М. Я. Острогорский – либеральный политик и теоретик партийного строительства




Скачать 104.62 Kb.
Дата26.04.2016
Размер104.62 Kb.


- -


М.Я. ОСТРОГОРСКИЙ – ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОЛИТИК И ТЕОРЕТИК ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Аронов Д.В.
Орловский государственный технический университет, Орел, Россия

Статья посвящена жизненному пути, а также основным этапам научной и политической деятельности видного политического и общественного деятеля либерального толка, жившего на рубеже XIX-XX вв. М.Я. Острогорского. Особое внимание уделяется думскому этапу его политической деятельности и вкладу в создание теории политической партии, как важнейшего элемента политической системы современности.


This article is devoted to a vital way, M.J.Ostrogorskogo's political and scientific activity. It is known as the founder of the theory of the modern political party, one of visible liberal politicians of beginning XX of a century. In article the brief analysis of sights Ostrogorskogo on a way of political development of Russia is resulted.
Моисей Яковлевич Острогорский (1854–10.02.1921 СПб., по другим данным в 1917 или 1919) родился в Бельском уезде Гродненской губернии в семье школьного учителя. Окончив гродненскую гимназию он в 1871 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, который закончил в 1875 г. с ученой степенью кандидата права. Затем в течение семи лет он служил в департаменте Министерства юстиции. где прошел путь от младшего помощника столоначальника до редактора законодательного отделения. В ноябре 1882 г. (по другим данным в 1881 г.) в связи с изменением политической ситуации в стране и своими научными интересами М.Я. Острогорский оставил службу. В 1883 г. выехал за границу, где в последующие двадцать лет он жил преимущественно во Франции и Англии, отчасти в США. В 1885 г. закончил с отличием Свободную школу политических наук, защитив на французском языке выпускную работу «Истоки всеобщего избирательного права». Его работу «Женщина с точки зрения публичного права» (издана в 1891 г. - на французском язык, 1898 г. - на польском) юридический факультет Парижского университета отметил премией им. Росси.

Острогорский М.Я. активно сотрудничает с западными учеными, совершая поездки в университеты разных стран, получив предложение занять кафедру в Кливлендском университете США, но отказался от него в связи с избранием депутатом I Государственной думы.

Возможность применить на практике результаты своих теоретических наработок, Острогорский М.Я., вернувшийся в Россию в 1905 г. получил в качестве депутата I Думы (апрель-июль 1906 г.). Это был пик его практической политической деятельности, Но в силу кратковременности существования I Думы и частного характера задач, которые она успела поставить перед собой в области законотворчества эта деятельность не получила законченного, системного выражения.

Острогорский М.Я. был избран депутатом от своей Гродненской губернии в марте 1906 г. Политическую и организационную поддержку ему оказал Союз для достижения полноправия еврейского народа в России, активистом которого он являлся. С осени 1905 г. он лично вел свою предвыборную кампанию на Гродненщине. О масштабах завоеванной им популярности свидетельствует тот факт, что в ходе переговоров о согласованном списке кандидатов представители белорусских крестьян просили лидеров еврейской общины обязательно включать в этот список М.Я. Острогорского.. «Крестьяне сознательно и свободно дали мне голоса свои, - говорил он позднее, - не возбуждая никаких вопросов о различии веры и народности, нас разделяющих; напротив, они выражали... свое полнейшее сочувствие, указывали на солидарность наших интересов: «вы обездоленные и мы обездоленные, поэтому мы должны идти вместе».

Работа М.Я. Острогорского в Думе была весьма интенсивной. По статистике он оказался седьмым среди всех депутатов Думы и первым среди белорусских по числу выступлений на пленарных заседаниях. Активно работал и в комиссиях Думы. Острогорский М.Я. был избран докладчиком «комиссии 19-ти», разработавшей первые главы Наказа Думы, где ему, наряду с председателем Думы С.А. Муромцевым, принадлежала ведущая роль. Составлению Наказа он придавал большое значение, считая, что он должен обеспечить «правильную деятельность всего парламентского механизма и, можно сказать, всего конституционного режима, ныне созидаемого в нашей стране». О. являлся также членом «комиссии 15-ти» и «комиссии 33-х», готовивших проекты законов о неприкосновенности личности и гражданском равенстве, был автором правил проверки правильности выборов депутатов Думы и председателем одного из отделов, осуществлявших эту процедуру.

Острогорский М.Я. был убежден в целесообразности существования Государственной думы в сложившихся в России политических условиях. Октябрьский манифест рассматривал как «первую страницу русской конституции» и считал необходимым закрепить этот успех, использовать весь потенциал нового законодательного учреждения, прежде чем двигаться дальше. Он протестовал против радикального лозунга созыва Учредительного собрания, чреватого, по его мнению, угрозой реванша крайне реакционных сил, паразитирующих на неразвитости политической культуры народных масс.

Реализуя свои теоретические воззрения он стремился уменьшить влияние партийных фракций на принятие думских решений. О. заявлял о своей решимости бороться за утверждение такого регламента работы Думы, который защитил бы права даже самых малочисленных депутатских групп и отдельных депутатов, устранил бы возможность «малейшего насилия со стороны большинства». На достижение этой цели была направлена идея М.Я. Острогорского о распределении депутатов по отделам по жребию, подобно парламентской практике ряда европейских стран (Франции).

Важнейшим компонентом новой, демократической политической культуры М.Я. Острогорский считал самостоятельное, свободное от партийного влияния участие возможно большего числа граждан в управлении государственными делами. Это объясняет его борьбу за департизацию думских отделов и комиссий, за привлечение к их работе всех депутатов. «...Мы призваны создать не только политические учреждения, но и политические нравы, - говорил он в Думе, - ...Мы не можем допустить того, чтобы в парламенте были с одной стороны несколько теноров, а с другой стороны множество статистов».

По своим концептуальным подходам к методам преобразования общества М.Я. Острогорский был близок к кадетам, но не был ни членом партии, ни ее думской фракции. Он поддержал разработанные кадетами ответный адрес на тронную речь, основные положения законов о гражданском равенстве, проект аграрной реформы. В то же время считал необходимым избегать по возможности излишне радикальных действий и заявлений, ведущих, к ненужному обострению политической обстановки в стране.

Острогорский М.Я. также был членом группы депутатов Думы на межпарламентской конференции по проблемам мирного урегулирования международных споров в Лондоне в июле 1906 г., где вместе с Ковалевским был автором заявления российской делегации. Включение Думы в систему международных парламентских связей могло, по его мысли, обеспечить российскому парламенту знакомство с богатым опытом законодательных органов наиболее развитых стран, обеспечить ему международную поддержку в его противостоянии с царизмом и способствовать созданию наднациональных структур, призванных обеспечить нормальную жизнедеятельность мирового сообщества.

Высокая интенсивность работы М.Я. Острогорского в Думе показывает его увлеченность возможностью преобразовать свои теоретические выводы в нормы права, а затем увидеть их воздействие на политическую жизнь России. Вместе с тем ему пришлось столкнуться с ощутимым психологическим давлением окружающей политической среды. Подобно большинству либералов, он был противником резких политических выступлений, чем вызывал недовольство левых, одновременно подвергаясь нападкам черносотенной прессы.

Основными практическими результатами деятельности М.Я. Острогорского в Думе следует признать его вклад в разработку первых трех глав парламентского Наказа взятых за основу при окончательной доработке этого документа. Проявившаяся низкая эффективность усилий по созданию сколько-нибудь серьезных организационно-правовых механизмов ограничения влияния партий, не была для него доказательством несостоятельности его теоретических построений о целесообразности «беспартийных начал» политической активности. В научном плане опыт первой русской революции и I Думы стимулировал его внимание к проблематике политической модернизации. Он убедился в исторической оправданности только революции, которая совершалась бы «не революционным путем... не катастрофически», а проходила через «ряд этапов», когда «каждое движение вперед делалось с оглядкой назад».

Острогорский М.Я. выставил свою кандидатуру на выборах в Думу второго созыва по внепартийному списку, но в ввиду активизации консервативных политических сил, и возраставшей политической дифференциации еврейской общины, а также использования властью административного ресурса, депутатом не стал.

После неудачи на выборах Острогорский М.Я. отошел от активной политической деятельности и уехал в США. Итогом поездки стала еще одна книга (Демократия и партийная система в США. 1910). К политической деятельности он больше не возвращался. Подготовил ряд учебных книг по истории, выдержавших ряд изданий. С 1876 г. ежегодно издавал «Юридический Календарь». Главный его труд: «La democratie et l'organisation des partis politiques» (Париж, 1903; английское издание, Лондон, 1903; переработка 2-го тома под заглавием «Democracy and the party system in the United States», Нью-Йорк, 1910; новое переработанное издание всего труда под заглавием «La democratie et les partis politiques», Париж, 1912). После выхода книги на Западе теория О. и ее новизна были отмечены научным сообществом. Книга «Демократия и политические партии» была переведена на русский язык и издана в 1927 и, 1930 гг., но тогда она воспринималась не как труд по политической социологии, а как разновидность критики буржуазной демократии.

Острогорский М.Я. заложил основы социологии политических партий. На материале анализа политических партий США и Великобритании показал и раскрыл механизм образования и деятельности партий. Его интересовал вопрос об общих характеристиках политических партий в условиях демократии и политического равенства. Партии, возникнув как временные организации, целью которых была мобилизация масс для проведения выборов, приобрели затем устойчивый характер, став постоянным и неотъемлемым компонентом политической системы.

В своем исследовании он показал процесс превращения традиционной партии в консолидированную организацию, не имеющую никакой другой цели кроме собственного роста. Уделял большое внимание анализу административной организации партии, прежде всего ее ядра (кокуса). Кокус, возникнув как специализированный орган, обеспечивающий связь парламентских партий с массами избирателей, со временем становится институтом, занимающийся координацией всей партийной работой и в парламенте, и в массах, осуществлением пропаганды партийной идеологии.

Партийные вожди партии, стоящей у власти, являются, по выражению ученого, «фонографами Кокуса» и, следовательно, не могут иметь независимой позиции, с другой стороны они избавлены от личной ответственности за осуществляемую политику. Если партия находится у власти, то дискуссия в парламенте представляет собой формальность, поскольку все заранее решено в кокусе.

Острогорский М.Я. считал, что политические партии, вместо выполнения своей ключевой функции посредника между гражданским обществом и государством стали орудием реализации во властных структурах групповых интересов партийных элит. Его особую тревогу вызывала порожденная партийной дисциплиной деградация личностных качеств рядовых членов партий, утрачивающих, по его мнению, способность и волю к самостоятельному осмыслению политической реальности, превращенных в «колесики и винтики» партийных «машин». Аналогичные тенденции ученый прослеживал и в массовом сознании электората, вынужденного автоматически голосовать за партийных кандидатов, выступавших с малопонятными и противоречивыми программами. Сильную критику встретили практические предложения М.Я. Острогорского по преодолению кризисных явлений в демократических политических институтах и особенно предложение об отказе от партийной системы и замене ее весьма спорной и сложной для реализации на практике системой разнообразных групп интересов - менее заорганизованных и идеологизированных, более гибких и сосредоточенных на решении конкретных проблем общественной жизни.

Возражая ему, один из лидеров кадетов П.И. Новгородцев писал: «Столь же преувеличенными представляются нам надежды на возможные результаты преобразования партий, от которого некоторые писатели ожидают полного оздоровления политической жизни. Почтенный автор обширной монографии о современной организации партий г. Острогорский, изобразивший столь ярко действие партийного механизма в Англии и Америке, предлагает целый план реорганизации партий. Основная мысль этого плана заключается в том, чтобы партии утратили свой постоянный и тесно сплоченный характер и приобрели значение временных соединений для достижения определенных целей, по выполнении которых данные организации считали бы оконченным и свое дело, и свое существование. Мы не говорим уже о трудности установить границы для деятельности партий согласно проекту Острогорского: было бы в высшей степени затруднительно обосновать юридически запрещение действия союзов, не противных закону и мирно занимающихся политикой. Но независимо от этого, власть партийных соединений не изменяется от того, будут ли эти соединения временные или постоянные. В тот решительный момент, когда партии будут осуществлять свои задачи во время выборов и народных голосований, они все же будут действовать как сплоченные группы, повинующиеся партийной дисциплине. Проявляя действие свое в минуты наиболее напряженного общественного внимания, они тем вернее будут обнаруживать свою объединяющую и организующую силу».

Перу М.Я. Острогорского также принадлежит проект реформы политической системы в целом - «Организация публичной власти», свидетельствующий о том, что наилучшей формой правление ему представлялась парламентская республика. Вместе с тем ученый изложил в своем проекте комплекс «сдержек и противовесов» властного потенциала нижней палаты, являющийся в парламентских формах правления несущей конструкцией государства. Так, предусматривалось избрание главы государства, обладающего правом назначения министров, совместно обеими палатами парламента; предоставление обеим палатам права выносить вотум недоверия министрам; право главы государства единолично назначать судей; двухступенчатые выборы большинства членов верхней палаты, остальные сенаторы избирались «социальными, экономическими и иными» группами интересов. Участие политических партий в формировании органов власти не допускалось.

Автор проекта выступает как сторонник демократического типа политической системы, озабоченный, однако, проблемой устранения ряда факторов, дестабилизирующих эту систему, и прежде всего политических партий, овладевших техникой манипулирования массовым сознанием и профанирующих парламентскую деятельность. Стержневой идеей проекта являлось стремление смягчить противоречие между огромными возможностями влияния на государственные дела, которые появились у широких народных масс с развитием демократии, и их реальной готовностью делать это квалифицированно. Острогорский М.Я. решительно протестовал против «механического процесса» форсированного насаждения политических институтов, не имевших под собой основы в виде соответствующей массовой политической культуры - культуры толерантного взаимодействия свободных, рационально мыслящих индивидов, ориентированных на бескорыстное служение общественному благу.

___________________________

Основная библиография:

Сочинения: Демократия и политические партии. М., 1997; Наказ Государственной думы // Дума. 1906. 3 мая; Манифест 17 октября и Учредительное собрание // Наша жизнь. 1905. 15, 17 нояб.; Хронология русской истории. СПб., 1872; Хронология всеобщей и русской истории. СПб., 1873; Краткая хронология всеобщей и русской истории. СПб., 1873; История России для народных училищ; Учебник русской истории для III класса гимназий. СПб., 1891; Конституционная эволюция Англии в течение последнего полувека. Пг., 1916.



Литература: Медушевский А.Н. Острогорский и политическая социология ХХ века // Социологические исследования. 1992. № 8, 1993. №1; Его же. История русской социологии. М., 1993; Его же. Острогорский М.Я. // Общественная мысль России XVIII – начала ХХ века: Энциклопедия. М., 2005. С. 369-372; Ковалевский М.М. Наказ Государственной думы // Страна. 1906. № 12; Деятельность М.Я. Острогорского в первой Государственной думе. СПб., 1906; Степанюк С.И. Концепция политической партии в теоретическом наследии М.Я. Острогорского. Дисс. … к.полит.н. СПб., 2003.


Управление общественными и экономическими системами 2007 № 2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница