Методическая разработка урока. § Революция 1905-1907 гг. Домашнее задание




Скачать 106.91 Kb.
Дата14.08.2016
Размер106.91 Kb.
Учитель истории Соколова Ольга Леонидовна.

Тема II. Россия в годы Первой революции

Методическая разработка урока. § 4. РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 гг.

Домашнее задание

Оборудование урока

Даты, имена, термины и понятия

§ 4. Вопросы и задания. Термины, даты, имена.

Ноутбук, видеопроектор, экран, карта. Фильм «Броненосец «Потёмкин»

Революция социальная, буржуазно-демократическая революция, петиция, трудовики, «Булыгинская дума», Государственная дума, забастовка, «Кровавое воскресенье», октябристы, Советы, черносотенцы, кадеты, эсеры

http://kk.convdocs.org/pars_docs/refs/287/286686/286686_html_m3830f740.jpg Николай II – самодержец земли Русской

Предпосылки революции

  1. Незавершенность реформ 1861-1874 гг. породила разрыв между среднеразвитым капитализмом, отсталым сельских хозяйством и застывшим на уровне 18 века политическим строем.

  2. Сложилась революционная ситуация.

3. Высокие социальные издержки капиталистической индустриализации

4. Сохранение старых феодальных укладов в сельском хозяйстве

5. Россия – единственная страна в Европе, где отсутствовали парламент, легальные политические партии, гражданские права и свободы

6. Нерешенным оставался аграрный вопрос

7. Национальные противоречия составляли неразрывную часть внутренних противоречий и переплетались с социальными

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ


  1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти

  2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелья крестьян, сохранение выкупных платежей

  3. Ухудшение положения рабочего класса вследствие обострения противоречий между трудом и капиталом

  4. Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, метрополией и национальными окраинами

  5. Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905 гг.

Задачи революции.

  1. Конфискация помещичьих земель и безвозмездная передача их крестьянам.

  2. Введение 8-часового рабочего дня.

  3. Ликвидация национального гнета и установление равенства всех народов России.

  4. Свержение самодержавия и установления буржуазно-демократической республики.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС РЕВОЛЮЦИИ- АГРАРНЫЙ (помещичье землевладение и безземелье крестьян).

Расстановка политических сил накануне революции

К началу 1905 года сложились три лагеря:

1. Революционный. Требования: уничтожение всего экономического и политического строя. Представлен: партиями социал-демократов и социалистов-революционеров, анархистами. Социальная база (опора): рабочий класс, крестьяне. Революционный лагерь рассчитывал на насильственное свержение власти царя.

2. Либерально-буржуазный. Требования: политические права и свободы. Представлен: земцами, «Союзами освобождения», земцами-конституционалистами. Социальная база: обуржуазившиеся помещики, предприниматели, банкиры, финансисты и пр. Либералы – за реформы.

3 Правительственный. Требования: сохранение самодержавия. Представлен: царскими чиновниками, дворянством, духовенством. Политических партий у охранительного лагеря не было. Правительство Николая Второго избрало наихудшую тактику – упрямство до последнего, уповая только на силу и уступая силе.

Характер революции:

- буржуазно-демократическая;

- крестьянская;

- народная.



Периодизация революции.

Начало революции – 9 января 1905 года, окончание – 3 июня 1907 года.

Продолжительность 2,5 года.

1-й этап (9 января 1905-сентябрь 1905) – начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание революции вширь и вглубь.

2-й этап (октябрь-декабрь 1905) – высший подъем революции.

3-й этап (январь 1906 – 3 июня 1907)- отступление революции, поражение, спад революции по нисходящей линии.

Ход революции (основные события).

Первый этап.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/164/54164066_krovavoe_voskresene.jpg

9 января 1905 г. (Кровавое воскресенье) – расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге; начало революции.

Май-июнь 1905 года – стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; возникновение первых Советов рабочих уполномоченных.



http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/279/60279258_vosstanie_na_bronenosce_knyaz_potemkin_tavricheskiy.jpg

Июнь 1905 года – восстание на броненосце «Потемкин».

6 августа 1905 года – манифест о созыве законосовещательной Думы.



Второй этап.

http://cs304304.vk.me/v304304111/83d8/xep9q3nocks.jpg

Октябрь 1905 года – Всероссийская политическая стачка.

http://pln-pskov.ru/pictures/0837330447.jpghttp://www.peremeny.ru/main/wp-content/uploads/2011/05/narod.gif

17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

http://his.1september.ru/2005/24/12-1.jpg

http://fmimg.finmarket.ru/anl/zima05/22vosss_cr.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/75/420/75420710_2642543_barr_bolshoi.jpg

Декабрь 1905 года – вооруженное восстание в Москве.

Декабрь 1905 года – Закон о выборах в I Государственную Думу.



Третий этап.

http://900igr.net/datas/istorija/revoljutsija-1905-1907/0007-007-krestjanskie-vystuplenija.jpg

Рост крестьянских выступлений в 1906 году.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1248230179/028551.jpg ОМСК

http://slovare.coolreferat.com/%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%80%d1%8c/ref-5002_912862007-16718.coolpic ВЛАДИВОСТОК

Выступления в армии и флоте.

20 февраля 1906 года – преобразование Гос.Совета в верхнюю палату Парламента.

27 апреля 1906 года – начало работы Государственной Думы.

20 февраля 1907 года – начало работы II Гос. Думы.

3 июня 1907 года – роспуск Думы. Окончание революции.

Отношение основных политических сил к революции.

Эсеры. Революция не капиталистическая , промежуточная, «социальная», вызванная земельным кризисом. Целью социальной революции должна быть социализация земли и передачи власти буржуазии. Методы борьбы: от пропаганды до террора.

Социал-демократы. Характер революции – буржуазно-демократический. Методы борьбы: агитация и пропаганда, подготовка вооруженного восстания. Установление революционной диктатуры рабочих и крестьян.

Либералы. Оформились организационно либеральные партии кадетов и октябристов. За установление буржуазного строя с ограниченной монархией.

Монархисты. За сохранение дореволюционных порядков. Лозунг «православие, самодержавие, народность». Требовали освободить страну от иностранного капитала и монополий, льгот для русских и привилегий.

Итоги революции.


  1. Революция положила начало российскому парламентаризму.

  2. Расширение политических прав.

  3. Создание зачатков партийно-политической системы, появление легальных партий.

  4. Родились массовые профсоюзы, рабочие клубы, Советы депутатов.

  5. Российское общество освободилось от монархических иллюзий и перешло в оппозицию самодержавию.

  6. Пролетариат и крестьянство добились некоторого улучшения своего положения.

  7. Правительство приступило к реформе сельского хозяйства.

  8. Основные задачи (ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, установление национального равноправия) не решены.

Причины поражения революции:

  1. Выступления оппозиционных сил царизму были асинхронными, разрозненными.

  2. Армия осталась лояльной правительству.

  3. Не было согласованных действий у оппозиции.

  4. Помощь международного капитала самодержавию.

Историческое значение.

Революция показала властям, что их выбор в проведении политики лежит между реформами и революцией и в случае промедления это грозит новой Революцией.

Были созданы массовые общественные организации – профсоюзы и Советы.

Революция оказала влияние на международное рабочее движение и национально-освободительную борьбу.

В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией 1917 года».

Задания


1 уровень

  1. Каковы причины первой русской революции?

  2. Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции?

  3. Какие социальные силы приняли участие в революции?

  4. Какие требования к власти предъявляла каждая из них?

  5. Какие методы борьбы использовала в революции интеллигенция?

  6. Что общего в методах борьбы интеллигенции и пролетариата?

  7. Каковы особенности крестьянского движения?

  8. Проследите, как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции.

  9. Расскажите о ходе революции весной — летом 1905 г. Какие по сравнению с зимой 1905 г. изменения произошли в революционном процессе?

  10. Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений?

  11. Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие события стали кульминацией первой русской революции? Какие существовали возможные пути выхода из революции?

  12. Какую тактику избрало правительство и почему?

  13. Что такое Булыгинская дума?

  14. Каковы итоги революции и ее значение?

  1. уровень

  1. Какое явление в русской общественной жизни названо гапоновщиной?

  2. Есть ли различия между зубатовщиной и гапоновщиной?

  3. Как вы думаете, зависел ли ход революции от действий властей? Аргументируйте свой ответ.

  4. Анализируя уроки Московского восстания,

Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным.

И все- такисил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие».



  1. И. Ленин был другого мнения: «надо было браться — только более решительно и энергично».

А какой точки зрения придерживаетесь вы?

  1. Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить существовавшие в стране противоречия?

  2. Можно ли согласиться с мнением, что первая русская революция потерпела поражение?

  3. Как оценивали итоги и значение первой русской революции различные политические силы страны?

3 уровень

  1. Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?

ТЕСТ

Первая русская революция

  1. «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:

а) 8 -часового рабочего дня;

б) уничтожения помещичьего землевладения;



в) создания в стране органов народного представительства.

  1. 29 января 1905 г. специальным императорским указом была образована комиссия под руководством С. И. Шидловского, получившая задание:

а) изучить причины, приведшие к расстрелу мирной манифестации рабочих 9 января 1905 г., и наказать виновников трагедии;

б) подготовить указ о передаче части помещичьих земель крестьянам;



в) изучить условия труда и быта рабочих для последующего принятия мер.

  1. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

а) образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;

б) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический »;



в) расстрел мирного шествия рабочих в Петербурге;

г) вооруженное восстание в Москве;



д) Всероссийская политическая стачка.

  1. Известно, что в 1905 г. Николай II был склонен подавить революцию силой и в этой связи намеревался назначить военного диктатора. Однако, по воспоминаниям начальника канцелярии Министерства императорского двора А. А. Мосолова, человек, которого император прочил в диктаторы, заявил: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах...» Это был:

а) великий князь Николай Николаевич, командующий войсками гвардии в Петербургском военном округе;

б) Ф. В. Дубасов, московский генерал-губернатор;

в) Д. Ф. Трепов, петербургский генерал-губернатор


  1. Подавлением вооруженного восстания в Москве «прославился» гвардейский полк:

а) Волынский;

б) Семеновский;



в) Преображенский.

  1. Первым председателем Петербургского Совета рабочих депутатов (октябрь 1905 г.) был избран:

а) Г. В. Плеханов;

б) JI. Д. Троцкий;

в) Г. С. Хрусталев-Носарь.


  1. Правительственными войсками, в декабре 1905 г. жестоко подавившими восстание московских рабочих в районе Пресни, командовал:

а) адмирал Ф. В. Дубасов;

б) генерал А. Н. Меллер-Закомельский;



в) генерал С. С. Хабалов.

  1. Приведите в соответствие события, даты и города:

а) восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;

б) выступление моряков под предводительством лейтенанта П. П. Шмидта;



в) образование Совета рабочих уполномоченных;

г) расстрел мирного шествия рабочих;

д) вооруженное восстание.

1) 9 января 1905 г.; 2) май 1905 г.; 3) июнь 1905 г.; 4) ноябрь 1905 г.; 5) декабрь 1905 г. I) Петербург; II) Москва; III) Иваново-Вознесенск; IV) Севастополь; V) Одесса.



  1. Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:

а)создание в стране органов народного представительства;

б) введение в стране демократических прав и свобод;



в) всеобщее обязательное бесплатное образование;

г) отделение церкви от государства;

д) отмена выкупных платежей;

е) 8-часовой рабочий день.

10. Главный итог революции 1905—1907 гг. заключался в:



а) ликвидации помещичьего землевладения;

б) удовлетворении экономических требований рабочего класса;



в) появлении законодательного представительного органа власти.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница