Методические рекомендации о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена




страница1/8
Дата06.06.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8







Методические рекомендации

о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена

(письменная и устная формы)

Оглавление


Перечень условных обозначений, сокращений и терминов………………..

  1. Проведение ГИА-9 по русскому языку в форме ГВЭ (письменная и устная формы)……………………………………………………………………...4

    1. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма)………………………………………………………………4

    2. Оценивание результатов экзамена ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма)………………………………………………………………9

    3. Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (письменная форма)………………………………………………10

    4. Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма)………………………………………………………………21

    5. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку (устная форма)……………………………………………………………………27

    6. Оценивание результатов экзамена ГВЭ-9 по русскому языку (устная форма)……………………………………………………………………………..28

    7. Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (устная форма)…………..……………………………………….28

    8. Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 по русскому языку (устная форма)………………………………………………………………..…30

  2. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку (письменная и устная формы)…………………………………………………………………………….31


Перечень условных обозначений, сокращений и терминов



ГВЭ-9

Государственный выпускной экзамен

ГИА-9

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования

ГЭК

Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации

Минобрнауки России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательная организация

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе

ОО АООП

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

Обучающиеся

Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за  9 класс не  ниже удовлетворительных);

обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования.



Обучающиеся с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды

ОГЭ

Основной государственный экзамен

Порядок ГИА-9

Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31206) (в редакции приказа Минобрнауки России от 07.07.2015 № 692 (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2015, регистрационный № 38233).

ППЭ

Пункт проведения экзамена

РЦОИ

Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации

ЭМ

Экзаменационные материалы

В данном Методическом письме даются разъяснения по вопросам ЭМ для ГВЭ для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования по русскому языку (письменная и устная формы).

В письме комментируются подходы к отбору содержания ЭМ, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.


  1. Проведение ГИА-9 по русскому языку в форме ГВЭ (письменная и устная формы)

ГВЭ для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (далее – ГВЭ-9), проводится в соответствии с Порядком ГИА-9.

Категории обучающихся сдающих ГИА в форме ГВЭ, перечислены в пункте 7. Порядка ГИА-9.

ЭМ соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).




    1. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку (письменная форма)

При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для обучающихся по образовательным программам основного общего образования.

Обучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с  творческим заданием (исключение составляют те экзаменуемые, которые по медицинским показаниям пишут диктант).

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения потребуются разные помещения для участников экзамена, выбравших форму сочинения, и тех, кто будет писать изложение с творческим заданием.

Выбор экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием) обучающийся может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным, организатор должен познакомить участников экзамена как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с ЭМ для проведения изложения (указывается тема изложения и зачитывается творческое задание). Рекомендуется проводить данную работу в одной аудитории. После того, как обучающиеся сделают свой выбор, их следует развести по разным аудиториям.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не  включается время, выделенное на  подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, вскрытие пакетов с экзаменационными материалами, заполнение регистрационных полей экзаменационной работы, настройка технических средств).

При продолжительности выполнения экзаменационной работы 4 и более часа организуется питание обучающихся.

Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Словари предоставляются образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, либо образовательными организациями, обучающиеся которых сдают экзамен в ППЭ. Пользование личными словарями участниками ГВЭ-9 запрещено.

Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников:

- участников без ОВЗ;

- участников с ОВЗ.



Участникам ГВЭ-9 без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием.
Примечание: номер экзаменационных материалов содержит помету «А».
ЭМ по русскому языку для участников ГВЭ-9 с ОВЗ в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ. В примечании указан рекомендуемый формат экзамена, однако возможны другие решения по медицинским показаниям (выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития).

  1. Обучающиеся с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся;


Примечание: номер экзаменационных материалов содержит помету «А»: изложение с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника; экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.


  1. Слепые обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие шрифтом Брайля;


Примечание: номер экзаменационных материалов содержит помету «С»: изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника; экзаменационные материалы аналогичны тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму визуальные образы.


  1. Глухие обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи;


Примечание: номер экзаменационных материалов содержит помету «К»: изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника; экзаменационный материал имеет ряд особенностей: допускается написание не только сжатого, но и подробного изложения (по выбору выпускника); требования к минимальному объему развернутых ответов сокращены; тексты сюжетны и адаптированы с учетом категории экзаменуемых; формулировки заданий упрощены; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории участников с ОВЗ.


  1. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра;


Примечание: номер экзаменационных материалов содержит помету «Д»: диктант с особыми критериями оценивания).

Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием.



В экзаменационный комплект тем сочинений включаются четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.). Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.

Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений. Темы сочинений, связанные с поэзией, должны раскрываться на примере не менее двух стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника экзамена).

Устанавливается минимально необходимый объем сочинения для написания сочинений из комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).

Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта, а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для обучающихся, в которой указаны другие требованиям к объему сочинений. Объем сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой «К», может быть сокращен: сочинение – от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося.

Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.


Примечание: предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

Инструкции по выполнению задания должны быть доведены до сведения экзаменуемых.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложение с творческим заданием с пометой «А».

Примерный объем текста для изложения – 280–400 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, выпускники проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:



сжатое изложение – от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

творческое задание (сочинение) – от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

Особенности изложения с творческим заданием с пометой «К».

Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою специфику. Объем текста для изложения не превышает 350 слов. Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Кроме того, инструкции к выполнению заданий содержат другие требованиям к минимально допустимому объему изложения и творческой работы в форме сочинения.

Выпускникам, сдающим экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», предоставляется выбор: написание сжатого или подробного изложения.

Обучающиеся, сдающие экзамен по экзаменационным материалам с пометой «К», могут писать как подробное, так и сжатое изложение (по выбору выпускника). Для них устанавливаются другие требования к объему:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов). Объем подробного изложения не лимитируется;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).

ГВЭ-9 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра может проводиться в форме диктанта. Для оценки экзаменационной работы в форме диктанта используются критерии оценки диктанта (таблица 7).

Экзамен проводится в условиях, учитывающих состояние здоровья экзаменуемых с ОВЗ, особенностями психофизического развития.

При проведении ГВЭ-9 присутствуют ассистенты, оказывающие экзаменуемым с ОВЗ необходимую техническую помощь (сурдоперевод, помощь в занятии рабочего места, передвижении) с учетом их  индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Организация экзамена для глухих и слабослышащих обучающихся имеет ряд особенностей.

Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (см. п. 34 Порядка ГИА-9). При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. (см. п. 34 и 37 Порядка ГИА-9). В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого и слабослышащего экзаменуемого), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех экзаменуемых (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.

ППЭ может быть организован на базе любой образовательной организации.

Отсутствие специальной звукоусиливающей электроакустической аппаратуры (ЗУЭА) не может являться препятствием для проведения ГВЭ-9, так как обучающиеся активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами. Нужны те условия для использования остаточного слуха, которые комфортны обучающимися в ОО АООП в связи с их специфическими техническими ресурсами и опытом их эксплуатации обучающимися. Это могут быть аппаратура для фронтального пользования, привычная обучающимся, или их собственные индивидуальные слуховые аппараты, рекомендованные сурдоцентром (для слабослышащих детей) или индивидуальной программой реабилитации – для глухих детей, являющихся инвалидами детства.

Для проведения экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). После повторного устного предъявления текста организатором для всех экзаменующихся (при желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается одновременный сурдоперевод) необходимо каждому глухому и слабослышащему участнику предоставить данный текст для чтения и проведения подготовительной работы к изложению. На этом этапе осуществляется отбор базового (опорного) словаря для изложения, работа с представленным организатором на доске речевым материалом из текста – терминами, именами собственными, архаизмами, датами и др., который определяется членами ГЭК на  ППЭ перед экзаменом после получения текста изложения. По усмотрению экзаменуемого, составляется план изложения (это является рекомендацией, а не обязательным требованием).

Через 40 минут организатор забирает текст, и обучающийся выполняет экзаменационную работу, используя подготовленные им материалы.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого разработаны с учетом специфических трудностей обучающихся с нарушениями слуха и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (таблица 6.2).

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница