Метапознание как фактор развития учебных умений



Дата03.04.2016
Размер44.8 Kb.
МЕТАПОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ

О. Е. Мальская, кандидат психологических наук,

И. Л. Можаровский, кандидат психологических наук

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Любая система обучения должна обеспечивать, с одной стороны, эффективное усвоение знаний по разным учебным предметам, а с другой, – способствовать умственному развитию, научить учащихся учиться. Возможности целенаправленного формирования у учащихся различных приемов познавательной деятельности от логических действий до способов понимания учебных текстов были предметом многочисленных отечественных и зарубежных исследований. В целом, эти исследования показали принципиальную возможность вооружения учащихся различными приемами познавательной и учебной деятельности, продемонстрировали положительный эффект формирования таких приемов на усвоение учебного материала (1; 3; 7; 8; 12). Вместе с тем было обнаружено, что экспериментально сформированные приемы не всегда переносятся учащимися в условия реальной деятельности. Так, А.И.Подольский установил факт того, что экспериментально сформированный контроль не переносится школьниками в учебную деятельность, т.е. не становится средством повышения внимательности при письме (6).

Трудности переноса формируемых способов познавательной деятельности в реальные условия обучения наиболее четко были зафиксированы в концепции метапознания психологами когнитивного направления. Дж. Флейвелл, являющийся одним из основоположников данного направления, описал феномен «production deficiency», суть которого состоит в том, что учащиеся, у которых были сформированы эффективные стратегии усвоения (например, способы осмысленного запоминания), не применяют их в своей учебной деятельности, но способны это сделать по требованию взрослого. Для объяснения данного феномена и было введено понятие метапознания (знание о познании), а суть объяснения состояла в том, что учащиеся не понимают, когда и почему надо использовать соответствующие способы усвоения (11).

Начиная с 70-х годов прошлого века, ведется интенсивное изучение особенностей становления и функционирования различных составляющих метапознания (метапамять, метавнимание, метапонимание и др.) и его роли в регуляции познавательной деятельности субъекта. Эмпирические работы выполнены применительно к разным когнитивным стратегиям (осмысленное запоминание, внимание, понимание текста и др.) на разных выборках учащихся (учащиеся разных возрастов, дети с задержкой психического развития, дети с трудностями в обучении). Характер связи метазнаний и эффективности познавательной деятельности оказался различным для разных задач и возраста учащихся. Результаты исследования метапознания еще раз подтвердили необходимость дифференцировать различные уровни регуляции познавательной деятельности применительно к разным учебным задачам. Метазнания о разных аспектах познания складываются на разных этапах онтогенеза. Важные компоненты метапамяти складываются уже в дошкольном детстве, тогда как выделение цели «понять» происходит значительно позже, по-видимому, только в подростковом возрасте, и эффективная регуляция понимания содержания текста остается серьезной проблемой даже для взрослых (9; 10).

Сказанное выше ставит вопрос о природе и конкретном содержании метазнаний, лежащих в основе различных способов учения. В настоящее время данный вопрос представляется недостаточно разработанным как теоретически, так и экспериментально. Вместе с тем можно утверждать, что эти знания, являясь разнородными по содержанию (психологическими, педагогическими, лингвистическими, логико-методологическими), должны образовывать единую функциональную систему, направленную на решение всей совокупности задач приобретения нового опыта. В проводимом нами цикле исследований особенностей стихийного становления и целенаправленного формирования умения учиться у студентов и школьников метазнания рассматриваются как содержание ориентировочной основы учебной деятельности. Показано, что ее ведущим компонентом являются логико-методологические знания. Этими знаниями задаются нормы усвоения учебного материала, которые исходят из объективного содержания научных знаний и действий как подлежащих усвоению элементов культуры. Выявлена определенная тенденция к спонтанному использованию студентами и старшеклассниками данного типа знаний при осуществлении таких приемов анализа содержания учебного материала, как выделение его смысловых частей, систематизация, оценка степени значимости отдельных элементов (2).

Вместе с тем обнаружено, что большинство учащихся выполняют данные приемы, ориентируясь преимущественно на стихийно обобщенные внешние признаки их текстуального оформления. Содержательные характеристики различных типов научных знаний (определений, фактов, объяснений и др.) и их место в целостной структуре научного знания очень слабо осознается даже студентами (4). Поэтому важнейшей задачей развития учебных умений учащихся выступает организация осознания общей структуры научных знаний и отличительных характеристик каждого ее компонента, что формирует, как показывают исследования, собственно содержательные основания рациональных способов работы с учебным материалом.

В наших исследованиях по формированию учебных умений у старшеклассников и студентов, обнаружено, что учащиеся пользуются стихийно сформировавшимися в собственном опыте учения способами работы с учебным материалом, которые далеко не всегда оказываются рациональными. В этих случаях возникает проблема не только дальнейшего развития учебных умений, но и переучивания, которое с необходимостью включает организацию осознания учащимися собственного опыта учения и его сопоставление с нормативными представлениями о том, как должна строиться эффективная работа с учебным материалом (5).


Литература

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М.: Знание, 1987.

  2. Ильясов И. И., Мальская О. Е., Можаровский И. Л. Формирование у студентов приемов учебной работы. // Вопросы повышения качества подготовки специалистов. / Под ред. А. Я. Савельева. М., 1984.

  3. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.,1981.

  4. Мальская О. Е., Можаровский И. Л. Особенности учебной деятельности студентов-первокурсников в условиях ее стихийного усвоения. // Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

  5. Можаровский И. Л. Условия изменения житейских представлений в процессе усвоения научных знаний. // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология», 1998, №2.

  6. Подольский А. И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

  7. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. М., 1986.

  8. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  9. Baker L., Brown A.L. Metacognitive skills and reading / P. D. Pearson (Ed.) Handbook of reading research. N. Y.: Longman. 1984.

  10. Cook L. K., Mayer R. E., Teaching readers about the structure of scientific text // Journal of educational psychology, 1988. V.80. N.4.

  11. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive – developmental inquiry. // American Psychologist, 1979. V.34 N.10.

  12. Thinking and Leaning Skills: Research and Open Questions. / Eds. S. F. Chipman, J. W. Segal, R. Glaser. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. 1985.


Каталог: media -> publications -> articles
articles -> История иранистики
articles -> «в сетях» сетевого подхода
articles -> Образ Запада как региона в представлении евразийцев и неоевразийцев
articles -> В. Б. Кошаев инспирация понятий в морфологии искусстве
articles -> В. Б. Кошаев онтология авангардного процесса в искусстве
articles -> Ставицький А. В. Сучасний міф: короткий історіографічний огляд Ставицкий А. В. Современный миф: краткий историографический обзор
articles -> Н. В. Злыднева (Москва) Одежда и время: ветхая одежда как палимпсест
articles -> Палеоботанические и палеопочвенные индикаторы эволюции лесостепного ландшафта во второй половине голоцена: белгородская область
articles -> Соколов Александр Николаевич


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница