Её можно использовать как опору., когда вы прописываете очень тонкие детали или боитесь размазать ещё не высохшие краски.

Набросок – быстрый рисунок.

Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.

Пастель – представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков.

Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светлота цвета – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.

Светотень – градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.

Сепия – материал графики. Прозрачная жидкая коричневая краска.

Тематическая композиция – в советской художественной критике термин, заменяющий и объединяющий понятия «жанровая композиция», «историческая композиция» - «идейно-значительное произведение, тема которого представляет живой интерес для народа».

Тон – степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства.

Тональная живопись – монохромная живопись, выполненная градациями одного цвета.

Холст – основа под масляную и темперную живопись.

Хроматические цвета – цвета, обладающие особым качеством (цветовым тоном), отличающим их один от другого.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница