Материал подготовлен О. А. Исаевой, учителем русского языка и литературы мбоу сош №1, г. Королёв, мо. Подготовка к домашнему сочинению по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро»




Скачать 107.04 Kb.
Дата29.07.2016
Размер107.04 Kb.
Материал подготовлен О.А. Исаевой, учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №1, г. Королёв, МО.

Подготовка к домашнему сочинению по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

(домашнее сочинение).



До проведения урока ребятам можно дать такие задания:

1.Составить рассказ (устно или письменно) о своих зимних впечатлениях. Главное условие- передать свое настроение от встречи с зимней природой.

2.Нарисовать иллюстрации к своим воспоминаниям.

На уроке ребята комментируют свои рисунки, зачитывают миниатюры или устно рассказывают о своих впечатлениях от прихода зимы.

Переходя к знакомству со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро» , используем прием антиципации: Вы рассказали о своих зимних настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав стихотворение «Зимнее утро»?

Вопрос классу: какие ассоциации возникают у вас, слыша словосочетание «зимнее утро»? (запись ответов на доске)

Даем установку на восприятие стихотворение: «Давайте вслушаемся в стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт».

(Прослушивание аудиозаписи или выразительное чтение стихотворения учителем.)

Выдерживаем небольшую паузу и только потом просим поделиться своими впечатлениями.

(высказывания учащихся)

В стихотворении есть слова, которые могут вам быть непонятны. Найдите их.

Объяснение лексического значения слов:

Существительное лежанка от какого глагола происходит? (Лежать.) В прошлом в деревенских домах печи нередко делались с лежанкою — невысоким длинным выступом, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печи.

Вечор. Какие слова могут быть родственны слову вечор? С какими современными словами оно созвучно? (Вечер, вчера.) Устаревшее наречие вечор означало “вчера вечером”.

Слово взор знакомо вам? Сейчас это слово означает взгляд. Слышали такие выражения: “потупить взоры”, “устремить взоры”?.. Что означает здесь существительное взоры? (Глаза)

Существительное Аврора — русское слово? Аврора — слово из латинского языка; в римской мифологии это имя богини утренней зари. Пушкин и другие поэты XIX века в своих произведениях утреннюю зарю нередко называли именем мифологической богини.

Нега-наслаждение (слово устаревшее)

Нынче-сейчас (устар.)

Запречь-запрячь (устар.)

Не захотелось ли вам побывать зимой в деревне? Если такое желание возникло, значит, вам передалось то радостное чувство, которым охвачен... кто? Пушкин? (Не Пушкин, а герой стихотворения Пушкина.)

Героя стихотворения принято называть лирическим героем, потому что стихотворения относятся к лирике, являются лирическими произведениями. При чтении стихотворения Пушкина мы в воображении своём видим утро, которое наблюдает кто? (лирический герой)

(Учащиеся должны уяснить: необходимо проводить грань между понятиями «автор» и «лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и то же лицо.)

-Каким показан лирический герой? (Человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне)

Итак, Пушкин заставляет нас увидеть и прочувствовать то, что видит и переживает лирический герой его стихотворения. Как же Пушкин этого добивается? Главным образом посредством подбора самых нужных слов.

-Какие настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства? Попробуем разобраться в этом.

-Создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор. ( ответы учащихся)

Анализ строф

-Найдите слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. ( «друг прелестный», «красавица», «звезда севера» )

-Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).

Можно вести анализ стихотворения одновременно с работой в таблице. Вычитывается каждая строфа, определяется ее ведущее настроение, а затем ученики ищут те выразительные средства, которые создают это настроение, и выписывают их в таблицу.



Строфа

Средства выразительности

примеры

1 строфа- настроение радостного ожидания



















-Каким настроением окрашена 1 строфа? С помощью каких средств выразительности это достигается?

(Вся первая строфа окрашена настроением радостного ожидания, утренней бодрости. Это передается восклицательными предложениями в первой и последней строке, а также обильным использованием глаголов в повелительном наклонении: «проснись», «открой», «явись». Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный»- также создает это настроение. Нежные, игривые обращения к «красавице» придают общей картине утреннего пробуждения оттенок любовной забавы. Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования. Раскатистый звук [р] в первой строфе повторяется четырнадцать раз (“моРоз”, “дРемлешь”, “дРуг”, “пРелестный”, “поРа”, “кРасавица”, “пРоснись”, “откРой”, “взоРы”, “навстРечу”, “севеРной”, “АвРоРы”, “севеРа”). Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные.)

-Какое настроение передает 2 строфа? Оно такое же , как в первой строфе? Приведите примеры из текста в подтверждение.

(Вторая строфа окрашена совсем другим настроением – печальным, тревожным. Оно передано и прямым называнием настроения («И ты печальная сидела»), и одушевленным пейзажем с помощью олицетворений: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». )

-Какие слова задают тревожный тон, создают мрачное настроение? («злилась», «мутном», «печальная», «тучи».)

-С какой целью автор использует контрастное описание природы? ( Картина вечерней, «вспоминаемой» вьюги открыто контрастна по отношению к картине солнечного утра. Тем самым еще более подчеркивается великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. )

-Прием противопоставления в литературе называется антитезой.

-Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? (Да, исчезли бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. )

-И ты печальная сидела (пауза)-

А нынче…(пауза) посмотри в окно…

-Какую роль играют паузы в этих местах? (подчеркивают переход от грустных воспоминаний к радости. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: “Вечор... а нынче... погляди в окно...” Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Если бы не было мрачного, печального вечера, разве можно было бы оценить всю прелесть утра?)

-Что вы скажете о настроении героя в 3 строфе? Какой видится герою природа? Найдите слова, передающие красоту природы.

(Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет»)

-С какой целью автор использует однокоренные слова «блестя», «блестит»?

( Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы акцентировать внимание на праздничности изображенного мира.)

-Какой художественный прием еще больше подчеркивает эту яркую картину ликования и восторга? (Сравнение снега с «великолепными коврами») .

-Какое настроение героя в 4 строфе? Как чувствует себя герой в доме?

( В следующей, четвертой строфе, продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему. Здесь есть и тот же «блеск», и настроение радости и любви к миру. Однако взор поэта обращен теперь не на внешний мир, а на домашний, лишенный торжества и великолепия, но уютный, теплый. Настроение неги, мечтательной расслабленности создается с помощью и метафорического эпитета «янтарный», и олицетворения «веселым треском», и прямого обозначения эмоционального состояния героя «Приятно думать...». )

Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства помещения), передаче ощущения домашнего покоя.

-Можно ли услышать, что происходит в доме? ( «Веселым треском трещит затопленная печь.»)

-Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (согласные Т,Р,С)

-Готов ли лирический герой находиться и дальше здесь, в доме?

(К концу строфы мы ощущаем, что ему все же не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь...».)

Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в пятой строфе.

-Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.)

-Какое настроение у героя в 5 строфе? Каким показан лирический герой?

(Заканчивается стихотворение плавной напевностью и неожиданной, контрастной грустью, которые порождены открывающимся взору русским раздольем. Бодрость и энергия души как бы растворяются в этом огромном «пустом» мире. В последних строках звучит и проникновенный лиризм («И берег, милый для меня»), и затаенная грусть одиночества, рождающегося от соприкосновения хрупкой души с бесконечной и вечной блистающей природой.)

После такого подробного разбора учащиеся формулируют ответ на главный вопрос урока: Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

(Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно гармоничное чувство любви позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Герой Пушкина переживает очень контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке? (он влюблен, и поэтому ему все в жизни нравится: и вечерняя вьюга, и утренняя заря, и солнечный блеск.)

-Что же изображает поэт в стихотворении? ( картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и и переживания)

Учитель: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. В стихотворении «Зимнее утро» автор показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к радости воспоминаний.)

- На протяжении стихотворения у лирического героя было разное настроение, по-разному изображена и природа. А что вы скажете о цветовой гамме в стихотворении? Одинакова она или нет? Почему?

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет).

2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета).

3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).

4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет).

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота).

-Какова же тема стихотворения? (А.С.Пушкин описывает зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня)

-Идея произведения? (Автор показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. )

Конечно, не все из анализа ребята возьмут в свои сочинения. Для них главное передать настроение, атмосферу, царящее в стихотворении. А вот обращение к средствам выразительности должно быть только тогда, когда это увязано с содержанием.

Для ребят: если не можете связать те или иные средства выразительности с содержанием, то и не пишите о них.



Памятка ученику

  1. Прочитай стихотворение несколько раз.

  2. Узнай сведения об авторе стихотворения.

  3. Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

  4. Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

  5.  Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?

  6.  Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

  7. Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

  8. Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

  9. Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа стихотворения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

План сочинения анализа стихотворения

1. Название стихотворения и его автор. Ведущая тема. ( О чём стихотворение?) Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

2. Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Речевые клише

В стихотворении… (автор, название) говорится о…

В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

Лирического героя пронизывает чувство…

Стихотворение можно разделить на …части, так как…

Композиционно стихотворение делится на…части.

В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

Поэт хочет запечатлеть словами….

Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …



Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

Стихотворение вызывает у меня чувство…


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница