Мелодизм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова




Скачать 189.79 Kb.
Дата11.07.2016
Размер189.79 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №1 г. Новый Уренгой

Исследовательская работа

Тема: «Мелодизм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова»
Автор работы: Поправка Анастасия

Научны й руководитель: Потапова

Наталья Алексеевна, преподаватель

г. Новый Уренгой

2015 г.

Содержание



  1. Ввеление ………………………………………………………………...3

    1. Мелодизм как самостоятельная единица в искусстве…………….4

    2. Синтез искусств……………………………………………………..5

    3. Романс – слияние музыки и литературы…………………………..5

  2. Мелодизм поэзии Лермонтова М. Ю.

    1. Музыка в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова………………..7

    2. Мелодизм в творчестве М. Ю. Лермонтова……………………….9

  3. Заключение…………………………………………………………….11

  4. Список используемой литературы……………………………………12

  5. Приложение………………………………………………………… .13


Введение.

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий писатель, «луна» русской поэзии, является одним из самых народных и любимых поэтов. Он знаком каждому по бессмертным творениям, таким как «Бородино», «Мцыри», «Демон». Но, по-моему мнению, недостаточно говорить о Лермонтове как только о человеке литературы, ведь Михаил Юрьевич — олицетворение искусства во всех ее проявлениях. Школьная система изучения литературы является циклической, и благодаря этому, сотни мальчиков и девочек каждый год изучают творения М.Ю. Лермонтова, становясь с каждым годом и каждым сочинением немного старше. Но, изучая литературное творчество, почему нельзя обратиться к музыкальной стороне личности поэта? Это подарит возможность не только более полно изучить душу писателя, но и увидеть более красочно элементы его произведений.



Актуальность данной работы обусловлена необходимостью осведомления и ознакомления учеников не только специализированных учебных заведений, но и общеобразовательных школ с музыкальной стороной творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, дабы расширить знания и представления об искусстве писателя и собственно его личности. Так же работа является актуальной на данный момент потому, что буквально недавно закончился 2014 год, который был объявлен годом литературы и тогда же праздновался юбилей со дня рождения великого писателя, а 2015 — год искусства, к которому Михаил Юрьевич имеет самое что ни на есть прямое отношение.

Предмет исследования: романсы, написанные на стихи М.Ю. Лермонтова.

Объект исследования: мелодизм в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Гипотеза: если познакомиться и проанализировать присутствие мелодизма в творчестве писателя, то это позволит увеличить уровень знаний и расширит представление о разносторонности его искусства.
Цель работы: через комплексный анализ материалов изучить и донести до других присутствие мелодизма в творчестве Лермонтова.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Изучить музыкальную сторону жизни писателя.

  3. Проанализировать мелодическую составляющую стихотворений поэта.

Методы исследования: информационный, анализ и синтез информации.
1.1. Мелодизм — самостоятельная единица в искусстве.

Мелодизм — это совокупность мелодических явлений, свойств, особенностей, присущих творчеству композитора, жанру, стилю или эпохе. Мелодизмом называется учение о мелодиях, а мелодия в свою очередь — это выраженная в одном или нескольких голосах музыкальная мысль, основной элемент музыки (по И.П. Шишову). Она имеет формы предложения, периода. Мелодия, не имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется речитативом. В обширном сочинении мелодия, имеющая преобладающее значение, называется главной, другие же, менее значительные, - второстепенными. Всего чаще главная мелодия помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и в нижнем. Без неё не обходилось и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом сознательного творчества. Для слушателя музыка без мелодии — то же, что картина без рисунка.


1.2. Синтез искусств.

Мелодия — неотъемлемая часть искусства, без которой невозможно представить творчество в целом. Подобно вселенной, здесь всё взаимосвязано: не будь литературы, не было бы написано множество опер, романсов, песен, не будь танца — мелодия бы не нашла своего самого широкого применения. Возникнув как первичная форма искусства, мелодия сохраняет следы изначального единства со словом, физическим ритмом и танцевальным движением. Это было замечено еще в глубокой древности при возникновении первой стадии искусства — фольклора. На праздничные гулянья люди от мало до велика распевали песни, одновременно с тем танцуя в хороводе. Таким образом слияние нескольких видов искусств наблюдалось еще давным давно, но не было обозначено, как отдельная ветвь. Немногим позже, в 1480 году, в Италии ставится Духовная комедия «Обращение св. Павла» Беверини - прадед современной оперы, а значит, и синтеза в целом, где вместе на одной сцене существуют музыка и действие. На сочетании музыки и действия история не останавливается — с определенным стечением времени образуется театр (синтез музыки, живописи, актерской игры), балет (танец, музыка, живопись, скульптура), кино, включающее в себя все виды искусства, вплоть до художественной декламации. Романсы, о которых мы будем говорить в дальнейшем, безусловно, так же является синтетической ветвью в искусстве.


1.3. Романс — слияние музыки и литературы.
Романс — это большое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанного на стихи лирического содержания.

Само слово «романс» появилось в 15 -16 веке в Испании, где жители так называли стихотворение на местном «романском» наречии эпического или лирического характера. На стихи такого романса обычно писали небольшие музыкальные отрывки — строфичные песни.

Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии, России и других европейских странах словом «романс» (фр. Romance – взятое на испанский манер) стали называть небольшое поэтическое и музыкальное сочинение лирического (пасторального, комического, сентиментального) характера — как правило, для солиста и аккомпанирующего инструмента (ансамбля, оркестра). Вопрос о том, каким образом это новое (ныне доминирующее) понимание романса связано с оригинальным (испанским), остаётся в музыкознании дискуссионным. Романс обычно пишется для сольного пения с аккомпанементом инструмента (чаще других гитары или фортепиано) и относится к разряду камерной музыки. В романсах академических композиторов (С. В. Рахманинова) инструментальное сопровождение может быть равноправным по значению с вокальной партией.
В каждой стране романс звучал по-своему и приобретал определенные отличительные свойства. Следуя из этого, появился русский романс - жанр поэтического и вокально-инструментального искусства, сформировавший на волне доминирующего в первой половине XIX века романтизма. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилев. В продолжение XIX века сформировалось несколько видов русского романса— классический, салонный, жестокий романс, городской, казачий.
Так как романсы связаны с текстом, а в частности со стихотворениями, русские поэты связаны с этим жанром так же тесно, как и композиторы. Соответственно, многие поэты или писатели так или иначе были обращены к музыке. Таким был и Михаил Юрьевич Лермонтов.
2.1. Михаил Юрьевич Лермонтов и музыкальное становление творчества, личности.
Несомненно, Лермонтов — один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В одной из них 16-летний Лермонтов вспоминает мелодию песни, которую он слышал от матери, умершей, когда ему было около трех лет: «...то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». «Песню матери моей» поэт не раз вспоминал в своих стихах.
По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел… 
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез; 
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

Воспоминания поэта о рано умершей матери и ее пении поэт отразил в стихотворении «Ангел». В этом стихотворении, написанном Лермонтовым еще в юношеские годы, он изобразил ангела, несущего «душу младую» в земной мир «печали и слез» и поющего о прекрасной жизни на небесах и о Боге. «…И звук его песни в душе молодой \ Остался — без слов, но живой». Отзвук этого неземного пения слышится не только в этом стихотворении, но и во всех лирических произведениях поэта.

В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать. После переезда в Москву и поступления в университетский Благородный пансион Лермонтов не бросает творчество, а наоборот, начинает писать стихотворения и углубляется в занятия музыкой, учился не только на фортепиано, но и — особенно успешно — на скрипке под руководством Карла Геништы (его брат композитор и виолончелист Иосиф Геништа позднее, в 40-е годы, написал четыре романса на стихи Лермонтова: «Казачья колыбельная песня», «Тучи» и др.). Успехи Лермонтова-скрипача были столь несомненны, что на одном из переходных экзаменов, когда начались «испытания в искусствах», он выступил на вечере воспитанников. Известно также, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М. Т. Высотским, знаменитым виртуозом; бывал у него, собирался даже учиться на гитаре. Он с удовольствием слушал игру Высотского, в частности переложения для гитары русских народных песен. Михаил Юрьевич обладал высокой музыкальностью, которая отражалась во многих его произведениях: Среди них и «балалайки звук народный» (в одном из ранних стихотворений); и драматический романс Нины в «Маскараде»; и героическая песня Селима в «Измаил-Бее»; и пляска Тамары («Демон») под звуки зурны и бубна, ее игра на лютне в монастырской келье; и фортепианные импровизации Арбенина (в драме «Странный человек»), отражающие музыкальные наклонности самого Лермонтова; и обилие песен, богатство звуков природы в поэме «Мцыри»; и старинный песенный лад «Песни про царя Ивана Васильевича...», которую певцы поют под гусли:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова…

Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
...

Можно сказать, что Лермонтов оказал серьезное влияние на отечественную музыку. Еще при жизни поэта в 1840—1841годах появились романсы на текст «В минуту жизни трудную» (А. Л. Гурилев, Н. А. Титов, А. В. Скарятин, Ф. М. Толстой), а также романсы Титова «Горные вершины», Г. Я. Ломакина «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна»), «Горные вершины» А. Е. Варламова. Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Тогда же, при жизни Лермонтова, его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Не удивительно, что в наше время известно множество романсов, написанных на стихи М.Ю. Лермонтова.


2.2. Мелодизм творчества М.Ю. Лермонтова.

Список романсов, созданных на стихи М.Ю. Лермонтова включает более сотни русских романсов, музыку к которым писали самые разные композиторы. Самыми известными, на мой взгляд, романсами на стихи поэта являются «Горные вершины» (перевод с Гёте), композитором которого стал А. Варламов, А. Рубинштейн, Н. Титов и другие. «Горные вершины» отмечены необыкновенной мелодичность. Несмотря на то, что Лермонтов всего лишь перевел «Ночную песню странника» Гёте, эти два произведения кардинально отличаются друг от друга. Михаил Юрьевич не просто переводил, он переосмысливал, усложняет образы. Картину угасающего дня, которую он видит в произведении, передает совершенно по-своему. В оригинале нет ни образа дороги, ни долин, «полных свежей мглой». Лермонтов олицетворяет природу, делает ее живой, что усиливает яркость впечатления, производимого стихом:



Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

В стихотворении Лермонтов подчеркивает причастность человека к природе, ее покой передается ему и читателю:



Подожди немного -
Отдохнешь и ты...

Не менее известными я считаю романсы «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Оно отличимо тем, что к этому стихотворению сочинили музыку более сорока композиторов. В «Молитве» передано состояние душевной просветленности. Используемое поэтом настроение, художественные средства открывают особую мелодичность стиха. Еще в 1841 году В. Г. Белинский отмечал, что «... из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческие звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнию...».

На стихотворение «Тучи» написаны романсы такими великими русскими композиторами, как А. Рубинштейн, Ц. Кюи, Даргомыжский, Римский-Корсаков. И, конечно, нельзя оставить без внимания романс «Белеет парус одинокий» - самый известный романс на стихи М.Ю.Лермонтова. Это произведение много лет назад стало романтическим символом душевного разлада, одиночества и считается таковым по сей день.

Еще при жизни поэта композиторы обращались к его стихам. Со временем стало ясно, что ни один сколько-нибудь известный русский композитор не может обойти в своем творчестве поэзию Лермонтова. Причем интересно, что чем значительнее композитор, тем с большей осторожностью относился он к сочинению музыки на стихи Лермонтова.

В самом деле: у Глинки, например, есть только один романс на его слова («Слышу ли голос твой»); Римский-Корсаков, создавший ряд романсов на лермонтовские стихи (в их числе прекрасный романс «Как небеса, твой взор блистает»), говорил: «У Лермонтова много стихотворений, из которых можно писать романсы, но я как-то боюсь, что у меня они выйдут пошлы».
Не нужно объяснять, что этого не случилось. На причину «осторожною» oбращения великих композиторов со стихами Лермонтова наиболее точно указывает Чайковский: «…текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул».
«Дерзость» Чайковского дала прекрасные плоды: его романс «Любовь мертвеца» стоит в ряду лучших произведений на тексты поэта.

Не раз обращались к творчеству Лермонтова современные композиторы. В спектаклях театров и в концертном исполнении всегда с неизменным успехом звучит музыка А. Хачатуряна к драме «Маскарад».


Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, источником радости для любителей музыки.

Заключение.

Лермонтов погиб, когда его работа над музыкальностью стиха была в самом расцвете. Возможно, поэт объединил бы музыкальное и поэтическое творчество, написав музыку для собственных произведений, ведь такие замыслы и даже опыты у поэта были. Но этому не суждено было случиться, хотя на музыку большинство произведений поэта все же легло. И, наверное, звучание музыки на стихи Лермонтова не очень далеки от того, как мыслил их поэт, ведь музыка его стиха столь очевидна, что нужно лишь вслушаться в нее и переложить на ноты.



Таким образом, мы познакомились с музыкальной деятельностью поэта, мелодической составляющей его стихотворений. Более конкретно рассмотрели одни из самых известных романсов, написанных на произведения Лермонтова. Из этого следует, что гипотеза подтверждена: действительно, при ознакомлении и анализе творчества и мелодии, присущих ему, это позволит увеличить уровень знаний и расширит представление о разносторонности искусства писателя.

Приложения.


«Она поет — и звуки тают», 1837

Ц. А. Кюи, 1879;
А. Г. Рубинштейн, 1879.

Любовь мертвеца («Пускай холодною землею»), 1841

Ц. А. Кюи, 1858;
П. И. Чайковский, 1878.

«Сосна» («На севере диком»), вольный перевод стихотворения Г. Гейне «Сосна стоит одиноко» («Ein Fichtenbaum steht einsam»), 1841

Стихи положили на музыку более 100 композиторов, в том числе: А. С. Даргомыжский(1850); Н. А. Римский-Корсаков (1876); С. В. Рахманинов (1895); М. А. Балакирев (1896);Г. А. Алчевский (1908); С. В. Панченко (1909); А. Б. Гольденвейзер, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Ребиков, Н. К. Метнер, Б. В. Асафьев, В. М. Богданов-Березовский, А. Ф. Гедике, З. А. Левина, А. В. Мосолов[11], Н. Д. Дмитриев (посвящен певцуАлександру Додонову); В. Г. Агафонников (1965) и др.

Ветка Палестины («Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?»), 1837

П. С. Макаров, 1863;
П. Виардо, 1865.

«Тамара» («В глубокой теснине Дарьяла»)

П. С. Макаров, 1862

«Не плачь, не плачь, мое дитя», дата написания неизвестна[12]

П. С. Макаров (1861);
Е. С. Шашина, 1864

«Выхожу один я на дорогу», 1841

П. П. Булахов, 1854;
К. П. Вильбоа, 1857;
Е. С. Шашина, 1861;
К. Ю. Давыдов, 1878;
М. А. Гозенпуд, 1941

Звезда («Вверху одна горит звезда»), 1831

П. П. Булахов, 1844;
Ц. А. Кюи, 1891

Горные вершины (из Гёте), 1840[9]

Н. С. Титов, 1840;
А. Е. Варламов, 1840;
А. Рубинштейн;
С. И. Танеев, 1902;
Н. К. Метнер, 1913;
Ю. М. Александров, 1940-е;
А. Б. Матюхин[10]

«Дитя мое, останься здесь со мной», 1837

Н. П. Огарев, 1843;
М. А. Балакирев, 1861;
А. С. Даргомыжский, 1861

И скучно, и грустно, 1840

Н. П. Макаров, 1844;
А. С. Даргомыжский, 1845;
А. Л. Гурилев, 1852.

«Когда печаль слезой невольной»

М. Ю. Виельгорский, 1844;
А. К. Глазунов, 1917

«Слышу ли голос твой», 1837

М. И. Глинка, 1848;
А. С. Даргомыжский, 1849;
А. Г. Рубинштейн, 1851;
М. А. Балакирев, 1865;
А. К. Глазунов, 1891.

«Из под таинственной холодной полумаски», 1841

М. А. Балакирев, 1904.

«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), 1841

М. А. Балакирев, 1904.

«Когда волнуется желтеющая нива», 1837

М. А. Балакирев, 1896;
Н. А. Римский-Корсаков, 1897;
Ц. А. Кюи, 1911; мн.др.

Песня («Желтый лист о стебель бьется»), 1831

М. А. Балакирев, 1861.

Песня Селима («Месяц плывет и тих и спокоен»)

М. А. Балакирев, 1859;
Н. А. Римский-Корсаков, 1876

«Кинжал» («Люблю тебя, булатный мой кинжал»), 1838

К. Ю. Давыдов, 1892

Романс к И… («Когда я унесу в чужбину»), 1831

К. П. Вильбоа, 1854

Молитва («В минуту жизни трудную»), 1839

К этим стихам сочинили свою музыку более 40 композиторов: П. П. Булахов;
А. Л. Гурилев, 1840;
Н. А. Титов (1840) ;
А. С. Даргомыжский, 1844;
А. Г. Рубинштейн;
М. И. Глинка, 1855;
М. П. Мусоргский, 1865;
Э. Ф. Направник;
К. Ю. Давыдов, В. И. Ребиков;
И. А. Сац, Ф. Лист[8]

«Нет, не тебя так пылко я люблю», 1841

К стихам писали музыку более 80 композиторов: Н. С. Титов, А. Ф. Львов (1848),А. Л. Гурилев (1850), А. Дерфельдтт (1856), Софья Зыбина (1862), Л. Г. Голицын (1862), А. В. Толстая (1864), Петр Булахов (1869), Елизавета Шашина (1871[2]), Г. Катуар (1888) и другие; но известность романс получил с музыкой А. В. Шишкина (начало 1900-х)

К другу («Взлелеянный на лоне вдохновенья»), к Д. Д. Дурнову[1], 1829

Иоганн Григорьевич Адмони (Адмони-Красный), 1941

К Л. («У ног других не забывал»), 1831[6]

Е. С. Шашина, 1874

Мцыри («Дитя мое, останься здесь»), 1839

Е. С. Шашина, 1863[2]

«Два великана», 1832

Д. А. Столыпин; Владислав Германович Агафонников (1965)

Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья»), 1830

Д. А. Столыпин, 1870;
С. И. Донауров, 1871;
К. Ю. Давыдов, 1878;
Ц. А. Кюи, 1884;
С. В. Рахманинов, 1890;
Н. К. Метнер, 1909;
Е. С. Шашина (1879[2])

«Отчего» («Мне грустно»), 1840

Г. Э. Конюс, время создания неизвестно

Еврейская мелодия («Я видал иногда, как ночная»), время создания датируется 1830 годом по нахождению чернового автографа[3]

В. В. Абаза (1901);
З. Л. Компанеец, 1978;
Эльмира Галеева

«Звезда» (Вверху одна горит звезда), время создания неизвестно[13]

В. А. Оранский, 1950, для спектакля «Пушкин», московский театр им. М. Н. Ермоловой

«Романс» (Ты идёшь на поле битвы), время создания неизвестно[7], по другим источникам год известен: 1832

Александр Смирнов, 2003;
Анна Васянина (Иванова), 2000-е годы

Стансы («Мне любить до могилы творцом суждено»), 1830 или 1831[4]

Александр Смирнов, 2000-е[5]

«Воля» («Моя мать — злая кручина»), время создания неизвестно[14]

Александр Савватьевич Абрамский

Казачья колыбельная песня, 1840

А. Т. Гречанинов, 1880-е.

Отчего («Мне грустно, потому что я тебя люблю»), 1840

А. С. Даргомыжский, 1849;
М. А. Балакирев, 1861;
Н. А. Римский-Корсаков, 1897.

Тучи («Тучки небесные, вечные странники»), 1840

А. С. Даргомыжский, 1844;
А. Г. Рубинштейн, 1849;
Н. А. Римский-Корсаков, 1875;
Ц. А. Кюи, 1881.

И скучно, и грустно, 1840

А. С. Даргомыжский (1845);
А. В. Гурилев (1852);
К. Алябьев (не путать с А. Алябьевым!), 1888

Оправдание («Когда одни воспоминанья»), 1841

А. Л. Гурилев, 1846.

Парус («Белеет парус одинокой»), 1832

А. Е. Варламов, 1848;
А. Г. Рубинштейн, 1849;
В. И. Ребиков (женский хор, 1899);
Г. В. Свиридов (1938);
М. А. Гозенпуд (1938);
В. В. Красноглядова (1939)

Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), 1837

А. Е. Варламов, 1843;
Н. П. Огарев, 1854

Благодарность («За все, за все Тебя благодарю я»), 1840

А. Е. Варламов, 1843;
Н. Д. Дмитриев, 1857;
И. А. Сац, 1902;
Юрий Михайлович Александров, 1945.

Ангел («По небу полуночи ангел летел»), 1831

А. Е. Варламов, 1843;
А. Г. Рубинштейн, 1852; С. В. Рахманинов, 1895;
Н. А. Римский-Корсаков, 1897

Русалка («Русалка плыла по реке голубой»), 1836

А. Г. Рубинштейн, 1861;
Г. Л. Катуар, 1896

Утес («Ночевала тучка золотая»), 1841

А. Г. Рубинштейн, 1849;
А. С. Даргомыжский, 1856;
Н. А. Римский-Корсаков, 1866;
И. А. Давидов, 1892;
С. В. Рахманинов, 1894;
М. А. Балакирев, 1909;
С. С. Григорьев, 1951;
C. П. И. Чайковский и др

Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный»), 1829

А. Г. Рубинштейн, 1844

«Демон» («На воздушном океане»), 1838

А. Г. Рубинштейн (опера «Демон», 1871);
П. С. Макаров (1872)

Черкесская песня («Много дев у нас в горах»)

А. А. Алябьев, 1843;
М. А. Балакирев, 1859






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница