Методическая разработка открытого мероприятия "Химия металлов" Разработал



Скачать 329.93 Kb.
Дата15.08.2016
Размер329.93 Kb.
ТипМетодическая разработка
Министерство образования и науки Краснодарского края

ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УНИР

_________ Л.М. Штефанова

«___» _________ 2014г.



Методическая разработка

открытого мероприятия

"Химия металлов"

c:\users\1\downloads\химия.jpg
Разработал преподаватель – Е.Н.Орлова
г.Армавир, 2014

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК

естественно-математических дисциплин

Протокол № ____от «____» _____________ 2014г.

Председатель ПЦК ____________ В.Н.Галицына

Металлы — один из самых распространённых материалов, используемых цивилизацией на протяжении практически всей её истории.

Бо́льшая часть металлов присутствует в природе в виде руд и соединений. Они образуют оксидысульфидыкарбонаты и другие химические соединения. Для получения чистых металлов и дальнейшего их применения необходимо выделить их из руд и провести очистку. При необходимости проводят легирование и другую обработку металлов. Изучением этого занимается наука металлургия. Металлургия различает руды чёрных металлов (на основе железа) и цветных (в их состав не входит железо, всего около 70 элементов). Золото, серебро и платина относятся также к драгоценным (благородным) металлам. Кроме того, в малых количествах они присутствуют в морской воде, растениях, живых организмах (играя при этом важную роль).

Известно, что организм человека на 3 % состоит из металлов. Больше всего в наших клетках кальция (в костях) и натрия, выступающего в роли электролита в межклеточной жидкости и цитоплазме. Магний накапливается в мышцах и нервной системемедь — в печенижелезо — в крови.



Разработчик:

Орлова Е.Н. –преподаватель химии ГБПОУ ААТТ КК



Рецензенты:

Галицына В.Н. – председатель ПЦК естественно-математических дисциплин ГБПОУККААТТ

Кондалова И.А. – заведующая методическим кабинетом ГБПОУККААТТ
Содержание

Введение

3

Разработка открытого мероприятия по неорганической химии


4

- цели, задачи мероприятия

4

- ход мероприятия

5







Библиографический список

10

Приложение

11



Введение

МЕТАЛЛЫ — это вещества, обладающие высокой электропроводностью и теплопроводностью, ковкостью, пластичностью и металлическим блеском. Эти характерные свойства металла обусловлены наличием свободно перемещающихся электронов в его кристаллической решетке. Из известных в настоящее время 107 химических элементов 85 относятся к металлам.

Деление всех химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева на металлы и неметаллы является условным. Если в периодической таблице провести диагональ через бор и астат, то в главных подгруппах, расположенных справа от диагонали, будут неметаллы, а в главных подгруппах слева от диагонали, побочных подгруппах и в восьмой группе (кроме инертных газов) — металлы. Причем элементы рядом с разделительной линией являются так называемыми металлоидами, т.е. веществами с промежуточными свойствами (металлов и неметаллов). К ним относятся: бор В, кремний Si, германий Gе, мышьяк Аs, сурьма Sb, теллур Те, полоний Ро.

В соответствии с местом, занимаемым в периодической системе, различают переходные (элементы побочных подгрупп) и непереходные металлы (элементы главных подгрупп). Металлы главных подгрупп характеризуются тем, что в их атомах происходит последовательное заполнение электронных s- и р-подуровней. В атомах металлов побочных подгрупп происходит достраивание d- и f-подуровней.


ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

"Химия металлов"

Цель:

- познакомить студентов с природными соединениями металлов и с самородными металлами,

-сформировать понятие о минералах, рудах и металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии.

Образовательные задачи:


  • применение обобщения  знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;

  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков ;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у студентов познавательного интереса к химии;

  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Оборудование: 

-коллекция руд железа, алюминия,  мел, железо, раствор сульфата меди, таблицы «Доменный процесс», « Доменная печь», «Процессы выплавки стали в конвертере, в дуговой печи», «Электрохимическое получение алюминия»,

-интерактивная доска

-просмотр презентации




"ЗНАКОМЬТЕСЬ, ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ"

Ведущий:

Участвуют: Медь, Сера, Железо, Золото, Алюминий, Кислород, Водород. (Участники имеют на голове полоски с символами элементов).

1. МЕДЬ - Вы знаете, кто я? Правильно. Вы все читали сказку Бажова "Малахитовая шкатулка", я вхожу в состав малахита. Уже много веков я верой и правдой служу людям. На смену каменным орудиям пришли орудия из бронзы, в которую входим я и мой друг олово.

2. СЕРА - А что сейчас из тебя делают?

3. МЕДЬ - Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет. Изготавливают также части машин, примусы, самовары.

4. ЖЕЛЕЗО - И ни за что не соглашусь стать самоваром. Как это неприятие когда в тебя наливают воду, я ужасно боюсь сырости, быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

5. МЕДЬ – Я не так капризна и сырости не боюсь. Недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. А как я сверкаю на ручках дверей и в рукоятках приборов!

6. ЖЕЛЕЗО - Подумаешь, важность: медные ручки, какие-то там части машин, из меня изготавливают целые машины, инструменты, я - очень нужный металл.

7. ЗОЛОТО - Что, правда, то правда. Железо всегда с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть на него никто не хочет. Не то что я! Как за мною гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как сейчас меня ценят! Я - редкий металл!

8. ЖЕЛЕЗО - Подумаешь, редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь редкие украшения, а железную посуду можно было встретить только в королевских кухнях.

9. КИСЛОРОД - И о чем они еще спорят эти металлы? Просто смешно слушай. Кто важнее? Медь, золото или железо? Чепуха! Каждый ребенок знает, что важнее всех на земле Я! Ведь мною дышат все живые существа. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим чванливым золотом.

10. ЗОЛОТО - Как ты смеешь, газ, не имеющий даже цвета, так непочтительно говорить обо мне! Я - царь металлов! Я ничего не боюсь! Ни сырости, ни кислоты. Я даже не боюсь кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо покрывается ржавчиной.

11. АЛЮМИНИЙ - Какое зазнайство! Вот я, например, каких-либо сто лет назад стоил очень дорого. Изделия из алюминия считались ценным подарком. Но я ведь не зазнавался! Наоборот очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бачки стоят недорого и отлично служат людям.

12. МЕДЬ - да, это правда! Недаром этот выскочка постепенно везде меня заменяет.

13. ЖЕЛЕЗО - А что было бы, если бы я совсем исчезло?

14. ВОДОРОД - Интересно, а что было бы с людьми?

15. ЖЕЛЕЗО - Людей бы не стало, так как в состав их крови входит железо.

16. СЕРА - Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышишь: я важнее, я нужнее... Не люблю я хвастунов, я элемент скромный. Обращается к водороду: "Что нужно сделать, чтобы получить огонь?"

17. ВОДОРОД - Огонь? Ну, конечно же, чиркнуть спичкой и все.

18. СЕРА - Нет не все. Если я буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она загорится.

19. ЖЕЛЕЗО - А вы не скажете, что необходимо, чтобы ружье выстрелило?

20. ЖЕЛЕЗО - Нужен порох.

21. СЕРА - Правильно. В состав пороха тоже вхожу я, правда, не одна, а в почетной компании с бертолетовой солью.

22. ЗОЛОТО (указывая на водород и кислород) - Вот легкомысленные элементы, вертятся, кружатся.

23. ВОДОРОД И КИСЛОРОД - Мы тоже нужны людям.

24. ЖЕЛЕЗО - Не понимаю, разве из вас можно сделать станок?

26. МЕДЬ - Даже самый простой водопроводный кран из вас не получится.

2Ь. ВОДОРОД - Но я могу заполнить собой воздушный шар и унести его выше облаков. Ведь я самый легкий из газов. А кто может жить без воды? В состав воды вхожу я и мой друг кислород.

27. АЛЮМИНИЙ - Хватит споров!

Без сомненья,

Элементы все нужны,

А для пользы - применение

Люди каждому нашли.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ (в загадках).

Ведущий:

Другого ничего в природе нет.

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Ты знаешь, газ - мельчайший водород,

В соединении с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома.

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу -

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь то железо, медь или гранит,

Все страшную космическую силу,

Закованную в атомы, хранит.

(С.Щипачев "Читая Менделеева")

№ 1.Водород известен с XVI века. Алхимики заметили, что при взаимодействии железных опилок с соляной или серной кислотой выделяется "горючий все-дух", или "искусственный воздух". Это был водород. Вслед за М.В.Ломоносовым Г. Кавендиш выделил водород из серной и соляной кислот железом, цинком, оловом. Он и указал, что при сжигании "горючего воздуха" образуется вода. Д.Лавуазье повторил опыт Кавендиш и доказал, что "горючий воздух" - простое вещество, а вода - химическое соединение водорода и кислорода. Лавуазье дал имя "горючему воздуху" - гидрогениум («рождающий воду»). Первые русские наименования водорода - "водотворный газ", «водотвор».

За флогистон его признали,

Когда получен газ тот был.

Его горючесть доказали

Восстановлением простым.

Из отношенья к кислороду

Лавуазье названье дал.

Он флогистон тот развенчал.

Я - водород, я - водород, родитель всех и всяких вод.

Поверь, я самый легкий газ, и легче я в 16 раз,

Чем ваш любимый кислород.

Со мною вместе он даёт ту воду, что вы пьёте, которой вы живете.

В любой из клеток, что живет, в состав вхожу я - водород.

А в технике вам без меня не обойтись и даже дня.

Сказал ведь вам, что легче всех. И в том великий мой успех.

И эти вот воздушные шары – их наполняют мной – лети, лети, лети.

№ 2. ГЕЛИЙ (от греч. "гелиос" - солнце) открыт в 1868 году в спектре протуберанцев Солнца одновременно и независимо друг от друга астрономами Ж. Жансеном (Франция) к Д. Локьером (Англия). На Земле гелий обнаружил У.Рамзай в 1895 году (Англия).

№ 3. ЛИТИЙ (от греч. ''литос" - камень) впервые получил Ю. Арфведсон в 1817 году (Швеция).

№4. Ве - бериллий (от греч. названия минерала "берилл") открыл в 1798 году Л. Воклен (Франция).

О пастбища и нивы!

Ваш отблеск и поющее сиянье

В мерцанье изумруда вечно живы.

(Я. Врхлицкий).

На красном бархате - хризоберилл

Прозрачно-розовый. . .

(С. Кирсанов)

№ 5. В - бор (от арабского названия минерала «боракс») получен в 1803 году Л. Тенаром (Франция) к Л. Гей-Люссаком (Франция).

№ 6. С - углерод. (от лат. "карбо" - уголь) известен с древнейших времен. Его элементарную природу установил в 1707 году Д. Лавуазье (Франция).

Бесчисленны соединения,

Какие образует он.

В них происходят измененья,

Которым имя - легион.

Он в чистом виде - черный,

Мрачный, неплавкий

Бывает, как кристалл прозрачен,

В котором блещет солнца луч.

№ 7. N - азот (от греч. "нитрон" - рождающий селитру) в атмосфере Земли был открыт почти одновременно несколькими исследователями (Д.Резерфордом, К.Шееле, Г.Кавендишем и др.) в конце ХУШ века.

Он нужен всем, когда лишь связан,

Он вяжется с большим» трудом,

Весь мир живых существ обязан

Ему растительным белком.

Распространен во всех трех царствах,

Освобождается в огне,

И есть он в красках и лекарствах,

Он нужен в мире и в войне.

№ 8. О - кислород (от греч. "оксюс" - кислый и "геннао" - рождаю) открыл в 1771 году К. Шееле (Швеция) и независимо от него в 1774 году Д. Пристли (Англия).

1. "Дифлогистированный воздух" –

Назвали этот газ.

Иначе звали - "чистый воздух».

Легко узнать его сейчас.

Известно, что горят отлично

В нём сера, фосфор, углерод,

Железо, магний,

Сгорает даже водород.

2. Без цвета я, без запаха, без вкуса,

без горения,

Но без меня попробуйте –

Не будет даже тления.

Знай, без меня дыханья и горенья нет.

Знай, без меня погибнет свет.

Кто очень болен, тот поймет,

Что только мною он живет.

Во всем живом и я живу.

Я - вездесущее звено.

Без кислорода мир - ничто.

№9. F- фтор (от греч. "фторос" - разрушение; латинское название флюорум происходит от лат. "флюо" - теку) открыл К. Шееле (Швеция) в 1771 году. В свободном состоянии его получил в 1885 году А.Муассан (Франция).

№ 10. Ne - неон (от греч. "неос" - новый, открыт в 1898 году У. Рамзаем и его помощником М. Траверсом. (Англия).

№. 11. Na - натрий (от греч. "нитрон" - сода) открыл Г..Дэви в 1807 году (Англия).

Хранят обычно в керосине,

И бегает он по воде.

В природе, помните отныне,

Свободным нет его нигде.

В солях открыть везде возможно -

Желтеет пламя от него.

И получить из соли можно,

Как Дэви получи его.

№ 12. Mg - магний (от названия г. Магнисия в Древней Греции) впервые получен Г.Дэви в 1807 году.

1. Он есть в кристаллах карналлита,

Находится в морской воде,

В составе найден доломита,

Он - спутник кадмия везде.

Свободный, легкий и горючий

Фотографам известен он.

Не очень твердый и тягучий,

Он - главный в сплаве электрон.

2. Когда под утро, точно магний,

Бледнеют лица в зеркалах.

(А Вознесенский)

№ 13. Al - алюминий (от лат. "алюмен" - квасцы) открыл в 1825 году X.Эрстед (Швеция).

1. Я внешне серебристо-белый,

Я очень хорошо куюсь,

Я в воздухе такой несмелый,

Я кислорода так боюсь.

Поэтому всегда в одежде

Везде и всюду нахожусь,

Она спасет - ты будь в надежде -

От окисленья - признаюсь.

Я вытесняю ртуть из соли,

И на поверхности моей

Растут пушистые узоры.

Кто я? Скажи, дружок, скорей!

2. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь самолетный металл,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

3. В тринадцатой квартире

Живу, известный в мире,

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Еще по части сплавов

Завоевал я славу.

И в этом деле я специалист.

Вот мчусь я, словно ветер

В космической ракете,

Спускаюсь в бездну моря,

там знают все меня.

По внешности я видный,

Хоть пленкою оксидной

Покрыт, она мне прочная броня.

Я мягкий, легкий, ковкий,

Сверкаю в упаковке.

Обернуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада
Меня немало надо,

А раньше был я очень дорогой.

№ 14. Si - кремний (от лат. "силекс" - кремень) открыл в 1323 году И. Берцелиус (Швеция).

Едва ли знаете свободным

Тот элемент, который здесь

Мы обсуждали очень часто.

Однако помните, он весь

Скрывается от ваших взоров

В песке, стекле и хрустале.

И без сомненья, вы найдете

Его повсюду на земле.

№ 15. Р - фосфор (от греч. "фосфорос" - несущий свет) выделил в 1669 году Хеннинг Бранд (Германия). В 1680 году Р.Бойль (Англия) переоткрыл фосфор, изучил его свойства и соединения.

1. Его названье - светоносный,

Он ядовитый и горюч.

Есть аллотроп его известный,

Безвредный, красный, как сургуч.

Он очень нужен всем растеньям,

В природных минералах есть.

Относят соли к удобреньям,

Которых в стране не счесть.

2. Живут два брата так прекрасно,

Помладше - белый, старший - красный.

И если младшего заденешь ты невольно,

Он вспыхнет пламенем, тобою недовольный.

Чуть подогрей его, он тут же покраснеет,

А охлади его пары, он снова побелеет.

Теперь скажу немного и о старшем:

Живет и служит в доме вашем.

Играть с ним детям малым не давайте,

От них его подальше убирайте!

Пора кончать, намек большой, простите,

И имена братишек назовите.

№ 16. S - сера (от лат. "сира" - светло-желтый) была известна в глубокой

Древности.

Октаэдрична, кристаллична, желта

Обычно, как янтарь.

Она бывает и пластична,

А применялась еще встарь.

Она встречается в Техасе

Вблизи вулканов, например,

У нас на Волге, на Кавказе,

В Крыму, в Туркменской ССР.

№ 17. Сl - хлор (от греч. "хлорос" - желто-зеленый) получил в 1774 году К.Шееле.

В солях бесцветен, безопасен,

Полезен, безусловно, всем.

Становится весьма опасен,

Koгда свободен он совсем.

Тогда он ядовит, окрашен

И может стлаться по земле,

Удушлив, кажется он страшен,

Как первый газ из всех ОВ.

№ 18. Ar – аргон (от греч. «аргос» - ленивый) был открыт в 1894 году совместно Д.Рэлеем и У. Рамзаем (Англия).

№ 19. К - калий (от арабского "алкали" - щёлочь) открыл Г. Дэви в 1807 году (Англия).

Он энергично вытесняет

Из влаги чистый водород.

Его при этом зажигает

И восстанавливает водород.

Веду быстрее вас к ответу,

Тот элемент в растеньях скрыт,

По фиолетовому цвету

Он может быть в солях открыт.

№. 20. Са - кальций (от лат. "калькс" - иэвесть) впервые был получен Г. Дэви в 1807 году.

1. Белы его соединенья

В воде бывают иногда,

Не вызывает то сомненье,

Что эto чистая вода.

В Финляндии и на Урале

Цветные карбонаты есть

А белоснежные - в Карраре,

Таким дворцам - большая честь.

2. Видишь, мрамор! Это просто кальций.

Химия. Породистый кристалл…

(И.Сельвинский)

№. 21. Sc - скандий (назван в честь Скандинавии) выделен в 1879 году Л. Нильсоном (Швеция).

№ 22. Ti - титан (назван по имени героя греческой мифологии) выделил В.Грегор в 1791 году (Англия) и независимо от него в 1792 году М. Клапрот (Германия).

№ 23. V - ванадий (назван по имени героя скандинавского мифа Ванадиса) отрыл в 1830 году Н. Сефстрем (Швеция).

№ 24. Сг - хром (от греч. '"хрома" - краска, цвет) был выделен в 1797 году Л. Вокленом (Франция) и независимо от него в том же году М. Клапротом (Германия).

25. Mn – марганец (от греч. "манганес" - минерал) открыт в 1774 году Юханом Ганом (Швеция) и К. Шееле.

Он ясно в окислах представлен,

Типичен в сплавах, как металл,

И солью он одной прославлен,

Та соль – окрашенный кристалл,

Который цвет легко меняет,

Как минеральный хамелеон,

Ожоги, раны заживляет

И воду сильно красит он.

№ 26. Fe - железо (от лат. "феррус" - твердый, крепкий) известно с древнейших времен.

1. Meталл я редкий в чистом виде,

Пластичный и блестящий я,

Богата рудами моими магнитогорская земля.

Я при реакциях активный,

Но вытесняет из солей

Меня активный алюминий,

Да и из окиси моей.

В прекрасных сплавах с углеродом

Я приобрел большой почет,

Служу я фабрикам, заводам,

Мне благодарен весь народ.

2. Среди металлов самый славный

Важнейший, древний элемент

В тяжелой индустрии главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии

Он нужен всей стране родной.

№ 27. Со – кобальт (от нем. «кобольд» - злой дух) открыл Георг Брандт в 1735 году (Швеция).

№. 28. Ni- никель (от нем. названия руды - купферниколь) был выделен А. Кростедтом в 1751 году (Швеция).

№. 29. Си - медь (от названия острова Кипр в Средиземном море) известна с древнейших времен.

1. Давно известна человеку,

Она тягуча и крепка.

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она.

С горячей серной кислотою

Дает нам синий купорос,

Белеет иногда порою. Когда?

Ответьте на вопрос.

2. Все – таки в употребление вошла

Прежде медь, чем железо,

Так как она была мягче, притом

Медным орудием почва пахалась,

И медь приводила

Битву в смятение, тяжкие раны

Везде рассевая.

Скот и поля похищались при помощи

меди, легко ведь

Все безоружное, голое повиновалось оружью.

(Т. Л. Кар «О природе вещей»)

№ 30. Zn - цинк (от лат. "цинкум" - белый налет) известен с давних времен. Металлический цинк был выделен С.Маргграфом В 1776 году (Германия).

Сколько майских луж,

Обрезков голубого цинка!

(Д.Полетаев)

№. 31. Gа – галлий (от лАт.»Галлия" - Франция) открыл в 1875 году Лекок де Буабодран (Франция)

№ 32. Ge – германий (назван в честь Германии) открыл К. Винклер в 1866 году (Германия).

№. As - мышьяк (от греч. "арсеникон" - сильный, мужественный) обнаружен Альбертом Великим в 1225 году (Германия).

№ 34. Sе - селен (от греч. "селене" - луна) открыл в 1817 году И. БерцелИус

Швеция.

№. 35. Вr - бром (от греч. бромос - вонючий) выделил в 1826 году А.Балар (Франция).



Тяжёлый, жидкий и пахучий,

Подвижен, сильно ядовит,

Удушлив и весьма летучий,

Сквозь поры пробки он летит.

В солях почти всегда бесцветен,

Есть в Сакском озере, в Крыму.

Лечебным действием полезен

И всем известен потому.

№. 36. Kr - криптон (от греч. «криптос» - скрытый) открыл в 1898 году У. Рамзай.

№. 37. Rb - рубидий (от лат. "рубидус" - красный, цвет спектральной линии) был открыт совместно в 1861 году Г.Кирхгофом и Р.Бунзеном (Германия).

№. 38. Sr – стронций.

№ 39. Y - иттрий (от названия местечка Иттерби в Швеции) открыл в 1794 году Ю.Гадолин (Финляндия).

№ 40. Zr - цирконий (от персидского слова "царкун" - золотой камень) открыл в 1789 году М.Клапрот.

№ 41. Nb - ниобий (назван по имени Ниобеи, героини греческой мифологии) открыли Ч. Хатчетт в 1801 году (Англия) и независимо от него Г. Розе в 1844 году (Германия).

№ 42. Мо - молибден (от древнегреч. "молибдос - свинец) получил в 1781 году К. Шееле.

№ 43. Тс - технеций (от греч. "технетос" - искусственный) синтезировал в 1937 году Э.Сегре (Италия).

№ 44. Ru - рутений (от лат. "Рутения" - Россия) открыл в 1844 году К.Клаус (Россия).

№ 45. Rh - родий (ог греч. "родон" - роза) был получен в 1804 году У. Волластаном (Англия).

№ 46. Pd - палладий (от названия астероида Паллада) был получен в 1803 году У. Волластаном (Англия).

№ 47. Аg – серебро (от греч. "аргирос" - светлый, белый) известно с древнейших времен.

1. Второй высокий металл называется серебро.

Сие от золота разнится больше цветом и тягостию.

Цвет его так бел, что ежели серебро совсем чисто

И только после плавления вылито, а не полировано,

То кажется оно издали бело, как мел.

(М.В.Ломоносов).

2. Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей, почетных знаков. Этот металл лучше других металлов проводит электрический ток, убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном стоянии, ее называют святой водой.

3. Я серебро! Я серебро!

Из благородных тоже ведь оно,

Соединяться с водородом не хочу,

Лишь кислород мне по плечу.

Служу я честно вам, друзья.

Я и в кольцах и браслетах,

Я и в денежных монетах,

И в зеркалах увидите меня.

Я серебрист, блестящ, красив,

Средь прочих элементов не спесив.

И лучший я для тока проводник,

Есть у нас в стране и мой родник.

№ 48. Cd - кадмий (от греч. "кадмея" - цинковая руда) открыл в 1817 году Ф.Штромейр (Германия).

№ 49. In - индий (от названия красителя индиго, имеющего синий цвет спектральной линии) открыли совместно в 1863 году Ф. Райх и Г.Рихтер (Германия).

№ 50. Sn – олово (от лат. "ставан" - прочно, стойко) было известно в древнем мире.

№ 51. Sb - сурьма (от греч. "стимми" - косметическая краска) открыта немецким монахом Василием Валентином (ХУ1 в.).

№ 52. Те - теллур (от греч. "теллус" - земля) открыл в 1798 году М. Клапрот, в 1782 году был открыт Ф.Мюллером (Венгрия).

№ 53. J - йод (от греч. "йоэйдес" - фиолетовый) открыл Б.Куртуа в 1811 году (Франция). Гей-Люссак установил элементарную природу йода в 1813 году.

Рассеян по земле повсюду,

Немного есть в морской воде,

Рассказывать того не буду,

Как обнаружен он везде.

Летучий, темный, кристалличный,

Он мало растворим в воде.

Раствор спиртовый стал типичным,

В аптеках встретите везде.

№ 54. Хе - ксенон ("ксенос" - чужой) открыт в 1898 году У. Рамзаем и его помощником М. Траверсом (Англия).

№ 55. Cs - цезий (от лат. "цезхус" - голубой, цвет спектральной линии) был открыт совместно в 1861 году Г.Г.Кирхгоффом и Р.Бунзеном (Германия).

№ 56. Ва - барий (от греч. "барос" - тяжелый) совместно выделен в 1774 году Юханом Ганном и К Шееле (Швеция).

№ 57 La - лантан (от греч. "лантано" - скрываюсь) выделил в 1830 году К. Мосандер (Швеция).

№ 58. Се - церий (от названия астероида Цереры).

№ 59. Pr - празеодим (от греч. светло-зеленый близнец) открыл в 1885 году - Ауэр фон Вельсбах (Австрия).

№ 60. Nd - неодим (от греч. новый и "дидим" - близнец) открыл в 1885 году Ауэр фон Вельсбах (Австрия).

№ 61. Pm - прометий (от имени Прометея, героя греческой мифологии) обнаружен Ч. Кориэллом и др. в 1947 году (США) в продуктах деления урана в атомном реакторе.

№ 62. Sm - самарий (от названия минерала самарскита) открыл в 1879 году Лекок де Буабодран (Франции).

№ 63. Eu - европий (назван в честь Европы) открыл в 1901 году Э. Демарсе (Франция).

№ 64. Gd - гадолиний честь Ю. Гадолина) открыл в 1880 году Ж. Мариньяк (Швейцария).

№ 65. Тв - тербий (от названия местечка Иттерби в Швеции) получил в" 1843 году К.Мосандер (Швеция).

№ 66. Ду - диспрозий (от греч. "диспроситос" - труднодоступный) открыл в 1886 году Лекок де Буабодран.

№ 67. Но - гольмий (от лат. « Холмия» - Стокгольм) получил в 1879 году П.Клеве (Швеция).

№ 68. Er - эрбий (от названия местечка Иттерби в Швеции) открыл в 1843 году К. Моссандер.

№ 69. Тm – тулий (от древнегреч. Туле – Скандинавия) открыл П.Т. Клеве (Швеция) в 1879 году.

№ 70. Yв – иттербий (от названия местечка Иттерби в Швеции) открыл в 1878 году Мариньян.

№ 71. Lu - лютеций (в честь древнего латинского названия Парижа) выделил в 1907 году Ж. Урбэн (Франция).

№ 72. Hf - гафний (от древнего названия Копенгагена - Гафния) открыт совместно в 1823 году в Дании Д. Хевиши (Венгрия) и Д. Костером (Нидерланды).

№ 73. Та - тантал (от имени Тантала, героя греческой мифологии) открыл А.Г Экеберг в 1802 году (Швеция).

№ 74. W – вольфрам (в пер. с нем. – волчья пена) выделил в 1781 году К. Шееле.

№ 76. Os – осмий (от греч. "осма" - запах) открыл в 1804 году С. Теннант (Англия).

№ 77. Ir – иридий (от греч. ирис – радуга) открыл в 1804 год С. Теннант (Англия)

№ 78. Pt - платина (от испанского "плата" -серебро). Подробно ее описал в 1748 году Антонио де Ульоа (Испания).

Металл блестящий, серебристый,

Лишь в царской водке растворим.

Со спутниками

Для химиков незаменим.

Урал, обильнейший дарами,

Таит металл тот средь других,

Не назовете ли вы сами –

Глава металлов он, каких?

№ 79. Au – золото (от лат. «аурора» - утренняя заря) известно с древнейших времен.

1. Прославлен всеми нами

Металл, испытанный огнем.

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил в мечте о нем.

Но, как кумир, он свержен нами

И блеск его нас не манит.

2. Ценной была тогда медь, а золото

было в презренье,

Как бесполезная вещь с лезвием,

от удара тупевшим.

Ныне в презрении медь, а золото

в высшем почете.

Так обращенье времен изменяет значенье

предметов.

(Т.Л. Кар «О природе вещей»).

№ 80. Hg – ртуть (от греч. «хюдор» - вода и «аргирос» - жидкое серебро) известна с древнейших времен.

Ceмь металлов создал свет

По числу семи планет:

Дал нам Космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец...

Сын мой! Сера их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем ли ртуть - родная мать!

( Из записок алхимика, перевод Н.Морозова "В поисках философского камня").

№ 81. Tl – таллий (от лат. "таллус" - распускающаяся ветка) был открыт в 1861 году У. Круксом (Англия). Независимо от него таллий обнаружил в томже году А. Лями (Франция).

№ 82. Рв – свинец. Был известен в древнем мире. Происхождение названия не установлено.

№ 83. Вi – висмут (в пер. с нем. – белое вещество) известен с XV века. Производство висмута описал Г. Агрикола (Германия).

№ 84. Ро - полоний (от лат. Полония - Польша) открыт в 1896 году супругам - М.и П.Кюри (Франция).

№ 85. Аt- астат (от греч. "астатос" - неустойчивый) получен в 1940 году Э. Сегре и др. (США).

№ 86. Rn - радон (от лат. названия радия) открыт в продуктах радиоактивного распада Э. Резерфордом в 1900 году (Англия) и выделен У. Рамзаем в 1903 году.

№ 87. Fr - франций (назван в честь Франции) открыла М.Пере (Перей) в 1939 году (Франция).

№ 88. Ra - радий (от лат. "радиус" - луч) открыт в I896 году супругами М. Склодовской-Кюри и П.Кюри (Франция).

Поэзия – та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды…

(В.Маяковский).

№ 89. Ас – актиний (от греч. «актис» - луч) открыл в 1899 году А. Дебьерн (Франция).

№ 90. Тh - торий (от имени Тора - героини скандинавского мифа) открыл в 1829 году И. Берцеллиус.

№ 91. Ра – протактиний (греч. слово, означающее предшествующий актинию) получен совместно в 1918 году С. Ганом и Л. Мейтнер (Германия).

№ 92. И – уран (от названия планеты Уран) открыл в 1789 году М.Клапрот. (Франция). Чистый металл был получен в 1841 году.

№ 93. Nр – нептуний (от названия планеты Нептун) был открыт в США Э. Максимилланом сотрудниками в 1940 году.

№ 94. Pu - плутоний (от названия планеты Плутон) был открыт в США Э. Максимилланом с сотрудниками в 1940 году.

№ 95. Am - америций (нагнан в честь Америки), 1944 год.

№ 96. Cm - кюрий (назван в честь супругов М. и П. Кюри), 1944 год.

№ 97. Br - берклий (от названия города Беркли в США), 1949 год.

№ 98. Cf - калифорний (в честь штата Калифорния в США), 1950 год.

№ 99. Es - эйнштейний (в честь А.Эйнштейна), 1954 год.

№ 100. Fm - фермий (в честь З. Ферми), 1954 год.

№ 101. Md - менделевий (в честь Д.И. Менделеева), 1955 год.

№ 95 - № 101 были синтезированы в США группой ученых, в которую входили Г.Сиборг, А.Гиорсо и другие.

№ 102 - нобелий (в честь А.Нобеля).Достоверный синтез элемента № 102 был осуществлен в Дубне в 1965 году.

№ 103. Lr – лоуренсий (в честь А. Лоуренса).

Процесс синтеза элемента № 103 растянутся на 10 лет (с 1961 по 1971 г.г.), причем лаборатории Дубны и Беркли имеют одинаковые заслуги.

№ 104. Rf – резерфордий

№ 105. Db – дубний

№ 104 и № 105 независимо и одновременно синтезированы в Дубне и Беркли

(№ 104 - 1968-1969 г.г.), (№ 105 – 1970 г.)

№ 106. Sg - сиборгий синтезировали американские исследователи(1974 г.).

№ 107. Во - борий в честь Н.Бора. Cинтезировали физики из лаборатории Дармштадта (1981 г.).

№ 108. Нs – хассий синтезировали советские и немецкие исследователи(1984 г.).

№ 109. Мt - мейтнерий в честь немецкого ученого в области радиохимии Лизе Мейтнер.Cинтезировали физики из лаборатории Дармштадта (1987 г.).

Библиографический список


  1. Химия. 11класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2008


  2. Химия. Методическое пособие. 11 класс. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.- М.: Дрофа, 2005



  3. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков.-М.: Дрофа, 1995
  4. Коррозия и борьба с ней. Г.Г. Улиг, Р.У. Реви.- Л.: «Химия», 1989



Интернет- источники

  • Ресурсы Интернет «Мир химии»


РЕЦЕНЗИЯ

на внеклассное мероприятие по теме: «Химия металлов»

проведенное

Орловой Еленой Николаевной


Открытое внеклассное мероприятие проведено 1 апреля 2014г. со студентами первых курсов, приуроченное к неделе естественно-математических дисциплин, в соответствии с требованиями.
Цель:

- познакомить студентов с природными соединениями металлов и с самородными металлами,

-сформировать понятие о минералах, рудах и металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии
Образовательные задачи:


  • применение обобщения  знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;

  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков ;

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у студентов познавательного интереса к химии;

  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

В ходе мероприятия применены различные формы работы: индивидуальная, групповая. Осуществлялось совершенствование навыков работы с текстом, развитие умений работы в группе, умений делать обобщения, выводы.

 Преподавателем и студентами проведена большая подготовительная работа к данному мероприятию: сбор информационного материала, подготовка театрализованного представления , подготовка презентаций.

В данном внеклассном мероприятии задействованы студенты нескольких групп, так как отношения между участниками давно сложились в ходе учебного процесса, обстановка способствовала дружеской дискуссии.

На лицо использование элементов проектной деятельности при подготовке.

Данную методическую разработку можно использовать в воспитании интереса к предмету у студентов.

Рецензенты:

Галицына В.Н. – председатель ПЦК естественно-математических дисциплин ГБПОУКК ААТТ



Кондалова И.А. – заведующая методическим кабинетом ГБПОУКК ААТТ



Каталог: download -> version
version -> Задачи для тренировки А10. Кирьянову
version -> «Натуральные числа»
version -> Задачи по дисциплине «монолитный бетон»
version -> Комплексные задания к текстам (4 класс) Прочитай текст и выполни задания. Кто из пернатых пилотов летает быстрее всех?
version -> Рекомендации по выполнению задания а1 – А7
version -> Вариант №1 – гиа 2012 Прочтите текст и выполните задания А1—А7, В1—В9
version -> 1. в viа группу не входит элемент: а О; б S; в Se; г C
version -> -
version -> Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства». Вариант 1 Часть А


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница