Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение»



Скачать 284.82 Kb.
Дата08.08.2016
Размер284.82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Забайкальский аграрный институт

филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского»

Экономический факультет

кафедра естественно-научных и гуманитарных дисциплин

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

по дисциплине

«Культура речи и деловое общение»
для студентов очного обучения экономического факультета

Составитель: И.В. Шмаленко, старший преподаватель

кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин

Чита, 2015

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

очного обучения экономического факультета

Составитель: И.В. Шмаленко, старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Рецензент: к.п.н., доцент Л.А. Кожина

Рассмотрены на заседании кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин ЗабАИ и рекомендованы к изданию «16» ноября 2015 г.
Утверждено Методической комиссией экономического факультета ЗабАИ

«23» ноября 2015 г., протокол № 9


Методические рекомендации соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначены для студентов очного обучения. В методических рекомендациях определены цель и задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, приведены задания для самостоятельной работы.

Печатаются по решению Методической комиссии экономического факультета Забайкальского аграрного института - филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского»

Забайкальский аграрный институт, 2015

Цели освоения дисциплины

Целью данной дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по рационализации процессов делового общения.

Задачи изучения дисциплины:

-систематизация и углубление базовых знаний о современном русском литературном языке, культуре русской речи, нормах русского литературного языка, системе функциональных стилей;

-усвоение основных норм произношения и постановки ударения в современном русском языке (в объеме до 150 тестовых единиц);

-формирование представлений о речевом взаимодействии, основных единицах общения, принципах эффективной речевой коммуникации;

-повышение уровня практического владения устной и письменной формами современного русского литературного языка в разных сферах делового общения;

-формирование умений публичного выступления;

-воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и культуре.
Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» входит в факультативную часть обучения. Для изучения данной дисциплины необходимо знание разделов школьного курса русского языка: орфоэпии, морфологии, лексики, синтаксиса и стилистики. Освоение данной дисциплины и приобретенные навыки необходимы для последующего изучения таких дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, как иностранный язык, отечественная история, социология, культурология, деловая этика.


Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных

ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе




Содержание дисциплины

Раздел 1. Культура речи и современный русский язык

Нормы современного литературного языка (орфоэпические нормы, лексические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы). Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Совершенствование навыков грамотного письма.

Раздел 2. Характеристика делового общения

Сущность общения: определение понятия, структура, виды и функции. Функции общения. Принципы эффективной коммуникации. Понятие и формы делового общения. Вербальные средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации. Комплименты и критика в деловой коммуникации. Стратегии письменной деловой коммуникации. Структурно-композиционные и языковые особенности личных документов. Структурно-композиционные и языковые особенности распорядительных и административно-организационных документов.

Раздел 3. Письменная и устная деловая коммуникация

Искусство публичной речи. Навыки и приёмы ораторского искусства. Особенности организации и проведения различных типов деловых бесед. Стратегии устной деловой коммуникации Переговоры. Методы ведения переговоров. Этикет переговоров. Полемическое мастерство. Культура спора.

Раздел 4. Этикет делового общения

Этические нормы общения. Особенности русского речевого этикета. Этика деловых отношений. Этикет ведения беседы и переговоров. Эффективная и неэффективная коммуникация. Речевые ошибки и способы их устранения. Работа над техникой речи в деловом разговоре. Национальные особенности деловых коммуникаций. Характеристика особенностей поведения представителей различных культур, стран и народов.


Задания для самостоятельной работы
Тема № 1. Нормы современного русского литературного языка

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6
Теоретические вопросы:

1.Дайте определение нормам современного литературного языка.

2.Какова роль норм в языке?

3.Перечислите все виды норм, существующих в языке.

4.Охарактеризуйте орфоэпические нормы литературного языка.

5.Что такое грамматические нормы?


Практические задания:

1. Расставьте ударения.

а) каучук

б) приняли

в) некролог

г) красивее

д) позвонит


2. Образуйте множественное число от следующих слов:

а) инженер;

б) желоб;

в) договор;

г)свитер;

д) торт;


е) инспектор;

ж)выбор;


з) корм;

и) лидер;

к) номер.
3. Вставьте пропущенные буквы там, где необходимо.

а) в течени_ часа

б) железный панц _ рь

в) выр _ стают дубки

г) стел _ шь покрывало

д) прор _ дить морковь

е) н _ разу не были

ж) новый электр_ двигатель

з) эликтр_ фикация здания

и) ч_ порный человек

к) хорошие пл _ вцы
4.Поставьте одну согласную или двойную там, где это необходимо.

Н или нн:

а) пчели ый

б) тума ый

в) оловя ый

г) а отация

С или сс:

а) ра чет

б) Ра…считать

в) пере каз

г) агре ия
5.Раскройте скобки.

а) (пол) листа;

б) (диван) кровать;

в) (архи) реакционный;

г) (не) чего;

д) (все) таки;

е) (макро) и (микро) элементы;

ж) (по) моему;

з) когда бы то (ни, не) было;

и) (не) обыкновенный;

к) (в) следствие непогоды.
6.Исправьте ошибки, допущенные в построении предложения.

а) Писатель достоверно и ярко описал быт и нравы волжского городка Калинова.

б) Если поднять этот винт вверх, то сопротивление уменьшится.
Тема № 2. Культура речи

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

1.Дайте определение понятию язык и деловое общение.

2. Охарактеризуйте особенности делового общения.

3.Перечислите типы речевых культур в деловом общении.

4. Принципы речевого поведения.

5. Способы совершенствования навыков грамотного письма.


Практические задания:

Задание 1. Найдите ошибки на сочетаемость, объяснить их. Предложения исправьте.

1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город. 3) Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 4) На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 6) Первая трудность произошла со стройматериалами. 7) Наша факультетская аудитория просторна и удобна для длинных лекций. 8) Новой русской власти неизбежно придется решать накопившийся толстый слой социальных проблем. 9) Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 10) Мальчик обладал хорошими музыкальными способностями.



Задание 2. Найти ошибки, связанные с речевой избыточностью, классифицировать их и исправить предложения.

1) Здесь можно приобрести все необходимые товары и вещи. 2) Невольно вспоминаются в памяти слова Н.В.Гоголя. 3) Он крепко держит в своих руках штурвал руля. 4) Российская делегация предложила ввести в проект следующие коррективы и поправки. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 7) Лес, окутанный черным мраком, наводил на нас ужас. 8) В этом стихотворении Бернс воссоединяет воедино тему бессмертия жизни и труда с образом народного героя. 9) Первое боевое крещение мы получили под Ельней. 10) Следственные органы расследовали преступления, связанные со злоупотреблениями в торговой сети.


1)Согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали. 2) Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверия к государственным учреждениям. 3) Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4) Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 5) Необычный феномен могли наблюдать жители нашего города в минувшее воскресенье. 6) Толпа людей ворвалась в здание. 7) Лично я с этим не согласен. 8) Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 9) Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 10) Меня поразил внутренний интерьер дома.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.

1) Ее объяснение было очень доходным. 2) Порошковая металлургия — современная эффектная технология. 3) Славу Н. Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова. 4) В новых кварталах города находятся самые высотные дома. 5) После ссоры между бывшими приятелями установились вражеские отношения. 6) Искусство влияет на рост культурности человека. 7) Он начал с маленького, но со временем достиг больших успехов. 8) У нее совершенно нет тактики: своими вопросами она поставила меня в смешное положение. 9) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 10) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.



Тема 3. Устное и письменное деловое общение

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:


  1. История формирования русской официально-деловой письменной речи. Первые письменные документы, дошедшие до наших дней.

  2. XV-XVII вв. – появление в документах устойчивых текстовых формулировок, устойчивых информационных элементов (реквизиты, языковые формулы). Приказное делопроизводство.

  3. Губернская реформа Екатерины II.

  4. Министерская система управления XIX века.

  5. Современное делопроизводство.

  6. Развитие официально-деловой письменной речи в начале XXI века.

  7. Мировой опыт официально-деловой переписки.


Практические задания:

Задание 1. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

Книжный стиль

Разговорный стиль

Язык художественной литературы

научный

деловой

публицист.







тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание 2. О каком стиле идет речь в статье академика Л.В. Щербы[1]? Проанализируйте содержание текста: покажите, что его основной стилевой чертой является логичность (последовательность в изложении, аргументированность каждого вывода, положения).

Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы.

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков: быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два и три раза.

Тема № 4. Язык официально-делового общения

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:


  1. Официально-деловой стиль в системе книжных стилей: общая характеристика и особенности нового времени.

  2. Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля. Речевые клише официально-делового стиля речи.

  3. Внутристилевая и жанровая дифференциация официально-делового стиля. Новые явления в официально-деловом стиле.

  4. Профессионально-деловое общение: виды, формы, языковая специфика. Понятие коммуникативного барьера и коммуникативной компетентности.


Практические задания:

Задание 1. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).


Научный стиль

Деловой

стиль


Публицистический стиль

Разговорный стиль

Язык художественной

литературы



















Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.
Задание 2. Напишите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.



Тема № 5. Культура делового общения

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

  1. Понятие общения, его структура, виды и функции.

  2. Понятие и формы делового общения.

  3. Принципы эффективной коммуникации

  4. Вербальные и невербальные средства коммуникации средства коммуникации.

  5. Комплименты и критика в деловой коммуникации.

  6. Деловой разговор по телефону. Коммуникативно-речевые особенности. Описание делового разговора по телефону по его структурным составляющим.

Практические задания:

Задание 1. Докажите принадлежность текста к официально-деловому стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

После подписания настоящего Контракта все предшествующие переговоры и переписка по нему теряют силу Всякие изменения настоящего Контракта и дополнения к нему считаются действительными только в том случае если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами Все сообщения заявления и претензии связанные с исполнением настоящего Контракта или вытекающие из него должны направляться сторонами по указанным в Контракте адресам Ни одна из сторон Контракта не может передавать свои права и обязанности вытекающие из Контракта или в связи с ним третьим лицам без письменного на то согласия другой стороны.



Задание 2. Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работы и указав меру поощрения.

Задание 3. Напишите заявления: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить вам академический отпуск; в) с просьбой принять вас на работу.

Задание 4. Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) заместитель начальника конструкторского отдела завода; б) менеджер по продажам коммерческой фирмы; в) экономист торгового предприятия; г) секретарь-референт.

Задание 5. Составьте текст внутренней докладной записки от лица начальника отдела комплектации на имя директора предприятия. Поводом для докладной записки является систематическое нарушение графика поставки необходимых для производства деталей. Содержание докладной записки должно включать констатацию сложившейся ситуации и предложения по ее разрешению.

Тема № 6. Письменная деловая коммуникация

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

  1. Стратегии письменной деловой коммуникации.

  2. Структурно-композиционные и языковые особенности личных документов.

  3. Структурно-композиционные и языковые особенности распорядительных и административно-организационных документов.


Практические задания:

Задание 1. Составьте сопроводительные письма для отправки следующих документов: 1) приложение к договору; 2) каталог выставки-ярмарки. В тексте используйте языковые модели, соответствующие данному типу речи.

Задание 2. Составьте письма-приглашения с предложениями принять участие в: а) выставке технического оборудования; б) студенческой научной конференции; в) выставке-продаже бытовой техники.

Задание 3. В вашей трудовой книжке на первой странице, где содержится запись о только что выданном документе, отсутствует печать, в самой книжке все в порядке. Напишите письмо на имя руководителя того предприятия, где вы начинали свою работу. Укажите в письме, что сотрудником данного предприятия была допущена ошибка при оформлении трудовой книжки.

Задание 4. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.

Вы нарушили распоряжение декана факультета.__________

Вы получили во временное пользование дорогостоящую технику.__________________________________________________

Вам необходимо срочно сдать экзамены._________________

Вы хотите перевестись с одного отделения на другое.___________________________________________________

Вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил ваш коллега.______________________________________________

Вы не успели вовремя подготовить необходимую вашему руководству документацию._________________________________

Вы не можете получить премию, так как уезжаете на каникулы._________________________________________________

На время летней практики вы берете на кафедре персональный компьютер.___________________________________

Задание 5. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их.

Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. Пишите ваши инициалы полностью. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. На вверенной Вам территории необходимо ещё возвести баню для жителей села. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.


Тема № 7. Коммуникативно-речевой портрет делового человека: (руководитель, менеджер, предприниматель)

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

  1. Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность.

  2. Стереотипное представление о внешности и поведении делового человека.

  3. Типология речевых культур и стилистические особенности речи делового человека.

  4. Речевое поведение делового человека.

  5. Особенности общения руководителей с подчиненными. Типичные речевые обороты руководителей. Одобряемые и неодобряемые высказывания руководителей (по данным опросов).

  6. Причины возникновения конфликтов в общении руководителя с подчиненными.


Практические задания:

Задание 1. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним.

1. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2. Работая в системе профсоюзов, он занимал (выборочный, выборный) должности. 3. Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 4. В нашем клубе часто бывают (драматический, драматичный) постановки. 5. Он дал мне (дружественный, дружеский) совет. 6. У (запасный, запасливый) человека всегда есть нужный инструмент. 7. Осторожно, во дворе (злостный, злой) собака. 8. Его (исполнительный, исполнительский) талант был высоко оценен критикой. 9. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 10. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 11. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 12. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 13. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 14. Эти (потребительный, потребительский) продукты не пользуются (потребительный, потребительский) спросом. 15. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 16. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 17. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 18. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 19. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактический, тактичный) решения. 20. Андрей - человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день был для него особенно (удачный, удачливый). 21. Я посмотрел ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 22. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.



Задание 2. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами:

1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону. 2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов. 3. В финальной игре корейская команда взяла верх. 4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии. 5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству. 6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран. 7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 8. Молодые супруги решили провести отдых за границей. 9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок. 10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики? 11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение. 12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений.



Тема № 8. Искусство публичной речи

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

  1. Навыки и приёмы ораторского искусства.

  2. Особенности организации и проведения различных типов деловых бесед. Стратегии устной деловой коммуникации

  3. Переговоры. Методы ведения переговоров. Этикет переговоров.

  4. Полемическое мастерство. Культура спора.


Практические задания:

Задание 1. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) квартир нуждающимся. 2. Верховенство права и закона - общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) в современных публикациях. 4. Заключительный этап анализа - определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций. 5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетливости, отчетности) по экспорту. 6. Отсутствие научно (основанных, обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.



Задание 2. Определите стиль текста и его жанр. Выпишите слова и сочетания слов, характерные для этого стиля: обозначения людей по деловым отношениям; названия операций делопроизводства; названия учреждений и организаций, документов, отвлеченных понятий юридической сферы; собирательные обозначения, совокупно называющие группы, виды чего-либо. Уместно ли довольно большое количество таких слов в этом тексте? Почему? Почему весь текст состоит из одного предложения? Можно ли расчленить его на большее число предложений?

Если ко времени рассмотрения дела должностное лицо прекратит трудовые отношения с организацией, работая в которой оно издало с явным нарушением закона приказ об увольнении или переводе работника на другую работу либо задержало исполнение решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении на работе, суд вправе возложить на это лицо материальную ответственность по основаниям ст. 215 КЗоТ, поскольку расторжение трудового договора не освобождает от обязанности возместить ущерб.

Кодекс законов о труде

Тема № 9. Этические нормы общения

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК -7
Теоретические вопросы:


  1. Особенности русского речевого этикета.

  2. Этика деловых отношений. Этикет ведения беседы и переговоров.

  3. Эффективная и неэффективная коммуникация.

  4. Речевые ошибки и способы их устранения.

  5. Работа над техникой речи в деловом разговоре.


Практические задания:

Задание 1. Определите стилистическую принадлежность (официально-деловое, поэтическое, специальное, просторечное, разговорное, канцелярское) следующих слов и фразеологизмов.

Претворить в жизнь, труженики полей, ширь русской земли, беззаветно преданные, обратиться в суд, подать кассацию, дремучая глушь, розыск лиц, отлынивать от работы, пагубно сказаться на работе, творческая манера, за короткий срок, автосамосвалы, пастушок, дезинфекция, властвовать, серебряные цепи снеговых вершин, ферромарганец, ликование, диспут, приютиться, гипербола, увертюра, казарма, заброшенный, абстрактность, деваха, харч, рыба, глухомань, обутка, тянуться, партитура, чувство законной гордости, спрыснуть, эфир, облака, стелющиеся у подножия гор, забрезжил рассвет, озеленим наши села, ядро кометы, надоесть, при сем представляю исполнительный лист.



Задание 2. Укажите речевые ошибки, связанные с употреблением заимствований: а) немотивированное употребление заимствованных слов; б) использование без учета их значения; в) нарушение лексической сочетаемости; г) совмещение стилей.

При выполнении задания пользуйтесь словарями иностранных слов.

1) Современная сибирская проза находится в эпицентре актуальных забот и тревог сегодняшнего человека. 2) Предлагаем пролонгировать договор о проведении конференции. 3) Редакция обладает эксклюзивным правом на приобретение рукописи. 4) По набережной двигалась кавалькада автомобилей. 5) Особенно пикантным было выступление П. 6) Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 7) Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум. 8) На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. 9) В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско. 10) Незабываемый прецедент произошел во время поездки по Волге.


Тема № 10. Национальные особенности речевого этикета

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

  1. Национальные особенности деловых коммуникаций.

  2. Языковые формулы обращения.

  3. Культура, такт и объективность в оценке тех или иных производственных ситуаций.

  4. Характеристика особенностей поведения представителей различных культур, стран и народов.


Практические задания:

Задание 1. Определите значения следующих иностранных слов из области политики и экономики. Используйте словари иностранных слов.

Слово

Значение

Слово

Значение

Альянс




Менеджмент




Ареал




Меморандум




Бизнес




Мониторинг




Брифинг




Мораторий




Брокер




Нонсенс




Вакансия




Ноу-хау




Верификация




Остракизм




Дебитóр




Пабли́сити




Дайджест




Паритет




Демпинг




Презентация




Дивиденд




Пресс-релиз




Дилер




Ракурс




Имидж




Санация




Импи́чмент




Сертификат




Инновация




Стагнация




Ипотека




Статус




Консалтинг




Фиаско




Конъюнктура




Холдинг




Коррупция




Экспансия




Котировка




Эмбарго




Купюра




Юрисдикция




Ма́ркетинг




Лоббизм




Задание 2. Замените выражения разговорного стиля нейтральными вариантами.

1. В Третьяковке собраны лучшие картины русских художников. 2. — Сколько ей лет, она выглядит так молодо? — Тридцать с хвостиком. 3. — У тебя сегодня день рожденья. Сколько тебе стукнуло? 4. Мне не повезло, я провалился на вступительном экзамене в университет. 5. Этот профессор очень строгий, получить у него на экзамене пятерку очень трудно. 6. — Ты знаешь, это лучший студент на нашем курсе, у него в зачетке одни пятерки, поэтому он получает повышенную стипендию. 7. — Где ты обычно занимаешься, когда готовишься к экзаменам? — В читалке, там очень удобно; много книг и очень тихо. 8. Мои родители окончили медицинский. 9. На юридическом всегда большой конкурс. 10. Учиться в финансово-экономическом сейчас в России очень престижно.

Основная литература:


  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи –Ростов-на-Дону, 2010 г.

  2. Введенская Л.А. Культура речи –Ростов-на-Дону, 2011 г.

  3. Деловое общение: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд.. – М: Дашков и К, 2012. – 528 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3569

  4. Измайлова М.А. Деловое общение: учебное пособие / М.А Измайлова. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2011. – 252 с http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3568

  5. Русский язык и культура речи. Под редакцией проф. Гройхмана О. Я. –М., 2011г.

  6. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров; рекомендовано ФГАУ "ФИРО"/ А. И. Дунеев [и др.] ; ред. В. Д. Черняк. - 2-е изд., испр. и доп.. Соответствует стандарту третьего поколения. - М.: Издательство Юрайт; М.: ИД Юрайт, 2012. - 494 с.

Дополнительная литература:





  1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина.-2-е изд.-М.: инфра-М, 2009г.

  2. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Современный орфоэпический словарь русского языка –Ростов-на-Дону, 2001г.

  3. Гойхман О.Я., Наедина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2004 г.

  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2003г.

  5. Грабчикова Е. С. Словарь-справочник словосочетаний русского языка, - Ростов-на-Дону, 2001г.

  6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка (современная версия), - М.,2000г.

  7. Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи –Ростов-на-Дону, 2001г.

  8. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи – Москва, 2009 г.

  9. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 2003г.

  10. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2002г.

  11. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи – Москва, 2009 г.

  12. Культура русской речи. Под редакцией Граудиной Л. К., Ширяева Е. Н. –М., 1998г.

  13. Львов М.Р. Культура речи. Риторика. М., 2002 г.

  14. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2003 г.

  15. Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. М., 2003 г.

  16. Основы научной речи./ Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой. СПб., 2003 г.

  17. Словарь иностранных слов –М., 2000 г.

  18. Соколова В. В. Культура речи и культура общения –М., 1998г.

  19. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2003 г.

  20. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык для студентов неофилологов –М.,1997г.

  21. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. – М., 2002 г.

Интернет-ресурсы:


1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех – http://www.gramota.ru/

2. Сайт «Культура письменной речи» – http://gramma.ru/

3. Православный образовательный портал «Слово» (Раздел «Филология. Риторика») – http://old.portalslovo.

ru/rus/philology/222/ . Размещены научные статьи преподавателей МГУ, МПГУ и других вузов.

4. Научный богословский портал «Богослов.Ru» (Раздел «Гомилетика») –

http://www.bogoslov.ru/topics/20273/index.html

5. Социально-гуманитарное и политологическое образование (система федеральных образовательных

порталов) – http://www.humanities.edu.ru/ . Библиотека содержит курсы лекций, монографии, авторефераты,

журналы и т.п.

6. Федеральный портал «Российское образование» –

http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

5. Единое окно доступа к образовательным порталам – http://window.edu.ru/window

7. Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторик –

http://rhetor.narod.ru/index.htm

8. Хронос. Всемирная история в Интернете – http://www.hrono.ru/

9. Риторика – http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.20

10. Российский общеобразовательный портал – http://historydoc.edu.ru/ –

http://museum.edu.ru/catalog

11. Руниверс (портал о российской истории и культуре) – http://www.runivers.ru/ Портал содержит

электронную факсимильную библиотеку, книги, изданные в России в ХIХ – начале ХХ века, по истории,

труды русских философов, энциклопедии, сборники документов, карты, фотографии, которые были

выведены из культурного оборота почти на столетие и не переиздавались более.

12. Онлайн Энциклопедия Кругосвет –

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RITORIKA.html

13. Психологос. Энциклопедия практической психологии –

http://www.psychologos.ru/Риторика

14. Севастопольский православный университет. РИТОРИКА. Лекция 1. Общие понятия. Предмет и задачи

курса –


http://sev-orth-univ.ucoz.ru/publ/lekcii/ritoika/lekcija_1_obshhie_ponjatija_predmet_i_zadachi_kursa/12-1-0-95

15. Риторика. Видеолекции –

http://video.yandex.ru/#search?text

Периодические издания

16. Живой журнал риторики –

http://subscribe.ru/archive/economics.education.govori/200907/06182343.html

17. Георгий Хазагеров. Авторский сайт. Риторика vs. Стилистика http://www.hazager.ru/pragmatica/69--vs-

.html

18. Журнал «Общественные науки и современность» –



http://www.ecsocman.edu.ru/ons/

19. Русский гуманитарный интернет-университет –

http://www.i-u.ru/biblio/archive/krotov_kurs/00.aspx

20. Интернет-проект для филологов и учителей-словесников на базе

Интернет журнала «Наше мнение» – http://schola-plus.ru/index.html

21. Интернет для филологов и им сочувствующих –

http://gorovskaya-natasha.ya.ru/replies.xml?item

22. FILOLOGIA.su – Филология и лингвистика – http://www.filologia.su/stati-po-filologii/

23. Интернет-филолог – http://lit.1september.ru/2005/15/13.htm

24. Морозов В. Культура письменной научной речи –

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/moroz/

25. Волков А.А. Курс русской риторики –

http://krotov.info/libr_min/v/vol/kov_01.html

26. Каганов Л. Особенности национальной риторики // Солидарность. Центральная профсоюзная

еженедельная газета. Электронная _____версия.

http://www.solidarnost.org/thems/blogpost/blogpost_7512.html

27. Муштук О.З. Основы общей риторики: Учебно-методический комплекс –

http://www.eiir.ru/books/Obshay_ritorika.pdf

28. Конарева Т.А. Риторика как учение о речи и русские учебные рукописные риторики XVII ВЕКА –

http://www.admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/

29. Психология онлайн. Электронная библиотека психолога. Риторика и культура речи –

http://www.psychological.ru/default.aspx

30. Бейкер Мария. Русский язык: великий, могучий и все еще живой –

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid

31. Сайт филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова –

http://www.philol.msu.ru/news/

32. Публикации кафедры русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного

университета –

http://www.sgu.ru/faculties/philological/kaf/rus_jaz/izdanija.php

33. Риторика. Учебная страница И. Протопоповой. Библиография –

http://kogni.narod.ru/rit4.htm

34. Русский филологический портал – http://www.philology.ru/ –

Размещена различная информация, касающаяся филологии как теоретической и прикладной науки.

Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей,

методических пособий).

35. Филология: Интернет-ресурсы. Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного

университета –

http://philarts.spbu.ru/structure/biblioteki/library/inforesursy

36. Русский филологический портал – http://www.philology.ru

37. Геопоэтический сервер крымского клуба: Список ресурсов по филологии –

http://www.liter.net/poets/more.html

38. «Вавилон». Антологии современной русской литературы – http://www.vavilon.ru/

39. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – http://www.inion.ru

40. Министерство образования Российской Федерации – http://www.ed.gov.ru

41. Институт русской литературы РАН. Пушкинский дом –

http://www.pushkinhouse.spb.ru

42. Коллекция из 10 онлайновых энциклопедий Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

43. Оренбургская пушкинская энциклопедия. Оренбургская толстовская энциклопедия. Оренбургская

шевченковская энциклопедия –

http://www.orenburg.ru/culture

44. «Брокгаузъ On-line»: Малый энцикл. словарь Брокгауза и Эфрона – http://www.agama.ru/bol/

45. Encyclopedia Britannica – полная версия одной из самых популярных энциклопедий на английском языке:

http://www.britanica.com

46. Журнальный зал: Электронная библиотека современных литературных журналов России –

http://magazines.russ.ru/index.html

47. Русский Журнал: Ежедневное сетевое издание о культуре, политике, обществе – http://www.russ.ru/

48. Древнерусские тексты – http://rusword.com.ua/articler/drevn.html

49. Стихия: Лучшая поэзия – http://www.litera.ru/stixiya/

50. Библиотека Максима Мошкова – http://www.lib.ru/

51. Научная электронная библиотека (НЭБ) РФФИ – http://www.elibrary.ru

52. Научная библиотека ТГУ – http://www.lib.tsu.ru

53. База данных по литературоведению – http://www.inion.ru

54. Открытая электронная библиотека города Томска: http://www.oel.tomsk.ru/

55. Российская государственная библиотека – http://www.rsl.ru/

56. Российская национальная библиотека – http://nrl.ru

57. Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова – http://www.lib.msu.su/

58. Государственная Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского – http://www.gnpbu.ru

59. Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ) – http://www.libfl.ru

60. Библиографический информационный центр Научной библиотеки ТГУ –

http://www.almamater.tsu.ru/show_story.phtml?nom



61. Научно-методический, культурно-просветительный Интернет-журнал «Филолог» Пермского государственного педагогического университета – http://philolog.pspu.ru/module/authors/do/show_7
Каталог: media -> documents -> fileliter
fileliter -> Рабочая программа дисциплины птицеводство (указывается название дисциплины в соответствии с фгос) По направлению (специальности) 111100. 62
fileliter -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
fileliter -> Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине
fileliter -> Методические указания по изучению дисциплины и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница