Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми по программам с элементами спелео туризма




Скачать 328.27 Kb.
Дата13.06.2016
Размер328.27 Kb.

Комитет образования и науки


Администрации города Новокузнецка

Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской

Центр туризма и краеведения



ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

СО СТАРШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми по программам с элементами спелео туризма.

Автор: Ковалев Алексей

Юрьевич , педагог дополнительного образования,

МОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской»,

Центр туризма и краеведения

Адрес: 654080 г. Новокузнецк,


Новокузнецк

2011



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


3

ГЛАВА 1. ПЕЩЕРЫ КУЗБАССА И ИХ РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Карстовый район г. Патын

1.2. Другие пещеры Горной Шории: Азасская пещера

1.3. Пещеры Салаирского кряжа


5

5

11

12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Цели, задачи и виды краеведческой работы с учащимися

2.2. Туристско-краеведческая деятельность как форма дополнительного образования



16

16

18

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА


24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


29

ЛИТЕРАТУРА

31


ВВЕДЕНИЕ
Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — «пещера» и λόγος — «учение») — комплексная наука, раздел наук о Земле, на стыке физической географии, гидрогеологии и минералогии, занимающаяся всесторонним исследованием пещер и изучающая природные подземные пространства, - их происхождение, эволюцию, возраст, морфологию, минералы, состав и миграцию подземных вод, вмещающие породы, а также органический мир и остатки древней материальной культуры [4].

В России под словом «спелеология» ошибочно понимается не только наука, изучающая пещеры, но и спортивный туризм, связанный с прохождением пещер. На самом деле их следует различать: спелеология — это наука, а спортивно-туристические направления, связанные с посещением пещер, относятся к спелеотуризму.

В России туризм традиционно является массовой формой активного отдыха и оздоровления детей. Туризм выступает как важная форма нравственного, трудового, физического воспитания. На базе школ и центров дополнительного образования функционируют центры детского туризма. При этом приоритет отдается туристскому многоборью пешеходному туризму и спортивному ориентированию. Возможности спелеотуризма для образования и воспитания детей, как правило, недооцениваются. В связи с этим вопрос создания спелеологического кружка на базе старшей школы выступает весьма актуальным.

Цель данной работы: проанализировать возможности проведения спелеологического работы и организации спелеологического туристического кружка со старшими школьниками.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:



  1. Изучить пещеры Кемеровской области и их рекреационный потенциал;

  2. Проанализировать цели, задачи и изучить виды краеведческой работы с учащимися.

  3. Рассмотреть особенности туристско-краеведческой кружковой деятельности как формы внеклассной работы с учащимися.

  4. Разработать элективный курс «Основы спелеотуризма» для учащихся 9 классов и оценить возможности его проведения на базе школы.

ГЛАВА 1. ПЕЩЕРЫ КУЗБАССА И ИХ РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Отличительной особенностью карста Кемеровской области является как широкое его распространение, так труднодоступность карстовых районов. Наиболее интересные для спелеологов районы находятся в малонаселенной горно-таежной местности (отроги Кузнецкого Алатау и Абаканский хребет), вдали от железнодорожных и автомобильных магистралей [9]. Поэтому, чтобы попасть в некоторые районы, приходится заезжать через соседние Красноярский край и Хакасию, делая крюк в 1000 и более километров.
1.1. Карстовый район г. Патын

Наиболее часто посещаемым карстовым районом является карстовый район г. Патын (1628 м), который находится на юго-востоке Кемеровской области, в так называемой Горной Шории. Добраться до него можно двумя путями: через г. Междуреченск по Ортонской дороге мимо поселения Базас (120 км), либо из Таштагола через Усть-Кабырзу и Сынзас (110-120 км).

Участок занимает площадь около 100 км. Верхняя часть массива сложена некарстующимися интрузивными породами - габбро (площадь 34 км.). Карстующиеся породы представлены карбонатами - мраморами и известняками верхнего протерозоя (рифей и венд). Контакт между интрузивными и карбонатными породами четко выражен в рельефе и хорошо виден на карте масштаба 1:100000. Мощность карстующихся пород от зоны контакта до урезов воды рек (Кызас, Базас, Сынзас) достигает 500 метров.

По принадлежности к бассейнам различных рек участок можно разделить на три сектора (Таблица 1):

северный сектор - бассейн р. Базас,

юго-восточный - р. Сынзас,

юго-западный - р. Кызас.
Таблица 1

Список пещер района горы Патын [10]


Название

Сектор

Длина ходов (м)

Глубина (м)

Юбилейная

юго-западный

1580

-85

Кызасская

юго-западный

530

-18

Фантазия

юго-западный

6250

-272

Маньячная

юго-западный

35

-20

Бильярдная

юго-западный

18

-13

Гидротехническая

юго-восточный

45

-12

Шанагольская

северный

?

?

Ява

северный

15

-6

Северный и юго-восточный секторы почти не изучены спелеологами, есть лишь информация из геологического отчета 40-х годов, где на план масштаба 1:10000 вынесены карстовые воронки, русла исчезающих ручьев, участки подземных рек, воклюзы и пещеры.

Наиболее изучен спелеологами юго-западный сектор. В геологических отчетах 60-70-х гг. упоминается пещера-источник Кызасская, находящаяся в поселении Чебол-Су. В 1980 году новокузнецкий клуб спелеологов "Плутон" организовал в п. Кызасская первую экспедицию, которая исследовала пещеру от входа вверх по подземной реке на 400 метров, дойдя до первого сифона. В следующем году в километре от Кызасской была открыта п. Юбилейная, названная в честь 50-летнего юбилея г. Новокузнецка. До сих пор эта пещера считается красивейшей пещерой в области из-за обилия натечных образований и кристаллов. Длина ходов полости составила более 1500 метров, глубина 82 метра.

В течение нескольких лет клубом "Плутон" регулярно организовывались экспедиции в пещеры Кызасская и Юбилейная, затем почти десять лет поисковые работы в районе не проводились. Несмотря на это, пещеры довольно часто посещались спелеотуристами Омска, Новосибирска, Барнаула, Томска, Междуреченска, Иркутска, Таштагола, Новокузнецка (5-6 групп в год). Новый толчок изучению района дал таштагольский спелеолог А.Болдышев, организовавший в период 1993-1995 гг. несколько совместных со спелеологами Новокузнецка и Междуреченска экспедиций. В пещере Кызасской новокузнецким спелеоподводником О.Григорьевым было совершено погружение на глубину 36 м, с уходом на 160 м в длину, - дальше идти не позволили ограниченные технические возможности подводного оборудования, хотя сифон продолжается. Так же А. Болдышевым найдено место, где впоследствии спелеологи из Новокузнецка откопали вход в пещеру Фантазия (открыта в 1997 г.).

За два года (август 1997 - август 1999 года) новокузнецкие спелеологи провели 7 экспедиций в п. Фантазия. Каждая экспедиция находила и откапывала новые километры подземных ходов, уводивших все глубже. Сейчас длина ходов пещеры достигла 6 километров, глубина 272 метра. В нижней части пещеры течет подземная река с расходом воды 40-60 л/сек.; есть множество ручьев-притоков. Отдельные участки пещеры очень красивы из-за обилия натечных образований. Дальнейший путь вниз по подземной реке преграждает 4-ый сифон (всего их в пещере 4, ни один пока не пройден), если не удастся обойти его по верхним этажам, придется прибегнуть к помощи спелеоподводников.

Неоценимый вклад в исследование района внесли энтузиасты-поисковики Сережкин А. (Новокузнецк) и Максимов Г. (Новосибирск), принявшие участие в августовской экспедиции 1999 года [10]. В юго-восточном секторе массива они обнаружили воклюз с расходом воды более 2-х кубометров в секунду и несколько мест, аналогичных тому, где расположен вход в пещеру Фантазия (т.е. полностью перехваченных понорами постоянно действующих ручьев). Одному из поноров дали название "Пещера Гидротехническая".

Дальнейшее изучение района спелеологами может дать интереснейшие результаты. Еще до открытия п. Фантазия было ясно, что склоны г. Патын скрывают гигантскую систему подземных полостей (сотни воронок и поноров на поверхности; п. Юбилейная - часть подземной гидросистемы; ручей, вытекающий из п. Кызасской - выводная часть подземной гидросистемы), длина которой может достигать нескольких десятков километров, а глубина 450-500 метров (а самая глубока пещера Сибири - п. Экологическая на Алтае имеет глубину 340 метров); открытие п. Фантазия лишь подтвердило эту догадку (Рис. 1).



Рис. 1. Схема расположения ходов пещер Кызасская, Юбилейная и Фантазия (С. Величко, 2003)
Пещера Юбилейная открыта в 1981 году группой городского спелеоклуба "Плутон" под руководством Мошкина В.В. Названа в честь юбилея г. Новокузнецка. Вход в пещеру показали местные жители. Исследована, пройдена и отснята до полусифона в галерее Натеков. Заполусифонная часть пройдена в следующем 1982 году.

Глубина пещеры 85 м, длина ходов 1580 м, категория сложности 2-А (с прохождением полусифона). Пещера-понор. Находится в известняках левого борта лога в 900 м восточнее пос. Чеболсу, в 28 км от пос. Сензасс (Сынзасс). Относительная высота над уровнем р. Кызасс - 100 м.

Обвальные отложения представлены глыбами высотой от 1,5 м до 2 м, щебенкой и дресвой. Водно-хемогенные: сталактиты, сталагмиты, гуры, сталагнаты, занавеси. Густота до 150-200 на м2. План пещеры имеет разветвленный рисунок, 2-хярусная. По всей пещере наблюдается конденсация и просачивание воды, в результате чего стены и своды мокрые. Капеж наблюдается из тектонических трещин и куполов пещеры, связанных с поверхностью. Множество небольших озер плотинно-натечного и плотинно-аккумулятивного происхождения. Температура воды от 3,5о до 4о, воздуха от 4,2о до 4,4о. Археологических находок не обнаружено. Живые обитатели: летучие мыши, водные насекомые, привнесенные с водой с поверхности, т.е. не троглобионты.

Пещера начинается входной воронкой, ориентированной с ЗЮЗ на ВСВ. Размеры воронки 30 м х 20 м, глубина 15 м. Вход в пещеру представляет собой отверстие между камнями, образующими завал на дне воронки размером 0,5 м на 2 м. Вход ориентирован с СЗ на ЮВ. В пещеру спускаются наплывы льда, в привходовой части - скопления снега.

Техническую сложность представляют 6-метровый уступ, крутонаклонный обледенелый кулуар длиной 20 м, заканчивающийся 8-метровой "бутылкой". Колодец приводит на дно грота Вестибюль. В гроте со свода в летнее время наблюдается интенсивный капеж. Одно из боковых ответвлений грота заканчивается 7-метровым колодцем, образовавшимся в растрескавшихся глыбах. Над колодцем вверх уходит трещина, заполненная повисшими камнями. Это очень опасное место. В гроте Вестибюль среди нагромождения глыб можно различить русло ручья, уходящее в низкую галерею под названием Кузькин ход. На дне галька, в летнее время течет ручей. В конце хода ручей теряется среди камней и ход продолжается сухой меандрирующей галереей высотой до 1,5 м, в которой чувствуется движение воздуха. Меандр выводит в грот Ожидания, представляющий собой широкую галерею, заваленную камнями, под которыми течет ручей. В правой галерее через 60 м на правой стене на высоте 5 м находится небольшое ответвление.

Двигаясь далее по галерее, подходим к низкому, мокрому ходу Проходная, находящемуся под левой стеной, по которому уходит ручей в красивейшие галереи Ботанический Сад и Натеков длиной около 600 м. Широкий ход с занавесями сталактитов, сталагмитов, колоннами и пагодами молочного, кремового, коричневого цветов, зарослями белоснежной "соломки" несомненно, представляет интерес и требует бережного и осторожного продвижения по галерее. По дну течет ручей, глубина которого достигает местами 0,4 м, кое-где по берегам в натечной коре образуются небольшие озера, обрамленные кристаллами кальцита с пещерным жемчугом. Через 70 м от Проходной в 2-х м от дна на правой стене находится грот Розарий размером 4 м на 3 м - царство кристаллического кальцита.

Галерея Натеков заканчивается полусифоном, который выводит в галерею Кротова, длиной около 250 м. Пещера заканчивается ушедшим в непроходимую узость ручьем и глиняным озером Рваной гидры, возможно, это сифон, который до сих пор никто не пронырнул. Существует предположение, доказанное подземной и наземной топосъемкой, что ручей разгружается в обводненной пещере Кызасской, расположенной в 900 м от Юбилейной.

Уйдя влево от грота Ожидания по нагромождениям глыб, попадаем в Глиняный ход. Из-под камней вытекает ручей и течет по глубоковрезанному в мощные (до 1 м) слои глины руслу. В последней трети галереи вправо уходит трещина, по дну которой течет ручей, сливаясь с водотоком Глиняного хода. Вертикальная трещина является входом в систему Неожиданная - "клубок" ходов лабиринтового типа с множеством уступов, тупиковых галерей, меандров и гротов. Много озер с красивым обрамлением натечных образований. В дальней части системы за ходом Кишка - колодец 20 м, на дне которого непроходимая узость.

Для прохождения пещера не очень сложна: большинство уступов проходятся с одним жумаром, лишь некоторые (8, 15, 8 и 9 м) требуют полного личного комплекта SRT. Основную опасность представляют завалы и разрушенные стены меандров и колодцев, здесь нужно соблюдать предельную осторожность. Особенно неприятен завал в привходовой части, где приходится проползать пол валунами более тонны весом, держащимся непонятно на чем. Опасность паводка невелика, если не посещать пещеру в период снеготаяния (апрель - начало июня).
1.2. Другие пещеры Горной Шории: Азасская пещера

В последнее время особую известность приобрела Азасская пещера. Азасская пещера расположена в 18 км от поселка Усть-Кабырза. Из пещеры вытекает ручей Азас, общая протяженность ее — семь километров.

Пещера интересна в первую очередь не в спелеологическом плане, а как достопримечательность, и культовое место. Известность пещера получила несколько лет назад, когда местные охотники увидели недалеко от пещеры «большое лохматое существо трехметрового роста». При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на песке. После этого к Азасской пещере ежегодно организовывают экспедиции. Здесь успели побывать и телевидение, и депутаты областного совета, и даже епископ Кемеровский и Новокузнецкий. Губернатор Аман Тулеев назначил вознаграждение в один миллион рублей тому, кто приведет к нему йети.

С пещерой связаны и другие природные аномалии. Охотники давно заметили, что возле предполагаемого логова йети нет никаких насекомых. Ни оводов, ни слепней, ни мошки. Местные жители считают, что это тоже из-за «снежного человека» — его запах отпугивает насекомых и животных. Происхождение йети шорцы объясняют так: «Около шестисот лет назад в Горной Шории жили дикие мохнатые люди. По неизвестным причинам они бросили тайгу и ушли в Алтайские горы. Теперь же триумфально вернулись в отчий дом».

В 2011 году в Азасскую пещеру приезжал боксер Николай Валуев. Через неделю после Валуева в пещере побывала большая экспедиция российских и зарубежных гоминологов. Им удалось найти совпадения со случаем в американском Мичигане, где тоже видели йети: идентичная мичиганской шерсть неведомого существа, собранная около пещеры, и точно так же, как в Мичигане, поваленные деревья. В следующем году планируются раскопки в пещере. Они начнутся в будущем году.

Азасская пещера из дикого таежного угла превратилась в объект паломничества любителей паранормальных явлений. Все это способствует развитию туристкой инфраструктуры в районе.


1.3. Пещеры Салаирского кряжа

На Салаирском кряже описано 15 пещер, расположенных на территории Новосибирской, Кемеровской области, Алтайского Края [10]. На территории Кемеровской области расположено 5 пещер. Их подробное описание произведено Г. Аносовым.

1. Гавриловская. Протяженность ~280м, глубина 15м.

Пещера расположена в нижней половине левого коренного склона долины реки Большой Толмовой, в 20 метрах от тупика Салирской ветки железной дороги и на высоте 25-30 метров над урезом воды в реке, в двух километрах от деревни Гавриловка Гурьевского района Кемеровской области. Пещера залегает в кристаллических известняках нижнего кембрия. Вход выражен каналом округлой формы диаметром 1.5 метра, который погружается под углом 33° на протяжении 9 метров. Канал заканчивается небольшим гротом. Из грота налево каскадно понижаясь идёт ход. Он то сужается, то расширяется в широкие камеры. На дне накоплены крупные глыбы и щебень. В средней части хода вправо отходит кольцевое ответвление. Ход приводит в наклонный небольшой грот. Местами на стенках и потолке встречаются сталактиты и корралиты. После грота ход продолжается горизонтально и через 13 метров расширяясь переходит в следующий грот с куполовидным потолком. Высота зала 1.8-2 метра и ширина 3.5-4 метра. На дне накоплены глыбы и красная глина. От грота продолжается ход в виде щели, которая приподнимаясь вверх, заканчивается тупиком, заполненным мокрой красной глиной.

Из привходового грота направо низкий и широкий лаз выводит в самый крупный грот Гавриловской пещеры. Он представляет собой зал, потолок которого имеет ровную поверхность, наклоненную в сторону падения слоистости пород. На потолке проявляются жёлобовидные и трубчатые карры. На дне зала, которое также наклонено по падению пластов, нагромождение глыб и обломков известняка, размеры которых достигают до трёх метров в длинном поперечнике. Высота достигает 2-2.5 метров, а ширина до 25 метров.

2. Гавриловская-2. Протяженность 32 м, площадь 80 м2, объем 96 м3.

Пещера расположена в 2-х километрах от деревни Гавриловка Гурьевского района Кемеровской области, в районе разъезда № 83 в 930 метрах от высоты 241.5, по азимуту 316°. Она заложена в толще известняков гавриловской свиты нижнего кембрия, монотонных светло-серых тонкослоистых известняках.

Вход в пещеру вскрыт выемкой для железнодорожного полотна, находится у основания скального обнажения. Входное отверстие представляет собой узкую полуовальную горизонтальную щель, шириной 2м и высотой до 30см, открывается на юго-запад. Оно переходит непосредственно в привходовый зал овально вытянутой формы, длиной 10м и шириной от 10м (в привходовой части), до 3м (в его северо-восточном конце). Высота зала, также, меняется от 0.7-0.9м до 2-2.5м. Пол зала ровный, горизонтальный далее опускается довольно резким метровым уступом и представлен глыбовым завалом. В передней части зала пол замыт глиной вперемешку с мелкими обломками известняка. Потолок зала от входа до уступа ровный, почти горизонтальный, слабо наклонен к входному отверстию, сглажен действием воды, сухой, покрыт тонкой (0.8см) натёчной корой, с мелкими сталактитами. За уступом потолок так же опускается, образован трещинноватыми нависающими глыбами. Здесь отмечается незначительный капёж, потолок покрыт натёчной корой и маленькими сталактитами. Температура воздуха на уровне пола +10°C при наружной +28°C (июль). Правая стена зала образована глыбовым завалом.


Продолжением зала является узкий щелеобразный ход, образовавшийся внутри глыбового завала. Ход заканчивается среди завала узким, неправильной формы лазом. Перед ним влево ответвляется узкий изогнутый лаз, также выклинивающийся среди завала.

3. Томская. Протяженность 15 м, площадь 20 м2, объем 26 м3.

Пещера расположена в 1км от деревни Томское Прокопьевского района Кемеровской области. Она находится от д.Томское вниз по реке Томь-Чумыш, на правом борту её долины, в 550м от высоты 356.0 по азимуту 265°.
Входное отверстие открывается на северо-запад, хорошо просматривается с северо-восточного конца деревни. Отверстие треугольной формы. Ширина на уровне пола 3.5м, максимальная высота 2м, от привходовой горизонтальной площадки отделяется уступом 1.5м. От входного отверстия пещера начинается небольшим округлым залом длиной 3.5м, шириной 3-3.8м, высотой 2-2.5м. Пол зала слегка наклонён вглубь пещеры, покрыт жёлто-бурой глиной вперемешку с обломками известняка. Стены наклонные, неровные, со сглаженными выступами, потолок – стрельчатый. Далее, зал постепенно переходит в сужающийся ход, идущий в юго-западном направлении. Ширина хода от 1.5 до 2м, высота 0.8-1м. Пол хода слегка наклонён к выходу, стенки - наклонные, потолок – стрельчатый. Ход заканчивается глыбовым завалом и непроходимым лазом.

4. Баскусканская. Протяженность 15 м.

Пещера находится в Беловском районе Кемеровской области. Она расположена в долине реки Вулкан, по правому берегу, в районе заброшенной деревни Малый Баскусканчик. Ближайший населённый пункт посёлок Щебзаводской. Вход в пещеру находится рядом с заброшенным известняковым карьером. Она заложена в толще известняков нижнего кембрия, монотонных светло-серых тонкослоистых известняках.
Вход представляет собой ромб высотой и шириной менее 1 метра. Низкий наклонный ход, разработанный по тектонической трещине, через восемь метров постепенно повышается, выводя в небольшой грот, высотой около двух метров. Длина и ширина грота 2x2 метра. Дальняя часть грота затыкается глиняной пробкой. В этом месте пещеры наблюдается тяга воздуха из трещин. Туристы города Белово ранее предпринимали попытку прокопать пробку, но большой объём глины их остановил.
Из натёчных образований встречаются мелкие кораллиты. В привходовой части пещеры круглый год сохраняется наледь, а вначале лета, даже, сохраняются ледяные сталагнаты. Есть перспектива продолжения.

5. Щебзаводская. Протяжённость 47 метров, глубина 15 метров.

Пещера расположена вблизи посёлка Щебзавод (Дробильный) Беловского района Кемеровской области, на небольшой террасе заброшенной части карьера по добыче щебня (вскрыта карьером). Пещера залегает в тёмно-серых мраморизованных известняках по тектоническому разлому. На дне каньонообразной трещины длинной 20 метров и шириной от 1 до 2 метров, на глубине 7 метров, находится проход высотой 1.5 метров и шириной 0.5 метра. Далее высота хода повышается (местами до 6 метров), сам ход под углом 20° уходит вниз, при ширине до 1.5 метров. Пол покрыт льдом и обломками породы. В нижней части пещеры - небольшое озеро глубиной до 0.5 метра. Над озером в верхней части (куда можно попасть, поднявшись в распоре) расширение до 4 метров.
Натёчные образования отсутствуют, местами встречаются на своде небольшие кристаллы кальцита. Наблюдается тяга воздуха к поверхности. Открыта в 2001 году туристами города Белово.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Цели, задачи и виды краеведческой работы с учащимися

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности, не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов [7]. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;

- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

- развить у школьников стремление знать свой край;  

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;

- способствовать адаптации школьников к действительности своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных  сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;

- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Учреждения образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого класса, объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных  учащихся и их объединений.

Краеведческая работа учреждений образования может развиваться по ряду направлений:

• Историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)

• Естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)

• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

• Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)

•  Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)

• Оздоровительный туризм (совершение некатегорийных походов по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и  изучением отдельных особенностей района похода)

• Музейное краеведение (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея)

• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях)

• Семейное краеведение.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих  курсов,  внеурочной работы по предмету, туристско-краеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев. Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.
2.2. Туристско-краеведческая кружковая деятельность как форма дополнительного образования
Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм. Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природу. Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение. В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Кд. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.

Правильно организованный туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления детей, один из важных средств воспитания [3]. Он характеризуется многими положительными свойствами.

Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Туристический поход — это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса — все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему. Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время.

При этом детский туризм обладает высоким образовательным потенциалом - совершая пешие прогулки по живописным местам, дети изучают историю своей малой родины.



Реализация образовательной, воспитательной и развивающей задач в туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая деятельность помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовать поисковую работу, исследовать природу и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как  бы по спирали: от родного «гнезда», родного края к Отечеству и далее к другим странам. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка.

Тесная связь с предметами география и биология дает широкие возможности дополнить, углубить изучение тем, а также восполнить оздоровительный недостаток в изучении школьных предметов.

Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

Туризм выступает как важная форма нравственного, трудового, физического воспитания. Занятия туризмом способствуют развитию самодеятельности и самоуправления, формирования активной жизненной позиции и привычек общественного поведения. Туристско-краеведческая работа — это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни.

В области нравственного воспитания туризм способствует воспитанию сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.

Развивающие задачи туристской деятельности со школьниками включают в себя и физическое и умственное развитие. Это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье. Кроме этого туристско-краеведческая деятельность открывает широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, в особенности школьной исследовательской деятельности учащихся.



Формы организации детского туризма. По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный [11]. Плановые походы совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах.

Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением разработкой графика движений.

Это не значит, что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы (рис. 2).



Рисунок 2. Отличительные особенности самодеятельного туризма [11]
Туристско-кружковая деятельность. Кружки — одна из популярных форм внеклассной работы. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся [6]. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.

В школах создаются кружки по учебным предметам, кружковая работа проводится также в центрах дополнительного образования детей: дворцах культуры, на станциях юных техников и юных натуралистов, на стадионах, планетариях.

Кружки занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы.

Туристический кружок является весьма популярным. В Новокузнецке туристические кружки функционируют на базе многих школ и центров дополнительного образования: «ВСЦ Патриот», «ДЮЦ Орион», городской станции туризма и др.

Организовать туристический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего и старшего звена школьников.

При этом туристические кружки имеют весьма широкий спектр. Наибольший интерес представляют все же кружки сочетающие спортивную и познавательную направляющую. На таких кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии, проводить школьные исследования. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету. Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка, организацию мероприятий экологической направленности и т. д.

Сформулируем некоторые общие принципы работы туристического кружка образовательной направленности [11]:

а) руководящая роль учителя,

б) применение исследовательского метода,

в) спортивная составляющая,

г) тщательная разработка мероприятий,

д) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа туристического кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий туристического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.



ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЛЕОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
Спелеотуризм (от греч. spelaion – пещера) – это посещение и изучение подземных пещер и гротов Спелеотуризм бывает экскурсионным, любительским и спортивным [8]. Экскурсионный спелеотуризм подразумевает посещение оборудованных экскурсионными маршрутами пещер. При этом группу сопровождает опытный экскурсовод. Такие пещеры бывают в местах распространенных курортов, например в Крыме. Спортивный спелеотуризм – это интереснейший вид активного отдыха, который совмещает в себе элементы альпинизма, пешего туризма, скалолазания, и даже ныряния с аквалангом. Требует серьезной спортивной подготовки участников и опытного инструктора. Любительский спелеотуризм – это вид самобытного туризма, сочетающий в себе спортивный и познавательный туризм.

Организация спелеокружка на базе школы предусматривает прохождение нескольких этапов: подготовительный этап, разработка программы и плана мероприятий, организация занятий, первый поход.



Подготовительный этап. Организация спелеокружка на начальном этапе является непростой задачей. Во-первых, от руководителя кружка требуется высокий профессиональный уровень, включающий опыт организации туристических походов и навыки спелеотуризма. Во-вторых необходима материальная база: снаряжение для прохождения пещер (работы на скалах) - специальное снаряжение и снаряжение для жизни и работы на поверхности - общетуристическое снаряжение. В-третьих, организация любого кружка требует наличия образовательной программы и тематического плана.

На начальном этапе организации спелеологического детского кружка руководителю можно обратится за помощью в уже существующие клубы. В Новокузнецке детские спелеологические кружки функционируют на базе детско-юношеского центра «Орион». Также существует новокузнецкий городской клуб спелеологов «Плутон».



Разработка программы и плана работы кружка.

Целью работы спелеологического кружка являются подготовка участников кружка к походам в пещеры, а также расширение и углубление знаний учащихся о природе родного края, привитие им навыков практической и исследовательской работы.

Примерный курс данного кружка является межпредметным. В нем интегрированы географические знания и спортивная составляющая. Необходимость интеграции обусловлена спецификой объекта познания – посещение пещер требует и знаний и особых физических навыков. При этом руководитель кружка сам корректирует, какую сторону (спортивную или познавательную) он выбирает ведущей, а какую дополнительной. Однако следует не допустить, полного выпадения той или иной стороны.

При разработке курса необходимо учитывать требования, предъявляемые к элективному курсу, объем которого не должен превышать 36 часов. Поскольку тематика кружка предусматривает как кабинетные занятия, так и занятия на местности, проведение экскурсий занятия желательно объединять и проводить их сдвоенными, по 2 часа в неделю.

Предполагается, что дети будут заниматься в кружке на протяжении нескольких лет, начиная с 14-15 лет. На начальном этапе (1 год обучения) отрабатываются простейшие туристические навыки и формирование общего представления о пещерах и условиях их образования. Итогом первого полугодия или года обучения является первый поход в пещеру.

На следующем этапе (2 год обучения) предполагается увеличение сложности спортивных занятий, участие в спелеологических походах и соревнованиях по спортивному многоборью. Также идет углубление и расширение знаний учащихся о пещерах, формирование знаний о пещерах Кузбасса, при этом при проведении похода в пещеру каждому участнику дается индивидуальное исследовательское задание. Результатом выполненного задания является детская исследовательская работа, с которой ребенок выступит на школьной конференции.

На третьем этапе (3 год обучения) предполагается углубление спортивного и исследовательского опыта учащихся.

В связи с тем, что данный курс является элективным, т. е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося. По результатам этой оценки судят об успешности обучения данного ученика или группы учащихся, а также об эффективности учебной программы.

В портфель достижений вкладывается самостоятельно выполненная исследовательская работа (наблюдение за природным объектом или эксперимент в природе), сведения о походах и соревнованиях, в которых ребенок принял участие.
Примерный тематический план занятий спелеологического кружка на первом году обучения


п/п


Темы занятий

Количество часов

всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.

1

 

 

2

2.1


2.2

2.3


2.4

Основы туризма:

Ориентирование на местности. Компас. Азимут.

Топографические знаки. Топографическая карта

Снаряжение туриста

Знакомство с узлами


8

4

1

1



1

1


4

1

1



1

1


3

3.1
3.2

3.3

3.4


3.5

Что такое пещеры:

Спелеология как наука, основные задачи и проблемы спелеологии

Карст и его причины. Формы и виды карста

Происхождение и распространение пещер

Структура пещер

Основы поведения в пещерах



10

7

1
1


1

2

2



3
3

4

4.1
4.2

4.3


Основы спелеотуризма:

Особенности ориентирования на местности и в пещере

Техника и практика движения в пещерах

Основы безопасности в спелеологическом походе



9

4

2
1


1

5

2
3


3

Тренировочный поход и разбор его итогов

8

 

8

Итого: 36 часов
Организация занятий.

Начинать создание учебных групп надо примерно с 9-го класса. Занятия проводят 1-2 раза в неделю. Ребята проходят теоретическую подготовку, знакомятся с историей края, основами топографии и походной жизни, учатся преодолевать естественные препятствия без туристического снаряжения и постигают азы походной жизни с использованием туристического снаряжения (палатки, обвязки и т.д.), участвуют в соревнованиях, походах выходного дня. Количество обучающихся в группе не менее 12 человек.

Познавательные занятия проводятся в классе. Спортивные занятия с юными туристами организуются круглогодично: при хорошей погоде в теплое время года – на открытой площадке, в осенне-зимний период – в спортивном зале. Хороший результат дают занятия на специально приспособленных для занятий по ориентированию и освоению туристической техники полигонах с естественными препятствиями.
Первый поход. Основную сложность прохождения пути представляет разнообразие рельефа пещер. Пещера состоит из колодцев, завалов, узких щелей и даже подземных рек, поэтому спуск в пещеру требует хорошей спортивной подготовки, выносливости и ловкости.

Перед походом руководитель обеспечивает необходимое групповое снаряжение и проверяет наличие у каждого участника необходимого индивидуального снаряжения. Как уже было сказано выше снаряжение для прохождения пещер включает в себя специальное снаряжение и общетуристическое снаряжение. Специальное снаряжение как правило весьма специфично и обычно используется только спелеологами. Посредством спецснаряжения решается наша главная задача - прохождение и исследование пещер. Другая группа - общетуристическое снаряжение, обеспечивает работу спелеолога на поверхности и во время заброски в карстовый район. От правильного подбора и качества специального снаряжения зависят жизнь и здоровье, а также качество и скорость его работы в пещере. От общетуристического снаряжения зависит комфорт спелеолога в моменты его нахождения на поверхности, а зачастую и результат экспедиции - плохая, некачественная, не подогнанная обувь (или даже просто обувь не отвечающая специфике похода) приводит к мозолям и простудным заболеваниям, плохой рюкзак - к ужасному настроению и невозможностью полностью решить возложенные на участника задачи на заброске и так далее.

Перед спуском обязательно повторить краткий теоретический курс по спелеологии, провести инструктаж по правилам прохождения подземных маршрутов, мерам безопасности и правильному использованию страховочных средств и средств жизнеобеспечения под землей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) На территории Кемеровской области расположено немало пещер, имеющих спортивную, познавательную и экскурсионную ценность. Отличительной особенностью карста Кемеровской области является как широкое его распространение, так труднодоступность карстовых районов. Наиболее интересные для спелеологов районы находятся в малонаселенной горно-таежной местности, вдали от железнодорожных и автомобильных магистралей. Из наиболее крупных карстовых районов можно выделить Горную Шорию (в особенности район г. Патын), Абаканский хребет и Салаирский кряж. При этом наиболее сложные в спортивном отношении пещеры расположенные в Горной Шории изучены недостаточно.

2) Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край. Краеведческий принцип в настоящее время выступает одним из основных принципов обучения, в особенности при обучении географии. Географическое краеведение является составной частью общей системы учебно-воспитательной работы школы и играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Основными задачами, которые решает географическое краеведение, являются: знакомство учащихся с природой края; формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и его жителей;  развитие стремления знать свой край;   развитие патриотического отношения к малой родине; При организации краеведческой работы особенно важен комплексный подход, который подразумевает сочетания классной и внеклассной работы.


  1. Туристско-краеведческая кружковая деятельность в России традиционно является популярной формой внеклассной работы с учащимися.

Туристические кружки имеют весьма широкий спектр направленности. Наибольшую педагогическую ценность представляют кружки, сочетающие спортивную и познавательную направляющую. Общими принципами работы туристического кружка образовательной направленности являются: руководящая роль учителя, применение исследовательского метода, спортивная составляющая, тщательная разработка мероприятий, обязательное оформление результатов кружковой работы.

В г. Новокузнецке туристические кружки функционируют на базе многих школ и центров дополнительного образования: «ВСЦ Патриот», «ДЮЦ Орион», городской станции туризма и др. В течение года проводится множество мероприятий: походов, соревнований краеведческих олимпиад, конкурсов и конференций, систематизирующих работу туристических кружков города.

4) При организации спелеокружка на базе школы нами было выделено несколько этапов: подготовительный этап, разработка программы и плана мероприятий, организация занятий, первый поход. Организация спелеокружка на начальном этапе является непростой задачей в виду трех основных причин. Во-первых, от руководителя кружка требуется высокий профессиональный уровень. Во-вторых, необходима широкая материальная база. В-третьих, в широком доступе отсутствуют соответствующие образовательные программы, необходима разработка авторской программы.

Нами был разработан элективный курс «Основы спелеотуризма» для первого годы обучения. Он является межпредметным. В нем интегрированы географические знания и спортивная составляющая. При этом руководитель кружка сам корректирует, какую сторону он выбирает ведущей, а какую дополнительной. Объем курса 36 часов. На первом году обучения отрабатываются простейшие туристические навыки, формируется общие представления о пещерах и условиях их образования. Итогом первого полугодия или года обучения является первый поход в пещеру. Данный курс адаптирован для проведения кружка на базе общеобразовательной школы.



ЛИТЕРАТУРА
1) Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. - 285 с.

2) Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

3)Драгачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.

4) Гроздецкий, Н.А. Проблемы изучения карста и практика [Текст] / Н.А. Гроздецкий// М.: Изд-во «Мысль», 1972 . – 392 с.

5) Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 496с.

6) Семакин, Н.К. Внеклассная работа по географии [Текст] / Н.К. Семакин// М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

7) Сергеев, И.С. Краеведческая работа в школе. [Текст]/ И.С. Сергеев, В.И. Сергеев// М.: Просвещение, 1974. – 80 с.

8) Спелеосекция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.speleokzt.narod.ru/library/index.htm

9) Комиссия спелеологии и карстоведению Московского центра Русского географического общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://snowcave.ru/mcrgo/caves/salair/salair_opis.htm

10) Природа Сибири портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prirodasibiri.ru/?id_razd=70



11) Сивцев И. А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательного, оздоровительного, воспитательного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/567762/




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница