«Лягушки и жабы»



Скачать 76.31 Kb.
Дата29.07.2016
Размер76.31 Kb.
ТипКонспект


Гуо « Средняя школа № 157 г. Минска имени Алексея семёновича бурдейного»

Конспект урока по предмету «Человек и мир» 3 класс Тема: « Лягушки и жабы»







Подготовила: Учитель начальных классов Любимова Елена Валентиновна






Минск

2014


Тема: Лягушки и жабы

Цель: Формирование положительного отношения к жабам и лягушкам.

Задачи: формировать представление о жабе и лягушке, как особой группе животных – земноводные;

Создать условия для возбуждения чувства удивления уникальными особенностями их строения и образа жизни;

Содействовать осознанию второклассниками роли жабы и лягушки, которую они выполняют в природе;

Способствовать развитию умений описывать животных, объяснять и устанавливать взаимосвязи в природе, объяснять особенности строения животных в связи образом жизни, способом питания;

Продолжить развивать умение сравнивать.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Жабы и лягушки»,

таблица «Отличие жаб и лягушек»,

раздаточный материал: кластеры «Лягушка», «Жаба»; картинки животных,

учебник «Человек и мир».



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.



  1. Проверка домашнего задания.

- Отгадайте загадки.

1.Течет, течет - вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.


  1. Здесь куда не кинешь взор –

водный голубой простор.

В нем волна встает стеной.

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать.

- Река и море – это единственная среда обитания для каких животных?

- Как приспособлены рыбы к обитанию в водной среде, определите из следующих загадок.

1. У родителей и деток вся одежда из монеток.( чешуя)

2. И крылья есть, да не летает, ног нет да не догонишь. ( плавники)

3. В воде – жива, на суше – мертва. ( жабры)

- Определите рыб в их среду обитания – реку или море.

( У каждого ученика картинка с изображением рыбы. Кабинет поделен на 2 среды обитания: реку или море).



  1. Сообщение темы урока и постановка задач урока.


гуш

ба

ка

ля

жа
- О ком мы будем говорить сегодня на уроке, попробуйте определить, составив слова из рассыпавшихся слогов.
(Слайд 1)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о лягушках и жабах. Напишите на листочке слово, которое возникло в вашей голове при упоминании об этих животных.



(Результаты вывешиваются на доске. Выводы.)

Физминутка для глаз (Слайд 2)

- Более близкое знакомство с этими животными мы проведем по плану:



  • Разнообразие в природе. (Слайд 3)

  • К какой группе животных относятся?

  • Как отличить жабу от лягушки?

  • Польза или вред?

  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя: (Слайд 4)

Лягушки и жабы обитают почти во всех частях мира. Существует около 3 800 видов лягушек и жаб, свыше 300 из которых — жабы. Их семейство настолько разнообразно, что порой дивишься, когда знакомишься с их жизнью в разных уголках земного шара.

Выделяют три семейства: жабы, квакши и лягушки. (Слайд 5)

(Слайд 6)

Квакши самые мелкие из этих трех семейств. Умение летать — способность квакш таким образом спасаться от врагов. У них длинные, растопыренные пальцы с перепонками между ними. Эти лягушки-квакши умеют менять направление полета движением лап и планируют на расстояние до 12 метров.

(Слайд 7)

Семейство лягушек в размерах имеет большой разброс: самым маленьким земноводным на земном шаре является обитающая на Кубе лягушка, длина которой составляет 8,5-12 мм, а самой крупной является лягушка-голиаф, которая имеет общую длину с вытянутыми лапами 87см и весит 3,66 кг.

(Слайд 8)

"Обладатель самого ядовитого яда" Древолаз ужасный занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как обладатель самого ядовитого в мире яда, который в 20 раз сильнее яда других ядовитых лягушек. Взрослая лягушка содержит количество яда, достаточное для гибели 1500 человек. Яд в тысячи раз сильнее цианистого калия!

(Слайд 9)

Самая маленькая жаба — черногрудая жаба, обитающая в Африке.
Самая большая известная жаба — ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии.

Эвристическая беседа « Кто такие земноводные?».

-Лягушку и жабу называют земноводными. Как вы думаете почему? (Живут  на земле и в воде).

   - Значит, бобры, утки, черепахи – тоже земноводные? Они ведь тоже живут и на суше, и в воде! (ответы детей)

   - Чем покрыто тело названных животных?

(Тело жабы и лягушки покрыто только кожей.)

     -А почему природа не дала «одежды» лягушке и жабе?

( У них плохо развиты легкие, поэтому животные дышат через кожу. И не только дышат, но даже пьют тоже через кожу.)

     -Чтобы земноводным дышать было легче, кожа у них всегда влажная, она покрыта слизью. Эта слизь одновременно защищает животных от микробов. Кроме того, жидкость, испаряясь, охлаждает поверхность тела, защищает его от перегрева. Кстати, человек использовал лягушек в старину как «холодильник» - бросал их в жбан с молоком. И оно не прокисало.

     Так кто же такие земноводные? Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего «живущий двойной жизнью». Они могут жить и на суше, и в воде

Физминутка: 

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзья физкульт-привет!
 - А кто из вас встречался с лягушками и жабами в живой природе? А как вы определили, что перед вами лягушка или жаба?

Работа в группах . Работа с учебником.

(Чтение статьи в учебнике.)

Работа в группах. Составление кластера.


Способ передвижения

кожа

Место обитания

Чем питаются

конечности

Время охоты

Лягушка

(жаба)



Рассказы учащихся о животных. Заполнение таблицы.




лягушка

жаба

Где обитает?

водоем

суша

Какая кожа?

Гладкая, мокрая, скользкая

бугорчатая

Какие конечности?

длинные

Короткие, слабые

Как передвигается?

прыгает

ходит

Когда охотится?

день

ночь

Чем питается?

Мухи, комары, мошки, пауки, черви

слизняк

Подведение итогов: основные отличия жаб от лягушек.

-С незапамятных времен и у жаб и у лягушек плохая репутация: «От них бывают бородавки», «Ведьмы могут превратить людей в жаб и лягушек». Что же на самом деле можно сказать о лягушках и жабах? Давайте рассеем неправильные представления: вирусы, а не жабы, вызывают бородавки. А сказки остаются сказками, вымыслом и мифом. И хотя ведьмы действительно существуют, они не могут превратить человека в лягушку или жабу.

Жабы — друзья вашего огорода.

Жаба за три месяца может съесть до 10 000 вредных насекомых. Она неприхотлива в еде. В ее меню входят такие вредители растений, как сверчок, коконопряд, совка луговая, шелкопряд непарный и слизняк.

- Ребята, а как вы думаете, много ли врагов у жаб и лягушек?

- Нужно ли охранять этих животных?



  1. Подведение итогов:

- Вот и подошел к концу наш урок. И мне хочется проверить, насколько вы были внимательны, и предложить вам решить задачи про лягушек и жаб.

Логические задачи:

- Если бы проводились соревнования по бегу между лягушками и жабами, кто бы из них выиграл и почему?

- Одна подружка пожаловалась другой: «Жабы у нас на огороде всю клубнику объели!». В чем права девочка? Что делают жабы на грядке с клубникой?

  - Почему жабы и лягушки зимой спят?

- Почему лягушка может жить на суше, а окунь – нет?

- Можно ли увидеть, как пьет лягушка?

6. Домашнее задание.

Стр.82 – 88. 1 уровень: Отвечать на вопросы.


  1. уровень: Ответить на вопросы викторины.

7. Рефлексия:

- Оставьте свой значок напротив высказывания, которое наиболее соответствует вашему настроению в конце урока.



На доске записаны высказывания:

  • Я много узнал о лягушках и жабах.

  • Я изменил своё отношение к лягушкам и жабам.

  • Я беру жаб и лягушек под свою защиту.

  • И всё-таки они не очень полезные.

  • Я и так всё знал.

Литература:

    1. Человек и мир: 2 класс: Чудеса родного края: книга для чтения/ Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2009. – с. 120 – 124

    2. Человек и мир: 2 класс: Учебно-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с русским языком обучения /В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко, Т.А. Ковальчук. – 2-е изд. – Минск «Народная асвета», 2007. – 98с.

    3. Земноводные: серия: « Узнай мир».

    4. Земноводные. Пресмыкающиеся / С.Зуенок Р.Новицкий – Минск «Мастацкая літаратура», 2007.

    5. http://www.twin-lakes.ru/photo-reports?album=1&gallery=26

    6. http://petersburg.rfn.ru/

    7. http://bufodo.apus.ru/sculpt/piter.html

    8. http://www .dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biol...

    9. http://www. grefrog.ru





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница