Методическая разработка модели еврейского лидерства февраль 2015 г. Модели еврейского лидерства



Скачать 96.05 Kb.
Дата12.06.2016
Размер96.05 Kb.
ТипМетодическая разработка





ЦЕНТР ЛИДЕРСКОГО РАЗВИТИЯ


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МОДЕЛИ ЕВРЕЙСКОГО ЛИДЕРСТВА


Февраль 2015 г.

Модели еврейского лидерства

Цель: рассмотреть особенности еврейского лидерства, дать понимание того, как различные, иногда противоречивые ценности, могут оригинальным способом сливаться в единое целое.

Необходимые материалы: распечатки Приложений, листы бумаги, флипчарт, маркеры.

Методические приемы: работа в общем кругу, в малых группах, в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, мозговой штурм.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)


Работа в общем кругу

Ведущий

Мы много говорили о лидерстве, а поскольку наша жизнь связана с еврейством и еврейской общиной, часто употребляется и термин «еврейское лидерство».



ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (80 мин.)


Работа в общем кругу

Ведущий

Лидерство редко бывает простым. Оно беспорядочно и непредсказуемо. Иногда, описывая сложные ситуации с лидерством, мы используем термин «трясина проблем». Такая характеристика переносит нас в вязкое, плотное, неуютное место, в которое мы непрерывно погружаемся. В трясине нет твердой почвы под ногами. Одна из наиболее сложных историй Торы на тему лидерства – воистину древняя трясина – касается Иосифа. В Брейшит, главы 37-46, мы видим, как любимец отца, презираемый и оскорбляемый брат, бывший узник посредством целого ряда сложных обстоятельств обретает место при дворе. Иосиф, один из немногих библейских лидеров, чья жизнь представлена нам от рождения до смерти, пробивается в этом мире, ставя перед собой честолюбивые цели, платя непомерную цену за свои убеждения и находя творческие пути выхода из сложных ситуаций. В главе 41 книги Брейшит фараон настолько доволен толкованием Иосифом сна, что правитель Египта предлагает ему особое место при своем дворе; он становится помощником фараона, правителем, первым после царя, всей страны, в результате чего получает в дар от фараона новый гардероб, имя и жену.


Чтение текста Брейшит 41: 41–45.

Вопрос: Есть ли здесь признаки лидерства, и какие? (ответы по кругу)

Ведущий

Иосиф получает все внешние признаки лидерства: новое имя, красивую одежду, перстень с печатью и цепь, колесницу и статусную жену. Иосифа провезут по земле египетской в его колеснице, и народ будет торжественно приветствовать его. Все будут преклоняться перед ним, признавая его статус. Читая главу, далее мы видим, что Иосиф настолько сроднился с новой для себя лидерской ролью, что нарекает обоих своих сыновей именами, которые передают его душевное состояние: один сын назван в честь его нынешнего успеха, имя другого символизирует избавление от тщетных надежд на успех, которые он лелеял, живя в родительском доме, где его смелые лидерские мечты рассматривались как дерзкие фантазии эгоцентричного подростка.



Чтение Брейшит 41: 46, 50–52

Когда Иосиф становится лидером, он прячет некоторые аспекты своего еврейства. Он принимает новое, египетское имя. Он носит другие одежды. Он говорит на другом языке и, что особо печально, имя, которым он нарекает одного из своих сыновей, символизирует чувство покинутости, которое он ощущал в отцовском доме. Однако, наречение ребенка именем, которое должно бы помочь нам залечить наши детские раны, никогда не приносит результата. При каждом упоминании имени ребенка, прошлая боль снова напоминает о себе. Эти внешние изменения поднимают экзистенциальный вопрос о сути личностного лидерства Иосифа. Кому я служу? Как я служу? Кто я? У Иосифа был переломный момент, когда сошлись в одной точке его царственная и духовная личности, заставляя его столкнуться лицом к лицу и с прошлым и с будущим. Братья Иосифа во время голода пришли в Египет в поисках хлеба. Подвергнув их некоторым испытаниям, Иосиф видит, что братья его стали более зрелыми в восприятии семейственной ответственности. Понимание этого переполняет его чувствами, которые Иосиф не в силах более сдерживать. В главе 45 Брейшит мы читаем.



Чтение текста Брейшит 45: 1–2

Вопрос: Почему Йосиф потребовал, чтобы все египтяне покинули помещение в тот момент, когда он открылся своим братьям? (ответы по желанию).

Сегодня мы часто предлагаем лидерские\руководящие должности тем, у кого есть красивая колесница или перстень с печатью. У них есть деньги, положение, престиж и на основании этого они становятся членами советов директоров, или даже президентами компаний. И только потом, со временем, возникает вопрос об их настоящих лидерских умениях. Однако, в библейском тексте, положение в обществе появляется не по причине наличия денег, а благодаря уму и лидерству, которое идет от Б-га. И деньги, и влияние появляются как следствие мудрости, но никак не наоборот. Существует много видов лидеров и лидерства: полководцы и учителя, властители дум и политические лидеры. Ясно, что каждое из направлений требует от человека и своих специфически способностей. Это может быть способность представить свое мировоззрение, умение вести за собой личным примером, равновесие между разумом и чувствами, стремление к переменам, знание людей, организаторские способности, смелость, умение правильно распределить обязанности и так далее.


А как относится еврейская традиция к лидеру и лидерству? Какие условия ставит Тора перед тем, как выбрать руководителя для еврейского народа? Какие возможности он должен продемонстрировать, чтобы стать главой и вождем? Мы много читали о лидерстве и лидерах, об их способностях и стойкости в тяжелую минуту, о великих решениях, которые они принимают. Мы видели их в разных ситуациях. Мы читали о том, каким лидером был Йосеф, а перед этим — как отец предназначил ему будущее лидера. Мы читали о фараоне, безраздельном правителе великого Египта, вершащем судьбы других людей и всего своего народа. Мы читали о Йеѓуде, получившем благословение быть будущим руководителем еврейского народа. А перед этим мы видели, как Йеѓуда берет в свои руки бразды правления в самые критические минуты, когда все вокруг не знают, что делать. В недельной главе «Шмойс» мы впервые читаем о Моше-рабейну, которого можно назвать первым вождем еврейского народа (особенно, если вспомнить, что это слово происходит от глагола «водить»). 30 мин.

Работа в парах

Задание: прочитать тексты Приложения 2, выделить черты лидера в поступках Моше. Затем назвать, не повторяясь (записываем на большом листе). Обсуждение. 20 мин.
Работа в малых группах (4 группы)

Задание:

1 и 2 группы – чтение текста Шмот 2: 11–17 и ответы на вопросы:



  • Что означают слова «увидел, что нет никого»?

  • Оправдано ли было поведение Моше, ведь он ничего не мог кардинально изменить, а лишь ухудшил свое положение?

  • Должны ли мы приходить на помощь любому еврею, вне зависимости от его моральных качеств и степени вины?

  • Должен ли был Моше повести себя таким же образом, если бы избивали представителя другого народа?

3 и 4 группы – чтение текста Шмот 3: 11-15, 4: 1-17 и ответы на вопросы:

  • Почему Моше ни за что на свете не хотел идти спасать евреев из Египта?

  • Почему Б-г не выбрал Аѓарона на роль спасителя евреев. Зачем же нужно было ставить во главу народа человека пришлого, который первые двадцать лет рос в доме фараона, а потом вообще не жил в Египте много лет?

  • Может ли истинный народный вождь вырасти в отрыве от народа?

Работа в общем кругу

Презентация ответов, обсуждение. (10 мин.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

Вопрос: В чем же особенность еврейского лидерства?

Приложение 1
Брейшит 41: 41–45

И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле египетской. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-Панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле египетской.


Брейшит 41: 46, 50–52

Иосифу было тридцать лет от рождения … до наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Аснат, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Менаше, потому что говорил он Б-г дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефраим, потому что говорил он Б-г сделал меня плодовитым в земле страдания моего.


Брейшит 45: 1–2

И не мог Йосеф удержаться при всех, кто стоял около него, и закричал: «выведите от меня всех!» И не стоял никто возле него, когда Йосеф дал себя узнать братьям своим. И он заплакал, и услышали египтяне, и услышал дом фараона. И сказал Йосеф братьям своим: «Я Йосеф!»…



Приложение 2

Шмот 2: 11–17

И Было, В Те Дни: и вырос Моше, и вышел к братьям своим, и увидел их тяжкие труды (повинности), и увидел, (что) некий мицри избивает некого иври из его братьев. И оглянулся он по сторонам, и увидел, что нет никого, и поразил мицри, и спрятал его в песке. И вышел он на другой день, и вот два человека (из) иврим спорят, и сказал он неправому: Зачем тебе бить ближнего твоего? И сказал тот: Кто поставил тебя мужем, повелителем к судьей над нами? Не замышляешь ли ты убить меня, как убил мицри? И испугался Моше, и сказал: Истинно, стало известным это. И услышал Паро об этом, и вознамерился убить Моше, и бежал Моше от Паро, и остановился в земле Мидьян, и сел у колодца. А у жреца Мидьяна семь дочерей, и пришли они, и начерпали (воды), и наполнили желоба, чтобы напоить овец своего отца. И пришли пастухи, и прогнали их, и поднялся Моше, и выручил их, и напоил их овец.



Шмот 3: 11-15, 4: 1–17

И сказал Моше Б-гу: Кто я, чтобы мне идти к Паро и чтобы мне вывести сынов Исраэля из Мицраима? И сказал Он: Ведь Я буду с тобой, а это тебе знак, что Я послал тебя: когда выведешь народ из Мицраима, служить будете Б-гу на этой горе. И сказал Моше Б-гу: Вот я приду к сынам Исраэля и скажу им: Б-г ваших отцов послал меня к вам. И скажут они мне: Как Имя Его? - Что скажу им? И сказал Б-г Моше: Я буду..., как буду... И сказал Он: Так скажи сынам Исраэля: "Я пребуду" послал меня к вам. И сказал еще Б-г Моше: Так скажи сынам Исраэля: Господь, Б-г ваших отцов, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Йаакова, послал меня к вам, — это Имя Мое вовеки и это памятование Мое из рода в род. Иди и собери старейшин Исраэля и скажи им: Господь, Б-г ваших отцов, дал зреть Себя мне, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Йаакова, говоря: Помянул Я вас и (то), что причиняют вам в Мицраиме. И сказал Я: Выведу вас из-под гнета Мицраима на землю кенаани, и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси, на землю, источающую молоко и мед. И послушают они твоего голоса…

И отвечал Моше и сказал: Но они не поверят мне и не послушают моего голоса. И сказал ему Г-сподь: Что это в твоей руке? И сказал он: Посох. И сказал Он: Брось его на землю. И он бросил его на землю, и тот стал змеем, и бежал Моше от него И сказал Г-сподь Моше: Протяни твою руку и ухвати его за хвост. И протянул он свою руку и схватил его, и стал тот посохом в его руке. (Это) чтобы они поверили, что Себя дал зреть тебе Г-сподь, Б-г их отцов, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Йаакова. 6. И сказал Г-сподь ему еще: Положи твою руку за пазуху. И положил он руку свою за пазуху, и вынул ее, и вот его рука (покрыта) проказой, как снегом. И сказал Он: Вновь положи твою руку за пазуху. И положил он вновь свою руку за пазуху себе, и вынул ее из своей пазухи, и вот она вновь как его тело. И будет: Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу знака последнего. И будет: Если не поверят также двум этим знакам и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей (ее) на сушу; и станет вода, которую возьмешь из реки, и станет она кровью на суше. И сказал Моше Г-споду: Молю (Тебя), мой Господин! Я человек не речистый ни со вчерашнего, ни с третьего дня, ни с тех пор, как Ты говоришь с Твоим рабом, ибо тяжел на уста и тяжел на язык я. И сказал Г-сподь ему: Кто дал уста человеку? Или кто делает немым или глухим, или зрячим, или слепым? Ужели не Я, Г-сподь? А теперь иди, и Я буду с твоими устами и укажу тебе, что тебе говорить.

И сказал он: Молю (Тебя), мой Господин! Пошли через кого посылаешь (или: через кого бы ни послал). И воспылал гнев Г-сподень на Моше и сказал Он: Ведь Аарон, твой брат, леви; знаю, что говорить будет он, и также вот он выйдет тебе навстречу, и увидит тебя, и возрадуется в сердце своем. И будешь говорить ему, и вложишь речи в его уста, а Я буду с твоими устами и с его устами и укажу вам, что вам делать. И он будет говорить за тебя к народу, и будет: он будет тебе устами, а ты будешь ему повелителем.



Шмот 32:31–32

И возвратился Моше к Господу, и сказал: О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божества золотые. И теперь, если простишь их грех, (хорошо); а если нет, то сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал.



Шмот 20:15–18

И весь народ, видят они голоса и сполыхи, и голос шофара, и гору дымящуюся. И увидел народ, и дрогнули они и стали поодаль. И сказали они Моше: Говори ты с нами, и будем слушать; и да не говорит с нами Б-г, чтобы нам не умереть. И сказал Моше народу: Не бойтесь, ибо чтобы вознести вас пришел Б-г и чтобы Его (Б-жий) страх был пред вашими лицами, чтобы вы не грешили. И стоял народ поодаль, а Моше подступил ко мгле, туда, где Б-г.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Dr. Erica Brown. Inspired Jewish Leadership. Practical Approaches to building strong communities.

  2. //www.migdal.org.ua.

  3. Уроки Торы,Издательство: Лехаим, 2001.

  4. http://www.machanaim.org.

  5. www.istok.ru.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница