Методические рекомендации к изучению по дисциплине История мировой литературы для студентов специальности 5В091000 Библиотечное дело Павлодар




Скачать 132.04 Kb.
Дата14.07.2016
Размер132.04 Kb.

Титульный лист методических рекомендаций и указаний; методических рекомендаций; методических указаний






Форма

Ф СО ПГУ 7.18.3/40



Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра журналистики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к изучению
по дисциплине История мировой литературы
для студентов специальности 5В091000 Библиотечное дело

Павлодар


Дисциплина «История мировой литературы» предполагает теоретическую и практическую подготовку студентов, то есть состоит из лекционного и практического блоков занятий и самостоятельной работы студентов.


Основой изучения данного курса является последовательное рассмотрение общих закономерностей развития, становления и формирования мировой литературы не только в историческом аспекте, но и в теоретическом.

Концентрируя внимания на ранее малоизучаемых разделах, познакомить с навыками научного исследования в данных областях с позиции современности, выработать у студентов навыки самостоятельного анализа творчества писателей, творческого подхода при анализе художественных произведений, умения выразить свою точку зрения, с тем, чтобы раскрыть непосредственную взаимосвязь национальной литературы с мировой историей, философией, литературой, в частности России и стран Востока.

Методологической предпосылкой успешного освоения содержания курса является наличие у студентов определенного объема базовых исторических знаний. Активное, творческое участие студента на всех этапах освоения дисциплины предполагает успешное усвоение курса путем планомерной, повседневной работы.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки программы дисциплины и конспекта лекций. При работе с материалом лекций, вызывающем затруднения для понимания, студентам необходимо постараться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, следует сформулировать вопросы и обратиться на текущей консультации, совместной работе с преподавателем (СРСП) или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.

Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и выполняя предложенные задания для самостоятельной работы.

Темы для работ подбираются с таким расчетом, чтобы студент мог обнаружить определенную сумму фактических знаний, показать определенный уровень восприятия и понимания изучаемого предмета, проявить умение давать его осмысленную и логическую интерпретацию.

Лекционный блок позволяет получить теоретические знания, необходимые для выполнения практической и самостоятельной работы, дает представление об творчестве выдающихся детских писателей; содержании стихотворных и прозаических текстов детской литературы; основных жанров и форм произведений детской литературы.

Выполнение заданий на практических занятиях является важной формой изучения курса. Практическая работа требует более углубленного и творческого осмысления предмета исследования, предполагает в большей мере элементы самостоятельного изучения тем, умение применять свои знания на практике, развития умения анализировать выбранную тему.

Основные требования, предъявляемые к практическим занятиям, заключаются в следующем:


  • Изучение специальной литературы, первоисточников.

  • Связь теоретических заключений с реально протекающими общественно-политическими процессами.

  • Умение обобщать и анализировать фактический материал, используемый в работе.

  • Умение использовать собственные знания и навыки, приобретенные во время изучения теоретического материала

Практические занятия осуществляются под руководством преподавателя, который организует и контролирует деятельность студентов при выполнении работ. Овладевая на практике компонентами курса, студент приобретает навыки мастерства и профессиональные знания в области изучаемого материала. При этом он учится использовать богатый опыт, накопленный специалистами по этому предмету.

Самостоятельная работа является одной из составных форм изучения курса.

Формирование навыка как следствие самостоятельных занятий является сложным процессом закрепления и совершенствования умения, приобретаемого при выполнении остальных видов работы.

Самостоятельная работа требует большей ответственности, осмысления предмета исследования, предполагает в большей мере элементы непосредственного изучения тем, умение использовать свои знания после практического апробирования, развития умения анализировать выбранную тему. При выполнении самостоятельной работы студент получает навыки исследовательской деятельности, которые призваны служить мощным фактором развития аналитического мышления, так необходимого будущему специалисту-журналисту. Действия при выполнении самостоятельной работы регламентируются большим самоконтролем, чем при выполнении практического задания. При этом преподаватель получает возможность оценить навыки студента, приобретенные в результате теоретического и практического изучения дисциплины.

Самостоятельная работа контролируется преподавателем, который предлагает темы и дает общее направление работе студента. Результаты самостоятельной работы представляются на практических занятиях или при обсуждении темы на лекциях в рамках домашнего задания, выполняемого студентом. Оценивается самостоятельная работа по принятой балльной системе.

Контроль знаний проводится посредством рубежного контроля и экзамена.


Содержание дисциплины: основные вопросы
Тема 1. Античная литература

Основные периоды литературного развития античного мира: первый период (доклассический или архаический): устное народное творчество (памятники греческой литературы, записанные в VI в. до н. э. поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера). Второй классический период античной литературы. Факторы усложнения литературного творчества: развитие внутреннего мира личности, появление многочисленных форм лирики и драмы, в результате – появление богатой прозаической литературы греческих философов, историков и ораторов. Третий эллинистический период античной литературы. Социальные условия жизни античного человека, при которых возникает эллистическая литература: новый период античного рабовладения, возникновение небольших городов-государств классического периода (полисов), огромных военно-монархических организаций, а также большой дифференциации субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Характеристика римской литературы, возникшей с середины III в. Классический период римской литературы и черты упадка классического периода в литературе Древнего Рима.



Тема 2. Литература зрелого и позднего средневековья

Раннее средневековье (VI – VIII в.в.) - нехудожественные тексты, т.е. литература, связанная с христианством (Священное писание, богословские и богослужебные книги), а также государственные, юридические и деловые тексты. Зрелое средневековье (IX – XII в.в.) – время развитого феодализма, образования крупных национальных государств и вместе с тем феодальных усобиц. Формирование два основных типа средневековой литературы – рыцарской (феодальной) и городской (демократической). Рыцарская литература: эпические поэмы, прославляющими героические деяния воинов-феодалов; средневековый героический эпос, песни о деяниях; рыцарский роман и рыцарская лирика (серенады, альбы, идиллии). Творчество лириков (труверов) во Франции, творчество лириков в Германии – миннезингеров. Литература Возрождения в Италии представлена творчеством Данте, Петрарки, Боккаччо, во Франции - Рабле, Ронсара, дю Белле. В Англии эпохи Ренессанса литературные достижения связаны с театром (вторую половину XVI в.), и именем У. Шекспира. Крупным достижением испанской возрожденческой литературы стало творчество Сервантеса.



Тема 3. Эпоха возрождения

Эпоха Возрождения - «век Просвещения»: в широком смысле это просвещение народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Основной принцип просветительской эстетики - утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности. Зарождение новых жанров публицистического, философско-политического романа, морально-политической драмы, гротескно-комедийного памфлета. Появление нового героя – простолюдина (в литературе имел положительный образ, воспевался и прославлялся его труд, его мораль). Введение в литературу критических элементов и создание произведений высокого политического и художественного значения. Оформление широкого литературного движения – сентиментализма. Черты сентиментализма: возвеличивание чувства в культ, а чувствительности в нравственный и эстетический принцип. Творческий идеал сентименталистов - созерцание красоты природы, мирное общение с нею простых, незлобивых людей. Национальный характер литературы зарубежных стран эпохи Возрождения. Главная идея передовой литературы европейских стран XVIII столетия - общее антифеодальное, освободительное направление.



Тема 4. Английская литература 15-16 веков

Век продолжений и подражаний творчества: Д. Лидгейт подражал Чосерову «Дому славы» в своем «Стеклянном замке», Р. Генрисон - автор незаурядного продолжения поэмы Чосера «Троил и Хризеида»; «Смерть Артура» Т. Мэлори, хотя и построенная на заимствованных сюжетах, стала выдающимся литературным явлением; У. Данбар, работавший в разных поэтических жанрах – светской и нравоучительной аллегории, сатирического видения, реалистического диалога, стихотворения-спора, бурлеска и элегии. Английский первопечатник У. Кэкстон, составил целую библиотеку книг отечественных авторов и переводов с французского и латыни. Осознание того, что сочиненное автором появляется в виде напечатанной книги, которую читает публика, заставило писателей задуматься о стиле их произведений. Другим важным последствием введения книгопечатания стал интерес и вкусы покупателей печатных изданий, в определенной степени диктовавших, что именно им бы хотелось читать. Возникновение среднего класса – процесс, ознаменовавшийся развитием баллады и народной религиозной драмы. В них можно найти первые ростки творческого самовыражения того нового общественного класса, который не относился ни к ученому духовному сословию, ни к благородной знати, но стремился к учености и благородству на свой манер. В начале 16 века два поэта, А. Барклай и Д. Скелтон, писавшие в средневековой традиции, привнесли в содержание и трактовку поэтических тем новаторство: Барклай в «Эклогах» в переводах-переложениях из Мантуана и Энеа Сильвио открыл в английской поэзии пасторальную тему. Скелтон в живой оригинальной сатире «Дурень Колин» высмеивал духовенство, кардинала Вулси и двор. Все авторами песен при дворе Генриха VIII того времени рассматривали занятие поэзией лишь как забаву знатных людей и свои стихи не печатали. Большим достижением правления Генриха VIII стало развитие гуманитарных наук учениками и последователями тех англичан, что в конце 15 века совершили паломничество в Италию, к источнику Нового Знания, к ним относились Гросин, Линакр, Колет, Мор и неоднократно бывавший в Англии Эразм Роттердамский. В период правления Елизаветы I вершинами исторической поэмы, проникнутыми мощным патриотизмом в духе популярных пьес-хроник эпохи были: «Англия Альбиона» (1586) У. Уорнера, «Гражданские войны» (1595, 1609) Дэниела и «Войны баронов» (1596, 1603) Дрейтона и др. К середине 16 века относится зарождение английской литературной критики. Она начиналась с непритязательных сочинений по риторике, типа «Искусства красноречия» (1553) Т. Уилсона, и по стихосложению, как первое критическое эссе – «Некоторые замечания о том, как писать стихи» (1575) Гаскойна. На протяжении 16 века все эти и другие элементы послужили развитию английской прозы.



Тема 5. История зарубежной литературы 17 века

Классицизм, предусматривавший строгие каноны, становится и литературным течением. Творчество Пуссена показало возможности классицизма в моделировании гармоничного мира, умеренно идеализирующего реальность и дающего духовную опору и поддержку. XVII век признав превосходство рационализма над экстатическими и эмоциональными состояниями, заложил основы новой буржуазной морали, восходящей к протестантской этике. В это время появились понятия естественного права человека на труд и собственность, общественного договора.



Тема 6. История зарубежной литературы 18 века

Новый мир утилитаризма, прагматизма, буржуазного либерализма, создававшийся в XVIII в., предназначался для борьбы с миром феодализма. Взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культуры приводило к противоречивым явлениям в литературе и искусстве XVIII в. Ярче всего принципы буржуазной морали отразились в новом идеальном представлении о человеке эпохи Просвещения как человеке естественном, части природы, и человеке социальном, способном понять общественный механизм Творения.



Тема 7. История зарубежной литературы 19 века (Романтизм)

Появление литературного течения - романтизма в 1790-е годы в Германии, а позднее по всей Европе. Отличительные черты романтизма: отдаёт предпочтение творческим порывам и интуитивным открытиям, осмысление мира, опираясь на человеческую творческую интуицию и вдохновение; центральное место в романтическом методе занимает личность, которая противостоит толпе; герой у романтиков – художник, обладающий духовной энергией и устремлённостью к идеалу, что отделяет его от обывателя; используется принцип контраста (мечта противопоставлена действительности, герой противостоит толпе). Образы героев литературы романтического течения построенные на контрастах: внешнее безобразие и душевная красота Квазимодо («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго) и др. Введение исторической темы в произведения течения романтизма, выделение особенностей национального менталитета (на основе национальной истории и фольклора). Основная задача романтиков - представить читателю, прежде всего своё субъективное видение жизни, заставить его принять и разделить авторскую позицию. Жанры романтизма: романы, новеллы и повести, баллады и лиро-эпические поэмы.



Тема 8. История зарубежной литературы 19 века (Критический реализм)

Черты критического реализма в зарубежной литературе 19 века: изображение действительности в объективных (жизнеподобных) образах с элементами критического отношения автора к описываемым героям, их поступкам, художественной действительности. Источники появления реалистического метода художественного написания - представления о взаимосвязи человека и его социального окружения. Задачи реализма: раскрыть многообразие отношений человека с обществом – от семьи до государства. В реализме каждый автор демонстрирует особенности индивидуального стиля, здесь не существует строгих канонов в выборе тем, героев, жанров, поэтому и поэтика (весь художественный строй), и собственно языковые средства реалистических произведений чрезвычайно многообразны, а художественный строй каждого крупного автора специфичен и неповторим.



Тема 9. Литература 20 века

Авангардизм – собирательное название целого ряда модификаций нереалистической литературы 1910 – 1950-х годов. Характерный признак авангардизма - декларируемый его деятелями разрыв с предшествующей культурой, стремление всё начать заново. Такое тотальное отрицание прошлого было связано и с переживанием кризиса, слома в общественных отношениях (первая мировая война), и с ощущением глобальных перемен, которые должны изменить мир. Дадаизм – характерное явление литературной жизни Франции 1920-х годов. Дадаисты задались заранее неразрешимой задачей – взглянуть на мир незамутнённым опытом вековой цивилизации взглядом первооткрывателей. (Л. Арагон, П. Элюар). Нереалистическая литература 1910 – 1920-х годов (романом потока сознания (М. Пруст во Франции, Д. Джойс в Англии, Ф. Кафка в Германии)). В этих романах объективная реальность оттесняется и даже уничтожается разрастанием субъективного переживания мира. Экзистенциализм - литературное течение 1930 – 1950-х годов, обращённое к проблеме осмысления существования личности (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Основная идея французских экзистенциалистов - существование единичного человека безысходно трагично, т.к. он обречён быть пожизненным пленником своего «я», а за его земным существованием ничего нет, его существование превращается в аналог одиночного заключения, т. к. попытка преодолеть барьер своего «я» и вступить в контакт с другими неизбежно обречена на неудачу. Появление в литературе 20 века образа «потерянного поколения» (слова писательницы Г. Стайн, адресованные молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны и не сумевшим после неё «войти в колею» нормальной жизни; это высказывание в качестве эпиграфа к роману «И восходит солнце» употребил Э. Хемингуэй.



Тема 10. Литература древнего мира. Восток

Периодичность и своеобразие арабской литературы Зрелого Средневековья (классического периода). Первый этап арабской литературы Зрелого Средневековья - «Ас-Саура ат-тадждидийа» («Обновление»). Частичный отказ ярких арабских поэтов этого времени от слепого подражания устаревшим образцам древней поэзии и наполнение своих произведений новаторством. Тенденция арабской литературы - литература, ранее обслуживавшая лишь узкий круг арабской придворной аристократии, становится достоянием довольно широкого слоя разноплеменной, космополитической интеллигенции Халифата. Тематика, образы, поэтические формы древнеарабской литературы и отношение к ней жителей арабского мира (арабской придворной аристократии и простых жителей арабского мира). Поэты-новаторы - Башшар ибн Бурд, Абу Нувас, аль-Аттаби, Муслим ибн аль-Валид, Абу-ль-Атахия.


Список литературы:

Основная


1 Карданова М. В. В поисках идеального несовершенства: эгоисты в сказках Оскара Уайльда//Библиотечное дело.-2010. - N24.-С. 23-27

2 Грудкина Т. В. 100 великих мастеров прозы/Т. В. Грудкина [и др. ].-М.: Вече.2006.-478 с.

3 Польская поэзия: 20 век.-Семей: Междунар. клуб Абая.-2005.-195 с.

4 Сидорченко Л. В. История западноевропейской литературы. 19 век: Англия: [учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Филология"]/под ред.: Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой.-М.: Академия; СПб.: СПбГУ.-2004.-542 с.

5 Андреев Л. Г. Зарубежная литература 20 века: учебник для вузов/под ред. Л. Г. Андреева.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. шк.-2004.-560 с.

6 Садыков Х. Н. Введение в литературоведение: учеб. пособие для студ. филолог. фак. пед. ин-тов и ун-тов/Х. Н. Садыков.-2-е изд., испр. и доп.-Алматы: Ассоциация вузов РК.-2004.-408 с.

7 Голсуорси Дж. Белая обезьяна=The White Monkey/Дж. Голсуорси; комментарий А. М. Березовского.-М.: Менеджер.-2004.-320c.

8 Зубанова О. В. Учебное пособие по английской и американской литературе=Guide to english and american literature/сост. О. В. Зубанова.-Изд. 6-е.-М.: Менеджер.-2004.-223с.


Дополнительная:

9 Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах: Теория. История. Словарь.-3-е изд.-М.: Айрис-пресс.-2003.-220 с.

10 Стадников Г. В. Хрестоматия по литературе Средневековья/сост.
Г. В. Стадников.-СПб.: Азбука-классика. Т. 1,2003.-537 с.

11 Стадников Г. В. Хрестоматия по литературе Средневековья/сост.


Г. В. Стадников.-СПб.: Азбука-классика. Т. 2,2003.-633 с.

12 Федоров Н. А. Античная литература. Греция: хрестоматия: учебное пособие для вузов по спец."Филология"/сост.: Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова.-М.: Высшая школа.-2002.-879 с.

13 Шумкова Т. Л. Зарубежная и русская литература XIX века: Романтизм: учебное пособие/Т. Л. Шумкова.-М.: Флинта: Наука.-2002.-239 с.

14 Гиленсон Б. А. История античной литературы: учеб. пособие для пед. вузов/Б. А. Гиленсон.-2-е изд..-М.: Флинта: Наука. Кн. 1: Древняя Греция, 2002.-414 с.

15 Чесова Н. Н. Английская литература: лучшие страницы: У. Шекспир и др.: учеб. пособие/сост. Н. Н. Чесова.-М.: Менеджер.-2002.-176 б.

16 Гиленсон Б. А. История античной литературы: учеб. пособие для пед. вузов/Б. А. Гиленсон.-2-е изд.-М.: Флинта: Наука. Кн. 2: Древний Рим, 2002.-381 с.

17 История зарубежной литературы XVII века: Учебник для вузов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высшая школа.-2001.-254 с.

18 Апенко Е. М. История зарубежной литературы XIX века: Учебник/Под ред. Е. М. Апенко.-М.: Проспект.-2001.-413 с.

19 Шекспир В. Сонеты=Shekespeare`s Sonnets/Вильям Шекспир; пер. с англ. С. Маршак.-Ростов н/Д: Феникс.-2001.-315 с.

20 Литература Древней Греции и Рима/сост. С. В. Карпушенко.-СПб.: СКРИПТОРИУМ.-2001.-667 с.

21 Вергилий Энеида/Вергилий; коммент. Сервия; пер. с лат. С. Ошерова.-М.: Лабиринт.-2001.-286 с.

22 Перельгут Н. М. А. С. Пушкин и английская литература//Иностранные языки в школе.-2001.- N3.-С. 81-86



23 Гумилев Н. Антология английской поэзии/под ред. Н. Гумилева.-М.: АРТ-Флекс.-2000.-285с.

24 Английская поэзия в переводах В. А. Жуковского.-М.: Рудомино: Радуга.-2000.-368 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница