Майор Асямов. Прерванный полет…




Скачать 59.01 Kb.
Дата28.03.2016
Размер59.01 Kb.
Майор Асямов. Прерванный полет…
В апреле 2012 года, в небольшом английском городке Грэйт Усберн прошло событие, которое было широко освещено как в английской прессе, так и прессе государств бывшего СССР. На центральной улице города, в торжественной обстановке, под звуки «Марша авиаторов» была открыта мемориальная табличка, в честь погибших здесь в 1942 году советских гражданах.

Этому событию предшествовала длительная поисковая работа, проделанная жителями городка, руководством мэрии, школьниками местной школы, общественными организациями и частными лицами. Именно к 70-тилетию данного события и были приурочены мероприятия, с размахом прошедшие в Узбурне. Даже сильнейший дождь, ливший целый день, не смог омрачить торжественность этого исторического момента. Но сегодня, спустя год после увековечивания памяти наших сограждан, я хотел бы рассказать не о теплом приеме в английской глубинке, а о судьбах советских офицеров, погибших в Узбурне 70 лет назад. Об их жизни, гибели, и о том, как это событие повлияло на ход Второй мировой войны.



С первых дней Великой Отечественной войны Советский Союз остро нуждался в открытии Второго фронта в Европе. Правительства государств антигитлеровской коалиции на протяжении двух лет вели долгие переговоры по этому вопросу. Весной 1942 года от президента США Рузвельта главам государств поступило предложение об организации встречи на высшем уровне. Встреча эта была необходима для обсуждения деталей будущей военной операции союзников, урегулирования вопросов, связанных с ней и организации военной и гуманитарной помощи воюющим странам. Из-за тяжелого положения советских войск на фронтах, да и нахождения самого фронта недалеко от столицы СССР, советское правительство приняло решение о направлении Министра иностранных дел В.М. Молотова в Великобританию и США, для ведения данных переговоров.

Дело являлось настолько важным и срочным, что никакие проволочки не могли иметь место. Командующий авиацией дальнего следования А.Е.Голованов, получив приказ Ставки, немедленно принялся за расчеты возможных путей следования самолета из Москвы в Вашингтон. Английский план полета был отвергнуть немедленно, так как предполагал двухнедельное путешествие через всю Азию и Африку, вокруг воюющей Европы. Голованов предложил дерзкий и очень опасный маршрут: Москва – Рига – Данди – Рейкьявик - Вашингтон. Опасная игра стоила свеч. Большая часть пути над Европой проходила над занятыми немцами странами. И люфтваффе объявило охоту!

Теперь мы знаем, что переговоры состоялись, Молотов успешно провел их и Второй фронт, хоть и с задержкой, но все же был открыт в 1944 году. Но остается практически незамеченным другой эпизод этой истории. За несколько недель до полета министра иностранных дел СССР, экипаж бомбардировщика ТБ-7, под командованием майора Асямова С.А., осуществил "пробный" перелет из Москвы в Данди (Шотландия), с целью проверки его возможности и безопасности. Помимо членов экипажа на борту самолета находились представители Наркомата химической промышленности и личный переводчик Сталина – В.Н.Павлов.



Полет прошел успешно. Немецкие истребители упустили из виду, летящий на большой высоте советский бомбардировщик. После приземления на аэродроме Тилинг, что близ Данди, наш самолет сразу же привлек внимание английских летчиков и техников. Такого класса машины еще не было в Королевских ВВС. Отказаться от уговоров и не провести на следующий день «экскурсию» по самолету наши пилоты просто не могли. Жребий быть экскурсоводом пал на Сергея Асямова. Роковую поломанную спичку он вытащил из рук своего заместителя Э.К.Пусэпа.

Отдых в Лондоне, куда была перевезена группа советских пилотов, оказался коротким. 30 апреля, на следующий день после перелета, Асямов, показав свой самолет и осмотрев английские в Ист-Форчуне, на самолете D.H.95 "Фламинго" собрался в обратный путь. Ничто не предвещало произошедшей позже трагедии. Метеорологи прогнозировали солнечную и практически безветренную погоду. После осмотра и подготовки самолета к полету, капитан судна взял курс на Лондон. Хочется отметить, что командир воздушного судна являлся одним из опытнейших пилотов Королевских ВВС. Офицер Рэмзи на момент катастрофы в общей сложности провел в воздухе 3755 часов, управляя различными типами самолетов. В годы службы в авиации его пассажирами были принц Бернхард, Лорд Шервуд, Сэр Арчибальд Синклайн, и лорд Луис Монтбатен. 24-й Авиационный эскадрон был предназначен именно для осуществления перелетов на внутренних авиалиниях Великобритании, и как правило, перевозил ВИП персон, в том числе членов Королевской семьи и руководителей государства.

  В районе Йоркшир неожиданно произошел взрыв правого мотора машины. Согласно отчету комиссии, проводившей разбор катастрофы, пассажиры не успели воспользоваться спасательными средствами - все парашюты остались нетронутыми. Выжить - шансов не имел никто. Самолет упал с высоты 600 метров недалеко от деревни Грэйт Усберн, что находится в Северном Йоркшире. Взрыв упавшего самолета был настолько мощным, что обломки разлетелись на почти 5 км в округе. Советско-английская комиссия под председательством Генерального инспектора Вернона Драуна установила: "Причиной катастрофы явился внутренний дефект двигателя, его разрушение и последующий взрыв паров топлива, приведший к развалу крыла".

  В результате катастрофы погибли четыре члена экипажа D.H.95 "Фламинго" и все пассажиры - трагедия унесла жизни десяти человек. В их числе были: командир советского бомбардировщика майор Асямов Сергей Александрович, члены советской военной миссии в Великобритании: помощник главы военной миссии по вопросам авиации полковник Григорий Петрович Пугачев, помощник военного атташе майор Борис Филиппович Швецов, секретарь миссии военный инженер 2 ранга Петр Иванович Баранов.

Как утверждает А.Е. Голованов, после смерти майора Асямова и членов миссии, Сталин произнес странную фразу : "Ну и союзники у нас!". По всей видимости в ней кроется одна из возможных причин катастрофы. Сталин небезосновательно предполагал, что немецкая разведка или пронемецкие круги в Великобритании, таким образом пытались сорвать переговоры, или хотя бы оттянуть их, тем самым задержать открытие второго фронта еще на неопределенное время. Вторая причина, вероятно самая правдоподобная - банальная техническая неполадка самолета.

Погиб один из лучших пилотов Советского военно-воздушного флота - Сергей Александрович Асямов. Будущий Герой Советского Союза родился в 1 ноября 1907 г. в городе Красноярск в рабочей семье. В 1929 году вступил в ряды РККА.. По окончании в 1931 г. Одесского военно-морского авиационного училища молодой офицер Асямов получил специальность летчик-инструктор и ему было предложено остаться в этом же училище на преподавательской должности. В 1933 году он поступил на службу в Гражданский Воздушный Флот и с 1935 года летчик Асямов шлифовал свой опыт в Ленской авиационной группе Главного Североморского пути, где в условиях заполярного круга проявил себя как настоящий профессионал и знаток своего дела. С началом Великой Отечественной войны Сергей Александрович был призван из Гражданского Воздушного флота в авиацию дальнего действия, где собрались опытнейшие летчики-полярники того времени. В июле 1941 г. опытный летчик был назначен командиром корабля 746-го авиационного полка дальнего действия. 10 августа 1941 года в составе группы бомбардировщиков, Асямов участвовал в знаменитом рейде на Берлин - первой в истории Великой Отечественной войны авиационной боевой операции в глубоком тылу противника. К январю 1942 г. майор он совершил 48 боевых вылетов. Его экипаж сбросил на врага сотни тонн бомб и миллионы листовок. За подвиги, совершенные в военном небе, летчик был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками, и проявленные при этом мужество и героизм, майору Асямову Сергею Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На торжественном собрании 45-й авиадивизии было принято постановление ходатайствовать о навечном зачислении майора С. А. Асямова, удостоенного Золотой Звезды Героя посмертно, в списки 746-го авиаполка. Именем Героя названа улица в поселке Зырянка Верхнеколымского района Якутии. В Хатанге (Красноярский край) на вечном приколе стоит малый ледокол "Летчик Асямов". К сожалению, урна с прахом С.А.Асямова в 80-е годы прошлого столетия исчезла из колумбария Донского кладбища Москвы. Поиск не завершен, и работа продолжается.

6 июня 1944 года началась операция союзников "Оверлорд" по высадке десанта в Нормандии. Второй фронт в Европе был открыт. Немалый вклад в эту большую и важную работу, внесли не только правительства государств-союзников, но и простые советские летчики, рисковавшие своими жизнями для нашего общего дела - Победы.
Роман Фирсов. Независимый исследователь. r.firsov@gmail.com www.group9may.com




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница