Майор ввс, Иванов Сергей Ильич. (25 сентября 1913 года – августа 1981 года). Участие в Великой Отечественной войне с Германией и Японией




страница1/3
Дата24.07.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
Майор ВВС,

Иванов Сергей Ильич.

(25 сентября 1913 года – августа 1981 года).

Участие в Великой Отечественной войне с Германией и Японией.

  • 11 сентября 1943 года – 11 марта 1944 года. Старший Лейтенант. «Командир авиационной

эскадрильи». 112 Гв. иап, 10 Гв. иад, 1- иак, 1 Украинский фронт.

  • 11 марта 1944 года – 9 сентября 1944 года. «Заместитель начальника штаба 383 полка»,

383 иап ПВО, С 1 мая 1944 года 36 иад (84 иад ПВО) Северного фронта ПВО СССР, с июня 1944 года, 148 иад (84 иад ПВО) Северного фронта ПВО СССР. Западный Фронт

  • 9 сентября 1944 года - 15 ноября 1944 года. Капитан, «Заместитель начальника оперативного

отдела штаба 147-й истребительной авиадивизии». 147 иад (80 иад ПВО), Северный фронт ПВО СССР.

  • 15 ноября 1944 года – 30 июня 1945 года. Капитан, «Заместитель командира 1005-го

авиационного полка». 1005 иап, 147 иад (80 иад ПВО) Северный фронт ПВО СССР. Центральный фронт ПВО СССР. Западный Фронт.

  • 9 августа 1945 года – 9 сентября 1945 года. Капитан, «Командир авиационной эскадрильи».

8-й Хабаровский Краснознаменный отдельный истребительный авиационный полк МВД Пограничных Войск СССР,

2 Дальневосточный фронт. Война с Японией.

Версия 10 апреля 2015 года.

Краткая биографическая справка.

(Детализацию смотри в файле «Иванов С.И. Справка».

Иванов Сергей Ильич.

(25 сентября 1913 года – 1981 года).
Иванов Сергей Ильич, русский, родился: 25 сентября 1914 года (но в документах 1913 год – приписал себе год), в селе Троекурово, Раненбургского уезда (района), Рязанской губернии (области). В семье земледельцев, из крестьян. До революции и после: хозяйство: бедняцкое. В семье было 8 детей. Родилось 4 девочки: Анна, Зинаида, Евдокия, Ксения и 4 мальчика: Пантелеймон, Константин, Николай, Сергей.

В 1928 году, в 15 лет, босиком пришел в город Курск, к старшей сестре Ксении Матюшиной, муж, которой, Ипполит Васильевич Матюшин, в это время служил в Курске, и стал жить в семье сестры. Потом они переехали в Москву, в Кунцево, где окончил семилетку в 1930 году.


На фото: Иванов Сергей Ильич. Примерно 16 лет. (1929 год).
В 1930-1932 годах, после окончания школы, поступил в вечерний Автодорожный техникум. Закончил два его курса в 1932 году. (Приравнивалось к 10-летке).
Путь летчика.

Учеба.

Путь летчика, Сергея Ильича, характерен для его ровесников. Сначала работа с техникой, потом Осоавиахим, потом военная карьера.


После техникума, 4 года, с 1932 года по 1936 год (с 19 до 23 лет), до призыва в ряды Красной Армии, работал шофером автобазы Вооруженных сил СССР. Где был секретарем Комсомольской организации.

Одновременно, без отрыва от производства окончил Центральную летно-техническую школу Осоавиахима на Тушинском аэродроме. Обучился летать на У-2 (По-2) и на подобных самолетах (Р-2).

Также водил мотоцикл и участвовал в соревнованиях по мотокроссу.

В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. Учебные организации на этом самолете подготовили десятки тысяч летчиков. Можно сказать, что нет такого летчика, проходившего обучение в 30–60-е годы, который не начинал бы свой путь в авиацию с этого самолета.



На фото: Иванов Сергей Ильич. 1935 год. (21 год.). Шофер, окончил Тушинский аэроклуб. В форме курсанта Осоавиахима.

В Красную Армию вступил Добровольно 28 августа 1936 года, поступил летчиком в военное авиационное училище Красной армии. Сталинградская школа военных летчиков.

- С октября, 1936 по 23 сентября 1938 года (2 года), обучался в 7-й военной школе летчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата в городе Сталинграде, которую окончил 22 сентября 1938 года. Прошел двухгодичный курс подготовки летчика – истребителя на И-16. Закончил школу в звании: Лейтенант.

Служба.

На фото: Иванов Сергей Ильич. Сентябрь 1938 года. (25 лет).

В форме Лейтенанта (Два «кубаря»). Слева на груди, Знак «7-й Сталинградской школы летчиков». Фотография сделана сразу после выпуска из школы летчиков.


После окончания школы летчиков, 23 сентября 1938 года, направлен в часть на Дальний восток, в город Уссурийск. Где в то время было самое опасное место.

Войска Дальнего востока уже 8-й год находились в постоянной боевой готовности из-за деятельности Японии. В период выпуска из летной школы, развернулись Хасанские события.



https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%B8_(1938)

В общей сложности с 1936 года до начала боевых действий у озера Хасан в июле 1938 года японские и маньчжурские силы совершили 231 нарушение границы СССР, в 35 случаях они вылились в крупные боевые столкновения. Из этого количества в период с начала 1938 года до начала боёв у озера Хасан было совершено 124 случая нарушения границы по суше и 40 случаев вторжения самолётов в воздушное пространство СССР.




  • Иванов С. И. приступил к военной службе в звании Лейтенант, в должности «Младший

летчик». (Третий в авиазвене). В этот период в авиазвене по штату: 3 истребителя И-16.

Летчиком – истребителем, пилотом самолета И-16. (Служил 7 месяцев). В:

40-м истребительном авиационном полку.

32-й Краснознаменной истребительной авиационной дивизии.

1-й Отдельной Краснознаменной армии.

Дальневосточного Краснознаменного фронта.

Полк участвовал в боях у озера Хасан в августе 1938 года, так что Иванов С.И. был направлен сразу на войну, в боевой полк, только что вышедший из боев, как новое пополнение. Назначение в этот полк, можно рассматривать, как поощрение. Это была одна из самых боевых точек того времени, что для военного – мечта.



(Участие в боевых действиях 40 иап у озера Хасан (29 июля 1938 года – 11 августа 1938 года).

Часть располагалась под городом Ворошилов (название города Уссурийск в 1937-1957 годах).
На фото: Иванов Сергей Ильич. Зима 1940-41 года. (27 лет.).

В зимней форме Лейтенанта (Два «кубаря», две полосы на рукаве). Кожаный шлем и кожаное пальто сгнили в 2008 году.




  • С 15 марта 1939 года, в звании Лейтенант, переведен на должность «Старший летчик». (Служил 15 месяцев). (Второй в авиазвене).

Летчиком – истребителем самолета И-16.

В 40-м истребительном авиационном полку.

32-й Краснознаменной истребительной авиационной дивизии.

1-й Отдельной Краснознаменной армии. Дальневосточного Краснознаменного фронта.
На фото: Иванов Сергей Ильич. Начало 1941 года. (28 лет.).

В форме Лейтенанта (Два «кубаря», две полосы на рукаве).

Значок «Парашютист».

В начале 1941 года, зимой, попал в аварию над морем. После аварии и падения самолета в море, в котором он провел 3 дня, пока не нашли – простудился, заболел воспалением внутреннего уха, температура за 40 градусов– делали операцию, шрам остался на всю жизнь..

Лечился в госпитале, после восстанавливался в Шмаковском санатории 1-й Отдельной Краснознаменной армии. Там познакомился с Бардачевой (Ивановой) Верой Яковлевной, которая там работала медсестрой и училась в Хабаровском Мединституте.
Расписался в городе Хабаровск. 3 марта 1941 года.

Жена: Иванова (Бардачева) Bера Яковлевна. Рождена: 29 сентября 1916 года.

Имеются два ребенка.

Иванова Алла Сергеевна: 2 июня 1942 года.

Иванова Елена Сергеевна: 26 сентября 1946 года.
На фото: Иванов Сергей Ильич. 1941 год. (28 лет.). В форме Лейтенанта (Два «кубаря», две полосы на рукаве). Значок «Парашютист».

Иванова Bера Яковлевна (25 лет).
Переведен из 40 иап, за месяц до войны и за 4 месяца до отправки полка на фронт.



  • 15 мая 1941 года, переведен в звании Лейтенант, на должность: «Командир

авиационного звена». В этот период в авиазвене по штату: 3 истребителя И-16.

Летчиком – истребителем, пилотом самолета И-16 (мог летать и на И-15 бис).



В 71-й смешанный авиационный полк.

1-й Отдельной Краснознаменной армии.

Дальневосточного Краснознаменного фронта.

Часть располагалась под городом Петропавловск на Камчатке. Где прослужил 1 год до 15 мая 1942 года.


Полк участвовал в боях у озера Хасан в августе 1938 года, так что Иванов С.И. был направлен тоже в боевой полк (Участие в боевых действиях 71 сап у озера Хасан (27 июля 1938 года – 11 августа 1938 года).
Командир звена, отвечает в звене ЗА ВСЁ (и за всех) - за поведение подчинённых офицеров вне службы, в том числе, за уровень их подготовки, за дисциплину и др. и пр.



  • 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная Война.




  • 15 мая 1942 года переведен в звании Лейтенант, на должность «Заместитель командира

авиационной эскадрильи». Летчиком – истребителем пилотом самолета И-16.

В 583-й истребительный авиационный полк. ( В Действующей армии 9.8.45-3.9.45).

96-й Амурской штурмовой авиационной дивизии.

2-й Воздушной армии. Дальневосточного Краснознаменного фронта.

(Командир 96 шад, майор Червяков Ефим Степанович).

Часть располагалась под городом Архара, Амурской области, недалеко от Благовещенска.

Где прослужил 3 месяца до августа 1942 года.

Авиационной эскадрилья в этот период состояла по штату из 10 истребителей И-16. Три звена и самолет командира. Фактически командиром 1-го звена.

583-й истребительный авиационный полк не стяжал боевой славы в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Всю Великую Отечественную войну он простоял на маленьком аэродроме у станции Архара под Благовещенском. В его задачу входило воздушное прикрытие участков Транссибирской магистрали и советско-маньчжурской границы на случай агрессии империалистической Японии, чьи войска еще в 1931 году захватили Маньчжурию, угрожая советскому Дальнему востоку.

Новая авиатехника поступала туда в последнюю очередь, да и снабжение всем остальным велось "по остаточному принципу". И ходили пилоты в стоптанных "кирзачах", и летали они на стареньких И-16, мечтая о современных "яках" и "лавочкиных". Многие составляли рапорта об отправке на фронт, но кто-то же должен был охранять дальневосточные рубежи социалистической Родины, а потому рапорта эти постоянно возвращались с пометкой "отказать".



Здесь же Иванов С.И. вступил в Коммунистическую партию.



Член BКП (б) с июля 1942 года в первичной парторганизации, 583-го истребительного авиационного полка, 2-й воздушной армии, Дальневосточного Краснознаменного фронта.

П/б № 4444256 политотдел 96-й штурмовой Амурской авиационной дивизии Дальневосточного Краснознаменного фронта.


  • С августа 1942 года переведен в звании Лейтенант, на должность «Заместитель командира

авиационной эскадрильи». Летчиком – истребителем самолета И-16.

В 973-й штурмовой авиационный полк. (В действующей армии 09.08.45 - 03.09.45).

96-й Амурской штурмовой авиадивизии.

2-й Воздушной армии. Дальневосточного Краснознаменного фронта.

Часть располагалась на станции Поздеевка, Амурской ЖД, Амурской области.

Где прослужил 6 месяцев до 15 января 1943 года.
973-й шап, тоже не стяжал боевой славы в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Всю Великую Отечественную войну он простоял на маленьком аэродроме у станции Поздеевка, Амурской ЖД, Амурской области. В его задачу входило воздушное прикрытие участков Транссибирской магистрали и советско-маньчжурской границы на случай агрессии империалистической Японии.

Новая авиатехника поступала туда в последнюю очередь, да и снабжение всем остальным велось "по остаточному принципу". И ходили пилоты в стоптанных "кирзачах", и летали они на стареньких И-16, мечтая о современных "яках" и "лавочкиных". Многие составляли рапорта об отправке на фронт, но кто-то же должен был охранять дальневосточные рубежи социалистической Родины, а потому рапорта эти постоянно возвращались с пометкой "отказать".



Но Иванову С.И. повезло, его рапорт был удовлетворен.

В этот период, на вооружение стали поступать новые самолеты, поэтому был послан на учебу и переучивание в Липецкие Курсы усовершенствования командного состава (ЛКУКС).


С августа 1942 года по 15 января 1943 года. Член партийного бюро 973-го штурмового авиационного полка, 96-й Амурской штурмовой авиадивизии, 2-й воздушной армии, Дальневосточного Фронта.



  • С 15 января 1943 года, в звании Лейтенант, направлен на учебу и переучивание на

Липецкие Курсы усовершенствования командного состава (КУКС).

Переучивался на Як-1. Где проучился, ускоренным курсом 8 месяцев (сроки сокращены в связи с Войной) до 11 сентября 1943 года.

Курсы были в этот период эвакуированы в город Сергиевск, Куйбышевской (Самарской) области.

После окончания Липецких Курсов усовершенствования командного состава (ЛКУКС) BBС BC. Присвоено звание: Старший Лейтенант.




В действующей армии.


  • 11 сентября 1943 года. Старший лейтенант Иванов Сергей Ильич, направлен в действующую армию.

На должность «Командира авиационной эскадрильи».

Эскадрилья в этот период насчитывала 12 истребителей (3 звена и пара командир и его ведомый).

Летчиком – истребителем, пилотом самолета Як-1.

Воевал в:



112-м Гвардейском Каменец-Подольском истребительном авиационном полку.

(Имевшем на вооружении Як-1, Як-3, Як-9, Ла-5. Бывший 236 иап).



10-я Гвардейская истребительная авиационная Сталинградская, Краснознамённая, ордена Суворова 2-й степени дивизия.

10-й Сталинградский, ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный корпус.

В сентябре-октябре 1943 года = Воронежский фронт. С 20 октября 1943 года = 1-й Украинский Фронт.


В этот период часть последовательно располагалась на аэродромах: под городом Старый оскол;

деревней Березовая рудка; городом Яготин, Киевской области.
На «передовой» прослужил: 7 месяцев с 11 сентября 1943года по 11 марта 1944 года.

25 марта 1944 года полк был перебазирован в Прикарпатье на полевой аэродром у линии фронта.
НО видимо возраст, операция на внутреннем ухе, и индивидуальные проблемы со здоровьем (болели глаза), не позволяли летать с перегрузками и на большой высоте, ведя современные бои. Поэтому 11 марта 1944 года, Иванов Сергей Ильич, был переведен с летной работы на штабную. (Тем более, что кадровых военных летчиков, имеющих большой опыт организации службы не хватало).
В этот период авиаэкадрилья: Старшего лейтенанта Иванова С.И., в составе 112 Гв.иап, 10 иад и 10 иак, отмечена в следующих операциях:

В Киевской наступательной операции (3 по 13 ноября 1943 года), летчики 10-й иад обеспечивали боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, наносивших удары по живой силе и боевой технике в полосах наступления 38-й и 40-й, а также 3-й гвардейской танковой армий. После выхода войск Воронежского фронта к Днепру и захвата плацдармов на его правом берегу, дивизия вела воздушную разведку, прикрывала войска 3-й гвардейской танковой, 27, 40 и 47-й общевойсковых армий, защищала переправы через Днепр в районах Зарубинцы, Монастырек, Трактомиров, Щучинка, Ходоров, Ржищев.



7 ноября 1943 года за освобождение Киева Указом Президиума Верховного Совета СССР дивизия была награждена орденом Красного Знамени. За три предшествующих месяца боев летчиками дивизии было уничтожено 195 вражеских самолетов.
В Киевской наступательной операции 10-й авиакорпус взаимодействуя с авиационными соединениями 2-й ВА прикрывал главную группировку Воронежского фронта, обеспечивал боевые действия 5-го шак и 202-й бад, вел воздушную разведку.

После выхода войск Воронежского фронта к Днепру и захвата плацдармов на его правом берегу корпус выполнял задачу по прикрытию переправ через Днепр и главных сил фронта, сосредоточенных на букринском плацдарме.

В ходе Корсунь-Шевченковской операции  (24 января — 17 февраля 1944 года), 10-й авиакорпус ПВО СССР,.блокировал район окружения с воздуха, лишая противника возможности использовать коммуникации. Дивизии корпуса произвели свыше 1 тыс. боевых вылетов, из них 534 на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Летчики в 48 групповых воздушных боях сбили 117 самолетов противника.
Старший лейтенант, Иванов Сергей Ильич, Командир авиационной эскадрильи 112 Гв. иап, 10 Гв. иад, 10 иак, 1 УФ. участник

Киевской наступательной операции (3 по 13 ноября 1943 года) и Корсунь-Шевченковской операции  (24 января — 17 февраля 1944 года).



  • 11 марта 1944 года, переведен в звании Старший лейтенант, на должность «Заместитель

начальника штаба полка», выполнял работу по должности «Начальник штаба полка», по состоянию здоровья: болели глаза, не мог переносить нагрузки при полетах на истребителе Як-1.

В 383-й истребительный авиационный полк ПВО. Имевшем на вооружении И-16, Як-1, Як-7, Як-9.



36-я истребительная дивизия ПВО.

Западный фронт ПВО СССР.

С 1 мая 1944 года, 383-й иап ПВО, входит в 84-ю дивизию ПВО = 36-я истребительная дивизия ПВО, Северного фронта ПВО СССР.

С июня 1944 года 383-й иап ПВО, входил в состав 84-ой дивизии ПВО, 148 истребительная

авиадивизия ПВО, Северного фронта ПВО СССР.

С ноября 1944 года до конца войны входил в состав 144-й истребительной авиадивизии ПВО.


Служил до 9 сентября 1944 года, примерно 6 месяцев.
Полк в этот период, по штату, насчитывал 40 истребителей (3 эскадрильи по 12 истребителей и 4 самолета управления). Кроме того в каждом авиаполку имелся один самолет связи и один самолет с двойным управлением (там, где была необходимость в таком самолете).
В этот период часть располагалась на аэродромах: под городом Брянск; городом Минск.

Охраняя Минский корпусной район.
Запрет врачей летать, на истребителях, Иванов С.И. воспринял с обидой. Но на медкомиссии ему разрешили пилотировать тихоходы типа По-2. К тому же прибывавший из авиашкол летный состав к боевым действиям оказался совершенно не пригоден и потребность в опытных авиационных командирах была острейшая. Но по воспоминаниям летчиков, служба в авиации ПВО была «скучной и неопасной». Все рвались на фронт.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница