Маоу дод ддютэ




Скачать 333.02 Kb.
страница1/3
Дата12.08.2016
Размер333.02 Kb.
  1   2   3





e:\в помощь орксэ москва курсы\иллюстр материал\изображение\георгий победоносец.jpgc:\users\user\desktop\презентационные фото\100_0699.jpg


http://img-fotki.yandex.ru/get/4428/125065891.1b/0_6af84_ae5f27b9_xl

2015

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»

Формирование духовно-нравственных качеств на основе агиографии

Автор - составитель:

Пугачева Евгения Михайловна,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ДДЮТЭ

,

Киселевск 2015


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Формирование духовно-нравственных качеств на основе агиографии……….6

Заключение…………………………………………………………………….....11

Список литературы………………………………………………………………12

Пояснительная записка
Художественное и нравственное наследие в рамках православной культуры имеет не только историческое, но и воспитательное значение. И литература о жизни святых - одна из составляющих этого наследия. Она воспитывает на примере нравственной жизни святых людей.

В самые тяжёлые времена появлялись на Руси такие великие святые, как Андрей Первозванный, княгиня Ольга, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский. Их жизнь, их подвиг, обращённый на благо людей, до сих пор зажигают и вдохновляют сердца миллионов на нравственную жизнь. По ним мы учимся любить Бога, любить ближних, страшиться греха, желать добра и правды. Великие наши святые, духовные наставники и воспитатели народа всегда смиренны и скромны. Они наделены особым даром прозорливости, чудотворности, утешения, исцеления душевного.

Нравственные заповеди человечество выработало, чтобы выжить на земле, а жития – это последовательное исполнение этих заповедей. Нравственное оздоровление общества – это в настоящее время одна из актуальных задач для российского образования, потому что наметилась опасная тенденция навязывания европейского образа поведения, и, как следствие – забвение традиционных нравственных ориентиров. Актуальность изучения житийной литературы не вызывает сомнений, так как это будет способствовать нравственному оздоровлению общества, наряду со спортом, искусством, поиском исторических корней.

Противопоставить западным моральным «ценностям» можно пропаганду духовно-нравственных истин в образовательных учреждениях. Необходимо знакомить обучающихся в образовательных учреждениях с художественным и нравственным православным наследием, той красотой, что определила широту души и милосердный характер русского народа.

Данная разработка может быть рекомендована учителям-предметникам (литературы, истории), педагогам дополнительного образования, занимающихся православной культурой, преподавателям воскресных школ для проведения занятий.

В разработке представлены конспекты занятий «Святой апостол Андрей Первозванный», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Георгий Победоносец. Сказка Никита Кожемяка» из программы «Азы православия», разделы «Жития Святых», «Русские сказки в православной культуре».

Разработка рассчитана на обучающихся 9-10 лет, 1 года обучения.

Цель данной методической разработки: оказание помощи в изучении агиографии как составляющей духовно-нравственного наследия православной культуры.

Задачи:


  • проанализировать имеющуюся литературу по житиям святых;

  • раскрыть содержательный нравственный аспект житийной литературы;

  • наметить методику преподавания по житиям святых с точки зрения духовно-нравственных истин, нравственного подвига;

  • систематизировать дидактический и наглядный материал по теме.

Формы, используемые на занятиях по агиографии:

  • нравственная беседа;

  • литературное чтение;

  • «путешествие»;

  • «круглый стол»;

  • творческая работа;

  • «православная гостиная».

Тематическое содержание представлено теоретическим лекционным и практическим дидактическим материалом, который включает в себя ребусы, кроссворды.

В процессе работы над методической разработкой изучена существующая литература по житиям святых. В школьных учебниках житийная литература занимает небольшое место при знакомстве с древнерусской литературой. Тексты, в основном, даны без комментариев, а вопросы, после прочтения жития, ставятся в узком ракурсе и не позволяют проанализировать его духовно-нравственную составляющую. Жития, представленные в книге Гарифзянова Р.И. и Пановой Л.И «Откровения ангелов-хранителей: крест Иисуса» (2010г.) написаны художественным языком, красочно иллюстрированы, но могут быть использованы на занятиях выборочно ввиду недостатков изложения материала с точки зрения православной культуры. Разделы в книгах для самостоятельного чтения «Ковчежек» (1993-94гг.): «Святые земли Российской», посвящённые Владимиру Красное Солнышко, Сергею Радонежскому, Александру Невскому и патриарху Гермогену, вполне доступны детям для понимания и являются хорошим литературным материалом для преподавания. Представленные в учебнике А.В.Бородиной (2002г.) жития могут быть использованы для изучения в среднем и старшем школьном возрасте, а для младших школьников они должны быть адаптированы и переработаны педагогом. Д.А.Емец в своей книге «Заступники земли русской» (2008г.) представляет жития через призму исторических фактов, что с одной стороны позволяет глубже изучить материал, но с другой – делает его не совсем понятным для самостоятельного прочтения. Материалы по житиям святых, представленных в журналах «Божий мир», «С нами Бог», «Православная беседа», «Русский дом» могут быть рекомендованы как для самостоятельного прочтения детьми, так и оказать существенную помощь учителям литературы и преподавателям православной культуры. Здесь же имеется богатый иллюстративный материал, что позволяет в доступной форме наглядно донести детям житийную литературу.

Благодаря занятиям по изучению агиографии, житийной литературы, обучающиеся будут знать: новые понятия из областей православной культуры, истории, жития святых; уметь: работать с православными журналами и книгами, различать светскую и житийную литературу; сформируют навыки правильного нравственного поведения, культуры общения, интерес к православной культуре и истории.



Формирование духовно-нравственных качеств на основе агиографии.

Древнерусская литература - одна из самых древних в Европе. Её начало восходит ко второй половине X века, когда с принятием христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке. Древняя Русь через взаимодействие с Болгарией, откуда шли эти тексты, приобщалась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы IX – начала XIII века касались русской истории и её связи с всемирной историей, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами(половцами, древлянами, печенегами), борьбы за киевский престол. Именно в ней сформировались представления о единстве мира, человечества и его истории, то чувство ответственности писателя, которое позволяет влиять на нравственный идеал миллионов людей. С течением времени менялись способы изображения человека. Вспомним хотя бы один из самых древних памятников «Житие Бориса и Глеба», который относится к XII веку. Сначала в облике юношей бросается в глаза отрешённость от всего житейского, земного, готовность к самопожертвованию и аскетизм. Потом замечаем, что в одном юноше видна доброта, простодушие, доверчивость, а в другом – преобладают решительность, самоотречение и печаль. Борис и Глеб не только исторические личности. Первые русские святые, признанные византийской церковью благодаря Ярославу Мудрому, стали литературными героями житийных произведений, с которых можно брать пример. Ведь они – символ страдания за дело правое, за веру. «Сказание о Борисе и Глебе написано с большой художественной выразительностью. Древний автор всем сердцем переживает события, положенные в основу повествования».[6, с.210]

К этому времени в литературе уже сложился определённый способ изображения человека: он интересен не сам по себе, а лишь как представитель определённой социальной категории. Основной темой древнерусской литературы XIII – XV веков было национально-патриотическая. Большое значение приобретает идея княжеской власти, героическая борьба с поработителями. Князья оцениваются по их «княжеским» качествам, монахи – «монашеским». Писателя изображает героя через его поступки, для него не важна их психологическая мотивировка. Каждому персонажу соответствовали нормы поведения, свой идеал и даже «трафарет» изображения. Поэтому древний автор знает, в основном, две краски – белую и чёрную, поэтому и человек в литературе этого периода имеет либо положительный, либо отрицательный. Автор специально избегает определённости, точности, любых деталей, которые бы указывали на конкретный характер. Это не случайность, а стремление показать жизнь этих святых в житие вне времени и пространства, как эталон этических норм. Идеализация была одним из способов художественного обобщения в средние века. Писатель создавал художественный образ на основе своих представлений о том, каким должен быть этот герой.

В дальнейшем человек перестаёт рассматриваться только как элемент феодальных отношений. Новое отношение к человеческой личности способствует тому, что в литературе появляются первые элементы изображения человеческого характера. Писатели Древней Руси «открывают» психологическую жизнь человека: древний автор рассказывает о чувствах своего героя, описание эпизодов его жизни становится лирически окрашенным. Например, рассказ о детстве отрока Варфоломея из «Жития Сергия Радонежского».

«Жития святых составляют важную часть Священного Предания, так как это – биография духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. Особый вид христианской литературы, описывающий жизнь и деяния святых, носит название «агиография» (от греч. «святой»+ «пишу»).

Любимым чтением русских в средние века жития святых были неслучайно – ведь в центре внимания писателя человек, неповторимая человеческая личность. Невозможно представить двух совершенно одинаковых людей, потому что много путей нравственного развития человека. Его индивидуальные особенности, среда воспитания, социальное окружение накладывает отпечаток на нравственное становление личности.

Сейчас, в современных условиях социального кризиса общества особенно обострилась проблема нравственной устойчивости личности в человеческих отношениях. Очень важно, особенно для детей, иметь перед собой реальные ориентиры правильного поведения, поступков, общения. Как же обойтись тут без примера нравственного подвига святых людей, которые живут и действуют не в своих корыстных интересах, а на благо всех.

Новые мировоззрение подрастающего поколения ставит во главу всего человека с его физическими потребностями, где моральные нормы неограниченны. Это отличается от тех идеалов, что были у таких молодых людей 15-20 лет назад. В чём же причина такой нравственной деградации?

Во–первых, во влиянии средств массовой информации, особенно телевидения. Если раньше дети смотрели добрые сказки, мультфильмы, где показывалась нравственная красота героев, их благородство, добро побеждало зло. В современных сказках и фильмах положительные герои - это злые волшебники, маги, колдуны, оборотни и т.д., то есть те, кто раньше терпел поражение и презирался. Они не учат разделять добро и зло, учат сочувствовать злу, оправдывают жестокость. У современных подростков формируется такой тип поведения, когда главная роль отведена инстинктам, а не борьбе со своими эгоистическими желаниями.

Во – вторых, на формирование духовного мира детей и подростков влияют компьютерные игры, которые также пропитаны жестокостью, агрессией, то есть способствуют нравственному разрушению. Интернет также способствует лишь развращению, так как дети скачивают оттуда не соответствующие возрасту песни, картинки, ролики, вызывающие нездоровый интерес к взрослым темам.

В-третьих, влияние окружающего социума, то есть друзей, одноклассников, семьи. Именно эта сфера жизни является наиболее значимой для ребёнка, а, значит, влияет на него сильнее всего. Если в окружении подростка его друзья, знакомые, родители курят, пьют, употребляют наркотические вещества, ведут аморальный образ жизни, то для него такое поведение может стать нормой.

«Мировоззрение нового поколения игнорирует духовные запросы личности»[2,с.15]. Подростки не стремятся к идеалам, отсюда нравственная и духовная опустошённость и «надлом» подрастающего поколения, уход в несуществующий мир с помощью запрещённых препаратов, своей субкультуры. В этой культуре нет места целомудрию, скромности, нравственным ценностям.

Противостоять негативному влиянию на детей и подростков призваны школа, семья и дополнительное образование. Но современная семья сама потеряла нравственные ориентиры, зачастую перестала быть примером для ребёнка. Это связано с тем, что даже внешне благополучная семья все силы тратит на зарабатывание денег, приобретение материальных ценностей, не заботясь о духовном и нравственном развитии ребёнка. А если семья неблагополучна, сама нуждается в постоянном контроле и наблюдении, то с кого детям брать пример?

В последнее время и школа утратила частично свои воспитательные функции. Если в начальных классах учителя ещё могут повлиять и остановить плохое влияние сверстников или тех же горе-родителей, то в дальнейшем это становится проблематично. А, если бы на тех же уроках литературы подробно бы разбирались жития святых, то это бы и служило нравственным ориентиром для подрастающего поколения.

Процесс воспитания должен влиять на личность ребёнка, формировать навыки самодисциплины, понятие о нравственности, ценностях, культуре поведения. В дополнительном образовании такие возможности есть, так как дети приходят сюда с раннего возраста, когда закладываются основы правильного поведения в социуме. И приходят добровольно, то есть ищут объединение по интересам. Очень важно заинтересовать ребёнка, дать ему то нравственное начало, которое он, возможно не получил в семье, в школе.

Разбирая на занятиях по православной культуре жития святых, можно дать понятия о добре и зле, нравственности и безнравственности, формировать культуру общения и духовные ценности обучающихся.

«Духовная сила нации и национальное достоинство зависят, главным образом, от того, насколько прочувствованы духовные завоевания прошлых веков и насколько люди сознают себя достойными наследниками этого великого прошлого» [9,с.226].И с этим нельзя не согласиться, потому что важно сохранить понятие о «загадочной русской душе», по возможности и необходимости привлекая подрастающее поколение к эмоционально-нравственной оценке увиденного в фильмах, прочитанного в книгах и газетах, услышанного от людей.

Важно дать детям богатство духовное. Что это такое? В.И.Соколова в книге «Живая вода: основы православной культуры» определяет его так: «В первую очередь – это внутренний мир человека, ведущего нравственный образ жизни, или, как сказали бы в старину, имеющего Бога в душе» [9, с.238]. Меркой этого понятия являются сила характера, бескорыстие, сострадание, любовь и забота о ближнем. В любом житие это прослеживается очень чётко и последовательно. Возьмём хотя бы «Повесть о Петре и Февроньи Муромских», написанной в жанре жития, хотя и без соблюдения канонов. Они не совершали аскетических подвигов, не брали на себя непосильных духовных трудов. Они просто любили друг друга христианской любовью, достойным образцом истинной христианской семьи. Именно благочестивой семейной жизнью Пётр и Февронья заслужили свою святость. Житие святых Петра и Февроньи – Муромских чудотворцев, учат нас великому и простому – верности, способности нести тяготы семейной жизни не как обузу, а как радость и желанный крест.

Духовность человека, его внутреннее «Я», представляет собой целый комплекс – это и нравственные ценности, и искусство, и мифология, и наука, и религия, и философия, и идеология, и всё то, что человек познаёт через воспитание и образование. Состояние духовности достигается через спокойное восприятие жизненных неудач, через понимание и принятие других людей, участие в их судьбе. Такой человек добр к людям, искренен с ними, умеет прощать и быть сострадательным. В то же время он обладает чувством собственного достоинства, высокой требовательностью к себе. Это и создаёт душевную умиротворённость и уравновешенность, что способствует проявлению лучших человеческих качеств. Христианские идеалы – любовь к ближнему, милосердие, прощение – три составляющих основу духовности, то есть внутренней красоты любого человека. Именно поэтому, важно развивать духовность в детях. Нужно объяснять детям, что нравственность и нравственные ценности являются самой главной ценностью духовной жизни человечества.

Реализации поставленных задач может послужить преподавание житийной литературы на занятиях по основам православной культуры, так как в ней заложены не только сами понятия морали и нравственности, но и предусмотрена целая система их преподнесения в доступной форме. Это не только рассказ о святых, показ иллюстраций, но и творческие задания: ребусы, кроссворды, которые всегда интересны детям и позволяют через интересную форму «зафиксировать» в памяти нужную информацию.

В представленной разработке показано как в интересной форме можно дать понятия о житиях святых, развивать речь, творческое мышление, память обучающихся через ответы на вопросы и творческие задания, воспитывать интерес к православной культуре, нравственные и моральные качества на примере жития святых.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница