Мэбп октябрь 2013г. Информационно-аналитическая записка




Скачать 154.67 Kb.
Дата15.07.2016
Размер154.67 Kb.

МЭБП октябрь 2013г.


Информационно-аналитическая записка

Перспективы развития мировой экономики

Мировая экономика находится в переходном периоде, при котором развитые страны ускоряются, а развивающиеся страны напротив переживают экономический спад. В США, несмотря на сильный частный спрос, рост замедлился из-за фискальной консолидации. Официальная политика США создает неопределенность относительно природы и силы бюджетной корректировки, более того споры относительно «потолка» госдолга могут еще больше дестабилизировать обстановку и сократить рост. Денежно-кредитная политика в данный момент является инструментом для выхода из «количественного смягчения» и «нулевых» процентных ставок. В Японии, несмотря на отметившиеся улучшения в экономике, существует два основных вызова. Первый вызов – соблюдение правильных темпов бюджетной консолидации, включая повышение налога с продаж. Второй вызов – это внедрение ряда надежных структурных реформ для трансформации циклического подъема в устойчивый рост. Основные страны Европы показывают незначительные знаки улучшения экономического состояния, однако развивающиеся страны до сих пор продолжают испытывать трудности. Улучшение обстановки объясняется не последними реформами, а переменами в настроении у потребителей и компаний. Прогресс в укреплении конкурентоспособности и увеличении экспортных поставок не достаточен для компенсации сократившегося внутреннего спроса.

Вопрос, интересующий многих сейчас заключается в том является ли нынешнее замедление роста развивающихся стран процессом цикличности или уменьшением потенциального роста производства. Скорее всего, ответ включает в себя обе причины в разной степени для разных стран. Для восстановления роста требуются структурные реформы, такие как ребалансировка в сторону потребления в Китае и снятие инвестиционных барьеров в Индии и Бразилии.

Аналитики МВФ подчеркивают два основных события в мировой экономике, которые будут влиять на экономические процессы во всем мире.

Первое, мировые рынки убеждены в том, что монетарная политика США приближается к поворотному моменту «тейперинга» или сужению покупок активов ФРС. Несмотря на то, что ФРС в недавнем выступлении заявила о продолжении покупок гособлигаций на сумму $85 млрд. ежемесячно, доходности долгосрочных облигаций резко увеличились не только в США, но и в других странах мира. Второе, растущая убежденность того, что экономика Китая будет расти замедленными темпами в среднесрочной перспективе, которая особенно отразится на странах-экспортерах сырья в развивающихся странах.

Импульс к возобновлению темпов роста ожидается со стороны развитых стран, ВВП которых вырастет до 2% в 2014 году, что на ¾ п.п. выше чем в 2013 году. Драйверами роста выступят усилившаяся американская экономика, заметное снижение бюджетной консолидации (за исключением Японии) и высоко адаптивная денежно-кредитная политика. Рост в еврозоне будет сдерживаться периферийными странами. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой вырастут на 5% в 2014 году из-за нейтральной налогово-бюджетной политики и довольно низкими процентными ставками.



Прогнозы ведущих международных институтов и рейтинговых агентств

ВВП 2013п (2014п)

МВФ

Standard&Poor’s

FitchRatings

Мир

2,9% (3,6%)

2,6% (3,5%)

2,9% (3,7%)

США

1,6% (2,6%)

2,7% (3,1%)

1,9% (2,8%)

Еврозона

-0,4% (1,0%)

-0,5% (0,8%)

-0,6% (0,9%)

Китай

7,6% (7,3%)

7,9% (8,0%)

7,5% (7,5%)

Япония

2,0% (1,2%)

0,6% (2,0%)

1,8% (1,5%)

Базовые процентные ставки ведущих центральных банков




ЕЦБ

Федеральный Резерв США

Банк Англии

Народный Банк Китая

Банк Японии

2012

0,88%

0,25%

0,50%

6,56%

0,0%-0,1%

2013

0,50%

0,25%

0,50%

6,0%

0,0%-0,1%

Источник: официальные сайты центральных банков.

Соединенные Штаты Америки

Экономический рост США достаточно скромный в 2013 году, составив порядка 1,25% в годовом выражении по итогам полугодия. Базовая инфляция в августе составила 1,8%. Последние макропоказатели указывают на улучшение ситуации благодаря всплеску активности на рынке жилья, однако «сжатые» финансовые условия несколько сократили оживление в экономике США. Уровень безработицы продолжает падать с наивысшего 10% значения, зафиксированного в 2009 году до 7,3% в августе 2013 года, но в основном улучшение на рынке труда произошло из-за снижения уровня трудовой занятости среди экономически активного населения страны. Индекс деловой активности в промышленности в сентябре составил 56,2 пункта по сравнению с 55,7 пункта в августе текущего года. Индекс деловой активности в секторе услуг в сентябре снизился до 54,4 пункта с 58,6 пункта в августе текущего года.

Продолжающееся в данный момент политическое противостояние между демократами и республиканцами привело к так называемому «shutdown» федерального правительства, которое завершилось роспуском подавляющего большинства госслужащих в неоплачиваемые отпуска на неопределенное время. Согласно прогнозам аналитиков спорная ситуация относительно «потолка» госдолга не продлится долго, и темпы роста ускорятся в 2014 году по мере того как фискальная консолидация ослабнет, и денежно-кредитное регулирование будет способствовать росту и улучшению ситуации на рынке жилья несмотря на возросшие ставки по ипотечным кредитам. Основной причиной понижения прогноза МВФ относительно роста экономики США является продолжающийся секвестр до сентября 2014 года.

Несмотря на потенциально позитивные изменения, существует ряд понижательных рисков. Среди внутренних рисков частный внутренний спрос может быть слабее, если эффект от секвестра, увеличения налогов и недавнее «сжатие» финансовых условий будет более сильным, чем ожидается. Более того, несмотря на продолжение политики «количественного смягчения» и отказа от сужения покупки госактивов, доходы по ним лишь незначительно сократились, и риск ухудшения финансовых условий не должен быть исключен. Другим возможным сценарием увеличения процентных ставок может стать неожиданный рост инфляционных ожиданий, или в среднесрочной перспективе рост выплат по суверенному долгу в случае незначительного прогресса по фискальной консолидации. Продолжительный «shutdown» может повлечь за собой большие негативные последствия для экономического роста, финансовой стабильности со «спилловер» эффектом в остальные страны. К позитивным изменениям можно отнести улучшение на рынке жилья, которое может способствовать облегчению условий заимствования, увеличению цен на жилье, повышение уровня потребления и инвестиций с позитивном эффектом не только в США, но и в остальных странах мира.

Основным приоритетом в области реформ остается всесторонний план бюджетной консолидации на среднесрочную перспективу, в то же время способствуя краткосрочному росту. По оценке МВФ фискальный секвестр США происходит чрезвычайно быстро и сократит рост ВВП США на 1,5%-1,75% в 2013 году.

Еврозона

Предпринимаемые меры политики еврозоны позволили снизить важные риски и стабилизировать финансовые рынки. Уровень безработицы по-прежнему очень высок, более того социальная и политическая напряженность лишь вредит темпу реформ в еврозоне.

Еврозона возвратилась к экономическому росту во II квартале текущего года после 6 кварталов рецессии. Последние краткосрочные индикаторы говорят о стабилизации экономической активности в периферии и восстановлении роста в ведущих странах еврозоны. Экономика еврозоны выросла на 0,3% в годовом выражении во II квартале. Уровень инфляции в сентябре составил 1,1% в сравнении с 1,3% в августе текущего года. Безработица в еврозоне продолжает оставаться основной проблемой, особенно в периферийных странах, однако по итогам августа показатель снизился до 12% или 19,18 млн. человек. Уровень безработицы среди молодежи, вызывающий наибольшие опасения экспертов и политиков, снизился с 23,8% в июле до 23,7% в августе 2013 года.

Обрабатывающий сектор и сектор услуг подтверждают общее улучшение состояния экономики еврозоны. Так, индекс Markit Eurozone Composite PMI составил 52,2 пункта в сентябре в сравнении с 51,5 пункта в августе, самого высокого показателя за последние 27 месяцев. Основными факторами повышения составного индекса PMI являются открытие новых производств и рост новых заказов. Усиление внешнего и внутреннего спроса позволило производителям увеличить свои производственные мощности и прибыль.



Динамика составного индекса PMI и роста ВВП, % изменение квартала к кварталу еврозона.jpg
евро.bmp
копия (2) копия евро.bmp

Множество факторов, являющихся последствиями финансового кризиса, продолжают негативно отражаться на показателях еврозоны. Первое, внутренний спрос остается очень слабым из-за сокращения доли заемного капитала в государственном и частном секторах, особенно в периферийных странах. Второе, фрагментированная финансовая система и слабые балансовые листы еврозоны продолжают ухудшать трансмиссию «мягкой» денежно-кредитной политики ЕЦБ в страны периферии, оставляя процентные ставки для частного сектора высокими и лимитируя возможность банков выдавать займы. Третье, несмотря на значительные проведенные реформы, слабые рынки труда и сбыта продолжают препятствовать относительной корректировке цен и конкурентоспособности, в особенности в периферии. В результате, темпы восстановления от внешних дисбалансов внутри еврозоны крайне медленные. копия евро.bmp
копия копия евро.bmp



В соответствии с действующими реформами прогнозируется, что экономическая активность замедлится на 0,5% в 2013 году и составит 1,0% в 2014 году благодаря меньшему влиянию фискального обременения, усиленному внешнему спросу и постепенному улучшению условий займа в частном секторе. Основными понижательными рисками еврозоны остаются внешние шоки, такие как дальнейшее ужесточение денежно-кредитных условий и спад экономической активности в развивающихся странах. Положительными изменениями может стать увеличение притока инвестиций в развитые страны еврозоны, «спилловер» эффект от которых может перейти на весь регион. Таким образом, эксперты подчеркивают, затяжное выполнение различных реформ как основной риск продолжающегося периода неопределенности и экономического застоя в еврозоне. Аналитики МВФ определили четыре ключевых приоритета для развитых стран еврозоны для восстановления уверенности и экономической активности.

  • Балансовые счета всех банков должны быть оперативно восстановлены в целях улучшения уверенности и оживления кредитования и спроса. Достоверная, всесторонняя и независимая оценка дефицита капитала является необходимой для создания прозрачного плана для установления требований к банковским капиталам, а также осуществление поддержки во избежание беспорядочного сокращения доли заемных средств и помощи стран, испытывающих недостаток капитала без угрозы превышения приемлемого уровня задолженности.

  • Необходимо создание полноценного банковского союза для реверсирования финансовой фрагментации еврозоны и ослабления взаимосвязи между банком и суверенным долгом страны. Подчеркивается важность политической приверженности всех стран-членов еврозоны к созданию такого союза для продолжения прогресса, достигнутого через создание единого контрольного механизма (Single Supervisory Mechanism) и завершить инициативы Банка Восстановления и Резолюции (Bank Recovery and Resolution) и Программу директив по гарантированию вкладов (Deposit Guarantee Scheme Directives).

  • В качестве краткосрочной меры поддержки для восстановления роста необходимо дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики, включая дальнейшее понижение ключевых процентных ставок, дальнейшее соблюдение руководства закрепления прогнозных процентных ставок, а также другие нетрадиционные финансовые методы для поддержки малых и средних предприятий.

  • Реформы, способствующие потенциальному росту и увеличению конкурентоспособности еврозоны должны включать в себя осуществление Директив об Услугах (the Services Directive) для устранения национальных барьеров стран-членов еврозоны. Более того портативность пенсионных накоплений и пособий по безработице будет способствовать повышению мобильности рабочей силы внутри еврозоны. Реформы национального рынка труда будут способствовать повышению трудовой активности, уравнять возможности застрахованных и незастрахованных работников, а также способствовать более гибким условиям договорных процессов для ускорения создания новых рабочих мест.

Япония

Экономический рост в Японии прогнозируется быть на уровне 2,0% по итогам 2013 года вследствие фискальных стимулов и «мягкой» денежно-кредитной политики для поддержания частных инвестиций и потребления. Девальвация иены и повышение внешнего спроса также должны способствовать росту экспорта японских товаров. Согласно оценке МВФ рост ВВП сократится до 1,2% в 2014 году из-за сокращения бюджетных расходов и увеличения налога на потребление. Инфляция временно увеличится до порядка 3,0% вследствие роста налога на потребление, однако базовая инфляция будет на уровне 1,2% по итогам 2014 года. Безработица в Японии составит 4,2% и 4,3% в 2013 и 2014 годах соответственно.

Комплекс мер японского правительства по преодолению экономического застоя и многолетней дефляции, Абэномика, согласно последним макроэкономическим показателям начал действовать.

Абэномика основывается на трех так называемых «стрелах»



    • значительное смягчение денежно-кредитной политики в рамках Quantitative and Qualitative Monetary Framework в целях достижения уровня инфляции до 2% к 2015 году;

    • гибкая налогово-бюджетная политика: (1) фискальные стимулы, финансируемые за счет долга, составляющие 1,4% ВВП в 2013-2014 году, (2) фискальная консолидация в 2014 году с целью вдвое сократить дефицит бюджета к 2015 году до уровня 2006 года, а именно до 6,6% ВВП и достичь профицита бюджета к 2020 году;

    • структурные реформы для стимулирования частных инвестиций, занятости и продуктивности;

Новый комплекс реформ незамедлительно отразился на финансовых рынках Японии. Так, индекс Nikkei вырос на 30%, реальный эффективный обменный курс национальной валюты обесценился на 17%, доходность облигаций сократилась до исторически низких значений. Экономические нововведения японского правительства способствовали улучшению экономической ситуации в стране в первой половине 2013 года1 после двух кварталов негативного или слабого роста. Производственная активность Японии в обрабатывающем секторе показывает сильный рост, что подтверждается самым высоким значением индекса Markit Japan Manufacturing PMI с февраля 2011 года, составив 52,5 пункта в сентябре текущего года. Сектор услуг Японии также демонстрирует положительные показатели, индекс Markit Japan Services PMI составил 53 пункта в сентябре по сравнению с 51,2 пункта в августе текущего года.

Несмотря на краткосрочные улучшения, существуют сомнения относительно достижения целевого уровня инфляции в среднесрочной перспективе из-за пониженных ожиданий, которые сложно изменить и приспособить особенно во время вялого роста и высокого уровня безработицы.

Премьер-министр Японии Шиндзо Абэ 1 октября 2013 года объявил об увеличении налога на потребление с 5% до 8% в апреле будущего года. Последний раз данный налог поднимался в 1997 году, после чего страна впала в рецессию. Экономисты-скептики считают, что увеличения налога на потребление и налога с продаж могут сломить курс на восстановление экономики. Впрочем, то же самое касается и роста инфляции, однако резкий скачок инфляции на 0,8% в августе текущего года объясняется увеличением расходов на энергоносители.

Все три составляющие комплекса мер «абэномика» тесно взаимосвязаны между собой. Структурные реформы, такие как увеличение пенсионного возраста и уровня участия женщин в трудовой активности, необходимы для роста в долгосрочной перспективе и фискальной устойчивости. Фискальная устойчивость в свою очередь необходима для получения бюджетного пространства для помощи денежно-кредитной политике, ограниченной нулевыми процентными ставками, а также во избежание резкого увеличения долгосрочных процентных ставок. Проведение «мягкой» денежно-кредитной политики способствует снижению реальных процентных ставок для стимулирования роста и увеличения целевого уровня инфляции, что в итоге позволит усилить фискальную устойчивость страны.

МВФ подчеркивает важность завершения всех намеченных реформ, поскольку незавершенность начатых преобразований чревата дефляцией и увеличением доли государственного долга на банковских счетах. По мнению многих экспертов, ожидаемый «тейперинг» денежно-кредитной политики США вызовет резкий рост процентных ставок по долгосрочным облигациям, а также резкий отток капитала из развивающихся стран, что будет важной проверкой для мировых финансовых рынков.

Китай

Экономическое состояние Китая в данный момент беспокоит как развитые, так и развивающиеся страны из-за сильного влияния на экономическую активность на развивающиеся страны, в том числе через цепочки поставок. Последние отчетные данные о состоянии экономики показывают слабость фундаментальных факторов роста, проявившуюся в замедления мирового экономического цикла и росте рисков, однако данных о формирующейся новой нисходящей волне пока нет. Согласно прогнозам правительства Китая и экспертов МВФ рост ВВП Китая составит 7,5% по итогам 2013 года и 7,2% в 2014 году. Правительство Китая сдерживает дальнейшее стимулирование роста, что объясняется целью сохранения финансовой стабильности, улучшения распределения кредитов и переходу экономики на более стабильную и устойчивую траекторию роста.

По итогам II квартала рост ВВП Китая составил 7,5%, что полностью соответствует прогнозам экспертов. Инфляция по итогам 2013 года прогнозируется быть на уровне 2,7% и 3,0% в 2014 году2. Составной индекс производственной активности HSBC China Composite PMI, оценивающий обрабатывающий сектор и сектор услуг составил 51,2 пункта в сентябре с 51,8 пункта в августе текущего года. Уровень производства вырос в обоих секторах экономики Китая, тогда как индекс занятости продолжил свое падение уже шестой месяц подряд. Также необходимо отметить повышение цен на товары и услуги из-за увеличившихся производственных затрат второй месяц подряд.

Руководство Китая подчеркивает большие успехи в ограничении инфляции и предстоящем ослаблении монетарных ограничений и снижении обязательных резервов для кредитов предприятиям реального сектора, при сохранении прежних требований к объемам кредитования торговли и местных органов власти. Учитывая постепенный перевод резервов КНР в товарные активы, это поддержит ценовую конъюнктуру на глобальных рынках металлов и энергоносителей. Однако «разогрев» экономики поддерживает достаточно высокую инфляционную динамику, что делает вероятным продолжение цикла повышения базовой ставки Банком Китая. Несмотря на некоторое ослабление производственной активности, по заявлению китайских властей вторая по величине экономика мира в скором времени начнет набирать темпы роста.



Теневой банковский сектор Китая является основной угрозой экономики Китая на данный момент. Причиной развития данного сектора являются ограничения, налагаемые на коммерческие банки, которые относятся к собственности государства и подвергаются регулированию. Ставки по депозитам и ставки, по которым выдаются займы, строго ограничены, что обеспечивает банкам ожидаемую прибыль. Основными заемщиками банковских средств являются государственные предприятия и органы местного самоуправления, которые получают дешевый кредит и широко инвестируют. Для того чтобы увеличить прибыль в связи с высоким спросом на кредит, китайские банки укомплектовали кредиты в секьюритизированные активы WMP (Wealth Management Products). Таким образом, продавая данные WMP активы, китайские банки транслируют активы с официальных счетов и привлекают средства, которые могут быть выданы в ссуду под высокие процентные ставки. Результатом таких операций стало резкое увеличение кредита за пределами стандартных банковских каналов, которые находятся вне компетенции центрального регулятора.

Одной из причин увеличения кредита в экономике Китая является значительное увеличение денежной массы. Это объясняется необходимостью монетизации притока капитала, который отчасти подогревался нелегальной практикой подделки экспортных счетов. Правительство Китая не раз заявляло о намерении взять теневой банковский сектор под контроль. Одним из выходов может стать либерализация финансовых услуг и создание более эффективной системы. Проблема в том, что данную реформу чрезвычайно сложно предпринять, так как рыночная система предполагает меньший рост кредитования, более высокие доходы по депозитам, более высокие издержки по займам, меньше инвестиций от государственных предприятий и постепенный переход к экономике, ориентированной на потребителей.



В целом можно сделать вывод о том, что процесс ребалансировки мировой экономики продолжается. Несмотря на сохраняющиеся проблемы в экономиках США и еврозоны, страны демонстрируют положительную динамику экономических показателей, таких как рост ВВП, индекс производственной активности и уровень инфляции. Основными рисками для мировой финансовой стабильности являются замедление темпов роста экономики Китая и других развивающихся стран, связанное с изменением экономической политики и структурных реформ.

1 Рост ВВП с учетом сезонных колебаний составил 3,9% в годовом выражении.

2 Инфляция в Китае в августе 2013 года составила 2,6% в годовом выражении.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница