Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов



Скачать 240.16 Kb.
Дата07.03.2016
Размер240.16 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФМИП_______

Е.Ю.Булыгина



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОПД.Ф.3.9. «Книговедение»
Специальность: 030901.65 Издательское дело и редактирование

Специализация: Редакторская подготовка изданий


Статус дисциплины: ОПД.Ф.3.9

Новосибирск 2012


Одобрено: кафедрой журналистики

Протокол № 8 от 23 мая 2012г.

Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В., к.п.н., доцент________

Рекомендовано: Советом ИФМИП

Председатель Совета:____________Е.Ю.Булыгина

« »_______________2012 г.
Аннотация
УМКД по курсу «Книговедение » составлен на основе ГОС ВПО по специальности «Издательское дело и редактирование», утвержденному 14.03.2000, и учитывает требования СМК ГОУ ВПО НГПУ.

В основе курса - модельное обучение.


УМКД по курсу «Книговедение» предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Издательское дело и редактирование»



Составитель: С.Н.Лютов, д.и.н., профессор

Рецензент: Е.В. Евдокимова, зав.кафедрой журналистики

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины…………………………………………………………4

Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………10

Методические рекомендации для преподавателя……………………………..13

Методические рекомендации для студентов…………………………………..14

Фонды контроля…………………………………………………………………15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП

Председатель___________/Е. Ю. Булыгина/

«____ » _____________ 2012 г.

Обсуждена на заседании кафедры

журналистики

Протокол № 8 от «23» мая 2012г.

Зав.кафедрой____________Евдокимова Е.В.



ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.3.9 Книговедение

Специальность 030901.65 Издательское дело и редактирование

Специализация: Редакторская подготовка изданий

Составитель: С.Н.Лютов, д.и.н.,профессор

Новосибирск 2012
ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА
Сущность книги как способа социальной коммуникации; книга в системе понятий. Книга в книжном деле: содержание категории «книга»; система книжного издания. Типология книги. Типология изданий. Система книговедческого знания; объект, предмет, состав, структура, внутридисциплинарная и междисциплинарная организация; теория книговедческого метода; категориально-понятийная система книговедения. Книговедение и смежные дисциплины; приоритетные направления развития современной науки о книге.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Книговедение» включает основные элементы накопленной системы научного знания о книге, как значимом социокультурном феномене. Специфика подготовки студентов по специальности «Издательское дело и редактирование» предполагает изложение этого курса с учетом различных аспектов функционирования системы книжного дела.

Данная учебная дисциплина изучается в 6 семестре в течение 50 часов, включает лекции (26 часов) и семинарские занятия (24 часа).


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью изучения книговедения является усвоение общей теории научного знания о книге.

Основной задачей преподавания книговедения является формирование у студентов мировоззренческих и науковедческих принципов и методов познания книги как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания, а также наиболее общих принципов деятельности в любой сфере книжного дела.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса «Книговедение» студент должен



знать:

  • природу, сущность, формы, функции книги и основные процессы книжного дела;

  • сходство и различие книги с другими формами социальной массовой коммуникации – прессой, радио, кино, телевидением, компьютерной коммуникацией;

  • формы структуру и книжного издания;

  • основные исторические факты, процессы, закономерности и тенденции формирования обобщенного книговедческого знания;

  • строение системы книговедческого знания по уровням его объекта, предмета, состава, структуры, метода;

  • механизмы и формы взаимодействия со смежными дисциплинами;

  • систему общекниговедческих категорий и понятий;

  • современные перспективные направления развития и актуальные проблемы общей теории книговедения.

уметь:

  • использовать теоретическое понимание сущности книги и книжного дела в последующей исследовательской или практической деятельности в любой области книговедения, в той или иной сфере книжного дела;

  • адекватно использовать категориально-понятийный аппарат книговедения в своей профессиональной деятельности;

иметь навыки:

  • самостоятельной работы с книговедческими источниками для повышения своего профессионального уровня в исследовательской или практической деятельности;

  • анализа, осмысления, систематизации, интерпретации, обобщения книговедческих фактов;

  • научно-исследовательской работы в области книговедения.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100




Аудиторные занятия

50



Лекции

26




Практические занятия

24




Лабораторные работы







Самостоятельная работа

50




Вид итогового контроля

зачет





Тематический план

п.п.

Тема

Аудит.

СР

6 семестр

1.

История формирования обобщенного книговедческого знания

6

6

2.

Мировоззренческие и науковедческие основания книговедения.

6

6

3.

Книговедение – комплексная наука о книге и книжном деле.

8

8

4.

Система книговедческого знания. Основные научные концепции.

8

8

5.

Методология познания книги.

8

8

6.

Типология книги.

6

6

7.

Эволюция формы книги. Традиционные и электронные издания.

4

4

8.

Современные тенденции и перспективы развития книговедения.

4

4




Зачет










Итого за семестр:

50

50


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
История становления и развития обобщенного книговедческого знания. Соотношение истории общего книговедения и истории специально-книговедческих областей знания (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического). Библиографическая, библиотековедческая, историко-книжная концепции обобщенного книговедческого знания. Конкретно-научные ориентации в разработке общетеоретических положений науки о книге: историко-литературная, социологическая, информационно-документалистская, психолого-педагогическая, семиотическая, коммуникационная, коммерческая и др. Основные направления современных теоретических исследований в науке о книге.

Общие закономерности становления книговедения в дореволюционной России. Предпосылки зарождения отечественной науки о книге. Первые книговедческие труды А.И. Богданова по составлению репертуара русской книги и истории книгоиздательского дела в России. Зарождение науки о книге в трудах В.С. Сопикова (1765-1818). Развитие науки о книге в трудах В.Г. Анастасевича (1755-1845). История и теория библиографии как первая книговедческая дисциплина. Возникновение термина «книговедение» и понимание его содержания на разных этапах истории развития науки о книге. Первые книговедческие организации. Русское библиографическое общество при Московском университете. Теоретические книговедческие работы Н.М. Лисовского (1854-1920) и их значение для последующего развития теории книговедения. Русское библиологическое общество. Теоретические работы А.М. Ловягина (1870-1925). Теория библиопсихологии А.Н. Рубакина. Развитие книговедения в первые годы Советской власти. Книговедческие центры 20-30-х гг. и основные направления их деятельности. Теоретические концепции крупнейших советских книговедов: А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, М.И. Щелкунова, Н.М. Сомова, А.В. Мезьер, А.Г. Фомина. Развитие отдельных книговедческих и смежных с ними дисциплин в конце 20-х и в 30-е годы. Книговедческая полемика начала 30-х годов. Последствия полемики для развития отечественного книговедения. Основные направления книговедческих исследований в 1940-50-е гг. «Второе рождение» книговедения. Начало издания печатного органа книговедения сборника «Книга. Исследования и материалы». Дискуссия по проблемам книговедения 1959 и 1964 гг. Научные и учебные центры; подготовка кадров для различных отраслей книжного дела; подготовка научных кадров.



Мировоззренческие и науковедческие основания книговедения Представление о книговедении как приведенном в систему научном знании о сущности и формах книги, процессах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; методе получения нового знания о книге; способе организации результатов познания книги либо в теоретические элементы книговедческого знания (категории понятия, суждения, определения, концепции, теории), либо в теоретически осознанные правила, методики, приемы, процедуры практической деятельности в той или иной сфере книжного дела или книговедения. Статус книговедения как методологического уровня в структуре науки о книге и относительно самостоятельной книговедческой дисциплины.

Объект, предмет, структура, цели, задачи книговедения. Представление об объекте общего книговедения (книга как объективное явление социальной действительности и как фундаментальная книговедческая категория; научное знание о книге) и предмете книговедения (выявление и обоснование сущности книги, процессов и форм ее существования, движения, развития; приведение в систему научного знания о книге). Развитие общей теории книговедения: научные конференции по проблемам книговедения.



Книговедение – комплексная наука о книге и книжном деле. Книга как книговедческая категория. Современные подходы к исследованию сущности книги и книжного дела. Исходные принципы и положения. Общенаучное понятие об информации. Книга в свете содержания понятий «социальная информация» — «семантическая информация» (материально-предметная и семиотическая). Коммуникационный процесс «сознание», его содержание и структура, закономерности смены форм информации в данном процессе. Понятие о контексте, тексте, произведении как подсистемах коммуникационного процесса «сознание», формы семиотической (знаковой) социальной коммуникации и книга. Издание и процесс массовой коммуникации, формы способа массовой коммуникации. Соотношение книги и средств массовой информации. Общее определение сущности книги как объективного явления социальной действительности. Книга в книжном деле. Книжное дело как способ существования книги. Наиболее общие формы книжного дела: книгопроизводство – книгораспределение – книговоспроизводство. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства. Книжное издание как материально-предметная форма книги. Содержание понятия «книжное издание». Система книжного издания. Соотношение категории «книга» и понятия «книжное издание».

Система книговедческого знания. Современное представление о научном знании как системе. Понятие об объектной области дисциплинарного научного знания. Объектная область книговедения. Общее определение объекта книговедческого знания. Компонентный состав объекта книговедческого знания. Структура объекта книговедческого знания. Система объекта книговедческого знания. Понятие о предмете дисциплинарного научного знания. Соотношение объекта и предмета дисциплинарного научного знания. Общее определение предмета книговедения. Компонентный состав предмета книговедческого знания. Структура предмета книговедения. Система предмета книговедения. Понятие о составе и структуре дисциплинарного научного знания. Состав книговедения: общее книговедение, библиотечное, библиографическое знание. Структурно-уровневая организация книговедческого знания: методология, история, теория, методика книговедческого познания и практической книговедческой деятельности. Система книгоиздательского книговедческого знания. Система книготоргового книговедческого знания (библиополистики). Система библиотечного книговедческого знания (библиотековедения). Система библиографического книговедческого знания (библиографоведения). Системное единство и междисциплинарная организация книговедческого знания. Книговедение и смежные дисциплины. Содержание и формы взаимодействия на уровнях общекниговедческого, специальнокниговедческого, частнодисциплинарного и книговедческого знания. Функциональная концепция книговедения: основные разработчики, наиболее значительные публикации. Концепция «пересекающихся наук» как осознание необходимости разработки общей теории и методологии книговедения. Системно-типологическая концепция; ее исходные положения и принципы. Основные разработчики, наиболее значительные публикации.

Методология познания книги. Категориально-понятийная система книговедения. Система книговедческого метода. Общее понятие о методе научного познания. Соотношение теории и метода. Основания теории метода. Теория книговедческого типологического метода. Система, структура, формы книговедческого типологического метода. Познавательные возможности каждой из подсистем книговедческого типологического метода на каждом из уровней книговедческого познания (общекниговедческом, специально-книговедческом, частнодисциплинарном).

Общие принципы типологии книжных изданий. Книговедческая типология как теоретическое обоснование метода типизации, т.е. систематизации, группировки, классификации книговедческих явлений и процессов на основе сущностных (типологических) книговедческих признаков. Типология книжных изданий как обоснование сущностных критериев и признаков систематизации книжных изданий. Формы отражения типологических (сущностных) признаков произведения (произведений) литературы, музыки, изобразительного искусства в процессе и результатах организации этого (этих) произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела. Логическая модель книжного издания. Система критериев типизации книжных изданий. Виды и типы книжных изданий. Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела. Критерии издательской, книготорговой, библиотечной, библиографической классификации книжных изданий.

«Электронная книга» как результат эволюции формы книги. Достоинства и недостатки электронных изданий. Проблемы сосуществования традиционных и электронных изданий.

Основные тенденции и перспективы развития книговедения на современном этапе. Актуальные проблемы и нерешенные вопросы общего книговедения.

Основная


1. Беловицкая, Алиса Александровна. Книговедение. Общее книговедение: учебник для вузов по специальностям "Издательское дело и редактирование", "Книгораспространение": доп. УМО вузов РФ / А. А. Беловицкая ; Моск. гос. ун-т печати. - Москва: МГУП, 2007.

2. Карайченцева, Светлана Александровна. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов по направлению "Книжное дело" и специальности "Книгораспространение" : доп. М-вом образования РФ / С. А. Карайченцева " Моск. гос. ун-т печати. - Москва: МГУП, 2004.

Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги: учебное пособие. – М., Киев, 2009. –487 с.

Солоненко В.К. Оптимизация книготоргового ассортимента: Опыт прошлого и современные проблемы. М., 1999. 188 с.

Стандарты по издательскому делу. / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. М.: Юрист, 1998. 376с.

Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. – Воронеж, 1989. – 248 с.

Книговедение. Энциклопедия. – М., 1999. 800 с.

Типология изданий. М.: Книжная палата, 1990. 231 с.

Харламов В.И. Книга. Библиотека. Культура: Аспекты теории и истории. – М., 1998. – 408 с.

Дополнительная


1. Гусева А.А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации / А. А. Гусева ; Рос. гос. б-ка. – М. : Индрик, 2010.

2. Филологические аспекты книгоиздания: сборник научных статей. Вып. 2 / науч. ред. Т. И. Стексова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск: Гаудеамус, 2012.

3. Шабалина М.В. Книговедение: опыт региональных изысканий: учебно-методическое пособие / М. В. Шабалина. – М. : Либерея, 2006.

4. Баренбаум И.Е., Барсук А.Е. К вопросу о методах книговедческих дисциплин // Книга: Исследования и материалы. Сб. 29. – М., 1974. – С. 20 – 45.

5. Баренбаум И.Е. К вопросу об универсальном определении понятия «книга» // Книга: Исследования и материалы. Сб. 34. – М., 1977. – С. 4 – 11.

6. Баренбаум И.Е. Книговедение в системе наук // Книга: Исследования и материалы. Сб. 50. – М., 1985. – С. 72 – 83.

7. Барсук А.И. О книговедении как комплексной науке (книговедение и библиография) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 17. – М., 1968. – С. 35 – 54.

8. Бушуев С. В. Электронная книга сегодня // Мир библиографии. 2007. № 5. С. 40-42.

9. Васильев В.И. Современное научное книгоиздание и развитие книговедческой науки в России // Библиотековедение. 2003. № 2. С. 114–119.

10. Гиляревский Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы // Книга. Исслед. и материалы. 1997. Сб. 74. С. 51-60.

11. Ельников М.П. Методология книги (науковедческий аспект) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 74. – М., 1997. – С. 99 – 128.

12. Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. – М., 2004. – 188 с.

13. Лавров Н.П. Основные понятия и типология печатных изданий: Учебное пособие. – М., 1978. – 55 с.

14. Ленский Б.В. Перспективы развития книжной культуры в информационном обществе // Книга: Исследования и материалы. Сб. 94. – М., 2011. – С. 17–38.

15. Леонов В.П. Об изучении печатной книги и электронной // Библиотековедение. 2009. № 5. С. 28–34.

16. Лютов С. Н. Электронная разновидность книги. Опыт понятийного анализа // Труды ГПНТБ СО РАН. Вып. 2. Книга в медиапространстве. – Новосибирск, 2011. – С. 19–29.

17. Лютов С. Н. Актуальные проблемы развития книжного дела и науки о книге // Вестник Чел. ГАКИ. 2012 № 1. – С. 18-21.

18. Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики / Пер, с польск. М.: Книга, 1991.198 с.

19. Мыльников А.С. О книговедческом методе в источниковедении (К постановке вопроса) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 25. – М., 1972. – С. 8 – 21.

20. Соколов А. В. Многомерная структура книговедческого знания // Книга: Исследования и материалы. Сб. 98–99. – М., 2012. – С. 13 – 29.

21. Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: Полный курс лекций для аспирантов и соискателей. – Орел, 2007.

22. Столяров Ю. Н. Методологические проблемы книговедения // Книга: Исследования и материалы. Сб. 98–99. – М., 2012. – С. 30 – 48.

23. Сухоруков К.М. Вместе или порознь: о теории и практике книговедения // Книга: Исследования и материалы. Сб. 95. – М., 2012. – С. 5 – 11.

24. Харламов В.И. О некоторых дискуссионных вопросах историко-книжной науки: (Объект. Категории. Междисциплинарные связи. Периодизация. Методы) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 58. – М., 1989. – С. 88 – 103.



Электронные издания
Филологические аспекты книгоиздания: сборник научных статей. Вып. 2 / науч. ред. Т. И. Стексова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск: Гаудеамус, 2012. - 380 с.: ил. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. ISBN 978-5-85921-829-5.. http://lib.nspu.ru/file/library/238919/8955fa0b861709fc.pdf

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ И ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Практическое занятие №1. (2 часа)

Терминологическое сочинение с целью анализа понятийного тезауруса студентов: «Что есть книга в моем представлении?».
Практическое занятие № 2 (2 часа)

Понятийный анализ категории «книга»

1. Происхождение термина «книга» и его интерпретации в процессе социокультурной эволюции общества.

2. Причины множественности подходов к толкованию категории «книга».

Литература:

Беловицкая А.А. Общее книговедение: учеб. пособие. М.: МГУП, 2007. 394c.

Книговедение. Энциклопедия. – М., 1999. 800 с.

Баренбаум И.Е. К вопросу об универсальном определении понятия «книга» // Книга: Исследования и материалы. Сб. 34. – М., 1977. – С. 4 – 11.

Лавров Н.П. Основные понятия и типология печатных изданий: Учебное пособие. – М., 1978. – 55 с.

Швецова-Водка Г. Н. Общая теория документа и книги: учебное пособие. – М., Киев, 2009. –487 с.
Практическое занятие № 3 (семинар 4 часа)

Книга в книговедческом, библиотековедческом и библиографическом измерениях

1. Библиография – первая книговедческая дисциплина.

2. Библиотековедческое толкование книги.

3. Книговедение как наука о книге и книжном деле.

Литература:

Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: Полный курс лекций для аспирантов и соискателей. – Орел, 2007.

Харламов В.И. Книга. Библиотека. Культура: Аспекты теории и истории. – М., 1998. – 408 с.

Баренбаум И.Е. Книговедение в системе наук // Книга: Исследования и материалы. Сб. 50. – М., 1985. – С. 72 – 83.

Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. – М., 2004. – 188 с.
Практическое занятие № 4 (семинар 4 часа)

Основные концепции книговедения как комплексной науки

1. Функциональная концепция книговедения.

2. Концепция «пересекающихся наук».

3. Системно-типологическая концепция.

4. Современные взгляды на развитие книговедения как комплексной науки.

Литература:

Беловицкая А.А. Общее книговедение: учеб. пособие. М.: МГУП, 2007. 394c.

Мигонь К. Наука о книге: Очерк проблематики / Пер, с польск. М.: Книга, 1991.198 с.

Баренбаум И.Е. Книговедение в системе наук // Книга: Исследования и материалы. Сб. 50. – М., 1985. – С. 72 – 83.

Барсук А.И. О книговедении как комплексной науке (книговедение и библиография) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 17. – М., 1968. – С. 35 – 54.

Куфаев М. Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. – М., 2004. – 188 с.
Практическое занятие № 5 (семинар 4 часа)

Специфика методологических подходов в книговедении

1. Формирование методологического базиса комплексной науки о книге.

2. Всеобщие методы в книговедении.

3. Общедисциплинарные методы.

4. Частнодисциплинарные методы.

Литература:

Беловицкая А.А. Общее книговедение: учеб. пособие. М.: МГУП, 2007. 394c.

Баренбаум И.Е., Барсук А.Е. К вопросу о методах книговедческих дисциплин // Книга: Исследования и материалы. Сб. 29. – М., 1974. – С. 20 – 45.

Ельников М.П. Методология книги (науковедческий аспект) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 74. – М., 1997. – С. 99 – 128.

Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. – Воронеж, 1989. – 248 с.

Мыльников А.С. О книговедческом методе в источниковедении (К постановке вопроса) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 25. – М., 1972. – С. 8 – 21.

Столяров Ю. Н. Методологические проблемы книговедения // Книга: Исследования и материалы. Сб. 98–99. – М., 2012. – С. 30 – 48.

Харламов В.И. О некоторых дискуссионных вопросах историко-книжной науки: (Объект. Категории. Междисциплинарные связи. Периодизация. Методы) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 58. – М., 1989. – С. 88 – 103.
Практическое занятие № 6 (4 часа)

Книговедческий анализ различных типов и видов изданий


  1. Анализ внешних и внутренних элементов книги.

  2. Анализ книговедческой периодики.

Литература:

Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. – Воронеж, 1989. – 248 с.

Типология изданий. М.: Книжная палата, 1990. 231 с.
Практическое занятие № 7 (семинар 2 часа)

Проблемы сосуществования печатной и электронной книги


  1. Эволюция формы: преимущества и недостатки традиционных и электронных изданий.

  2. Конфронтация или сосуществование:

Литература:

Бушуев С. В. Электронная книга сегодня // Мир библиографии. 2007. № 5. С. 40-42.

Гиляревский Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы // Книга. Исслед. и материалы. 1997. Сб. 74. С. 51-60.

Леонов В.П. Об изучении печатной книги и электронной // Библиотековедение. 2009. № 5. С. 28–34.

Лютов С. Н. Электронная разновидность книги. Опыт понятийного анализа // Труды ГПНТБ СО РАН. Вып. 2. Книга в медиапространстве. – Новосибирск, 2011. – С. 19–29.
Практическое занятие № 8 (семинар 2 часа)

Кризисные явления в книжном деле и перспективы развития науки о книге


  1. Причины кризиса в книжном деле.

  2. Современное состояние науки о книге и перспективы ее развития.

Литература:

Васильев В.И. Современное научное книгоиздание и развитие книговедческой науки в России // Библиотековедение. 2003. № 2. С. 114–119.

Ленский Б.В. Перспективы развития книжной культуры в информационном обществе // Книга: Исследования и материалы. Сб. 94. – М., 2011. – С. 17–38.

Лютов С. Н. Актуальные проблемы развития книжного дела и науки о книге // Вестник Чел. ГАКИ. 2012 № 1. – С. 18-21.

Сухоруков К.М. Вместе или порознь: о теории и практике книговедения // Книга: Исследования и материалы. Сб. 95. – М., 2012. – С. 5 – 11.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

А) Рекомендации по проведению лекций и практических занятий.

Главная задача лекционного курса – систематизировать представления об основных этапах формирования системы знаний о книге и необходимости обобщения этих знаний в рамках комплексной науки. При этом необходимо анализировать вклад выдающихся деятелей данной отрасли знания в осмысление проблем существования книги и разработку теоретических концепций.

С учетом уровня подготовки студентов третьего курса необходимо разъяснить основные методологические подходы к развитию науки о книге, как с точки зрения комплексного характера, так и в рамках частных дисциплин, составляющих науку.

В ходе семинарских занятий основной упор сделать на ознакомление с основными трудами (концепциями) книговедов по изучаемым проблемам, их сопоставлении и влиянии на развитие науки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А) Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

Учитывая недостаточное количество экземпляров учебной литературы и книговедческой периодики, необходимо спланировать поочередную работу с источниками. Возможно использование методов групповой работы.

Б) Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, требования к представлению результатов СР, критерии оценки результатов

Основную долю самостоятельной работы необходимо посвятить изучению и конспектированию рекомендованных работ, изучению книговедческой периодики, прежде всего сборника «Книга: исследования и материалы», материалов книговедческих конференций, аналитических материалов по изучаемым темам. К концу изучения курса каждый студент должен иметь конспекты работ книговедов (по списку, определенному преподавателем)



В) Рекомендации по использованию материалов УМК

В начале изучения курса необходимо ознакомиться с программой изучаемой дисциплины для получения общего представления о предмете, цели и задачах. В процессе подготовки к занятиям помогут сформулированные вопросы к темам, списки литературы по каждой теме.



Г) Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену

Допуском к экзамену является посещение лекционных занятий, участие в семинарах. Пропущенные занятия и семинары отрабатываются в письменной форме.

Зачет проходит в виде собеседования по билетам.


ФОНДЫ КОНТРОЛЯ

Итоговый и промежуточный контроль
Промежуточный контроль представляет собой контроль за выполнением заданий к каждому практическому занятию.

Итоговый контроль: зачет
Контрольные вопросы к зачету
1. Книговедение – наука о книге.

2. Эволюция взглядов на книгу и книжное дело.

3. Книга в системе коммуникационных наук.

4. Методология книги как система приемов и правил изучения книжного дела.

5.Научное знание о книге. Сущность книги, процессов и форм ее существования, движения, развития.

6. Социальные функции книги.

7. Книга и ее элементы. Общая характеристика.

8. Внешние элементы книги. Анализ на конкретной книге.

9. Внутренние элементы книги. Анализ на конкретной книге.

10. Основные методы анализа книги, их суть и отличия.

11. Книжное дело как система.

12. Наиболее общие формы существования книжного дела. Общая характеристика.

13. Книгопроизводство. Основные процессы и продукция.

14.Книгораспространение (библиополистика). Общая характеристика.

15.Современные формы существования книжного дела.

16. Основные формы существования и движения книги в книжном деле.

17.Книжное издание как материально-предметная форма книги. Содержание понятия «книжное издание».

18.Электронная книга, электронное издание – определение и содержание понятия.

19.Книговедение как наука: объект, предмет, компонентный состав.

20. Состав книговедения. Общая характеристика составляющих научных дисциплин.

21. Книговедение и смежные дисциплины. Содержание и формы взаимодействия.

22.Теория книговедческого типологического метода. Система, структура, формы книговедческого типологического метода.

23. Книговедческая типология.

24. Типология книжных изданий.



25. Виды и типы книжных изданий.

26. Современные классификации книжных изданий, действующие в различных областях книжного дела.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница