Международный союз электросвязи тенденции в реформировании




Скачать 335.23 Kb.
Дата05.08.2016
Размер335.23 Kb.

Международный союз электросвязи

ТЕНДЕНЦИИ В РЕФОРМИРОВАНИИ


ЭЛЕКТРОСВЯЗИ, 2012 ГОД

Умное регулирование


в широкополосном мире

Резюме


Май 2012 года

sigleitu.jpg

Содержание

Стр.


Содержание 2

Введение

Бюро развития электросвязи (БРЭ) Международного союза электросвязи (МСЭ) представляет двенадцатый выпуск "Тенденций в реформировании электросвязи". Данный отчет о Тенденциях является неотъемлемой частью продолжающегося диалога между БРЭ/МСЭ и регуляторными органами мира в области ИКТ. Как и в прошлые годы, тема этого года – "Умное регулирование для широкополосного мира"– сформировалась на Глобальном симпозиуме для регуляторных органов. Это важное собрание состоялось в сентябре 2011 года в городе Армения, Колумбия.

В отчете о Тенденциях этого года содержится десять глав, в которых рассматриваются различные правовые и регуляторные вопросы, возникающие по мере повсеместного распространения широкополосной связи и роста цифровой экономики:

• В главе 1 закладывается основа для обсуждения вопроса о регулировании для широкополосного мира путем изложения основных тенденций на рынке ИКТ и в регулировании ИКТ.

• В главе 2 рассматриваются вопросы, связанные с разработкой национальных стратегий, направлений политики и планов в области широкополосной связи; в ней представляется древо решений, разработанное для содействия директивным и регуляторным органам в принятии основных регуляторных и политических решений при формулировании национальных планов развития широкополосной связи.

• В главе 3 содержится анализ регулирования открытого доступа в цифровой экономике. В ней рассматривается, какие формы регулирования могут быть целесообразны на различных уровнях цепочки создания стоимости ИКТ. В ней также обсуждается, как ввиду природы широкополосных сетей могут потребоваться изменения в существующих подходах к открытому доступу.

• В главе 4 рассматриваются стратегии и модели финансирования универсального широкополосного доступа. Особое внимание уделяется фондам универсального доступа.

• В главе 5 представлен анализ инноваций на основе широкополосной связи и изложены политические подходы, которые могут содействовать развитию таких инноваций.

• В главе 6 основное внимание уделено социальным сетевым сервисам. В ней содержится памятная записка по социальным сетевым сервисам и рассматривается, как сообщество регуляторных органов может использовать социальные сетевые сервисы при выполнении своих обязанностей. В ней также дается оценка политическим вопросам, поднятым социальными сетевыми сервисами, в свете того факта, что регуляторным органам в области ИКТ может быть поручено создание политических основ для использования социальных сетевых сервисов в обществе в целом.

• В главе 7 анализируются права интеллектуальной собственности (ПИС) в цифровой экономике и роль регуляторных и директивных органов в области ИКТ в защите таких прав.

• В главе 8 рассматривается регуляторная ситуация в сфере мобильного банкинга. Помимо оценки двух основных моделей мобильного банкинга, в этой главе исследуются регуляторные вопросы, возникающие при оказании услуг мобильного банкинга.

• В главе 9 рассматривается проблема электронных отходов. В ней исследуются вопросы, связанные с электронными отходами, и предлагаются стратегические подходы, которые регуляторные органы в области ИКТ могут принять для решения проблемы электронных отходов.

• Глава 10 завершает данный отчет.


1 Обзор тенденций на рынке ИКТ
и в регулировании ИКТ
В главе 1 содержится обзор тенденций на рынке ИКТ и в регулировании этого сектора. За последние пять лет у все большего количества регуляторных органов электросвязи/ИКТ сфера компетенции распространяется на информационные технологии и радиовещание. В последнее время в сферу их деятельности вошли электронный контент, кибербезопасность, защита данных, неприкосновенность частной жизни и вопросы защиты окружающей среды. Более широкое использование онлайновых приложений и услуг для общения и для коммерческой деятельности (например, социальные сетевые сервисы, облачные услуги, электронные платежи и другие услуги мобильного банкинга) привело к тому, что для всех заинтересованных сторон в сфере ИКТ на первый план вышло множество новых вопросов регулирования.


Рисунок 1: Сфера компетенции регуляторных органов в мире в целом, 2011 год



Источник: Всемирная база данных МСЭ по регулированию в области электросвязи/ИКТ.

В 2011 году страны всего мира продолжали свои усилия по содействию развитию конкуренции на рынках электросвязи/ИКТ. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что в 2011 году сектор ИКТ продолжал быстро расти, за исключением фиксированной телефонной связи, где показатели проникновения снижались с 2005 года.



Рисунок 1.1: Конкуренция в отдельных услугах в разбивке по регионам, 2011 год

Основные сегменты рынка Рынки широкополосной связи



Примечание. – Согласно ответам, данным в ходе ежегодного обследования МСЭ в области регулирования электросвязи/ИКТ.

Источник: Всемирная база данных МСЭ по регулированию в области электросвязи/ИКТ.



Рисунок 3: Ожидаемый рост количества телефонов на основе широкополосного доступа и разбивка по регионам, 2011 год



Примечание. – Данные основаны на фактических и планируемых поставках телефонов на основе широкополосного доступа.
Источник: МСЭ, TAS.


В целом предоставление услуг подвижной сотовой и подвижной широкополосной связи характеризуется сильной конкуренцией на 92% всех рынков. По оценкам МСЭ, к концу 2011 года количество контрактов на подвижную сотовую связь приблизилось к 6 млрд., приведя к уровню проникновения в мире в 86,7% и уровню проникновения в развивающихся странах в 78,8%. Высокие показатели проникновения услуг подвижной сотовой и подвижной широкополосной связи имеют особое значение для развертывания услуг мобильного банкинга – вопроса, рассматриваемого в главе 8.

За последние пять лет количество контрактов на фиксированную широкополосную связь более чем удвоилось, составив в целом к концу 2011 года приблизительно 591 млн. Доля контрактов в развивающихся странах быстро увеличивается, однако все еще существует огромный разрыв. Уровень проникновения фиксированной широкополосной связи в развивающихся странах составляет 4,8% по сравнению с почти 26% в развитых странах.

Фактическое число пользователей подвижной широкополосной связи росло еще быстрее и достигло к концу 2011 года приблизительно 1,19 млрд. контрактов более чем в 160 странах. В развивающихся странах проникновение подвижной широкополосной связи достигло к концу 2011 года приблизительно 8,5%, тогда как всего год назад оно составляло 5,3%. То, что рынок подвижной широкополосной связи характеризуется все бóльшим числом участников и все более жесткой конкуренцией, приводит к росту спроса на полосу пропускания, ограниченным маржам для операторов и расширению виртуального опыта для потребителей.

С учетом важнейшей роли ИКТ, и в частности широкополосной связи, более 130 правительств в настоящее время приняли или планируют принять национальные политику, стратегию или план содействия развитию широкополосной связи. Многие из этих направлений политики и планов в области широкополосной связи имеют целью построение общенациональной широкополосной инфраструктуры, стимулирование спроса путем внедрения онлайновых услуг и приложений, а также расширение возможностей соединения для обеспечения универсального доступа.



Рисунок 4: Каковы политические инструменты для содействия внедрению и принятию широкополосной связи?



Источник: ITU, www.itu.int/broadband.

Недостаточная приемлемость услуг широкополосной связи в ценовом отношении является серьезным препятствием для проникновения широкополосной связи и использования социальных сетевых сервисов во многих развивающихся странах. Хотя данные МСЭ показывают, что цены на услуги ИКТ снижаются, цены на услуги широкополосной связи остаются во многих развивающихся странах очень высокими. В особенности это относится к Африке, где стоимость фиксированного широкополосного доступа в интернет в среднем почти в три раза превышает среднемесячный доход на душу населения1.

Что касается пользователей, c появлением технологий подвижной сотовой связи следующего поколения и более широким внедрением все более сложных мобильных устройств на основе широкополосной связи доступ в интернет становится более широко распространенным и универсальным. В развитых странах значительная часть населения сейчас уже имеет соединение при передвижениях – по телефонам на основе широкополосного доступа. Тем не менее существует значительная разница в уровне внедрения телефонов на основе широкополосного доступа в различных регионах. Примечательно, что в 2011 году почти половина всех телефонов на основе широкополосного доступа использовалась в странах с высоким уровнем доходов, при этом на страны с низким уровнем доходов приходилось всего 5% от общемирового показателя.

Важной тенденцией является генерирование приливной волны трафика данных по сетям подвижной связи. Недавние прогнозы показывают, что к 2016 году смартфоны будут генерировать почти половину мобильного трафика2. Тем не менее магистральные сети, вероятно, будут основаны на волоконно-оптических технологиях, обеспечивающих высокую пропускную способность, которые могут справиться с неминуемым стремительным ростом трафика данных.

Еще одна центральная тенденция, рассматриваемая в отчете за этот год, относится к социальным сетевым сервисам и социальным сетям. Число активных пользователей социальных сетевых сервисов превысило первый миллиард в 2011 году, и многие из них подключаются к социальным сетевым сервисам с помощью мобильных устройств. Интересно отметить, что страны, входящие в десятку стран с наибольшей долей распространения пользователей социальных сетевых сервисов, относятся к числу развивающихся стран, по большей части Азиатско-Тихоокеанского региона. Профиль пользователей также меняется, при этом к индивидуальным и бизнес-пользователям добавляется все большее число организаций, государственных структур, регуляторных органов электросвязи/ИКТ и правительственных учреждений. Популярность социальных сетевых сервисов привела к появлению множества новых правовых и технических вопросов, которые подробнее рассматриваются в главе 6.

В главе 1 рассматривается ряд других важных тенденций с целью подчеркнуть сильные стороны сектора и стоящие перед ним задачи. В ней также определяются некоторые "умные" регуляторные инструменты, которые регуляторные органы электросвязи/ИКТ могут использовать для ускорения развития сетей и расширения доступа, обеспечения приемлемости в ценовом отношении и внедрения ИКТ.

2 Определение национальной политики, стратегии и планов развития широкополосной связи
Принципы приватизации, конкуренции и либерализации имели важнейшее значение в течение последних двух десятилетий в секторе ИКТ. Несмотря на то что в некоторых случаях существовала необходимость во вмешательстве правительства, подход регуляторных органов к ИКТ в целом характеризовался зависимостью от рыночных механизмов при отборе более эффективных структур, обеспечении пользователям более высокого качества обслуживания и бóльших возможностей выбора. Вместе с тем внедрение широкополосной связи сопровождается появлением новых, более масштабных и серьезных вызовов, расширением масштабов деятельности и обязанностей правительств, регуляторных органов и отрасли в целом. Таким образом, следует рассмотреть и заново оценить вопрос о внедрении широкополосного доступа на основе экономических принципов. При том что конкуренция и рыночные подходы должны составлять основу регуляторного подхода к широкополосной связи, директивным и регуляторным органам следует установить баланс между уважением к рыночным силам и необходимостью предотвращать сбои рыночных механизмов. Кроме того, регуляторные подходы должны быть адаптированы к уникальным характеристикам каждой страны, хотя большое значение имеет изучение опыта других стран.

В настоящее время большинство стран испытывают дефицит инфраструктуры ИКТ. Учитывая продемонстрированное значение широкополосной связи для развития страны, такой дефицит является серьезным вопросом государственной политики. Решение проблемы дефицита, как правило, связано с формированием политической базы для развертывания широкополосной связи. Разработка такой базы включает ряд соображений политического характера. Необходимо сформировать национальный консенсус вокруг оценки последствий и перспектив доступа к широкополосной связи в обществе в целом; при прохождении этого этапа разработки политики важным представляется принятие межсекторального подхода. Разработка политической базы для развертывания широкополосной связи должна также включать планы по развитию человеческого потенциала для обеспечения успешного развертывания и использования инфраструктуры широкополосной связи. Соображения политического характера также включают необходимость создания катализаторов спроса и предложения для органов государственного управления, предприятий и отдельных граждан.

При создании плана следует учитывать следующие соображения: основные характеристики плана; различные цели, достижение которых следует обеспечить; необходимость наличия существенных оснований для принятия решений; средства осуществления плана; структуры, участвующие в его осуществлении, и их функции; отраслевую структуру и меры регулирования для стимулирования участия; модели финансирования реализации, основанные на результатах экономического анализа; необходимость учитывать межотраслевые факторы; подход к установлению целевых показателей на основе подхода "сверху вниз" в отличие от подхода "снизу вверх"; и нейтральность в отношении технологий. Поучителен опыт различных стран, как развитых, так и развивающихся.

Можно многое почерпнуть из того, что делали разные страны мира в области осуществления своих национальных планов внедрения широкополосной связи. Тем не менее для успешного внедрения широкополосной связи также необходим индивидуальный подход к оценке уникальных национальных проблем и характерных особенностей каждой страны. В главе 2 разрабатывается концепция "древа решений", обеспечивающая согласованность извлеченных из опыта других стран уроков с необходимостью постоянно учитывать особое положение каждой страны.

Концепция "древа решений" служит инструментом для оказания содействия в выборе решений в процессе внедрения широкополосной связи на национальном уровне. Она включает шесть уровней, на которых принимаются решения. Эти точки принятия решений включают: основание; постановку целей и задач; институциональную форму регулирования; механизмы и инициативы регуляторной поддержки; капиталовложения в инфраструктуру; и отраслевую структуру.

Эти точки принятия решений служат контрольным перечнем основных элементов, которые следует учитывать в ходе разработки национального плана внедрения широкополосной связи. Как изложено в этой главе, "древо решений" включает соображения, которые применяются при принятии решений по мере подъема к вершине древа. После изучения всех "за" и "против" в каждом узле принятия решений в "древе решений" в главе 2 дается обзор "передового опыта", в том числе отражены некоторые различия между подходами и положением развитых и развивающихся стран.




Таблица 1. Результаты изучения передового опыта

УРОВЕНЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Важные соображения

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

Важные соображения

6. Отраслевая структура

Открытая межплатформенная конкуренция

Открытая конкуренция в сфере услуг



Ограниченная межплатформенная конкуренция

Открытая конкуренция в сфере услуг



5. Капиталовложения
в инфраструктуру

Партнерства государственного и частного секторов

Партнерства государственного и частного секторов

Более широкая государственная нефинансовая помощь в натуральной форме



4. Механизмы регуляторной поддержки

Масштабы, выходящие за рамки первичного использования волоконно-оптических линий. Использование универсального доступа/обслуживания. Спектр, права прохода

Более широкое использование радиотехнологий. Отказ от принудительных мер

Более широкое использование универсального доступа/


обслуживания

Спектр, права прохода



3. Институциональная форма регулирования

Независимая, конвергентная и/или интегрированная структура

Независимая, конвергентная и/или вероятно более интегрированная структура

2. Цели и задачи

Более сложные цели и задачи

Более сложные цели и задачи

1. Основание

Планирование развития инфраструктуры с участием всех заинтересованных сторон

Планирование развития инфраструктуры с участием всех заинтересованных сторон плюс при создании потенциала

Источник: Б. Хортон.

В этой главе сравниваются некоторые примеры различных политических подходов. Рассматривается опыт разных стран, в том числе опыт Соединенных Штатов Америки, Германии, Республики Корея, Японии, Новой Зеландии, Австралии и Доминиканской Республики. В завершение главы приводится ряд мини-исследований конкретных ситуаций. В исследованиях конкретных ситуаций рассматриваются Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, Аргентина, Бразилия и Гонконг (Китай).
3 Регулирование открытого доступа в цифровой экономике
Либерализация рынка, которая проходила в последние 20−30 лет, была достигнута путем содействия открытому доступу к сетям доминирующих операторов и одновременного поощрения параллельного роста сетей подвижной связи. По мере перехода сектора ИКТ к широкополосным сетям в цифровой экономике открытый доступ будет продолжать занимать центральное место в области регулирования.

В широком смысле открытый доступ означает, что все поставщики, будь то на горизонтальном или вертикальном рынке, могут получить доступ к новым сетевым средствам на справедливых и равноправных условиях. Точное определение открытого доступа может варьироваться в зависимости от принятой регуляторной модели, а условия и порядок доступа почти наверняка будут различны. Тем не менее открытый доступ исключительно важен, иначе новая цифровая экономика будет основываться на предоставлении сетевой инфраструктуры, что явилось бы возвращением к чисто монополистической структуре.

На основе изучения современной теории и практики в настоящем документе делается вывод, что открытый доступ имеет важнейшее значение, когда национальные сети широкополосной связи финансируются государством, и в целом требуется везде, где фактические или потенциальные экономические узкие места препятствуют конкурентному предложению. Тем не менее между открытым доступом и конкурентным предложением сетей и услуг существует внутреннее противоречие. Регуляторные органы должны избегать введения условий предоставления открытого доступа, которые излишне обременительны, поскольку такие условия лишают стимулов потенциальных инвесторов в инфраструктуру.

В целом открытый доступ постепенно становится менее важным по мере перехода к более высоким уровням эталонной модели OSI, при условии что открытый доступ существует на более низких уровнях и что в рамках регулирования открытого доступа существуют достаточные стимулы для поощрения инвестиций в инфраструктуру. Открытый доступ к инфраструктуре главным образом касается уровней 1−3 модели OSI (уровни физического объекта, канала передачи данных и сети). Регулирование открытого доступа на этих уровнях должно в целом основываться на таких принципах и видах практики, как прозрачность; недискриминационная основа; требования к доступу, например развязывание и совместное размещение; контроль цен; и правила учета расходов. Регуляторные и директивные органы должны уделять внимание адаптации существующих подходов по обеспечению открытого доступа к цифровой эпохе.

Открытый доступ может рассматриваться как регуляторная мера ex ante в связи со способностью оператора использовать свое значительное влияние на оптовых рынках широкополосной связи. Тем не менее регуляторные органы должны принять меры, чтобы установить, действительно ли существует значительное влияние на рынке и являются ли требования к открытому доступу пропорциональным ответом на сбои рыночного механизма.


Рисунок 5. Открытый доступ и модель OSI



Источник: Д. Роджерсон

В то время как открытый доступ на уровнях 1–3 модели OSI имеет важнейшее значение, необходимость открытого доступа к транспортному уровню (уровень 4 модели OSI) неочевидна. Если конкуренция защищается на оптовых рынках, появление эффективной конкуренции на транспортном уровне возможно без необходимости чрезмерного и вообще какого-либо регуляторного вмешательства ex ante. Вопрос регулирования на транспортном уровне относится прежде всего к вопросу об управлении трафиком, включая сетевую нейтральность.

На уровнях цифровых приложений и услуг (уровни 5–7 модели OSI) предпочтительной по сравнению с обязательствами по открытому доступу будет политика, направленная на содействие спросу с помощью просвещения, отраслевого сотрудничества и инициатив в области электронного правительства. Эти уровни, как правило, не обладают характеристиками, которые позволяют сделать вывод о необходимости регулирования ex ante. Цели в области политики и регулирования для этих уровней в цифровой экономике должны относиться главным образом к руководству в сфере спроса, защите интересов общества и ограничению злоупотреблений доминирующим положением на рынке. В заключение в этой главе определяются механизмы передового опыта, прежде всего для развивающихся стран.
4 Чем больше изменений, тем меньше перемен: стратегии финансирования универсального широкополосного доступа
По мере осуществления широкополосной революции ею остаются незатронутыми широкие слои населения в общемировом масштабе. Более пяти миллиардов человек вообще никогда не пользовались интернетом, не говоря о широкополосном доступе, а если и пользовались, то только на основе общего или коллективного доступа. Существуют значительные различия в широкополосном доступе во всем мире, как внутри стран, так и между странами. В этом контексте концепция универсального обслуживания и универсального доступа остается актуальной, хотя сейчас ее необходимо переосмыслить. В главе 4 проводится переосмысление этой концепции и дается анализ политики и стратегий в области финансирования универсального широкополосного доступа.

За последние два десятилетия сфера охвата универсального обслуживания и универсального доступа расширилась. В настоящее время все в большей степени пересматривается сама концепция универсального обслуживания и универсального доступа с целью включения в нее интернета и даже широкополосной связи, а также с целью решения вопросов, связанных с охватом цифровыми технологиями. Кроме того, стимулирование спроса на услуги, в частности широкополосные услуги, стало одной из приоритетных задач. Финансирование, которое ранее направлялось на меры в области предложения – сетей и средств, в настоящее время все чаще направляется на мероприятия, призванные стимулировать спрос.

Несмотря на эти изменения в объемах и целях универсального обслуживания и универсального доступа, в условиях рыночной либерализации концепция универсального обслуживания и универсального доступа укоренилась и вполне сохраняет свою актуальность. Более того, не изменились политические и регуляторные соображения при разработке проектов универсального обслуживания и универсального доступа и основ универсального обслуживания и универсального доступа.

Существует множество подходов к государственному финансированию универсального доступа, в том числе предусматривающих различных партнеров и механизмы финансирования. В большинстве случаев соответствующая структура и состав партнеров зависят от типа проекта и его задач. Не существует единой модели финансирования для всех проектов универсального доступа или для всех стран. Тем не менее существует конкретный базовый контрольный перечень для универсального обслуживания и универсального доступа, который упрощает выбор подходящей модели финансирования.

С 1980-х годов произошел переход от государственного обеспечения и финансирования инфраструктуры ИКТ к модели, основанной на участии частного сектора. С того времени общее мнение по вопросу о финансировании развертывания сетей и предоставления услуг не изменилось – для устранения выявленных пробелов следует прежде всего использовать частный капитал. Вместе с тем с учетом более высоких потребностей в финансировании в случае сетей последующих поколений и ограниченности ликвидных средств вследствие мирового финансового кризиса 2009 года, все в большей степени происходит возврат к государственному финансированию. Сохраняются три конкретные модели: вложения в акционерный капитал, создание партнерств с участием государственного и частного секторов (ПГЧ) и финансовые стимулы. Вместе с тем сочетание разных подходов и сфер их наиболее эффективного применения изменилось главным образом в свете накопленного на протяжении всех лет опыта в условиях увеличения числа ПГЧ и фондов универсального обслуживания и универсального доступа в сфере инфраструктуры как средств предоставления финансовых стимулов наряду с другими методами.


Таблица 2. Варианты финансирования ИКТ




В НАЛИЧНОЙ ФОРМЕ

В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ
(НЕПРЯМОЕ)


ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

Развертывание инфраструктуры
Субсидии на приобретение устройств

Непременные обязательства
по ФУОД

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР

Инвестиции в акционерный капитал
ПГЧ
Перечисление субсидий ФУОД
Обязательство по финансированию плана стимулирования

Налоговые стимулы
Лицензирование использования спектра
Право прохода
Гарантии на случай риска

Источник: М. Мсиманг.

И наконец, не существует единой "правильной" модели финансирования для всех проектов универсального обслуживания. Напротив, для различных обстоятельств необходимо подбирать различные способы. Выбор модели финансирования следует делать в каждом конкретном случае на индивидуальной основе с учетом таких критериев, как экономическая эффективность, справедливость, конкурентная нейтральность, технологическая нейтральность, определенность, прозрачность и рентабельность.

Наиболее распространенным способом решения проблемы финансирования универсального обслуживания и универсального доступа в развивающихся странах является учреждение фондов универсального обслуживания и универсального доступа. В главе 4 содержится подробный анализ этих фондов с целью представления уроков для других видов финансирования на основе субсидий и льгот.



5 Инновации на основе широкополосной связи
Инновации – это изобретения, оказывающие определенное (экономическое) воздействие, например повышающие производительность или конкурентоспособность. В главе 5 рассматривается конкретная категория инноваций – инновации на основе широкополосной связи. Инновации являются основанными на широкополосной связи, если на определенном фундаментальном уровне этих инноваций требуется, используется или даже совершенствуется широкополосный доступ в интернет.

Инновации важны для страны, и широкополосная связь может быть важным инструментом инноваций. Данные показывают, что в странах мира с крупнейшими экономиками в настоящее время на долю ИКТ приходится примерно треть всех патентов (изобретения) и десятая часть добавленной коммерческой стоимости (экономическое воздействие). Кроме того, исследования, основанные на субъективных оценках, свидетельствуют о том, что сектор ИКТ считается в высшей степени инновационным. Инновации на основе широкополосной связи (BEI) имеют особое значение среди всех информационно-коммуникационных технологий в отношении вклада в инновации, так как данные указывают на корреляцию между увеличением проникновения широкополосной связи и увеличением количества патентов (основным показателем инноваций).

Исследования конкретных ситуаций, в том числе инкубаторов BEI, таких как iHub в Кении, и муниципальных сетей, таких как сеть Piraí в Бразилии, свидетельствуют об инновациях на основе широкополосной связи в отношении технологических процессов и политики в глобальном масштабе.

Государственная политика, расширяющая способность страны к инновациям, является предметом пристального внимания социологов и политиков. Широко известно, что для обеспечения инновационного характера страны необходимы соответствующие меры государственной политики. Многие такие политические стратегии предназначены для решения конкретных проблем, связанных с инновациями. Эти проблемы включают, например, необходимость защиты прав интеллектуальной собственности и тот факт, что инновациям может быть свойственен высокий уровень неопределенности и риска, высокие операционные издержки, а также недостаточное информационное обеспечение. Наряду с этим некоторые инновации приводят к появлению "выигравших" и "проигравших" и тем самым могут обусловить возникновение групп с определенными интересами, которые попытаются влиять на политику правительства и даже препятствовать инновациям. Все эти проблемы обусловили разработку четкого набора использовавшихся во многих странах "устоев" инновационной политики. Эти устои государственной политики касаются следующих вопросов, каждый из которых разбирается в этой главе: инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), защита прав интеллектуальной собственности, развитие образования и стимулирование спроса, университеты и государственные исследовательские учреждения; и торговля и финансирование.

Эти пять устоев инновационной политики присутствуют во всех сферах изобретений, от производственного сектора до сектора услуг и далее. Но некоторые политические меры по поддержке инноваций особенно актуальны для ИКТ и широкополосной связи. К ним относится политика открытости и нейтралитета.

В настоящее время большинство политических мер, введенных в разных странах в отношении широкополосной связи, были направлены скорее на расширение охвата, чем на перемены и инновации. Основное внимание уделялось универсальному обслуживанию. Тем не менее авторы предлагают возможную корректировку обязательств по универсальному обслуживанию, возлагаемых на операторов сетей услуг электросвязи, включая широкополосную связь. Вместо обязательства, в основном направленного на охват и доступ (при возможных небольших инвестициях в НИОКР), операторы могли бы реагировать в сферах изобретений и инноваций – обязательство по универсальным инновациям.


6 Сталкиваясь с проблемой регулирования социальных сетевых сервисов
В последние годы социальные сетевые сервисы превратились в важнейший инструмент для сотен миллионов пользователей интернета во всем мире и в определяющий элемент интернет-поколения. Для регуляторных органов социальные сетевые сервисы должны рассматриваться с нескольких углов зрения. Во-первых, необходимо лучше понимать существующую среду, чтобы можно было правильно оценить важность социальных сетевых сервисов для целей политики. Во-вторых, сообщество регуляторных органов должно рассмотреть вопрос о том, как оно может использовать социальные сетевые сервисы для обслуживания заинтересованных сторон и выполнения своего общественного мандата, а также оценить, создают ли социальные сетевые сервисы какие-либо конкретные новые регуляторные или политические проблемы, которые требуется решать. В-третьих, по мере стремительного роста важности политических вопросов, связанных с социальными сетевыми сервисами, регуляторным органам может быть поручено создать политическую базу для использования социальных сетевых сервисов другими сторонами.


Вставка 1. Важнейшие вопросы для регуляторных органов

  1. Является ли ваша законодательная база технологически нейтральной, так что она может применяться к онлайновой среде, в частности онлайновым социальным сетям? Затрагивает ли ваш мандат в области регулирования вопросы, связанные с онлайновой средой?

  2. Социальные сетевые сервисы часто включают элементы электросвязи и радиовещания. Отвечает ли регуляторный орган за обе этих сферы? Является ли законодательная база последовательной?

  3. Правовые вопросы, связанные с рекламой и маркетингом, являются важнейшей частью среды социальных сетевых сервисов. Попадают ли эти вопросы в сферу действия вашего мандата?

  4. Поддерживают ли ведущие сети социальных сервисов физическое присутствие в вашей юрисдикции? Если нет, то предвидите ли вы проблемы с обеспечением соблюдения возможных постановлений?

  5. Рассматривали ли вы возможность разработки примеров передового опыта или общих руководящих указаний для пользования социальными сетевыми сервисами?

  6. Разработали ли вы программы просвещения населения для повышения уровня осведомленности и уверенности населения при пользовании интернетом?

  7. Имеется ли сфера работы с другими национальными регуляторными органами и агентствами для разработки согласованных национальных стратегий по использованию и регулированию социальных сетевых сервисов?

  8. Работаете ли вы вместе с глобальными партнерами в целях рассмотрения правовых и политических вопросов, связанных с социальными сетевыми сервисами, таких как неприкосновенность частной жизни и защита данных?

Существуют тысячи различных социальных сетевых сервисов, начиная от огромных универсальных сайтов, таких как Facebook, до более мелких тематических сетей, которые охватывают любые, какие только можно себе представить, вопросы и интересы. Хотя между общими и специализированными сайтами социальных сетевых сервисов существуют различия, большинство из них имеют общие характеристики, которые включают общение с другими людьми, например обмен информацией, сообщениями о том, что нравится, а что не нравится, фотографиями, видео; к этим характеристикам также относится онлайновое пространство для взаимодействия. Более того, социальные сетевые сервисы означают нечто большее, чем просто общение в социальных сетях, как видно на примерах Twitter и YouTube.

Регуляторные органы все в большей степени используют социальные сетевые сервисы для более эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами Заинтересованные стороны используют их также для продвижения политических позиций. Опыт регуляторных органов в различных странах, таких как Бахрейн, Австралия, Кения, Соединенное Королевство и Канада, показывает разнообразие способов пользования социальными сетевыми сервисами в регуляторном контексте.

К регуляторным органам все чаще обращаются с просьбой разработать материально-правовые политические и регуляторные меры по решению проблем, которые создают социальные сетевые сервисы. Правовые вопросы, связанные с социальными сетевыми сервисами, отражают в более общей форме вопросы, которые ставит интернет: вопросы регулирования, неприкосновенность частной жизни, свобода слова, реклама, финансовое регулирование, регулирование проведения выборов и доступ.

Несмотря на многочисленные потенциальные преимущества социальных сетевых сервисов, они создают существенные новые проблемы. Эти проблемы включают практические вопросы и вопросы материально-правового характера.



7 Права интеллектуальной собственности в современной цифровой экономике
Хотя права интеллектуальной собственности (ПИС) традиционно не входили в сферу регуляторных органов электросвязи/ИКТ, массовые нарушения авторских прав, которым способствует широкополосная связь, все сильнее вовлекают регуляторные органы в полемику об авторском праве, особенно в области обеспечения соблюдения авторских прав и ответственности интернет-посредников. Регуляторные органы ИКТ все чаще рассматриваются как наиболее подходящий орган для реализации норм, охраняющих авторское право, защищающих потребителей и поощряющих инвестиции и инновационные услуги в рамках цифровой экономики.

Значительная часть ведущейся в настоящее время полемики по поводу авторского права посвящена вопросу о том, как найти хрупкое равновесие между защитой владельцев авторских прав и развитием нормативно-правовой базы, которая поощряет использование, инновации и творчество. Хотя принцип авторского права активно поддерживается практически всеми, существует множество разногласий относительно того, чтó он должен значить на практике в отношении юридической защиты и обеспечения соблюдения авторских прав.

Цифровая экономика, с ее новыми технологиями, новыми приложениями и новыми рынками, подвергает существующую политику и нормативно-правовые базы значительному давлению. Найти правильное равновесие между защитой владельцев контента и тех, кто хочет воспроизводить защищенные авторским правом материалы с помощью разнообразных технологий и для разнообразных целей, – это серьезная проблема для директивных и регуляторных органов.

Защита авторских прав осуществляется с помощью ряда учреждений и договоров на национальном, региональном и международном уровнях. Правила обеспечения соблюдения ПИС на национальном уровне описаны в соглашении ТРИПС, относящемся к сфере деятельности Всемирной торговой организации. В этом соглашении перечислено, какую защиту необходимо предоставить правообладателям, какие механизмы обеспечения должны существовать в стране и как следует поступать для разрешения международных споров. Реализация мер обеспечения соблюдения ПИС является обязанностью государства.

Ввиду природы цифровых продуктов их легко копировать и распространять. Есть несколько различных способов предоставления коммерческого доступа к материалам, защищенным авторским правом, через незаконные "пиратские" службы или частным образом от одного физического лица другому лицу.

Существует большое разнообразие подходов к защите авторских прав и обеспечению соблюдения ПИС. Нарушение авторского права в большинстве юрисдикций считается гражданским правонарушением. Однако если нарушение совершено с целью получения коммерческой выгоды, против нарушителей могут возбудить и уголовное дело. Кроме того, есть ряд других подходов, потенциально способных снизить уровень нарушений авторского права, например путем использования новаторских форм лицензирования или пересмотра самой концепции авторского права. Существуют также способы борьбы с нарушениями авторского права (например, отраслевые инициативы), не требующие обращения в суд.

Для директивных и регуляторных органов в области ИКТ полемика об авторском праве становится все более важным вопросом их деятельности. Эта полемика переплетается с полемикой о защите ребенка в онлайновой среде, о сетевом нейтралитете, о неприкосновенности частной жизни и об открытом доступе. Там, где в действиях по обеспечению соблюдения авторских прав участвуют ПУИ, у регуляторных органов может также появиться особая задача содействия саморегулированию отрасли и/или определения и осуществления правил и процедур обеспечения соблюдения авторских прав.

Некоторые потенциальные политические вопросы, поднятые при обсуждении текущих проблем, связанных с обеспечением соблюдения авторского права, включают: сферу действия авторского права и контент, создаваемый пользователями; измерение и представление информации о нарушении авторского права; структуру рынка; обеспечение соблюдения авторского права; инициативы отраслевого саморегулирования; просвещение потребителей; защиту прав; и международное сотрудничество.

Несмотря на то что регуляторные органы в области ИКТ не способны разрешить все проблемы, связанные с авторским правом в цифровой экономике, в главе 7 рассматривается ряд областей, в которых они могут и должны оказать воздействие.

8 Регуляторная ситуация в сфере мобильного банкинга
Подвижная телефонная связь сделала возможным для ранее не охваченных банковским обслуживанием лиц получать доступ к различным финансовым услугам, используя свои мобильные телефоны и без необходимости посещать какое-либо финансовое учреждение. В то время как многие люди в развивающихся странах не имеют доступа к финансовым услугам, большинство все-таки имеют доступ к услугам подвижной телефонной связи. Мобильный банкинг, таким образом, имеет потенциал выступать в качестве важного средства обеспечения не охваченного банковским обслуживанием населения банковскими и финансовыми услугами.

Существуют разнообразные модели мобильного банкинга. Такие модели часто относят к одной из двух основных категорий или к диапазону между двумя крайними точками: моделью на базе банка и моделью не на базе банка. Имеется множество разновидностей каждой модели. Различия в подходах часто обусловлены особыми условиями в каждой отдельной стране, которые и диктуют способы введения систем и услуг мобильного банкинга.

Две основные модели мобильного банкинга сравниваются в отношении их различных операционных структур, преимуществ и недостатков и некоторых факторов, относящихся к принятию моделей. Выбор оптимальной модели мобильного банкинга в каждой отдельной стране в конечном счете зависит от местных политических условий и нормативно-правовой базы. В этом отношении показательны модели, принятые в различных странах, включая Пакистан, Бангладеш, Гану, Кению, Бразилию, Перу, Мексику и Филиппины.


Рисунок 6. Бизнес-модели



Источник: Программа ЮСАИД FS Share, серия FS 9: "Возможности интервенции на рынке мобильных денег".



Рисунок 7. Пример использования модели не на базе банка



Источник: Telecommunications Management Group, Inc.

Как отмечается в главе 8, каждая модель мобильного банкинга представляет регуляторные проблемы. Сферы деятельности регуляторных органов в областях электросвязи, финансов и конкуренции иногда частично совпадают, поэтому поставщики услуг мобильного банкинга вынуждены прокладывать себе путь, подчиняясь нормативным требованиям регуляторных органов всех трех областей, чтобы предоставлять услуги в соответствии со всеми надлежащими законами и нормами. Возможно, наиболее важным изменением, которое можно произвести в регуляторном режиме в отношении мобильного банкинга, является осуществление более тесного сотрудничества и координации между соответствующими регуляторными органами.

Еще одной ключевой проблемой, возникающей в связи с происходящей в настоящее время конвергенцией ИКТ и финансовых услуг, является устаревшая политика в области норм и регулирования. Другие вопросы регулирования, связанные с мобильным банкингом, включают: защиту потребителей; функциональную совместимость; роуминг; правила по регистрации SIM-карты/принцип "знай своего клиента"; универсальный доступ; учет; тарифное регулирование; и доступ/соблюдение требований для обеспечения правоприменения.

Сами директивные, законодательные и регуляторные органы могут вносить более значительные изменения, чтобы создать благоприятную среду для услуг мобильного банкинга. Эти изменения будут способствовать открытости моделей мобильного банкинга и придадут дополнительную определенность регуляторным рамкам, в которых работают эти модели.

Возникает также ряд других соображений, выходящих за рамки основных регуляторных вопросов в отношении стимулирования внедрения и использования таких услуг. Эти соображения включают просвещение в области мобильного банкинга и мобильных платежей и защиты прав потребителей в контексте мобильного банкинга.

В заключение в главе 8 представлен контрольный перечень вопросов для регуляторных органов, в котором определены вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются директивные и регуляторные органы с введением мобильного банкинга, определены возможные направления действий для решения этих вопросов/проблем и представлены характерные примеры стран, успешно решивших эти проблемы.

9 Электронные отходы и утилизация:


кто за это отвечает?

Электронные отходы обозначают различные виды старого электрического и электронного оборудования (ОЭЭО), не представляющего ценности для их владельцев. Важный вопрос состоит в том, создает ли особую роль для национальных регуляторных органов отрасли ИКТ характер взаимоотношений между электронными отходами и сектором ИКТ. В настоящее время аспекты обращения с отходами (в том числе электронными отходами), как правило, входят в сферу природоохранного законодательства или в круг ответственности местных и муниципальных органов. За исключением нескольких малочисленных примеров, таких как Китай и Таиланд, имеется мало подтверждений существования комплексной нормативно-правовой базы в отношении электронных отходов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. По мере повсеместного распространения устройств и сетей ИКТ и продолжающегося развития основанных на ИКТ приложений и услуг для помещения управления электронными отходами в центр разработки политики, относящейся к ИКТ, необходимо серьезное обоснование.




Рисунок 8. Компьютеры накапливаются и загрязняют землю, медленно гния и разлагаясь в почве

http://ewasteguide.info/system/files/common/e-waste_ghana.jpg

Источник: http://stamen-tonchev.blogspot.com/.

Приняты различные подходы к переработке электронных отходов, и существует ряд основных субъектов в экосистеме электронных отходов на местном, региональном и международном уровнях. В главе 9 рассматривается передовой опыт, который может быть внедрен на политическом и регуляторном уровнях посредством принятия добровольных обязательств или обязательных требований в законодательстве. В этой главе также определяются побудительные меры и обязательства, которые могут принять регуляторные органы с целью стимулирования всесторонней интеграции проблемы электронных отходов в бизнес-стратегию и одновременного введения санкций за несоблюдение требований законодательства.

Рисунок 9: Цепочка создания утилизации электронных отходов



Источник: Recycling – From E-waste to Resources: Sustainable Innovation and Technology Transfer Industrial Sector Studies, UNEP, 2009

Два политических принципа, которые следует положить в основу ответных политических мер в области ИКТ в отношении электронных отходов, – это переработка и расширенная ответственность производителя (РОП). Первый принцип имеет целью способствовать высокой степени утилизации качества продукции и материалов посредством эффективного сбора, обработки и повторного использования или утилизации экологически ответственным и социально желательным образом. Второй принцип направлен на стимулирование производителей нести ответственность за ту продукцию, которую они производят, на протяжении всего ее жизненного цикла. Это достигается с помощью матрицы стимулов, систематически поощряющих производителей разрабатывать более совершенную продукцию и системы продукции, имеющие оптимальные экологические показатели даже в конце срока эксплуатации. Это известно как проектирование в интересах окружающей среды.

Основой проектирования любой эффективной экосистемы управления электронными отходами должен быть учет местных условий. Необходимо обеспечить надежное равновесие между усилиями по предоставлению доступа к ИКТ и практическими мерами по решению проблемы образующихся в результате электронных отходов устойчивым образом в долгосрочной перспективе. Другие основные аспекты разработки дорожной карты управления электронными отходами включают определение заинтересованных сторон; соблюдение норм и правил; обеспечение соблюдения; и осведомленность и создание потенциала.

Для эффективного реагирования на проблему электронных отходов требуется четкое распределение функций и обязанностей среди ряда участников процесса, а также определение и реализация комплекса политических мер, которые должны быть максимально адаптированы к местным условиям. Общие политические и регуляторные рекомендации описывают вопросы согласования; стандартов и сертификации; обязательств и стимулов основных субъектов; политики расширенной ответственности производителя; и различных форм партнерств, созданных для решения проблемы электронных отходов. Могут быть приняты уникальные подходы, такие как инициативы по согласованию на региональном уровне, которые будут особенно полезны для придания начального ускорения развивающимся странам на пути управления электронными отходами.


Вставка 2. Новые роли... новые вопросы

• Должен ли регуляторный орган ИКТ играть какую-либо роль в поощрении держателей лицензий к тому, чтобы включать связанные с электронными отходами проблемы в свои бизнес-стратегии?

• Какую роль должен играть регуляторный орган ИКТ в отношении управления электронными отходами: содействующей организации, посредника, рекламного агента, просветительской организации и/или обеспечивающей соблюдение организации?

• Как должна быть разработана политика в области электронных отходов, с тем чтобы она не представляла препятствие для инноваций, конкуренции и универсального доступа в секторе ИКТ?

• Какой режим регулирования будет идеальным для обеспечения достижения поставленных целей?

• Какими должны быть охват и масштаб мер регулирования, направленных на обеспечение эффективного управления электронными отходами?

• Каким образом регуляторный орган ИКТ может обеспечить наличие эффективной координации с другими учреждениями, такими как агентство по защите окружающей среды, в отношении любых мер, направленных на соблюдение и обеспечение выполнения обязательств в отношении электронных отходов?

• Какую роль может играть МСЭ в поддержке и обеспечении приобретения соответствующих навыков для внедрения нормативно-правовой базы в отношении электронных отходов?




1 На основе отчета МСЭ "Измерение информационного общества, 2011 год", www.itu.int/ITU-D/ict/ipb/index.html.

2 Cisco Visual Networking Index: Global Mobile Data Traffic Forecast Update, 2011-2016.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница