Ментальная география и элементы травелога в романе в. Аксенова «остров крым»




Скачать 32.38 Kb.
Дата02.04.2016
Размер32.38 Kb.
УДК 821.161.1

МЕНТАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ТРАВЕЛОГА В РОМАНЕ В. АКСЕНОВА «ОСТРОВ КРЫМ»

Т. А. Загидулина

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Структуре и истокам Крымского текста русской литературы посвящено немало работ.

Одним из наиболее полных исследований Крымского текста является диссертация А. П. Люсого «Крымский текст русской культуры и проблема мифологического контекста». А. П. Люсый утверждает, что Крымский текст был порожден мифом Тавриды, подобно тому, как Петербургский текст был порожден петербургским мифом.

Об истоках мифа Тавриды рассуждает и А. Л. Зорин в монографии «Кормя двуглавого орла. Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX». А. Л. Зорин связывает «греческий проект» Екатерины II с ее стремлением воплотить идею восстановления греческой, античной культуры «в ее исторической колыбели.

«Остров Крым» В. Аксенова – это фантастическое произведение в жанре альтернативной истории.

Проблема номадизма близка В. Аксенову, еще в ранних своих произведениях («Коллеги», «Звездный билет») автор акцентирует внимание на не оседлом образе жизни главных героев, на некотором их космополитизме. Хронотоп романа «Остров Крым» является травелоговым.

Главный герой романа – Андрей Лучников перемещается во всех пространствах романа (три полюса романа – СССР, Крым и Запад), пересекает все границы. Он является носителем идеи. Андрея Лучникова можно называть героем-номадом, как и цивилизацию Крыма можно назвать номадической, так как она децентрализована, полинациональна, полирелигиозна, пропитана философией странствия, кочевничества и космополитизма. Жиль Делез в трактате «Логика смысла» говорит, что: «Это – номадическое, а не оседлое, распределение, где каждая система сингулярностей коммуницирует и резонирует с другими, причем другие системы включают данную систему в себя, а она, одновременно, вовлекает их в самый главный бросок»1, под сингулярностью Делез подразумевает идеальное событие.

Номадизм – это метафора бесструктурности, децентрации. Остров Крым является идеальным образцом номадической цивилизации, в котором очень отчетливо проявлена та самая децентрация.

В символической топографии романа остров Крым противопоставлен Советскому Союзу и Западу. Структура хронотопа романа В. Аксенова, семантика его основных локусов, а также алгоритмы передвижений персонажей в пространстве романа обнаруживают близость к тому, что Делезом было названо «номадизм» - не оседлое, кочевое.

В. Аксенов погружает Крым как топос в насыщенный контекст исторических аллюзий, в основном связанных с кочевыми культурами, благодаря которым сформировалось ментальное пространство Крыма, а так же его национальный состав. Усиление черт Крыма как периферии акцентирует его противостояние Советской империи как центру.

Москва (и Россия вообще) воспринимается Андреем как центр, тогда как родной остров Крым воспринимается как край, таким образом, Андрей совершает путешествие от периферии к центру. Крымский топос символичен еще и тем, что в XI веке восточная часть полуострова была включена в Тмутараканское княжество, а Тмутаракань считается не просто периферией, а апофеозом периферии. Итак, в сознании главного героя материк закрепляется как центр, а остров как периферия, а путешествие его происходит по модели паломничества. Святыней для него является сама русская земля. Андрей не раз был в России – ретроспективно описывается встреча Андрея с кликушей.

Итак, Андрей перемещается из сакрального пространства острова в профанное пространство материка и встречает существо, одержимое дьяволом. Центральным событием в этой ретроспективе является автокатастрофа, после которой Андрей просит благословения у кликуши, а кликуша ему этого благословения не дает: «– Иди к своим немцам, в Крымию, у вас там церквей навалом, там и благословись».

Второе путешествие Андрея фактически является побегом, хотя границу «туда» он пересекает вполне официально, побег начинается уже в пространстве СССР. Мотивом побега связаны три поколения Лучниковых. Путешествия Андрея являются своеобразными паломничествами, целью которых является прикосновение к святыне, а святыня для Андрея – это сама русская земля, земля его предков.

Посредством продвижения Идеи Общей Судьбы Андрей реализует миф о вечном возвращении – конечной целью является возвращение в лоно Отечества.

Итак, ключевым моментами романа являются именно элементы травелога, так как они заключают в себе основную идею текста о вечном возвращении, мессианской роли России.

Научный руководитель: проф., д-р филол. наук К. В. Анисимов



1 Делез Жиль, Логика смысла. – М.: Академический проект, 2011. С. 84.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница